Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II.
Характеристика проблем духовно-нравственного воспитания
и актуальность Стратегии
9. Одной из особенностей современной эпохи является не только формирование нового человека, но и поиск новых форм и методов воспитания и просвещения человека, которые будут способствовать формированию духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Осуществляемая государственная социальная политика, направленная на тесное сотрудничество социальных институтов разных уровней, указывает на новые принципы организации духовно-нравственного воспитания, утверждая гуманистическую и демократическую ориентацию.
Главным фактором и ресурсом обновляющегося общества выступают духовность и нравственность. Духовность является внутренним источником активности личности, определяет устойчивость жизненного пути человека, потребность в познании самого себя, мира, смысла жизни.
Основной негативной тенденцией в развитии современного российского общества является духовно-нравственный кризис, поразивший значительную часть населения страны. Он проявляется в коммерциализации культуры, бездуховной индустрии развлечений, подмене духовно-нравственного наследия псевдокультурными суррогатами. Происходит рассогласование и изменение ценностных ориентаций в детской и молодежной среде.
Социальный фон духовно-нравственного воспитания детей продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума. Социализация детей в нынешнем веке происходит в качественно иных условиях материальной и духовной жизни, что ведет к отрицанию ими опыта родителей. Усугубление кризиса семьи снижает ее нравственно-воспитательный потенциал: интенсивная информатизация общества кардинально перестраивает воспитательное пространство, процесс духовно-нравственного становления личности, влияет на психологию взаимодействия личности с окружающим миром.
В современном обществе назрела необходимость решения стратегических задач:
а) повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания детей;
б) усиление воспитательного потенциала всех социальных институтов;
в) координацию действий федеральных органов исполнительной власти в Тверской области, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в пределах своих полномочий, институтов гражданского общества, образовательных организаций различных форм собственности и типов, традиционных религиозных организаций и иных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие целостного духовно-нравственного мировоззрения на основе отечественных культурных традиций и духовных ценностей в целях формирования высоких моральных качеств у детей в Тверской области, граждан в Тверской области.
10. Общероссийские тенденции характерны для Тверской области. Решение задач воспитания требует принципиального пересмотра традиционных положений в области целей, задач и содержания деятельности различных структур социальной сферы Тверской области.
11. Экспертный анализ существующей системы воспитания в Тверской области, проведенный совместно с органами государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, институтами гражданского общества, образовательными организациями различных форм собственности и типов, традиционными религиозными организациями, родительским сообществом позволил выявить сильные и слабые стороны, возможности и факторы, влияющие на недостаточный уровень системы духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области.
12. Сильные стороны:
а) Тверская область имеет достойное историческое прошлое;
б) к настоящему времени накоплены значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень развития в части создания эффективной системы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей;
в) духовно-нравственное и патриотическое воспитание определены как приоритетные направления деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций образования, культуры, молодежной политики, социальной защиты населения Тверской области;
г) система духовно-нравственного воспитания строится на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения интегрированности современных механизмов воспитания.
В регионе сложился определенный опыт духовно-нравственного и социального развития личности ребенка путем приобщения к патриотическим, культурно-историческим традициям региона, России. Развито сотрудничество с традиционными религиозными организациями в решении актуальных задач духовного и нравственного возрождения. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации граждан, укреплении солидарности, повышении уровня доверия человека к обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Посредством создания единого регионального социально-воспитательного пространства, ориентированного на традиционные культурные ценности, осуществляется процесс воспитания развитой личности, способной сберечь и преумножить лучшие традиции своего народа.
13. Слабые стороны:
а) региональная система воспитания недостаточно подготовлена к новым вызовам времени, нуждается в преобразовании и формировании единого воспитательного пространства;
б) недостаточный уровень межведомственного взаимодействия в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей;
в) недостаточный уровень ценностно-мировоззренческих компетенций в семье и низкий уровень педагогической культуры родителей;
г) недостаточный уровень готовности педагогического сообщества к внедрению новых технологий воспитательной работы с детьми в условиях глобальных вызовов современности;
д) отсутствие системного подхода, непрерывности в духовно- нравственном воспитании детей.
14. Возможности:
а) вопросы развития системы воспитания отнесены к особо значимым для Правительства Тверской области;
б) внедрение новых форм и методов контроля качества воспитания;
в) интеграция с глобальным образовательным пространством на всех его уровнях.
15. Факторы, влияющие на недостаточный уровень системы духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области:
а) несовершенство нормативного правового сопровождения системы воспитания;
б) невысокий уровень стимулирования воспитательной деятельности на уровне образовательных организаций;
в) отток кадров из образовательных организаций;
г) недостаточное количество классных воспитателей и низкий уровень стимулирования ориентации на результат среди действующих заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей.
16. Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда ценностно-мотивационных и социальных факторов, определяющих результативность современной системы воспитания и перспектив ее развития:
а) возрастающими требованиями к воспитанию как к эффективному социальному институту;
б) сложностью и противоречивостью динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенностей ее функционирования и развития;
в) объективной потребностью в формировании целостной системы эффективного социально-педагогического сопровождения воспитания обучающихся, отражающей новые условия и особенности социокультурного развития;
г) новыми возможностями развития системы воспитания, открывающимися в результате оптимального использования имеющегося в Тверской области потенциала педагогических и управленческих кадров, уровня их компетенций, а также возможностями интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни региона, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем воспитания подрастающего поколения;
д) необходимостью усиления институтов гражданского общества, образовательных организаций различных форм собственности и типов, традиционных религиозных организаций и иных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие целостного духовно-нравственного мировоззрения на основе отечественных культурных традиций и духовных ценностей в целях формирования высоких моральных качеств у детей в Тверской области, граждан в Тверской области в решении задач воспитания, формирования у детей социальных компетенций и гражданских установок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.