Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Собрания депутатов
Калязинского района "Об утверждении Стандарта финансового
контроля Контрольно-счетной палаты МО "Калязинский район" СФК-05
"Требования к проведению экспертизы муниципальных программ
Калязинского района Тверской области""
от 19 сентября 2018 года N 282
Контрольно-счетная палата
муниципального образования "Калязинский район"
Стандарт финансового контроля СФК-05
"Требования к проведению экспертизы муниципальных программ
Калязинского района Тверской области"
г. Калязин
2018
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты МО "Калязинский район" СФК 05 "Требования к проведению экспертизы муниципальных программ Калязинского района Тверской области" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", положением о Контрольно-счетной палате муниципального образования "Калязинский район", утвержденным решением Собрания депутатов Калязинского района от 25.08.2016 г. N 149, а также стандартом СОД "Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", утвержденным Коллегией Счетной палаты Российской Федерации от 17.10.2014 N 47К (993), с учетом Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ МО "Калязинский район", утвержденного постановлением администрации Калязинского района от 26.09.2013 г. N 1031 (с изменениями). При разработке Стандарта использовался Стандарт Контрольно-счетной палаты Тверской области СФК-05 "Требования к проведению экспертизы государственных программ Тверской области", принятый решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Тверской области (протокол от 27.03.2017 N 8 (139)).
1.2. Стандарт разработан для использования должностными лицами Контрольно-счетной палаты МО "Калязинский район" (далее - КСП) при проведении экспертизы муниципальных программ Калязинского района Тверской области и проектов муниципальных программ (далее - Программа), а также проектов нормативных правовых актов администрации Калязинского района о внесении изменений в действующие программы (далее - экспертиза Программ) в пределах полномочий и задач, возложенных на КСП.
Требования стандарта обязательны также и для привлекаемых экспертов, участвующих в проведении экспертизы Программы.
1.3. При проведении экспертизы Программ используются следующие нормативные правовые документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Положение о бюджетном процессе в Калязинском районе, утвержденное решением Собрания депутатов Калязинского района от 19.05.2008 г. N 460 (с изменениями);
- Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования "Калязинский район", утвержденное решением Собрания депутатов Калязинского района от 25.08.2016 г. N 149;
- Решения Собрания депутатов Калязинского района о бюджете Калязинского района;
- Постановление администрации Калязинского района от 26.09.2013 N 1031 "О Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ МО "Калязинский район".
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Тверской области и Калязинского района по предмету экспертизы.
1.4. Стандарт определяет общие правила и процедуры, которые следует соблюдать при проведении экспертизы Программ.
1.5. Целью Стандарта является установление единых требований и принципов при проведении КСП экспертизы Программ.
1.6. Задачами Стандарта являются:
- определение общих правил и принципов проведения экспертизы Программ;
- установление требований к оформлению результатов экспертизы Программ.
1.7. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений председателя КСП.
1.8. Используемые в Стандарте основные понятия и термины, включая понятие главного администратора (администратора) Программы, определены в Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ МО "Калязинский район", утвержденном Постановлением администрации Калязинского района от 26.09.2013 N 1031 (далее - Порядок N 1031).
2. Требования к проведению экспертизы муниципальных программ
Калязинского района Тверской области
2.1. Проведение КСП экспертизы Программ осуществляется на основании норм ч. 2 ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", п. 7 ч.1 ст. 8 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования "Калязинский район", утвержденное решением Собрания депутатов Калязинского района от 25.08.2016 г. N 149;
2.2. Подготовка к проведению экспертизы начинается с определения объекта экспертизы, целей и установления задач экспертизы.
2.3. Объектом экспертизы является проект постановления администрации Калязинского района об утверждении муниципальной программы Калязинского района, либо о внесении изменений в действующие Программы и (или) муниципальная программа Калязинского района.
2.4. Целью экспертизы Программы является выявление или подтверждение отсутствия нарушений и недостатков Программы, создающих условия неправомерного и (или) неэффективного использования средств местного бюджета.
2.5. Основными задачами экспертизы Программы является оценка:
- соответствия положений Программы основным направлениям государственной
политики, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тверской области и Калязинского района в соответствующей сфере;
- соответствия положений Программы нормам Порядка N 1031;
- корректности определения конечных результатов Программы;
- целостности и связанности задач Программы и мер по их выполнению;
- обоснованности предусмотренного финансового обеспечения, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников для реализации Программы;
- полноты состава показателей, подлежащих представлению для рассмотрения и утверждения Программы;
- реализации в Программе рекомендаций КСП, разработанных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- положений Программы на коррупциогенность.
3. Порядок проведения экспертизы муниципальных программ
Калязинского района Тверской области
3.1. Объем экспертизы Программы определяется председателем КСП исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения.
3.2. Срок проведения экспертизы Программы определяется председателем КСП и составляет, как правило, не менее 7 дней. В исключительных случаях данный срок может быть изменен на основании мотивированного обоснования.
3.3. При проведении экспертизы Программы учитываются результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
3.4. Последовательность проведения экспертизы Программы:
- оформление распоряжения председателя КСП о подготовке заключения или резолюция председателя КСП к документу, являющемуся объектом экспертизы;
- подготовка и направление необходимых запросов главным администраторам (администраторам) Программ;
- проведение экспертизы Программы;
- подготовка заключения о результатах финансово-экономической экспертизы Программы (далее - Заключение), в котором изложены выводы и предложения;
- направление Заключения главному администратору, а при необходимости заместителю Главы администрации Калязинского района, контролирующему и координирующему деятельность главного администратора (администратора) Программы.
3.5. По результатам экспертизы Программ дополнительно к Заключению возможна подготовка информационных писем в адрес Главы Калязинского района, заместителей Главы Калязинского района по вопросам системных нарушений и недостатков.
3.6. При проведении экспертизы исполнитель обязан:
- оценить актуальность и приоритетность целей и задач, предполагаемых к решению программно-целевым методом;
- проанализировать соответствие предусмотренных в Программе расходов местного бюджета бюджетным ассигнованиям, утвержденным функциональной и ведомственной структурами расходов местного бюджета;
- проверить соответствие действующему законодательству норм и нормативов, заложенных при расчетах бюджетных расходов. При необходимости сделать оценочные расчеты дополнительных расходов и (или) выпадающих доходов местного бюджета;
- проанализировать положения Программы в части механизма реализации (управления) Программой, в том числе мониторинга реализации Программы и взаимодействия исполнителей программных мероприятий.
3.7. Начальный этап проведения экспертизы заключается в проверке соблюдения требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также требований Порядка N 1031.
3.8. В ходе экспертизы Программы должна быть дана оценка обоснованности расходов, направляемых на финансирование мероприятий программы, использования нормативов финансовых затрат на предоставление отдельных видов муниципальных услуг. Отдельно необходимо проанализировать факторы, определяющие увеличение или уменьшение бюджетных расходов по сравнению с текущим финансовым годом.
3.9. Особое внимание должно быть уделено вопросам организации управления Программой, контроля за ходом реализации Программы, периодичности его осуществления.
3.10. Проводится оценка соответствия текстовой части Программы действующему
федеральному и региональному бюджетному законодательству, разрабатываются выводы и предложения по изменению, дополнению и уточнению отдельных параметров и показателей Программ.
3.11. В ходе проведения экспертизы Программ подлежат рассмотрению следующие вопросы:
- наличие Программы в Перечне муниципальных программ Калязинского района Тверской области, утверждаемом постановлением администрации Калязинского района;
- соответствие целей Программы поставленной проблеме и соответствие планируемых задач целям Программы;
- наличие у главного администратора (администратора) Программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей Программы; наличие ответственных исполнителей за реализацию Программы в целом и за исполнение отдельных программных мероприятий в соответствии с их полномочиями;
- установление для Программы измеримых показателей ее реализации, позволяющих оценить степень достижения целей и выполнения задач;
- наличие взаимосвязи бюджетных ассигнований с конечными результатами реализации Программы, взаимосвязь программных мероприятий, в том числе по срокам реализации, а также их соответствие целям Программы;
- отсутствие дублирования мероприятий других действующих и принимаемых Программ;
- соответствие предусмотренных в Программе расходов местного бюджета бюджетным ассигнованиям, утвержденным в местном бюджете;
- обоснованность объемов финансирования программных мероприятий, в том числе за счет внебюджетных источников;
- механизм реализации (управления) Программы, в том числе мониторинга реализации Программы и взаимодействия исполнителей программных мероприятий.
3.12. Последовательность рассмотрения проектов изменений Программы осуществляется аналогично рассмотрению Программы.
3.13. Экспертиза изменений Программы осуществляется посредством анализа вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений Программы, соответствия их показателям местного бюджета, конечным результатам Программы.
4. Требования к оформлению результатов экспертизы
муниципальных программ Калязинского района Тверской области
4.1. По результатам проведения экспертизы составляется заключение, которое должно соответствовать содержанию экспертизы и включать исчерпывающие выводы. Все выводы должны быть объективны и обоснованы соответствующими нормативными актами, результатами анализа контрольных мероприятий, статистической и иной, предусмотренной к использованию, информацией. Изложение должно быть системным, четким, лаконичным и доступным для понимания. В приложении N 1 приведена примерная схема построения и содержания заключения по результатам экспертизы муниципальной программы.
4.2. В случае наличия в Программе нарушений они отмечаются в заключении с изложением сути нарушения и указанием реквизитов соответствующих нормативных правовых актов и конкретных их норм (статей, частей, пунктов).
4.3. В случае наличия в Программе недостатков они отмечаются в заключении с изложением сути недостатка и обоснованием наличия возможностей использования бюджетных средств в меньшем объеме и (или) привлечения для достижения целей Программы средств из иных источников помимо местного бюджета.
4.4. При обнаружении в ходе проведения экспертизы Программы коррупциогенных факторов в заключении должно быть сделано соответствующее указание.
4.5. Заключение по результатам экспертизы не может содержать политических оценок.
4.6. Заключение подписывается председателем КСП.
5. Права и ответственность специалистов, осуществляющих экспертизу
муниципальных программ Калязинского района Тверской области
5.1. При проведении экспертизы исполнитель имеет право требовать от должностных лиц органа, являющегося разработчиком Программы, объяснения по вопросам, возникшим в ходе проведения экспертизы, а также предоставления необходимых справок, документов и (или) их копий.
5.2. В случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.