Справка по результатам обобщения практики по рассмотрению судами административных дел об ограничении доступа к информации в сети "Интернет"
В соответствии с планом работы Тверского областного суда на второе полугодие 2018 года административной коллегией Тверского областного суда изучена практика рассмотрения судами в 2016 году - 1-м полугодии 2018 года административных дел об ограничении доступа к информации в сети "Интернет".
Так за период 2016, 2017 и первое полугодие 2018 года судами Тверской области рассмотрено соответственно:
2016 год - 9 административных дел (7 с удовлетворением административного искового заявления, 2 с прекращением производства по делу в связи с отказом прокурора от иска);
2017 год - 15 административных дел (14 с удовлетворением административного искового заявления, 1 с прекращением производства по делу в связи с отказом прокурора от иска),
1-е полугодие 2018 года - 19 административных дела с удовлетворением административных исковых заявлений.
Все административные дела рассмотрены по требованиям прокуроров о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению (статья 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Например: решением Нелидовского городского суда Тверской области от 06 марта 2017 года (дело N 2а-115/2017) удовлетворены требований прокурора о признании информации, размещенной в сети "Интернет" на сайте, содержащей признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела установлено, что с указанного интернет сайта осуществляется продажа водительских удостоверений. Распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, способствует использованию заведомо подложных документов, в том числе в преступных целях, что противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, устанавливающей обязательные для исполнения требования о противодействии коррупции. Также при рассмотрении дела установлено, что страница интернет сайта, расположенная по адресу: адрес, в Единый реестр доменных имен, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, что подтверждается скриншотом с Интернет сайта . Судом сделан правильный вывод, что в сети "Интернет" на сайте размещена информация, содержащая признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.
Также к категории административных дел об ограничении доступа к информации в сети "Интернет", относятся дела:
об оспаривании решений (предписаний), действий в отношении новостных агрегаторов (статья 10.4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (статья 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
об ограничении доступа к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети "Интернет" (статья 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Как правило, рассматриваемая категория дел разрешена судами Тверской области в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем, имела место практика рассмотрения указанных дел в порядке гражданского судопроизводства. Так, в 2016 году в порядке гражданского судопроизводства рассмотрено 22 дела (Кесовогорский районный суд - 1, Пролетарский районный суд - 9, Рамешковский районный суд -12), в 2017 году 1 дело (Рамешковский районный суд).
Например: решением Рамешковского районного суда Тверской области от 05 декабря 2017 года (дело N 2-314/2016) удовлетворено исковое заявление прокурора Рамешковского района Тверской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Данное дело рассмотрено судом по правилам гражданского судопроизводства.
В тоже время, Кесовогорским районным судом Тверской области в 2016 году в порядке ст.220 ГПК РФ правильно прекращено производство по двум гражданским делам по искам прокурора о признании информации, распространенной посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поскольку заявленные прокурором требования вытекают из публичных правоотношений, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
За 2018 год таких фактов не установлено, что указывает на верное рассмотрение районными судами рассматриваемой категории административных дел в порядке административного судопроизводства.
Как правило, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций привлекался к участию в деле в качестве административного ответчика.
Однако имеет место привлечение судами надзорного органа в качестве заинтересованного лица (Рамешковский, Нелидовский, Пролетарский, Кесовогорский, Торжокский).
Например: решением Пролетарского районного суда Тверской области от 30 марта 2018 года (дело N 2а-518/2018) удовлетворено административное исковое заявление Тверского межрайонного транспортного прокурора о признании информации, распространяемой в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Информация, размещенная посредством информационно телекоммуникационной сети Интернет на Интернет-странице с электронным адресом: признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Возложена обязанность на ООО "иные данные" ограничить доступ пользователей к запрещенной информации согласно установленному законом порядку. Определено копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области. Административным ответчиком по настоящему делу являлось ООО "иные данные". Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области привлекалось к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В случае, если после обращения прокурора с соответствующим административным исковым заявлением и до принятия судом решения выяснялось, что информация, в отношении которой заявлены требования, ограничена к доступу, прокурор отказывался от административного иска в порядке ст.194 КАС РФ.
Например: определением Нелидовского городского суда Тверской области от 26 апреля 2017 года (дело N 2а-173/2017) прекращено производство по административному исковому заявлению прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте, содержащей признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с отказом прокурора от иска. Основанием отказа прокурора от иска послужил факт внесения указанного сайта, до рассмотрения дела по существу, в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству суды определяли иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (в том числе, владельцы сайтов в сети "Интернет", авторы размещенной на них информации) и в случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) привлекали их к участию в деле, извещали о времени и месте судебного заседания (Лихославльский, Пролетарский, Рамешковский).
Например, соответчиками или заинтересованными лицами по рассматриваемой категории дел выступали ПАО "иные данные", ООО "иные данные" (как Интернет-провайдер, оказывающий соответствующие услуги связи по доступу к сети "Интернет"); ООО "иные данные" (как владелец сайта, на котором размещена информация, в отношении которой заявлены требования о её признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации).
По результатам изучения установлено, что судами своевременно направлялись в соответствующие управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций копии решений суда с отметкой о вступлении в законную силу (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Вместе с тем, установлено несоответствие содержания вступившего в законную силу решения Пролетарского районного суда г. Твери от 06 июня 2016 года (дело N 2-1100/2016) результатам апелляционного рассмотрения. Так, в указанном решении Пролетарского районного суда г.Твери содержится отметка об обжаловании решения в апелляционной инстанции и оставлении данного решения определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 18 августа 2016 года без изменения. Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегией по административным делам решение Пролетарского районного суда г.Твери от 06 июня 2016 года отменено, производство по делу прекращено.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июля 2018 года, (пример N 42), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел о признании размещенной в сети "Интернет" информации запрещенной к распространению в качестве административного ответчика.
Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, установлено, что Роскомнадзор осуществляет формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет"и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"(далее - единый реестр);
В силу п. 5.1.7(1) указанного Положения, Роскомнадзор принимает меры по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в пределах компетенции, установленной Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В связи с изложенным, по нашему мнению, необходимость в привлечении к участию в деле в качестве ответчика территориального органа Роскомнадзора, отсутствует.
Частью 8 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет"в реестр, владелец сайта в сети "Интернет"обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет", провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет"в течение суток.
С учетом изложенного и исходя из положений п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, обращаясь в суд с административным иском, полагаем, что именно прокурор, как административный истец в силу статьи 39 КАС РФ обязан, с учётом положений закона, на основании которого он заявляет требования, определить участников процесса, указав их в административном исковом заявлении.
Поскольку рассматриваемое судебное решение может затронуть права и законные интересы иных лиц, в настоящее время к поступаемым в суды административным исковым заявлениям прокуроров предъявляются требования об указании в административном исковом заявлении всех участников процесса.
Разрешение на законодательном уровне возможности создания соответствующего реестра владельцев сайтов в сети "Интернет" упростило бы соответствующую процедуру.
Полагаем, что на законодательном уровне требует урегулирования вопрос о расширении оснований для внесудебной блокировки ресурсов, а также расширении перечня информации, доступ в интернете которой может ограничиваться во внесудебном порядке.
Административная коллегия
Тверского областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка Административной коллегии Тверского областного суда по результатам обобщения практики по рассмотрению судами административных дел об ограничении доступа к информации в сети "Интернет" в 2016 году - 1-м полугодии 2018 года
Текст справки официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника