Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Регламент
деятельности при непосещении несовершеннолетним образовательного учреждения
Регламент разъясняет порядок ведения учета несовершеннолетних, не посещающих либо систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
Одним из главных направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учет учащихся, не посещающих либо систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия. Задача каждого образовательного учреждения обеспечить права несовершеннолетних на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения.
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными нормативно-правовыми актами образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования:
* выявляют несовершеннолетних, не посещающих либо систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;
* ведут учет несовершеннолетних, не посещающих либо систематически пропускающих занятия в образовательном учреждении по неуважительным причинам;
* выявляют предпосылки и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным причинам;
* осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся и вовремя информируют органы управления образованием и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП) о детях, прекративших либо уклоняющихся от обучения.
1.2. В Регламенте используются последующие понятия:
Несовершеннолетний, не посещающий или систематически пропускающий по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях (далее - Прогульщик).
Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих либо систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях - это система личных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые ориентированы на выявление и устранение обстоятельств и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.
2. Организация работы по учету детей в государственных образовательных учреждениях
2.1. Каждодневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае пропуска от 1 до 3 дней занятий и/либо отдельных уроков, суммарное количество которых равно указанным величинам, классные руководитель узнает предпосылки отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной предпосылки и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за поведением малыша и посещаемостью школьных занятий.
Кроме беседы рекомендуется провести индивидуальную консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения предпосылки прогулов. При всем этом нужно взаимодействовать с родителями для совместных усилий по устранению выявленных обстоятельств.
2.2. Если родители не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия, нужно посетить такового ученика на дому вместе с представителями КДН и ЗП. Посещение поможет узнать условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, также найти, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.
Если понятно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения данной семьи сотрудника КДН и ЗП либо инспектора органа внутренних дел (далее - ОВД).
В случае если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (товарищи по школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних (ОВД по месту жительства учащегося) для установления нахождения учащегося и его родителей.
2.3. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от собственных обязанностей по воспитанию и получению несовершеннолетними основного общего образования.
2.4. В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и воплощения более жесткого контроля.
2.5. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования такового учащегося, следует тщательно в письменном виде проинформировать КДН и ЗП.
В случае если родители (законные представители) не исполняют собственных обязанностей по воспитанию, обучению и (либо) содержанию несовершеннолетних и (либо) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними, нужно в письменном виде проинформировать подразделение по делам несовершеннолетних ОВД (п. 1. ст. 21 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
2.6. В целях обеспечения реализации права людей на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности образовательных учреждений Тверской области за полный охват несовершеннолетних общим образованием и сохранение контингента обучающихся, образовательное учреждение должно осуществлять ведение документации по учету и движению учащихся.
Очень важно, чтоб ребенок не "потерялся" между 2-мя школами (образовательными учреждениями), уйдя из одной и так и не попав в другую. При переводе учащегося из одной школы в другую, принимающая школа должна подтвердить письменно свое согласие о его зачислении. В этом случае контроль за продолжением обучения несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающего образовательного учреждения.
3. Основания для постановки на внутришкольный учет
3.1. На внутришкольный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, также за долгое непосещение образовательного учреждения без уважительной предпосылки.
3.2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего либо долгое время не посещающего учебные занятия в образовательном учреждении заводится учетная карта и формируется индивидуальная программа по профилактической работе с данным ребенком.
3.3. В карту учета заносятся сведения о несовершеннолетнем и условиях его проживания, об индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах, принятых образовательным учреждением.
3.4. Информация о непосещающих общеобразовательное учреждение направляется в орган образования в соответствии с положением об организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, принятым муниципальным органом образования.
С момента подачи данной карты учета, сведения о несовершеннолетнем вносятся в банк данных окружной Комиссии, что свидетельствует о постановке обучающегося на учет в управлении образования.
3.6. Сведения об обучающихся, не посещающих либо систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, предоставляются органом образования муниципального образования региона в Министерство образования Тверской области по установленной форме и в установленные сроки.
3.7. Руководители образовательных учреждений и органов образования в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверность сведений о несовершеннолетних, не обучающихся либо прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
3.8. Информация по учету несовершеннолетних, сведения о которых направлены в органы образования, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем её конфиденциальность.
4. Организация ведения профилактической работы
4.1. Ответственность за полный охват детей и подростков обязательным средним (полным) общим образованием и сохранением контингентов обучающихся до окончания ими образовательного учреждения, также явка учащихся на учебные занятия возложена на органы государственной власти и местного самоуправления и образовательных учреждений Тверской области.
4.2. При планировании профилактической работы нужно учитывать, что согласно ст. 9, 14 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" образовательное учреждение должно информировать учреждения и органы системы профилактики в согласовании с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, также о принятых школой мерах.
4.3. Количество обращений школы в органы и учреждения системы профилактики в целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению не ограничено. При всем этом следует запрашивать письменные ответы.
4.4. При необходимости перевода несовершеннолетнего в вечернюю школу, общеобразовательное учреждение начального (среднего) профессионального образования следует известить орган образования.
4.5. Со всеми обучающимися, находящимися в внутришкольном учете, проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение либо уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:
* неизменный, каждодневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;
* организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению обстоятельств пропусков учебных занятий;
* организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ;
* ликвидация пробелов в познаниях обучающихся;
* своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих учебные занятия, также на родителей, препятствующих обучению либо уклоняющихся от воспитания и обучения собственных детей.
5. Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных
обстоятельств
5.1. Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием эффективной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.
Нельзя оставлять без внимания ни одного пропуска без уважительной причины. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь лишь контролем за успеваемостью, нужно всеми возможными методами устранить условия и предпосылки срывов в их поведении и прекращения прогулов.
5.2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является принципиальным условием в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него возникает психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает программу предстоящего материала, чувствует себя ненужным на уроке.
5.3. Организация досуга учащихся, вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа, - являются важными направлениями воспитательной деятельности, содействуют заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.
5.4. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, конфликтов в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить с родителями и детьми. К этой работе следует привлекать школьного психолога, социального педагога, применять опыт работы психологов и социальных педагогов учреждений социальной защиты для нормализации отношений в конфликтных семьях.
5.5. Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, сотрудниками ОВД, органами опеки и попечительства, специалистами социальной защиты населения, родительской общественностью и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.