Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Алгоритм (регламент) работы
органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними, уклоняющимися от прохождения обследования и лечения в наркологической службе
За появление в общественных местах в состоянии опьянения в соответствии со статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к административной ответственности привлекаются несовершеннолетние.
На стадии подготовки к рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, предусмотренных ст. 20.22 КоАП РФ, необходимо точное установление факта состояния опьянения несовершеннолетнего. Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, результаты которого зафиксированы в акте, является одним из доказательств по данному составу. Обязательным оно не является. Состав может доказываться, в том числе показаниями свидетелей, из которых следует, что лицо находилось в состоянии опьянения (в показаниях должны быть описаны внешние признаки опьянения). В протоколе отражаются признаки состояния опьянения подростка, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность (неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение; грязная, мокрая одежда и т.д.).
За нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в состоянии опьянения, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия) к административной ответственности привлекает законных представителей несовершеннолетних.
При подготовке дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.22 КоАП РФ, комиссия должна учитывать, что речь идет о доказывании вины родителей, а не несовершеннолетнего. Родители подлежат ответственности за действия своего ребенка, а точнее за то, что допустили такое поведение ребенка. В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними. Ответственность за соблюдение несовершеннолетними лицами правовых норм, общественного порядка несут их законные представители: родители, усыновители, опекуны, попечители. Употребление алкогольной продукции несовершеннолетними говорит о низком уровне воспитания со стороны родителей (законных представителей), отсутствии заботы о физическом и психическом здоровье детей.
Для того, чтобы установить вину родителей, доказыванию подлежит: состояние алкогольного опьянения и наличие данного состояния у конкретного несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет; факт распития алкогольной или спиртосодержащей продукции (с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции в общественном месте); факт потребления наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Необходимо доказать либо одно из перечисленных действий, либо их совокупность. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссия организует комплекс мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Часть 1 ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Субъект правонарушения по ч. 1 данной статьи - физическое лицо (гражданин РФ), достигшее 16-летнего возраста. Факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, должен быть подтвержден (помимо протокола об административном правонарушении) справкой медицинской организации о наличии в организме правонарушителя следов потребления наркотического средства (психотропного вещества), рапортом уполномоченного сотрудника полиции, протоколом об административном задержании. Привлечение физического лица к административной ответственности является превентивной мерой, направленной на сохранение его здоровья путем раннего выявления заболевания наркоманией, предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.
С несовершеннолетними, привлеченными к административной ответственности за употребление алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ), по направлению комиссии проводится профилактическая работа и оказывается необходимая помощь представителями всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках их компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия в течение 7 дней после принятия решения о привлечении к административной ответственности за употребление алкоголя или других ПАВ несовершеннолетними направляет информацию об указанной категории несовершеннолетних в субъекты профилактики правонарушений:
- подразделения полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН);
- образовательные организации, в которых данные несовершеннолетние проходят обучение;
- для несовершеннолетних в районах области - в ЦРБ.
Указанные категории несовершеннолетних ставятся на профилактический учет в ПДН, на внутришкольный учет образовательных организаций. Психиатры-наркологи используют полученную информацию при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних. При добровольном обращении несовершеннолетних к психиатру-наркологу им оказывается необходимая медицинская помощь в соответствии с приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 г. N1034н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ".
Согласно п. 4.2. порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Тверской области сотрудниками ПДН и наркологических кабинетов ежеквартально проводятся сверки данных по несовершеннолетним, привлеченным к административной ответственности за употребление алкоголя и других ПАВ, и состоящих под наблюдением психиатра-нарколога.
См. Постановление Правительства Тверской области от 25 января 2018 г. N 5-пп "О Положении о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Тверской области и типовом положении о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Тверской области"
В случае обнаружения неявки несовершеннолетних, уклонения от приема к психиатру-наркологу по направлению комиссии и/или других субъектов профилактики в течение 3 месяцев с момента вынесения постановления комиссией информация о данных лицах направляется врачом в комиссию для координации и обеспечения информационно-разъяснительной работы представителями субъектов профилактики по повышению мотивации к обращению за медицинской помощью и ведению здорового образа жизни несовершеннолетних:
1. Специалисты комиссий:
- проводят анализ о местах обучения несовершеннолетних, уклоняющихся от лечения и наблюдения;
- информируют представителей субъектов профилактики о лицах, уклоняющихся от медицинской помощи;
- инициируют проведение межведомственных рейдов по месту проживания указанной категории несовершеннолетних и их родителей (законных представителей);
- проводят мотивационно-профилактические беседы с указанной категорией несовершеннолетних и их родителями (законными представителями) в ходе индивидуальных и межведомственных рейдов.
2. Инспектор ПДН:
- совместно с наркологическими кабинетами организуют консультации несовершеннолетних психиатром-наркологом непосредственно в ПДН с соблюдением необходимых требований законодательства;
- проводит мотивационно-профилактические беседы с указанными категориями несовершеннолетних и их родителями (законными представителями) в ходе индивидуальных и межведомственных рейдов.
3. Специалисты образовательных организаций (социальные педагоги, педагоги - психологи и другие)проводят мотивационно-профилактические беседы с указанными категориями несовершеннолетних и их родителями (законными представителями), а также мероприятия предусмотренные планом (программой) индивидуальной профилактической работы или индивидуальной программой реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетнего, находящиеся в их компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.