Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Сценарии развития отрасли "Физическая культура и спорт" Тверской области
В долгосрочной перспективе направление развития отрасли будет определяться следующими факторами:
1) изменение уровня экономического развития Тверской области;
2) изменение уровня финансирования отрасли за счет средств консолидированного бюджета Тверской области;
3) изменение уровня доходов населения;
4) состояние спортивной инфраструктуры региона.
С учетом описанных факторов целесообразно выделить два сценария развития отрасли на долгосрочную перспективу:
инерционный сценарий;
инновационный сценарий.
Инерционный сценарий.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение структуры отрасли и основных приоритетов развития, сложившихся в предыдущий период. В рамках данного сценария основной задачей, которая будет определять развитие отрасли, является ориентация на поддержание существующей системы массовой физической культуры и подготовки спортивного резерва. Ресурсы отрасли будут направлены на сохранение материально-технической базы, поддержание действующих объектов спортивной инфраструктуры в нормативном состоянии, обеспечение деятельности спортивных школ и проведение массовых мероприятий. При этом развитие отрасли будет обеспечиваться за счет точечной реализации проектов развития спортивной инфраструктуры, перевода отдельных спортивных школ на реализацию программ спортивной подготовки. При условии сохранения существующего уровня финансирования отрасли ежегодно в строй будет вводиться 20 - 30 новых спортивных объектов, при этом из-за отсутствия необходимых ресурсов количество выводимых из эксплуатации объектов к 2024 году может превысить количество вводимых. В первую очередь выводиться из эксплуатации будут объекты на территории муниципальных образований Тверской области, не располагающих необходимыми ресурсами для содержания спортивной инфраструктуры, что приведет к увеличению разрыва в качестве и количестве предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта между муниципалитетами региона. Рост расходов на содержание объектов спортивной инфраструктуры и выплату заработной платы в среднесрочной перспективе приведет к снижению объема финансовых средств, выделяемых на развитие спортивных объектов и, как следствие, приведет к снижению темпов роста ключевых показателей развития отрасли. В долгосрочной перспективе это может привести к стагнации. Если не будут проведены активные действия по наращиванию качества спортивной инфраструктуры Тверской области, не удастся выполнить поставленные Президентом Российской Федерации задачи по увеличению доли систематически занимающихся физической культурой граждан. Этот сценарий не предполагает структурных изменений в отрасли, поэтому и не предусматривает качественных изменений в системе массового и профессионального спорта в регионе.
Для реализации инерционного сценария финансирование отрасли из консолидированного бюджета Тверской области должно составлять не менее 1,0 млрд рублей в год (в том числе с учетом привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников). Выделение данных финансовых средств позволит обеспечить текущую деятельность отрасли, ежегодное строительство 2 крупных и 15 - 20 малобюджетных спортивных объектов, закупку незначительного количества спортивного оборудования и инвентаря.
Значения целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Тверской области по инерционному сценарию к 2024 году, представлены в приложении 5 к Стратегии.
Инновационный сценарий.
Инновационный сценарий основан на реализации комплекса мероприятий по обновлению спортивной инфраструктуры региона и созданию центров физической культуры в большинстве населенных пунктов региона. Сценарий предполагает строительство в муниципальных образованиях Тверской области, не имеющих современной инфраструктуры, физкультурно-оздоровительных комплексов, установку в населенных пунктах, в первую очередь, в сельских поселениях, спортивных объектов шаговой доступности (спортивных площадок, уличных тренажеров). Наряду с реализацией мероприятий по строительству новых спортивных объектов в рамках реализации сценария, должна быть проведена работа по ремонту или реконструкции действующих спортивных объектов (независимо от их ведомственной принадлежности). В результате реализации мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях Тверской области должны сформироваться центры физической культуры, которые станут основным инструментом для привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Развитие спортивной инфраструктуры послужит стимулом для развития муниципальных спортивных школ региона. На основе центров физической культуры у муниципальных спортивных школ Тверской области сформируется необходимая для расширения перечня оказываемых услуг и повышения их качества тренировочная база, что создаст необходимые условия для увеличения количества занимающихся детей и подростков. Появление необходимой тренировочной базы позволит перевести часть занимающихся в муниципальной спортивной школе на освоение программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами.
Наличие современной спортивной инфраструктуры повысит эффективность деятельности по популяризации физической культуры и спорта среди всех слоев населения.
Формирование современной спортивной инфраструктуры, ее доступность на фоне роста интереса населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом создаст условия для привлечения в отрасль частного капитала, что в свою очередь позволит значительно расширить перечень оказываемых населению услуг в сфере физической культуры и спорта, а также повысит их качество.
Именно развитие спортивной инфраструктуры с учетом соответствия ее современным стандартом позволит создать необходимые условия для достижения запланированных на федеральном уровне целевых показателей развития отрасли.
Одним из ключевых факторов, обеспечивающих реализацию данного сценария, будет являться высокое качество человеческого капитала и наличие современных квалификаций и компетенций работников отрасли. Удержать современные квалифицированные кадры, а также обеспечить приток кадров из других регионов, будет возможно только при создании современной спортивной инфраструктуры.
Данный сценарий соответствует приоритетам, заложенным в федеральном проекте "Спорт - норма жизни". В целях реализации федерального проекта разработан региональный проект "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва на территории Тверской области" (далее - региональный проект). Показатели реализации регионального проекта соответствуют показателям реализации инновационного сценария реализации Стратегии. Важно отметить тот факт, что, как и Стратегия, региональный проект ориентирован на развитие спортивной инфраструктуры региона и популяризацию спорта.
В рамках реализации регионального проекта планируется проведение комплекса мероприятий по популяризации физической культуры и спорта среди широких слоев населения, развитию спорта высших достижений и развитию спортивной инфраструктуры региона.
Реализация регионального проекта будет способствовать популяризации здорового образа жизни и росту доли жителей Тверской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Тверской области.
Для реализации инновационного сценария финансирование отрасли из консолидированного бюджета Тверской области должно увеличиться не менее чем на 10 % по отношению к текущему уровню финансирования с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции. Также для реализации сценария необходимо привлечение дополнительных средств как из федерального бюджета, так и из внебюджетных источников.
Указанные финансовые средства позволят в течение года обеспечить не только текущую деятельность отрасли, но и строительство 4 крупных и 25 - 30 малобюджетных спортивных объектов, ремонт или реконструкцию 10 - 15 объектов спорта, закупку спортивного оборудования и инвентаря для спортивных школ региона, а также создание не менее 140 новых рабочих мест в отрасли.
Значения целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Тверской области по инновационному сценарию к 2024 году представлены в приложении 6 к Стратегии.
Дополнительные расходы на реализацию инерционного и инновационного сценариев будут прорабатываться Комитетом по физической культуре и спорту Тверской области (далее - Комитет) дополнительно за счет привлечения доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и других внебюджетных источников.
При выборе основного сценария развития отрасли на среднесрочную перспективу необходимо обратить внимание на следующее:
N п/п |
Факторы |
Инерционный сценарий |
Инновационный сценарий |
1 |
Базовый процесс |
Сохранение существующей спортивной инфраструктуры и системы подготовки спортивного резерва сборных команд Тверской области и Российской Федерации |
Создание новых объектов спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях Тверской области, ремонт или реконструкция действующих объектов спорта. Повышение качества услуг в сфере физической культуры и спорта |
2 |
Основные |
1. Сохранение объемов расходов или незначительный рост по отрасли. 2. Повышение расходов на оплату труда и коммунальные услуги в учреждениях физической культуры и спорта. 3. Расширение перечня услуг, оказываемых населению в сфере физической культуры и спорта, и увеличение объема доходов от оказания платных услуг учреждениями |
1. Строительство новых объектов спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях Тверской области. 2. Формирование системы поддержки муниципальных спортивных школ, реализующих программы спортивной подготовки. 3. Расширение перечня услуг, оказываемых населению в сфере физической культуры и спорта, и увеличение объема доходов от оказания платных услуг учреждениями |
3 |
Инфраструктурная |
1. Незначительный рост спортивной инфраструктуры на фоне необходимости проведения работ по ремонту или реконструкции имеющихся объектов спорта. 2. Дефицит объектов спорта для проведения тренировочных занятий в муниципальных спортивных школах |
1. Реализация комплекса мероприятий по строительству новых объектов спортивной инфраструктуры. 2. Расширение имеющейся тренировочной базы для спортивных школ. 3. Установка спортивных объектов шаговой доступности в муниципальных образованиях региона |
4 |
Развитие массового спорта |
1. Сохранение или незначительный рост количества участников массовых мероприятий. 2. Сохранение набора в муниципальные спортивные школы на текущем уровне. 3. Расширение перечня услуг, оказываемых населению в сфере физической культуры и спорта и увеличение объема доходов от оказания платных услуг учреждениями |
1. Увеличение количества проводимых массовых мероприятий и количества участвующих в них. 2. Укрепление материально-технической базы спортивных школ. 3. Расширение перечня услуг, оказываемых населению в сфере физической культуры и спорта и увеличение объема доходов от оказания платных услуг учреждениями |
5 |
Развитие спорта высших достижений |
1. Переход отдельных муниципальных спортивных школ отрасли на реализацию программ спортивной подготовки. 2. Укрепление материально-технической базы муниципальных спортивных школ, перешедших на реализацию программ спортивной подготовки |
1. Переход муниципальных спортивных школ на реализацию программ спортивной подготовки. 2. Укрепление материально-технической базы муниципальных спортивных школ, перешедших на реализацию программ спортивной подготовки. 3. Формирование центров подготовки спортивных сборных команд Тверской области |
6 |
Этапы реализации |
1 этап (2019 - 2021 годы) - обеспечение работ по поддержке действующей спортивной инфраструктуры;
2 этап (2022 - 2024 годы) - сохранение темпов роста отрасли в связи с сокращением общего количества действующих спортивных объектов и уменьшением перечня оказываемых населению услуг в сфере физической культуры и спорта |
1 этап (2019 - 2021 годы) - реализация комплекса мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры;
2 этап (2022 - 2024 годы) - повышение темпов роста отрасли за счет расширения перечня оказываемых населению услуг, в том числе частными физкультурно-спортивными организациями |
7 |
Риски, способные |
1. Замедление темпов роста экономики и снижение объемов финансирования отрасли. 2. Ухудшение состояния инфраструктуры в связи с внешними факторами. 3. Отток квалифицированных кадров из отрасли |
1. Высокая потребность в ресурсах для реализации Стратегии, не сопоставимая с финансовыми возможностями 2. Отсутствие федерального софинансирования и внебюджетных источников. 3. Масштабность проектов, требующих реализации |
Наиболее перспективным с точки зрения обеспечения качественного развития отрасли является инновационный сценарий развития, хотя он требует больших финансовых вложений и организационных мероприятий, в том числе:
реализация масштабного комплекса мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры региона, в том числе сети спортивных объектов шаговой доступности;
реформа физкультурно-спортивных организаций Тверской области (спортивных школ, независимо от их ведомственной принадлежности), в том числе значительное повышение уровня материально-технического обеспечения. Переход всех организаций данного типа на реализацию программ спортивной подготовки;
расширение спектра оказываемых населению физкультурно-оздоровительных услуг и повышение их качества;
разработка и реализация скоординированной на всех уровнях программы популяризации физической культуры и массового спорта;
создание системы привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров;
формирование региональной системы адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру.
Ожидается, что по итогам реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Тверской области доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом среди жителей региона составит 42,45 %, доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов - 87,0 %, а доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения вырастет до 18,5 %.
Достижение поставленной задачи связано с расширением спортивной инфраструктуры и повышением ее качества. К концу 2024 года в регионе должно действовать не менее 3 850 объектов спортивной инфраструктуры, при этом уровень обеспеченности населения Тверской области спортивными объектами составит не менее 56,0 %. В целях обеспечения необходимых условий для систематических занятий физической культурой и спортом в каждом муниципальном образовании Тверской области должен действовать как минимум один физкультурно-спортивный комплекс с универсальным игровым залом, в каждом населенном пункте с населением не менее 100 человек должно быть установлено не менее одного плоскостного спортивного сооружения.
В целях обеспечения условий для привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом в каждом муниципальном образовании региона должна функционировать спортивная школа, располагающая собственной учебно-тренировочной базой. Развитие сети спортивных школ позволит увеличить количество детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также будет способствовать повышению качества спортивной подготовки. Ожидается, что в 2024 году в системе спортивных школ региона будет заниматься не менее 40 тыс. человек, при этом количество спортсменов-разрядников среди воспитанников спортивных школ составит не менее 32 тыс. человек. Не менее 30 % воспитанников спортивных школ, являющихся учреждениями дополнительного образования, должны получать услуги по спортивной подготовке. Спортивные школы, относящиеся к отрасли, в полном объеме реализуют программы по спортивной подготовке. Общее количество спортсменов Тверской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, должно составить не менее 220 человек.
В рамках реализации комплекса мероприятий по наращиванию кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта в Тверской области общее количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности к концу 2024 года должно составить не менее 1 400 человек, при этом доля тренеров в возрасте от 30 до 60 лет должна составить не менее 70 %. К 2024 году в регионе должна быть сформирована система адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры. Наряду с предоставлением социальной помощи система должна предусматривать возможность профессиональной ориентации спортсмена, помощь в получении образования и дальнейшем трудоустройстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.