Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика развития социально-значимых рынков муниципального образования город Торжок
1. Рынок услуг дошкольного образования
По состоянию на 1 января 2018 года в Торжке зарегистрировано 4.067 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет.
Дошкольным образованием на начало 2018 года охвачено 2,6 тыс. детей (66% от детей, зарегистрированных в городе).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" поставлена задача по обеспечению достижения к 2016 году 100 процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В Торжке в 2016 году ликвидирована очередь по постановке на учет и зачислению детей в дошкольные организации в возрасте от 3 до 7 лет. В настоящее время сохраняется достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет (отношение численности детей, охваченных дошкольным образованием, к сумме численности детей, охваченных дошкольным образованием, и численности детей, стоящих на очереди), на конец 2018 года составляет - 63%. В целях реализация федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" в Торжке на 2019-2020 запланировано строительство детского сада на 100 мест.
Услуги дошкольного образования детей в городе предоставляют 9 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и 1 муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Конкуренция на данном рынке отсутствует.
2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
Ежегодно организация отдыха детей осуществляется по нескольким направлениям - это лагеря дневного пребывания, загородные оздоровительные лагеря, многодневные походы.
В летний период 2018 года в городе работали 9 лагерей, организованных общеобразовательными учреждениями и 2 спортивных лагеря, организованных спортивными школами города. В городе организованными формами отдыха ежегодно охвачено около 2,0 тыс. детей.
Конкурентная среда в сфере услуг детского отдыха и оздоровления характеризуется организациями, находящихся в муниципальной собственности. Барьером выхода на рынок негосударственных (немуниципальных) организаций отдыха и оздоровления детей являются высокие требования стандартов качества предоставляемой услуги, соответствие современным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам пожарной и антитеррористической безопасности, слабое программно-методическое и образовательно-воспитательное обеспечение, недостаточный уровень квалификации педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания воспитанников на отдыхе.
ГКУ Тверской области "Центр социальной поддержки населения" города Торжок и Торжокского района является уполномоченным органом в сфере организации оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в рамках постановления Правительства Тверской области от 08.04.2014 N 192-пп "Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Тверской области" путем:
предоставления путевок в загородные лагеря, детские оздоровительные центры, детские дачи детям в возрасте от 4 до 17 лет включительно, сроком на 21 день (путевки приобретаются в лагеря, расположенные на территории Тверской области, в рамках конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством). Норматив расходов связанный с оплатой стоимостью путевки в загородные лагеря ежегодно утверждается постановлением Правительства Тверской области;
предоставления меры социальной поддержки путем оплаты стоимости пребывания детей в лагерях, организованных муниципальными общеобразовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха детей в каникулярное время.
ГКУ ТО "Центр социальной поддержки населения" города Торжок и Торжокского района ежегодно реализуется кампания круглогодичного оздоровления детей группы риска, закупаются путевки с учетом групп здоровья детей и показателей диспансеризации по профилям: заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата, психоневрологические заболевания, часто и длительно болеющие дети.
3. Рынок услуг дополнительного образования детей
В муниципальном образовании город Торжок услугами дополнительного образования охвачено около 4,8 тыс. детей.
Услуги дополнительного образования художественной и спортивной направленности являются наиболее востребованными, их предоставляют муниципальные учреждения: две спортивные школы, школа искусств. В данных организациях насчитывается 1,9 тыс. воспитанников в возрасте до 18 лет. В секциях и кружках: общеобразовательных организаций занимаются 4 тыс. человек, организаций дошкольного образования - 0,9 тыс. человек.
Фактором повышения доступности программ дополнительного образования является тот факт, что сегодня эти программы реализуются не только на базе организаций дополнительного образования, но и на базе школ и дошкольных организаций.
Развитие частного сектора дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта затруднено рядом факторов, главным из которых является отсутствие свободных объектов спортивной инфраструктуры, пригодных для проведения занятий на современном уровне.
4. Рынок медицинских услуг
В целях создания условий для развития конкуренции на рынке медицинских услуг в Тверской области реализуется заявительный принцип включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, могут включаться в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной Программы обязательного медицинского страхования.
В рамках закона Тверской области от 05.02.2018 N 1-ЗО "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования включены организации, зарегистрированные на территории города: две организации частной формы собственности (Общество с ограниченной ответственностью "КОРОНА" и Общество с ограниченной ответственностью "Частная клиника") и два государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тверской области ("Торжокская центральная районная больница" и "Торжокская городская стоматологическая поликлиника").
На территории города лицензию на осуществление медицинской деятельности имеют 18 медицинских организаций, из них 4 (22%) государственные и 14 негосударственные (частной формы собственности) организации и индивидуальные предприниматели (78%).
5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В целях создания системы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, социальной поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, на территории города осуществляет свою деятельность государственное бюджетное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" город Торжок", подведомственный Министерству социальной защиты населения Тверской области.
В реабилитационном центре действует два отделения: отделение ранней помощи, в котором оказывают услуги учитель-логопед, педагог-психолог, медицинская сестра по массажу, социальный педагог и отделение дневного пребывания, в котором оказывают услуги воспитатели, младшие воспитатели, инструктор по труду, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинская сестра, медицинская сестра по массажу, инструктор ЛФК, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, социальный педагог.
Все виды социально-реабилитационных услуг в данных учреждениях оказываются бесплатно и носят заявительный характер.
6. Рынок услуг в сфере культуры
На территории города свою деятельность осуществляют 2 учреждения государственной формы собственности Музей А.С. Пушкина и Всероссийский историко-этнографический музей) и 4 муниципальных учреждения (городской дом культуры, социально-культурный молодежный центр, информационно-методический центр Торжокского района, централизованная система библиотечного и архивного дела). В городе осуществляют свою деятельность музей золотого шитья и Дом пояса (ОАО "Торжокские золотошвеи"), в Доме гончара (ЗАО "Художественные промыслы") проводятся мастер-классы.
Одной из основных задач развития конкуренции в городе в сфере культуры является обеспечение социально-культурного развития, в первую очередь, путем создания условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации художественного образования и культурного досуга, реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, совершенствования взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, привлечения института государственно-частного партнерства в развитие социально-культурной сферы, повышения многообразия и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры.
Для развития конкурентной среды в сфере культуры требуется развитие государственно-частного партнерства, а также наличие благоприятной инвестиционной политики в городе, сохранение многопрофильной сети учреждений культуры, многообразие видов культурных благ и, соответственно, возможностей для реализации жителями города своего творческого потенциала и удовлетворения потребностей в услугах культуры и интеллектуальном развитии, наличие квалифицированных специалистов, работающих в сфере культуры, способствующих реализации государственной политики в сфере культуры на территории города.
7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
Одним из приоритетов развития города является обеспечение конструктивного сотрудничества всех заинтересованных организаций и граждан в жилищном секторе, переход к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, созданию конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также созданию безопасных и комфортных условий проживания. Формирование конкурентных отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг является основным способом повышения их качества и снижения издержек на их предоставление.
В Торжке осуществляют деятельность 12 организаций коммунального комплекса города, 3 из которых муниципальные предприятия.
На территории города сложились две независимые системы централизованного теплоснабжения:
- МУП "Горэнерго", основным видом деятельности которого являются: выработка и транспортировка тепловой энергии. Для выработки тепловой энергии на предприятии имеется 17 газовых котельных;
- МУП "Теплосбыт", основным видом деятельности которого является покупка и транспортировка покупной тепловой энергии до потребителей.
Кроме того, в городе расположены промышленные котельные, которые являются источником теплоснабжения не только для собственных промплощадок, но и одновременно снабжают теплом прилегающие жилые дома, подключенные к данным котельным.
Общая протяженность всех тепловых сетей города составляет 64,4 км.
Общая протяженность канализационных сетей в городе Торжке составляет 43,1 км. Сточные воды поступают на очистные сооружения биологической очистки производительностью 25 тыс. куб. м./сут.
В городе Торжке 8 канализационных насосных станций общей производительностью 49,7 тыс. куб м.
В городе 37 насосных станций, установленная мощность которых составляет 45,4 тыс. м3 /сут.
Общая протяженность водопроводных сетей в городе Торжке составляет 99,9 км.
В настоящее время на территории Торжка осуществляют управление многоквартирными домами 7 управляющих компаний, 21 товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и осуществляется непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Лицензирование управляющих компаний позволит повысить добросовестность компаний, а, соответственно, и качество услуг, эффективность расходования средств и ведения хозяйственной деятельности, обеспечить защиту собственников жилья.
8. Розничная торговля
За 2018 год оборот розничной торговли организаций города без субъектов малого предпринимательства снизился по сравнению с уровнем прошлого года на 2% и составил 2,3 млрд. рублей. Основной объем товарооборота приходится на субъекты малого бизнеса, количество торговых объектов которых неизменно растет. На территории города осуществляют свою деятельность более 200 магазинов оказывающих услуги розничной торговли.
Важным показателем развития торговой отрасли на территории города является обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 жителей. В настоящее время данный показатель составляет более 600 кв. м на 1000 человек, что в 1,5 раза выше установленного норматива обеспеченности, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 87-пп "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Тверской области площадью торговых объектов".
На территории города с каждым годом растем число магазинов федеральных сетей, осуществляющих розничную торговлю как продовольственными, так и промышленными товарами. За последние 5 лет их количество возросло более чем в 2 раза. Как правило, сетевые магазины размещаются в капитально отремонтированных или вновь построенных зданиях и помещениях, где созданы условия для комфортного пребывания инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Владельцы мелких розничных магазинов шаговой доступности в последнее время столкнулись с целым рядом проблем. На прибыли повлияли и ограничения продаж алкоголя и сигарет, и соседство с крупными магазинами, которые стараются вытеснить конкурентов, занимая торговые площади. Предприниматели занимают те сферы, которые недоступны сетевикам - а такие существуют. Мелкий бизнес предлагает своему клиенту то, чего нельзя найти у сетевика с его достаточно консервативным ассортиментом, у сетевиков действует единая отработанная система, стиль тоже строго оговаривается. В конечном итоге, соседство разнообразных торговых площадок может превратить конкуренцию во взаимовыгодный симбиоз - выгодный, прежде всего, для потребителя, привыкшего за последние годы к выбору.
В целях стабилизации цен на социально значимые товары, стимулирования роста оборота розничной торговли, а также поддержки малого бизнеса на территории города регулярно проводятся ярмарки: универсальные (две на ул. Дзержинского, одна на Ленинградском шоссе (остановка "Индустриальный техникум"), 4 выходного дня, специализированные (5 единиц) по реализации товаров народных промыслов, бахчевой продукции. Для дополнительного привлечения товаропроизводителей и торговых организаций на территории города уже традиционно каждую осень проводится "Никитская ярмарка".
В городе работают более 30 аптек и аптечных пунктов, специализированные магазины по продаже детских товаров и игрушек, строительных материалов, запасных частей к автомобилям, товаров для домашних животных, по продаже ювелирных изделий, алкогольной продукции.
9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
В настоящее время на территории города организовано 24 муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Рынок услуг перевозок пассажиров имеет неоспоримо важное социальное значение.
Развитие конкуренции на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом ожидается за счет перехода к модели сочетания государственного заказа на пассажирские перевозки, имеющие социальное значение, и разумной либерализации коммерческих пассажирских перевозок (без регулирования тарифа) на основе положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с соблюдением баланса интересов перевозчиков и пассажиров за счет сохранения доступности транспортных услуг.
Доступность транспортных услуг напрямую зависит от развитости маршрутной сети и удобства расписаний, а также вида перевозок, установленных по маршрутам (с регулируемым/нерегулируемым тарифом).
Это означает, что доля рынка, отнесенная к перевозчикам в основном частной формы собственности, осуществляющим коммерческие перевозки, должна присутствовать, но не всегда иметь преобладающую часть, так как это влияет на управляемость системы пассажирских перевозок.
10. Рынок услуг связи
В современных условиях отрасль "Связь" является одним из наиболее перспективных, быстро и динамично развивающихся базовых видов экономической деятельности, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. Одной из самых востребованных услуг связи как для населения, так и для юридических лиц стало предоставление услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи") государственным регулятором на рынке услуг связи является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и его подведомственные государственные органы - Федеральное агентство связи и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. На территории города 6 компаний оказывают услуги проводного, беспроводного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет: "МТС", ПАО "Вымпелком", "Мегафон", "Ростелеком", "Аннет", "Теле-2". Рынок услуг связи характеризуется высокой степенью конкуренции.
11. Рынок услуг социального обслуживания населения
Конкурентная среда в сфере услуг социального обслуживания населения характеризуется доминированием услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания. В целях создания условий для развития конкуренции на рынке социальных услуг реализуется заявительный принцип включения в реестр организаций социального обслуживания населения.
Действующая система социального обслуживания населения города, сочетающая различные формы, виды и типы учреждений, включает 4 государственных бюджетных учреждения, предоставляющих государственные социальные услуги гражданам, в том числе комплексный центр социального обслуживания населения, психоневрологический интернат, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (г. Торжок) и Тверское региональное Общественное движение гражданских инициатив "Доброе дело".
По состоянию на 1 января 2018 года отсутствуют негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере социальных услуг. На рынке социальных услуг конкуренция развита крайне слабо: поставщиками услуг до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" являлись государственные учреждения.
Необходимость развития управляемого рынка социальных услуг путем расширения доступа социально ориентированных негосударственных организаций в сферу социального обслуживания позволит:
повысить качество социального обслуживания населения и обеспечить широкий спектр предоставляемых услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей;
расширить региональную сеть организаций социального обслуживания (различных форм собственности), с последующей оптимизацией сети государственных учреждений социального обслуживания населения;
ввести дополнительные меры, обеспечивающие для населения Тверской области доступность услуг в сфере социального обслуживания (стациопарозамещающие технологии, социальное такси, служба участкового социального работника, школа "Ухода за пожилыми и инвалидами", социальная гостиная для пожилых, специальный дом-интернат).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.