Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика развития социально-значимых рынков
Тверской области
1. Рынок услуг дошкольного образования
По состоянию на 1 января 2017 года в тверском регионе зарегистрировано 101,7 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет (на 1 января 2016 года - 100,7 тыс. детей).
Дошкольным образованием охвачено 64,1 тыс. детей (74,2 %) (на начало 2016 года - 71,4 % от детей, зарегистрированных в Тверской области).
В целях обеспечения доступности дошкольного образования в Тверской области с 2013 по 2015 годы в рамках реализации федеральной программы по модернизации региональной системы дошкольного образования введено 6 705 дополнительных мест при плане 5 090 мест (введено 16 новых детских садов, капитально отремонтировано 99 детских садов). В 2016 году осуществлялись строительство, реконструкция и ремонт помещений дошкольных и образовательных организаций, размещение дошкольных групп на базе общеобразовательных школ и развитие вариативных форм организации дошкольного образования. Таким образом, введено 1 385 дополнительных мест (353 места - за счет строительства и капитального ремонта, 179 мест - за счет снижения норм СанПиН, 853 места в группах кратковременного пребывания детей).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" поставлена задача по обеспечению достижения к 2016 году 100 процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В Тверской области в 2015 году ликвидирована очередь детей в дошкольные организации в возрасте от 3 до 7 лет. В 2016 году сохраняется достижение 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и отмечено снижение очереди детей в возрасте до 3 лет (2016 год - 1 739, 2015 год - 1 762). Очередь в дошкольные организации для детей в возрасте до 3 лет сохраняется в 4 муниципальных образованиях Тверской области (г. Тверь - 1 638 детей, Конаковский район - 72 ребенка, Лихославльский район - 14 детей, Спировский район - 15 детей).
Показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет (отношение численности детей, охваченных дошкольным образованием, к сумме численности детей, охваченных дошкольным образованием, и численности детей, стоящих на очереди), на конец 2016 года составляет - 86,1 % (на 1 сентября 2016 года - 77,74 %).
По состоянию на 1 января 2017 года в Тверской области функционирует 7 частных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, на 390 мест (323 ребенка), из них для шести приняты меры государственной поддержки в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных организациях Тверской области осуществляется посредством предоставления данным учреждениям из областного бюджета субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) по утвержденным Правительством Тверской области нормативам.
Практически весь востребованный объем услуг дошкольного образования предоставляется муниципальными образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования, конкуренция на данном рынке слабая.
2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
В Тверской области проводятся мероприятия по организации и проведению оздоровительной кампании детей.
Система финансирования отдыха и оздоровления детей строится на привлечении средств из всех возможных источников: областного и местных бюджетов, средств организаций и родителей.
Организация отдыха и оздоровления детей в Тверской области осуществляется круглогодично. На данном рынке функционируют следующие организации:
23 загородные стационарные детские оздоровительные организации;
12 санаторно-оздоровительных организаций круглогодичного действия;
505 лагерей с дневным пребыванием, организованных на базах государственных, муниципальных образовательных и спортивных организаций;
44 палаточных лагеря.
По форме собственности детские оздоровительные организации Тверской области представлены следующим образом: 6 государственных организаций, 522 муниципальных организаций, 12 частных организаций.
В Тверской области организованными формами отдыха ежегодно охвачено около 79 тыс. детей, из них в частных организациях - около 5 тыс. детей.
Конкурентная среда в сфере услуг детского отдыха и оздоровления характеризуется доминированием организаций, находящихся в областной и муниципальной собственности. Барьером выхода на рынок негосударственных (немуниципальных) организаций отдыха и оздоровления детей являются высокие требования стандартов качества предоставляемой услуги, соответствие современным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам пожарной и антитеррористической безопасности, слабое программно-методическое и образовательно-воспитательное обеспечение, недостаточный уровень квалификации педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания воспитанников на отдыхе.
Министерство социальной защиты населения Тверской области является уполномоченным органом государственной власти Тверской области в сфере организации оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в рамках постановления Правительства Тверской области от 08.04.2014 N 192-пп "Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Тверской области" путем:
предоставления путевок в загородные лагеря детей, детские оздоровительные центры, детские дачи детям в возрасте от 4 до 17 лет включительно, сроком на 21 день (путевки приобретаются в лагеря, расположенные на территории Тверской области, в рамках конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством). Норматив расходов связанный с оплатой стоимостью путевки в загородные лагеря ежегодно утверждается постановлением Правительства Тверской области;
предоставления меры социальной поддержки путем оплаты стоимости пребывания детей в лагерях, организованных муниципальными общеобразовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха детей, в каникулярное время.
Министерством здравоохранения Тверской области ежегодно реализуется кампания круглогодичного оздоровления детей группы риска, закупаются путевки с учетом групп здоровья детей и показателей диспансеризации по профилям: заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата, психоневрологические заболевания, часто и длительно болеющие дети. В 2016 году были закуплены 6 703 путевки на общую сумму 120 311,7 тыс. рублей. В оздоровительной кампании 2016 года принимали участие 6 санаторных учреждений: АО Санаторий "Карачарово", ООО "Санаторий "Игуменка", ООО "Санаторий "Митино", ООО "Санаторий "Исток", ООО "Компьютерия", ООО "Санаторий "Валентиновка".
Круглогодичное оздоровление детей с установленным диагнозом проводится также в санаториях, находящихся в ведомстве Министерства здравоохранения Тверской области - государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Тверской области: для детей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания - детский санаторий "Радуга", детский санаторий "Прометей"; специализированных учреждениях: областной клинический психоневрологический санаторий "Новинки", "Вышневолоцкий психоневрологический санаторий N 1 для детей с ДЦП", "Митинский детский туберкулезный санаторий", "Детский противотуберкулезный санаторий N 2". Заезды детей осуществляются ежемесячно. В санаториях фтизиатрического профиля дети находятся до клинического выздоровления.
В санаториях, находящихся в ведомстве Министерства здравоохранения Тверской области в 2016 году пролечено 5 032 ребенка. На эти цели израсходовано 173 190,2 тыс. рублей.
3. Рынок услуг дополнительного образования детей
В Тверской области сеть дополнительного образования включает 172 учреждения, из которых 74 - в отрасли "Образование", 56 - в отрасли "Культура", 28 - в отрасли "Спорт" и 14 - негосударственные образовательные организации. В данных организациях насчитывается 79 920 воспитанников. Организация летнего отдыха детей представлена сетью загородных оздоровительных лагерей, всего 23 организации. В общеобразовательных организациях (школах) открыто 6 763 кружка и секции, где занимаются более 117 000 обучающихся.
Фактором повышения доступности программ дополнительного образования является тот факт, что сегодня эти программы реализуются не только на базе организаций дополнительного образования, но и на базе школ, музеев, иных организаций, имеющих соответствующие лицензии.
На сегодняшний день сеть организаций дополнительного образования детей в регионе не только сохранена, но и продолжает развиваться. Министерство образования Тверской области большое внимание уделяет сохранению доступности услуг дополнительного образования для школьников.
Кроме того, система дополнительного образования Тверской области осуществляет свою деятельность в соответствии с реализацией дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ по художественному направлению.
В Тверской области функционируют 64 организации дополнительного образования детей, в которых обучаются 17 417 детей. На базе общеобразовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам обучаются свыше 1 016 школьников.
В целях развития дополнительного образования детей, достижения целевых показателей охвата детей дополнительными общеобразовательными программами в Тверской области реализуются мероприятия по следующим направлениям: расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ; развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ; развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.
В связи с этим необходимо проведение работы по развитию государственно-частного партнерства как одного из путей повышения доступности, эффективности и качества услуг дополнительного образования детей.
В настоящее время в Тверской области действует 56 учреждений спортивной направленности, из них в отрасли "Образование" - 28, в отрасли "Физическая культура и спорт" - 28 (11 государственных спортивных школ, 44 муниципальные спортивные школы, 1 негосударственная спортивная школа). Все учреждения в равной степени представляют свои услуги на рынке дополнительного образования. Однако в учреждениях, реализующих программы спортивной подготовки, осуществляется индивидуальный отбор в соответствии с нормативами федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта. По стоянию на 1 января 2017 года в спортивных школах региона занимались 30 442 человека, тренировочный процесс обеспечивался работой 890 тренеров. Всего в спортивных школах Тверской области культивируется 57 видов спорта.
В системе спортивного образования на рынке Тверской области действует негосударственная спортивная школа - "Некоммерческое партнерство ДЮСШ борьбы "Олимп" (г. Тверь). По состоянию на 1 января 2017 года в данной школе под руководством 5 тренеров занимаются 675 детей. Воспитанники школы, являясь членами сборных команд Тверской области и Российской Федерации, успешно выступают на всероссийских и международных соревнованиях.
Развитие частного сектора дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта затруднено рядом факторов, главным из которых является отсутствие свободных объектов спортивной инфраструктуры, пригодных для проведения занятий на современном уровне. В настоящее время Комитетом по физической культуре и спорту Тверской области разрабатывается система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, предусматривающая, в том числе, оказание помощи региональным федерациям по видам спорта в реализации мероприятий по оказанию общественно полезных услуг по спортивной подготовке отдельных категорий граждан. Ожидается, что реализация запланированных мероприятий будет стимулировать развитие частного сектора дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
4. Рынок медицинских услуг
В целях создания условий для развития конкуренции на рынке медицинских услуг в Тверской области реализуется заявительный принцип включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, могут включаться в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной Программы обязательного медицинского страхования.
В 2016 году в рамках закона Тверской области от 02.02.2016 N 1-ЗО "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2016 год" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования включены 17 медицинских организаций частной формы собственности (всего 116 медицинских организаций).
В рамках закона Тверской области от 06.02.2017 N 1-ЗО "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования включены 19 медицинских организаций частной формы собственности (всего 117 медицинских организаций).
На территории Тверской области лицензию на осуществление медицинской деятельности имеют 960 медицинских организаций, из них 24 федеральные (2,5 %), 343 государственные (35,7 %) и 593 медицинские негосударственные (частной формы собственности) организации (61,8 %).
5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья
В целях создания системы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, социальной поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, на территории Тверской области работают 9 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее - реабилитационные центры) и Кашаровский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии (далее - Кашаровский детский дом-интернат), подведомственных Министерству социальной защиты населения Тверской области.
В реабилитационных центрах открыты 17 групп с дневным пребыванием на 10 мест для детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелой патологией, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, но имеющих реабилитационный потенциал. В реабилитационных центрах и в Кашаровском детском доме-интернате предоставляются следующие услуги: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, а также социальное сопровождение. Все виды социально-реабилитационных услуг в данных учреждениях оказываются бесплатно и носят заявительный характер.
На территории Тверской области также действуют общественные организации, которые оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, в которых эти дети воспитываются (Тверская областная общественная организация родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна "Мозаика", Тверская общественная организация "Дети-Ангелы" - Тверское региональное отделение Межрегиональной общественной организации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом и их родителей, Тверская региональная общественная организация родителей детей с кохлеарными имплантантами "Океан звуков", Тверское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" и др.).
В Тверской области функционирует государственное казенное учреждение "Тверской областной центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (далее - ППМС-центр), который в настоящее время является единственным в системе образования Тверской области. За 2016 год ППМС-центром оказана помощь 681 ребенку.
Особое место в деятельности ППМС-центра отводится системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям "группы риска". Консультативная и коррекционная помощь детям раннего возраста оказывается квалифицированными специалистами, прошедшими специальное обучение в рамках сотрудничества с Фондом помощи детям "Обнаженные сердца". На базе Центра функционирует Лекотека (психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами развития). В 2016 году ранней помощью было охвачено 227 детей.
Структурным подразделением ППМС-центра является Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - центральная ПМПК). Центральной ПМПК ежегодно обследуется свыше 2,3 тыс. детей.
Кроме того, на территории Тверской области осуществляют свою деятельность 13 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, в которых ежегодно обследуется свыше 2 тыс. детей.
Работа по развитию центров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дальнейшем будет продолжена.
6. Рынок услуг в сфере культуры
На территории Тверской области расположена широкая сеть общедоступных организаций культуры и искусства: 666 культурно-досуговых учреждений, 700 государственных и муниципальных библиотек, 5 государственных профессиональных театров, 1 государственная концертная организация, 64 детские школы искусств, 45 государственных и муниципальных музеев, Тверьгосфильмофонд.
Негосударственный (немуниципальный) сектор организаций культуры представлен профессиональными союзами, негосударственными культурными заведениями.
Количество посещений государственных и муниципальных учреждений культуры ежегодно составляет более 9 млн единиц.
Одной из основных задач развития конкуренции в Тверской области в сфере культуры является обеспечение социально-культурного развития региона, в первую очередь, путем создания условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации художественного образования и культурного досуга, реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, совершенствования взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, привлечения института государственно-частного партнерства в развитие социально-культурной сферы, повышения многообразия и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры Тверской области.
Для развития конкурентной среды в сфере культуры требуется развитие государственно-частного партнерства, а также наличие благоприятной инвестиционной политики в регионе, сохранение многопрофильной сети учреждений культуры, многообразие видов культурных благ и, соответственно, возможностей для реализации жителями региона своего творческого потенциала и удовлетворения потребностей в услугах культуры и интеллектуальном развитии, наличие квалифицированных специалистов, работающих в сфере культуры, способствующих реализации государственной политики в сфере культуры на территории Тверской области.
7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
Одним из приоритетов развития Тверской области является обеспечение конструктивного сотрудничества всех заинтересованных организаций и граждан в жилищном секторе, переход к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, созданию конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также созданию безопасных и комфортных условий проживания. Формирование конкурентных отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг является основным способом повышения их качества и снижения издержек на их предоставление.
На территории Тверской области расположены следующие объекты коммунальной инфраструктуры: 805 ед. котельных, 1 914 км тепловых сетей, 6 116,1 км водопроводных сетей, 2 474,9 км канализационных сетей, 60 477 км электрических сетей, 38 тысяч квадратных метров жилищного фонда.
В настоящее время на территории Тверской области осуществляют управление многоквартирными домами 287 управляющих компаний, 885 товариществ собственников жилья и 204 жилищно-строительных кооператива. Лицензирование управляющих компаний позволит повысить добросовестность компаний, а, соответственно, и качество услуг, эффективность расходования средств и ведения хозяйственной деятельности, обеспечить защиту собственников жилья.
Развитие конкуренции осуществляется во всех сферах обслуживания жилищного фонда: при выполнении работ по текущему содержанию жилья, проведении капитальных ремонтов, производстве специальных видов работ (обслуживание лифтов, сбор и вывоз бытовых отходов, уборка придомовых территорий).
В то же время на отдельных локальных рынках в пределах муниципальных образований Тверской области следует отметить низкий уровень конкуренции, что обусловлено наличием одного муниципального предприятия, выполняющего весь комплекс указанных работ.
8. Розничная торговля
Оборот розничной торговли в Тверской области по итогам 2016 года составил 214 151,9 млн рублей и снизился по сравнению с соответствующим периодом 2015 года на 5,0 % в сопоставимых ценах (за аналогичный период 2015 года снижение составляло 11,0 %). Уменьшение объема товарооборота розничной торговли вызвано снижением потребительского спроса населения на товары. Оборот розничной торговли в основном формировался за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность вне рынка (94,1 % оборота розничной торговли). Объем оборота торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей в 2016 году снизился по сравнению с 2015 годом на 4,0 % в сопоставимых ценах и составил 201 526,0 млн рублей (в 2015 году снижение составляло 11,0 %).
По информации органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, на 1 января 2017 года торговую деятельность в Тверской области осуществляли 13 955 предприятий, торговая площадь которых составляла 928,9 тыс. кв. м. За истекший год число торговых объектов снизилось на 2,2 % (на 318 единиц) в связи с закрытием в основном нестационарных торговых объектов (киосков, тонаров), при этом обеспеченность населения торговыми площадями увеличилась на 3,5 % как за счет открытия новых предприятий с большей торговой площадью, так и развития действующих торговых объектов. В частности, в 2016 году в муниципальных образованиях региона было открыто около 70 крупных и средних торговых объектов.
За период 2008 - 2016 годы обеспеченность населения Тверской области торговыми площадями возросла на 63,3 %: с 436 кв. м (2008 год) до 712 кв. м (2016 год) на 1 000 жителей, что выше на 48,6 % норматива минимальной обеспеченности населения Тверской области (479 кв. м на 1 000 жителей), установленного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 87-пп "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Тверской области площадью торговых объектов".
Наблюдалось снижение удельного веса товаров, проданных на рынках и ярмарках и переориентация населения на покупку товаров в магазинах. Объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках за январь - декабрь 2016 года составил 12 625,9 млн рублей, что ниже уровня аналогичного периода 2015 года на 11,0 % в сопоставимых ценах (за 2015 год снижение составляло 16,0 %). Доля товарооборота розничных рынков и ярмарок снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2016 года с 6,3 до 5,9 %.
По состоянию на 1 января 2017 года в реестр розничных рынков на территории Тверской области внесено 15 розничных рынков в 10 муниципальных образованиях региона, из них: 9 - универсальных рынков, 4 - сельскохозяйственных, 1 - сельскохозяйственный кооперативный, 1 - вещевой.
За 2016 год в 38 муниципальных образованиях Тверской области проведено 5 820 ярмарок, из них универсальных - 3 964, специализированных - 501 (в том числе 85 сельскохозяйственных), тематических - 106, выходного дня - 1 247, межрегиональных - 2.
На территории Тверского области осуществляют фармацевтическую деятельность 292 аптечные организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), из них 1 государственная аптека (областное государственное унитарное предприятие "Фармация"), 22 муниципальные аптеки и 269 частных аптечных организаций. В городе Твери осуществляют розничную торговлю фармацевтической продукции 68 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по области - 224. Всего на территории Тверской области функционируют 299 аптек, 297 аптечных пунктов и 1 аптечный киоск.
Анализ состояния и тенденций развития сферы торговли выявил ряд важных проблем:
- неравномерная территориальная доступность объектов торговли в пределах региона и низкая обеспеченность населения торговыми площадями в отдельных районах Тверской области. Во многом данная проблема существует из-за низкой привлекательности отдельных районов Тверской области для ведения бизнеса, обусловленной удаленностью от регионального центра, малочисленностью отдельных населенных пунктов, недостаточно развитой инфраструктурой (низкое качество или отсутствие дорог с твердым покрытием), отсутствием помещений или земельных участков, пригодных для открытия или строительства объектов торговли;
- недостаточная экономическая (ценовая) доступность товаров для населения, которая обусловлена падением потребительского спроса на товары в связи с ростом цен и неразвитой конкуренцией в отдельных районах, определенной низким предложением и высокими ценами на товары.
9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
В настоящее время межмуниципальная маршрутная сеть Тверской области насчитывает 212 маршрутов регулярных перевозок. Из них 152 межмуниципальных маршрута регулярных перевозок пригородного сообщения, 60 - междугородного.
Рынок имеет неоспоримо важное социальное значение. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов частные организации, индивидуальные предприниматели эффективно принимают участие в транспортном обслуживании населения, быстро перестраиваясь и принимая преобразования этого рынка, вызываемые изменениями в экономке, в том числе стоимости основных средств, энергоресурсов и востребованности производимых транспортных услуг.
Развитие конкуренции на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом ожидается за счет перехода к модели сочетания государственного заказа на пассажирские перевозки, имеющие социальное значение, и разумной либерализации коммерческих пассажирских перевозок (без регулирования тарифа) на основе положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с соблюдением баланса интересов перевозчиков и пассажиров за счет сохранения доступности транспортных услуг.
Доступность транспортных услуг напрямую зависит от развитости маршрутной сети и удобства расписаний, а также вида перевозок, установленных по маршрутам (с регулируемым/нерегулируемым тарифом).
Это означает, что доля рынка, отнесенная к перевозчикам в основном частной формы собственности, осуществляющим коммерческие перевозки, должна присутствовать, но не всегда иметь преобладающую часть, так как это влияет на управляемость системы пассажирских перевозок.
Доля негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в Тверской области на конец 2016 года составляла 64,2 %.
Доля межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, в общем количестве межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в Тверской области на конец 2016 года составляла 66,9 %.
10. Рынок услуг связи
В современных условиях отрасль "Связь" является одним из наиболее перспективных, быстро и динамично развивающихся базовых видов экономической деятельности, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. Одной из самых востребованных услуг связи как для населения, так и для юридических лиц стало предоставление услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи") государственным регулятором на рынке услуг связи является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и его подведомственные государственные органы - Федеральное агентство связи и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. На территории Тверской области более 20 компаний оказывают услуги проводного, беспроводного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В городских округах, административных центрах муниципальных образований региона, поселках городского типа и селах региона присутствуют основные операторы связи, оказывающие услугу широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет со скоростью не менее 1 (один) Мбит/сек следующие операторы: филиал ПАО "МТС" в Твери, Тверской филиал ПАО "Вымпелком", Северо-Западный филиал ПАО "Мегафон", Тверской филиал ПАО "Ростелеком", ООО Домашние компьютерные сети", ООО "ГигаЛинк", ООО "Аннет" и др. Инвестиционная привлекательность для развития телекоммуникационного бизнеса касается крупных населенных пунктов, в малочисленных населенных пунктах для обеспечения их современными качественными услугами связи рыночные механизмы уже не работают. Поэтому рынок услуг связи характеризуется высокой степенью конкуренции в городских округах и районных центрах (до 8 провайдеров). Общее количество населенных пунктов Тверской области составляет 9 584, с численностью населения по данным, Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2017 года, 1 296 799 человек. По результатам мониторинга, проведенного совместно с муниципальными образованиями Тверской области, выделено 4 126 населенных пункта, имеющих ограничения доступа по предоставлению услуг связи (из 371 населенного пункта, в которых сигнал сотовой связи отсутствует, в 268 в рамках федерального проекта "Универсальная услуга связи" установлены таксофоны. От остальных 103 населенных пунктов (в которых проживает от 1 до 9 человек) таксофоны согласно нормам Федерального закона от 27.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" находятся в часовой пешей доступности). Статистика показывает, что наибольшее количество человек, не обеспеченных услугами связи широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проживают в населенных пунктах с численностью до 500 человек. Решение данной проблемы осуществляется в рамках федерального проекта по устранению цифрового неравенства. На начало 2017 года Тверской филиал "Ростелекома" обеспечил волоконно-оптическими сетями для широкополосного доступа в интернет свыше 60 % всех домохозяйств региона, увеличив долю рынка по основным услугам.
В рамках реализации проекта "Устранение цифрового неравенства" построено 577 км линий связи с использованием волоконно-оптического кабеля к сельским населенным пунктам, установлено 78 точек (при плане - 176 точек) доступа WI-FI, что обеспечило возможность выхода в Интернет более 25 тыс. жителей населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек. В мае 2016 года Tele2 запустил в коммерческую эксплуатацию первую в России LTE-сеть на частотах 450 МГц в Тверской и Новгородской областях. Зона покрытия LTE-сети на частотах 450 МГц в регионе составила более 57 % территорий. Инновационность и преимущество сети LTE на частотах 450 МГц заключается в том, что абоненты смогут воспользоваться связью там, где ранее это было невозможно. Благодаря сетям LTE-450 высокоскоростной мобильный Интернет появился в населенных пунктах, где не решена проблема цифрового неравенства по причине того, что операторы связи не видят экономической целесообразности обеспечивать на этих территориях доступ к интернет-сервисам.
11. Рынок услуг социального обслуживания населения
Конкурентная среда в сфере услуг социального обслуживания населения характеризуется доминированием услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания. В целях создания условий для развития конкуренции на рынке социальных услуг в Тверской области реализуется заявительный принцип включения в реестр организаций социального обслуживания населения.
Действующая в Тверской области система социального обслуживания населения, сочетающая различные формы, виды и типы учреждений, включает в 2017 году 89 государственных бюджетных учреждений, предоставляющих государственные социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям с детьми, в том числе 3 дома-интерната общего типа, 8 психоневрологических интернатов, 37 комплексных центров социального обслуживания населения, при них 29 стационарных отделений для граждан пожилого возраста и инвалидов, 27 центров социальной реабилитации несовершеннолетних, 9 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями, 1 Областной центр помощи семье и детям, 1 Дом Милосердия, 1 Михайловский специальный дом-интернат, 1 Кашаровский детский дом-интернат, 1 Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (г. Торжок).
По состоянию на 1 января 2017 года отсутствуют негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере социальных услуг. На рынке социальных услуг конкуренция развита крайне слабо: поставщиками услуг до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" являлись государственные учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" подготовлена вся нормативно-правовая база для привлечения негосударственных организаций в сферу предоставления социальных услуг. Утверждены перечень предоставляемых услуг, порядок формирования реестра поставщиков, положение о размере и порядке выплаты компенсации поставщику социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Тверской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), в случае если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у такого поставщика. Вся необходимая информация для привлечения в сферу негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, размещена на сайте Министерства социальной защиты населения Тверской области.
Существующая в Тверской области нормативная правовая база, обеспечивает возможность участия социально ориентированных некоммерческих организаций в системе социального обслуживания населения. В законодательстве отсутствуют требования к некоммерческим организациям, дискриминирующие их по отношению к поставщикам социальных услуг, которые являются государственными или муниципальными организациями социального обслуживания.
В 2018 году планируется обеспечение участия в оказании социальных услуг 6 негосударственных организаций посредством предоставления субсидий юридическим лицам на оказание социальных услуг:
социальном обслуживании на дому (3 организации, 120 получателей);
предоставление стационарного места гражданам, находящимся без определенного места жительства (1 организация на 30 мест, 60 получателей);
сопровождаемое проживание инвалидов молодого возраста на дому (1 организация, 30 получателей);
предоставление социально-средовой реабилитации инвалидов (инвалидам по слуху) (1 организация, 1 150 получателей).
Необходимость развития управляемого рынка социальных услуг путем расширения доступа социально ориентированных негосударственных организаций в сферу социального обслуживания позволит:
повысить качество социального обслуживания населения и обеспечить широкий спектр предоставляемых услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей;
расширить региональную сеть организаций социального обслуживания (различных форм собственности), с последующей оптимизацией сети государственных учреждений социального обслуживания населения;
ввести дополнительные меры, обеспечивающие для населения Тверской области доступность услуг в сфере социального обслуживания (стационарозамещающие технологии, социальное такси, служба участкового социального работника, школа "Ухода за пожилыми и инвалидами", социальная гостиная для пожилых, специальный дом-интернат).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.