Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика развития социально-значимых рынков муниципального образования "Ржевский район" Тверской области
1. Рынок услуг дошкольного образования
По состоянию на 1 января 2018 года в Ржевском районе зарегистрировано 0,951 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет.
Дошкольным образованием на начало 2018 года охвачено 0,376 тыс. детей (39,5 %) от детей, зарегистрированных в Ржевском районе Тверской области).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" поставлена задача по обеспечению достижения к 2018 году 100 процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В Ржевском районе Тверской области ликвидирована очередь детей в дошкольные организации в возрасте от 3 до 7 лет.
По состоянию на 1 января 2018 года в Ржевском районе Тверской области функционирует весь востребованный объем услуг дошкольного образования предоставляется муниципальными образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования, конкуренция на данном рынке отсутствует.
2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
В Ржевском районе Тверской области проводятся мероприятия по организации и проведению оздоровительной кампании детей.
Система финансирования отдыха и оздоровления детей строится на привлечении средств из всех возможных источников: областного и местных бюджетов, средств организаций и родителей.
Организация отдыха и оздоровления детей в Ржевском районе Тверской области осуществляется круглогодично. На данном рынке функционируют следующие организации:
14 лагерей с дневным пребыванием, организованных на базах муниципальных образовательных и спортивных организаций;
многодневные походы;
3 лагеря труда и отдыха на эти цели израсходовано 1131,3 тыс. рублей.
По форме собственности детские оздоровительные организации Ржевского района Тверской области представлены следующим образом: 14 муниципальных организаций.
В Ржевском районе Тверской области организованными формами отдыха ежегодно охвачено около 0,694 тыс. детей.
Конкурентная среда в сфере услуг детского отдыха и оздоровления характеризуется организациями, находящихся в муниципальной собственности. Барьером выхода на рынок негосударственных (немуниципальных) организаций отдыха и оздоровления детей являются высокие требования стандартов качества предоставляемой услуги, соответствие современным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам пожарной и антитеррористической безопасности, слабое программно-методическое и образовательно-воспитательное обеспечение, недостаточный уровень квалификации педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания воспитанников на отдыхе.
ГКУ ТО "Центр социальной поддержки населения" г. Ржев и Ржевского района является уполномоченным органом в сфере организации оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в рамках постановления Правительства Тверской области от 08.04.2014 N 192-пп "Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Тверской области" путем:
предоставления путевок в загородные лагеря детей, детские оздоровительные центры, детские дачи детям в возрасте от 4 до 17 лет включительно, сроком на 21 день (путевки приобретаются в лагеря, расположенные на территории Тверской области, в рамках конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством). Норматив расходов связанный с оплатой стоимостью путевки в загородные лагеря ежегодно утверждается постановлением Правительства Тверской области;
предоставления меры социальной поддержки путем оплаты стоимости пребывания детей в лагерях, организованных муниципальными общеобразовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха детей, в каникулярное время.
ГКУ ТО "Центр социальной поддержки населения" г. Ржев и Ржевского района области ежегодно реализуется кампания круглогодичного оздоровления детей группы риска, закупаются путевки с учетом групп здоровья детей и показателей диспансеризации по профилям: заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата, психоневрологические заболевания, часто и длительно болеющие дети.
Мероприятие по содействию развитию конкуренции на рынке услуг детского отдыха и оздоровления - Проведение тематических досугово-развивающих смен для детей в возрасте 7-16 лет на платной основе (с привлечением ресурсов в т.ч. организаций коммерческого сектора экономики).
3. Рынок услуг дополнительного образования детей
В Ржевском районе Тверской области сеть дополнительного образования включает 14 учреждения, из которых 10 - в отрасли "Образование", 1 - в отрасли "Культура", 1 - в отрасли "Спорт". В общеобразовательных организациях (школах) открыто 71 кружок и секции, где занимаются более 868 обучающихся.
Фактором повышения доступности программ дополнительного образования является тот факт, что сегодня эти программы реализуются не только на базе организаций дополнительного образования, но и на базе школ, музеев, иных организаций, имеющих соответствующие лицензии.
В Ржевском районе Тверской области функционируют 2 организации дополнительного образования детей, в которых обучаются 476 ребенка. На базе общеобразовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам обучаются свыше 117 школьников.
Развитие частного сектора дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта затруднено рядом факторов, главным из которых является отсутствие свободных объектов спортивной инфраструктуры, пригодных для проведения занятий на современном уровне. В настоящее время Комитетом по физической культуре и спорту Тверской области разрабатывается система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, предусматривающая, в том числе, оказание помощи региональным федерациям по видам спорта в реализации мероприятий по оказанию общественно полезных услуг по спортивной подготовке отдельных категорий граждан. Ожидается, что реализация запланированных мероприятий будет стимулировать развитие частного сектора дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
Мероприятие по содействию развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей - Развитие сети платных услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (вне рамок муниципальных заданий), реализуемых на базе муниципальных образовательных организаций (школы, организации дополнительного образования, в т.ч. услуги учителей-логопедов, консультации педагогов-психологов.
4. Рынок медицинских услуг
В целях создания условий для развития конкуренции на рынке медицинских услуг в Ржевском районе Тверской области реализуется заявительный принцип включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, могут включаться в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной Программы обязательного медицинского страхования.
На территории Ржевского Тверской области лицензию на осуществление медицинской деятельности имеют три подразделениями Ржевской ЦРБ, г. Ржева и МУП "Аптека" города Ржева Тверской области.
По программе строительства фельдшерско-акушерских пунктов на селе в 2018 году построены быстровозводимые мобильные фельдшерско-акушерские пункты:
- ФАП в п. Осуга Ржевского района, взамен старого;
- ФАП в д. Зайцево Ржевского района, взамен старого;
- ФАП в д. Курьяново Ржевского района, взамен старого;
- ФАП в д. Муравьево Ржевского района, взамен старого.
Администрация Ржевского района Тверской области совместно Ржевской ЦРБ, г. Ржева подавала заявку в Программу строительства фельдшерско-акушерских пунктов на селе:
в план 2019 года:
- строительство быстровозводимого мобильного ФАПа в д. Михалево Ржевского района, взамен старого;
в план 2020 года:
- строительство быстровозводимого мобильного ФАПа в п. Ильченко Ржевского района, взамен старого;
- строительство быстровозводимого мобильного ФАПа в д. Раменское Ржевского района, взамен старого.
5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В целях создания системы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, социальной поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, на территории Ржевского района Тверской области отсутствуют реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. На территории г. Ржева ГБУ Тверской области социально реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ржева, подведомственный Министерству социальной защиты населения Тверской области.
Работа по развитию центров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дальнейшем будет продолжена.
6. Рынок услуг в сфере культуры
На территории Ржевского района Тверской области расположена широкая сеть общедоступных организаций культуры и искусства: МУК "ЦДК Ржевского района", 7 КДЦ в сельских поселения: МБУ КДЦ сельского поселения "Есинка", МБУ КДЦ сельского поселения "Хорошево", МБУ КДЦ сельского поселения "Медведево", МБУ КДЦ сельского поселения "Чертолино", МБУ КДЦ сельского поселения "Победа", МБУ КДЦ сельского поселения "Итомля", МБУ КДЦ сельского поселения "Успенское" с 15-ю филиалами. МУК "Межпоселенческая Центральная библиотека Ржевского района" с 27 сельскими филиалами и 1 методическим отделом; МОУ ДОД ДШИ Ржевского района с 6-ю филиалами.
Одной из основных задач развития конкуренции в Ржевском районе Тверской области в сфере культуры является обеспечение социально-культурного развития района, в первую очередь, путем создания условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации художественного образования и культурного досуга, реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, совершенствования взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, привлечения института государственно-частного партнерства в развитие социально-культурной сферы, повышения многообразия и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры Ржевского района Тверской области.
Для развития конкурентной среды в сфере культуры требуется развитие государственно-частного партнерства, а также наличие благоприятной инвестиционной политики в районе, сохранение многопрофильной сети учреждений культуры, многообразие видов культурных благ и, соответственно, возможностей для реализации жителями района своего творческого потенциала и удовлетворения потребностей в услугах культуры и интеллектуальном развитии, наличие квалифицированных специалистов, работающих в сфере культуры, способствующих реализации государственной политики в сфере культуры на территории Ржевского Тверской области.
7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
Одним из приоритетов развития Ржевского района Тверской области является обеспечение конструктивного сотрудничества всех заинтересованных организаций и граждан в жилищном секторе, переход к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, созданию конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также созданию безопасных и комфортных условий проживания. Формирование конкурентных отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг является основным способом повышения их качества и снижения издержек на их предоставление.
На территории Ржевского района Тверской области расположены следующие объекты коммунальной инфраструктуры: 9 ед. котельных, 6,528 км тепловых сетей, 183,501 км водопроводных сетей, 23,8 км канализационных сетей, 392,5 тысяч квадратных метров жилищного фонда.
В настоящее время на территории Ржевского района Тверской области осуществляют управление многоквартирными домами 2 управляющих компаний, 9 товариществ собственников жилья и непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Лицензирование управляющих компаний позволит повысить добросовестность компаний, а, соответственно, и качество услуг, эффективность расходования средств и ведения хозяйственной деятельности, обеспечить защиту собственников жилья.
Развитие конкуренции осуществляется во всех сферах обслуживания жилищного фонда: при выполнении работ по текущему содержанию жилья, проведении капитальных ремонтов, производстве специальных видов работ (сбор и вывоз бытовых отходов, уборка придомовых территорий).
В пределах муниципального образования "Ржевский район" Тверской области следует отметить низкий уровень конкуренции, что обусловлено наличием одного муниципального предприятия, выполняющего весь комплекс указанных работ.
8. Розничная торговля
За 2018 год оборот розничной торговли составил 419,167 млн. руб. рублей или 110,6% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли в Ржевском районе прогнозируется с небольшим ростом, так как покупательская способность населения в районе меньше, чем в городах. Торговую сеть в Ржевском районе составляют магазины с ассортиментом продуктов первой необходимости. В 2016 году ввод объекта розничной торговли ТОП ООО "Лукойл-центрнефтепродукт" АЗС N 469, а на период 2018-2021 год не планируется нового строительства и ввода объектов розничной торговли. Индекс физического объема оборота розничной торговли на 2018-2021 принимаем только с учетом потребительского спроса. Темп роста оборота розничной торговли ожидается в связи с повышением цен на товары.
В 2016 годы, но не сначала года начал свою хозяйственную деятельность ТОП ООО "Лукойл-центрнефтепродукт" АЗС N 469, в связи с чем и произошел рост оборота розничной торговли.
На территории Ржевского района отсутствуют крупные и средние предприятия общественного питания.
На 1 января 2018 года торговую деятельность в Ржевском районе Тверской области осуществляли 63 предприятий, торговая площадь которых составляла 4266,85 кв.м. За истекший год число торговых объектов снизилось на 8,7 % (на 5 единиц) в связи с закрытием в основном нестационарных торговых объектов (киосков).
Обеспеченность населения Ржевского района Тверской области торговыми площадями возросла и составляет 379,0 кв. м на 1 000 жителей (134,9 % установленного норматива минимальной обеспеченности населения Тверской области (281,0 кв. м на 1 000 жителей)), установленного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 87-пп "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Тверской области площадью торговых объектов".
Наблюдалось снижение удельного веса товаров, проданных на рынках и ярмарках и переориентация населения на покупку товаров в магазинах.
За 2018 год в Ржевском районе Тверской области проведено 1 ярмарка, из них специализированная - 1 (в том числе 1 сельскохозяйственная).
На территории Ржевского района Тверского области осуществляют фармацевтическую деятельность 1 аптечная организация (муниципальная аптека г. Ржева) и два аптечных киоска.
Анализ состояния и тенденций развития сферы торговли выявил ряд важных проблем:
- недостаточная экономическая (ценовая) доступность товаров для населения, которая обусловлена падением потребительского спроса на товары в связи с ростом цен и неразвитой конкуренцией в районе, определенной низким предложением и высокими ценами на товары.
9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
В настоящее время межмуниципальная маршрутная сеть Ржевского района Тверской области насчитывает 14 маршрутов регулярных перевозок. Из них 11 межмуниципальных маршрута регулярных перевозок пригородного сообщения.
Рынок имеет неоспоримо важное социальное значение.
Развитие конкуренции на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом ожидается за счет перехода к модели сочетания государственного заказа на пассажирские перевозки, имеющие социальное значение, и разумной либерализации коммерческих пассажирских перевозок (без регулирования тарифа) на основе положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с соблюдением баланса интересов перевозчиков и пассажиров за счет сохранения доступности транспортных услуг.
Доступность транспортных услуг напрямую зависит от развитости маршрутной сети и удобства расписаний, а также вида перевозок, установленных по маршрутам (с регулируемым/нерегулируемым тарифом).
Это означает, что доля рынка, отнесенная к перевозчикам в основном частной формы собственности, осуществляющим коммерческие перевозки, должна присутствовать, но не всегда иметь преобладающую часть, так как это влияет на управляемость системы пассажирских перевозок.
Мероприятие по содействию развитию конкуренции на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом - Заключение контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам с организациями негосударственных (немуниципальных) форм собственности.
10. Рынок услуг связи
В современных условиях отрасль "Связь" является одним из наиболее перспективных, быстро и динамично развивающихся базовых видов экономической деятельности, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. Одной из самых востребованных услуг связи как для населения, так и для юридических лиц стало предоставление услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи") государственным регулятором на рынке услуг связи является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и его подведомственные государственные органы - Федеральное агентство связи и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. На территории Ржевского района Тверской области более 20 компаний оказывают услуги проводного, беспроводного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В муниципальном образовании "Ржевский район" присутствуют основные операторы связи, оказывающие услугу широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет со скоростью не менее 1 (один) Мбит/сек следующие операторы: филиал ПАО "МТС" в Твери, Тверской филиал ПАО "Вымпелком", Северо-Западный филиал ПАО "Мегафон", Тверской филиал ПАО "Ростелеком", ООО Домашние компьютерные сети", ООО "ГигаЛинк", ООО "Аннет" и др. Инвестиционная привлекательность для развития телекоммуникационного бизнеса касается крупных населенных пунктов, в малочисленных населенных пунктах для обеспечения их современными качественными услугами связи рыночные механизмы уже не работают. Поэтому рынок услуг связи характеризуется высокой степенью конкуренции в районных центрах Ржевского района (до 8 провайдеров). Общее количество населенных пунктов Ржевского района Тверской области составляет 389, с численностью населения по данным, Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2018 года, 11258 человек. По результатам мониторинга, проведенного совместно с сельскими поселениями Ржевского района большое количество населенных пунктов, имеющих ограничения доступа по предоставлению услуг связи из более 100 населенных пунктов, в которых сигнал сотовой связи отсутствует, в 300 в рамках федерального проекта "Универсальная услуга связи" установлены таксофоны. От остальных населенных пунктов (в которых проживает от 1 до 9 человек) таксофоны согласно нормам Федерального закона от 27.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" находятся в часовой пешей доступности). Статистика показывает, что наибольшее количество человек, не обеспеченных услугами связи широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проживают в населенных пунктах с численностью до 500 человек. Решение данной проблемы осуществляется в рамках федерального проекта по устранению цифрового неравенства.
11. Рынок услуг социального обслуживания населения
Конкурентная среда в сфере услуг социального обслуживания населения характеризуется доминированием услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания.
Действующая в Ржевском районе Тверской области система социального обслуживания населения, включает в 2018 году 1 государственное бюджетное учреждение, предоставляющее государственные социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям с детьми.
По состоянию на 1 января 2018 года отсутствуют негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере социальных услуг. На рынке социальных услуг конкуренция развита крайне слабо: поставщиками услуг до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" являлись государственные учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" подготовлена вся нормативно-правовая база для привлечения негосударственных организаций в сферу предоставления социальных услуг. Утверждены перечень предоставляемых услуг, порядок формирования реестра поставщиков, положение о размере и порядке выплаты компенсации поставщику социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Тверской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), в случае если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у такого поставщика. Вся необходимая информация для привлечения в сферу негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, размещена на сайте Министерства социальной защиты населения Тверской области.
Необходимость развития управляемого рынка социальных услуг путем расширения доступа социально ориентированных негосударственных организаций в сферу социального обслуживания позволит:
повысить качество социального обслуживания населения и обеспечить широкий спектр предоставляемых услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей;
расширить сеть организаций социального обслуживания (различных форм собственности), с последующей оптимизацией сети государственных учреждений социального обслуживания населения;
ввести дополнительные меры, обеспечивающие для населения Ржевского района Тверской области доступность услуг в сфере социального обслуживания (стационарозамещающие технологии, социальное такси, служба участкового социального работника, социальная гостиная для пожилых, специальный дом-интернат).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.