Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Региональная целевая программа "Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Тверской области на 2013-2018 годы" (далее - Программа) направлена на снижение и исключение вероятности возникновения на территории Тверской области очагов и распространения африканской чумы свиней (далее - АЧС) путем снижения в личных подсобных хозяйствах граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществляющих сельскохозяйственное производство на территории Тверской области, поголовья домашних свиней, обеспечение, путем организации производств по утилизации боенских отходов, сокращения поступления на индустриальные свиноводческие комплексы кормов, происходящих из мест, не имеющих соответствующего зоосанитарного статуса, и недопущения создания условий для бесконтрольного размножения дикого кабана, и имеет, таким образом, своей целью создание благоприятных условий для развития промышленного свиноводства в Тверской области.
1.1. Анализ ситуации с распространением африканской чумы свиней в свиноводстве Тверской области
Занос заболевания на территорию Российской Федерации зафиксирован в 2007 году в Северо-Кавказском федеральном округе.
По данным Федеральной службы Российской Федерации по ветеринарному и фитосанитарному надзору (по состоянию на 23.12.2013) на территории почти 30 субъектов Российской Федерации было отмечено 589 случаев выявления возбудителя африканской чумы, из которых 330 случаев - среди домашних свиней, 229 случаев - среди диких кабанов, 30 - на объектах, признанных впоследствии инфицированными.
В 2013 году вспышки АЧС регистрировались в 15 субъектах Российской Федерации - в Республике Северная Осетия - Алания, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Московской, Псковской, Ростовской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях, Краснодарском крае. Всего в 2013 году выявлено 187 неблагополучных объектов, в том числе в связи с заболеванием среди домашних свиней - 78, диких кабанов - 103, 6 объектов признаны инфицированными по АЧС.
В 2011-2013 годах Тверская область являлась неблагополучной по АЧС. На протяжении трех лет очаги АЧС неоднократно возникали как среди домашних свиней, так и в популяции дикого кабана.
В 2013 году в Тверской области среди домашних свиней зарегистрировано два неблагополучных пункта и два инфицированных объекта в двух районах области - Конаковском и Нелидовском. Среди диких кабанов зарегистрировано 13 инфицированных объектов в пяти районах - Ржевском, Кесовогорском, Кашинском, Калининском и Зубцовском.
Начиная с июля 2013 года на территории Тверской области не зарегистрировано случаев АЧС среди домашнего поголовья свиней, а с июля 2014 года - среди диких кабанов.
Все мероприятия по ликвидации очагов АЧС проводятся в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21.11.1980 и под контролем должностных лиц Управления Федеральной службы Российской Федерации по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям.
Правительством Тверской области принимается ряд мер, направленных на стабилизацию сложившейся ситуации с распространением АЧС. Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2016 N 435-пп "О государственной программе Тверской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Тверской области" на 2017 - 2022 годы" в целях уменьшения количества случаев возникновения очагов профилактируемых инфекций среди домашних животных, в том числе АЧС среди домашних свиней.
Распоряжением Правительства Тверской области от 22.03.2012 N 117-рп "Об утверждении комплексного плана мероприятий по профилактике африканской чумы свиней на территории Тверской области" утвержден перечень мер по профилактике и недопущению распространения АЧС на период угрозы, а также по ликвидации последствий возникновения очагов АЧС на период возникновения и распространения заболевания.
Постановлением Правительства Тверской области от 06.11.2012 N 672-пп утверждены Правила содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Тверской области, а в целях административного регулирования выполнения указанных Правил в закон Тверской области от 14.07.2003 N 46-ЗО "Об административных правонарушениях" внесены изменения в части установления наказания за их нарушение в виде штрафа размером до 5 тыс. рублей (закон Тверской области от 02.07.2013 N 50-ЗО). Контроль в данной сфере осуществляется Главным управлением "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области.
Введена система информирования населения по профилактике АЧС через средства массовой информации, проведение обходов граждан, распространение листовок, памяток, расклеивание плакатов, освещение проблемы АЧС в школах и профессиональных учебных заведениях.
Проводится систематический (ежемесячный) переучет имеющегося поголовья свиней, в котором задействованы администрации муниципальных образований Тверской области, Государственное казенное учреждение Тверской области "Центр развития агропромышленного комплекса Тверской области", учреждения, подведомственные Главному управлению "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области.
Для временного содержания животных и передержки грузов в случае выявления фактов перемещения живых свиней, а также продукции животноводства без ветеринарных сопроводительных документов определен перечень объектов для временного изолированного содержания животных и грузов, их захоронения, с собственниками таковых объектов Главным управлением "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области заключены соответствующие договора.
Благодаря проводимой работе имеет место значительное снижение поголовья свиней в личных подсобных хозяйствах граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В таблице 1 представлена динамика поголовья свиней во всех категориях хозяйств Тверской области за период с 2010 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 1
Поголовье свиней в хозяйствах Тверской области, тыс. голов
Категория хозяйства |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2017/2010, % |
Сельскохозяйственные организации |
134,2 |
188,0 |
160,4 |
155,2 |
205,4 |
408,2 |
523,8 |
576,4 |
429,5 |
Личные подсобные хозяйства |
20,6 |
16,7 |
6,0 |
2,0 |
1,8 |
2,4 |
3,1 |
3,0 |
14,6 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
5,6 |
5,4 |
1,7 |
0,9 |
1,1 |
1,6 |
1,2 |
1,6 |
28,6 |
ВСЕГО |
160,4 |
210,2 |
168,1 |
158,1 |
208,3 |
412,2 |
528,1 |
581,0 |
362,2 |
За анализируемый период поголовье свиней в личных подсобных хозяйствах граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах сократилось на 85,4 % и 71,4 % соответственно, в среднем по двум категориям снижение составило 78,4 %. Сохранение общего поголовья свиней обеспечивается благодаря его росту в сельскохозяйственных организациях, в первую очередь на крупных промышленных свинокомплексах.
Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области на постоянной основе осуществляются мероприятия по регулированию численности и миграционной активности дикого кабана на территории Тверской области, проводится выдача разрешений на добычу кабана в рамках любительской и спортивной охоты, налажено сотрудничество с охотхозяйствами.
По данным зимних маршрутных учетов, представленным в таблице 2, за анализируемый период численность дикого кабана сократилась в 7,9 раза.
Таблица 2
Численность дикого кабана в Тверской области, голов
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2017 г. к 2011 г., % |
Численность дикого кабана (по данным ЗМУ) |
24 712 |
15 952 |
2 500 |
1 613 |
1 922 |
3 228 |
3 123 |
12,6 |
Осуществляются мероприятия по 100 % отбору проб на АЧС от добытых диких кабанов при отстреле в целях регулирования численности в рамках мониторинга и при обнаружении павших кабанов.
План государственного эпизоотического мониторинга патологического материала в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Тверская межобластная ветеринарная лаборатория" на 2017 год выполнен на 100 %, всего исследовано 378 проб от диких кабанов. В 2016 году было исследовано 717 проб.
В 2015-2017 годах случаев заболевания АЧС среди диких кабанов не зарегистрировано.
За 2017 год в рамках эпизоотического мониторинга всего исследовано на АЧС 10 757 проб среди домашних свиней. За аналогичный период прошлого года исследовано 8 005 проб.
В 2014-2017 годах заболеваемость АЧС среди домашних свиней в Тверской области отсутствует.
Структура поголовья свиней в хозяйствах различных категорий Тверской области представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура поголовья свиней в Тверской области
Категории хозяйств |
Поголовье свиней по состоянию на 01.01.2018, тыс. голов |
Доля в общем поголовье, % |
Сельскохозяйственные организации |
576,4 |
99,2 |
Личные подсобные хозяйства |
3,0 |
0,5 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
1,6 |
0,3 |
ВСЕГО |
581,0 |
100,0 |
Как видно из таблицы 3 основная доля поголовья свиней, а, следственно, и производства свинины сосредоточена в сегменте сельскохозяйственных организаций и приходится на индустриальные свиноводческие предприятия.
Инвестиционная активность в отрасли сельского хозяйства Тверской области сосредоточена в основном на реализации инвестиционных проектов в области свиноводства. В таблице 4 перечислены основные действующие объекты и планируемые к реализации проекты по развитию свиноводства.
Таблица 4
Основные действующие объекты и планируемые к реализации на территории Тверской области проекты по свиноводству
Наименование предприятия |
Район |
Фактическое поголовье на 01.01.2018, тыс. голов |
Проектная мощность, тыс. голов |
Прогноз производства (реализации) свиней на убой (в живом весе), тыс. тонн |
АО племзавод "Заволжское" |
Калининский |
121,969 |
120,000 |
25,500 |
АО "Агрофирма "Дмитрова Гора" |
Конаковский |
212,928 |
168,000 |
47,784 |
ООО "Коралл" |
Бежецкий |
238,114 |
540,000 |
53,000 |
ООО "Тимирязево" |
Калязинский |
2,180 |
2,500 |
0,200 |
ООО "СПК Улинский" |
Западнодвинский |
0,147 |
0,200 |
0,010 |
СПК "Сельское" |
Торопецкий |
0,331 |
0,200 |
0,022 |
Всего |
575,669 |
830,900 |
126,516 |
На стадии планирования и проектирования объектов промышленного свиноводства предусматривается, что по зоосанитарному статусу свиноводческие хозяйства и объекты по убою, переработке и хранению свиней будут отнесены к III и (или) IV компартмантам.
С учетом сложившейся структуры свиноводства и доли крупных промышленных предприятий в производстве мяса свинины существуют объективные предпосылки для перевода всего имеющегося свиноводства на промышленную основу, что позволит достичь уровня самообеспеченности региона по производству скота и птицы на убой за счет роста поголовья и реализации свиней на убой, а также обеспечить снижение себестоимости производства и, соответственно, конечной цены свинины на потребительском рынке за счет снижения рисков, связанных с обеспечением ветеринарного благополучия Тверской области по особо опасным заболеваниям сельскохозяйственных животных, в том числе по АЧС.
1.2. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности реализации программных мероприятий
Несмотря на комплекс проводимых мероприятий по недопущению распространения АЧС эпизоотическая ситуация по данному заболеванию в регионе остается крайне напряженной. Так, в 2012 и в 2013 годах, несмотря на принимаемые беспрецедентные меры по обеспечению ветеринарной безопасности очаги распространения АЧС возникали на крупных промышленных свиноводческих площадках - АО племзавод "Заволжское" Калининского района и АО "Агрофирма "Дмитрова Гора" Конаковского района. В 2014 году территория муниципального образования "Кашинский район" была признана инфицированным объектом по АЧС.
Закрытие сельскохозяйственных предприятий из-за угрозы возникновения АЧС или вследствие возникновения очагов АЧС неминуемо повлечет за собой ликвидацию рабочих мест и сокращение занятости населения, что вызовет социальную напряженность, дополнительный отток сельского населения, потребует дополнительных затрат средств бюджета на обеспечение социальных гарантий безработных граждан.
Учитывая особенности распространения вируса АЧС каждая голова восприимчивого к заболеванию вида - домашняя свинья или дикий кабан, которая потенциально может быть инфицирована возбудителем заболевания, несет в себе опасность возникновения нового очага распространения АЧС, то есть дальнейшего распространения заболевания посредством вбрасывания больным животным в окружающую среду миллиардов геномов вируса.
Решением, которое могло бы позволить сохранить свиноводство как отрасль животноводства, является создание на всех объектах свиноводства зоосанитарных и ветеринарных условий, исключающих возможность заноса возбудителя АЧС на такой объект и создание производств по утилизации отходов боен.
В личных подсобных хозяйствах граждан и не крупных крестьянских (фермерских) хозяйствах возможность выполнения полного комплекса мер по обеспечения зоосанитарной защиты, соответствующих требованиям для присвоения им компартмантов III и (или) IV отсутствует.
В этой связи обоснованным является ликвидация поголовья домашних свиней в хозяйствах с компартментом ниже III, а также полное уничтожение дикого кабана в естественной среде обитания.
Реализация Программы будет способствовать развитию свиноводства на промышленной основе в сельскохозяйственных организациях Тверской области, обеспечит благополучие региона по АЧС, что в свою очередь будет способствовать беспрепятственному вывозу продукции свиноводства за пределы Тверской области, сделает регион более привлекательным для потенциальных инвесторов в части реализации на его территории инвестиционных проектов по свиноводству, позволит не допустить сокращения рабочих мест на сельскохозяйственных предприятиях из-за угрозы возникновения АЧС или вследствие возникновения очагов АЧС на объектах свиноводства.
Прямой ущерб, понесенный областным бюджетом Тверской области в 2011 - 2014 годах только в связи с выплатой компенсаций за отчужденное поголовье свиней и изъятую продукцию свиноводства при ликвидации очагов распространения АЧС составил 64,5 млн. рублей. Динамика затрат в связи с выплатой компенсаций приведена в таблице 5.
Таблица 5
Размер ущерба, связанного с ликвидацией очагов АЧС на территории Тверской области, млн. рублей
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Всего |
Объем выплаты владельцам свиней и продукции свиноводства в виде компенсации за отчужденное свинопоголовье и изъятую продукцию свиноводства |
9,6 |
27,4 |
27,3 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
64,5 |
С 2012 года размер недополучения налоговых доходов областного бюджета Тверской области составляет порядка 20,0 млн. рублей ежегодно.
Объем средств областного бюджета, необходимых на профилактические мероприятия по предупреждению распространения АЧС на территории региона, то есть на реализацию мероприятий Программы на весь срок ее реализации на порядок меньше объема, затраченного на ликвидацию последствий возникновения очагов распространения АЧС на территории региона.
В целях противодействия распространению африканской чумы свиней важное значение приобретает решение проблемы утилизации отходов боен. Строительство современных боен, оснащенных холодильными мощностями, высокотехнологичным оборудованием по переработке отходов, очистными сооружениями, эффективной системой обеззараживания и стерилизации отходов боен позволит перерабатывать все отходы убоя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.