Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Тверской городской Думы
от 27.12.2018 N 340
ПРОЕКТ
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗА К О Н
О внесении изменения в статью 4.1. закона Тверской области
"О межбюджетных отношениях в Тверской области"
См. пояснительную записку
Финансово-экономическое обоснование
перечень изменяемых актов регионального законодательства
Губернатор Тверской области |
И.М. Руденя |
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тверь
О законе Тверской области
"О внесении изменения в статью 4.1. закона
Тверской области "О межбюджетных
отношениях в Тверской области"
Законодательное Собрание Тверской области постановляет:
1. Принять закон Тверской области "О внесении изменения в статью 4.1. закона Тверской области "О внесении изменений в закон Тверской области "О межбюджетных отношениях в Тверской области".
2. Направить указанный закон Тверской области Губернатору Тверской области для обнародования.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания Тверской области |
С.А. Голубев |
Пояснительная записка
к проекту закона Тверской области "О внесении изменения в статью 4.1. закона Тверской области "О межбюджетных отношениях в Тверской области"
В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъекта Российской Федерации относится установление нормативов отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местный бюджет.
Единый норматив отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в областной бюджет установлен статьей 4.1. закона Тверской области от 26.07.2005 N 94-ЗО "О межбюджетных отношениях в Тверской области".
Предлагаемым проектом закона предложено внести изменения в статью 4.1. закона Тверской области от 26.07.2005 N 94-ЗО "О межбюджетных отношениях в Тверской области" (далее - проект закона).
Руководствуясь пунктом 3 статьи 61.1, пунктом 3 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов (городских округов) зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (упрощенная система налогообложения организациями), и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленных законами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, перешедшие в добровольном порядке на упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц.
Согласно данным сайта Федеральной налоговой службы по Тверской области (форма N 1-НМ "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации"), доходы бюджета Тверской области от налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения (далее - УСНО), ежегодно увеличиваются в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. По итогам 2017 года они составили 2 273,3 млн. руб. или 5% от общего объема поступивших налоговых платежей.
За последние 3 года удельный вес УСНО с территории города Твери в общем объеме налоговых доходов Тверской области составляет не менее 56 %.
Указанные обстоятельства обусловлены ростом количества налогоплательщиков на территории города, применяющих УСНО.
В случае принятия на территории Тверской области закона, устанавливающего единый норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением УСНО в размере 100% в местные бюджеты, в ближайшей перспективе возможно стабилизировать состояние бюджета города Твери.
С учетом тех обстоятельств, что с 2021 года планируется отменить единый налог на вмененный доход, который является третьим по величине налоговым доходом бюджета города после налога на доходы физических лиц и земельного налога, в условиях нестабильной экономической ситуации целесообразно установить поэтапный переход к единым нормативам отчислений от УСНО в местные бюджеты по нормативу 100%.
Проект закона не устанавливает новые или не изменяет ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Тверской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также не устанавливает, не изменяет или не отменяет ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Тверской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту закона Тверской области "О внесении изменения в статью 4.1. закона Тверской области "О межбюджетных отношениях в Тверской области"
В целях подготовки проекта решения Тверской городской Думы "О законодательной инициативе по внесению изменений в закон Тверской области "О межбюджетных отношениях в Тверской области" в части установления единого норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в местные бюджеты Тверской области, проведен анализ регионального законодательства субъектов РФ.
В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги.
Упрощенная система налогообложения (далее - УСНО) представляет собой специальный режим налогообложения, добровольно применяемый на территории России как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами, отвечающими следующим условиям:
- предельный лимит дохода по итогам отчётного (1 квартал, полугодие или 9 месяцев) или налогового (календарный год) периода не превышает 150 млн. руб.;
- общая численность работников не превышает 100 человек;
- стоимость основных средств не превышает 150 млн. руб.
- доля участия других организаций не превышает 25%.
Таким образом, основными плательщиками УСНО являются небольшие организации и индивидуальные предприниматели. Именно для этой категории лиц поддержка, предлагаемая на уровне органов местного самоуправления, является значимой.
К вопросам местного значения городского округа в силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся вопросы содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, у органов местного самоуправления имеется прямая заинтересованность в развитии малого и среднего бизнеса. На местном уровне власти можно учесть многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, а также эффективно применять к ним механизмы финансовой и имущественной поддержки.
Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ (ч. 2 статьи 56) поступления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 %.
Согласно данным сайта Федеральной налоговой службы по Тверской области (форма N 1-НМ "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации"), доходы бюджета Тверской области от налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения (далее - УСНО) ежегодно увеличиваются в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. По итогам 2017 года они составили 2 273,3 млн. руб. или 5% от общего объема поступивших налоговых платежей.
Таблица 1
Период |
Общий объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта, млн. руб. |
Объем поступлений в доход субъекта от УСНО, млн. руб. |
Удельный вес доходов от УСНО в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта, % |
2015 |
42 635,8 |
1 733,0 |
4,06 |
2016 |
42 733,0 |
1 965,9 |
4,60 |
2017 |
45 452.5 |
2 273,3 |
5,00 |
Ниже представлен сравнительный анализ объемов УСНО с территории города Твери и с территории Тверской области
Таблица 2
Период |
Объем поступлений от УСНО с территории субъекта, млн. руб. |
Объем поступлений от УСНО, с территории города Твери, млн. руб. |
Количество налогоплательщиков на территории города Твери, ед. |
Удельный вес поступлений с территории города Твери в объеме областного бюджета, % |
2015 |
1 733,0 |
977,05 |
11 833,0 |
56,4 |
2016 |
1 965,9 |
1 104,02 |
12 661,0 |
56,2 |
2017 |
2 273,3 |
1 284,06 |
13 420,0 |
56,5 |
Объемы поступлений от УСНО в бюджет субъекта ежегодно увеличиваются в абсолютном выражении и более половины доходов от УСНО в областной бюджет поступает с территории города Твери.
Объем поступлений с территории города Твери от УСНО сопоставим:
- с объемом налога на доходы физических лиц, перечисляемым в бюджет города Твери по нормативу отчислений 15%,
- объемом финансирования в 2018 году муниципальной программы "Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери" на 2015-2020 годы,
- объемом финансирования перекладки 115,8 км. распределительных сетей тепловых сетей.
За последние 3 года удельный вес УСНО с территории города Твери в общем объеме налоговых доходов Тверской области составляет не менее 56 %.
Указанные обстоятельства обусловлены ростом количества субъектов на территории города, применяющих УСНО.
Необходимо отметить, что в 2017 году администрацией города Твери увеличено финансирование и расширены способы и меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В то время, как на уровне региона с 2017 года оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства не предусмотрено.
В 2014 году общая сумма поддержки составила 3,5 млн. руб.
В 2015 году - 3,6 млн. руб.
В 2016 году средства в бюджете города не были предусмотрены.
В 2017 году - 5,0 млн. руб.
В 2018 году - 1,8 млн. руб.
Ниже представлен анализ объёмов УСНО в Тверскую область в разрезе объектов налогообложения:
Таблица 3
Наименование показателя |
Всего, тыс. руб. |
В том числе по годам |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
сумма, тыс. руб. |
кол-во налогоплательщиков, ед. (отчет) |
сумма, тыс. руб. |
кол-во налогоплательщиков, ед. (факт) |
сумма, тыс. руб. |
кол-во налогоплательщиков, ед. (факт) |
||
Налог, применяемый в связи с упрощенной системой налогообложения |
3 366 341 |
977 476 |
11 833 |
1 104 217 |
12 661 |
1 284 648 |
3 420 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы |
2 349 077 |
691 482 |
7 519 |
779 309 |
7 865 |
878 286 |
7 900 |
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов |
924273 |
239 299 |
4 314 |
271 224 |
4 355 |
413 750 |
4 380 |
Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации |
92 991 |
46 695 |
х |
53 684 |
х |
-7 388 |
х |
Анализ практики регионов выявил дифференцированный подход региональных властей к установлению единого норматива отчислений от УСНО. Справочная информация по ряду субъектов Российской Федерации представлена в таблице 4.
Таблица 4
N п/п |
Наименование субъекта |
Реквизиты нормативного правового акта |
Размер отчислений |
1 |
Тульская область |
Закон Тульской области от 11.11.2005 N 639-3TO "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области" |
в бюджеты муниципальных районов - 65%; в бюджеты городских округов - 40% |
2 |
Тюменская область |
Закон Тюменской области от 08.11.2016 N 93 "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Тюменской области" |
в бюджеты муниципальных районов и городских округов - 50% |
3 |
Омская область |
Закон Омской области от 27.07.2007 N 947-ОЗ (ред. от 22.12.2017) "О межбюджетных отношениях в Омской области" |
в бюджет муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в бюджет муниципальных районов в размере - 10% |
4 |
Новгородская область |
Областной закон Новгородской области от 27.10.2017 N 156-О3 "О внесении изменений в областной закон "О межбюджетных отношениях в Новгородской области" |
в бюджеты муниципальных районов с 1 января 2018 года - 50 %, с 1 января 2019 года - 60% , с 1 января 2020 года - 70%, с 1 января 2021 года - 80%, с 1 января 2022 года - 90%, с 1 января 2023 года - 100 %; в бюджет городского округа: с 1 января 2018 года - 50%, с 1 января 2019 года - 60%, с 1 января 2020 года - 70%, с 1 января 2021 года -80%, с 1 января 2022 года-90%, с 1 января 2023 года - 100%. |
5 |
Челябинская область |
Закон Челябинской области от 30.09.2008 N 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области" |
в бюджеты муниципальных районов и городских округов - 50% |
6 |
Воронежская область |
Закон Воронежской области от 17.11.2005 N 68-ОЗ (ред. от 01.12.2017) "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области" |
в бюджеты муниципальных районов - 10% |
7 |
Хабаровский край |
Закон Хабаровского края от 26.12.2007 N 169 "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов Хабаровского края от отдельных федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет" |
бюджеты городских и сельских поселений - 10% в бюджеты городских округов - 10% |
8 |
Калининградская области |
Закон Калининградской области от 22.10.2012 N 148 "О межбюджетных отношениях" |
в бюджеты городских округов - 20 % |
9 |
Вологодская область |
Закон Вологодской области от 07.12.2015 N 3802-03 "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов области от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащих зачислению в областной бюджет" |
в бюджеты городских округов и муниципальных районов области - 20% |
В целом, по состоянию на 2018 год не менее 22 субъектов Российской Федерации приняли законы, устанавливающие норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога, взимаемого в связи с применением УСНО.
Ниже представлены анализ объемов фактически перечисленных в 2017 году средств в субъектах РФ участвующих в выборке, а также удельный вес УСНО в общем объеме налоговых доходов в субъектов РФ установивших норматив отчислений.
Таблица 4
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Таблица 4" имеется в виду "Таблица 5"
N п/п |
Субъект РФ |
Всего налоговые доходы, млн. рублей |
Объем поступлений от УСН, тыс. руб. |
Доходы от УСН, в местный бюджет, тыс. рублей |
Удельный вес УСН в общем объеме налоговых доходов субъекта, % |
Удельный вес УСН перечисленного в местные бюджеты, % |
1 |
Вологодская область |
55 864 |
2 164 |
617 |
3,9 |
1,1% |
2 |
Воронежская область |
74 939 |
4 112 |
0* |
5,5 |
0,0% |
3 |
Калининградская область |
38 538 |
5 152 |
1 030 |
13,4 |
2,7% |
4 |
Новгородская область |
22 744 |
945 |
0* |
4,2 |
0,0% |
5 |
Омская область |
108 230 |
3 346 |
0* |
3,1 |
0,0% |
6 |
Тюменская область |
69 628 |
3 320 |
1 660 |
4,8 |
2,4% |
7 |
Тульская область |
61 029 |
2 366 |
946 |
3,9 |
1,6% |
8 |
Хабаровский край |
94 300 |
3 621 |
469 |
3,8 |
0,5% |
9 |
Челябинская область |
135 546 |
6 438 |
3 219 |
4,7 |
2,4% |
Таким образом, уровень УСНО в общем объеме налоговых доходов в значительной части регионов составляет не более 5%. Аналогичная ситуация сложилась в Тверской области. При этом, ряд регионов принял решение о целесообразности установления единого норматива отчислений от УСНО, в местные бюджеты, так как закрепление единых нормативов отчислений является реальным инструментом усиления заинтересованности муниципальных образований в расширении налогооблагаемой базы, путем комплексной поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В случае принятия на территории Тверской области закона, устанавливающего единый норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением УСНО в размере 100% в местные бюджеты, в ближайшей перспективе возможно стабилизировать состояние бюджета города Твери.
С учетом тех обстоятельств, что с 2021 года планируется отменить единый налог на вмененный доход, который является третьим по величине налоговым доходом бюджета города после налога на доходы физических лиц и земельного налога, в условиях нестабильной экономической ситуации целесообразно установить норматив отчислений от УСНО в местные бюджеты по нормативу 100%.
На основании изложенного целесообразно принятие регионального закона, устанавливающего единый норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты городских округов: с 1 января 2018 года - 50%, с 1 января 2019 года - 60%, с 1 января 2020 года - 70%, с 1 января 2021 года -80%, с 1 января 2022 года-90%, с 1 января 2023 года - 100%.
Перечень
нормативных правовых актов Тверской области, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием вносимого проекта закона Тверской области "О внесении изменения в статью 4.1. закона Тверской области "О межбюджетных отношениях в Тверской области"
Принятие закона Тверской области "О внесении изменения в статью 4.1. закона Тверской области "О межбюджетных отношениях в Тверской области" не требует признания утратившим силу, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов Тверской области.
<< Назад |
Статья 1 >> Статья 1 |
|
Содержание Решение Тверской городской Думы от 27 декабря 2018 г. N 340 "О законодательной инициативе Тверской городской Думы по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.