Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Духовно-нравственное воспитание детей
20. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры личности и предполагает приобщение обучающихся к гуманистическим, общечеловеческим и национальным ценностям. Нравственная культура характеризует степень освоения обучающимися морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми, выражается в потребности в нравственном самосовершенствовании.
21. Система духовных ценностей, определяющих содержание и направленность нравственного развития детей в процессе социализации, включает:
а) ценности семьи (поддержка традиций семьи, обеспечение взаимопонимания между родителями и детьми, ощущение детьми защищенности в различных жизненных ситуациях, сохранение устойчивых семейных отношений, освоение домашних обязанностей, проявление любви к близким людям, чуткости, сочувствия, тактичности в отношениях с ними);
б) ценности труда (качественное выполнение трудовых действий, уважение к труду, к профессиональной деятельности родственников, освоение разнообразных видов труда, поддержка совместного труда, переживание удовлетворенности результатами совместного труда);
в) ценности бережного отношения к продуктам материальной и духовной культуры (к моральным нормам и образцам поведения, национальным традициям и обычаям, фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость);
г) ценности знания и понимания отечественной истории (сохранение традиций, обычаев народов, населяющих Россию, Тверскую область, гордость за достижения прошлых поколений, уважение и сопереживание подвигу героев, стремление сохранить связь поколений, воспринять жизненный опыт выдающихся людей);
д) нравственные ценности культуры сотрудничества, заботы о людях (проявление честности, милосердия, правдивости, искренности, доброжелательности, отказ от причинения зла другим людям, совестливость, чувство долга, ответственности, справедливости, терпимости).
22. Необходимые условия:
а) нравственно благоприятная среда в организациях образования, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса;
б) накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках обучающихся;
в) педагогическая поддержка ребенка в духовно-нравственном самосовершенствовании;
г) заинтересованность всех участников Стратегии: институтов гражданского общества, семьи, образовательных организаций, общественных организаций, организаций дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных организаций в развитии духовно-нравственного потенциала личности ребенка;
д) материально-техническая база для организации процесса воспитания и образования в образовательных организациях.
23. Учет возрастных особенностей в процессе духовно-нравственного воспитания детей:
а) у обучающихся по образовательным программам дошкольного образования - формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения; обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм: совестливость, благодарность, бескорыстие;
б) у обучающихся по образовательным программам начального общего образования - освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми, сотрудниками образовательных организаций; формирование ценностного отношения к труду;
в) у обучающихся по образовательным программам основного общего образования - приобщение к гуманистическим ценностям: милосердию, дружбе, товариществу; нравственное самосовершенствование;
г) обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования - освоение системы нравственных ценностей, укрепление моральных и этических норм общества.
24. Условия организации духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов с учетом особенностей Тверской области:
а) создание единого социально открытого пространства среди педагогического сообщества и родителей;
б) формирование кадрового педагогического резерва для образовательных организаций; повышение профессионального и методического мастерства педагогов;
в) систематическое обновление и совершенствование учебной и методической литературы; создание банка методических разработок по организации духовно-нравственного воспитания обучающихся; организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.