Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел III.
Характер и интенсивность антропогенного воздействия
на охотничьи ресурсы и среду их обитания в Тверской области
25. Тверская область расположена в бассейне Верхней Волги и на водоразделе бассейнов Балтийского и Каспийского морей, является частью Русской равнины с характерным для нее чередованием низменностей и возвышенностей. Ее животный мир, находясь в благоприятных природных условиях, испытывает интенсивное антропогенное воздействие.
Тверская область относится к числу промышленно развитых регионов. Ведущими в промышленности Тверской области являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая и химическая промышленность, а также ведение сельского хозяйства.
Основные отрасли промышленности Тверской области: вагоностроение, подъемно-транспортное и строительно-дорожное машиностроение, приборостроение; химическая и нефтехимическая (производство химических волокон и нитей, производство изделий из пластмасс); легкая (хлопчатобумажная, льняная, трикотажная, обувная, швейная); промышленность строительных материалов (производство строительного кирпича, производство сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (лесозаготовительная, деревообрабатывающая, мебельная); стекольная и фарфоро-фаянсовая; пищевая (маслодельная и мукомольная).
Главные промышленные центры области - города Тверь, Ржев, Вышний Волочек, Кимры, Торжок, Конаково, Удомля.
Предприятиями машиностроения и металлообработки производится около 31 % объема промышленной продукции области. Тверские машиностроительные предприятия занимают монопольные и ведущие места в Российской Федерации по выпуску пассажирских магистральных вагонов, экскаваторов, противопожарного оборудования, металлорежущих станков для авиационной промышленности. На долю пищевой промышленности приходится 16 % промышленной продукции, 7 % химической.
Электроэнергетика в промышленном производстве составляет 23 %. Крупнейшими предприятиями являются Калининская АЭС, на которой функционируют 4 энергоблока общей мощностью 4 тыс. МВт, Конаковская ГРЭС мощностью 2,4 тыс. МВт. Около 4/5 произведенной в области электроэнергии поставляется за ее пределы.
Агропромышленный комплекс важный сектор экономики Тверской области. На селе проживает каждый четвертый житель области.
В агропромышленном комплексе - продукция растениеводства составляет 40 %, продукция животноводства - 60 %.
Объем продукции сельского хозяйства в 2017 году в фактических ценах составил 21,2 млрд рублей и снизился в сопоставимой оценке по сравнению с 2016 годом на 8,3 %. Производство продукции растениеводства уменьшилось на 12,2 %, производство продукции животноводства снизилось на 5,6 %.
Растениеводство в Тверской области в большей части специализируется на выращивании кормовых культур, кроме этого выращиваются зерновые и зернобобовые культуры, лен, картофель и овощи.
Во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота на конец 2017 года насчитывало 144,0 тыс. голов (на 9,2 % меньше, чем в 2016 году), в том числе 68,2 тыс. голов коров (на 8,0 % меньше), 169,1 тыс. голов свиней (на 19,5 % меньше), 43,9 тыс. голов овец и коз, 3 689 тыс. голов птицы (на 13,3 % меньше).
Тверская область является уникальным комплексно развитым транспортным узлом.
Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт. К настоящему времени эксплуатационная длина железных дорог в области составляет около 1 800 км. С северо-запада на юго-восток территорию области пересекает Октябрьская железнодорожная магистраль.
На электрофицированной линии Москва - Санкт-Петербург курсируют самые быстрые в России пассажирские экспрессы ("Красная стрела", "Аврора", "Сапсан"), развивая скорость до 300 км/час.
Южную часть области пересекает железная дорога Москва - Рига через Ржев.
По восточной части области проходит железнодорожная линия через Кимры, Калязин, Кашин, Сонково, связывающая Москву с Санкт-Петербургом. На севере области проходит железная дорога Бологое - Рыбинск (через Удомлю, Максатиху, Бежецк, Сонково), а на северо-западе - железная дорога Бологое - Осташков - Торопец с выходом на Великие Луки и далее в Прибалтику.
Большое значение в перевозке грузов и пассажиров принадлежит речному транспорту. Из судоходных рек наибольшее значение имеет Волга. Для судоходства используется Иваньковское (Московское море), Рыбинское и Вышневолоцкое водохранилища, а также озера Селигер, Мстино, Пено. Главный речной порт Тверской основан в 1853 году пароходным обществом "Самолет", в настоящее время входит в состав Московского речного пароходства. В состав Тверского порта входят около 180 судов, в том числе 40 пассажирских, 18 плавучих кранов грузоподъемностью от 3 до 16 т.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет свыше 10,2 тыс. км, в т. ч. с твердым покрытием - свыше 8,6 тыс. км. Все города и центры муниципальных образований области соединены дорогами с твердым покрытием.
Через Тверскую область проходят автобусные маршруты Новгород - Москва, Псков - Москва. Внутригородское автобусное сообщение имеется в 34 населенных пунктах области Автомобильным транспортом общего пользования перевезено 1498,0 млн чел., 17,1 млн т. грузов. В пределах области наиболее значительные перевозки грузов осуществляются между городом Тверь и городами Торжок, Вышний Волочек, Ржев, Кимры, Бежецк, Конаково, Осташков. Осью дорожной сети является федеральная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург. Большинство других важных дорог области по существу являются подъездами к этой магистрали.
Другой дорогой федерального значения является магистраль Москва-Рига (протяженность в пределах области 261,0 км, а с подъездами к Западной Двине, Нелидово, Оленино - 276,6 км). Дорогами областного значения являются магистрали Смоленск - Духовщина - Белый - Нелидово, Торжок - Кувшиново - Осташков, Вышний Волочек - Бежецк - Сонково - Мышкино, Загорск - Калязин - Рыбинск, Калязин - Горицы - Кушалино, Тверь - Бежецк - Красный Холм - Весьегонск.
Важным видом транспорта Тверской области является трубопроводный транспорт. Его развитие обусловлено тем, что в конце 60-х годов область получила сжиженный, а в начале 70-х годов - природный газ. По территории области проходят газовые магистрали: Серпухов - Санкт-Петербург, Белоусово - Санкт-Петербург, газопровод Ухта - Торжок - Минск ("Сияние Севера") и газопроводы-отводы от Московского кольца.
В 2017 году валовой региональный продукт оценивается на уровне
263 900,0 млн руб. За год он вырос на 3,4 %. Рост промышленного производства составил 108 %, что значительно выше, чем в среднем по России по отношению к 2016 году. В 2017 году по этому показателю Тверская область в стране вышла на 17 место.
26. Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человека и результатов его деятельности, вызывающее изменение природной среды и естественных ландшафтов. Несомненно, что результаты деятельности человека на территории Тверской области (антропогенные факторы) оказывают существенное воздействие на природную среду и приводят к изменению среды обитания. Рассмотрение характера и интенсивности антропогенного воздействия на охотничьи ресурсы и среду их обитания в Тверской области будет осуществлено качественно и количественно.
27. Важнейшая составная часть животного мира - охотничьи ресурсы, на использовании которых базируется охотничье хозяйство. Наиболее популярные охотничьи ресурсы в Тверской области: дикие копытные, бурый медведь; пушные виды, боровая и водоплавающая дичь. Благодаря своевременно принятым мерам охраны некоторые виды охотничьих ресурсов удалось сохранить и приумножить численность лося и бобра.
Охотничье-промысловые животные являются ресурсом, который при сохранении естественных условий природной среды может быть по-настоящему неисчерпаемым. Разработка принципов и механизмов неистощительного использования охотничьих животных всегда была актуальна как с экологических природоохранных, так и экономических позиций. Осуществление различных видов хозяйственной деятельности связано с освоением природных ресурсов, строительством промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сооружением объектов транспорта, связи, развитием предприятий машиностроения, химической промышленности и другими действиями, которые могут привести к качественному изменению среды обитания животных, обеднению состава фауны, нарушению миграционных процессов, снижению темпов размножения и прироста различных видов животных, а в конечном итоге - к их гибели. Происходит это как непосредственно на территориях, подвергнутых антропогенному воздействию, так и на прилежащих к ним участках.
Общепризнанным фактом является то, что различные виды хозяйственной деятельности влияют на среду обитания (угодья) и непосредственно на самих зверей и птиц. В связи с особенностями популяционной организации живых организмов изменение мест их обитания сказывается не только на животных, населяющих непосредственно трансформированную территорию, но и на всей популяции в целом. Сокращение площади обитания или возникающая фрагментация ареалов ведет к снижению потенциальных возможностей восстановления численности, что увеличивает вероятность гибели животных, в дальнейшем - даже без прямого преследования их человеком. При этом изъятие одних территорий не влечет катастрофических негативных последствий для отдельных групп животных, в то же время изъятие других, аналогичных по площади первым, но имеющих определяющее значение для жизни (места размножения, зимовок, миграционные пути) ведет к стремительному сокращению численности и угасанию популяции, то есть к исчезновению животных не только как объектов эксплуатации, но и как представителей животного мира на данной территории.
28. Антропогенные формы воздействия на среду обитания и животных различаются и по продолжительности воздействия:
1) бессрочный отвод земель (угодий) производится под промышленные, сельскохозяйственные объекты, городские и поселковые застройки, ложе водохранилищ, каналов, нефте- и газопроводов, автомобильные дороги и прочие хозяйственные застройки и предприятия долгосрочного пользования, эти территории изымаются и теряют функции среды обитания на весьма длительный срок;
2) долгосрочный отвод земель (угодий) производится, когда период нарушенности среды обитания достигает 10 - 25 лет (рубки леса главного пользования, линии электропередачи, связи, мелиорируемые земли, карьеры и шахты, отвалы горнорудной промышленности);
3) среднесрочный отвод земель (угодий) от 5 до 10 лет (под буровые, навигационные установки, вахтовые поселки и прочие сооружения среднесрочного пользования);
4) краткосрочный отвод угодий - до 5 лет (различные объекты краткосрочного пользования).
29. Ресурсы животного мира относятся к биологическим ресурсам. Основным отличием биологических ресурсов является их самовоспроизводимость - восстановление численности за определенный промежуток времени. По мере развития хозяйственной деятельности человека все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с воздействием результатов этой деятельности на биологические ресурсы и на их способность к самовоспроизводимости.
Сокращение большинства видов живых организмов связано не только с прямым воздействием человека на биоту - непосредственное преследование и истребление, расселение, но и косвенным - изменение условий жизни живых организмов. Все большая часть территорий включается в активную хозяйственную деятельность: распашка полей, прокладывание дорог, расширение территории поселков и городов. Численность животных сокращается в связи с все более частым посещением людьми.
30. Факторы антропогенного влияния на позвоночных животных:
1) разрушение или деградация мест обитания;
2) переэксплуатация;
3) влияние интродуцированных видов;
4) потеря, сокращение или ухудшение кормовой базы;
5) уничтожение для защиты сельскохозяйственных культур, домашних животных;
6) промысел;
7) случайная добыча.
Это влияние по-разному складывается в различных районах Тверской области в отношении и разных групп животных. Снижается численность журавлей, хищных видов, гусеобразных, серой куропатки, рябчика, дроф и т.д. Многие виды насекомых и в первую очередь опылители и энтомофаги находятся также под угрозой исчезновения, их численность крайне низкая, близкая к критической по всему ареалу.
Немало животных находится в так называемом "экологическом лимите". Некоторые из них насчитываются лишь несколькими сотнями.
Бедствием для диких животных стало неосторожное обращение с их владениями при непродуманных рубках леса, осушении болот, расширении пастбищ, химизации сельского хозяйства. Интенсивное наступление человека на девственную природу отнимает у животных очаги их жизненного пространства. Многочисленные туристы вытаптывают травы, разрушают подлесок, из-за чего более всего страдают птицы.
Задача сохранения биоразнообразия в рамках рассматриваемого аспекта заключается в устранении или нейтрализации антропогенных и регулировании экзогенных природных угроз биоразнообразию, связанных с осуществлением пользования растительными ресурсами. Она должна решаться на основе глубоких представлений о структуре и динамике биоразнообразия под воздействием природных и антропогенных факторов.
С учетом специфики сукцессионной динамики лесного покрова, как основного ландшафтно стабилизирующего фактора, все угрозы лесному биоразнообразия на территории Тверской области могут быть разделены на два класса: антропогенные и природные.
31. Основные антропогенные угрозы:
1) техногенные, связанные с воздействием на окружающую среду социально-промышленных комплексов и инфраструктуры, проявляющиеся через прямое изъятие и трансформацию лесных земель, промышленное и бытовое загрязнение прилегающих территорий и водных артерий, разрывы межбиогеоценотических связей дорогами и линиями коммуникаций, локально чрезмерную концентрацию стрессовых факторов;
2) промысловогенные, связанные с деятельностью ресурсодобывающей промышленности, сельского хозяйства, проявляющиеся через прямое или частичное нарушение лесных, полевых и водных экосистем на значительных территориях;
3) агрогенные, связанные с вовлечением лесных земель под сельскохозяйственное использование через непосредственное уничтожение лесной среды и проявляющиеся негативы открытого пространства на пограничные леса;
4) гидрогенные, связанные с хозяйственным регулированием гидрологического режима территорий, сооружением искусственных водохранилищ, подтоплением прилегающих земель гослесфонда.
32. Из природных факторов угроз следует выделить прежде всего:
1) пирогенные (лесные пожары);
2) биопатогенные (эпизоотии, очаги массовых повреждений лесов вредителями);
3) климатогенные (засухи, наводнения, буреломы, температурные экстремумы).
Как правило, за исключением антропогенных катастрофических пожаров, выходящих за пределы естественного уровня горимости территории, эти факторы представляют лишь локальную угрозу, в основном для хоро и стонобионтных видов. Обеднения общего природного биоразнообразия при этом не происходит, имеет место лишь мозаичное перераспределение лесного биоразнообразия в пространстве и на временных отрезках лесообразовательных процессов в ходе эндогенной или экзогенной трансформации экологических ниш местообитаний. Определенная мера нарушений при этом необходима для поддержания биоразнообразия, иными словами норма естественных нарушений является обязательным условием стабильности биоразнообразия, и это следует признать как основную предпосылку хозяйственной стратегии его сохранения.
Соотношение потенциала экзогенных и эндогенных угроз и их территориальное проявление существенно варьирует по муниципальным образованиям области. Наибольшим потенциалом из антропогенных угроз обладает все, что связано с лесопользованием, начиная с институциональных основ лесного хозяйства и кончая технологиями отдельных видов лесохозяйственной и лесозаготовительной деятельности.
Современная организация управления лесами и лесопользования несет в себе системный потенциал угроз сохранности экологической среды и, как следствие, биоразнообразие.
33. К главным системным причинам функционирования современного лесного хозяйства и лесопользования, способным вызвать в обозримой перспективе существенные изменения коренного или исторически модифицированного биоразнообразия, можно отнести и выявленные Министерством лесного хозяйства Тверской области причины ослабления, расстройства и гибели лесов, среди которых основными являются:
1) повреждение вредными организмами;
2) болезни леса;
3) неблагоприятные почвенно-климатические воздействия;
4) лесные пожары;
5) антропогенные факторы.
34. Основными причинами гибели лесов в 2017 году являлись:
1) болезни леса - 60 %;
2) неблагоприятные почвенно-климатические воздействия - 24,3%;
3) повреждение вредными организмами - 13 %.
Данные по площади поврежденных и погибших лесных насаждений представлены в таблице 11.
Данные по площади поврежденных и погибших
лесных насаждений на территории Тверской области
Таблица 11
N п/п |
Наименование причин повреждения и гибели лесов |
Всего повреждено лесов, га |
В том числе по степени усыхания лесных насаждений, га |
Всего погибло лесов, га |
||
до 10% |
11-40% |
более 40% |
||||
1 |
Повреждено вредными организмами |
1103,38 |
159,58 |
32,30 |
911,50 |
915,70 |
2 |
Повреждено дикими и домашними животными |
7,00 |
7,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3 |
Болезни леса |
6215,60 |
976,50 |
1011,5 |
4227,60 |
4227,60 |
4 |
Неблагоприятные почвенно-климатические воздействия |
2218,80 |
221,40 |
280,90 |
1716,50 |
1716,50 |
5 |
Лесные пожары |
216,90 |
7,60 |
32,30 |
177,0 |
177,00 |
6 |
Антропогенные факторы |
53,10 |
1,30 |
38,10 |
13,70 |
13,70 |
|
Всего: |
9814,78 |
1373,38 |
1395,10 |
7046,30 |
7050,50 |
Таким образом, повышение эффективности управления лесами и лесопользования будет являться одним из главных механизмов регулирования и эффективным средством сохранения и поддержание сложившегося на данный момент природного биоразнообразия.
35. С учетом специфики лесорастительных условий Тверской области, а также потенциала антропогенных угроз стратегия сохранения биоразнообразия области на экосистемном уровне и уровне биогеоценотического покрова, отмеченная в Лесном плане Тверской области, должна иметь такие направления, как:
1) восстановление элементов биоразнообразия, утерянных в пределах обозримого прошлого под воздействием природных экзогенных и антропогенных факторов;
2) обогащение естественного состава биоразнообразия методами интродукции, селекции и повышения продуктивности биоты в рамках региональных целевых программ преобразования.
36. Экономический аспект. Животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, рыболовного и других видов промысла.
37. Этический аспект. С каждым годом возрастает использование животного мира для рекреационных целей. Прежде главным направлением такого использования служили спортивная охота и рыболовство. В настоящее время все больше возрастает значение животных в качестве объектов фотоохоты, экскурсионных наблюдений. Большое количество людей посещают национальные парки для того, чтобы полюбоваться зверями и птицами в их естественной обстановке. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.
38. Социально-политический аспект. Усугубление экологических противоречий на местах способствует повышению ответственности людей за будущее, способствует их участию в принятии политических решений. Отношения между людьми в правовом государстве регулируются с помощью законов, являющихся выражением норм права, обязательными для всех.
39. Антропогенное воздействие человека на природу заключается не столько в непосредственном контакте человека с природой, сколько в коренном изменении природных процессов под прямым или косвенным воздействием технических средств и продуктов жизнедеятельности общества. Воздействие человека на животный мир разнообразно, но можно сгруппировать его в два рода воздействия.
Прямое воздействие может быть, с одной стороны, положительным, направленным на сохранение и расширение популяций вымирающих и редких видов животных и, с другой стороны, отрицательным - истреблением многих видов животных как посредством охоты и промыслов, так и путем применения химических и технических средств против "вредных" животных. К прямому воздействию относится также переселение животных человеком в новые места обитания. Результаты переселения имеют различный характер: в одних случаях достигается ожидаемый положительный результат, в других возникают нежелательные и непредвиденные последствия.
Косвенное воздействие через антропогенное изменение среды обитания. Оно может быть запрограммированным человеком или незапрограммированным, являясь побочным результатом какого-либо антропогенного процесса. Такое изменение среды обитания может приводить как к вымиранию ряда видов, так и к вспышкам массового размножения и распространения некоторых видов животных, отклонениям от их обычного поведения и т.д.
40. В настоящее время в сфере охраны и использования объектов живой природы употребляются два довольно близких по значению термина: управление и регуляция, нередко рассматриваемые как синонимы. Однако первое понятие шире. Под управлением понимают выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект (систему), что включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений.
Регуляция - частный случай управления, конкретный процесс, посредством которого характеристики управляемой системы удерживаются в определенном состоянии. Под регуляцией понимают научно обоснованные действия, предпринимаемые для изменения или сохранения численности отдельных организмов в целях обеспечения естественного хода природных процессов.
Одним из самых распространенных антропогенных воздействий является фактор беспокойства, ниже приведены мероприятия по их снижению. Фактор беспокойства исходит главным образом от человека, его хозяйственной деятельности и нерегулируемых посещений охотничьих угодий. Присутствие в угодьях значительного количества людей нарушает суточный ритм жизни животных, вызывает у них состояние постоянной напряженности. Возникает так называемый фактор беспокойства, который по мнению специалистов приводит к гораздо большему снижению численности животных, чем их добыча охотой.
Наиболее сильно страдают от посещения угодий человеком наземно гнездящиеся птицы. Кряква, естественно покидая гнездо, накрывает кладку яиц пухом, травой, затем осторожно под прикрытием растений отходит в сторону на определенное расстояние и только тогда взлетает. Вспугнутая, она оставляет кладку неприкрытой, демаскирует ее перед такими хищниками, как ворона, енотовидная собака, лисица, и др. Частые покидания гнезда нарушают режим насиживания и ведут к гибели кладки. Многие виды птиц, в том числе и охотничьих, при повторяющемся беспокойстве покидают свои гнезда насовсем.
Молодые звери в начале периода своего развития мало двигаются, а следовательно, и мало оставляют следов, затрудняя их обнаружение хищниками. Вспугнутые, они больше двигаются и оставляют следы, подвергая себя большей опасности.
Фактор беспокойства неблагоприятно сказывается и на взрослых птицах в период линьки (лебедях, гусях, журавлях, пастушках и т. д.) - они значительно теряют способность к полету и ведут малоподвижный образ жизни. Олени во время отдыха пережевывают корм, частые беспокойства прерывают этот процесс, резко снижая ход пищеварения.
Под влиянием факторов беспокойства звери большую часть времени тратят на обеспечение собственной безопасности, нарушают режим кормления, далеко уходят от кормных мест, концентрируются в малодоступных, но нередко бедных кормами местах. Таким образом, фактор беспокойства приводит к нарушению ритма жизнедеятельности животных, вызывает у них состояние постоянного напряжения, приводит к разнообразным отклонениям в физиологии и поведении, уменьшает плодовитость и увеличивает гибель молодняка.
41. Влияние фактора беспокойства может быть уменьшено, если:
1) ограничивать посещение угодий, особенно в период размножения зверей и птиц (в мае-июле);
2) выделять участки, закрытые для посещения (зоны покоя);
3) организовывать и обустраивать рекреационные тропы, маршруты, площадки, удовлетворяющие запросы и потребности отдыхающих;
4) осуществлять лесохозяйственную и другие виды деятельности с учетом интересов охотничьего хозяйства, особого внимания в этом отношении требуют сенокошение, прогон и выпас скота.
42. В пределах антропогенного ландшафта неизбежен дефицит мест, обеспечивающих в полной мере гнездовые и защитные условия для животных. Поэтому в хорошо организованных охотничьих хозяйствах с этой целью создаются ремизы. В охотоведении и хозяйственной практике ремизами называются природные или искусственно созданные малопроходимые для людей участки угодий, которые используются охотничьими зверями и птицами для ночевки, дневного отдыха как укрытие от непогоды и врагов.
Различают ремизы постоянные и сезонные. Постоянные ремизы формируются из деревьев и кустарников, они выполняют свою роль много лет. Для них желательны терн, боярышник, шиповник, смородина, облепиха, калина, рябина, жимолость, другие колючие и вьющиеся многолетние растения, дающие надежную защиту и высоко калорийный корм. Сезонные ремизы создаются из однолетних растений, преимущественно высокостебельных, таких, как кукуруза. Для Тверской области массово кукуруза не культивируется, но в Конаковском районе, Калининском районе и Сонковском районах ряд сельскохозяйственных предприятий планирует и засевает посевные площади данной культурой. Сезонные ремизы на зиму не скашиваются. Обычно это полосы (желательно зигзагообразные) шириной 8-15 м и длиной десятки и сотни метров. Сезонные ремизы подлежат ежегодному возобновлению. Ремизы могут выполнять защитные и кормовые или только защитные функции. Куртины густого подроста и подлеска в лесах, естественно зарастающие вырубки, полезащитные лесные полосы также могут выполнять ремизные функции.
В полевых условиях для создания ремиз выбирают в первую очередь малопригодные для сельского хозяйства места (склоны оврагов, балок, пески и т.п.), удаленные от населенных пунктов и дорог. В лесных угодьях ремизы создаются одновременно с посадкой лесных культур или при облесении неудобий. Ремизы могут также обустраиваться искусственными сооружениями в виде изгородей и нагромождений из порубочных остатков, расположенных рядами или группами. Животных к ремизам привлекают подкормкой.
Рекомендуется в гослесфонде вокруг лесных культур создавать многорядные живые изгороди из колючих и плодовых кустарников (диких груши и яблони, ирги, боярышника, кизила и многих других). С целью улучшения защитных условий для водоплавающей дичи и полуводных зверей берега водоемов засаживают тополями, вербой и другими влаголюбивыми породами деревьев и кустарников.
Поддержание численности водоплавающих птиц на оптимальном уровне зависит как от их охраны, так и от условий гнездования. Для привлечения диких уток используется более десятка различных типов искусственных гнездовий. Их сооружение и установка создают благоприятные условия для устройства гнезд различными видами водоплавающих птиц, предохраняют их от нападения хищников, уменьшают вредное влияние факторов беспокойства, смягчают воздействие на кладки неблагоприятных погодных условий.
43. Сложная экологическая обстановка в Тверской области, как и во всей России, связана с повышенным загрязнением воздушного бассейна в городах, неудовлетворительным качеством питьевой воды, загрязнением поверхностных вод, накоплением большого количества промышленных и бытовых отходов и размещением их в несанкционированных местах и др.
В 2017 году наблюдения за качеством атмосферного воздуха Тверским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Тверской ЦГМС) осуществлялись на одном стационарном посту N 1, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Ефимова, д. 6. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводились ежедневно три раза в сутки: в 7, 13 и 19 часов.
В пробах воздуха, отобранных на посту, определялись концентрации 15 загрязняющих веществ: взвешенные вещества (пыль), диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, сероводород, формальдегид, бенз(а)пирен, медь, никель, хром, железо, марганец, цинк, свинец. Всего за год было отобрано 6389 проб.
Средние годовые значения в 2017 году превысили предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) у двух ингредиентов: формальдегида и бенз(а)пирена. Максимально-разовые концентрации превысили ПДК у 4 ингредиентов: взвешенных веществ, диоксида азота, формальдегида, бенз(а)пирена.
Случаев высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения воздуха в 2017 году в Твери не наблюдалось.
По значению комплексного индекса загрязнения атмосферы, характеризующего длительное загрязнение воздуха одновременно несколькими веществами (формальдегидом, бенз(а)пиреном, взвешенными веществами, диоксидом и оксидом азота), уровень загрязнения воздуха в Твери в 2017 году характеризовался как высокий.
С 2012 по 2017 год повысились в воздухе средние концентрации формальдегида и, напротив, несколько понизились концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота, оксида азота и бенз(а)пирена. Без изменения остался уровень загрязнения атмосферы сероводородом.
Высокий уровень загрязнения в городе Твери формируют автотранспорт, предприятия энергетического комплекса (ТЭЦ и котельные), предприятия машиностроения (Тверской вагоностроительный завод), предприятия строительных материалов.
Мониторинг уровня радиоактивного загрязнения атмосферы ведется на 12 метеорологических станциях Тверской области. На двух станциях также определяется активность выпадений из приземного слоя атмосферы.
Анализ полученных данных показал, что в 2017 году уровень радиоактивного загрязнения атмосферы на территории Твери и Тверской области по всем наблюдаемым параметрам не превышал фоновых значений и по сравнению с 2016 годом существенно не изменился.
По данным метеостанций максимальные значения мощности экспозиционной дозы не превышали допустимого значения (30 мгР/ч).
Мониторинг качества поверхностных вод в 2017 году в Тверской области проводился Тверским ЦГМС на 14 водных объектах (10 реках, 2 водохранилищах и 2 озерах) в 20 пунктах наблюдений (24 створах). На водных объектах государственной сети наблюдений в 2017 году было отобрано и проанализировано 222 пробы воды. В пробах воды определялись 39 показателей состава и свойств воды: температура, запах, прозрачность, цветность, взвешенные вещества, рН, растворенный кислород, процент насыщения кислородом, углекислый газ, гидрокарбонаты, карбонаты, сульфаты, хлориды, кальций, магний, калий+натрий, сумма ионов, общая жесткость, аммоний, нитриты, нитраты, фосфаты, кремний, железо общее, ХПК, БПК5, медь, цинк, никель, хром общий, свинец, марганец, фенолы, нефтепродукты, АСПАВ, ДДЭ, ДДТ, альфа-ГХЦГ, гамма-ГХЦГ.
По результатам наблюдений в течение года рассчитывается удельный комбинаторный индекс загрязнения воды, который является комплексным показателем качества воды в данном створе водотока. Значения классов качества воды по удельному комбинаторному индексу загрязнённости воды в створах наблюдений представлены в таблице 12.
Класс качества воды в пунктах наблюдений на территории
деятельности Тверского ЦГМС в 2012, 2017 годах
Таблица 12
N п/п |
Название створа |
2012 г. |
2017 г. |
1 |
Иваньковское вдхр., г. Тверь - фоновый створ |
3а |
3а |
2 |
Иваньковское вдхр., г. Тверь - контрольный створ |
3а |
3а |
3 |
р. Тверца, г. Тверь |
3а |
3б |
4 |
р. Волга, г. Ржев - фоновый створ |
3а |
2 |
5 |
Р. Волга, г. Ржев - контрольный створ |
3а |
3а |
6 |
р. Молога, п. Максатиха - фоновый створ |
3а |
3а |
7 |
р. Молога, п. Максатиха - контрольный створ |
3а |
3а |
8 |
Иваньковское вдхр., г. Конаково |
3а |
3а |
9 |
Иваньковское вдхр., д. Безбородово |
3б |
3б |
10 |
р. Тьмака, г. Тверь |
3а |
3б |
11 |
Угличское вдхр., г. Кимры |
3а |
3б |
12 |
оз. Селигер, г. Осташков |
2 |
2 |
13 |
р. Кашинка, г. Кашин |
3а |
3б |
14 |
р. Вазуза, д. Дугино |
2 |
3а |
15 |
Угличское вдхр., г. Калязин |
3а |
3а |
16 |
р. Остречина, г. Бежецк |
4а |
3б |
17 |
р. Тьма, д. Новинки |
2 |
2 |
18 |
р. Шоша, д. Микулино Городище |
3а |
3а |
19 |
оз. Стерж, с. Коковкино |
3а |
3а |
20 |
р. Медведица, д. Романово |
3а |
3а |
21 |
р. Межа, г. Нелидово - фоновый створ |
н/д |
3а |
22 |
р. Межа, г. Нелидово - контрольный створ |
н/д |
3б |
23 |
р. Цна, г. Вышний Волочек |
н/д |
3а |
Примечание. Класс 2 - слабо загрязненная, класс 3, разряд "а" - загрязненная, класс 3, разряд "б" - очень загрязненная, класс 4, разряд "а" - грязная.
Из всех водных объектов, где проводился мониторинг качества воды в 2017 году, наиболее грязным оказалась река Тверца в городе Твери, наиболее чистым - озеро Селигер.
Во всех створах наиболее частые превышения предельно допустимых концентраций, установленных для рыбохозяйственных водных объектов, отмечаются по показателям: железо, медь, марганец, фенолы, бихроматная окисляемость. При этом нужно отметить, что на территории Тверской области эти загрязнения имеют главным образом естественное происхождение и обусловлены поступлением их с подземными и болотными водами, обогащенными данными минеральными и органическими веществами. Среди антропогенных загрязнителей наиболее характерными являются биогенные вещества (соединения азота и фосфора) и тяжелые металлы.
Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения поверхностных вод в пунктах наблюдений в 2017 году не наблюдалось.
В Тверской области проводятся мероприятия по охране водных объектов и их водных ресурсов и иные мероприятия, направленные на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
44. В 2017 году были осуществлены следующие мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области:
1) определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос озера Бологое, реки Западная Двина и ее притоков в городах Андреаполь, Западная Двина, Белый, Торопец, Нелидово, поселках Жарковский, Старая Торопа общей протяженностью 497,1 км;
2) определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос озера Селигер в Тверской области общей протяженностью 400,4 км;
3) определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водохранилища Калининской атомной станции общей протяженностью 50 км;
4) определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Волги и ее притоков в городах Кашин, Бежецк, Вышний Волочек, Зубцов, Кувшиново, Красный Холм, поселке Селижарово общей протяженностью 450 км;
5) закрепление на местности специальными информационными знаками водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Волга и ее притоков в городах Тверь, Конаково, Ржев, Кимры, Старица, Торжок общей протяженностью 206 км;
6) расчистка русла реки Тьмака в городе Твери протяженностью 3,48 км.
45. В 2017 году осуществлялся капитальный ремонт 3 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС:
1) ГТС на ручье без названия (левый приток ручья Каржач) у деревни Ново-Ямская Старицкого района Тверской области, данное ГТС принято в эксплуатацию администрацией Старицкого района;
2) ГТС на реке Орудовка в поселке Сандово;
3) ГТС на ручье Бортниковский (правый приток реки Волга, южнее ручья Хлебный) Московского района города Твери.
46. В настоящее время проблема накопления отходов производства и потребления становится одной из основных угроз экологической безопасности в Российской Федерации в целом и Тверской области в частности. Возрастают объемы образования отходов, распространены несанкционированные свалки, слабо внедряются технологии по вовлечению отходов в хозяйственный оборот.
Основными источниками образования отходов на территории Тверской области, по данным Управления Росприроднадзора Тверской области, являются следующие предприятия: ОАО "Тверской вагоностроительный завод", ЗАО "Осташковский кожевенный завод", ОАО "ТГК-2", ОАО "Энел ОГК-5", ООО "Тверь Водоканал", ООО "Газпромтрансгаз Санкт-Петербург", ОАО "Российский концерн по производству тепловой и электрической энергии на атомных станциях".
Общий объем отходов, накопленных на санкционированных свалках Тверской области, по состоянию на 1 января 2018 года составляет около 58,5 млн м3 (73,1 % от общей проектной вместимости всех санкционированных свалок), объем ежегодно образующихся твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) составляет около 847 тыс. т.
На территории Тверской области ТКО в хозяйственный оборот вовлекаются слабо, существенный их объем направляется на захоронение.
Вместе с тем в Калининском, Калязинском, Кувшиновском, Спировском, Старицком районах Тверской области ресурс действующих свалок ТКО полностью исчерпан. Применяемые технологии обращения с отходами неэффективны и при этом зачастую не удовлетворяют санитарно-экологическим нормам.
47. Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами закреплены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Вместе с тем статьей 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
48. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды, использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий, использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В качестве базового положения количественной оценки характера и интенсивности антропогенного воздействия на объекты животного мира и среду их обитания принято, что дикие животные испытывают постоянный стресс от хозяйственной, рекреационной и иной деятельности человека, а те из них, которые отнесены к охотничьим видам, подвергаются также целенаправленному преследованию и добыче в процессе охоты, то есть их популяции испытывают дополнительное негативное воздействие со стороны человека.
Оценка характера и интенсивности антропогенного воздействия на охотничьи ресурсы и среду их обитания выполнена по муниципальным образованиям Тверской области. Использовался метод балльной экспресс-оценки по группе наиболее значимых факторов воздействия: численность и плотность населения, интенсивность сельскохозяйственного производства (по численности поголовья сельскохозяйственного скота, по доле сельскохозяйственных угодий от общей площади территории муниципального образования), доступность территории (по густоте дорожной сети). При этом районы были разделены на три группы по интенсивности антропогенного воздействия в зависимости от показателей по каждому из факторов.
49. Численность и плотность населения - наиболее значимый фактор антропогенного воздействия на охотничьи ресурсы и среду их обитания.
Численность и плотность населения по муниципальным образованиям Тверской области на 1 января 2018 года представлены в таблице 13. Данные в таблице приведены без учета населения центров муниципальных районов и городских округов, что позволит в лучшей степени оценить численность и плотность населения на среду обитания охотничьих ресурсов. Распределение муниципальных образований по признаку плотности населения представлены в таблице 14.
Численность и плотность населения по муниципальным образованиям
(без учета численности населения центров муниципальных образований)
Тверской области на 1 января 2018 года
Таблица 13
N п/п |
Муниципальное образование |
Площадь территории, км2 |
Численность населения, чел |
Плотность чел/км2 |
1 |
Андреапольский район |
3 058,0 |
10 868 |
3,55 |
2 |
Бежецкий район |
2 828,7 |
32 296 |
11,42 |
3 |
Бельский район |
2 142,8 |
5 394 |
2,52 |
4 |
Бологовский район |
2 413,8 |
34 232 |
14,18 |
5 |
Весьегонский район |
2 094,3 |
11 268 |
5,38 |
6 |
Вышневолоцкий район |
3 456,5 |
22 945 |
6,64 |
7 |
Жарковский район |
1 634,6 |
4 668 |
2,86 |
8 |
Западнодвинский район |
2 816,1 |
13 532 |
4,81 |
9 |
Зубцовский район |
2 174,9 |
15 908 |
7,31 |
10 |
Калининский район |
4 190,1 |
49 281 |
11,76 |
11 |
Калязинский район |
1 669,3 |
20 043 |
12,01 |
12 |
Кашинский городской округ |
1 991,4 |
24 568 |
12,34 |
13 |
Кесовогорский район |
965,2 |
7 623 |
7,90 |
14 |
Кимрский район |
2 584,6 |
11 771 |
4,55 |
15 |
Конаковский район |
2 096,2 |
81 138 |
38,71 |
16 |
Краснохолмский район |
1 498,1 |
10 162 |
6,78 |
17 |
Кувшиновский район |
1 890,1 |
14 065 |
7,44 |
18 |
Лесной район |
1 648,2 |
4 648 |
2,82 |
19 |
Лихославльский район |
1 783,4 |
26 373 |
14,79 |
20 |
Максатихинский район |
2 786,1 |
14 704 |
5,28 |
21 |
Молоковский район |
1 184,7 |
4 014 |
3,39 |
22 |
Нелидовский городской округ |
2 636,5 |
25 457 |
9,66 |
23 |
Оленинский район |
2 674,2 |
11 534 |
4,31 |
24 |
Осташковский городской округ |
3 123 |
21 585 |
6,91 |
25 |
Пеновский район |
2 419,3 |
5 955 |
2,46 |
26 |
Рамешковский район |
2 515,9 |
15 280 |
6,07 |
27 |
Ржевский район |
2 809,7 |
11 264 |
4,01 |
28 |
Сандовский район |
1 602,6 |
5 445 |
3,40 |
29 |
Селижаровский район |
3 116,5 |
11 637 |
3,73 |
30 |
Сонковский район |
970,6 |
7 938 |
8,18 |
31 |
Спировский район |
1 527,9 |
11 175 |
7,31 |
32 |
Старицкий район |
3 014,8 |
22 782 |
7,56 |
33 |
Торжокский район |
3 187,2 |
21 893 |
6,87 |
34 |
Торопецкий район |
3 377,5 |
18 271 |
5,41 |
35 |
Удомельский городской округ |
2 483,9 |
36 867 |
14,84 |
36 |
Фировский район |
1 749,5 |
7 872 |
4,50 |
37 |
город Тверь |
152,4 |
697 028 |
4 573,67 |
38 |
ЗАТО Озерный |
210,9 |
10 604 |
50,28 |
39 |
ЗАТО Солнечный |
3,0 |
2 048 |
682,67 |
Итого: |
84 482,5 |
1 364 136 |
16,14 |
Распределение муниципальных образований Тверской области
по признаку плотности населения
(без учета населения центров муниципальных образований)
Таблица 14
Группа |
Плотность населения, |
Муниципальные образования |
1 |
до 10,0 |
Андреапольский район, Бельский район, Весьегонский район, Вышневолоцкий район, Жарковский район, Западнодвинский район, Зубцовский район, Краснохолмский район, Кимрский район, Кувшиновский район, Кесовогорский район, Лесной район, Максатихинский район, Молоковский район, Оленинский район, Осташковский городской округ, Пеновский район, Рамешковский район, Ржевский район, Сандовский район, Селижаровский район, Сонковский район, Спировский район, Старицкий район, Торжокский район, Торопецкий район, Фировский район |
2 |
10,0 - 20,0 |
Бежецкий район, Бологовский район, Калининский район, Калязинский район, Кашинский городской округ, Лихославльский район, Нелидовский городской округ, Удомельский городской округ |
3 |
более 20,0 |
Конаковский район |
50. Интенсивность сельскохозяйственного производства во многом характеризует степень антропогенного воздействия на охотничьи ресурсы и среду их обитания. Она определяется прежде всего поголовьем содержащегося скота на фермах любой формы собственности и личных подворьях граждан. В таблице 15 представлено количество голов по муниципальным образованиям Тверской области.
Поголовье сельскохозяйственного скота в хозяйствах всех
категорий по муниципальным образованиям Тверской области
на начало 2018 года
Таблица 15
N |
Муниципальное образование |
Поголовье сельскохозяйственного скота (голов) |
||||
крупный рогатый скот |
свиньи |
лошади |
овцы и козы |
всего |
||
1 |
Андреапольский район |
1 859 |
678 |
4 |
688 |
3 229 |
2 |
Бежецкий район |
12 145 |
- |
9 |
1 194 |
13 348 |
3 |
Бельский район |
1 434 |
520 |
12 |
300 |
2 266 |
4 |
Бологовский район |
2 430 |
136 |
3 |
1 624 |
4 193 |
5 |
Весьегонский район |
3 354 |
355 |
5 |
619 |
4 333 |
6 |
Вышневолоцкий район |
3 155 |
6 274 |
8 |
1 056 |
10 493 |
7 |
Жарковский район |
251 |
408 |
2 |
660 |
1 321 |
8 |
Западнодвинский район |
1 424 |
708 |
7 |
1 502 |
3 641 |
9 |
Зубцовский район |
6 589 |
754 |
3 |
1 520 |
8 866 |
10 |
Калининский район |
9 123 |
84 659 |
5 |
2 273 |
96 060 |
11 |
Калязинский район |
2 780 |
2282 |
10 |
887 |
5 959 |
12 |
Кашинский городской округ |
10 130 |
159 |
1481 |
2 679 |
14 449 |
13 |
Кесовогорский район |
5 247 |
- |
2 |
372 |
5 621 |
14 |
Кимрский район |
2 945 |
70 |
- |
1 823 |
4 838 |
15 |
Конаковский район |
7 770 |
66 084 |
12 |
1 237 |
75 103 |
16 |
Краснохолмский район |
3 579 |
- |
2 |
833 |
4 414 |
17 |
Кувшиновский район |
2 817 |
204 |
3 |
604 |
3 628 |
18 |
Лесной район |
6 230 |
37 |
1 |
590 |
6 858 |
19 |
Лихославльский район |
2 006 |
- |
5 |
2 776 |
4 787 |
20 |
Максатихинский район |
1 992 |
- |
3 |
905 |
2 900 |
21 |
Молоковский район |
2 854 |
- |
- |
184 |
3 038 |
22 |
Нелидовский городской округ |
833 |
1252 |
18 |
1 046 |
3 149 |
23 |
Оленинский район |
1 704 |
367 |
2 |
764 |
2 837 |
24 |
Осташковский городской округ |
1 036 |
166 |
5 |
1 269 |
2 476 |
25 |
Пеновский район |
2 257 |
664 |
2 |
431 |
3 354 |
26 |
Рамешковский район |
3 219 |
- |
24 |
1 590 |
4 833 |
27 |
Ржевский район |
3 374 |
247 |
15 |
1 247 |
4 883 |
28 |
Сандовский район |
3 114 |
- |
- |
335 |
3 449 |
29 |
Селижаровский район |
2 422 |
227 |
2 |
759 |
3 410 |
30 |
Сонковский район |
7 842 |
25 |
3 |
346 |
8 216 |
31 |
Спировский район |
2 375 |
20 |
4 |
1 433 |
3 832 |
32 |
Старицкий район |
8 246 |
196 |
7 |
2 434 |
10 883 |
33 |
Торжокский район |
11 170 |
182 |
15 |
3 133 |
14 500 |
34 |
Торопецкий район |
1 850 |
665 |
3 |
873 |
3 391 |
35 |
Удомельский городской округ |
2 605 |
10 |
- |
1 496 |
4 111 |
36 |
Фировский район |
1 033 |
180 |
4 |
658 |
1 875 |
Всего: |
143 194 |
167 529 |
1681 |
42 140 |
354 544 |
Кроме того, учет поголовья скота важен в охотхозяйственной практике потому, что при выпасе возможен прямой или опосредованный контакт между дикими и домашними животными, приводящий к передаче различных заболеваний как с одной, так и с другой стороны.
В таблице 16 представлено распределение муниципальных образований по количеству содержащегося скота.
Распределение муниципальных образований Тверской области
по количеству содержащегося скота
Таблица 16
Группа |
Место в Тверской области по |
Муниципальные образования |
1 |
1 - 10 |
Калининский район, Конаковский район, Торжокский район, Кашинский городской округ, Бежецкий район, Старицкий район, Вышневолоцкий район, Зубцовский район, Сонковский район, Лесной район |
2 |
11 - 24 |
Калязинский район, Кесовогорский район, Ржевский район, Кимрский район, Рамешковский район, Лихославльский район, Краснохолмский район, Весьегонский район, Бологовский район, Удомельский городской округ, Спировский район, Западнодвинский район, Кувшиновский район, Сандовский район |
3 |
25 - 36 |
Селижаровский район, Торопецкий район, Пеновский район, Андреапольский район, Нелидовский городской округ, Молоковский район, Максатихинский район, Оленинский район, Осташковский городской округ, Бельский район, Фировский район, Жарковский район |
51. Доля сельскохозяйственных угодий. Ведение сельского хозяйства на территории муниципального образования в первую очередь характеризуется использованием земель сельскохозяйственных угодий как лучших плодородных земель, имеющих особый статус среди земель сельскохозяйственного назначения и подлежащих особой охране. В этом случае доля земель этих категорий от площади муниципальных образований будет определять степень воздействия на объекты животного мира и среду их обитания. Для экспресс-оценки муниципальных образований Тверской области по данному виду воздействия используются данные о доле сельскохозяйственных угодий от общей площади муниципальных образований.
В таблице 17 представлена доля сельскохозяйственных угодий от общей площади муниципальных образований Тверской области.
В таблице 18 представлено распределение муниципальных образований по доле сельскохозяйственных угодий от общей площади муниципального образования.
Доля сельскохозяйственных угодий от общей площади
муниципальных образований Тверской области
Таблица 17
N п/п |
Муниципальное образование |
Площадь территории, тыс. га |
Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га |
Доля сельскохозяйственных угодий от общей площади муниципального образования, % |
1 |
Андреапольский район |
305,8 |
8,08 |
2,64 |
2 |
Бежецкий район |
282,87 |
123,51 |
43,66 |
3 |
Бельский район |
214,28 |
6,89 |
3,22 |
4 |
Бологовский район |
262,47 |
12,63 |
4,81 |
5 |
Весьегонский район |
209,43 |
50,46 |
24,09 |
6 |
Вышневолоцкий район |
345,65 |
24,16 |
6,99 |
7 |
Жарковский район |
163,46 |
8,05 |
4,92 |
8 |
Западнодвинский район |
281,61 |
11,37 |
4,04 |
9 |
Зубцовский район |
217,49 |
148,56 |
68,31 |
10 |
Калининский район |
434,25 |
203,21 |
46,80 |
11 |
Калязинский район |
166,93 |
43,25 |
25,91 |
12 |
Кашинский городской округ |
199,14 |
114,5 |
57,50 |
13 |
Кесовогорский район |
96,52 |
43,83 |
45,41 |
14 |
Кимрский район |
258,46 |
55,03 |
21,29 |
15 |
Конаковский район |
209,62 |
59,48 |
28,38 |
16 |
Краснохолмский район |
149,81 |
79,44 |
53,03 |
17 |
Кувшиновский район |
189,01 |
14,47 |
7,66 |
18 |
Лесной район |
164,82 |
5,6 |
3,40 |
19 |
Лихославльский район |
178,34 |
74,38 |
41,71 |
20 |
Максатихинский район |
278,61 |
61,96 |
22,24 |
21 |
Молоковский район |
118,47 |
48,95 |
41,32 |
22 |
Нелидовский городской округ |
263,65 |
5,73 |
2,17 |
23 |
Оленинский район |
267,42 |
64,85 |
24,25 |
24 |
Осташковский городской округ |
312,61 |
10,52 |
3,37 |
25 |
Пеновский район |
241,93 |
4,54 |
1,88 |
26 |
Рамешковский район |
251,59 |
75,79 |
30,12 |
27 |
Ржевский район |
280,97 |
117,45 |
41,80 |
28 |
Сандовский район |
160,26 |
23,48 |
14,65 |
29 |
Селижаровский район |
311,65 |
13,74 |
4,41 |
30 |
Сонковский район |
97,06 |
44,3 |
45,64 |
31 |
Спировский район |
152,79 |
23,35 |
15,28 |
32 |
Старицкий район |
301,48 |
157,67 |
52,30 |
33 |
Торжокский район |
318,72 |
128,8 |
40,41 |
34 |
Торопецкий район |
337,75 |
15,69 |
4,65 |
35 |
Удомельский городской округ |
248,39 |
21,29 |
8,57 |
36 |
Фировский район |
174,95 |
8,8 |
5,03 |
Всего: |
8448,26 |
1913,81 |
22,66 |
Распределение муниципальных образований Тверской области
по доле сельскохозяйственных угодий от общей площади
Таблица 18
N |
Доля в % |
Муниципальные образования |
1 |
до 20 |
Андреапольский район, Бельский район, Бологовский район, Вышневолоцкий район, Жарковский район, Западнодвинский район, Кувшиновский район, Лесной район, Нелидовский городской округ, Осташковский городской округ, Пеновский район, Селижаровский район, Сандовский район, Торопецкий район, Фировский район |
2 |
20 - 40 |
Весьегонский район, Калязинский район, Кимрский район, Конаковский район, Максатихинский район, Оленинский район, Рамешковский район, Спировский район, Удомельский городской округ |
3 |
более 40 |
Бежецкий район, Зубцовский район, Калининский район, Кашинский городской округ, Кесовогорский район, Краснохолмский район, Лихославльский район, Молоковский район, Ржевский район, Сонковский район, Старицкий район, Торжокский район |
52. Густота дорожной сети. Доступность территории также является значимым фактором антропогенного воздействия на охотничьи ресурсы и среду их обитания; она характеризуется густотой дорожной сети. При этом в расчет приняты железные дороги, автострады, автомобильные дороги (с покрытием и без покрытия) федерального, регионального и местного значений, а также постоянные проселочные, лесные и полевые дороги (поскольку именно ими часто пользуются охотники). Зимники, просеки и временные транспортные пути во внимание не принимались, поскольку большую часть года они бывают проезжими лишь для высокопроходимого транспорта, и многие из них используются лишь сезонно, например, при лесозаготовке.
Густота дорожной сети по муниципальным образованиям Тверской области представлена в таблице 19.
Распределение муниципальных образований по густоте дорожной сети представлено в таблице 20.
Густота дорожной сети по муниципальным образованиям
Тверской области
Таблица 19
N |
Муниципальное образование |
Площадь |
Общая длина |
Густота дорожной км/км2 |
1 |
Андреапольский район |
3 039,0 |
519,0 |
0,17 |
2 |
Бежецкий район |
2 832,4 |
799,3 |
0,28 |
3 |
Бельский район |
2 139,3 |
369,0 |
0,17 |
4 |
Бологовский район |
2 519,7 |
817,0 |
0,32 |
5 |
Весьегонский район |
2 098,8 |
462,9 |
0,22 |
6 |
Вышневолоцкий район |
3 462,2 |
672,1 |
0,19 |
7 |
Жарковский район |
1 631,0 |
377.7 |
0,23 |
8 |
Западнодвинский район |
2 816,6 |
639,1 |
0,23 |
9 |
Зубцовский район |
2 178,0 |
684,7 |
0,31 |
10 |
Калининский район |
4 341,1 |
822,2 |
0,19 |
11 |
Калязинский район |
1 675,3 |
663,5 |
0,40 |
12 |
Кашинский городской округ |
1 988,0 |
401,3 |
0,20 |
13 |
Кесовогорский район |
960,8 |
438,1 |
0,46 |
14 |
Кимрский район |
2 591,3 |
663,1 |
0,26 |
15 |
Конаковский район |
2 090,7 |
1 007,4 |
0,48 |
16 |
Краснохолмский район |
1 497,5 |
520,2 |
0,35 |
17 |
Кувшиновский район |
1 888,4 |
494,9 |
0,26 |
18 |
Лесной район |
1 629,8 |
498,9 |
0,31 |
19 |
Лихославльский район |
1 778,3 |
774,21 |
0,44 |
20 |
Максатихинский район |
2 771,8 |
634,5 |
0,23 |
21 |
Молоковский район |
1 183,5 |
250,1 |
0,21 |
22 |
Нелидовский городской округ |
2 628,4 |
357,9 |
0,14 |
23 |
Оленинский район |
2 682,3 |
742,3 |
0,28 |
24 |
Осташковский городской округ |
3 122,4 |
603,8 |
0,19 |
25 |
Пеновский район |
2 422,0 |
469,8 |
0,19 |
26 |
Рамешковский район |
2 524,6 |
487,1 |
0,19 |
27 |
Ржевский район |
2 802,3 |
1 054,4 |
0,38 |
28 |
Сандовский район |
1 626,0 |
437,41 |
0,27 |
29 |
Селижаровский район |
3 111,0 |
559,5 |
0,18 |
30 |
Сонковский район |
974,3 |
400,5 |
0,41 |
31 |
Спировский район |
1 525,4 |
386,1 |
0,25 |
32 |
Старицкий район |
3 008,2 |
632,0 |
0,21 |
33 |
Торжокский район |
3 188,2 |
917,1 |
0,29 |
34 |
Торопецкий район |
3 388,6 |
1 169,5 |
0,35 |
35 |
Удомельский городской округ |
2 496,4 |
771,8 |
0,31 |
36 |
Фировский район |
1 839,0 |
496,9 |
0,27 |
Всего: |
84 452,6 |
21 995,32 |
0,26 |
Распределение муниципальных образований
Тверской области по густоте дорожной сети
Таблица 20
N |
Густота, |
Муниципальные образования |
1 |
до 0,25 |
Андреапольский район, Бельский район, Весьегонский район, Вышневолоцкий район, Западнодвинский район, Жарковский район, Калининский район, Кашинский городской округ, Максатихинский район, Молоковский район, Осташковский городской округ, Нелидовский городской округ, Пеновский район, Рамешковский район, Селижаровский район, Старицкий район, Спировский район |
2 |
от 0,25 до 0,4 |
Бежецкий район, Бологовский район, Зубцовский район, Кимрский район, Краснохолмский район, Кувшиновский район, Лесной район, Оленинский район, Ржевский район, Сандовский район, Торжокский район, Торопецкий район, Удомельский городской округ, Фировский район |
3 |
более 0,4 |
Калязинский район, Кесовогорский район, Конаковский район, Лихославльский район, Сонковский район |
53. Интеграция оценочных показателей по перечисленным выше факторам позволила получить итоговую балльную оценку муниципальных образований Тверской области по антропогенному воздействию на охотничьи ресурсы и среду их обитания. Результат оценки муниципальных образований Тверской области представлен в таблице 21.
Результаты оценки муниципальных образований Тверской области
Таблица 21
N |
Муниципальное образование |
Оценка факторов (баллы) |
||||
плотность |
поголовье |
доля |
густота |
всего |
||
1 |
Андреапольский район |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
2 |
Бежецкий район |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
3 |
Бельский район |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
4 |
Бологовский район |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
5 |
Весьегонский район |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
6 |
Вышневолоцкий район |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
7 |
Жарковский район |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
8 |
Западнодвинский район |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
9 |
Зубцовский район |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
10 |
Калининский район |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
11 |
Калязинский район |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
12 |
Кашинский городской округ |
2 |
1 |
3 |
1 |
7 |
13 |
Кесовогорский район |
1 |
2 |
3 |
3 |
9 |
14 |
Кимрский район |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
15 |
Конаковский район |
3 |
1 |
1 |
3 |
8 |
16 |
Краснохолмский район |
1 |
2 |
3 |
2 |
8 |
17 |
Кувшиновский район |
1 |
2 |
1 |
2 |
6 |
18 |
Лесной район |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
19 |
Лихославльский район |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
20 |
Максатихинский район |
1 |
3 |
2 |
1 |
6 |
21 |
Молоковский район |
1 |
3 |
3 |
1 |
8 |
22 |
Нелидовский городской округ |
2 |
3 |
1 |
1 |
7 |
23 |
Оленинский район |
1 |
3 |
2 |
2 |
7 |
24 |
Осташковский городской округ |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
25 |
Пеновский район |
1 |
3 |
1 |
1 |
5 |
26 |
Рамешковский район |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
27 |
Ржевский район |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
28 |
Сандовский район |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
29 |
Селижаровский район |
1 |
3 |
1 |
1 |
6 |
30 |
Сонковский район |
1 |
1 |
3 |
2 |
7 |
31 |
Спировский район |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
32 |
Старицкий район |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
33 |
Торжокский район |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
34 |
Торопецкий район |
1 |
3 |
1 |
2 |
7 |
35 |
Удомельский городской округ |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
36 |
Фировский район |
1 |
3 |
1 |
2 |
7 |
54. По итоговой сумме баллов все муниципальные образования Тверской области разделены на 3 группы по интенсивности испытываемого антропогенного воздействия:
1) антропогенное воздействие ниже среднего уровня;
2) антропогенное воздействие среднего уровня;
3) антропогенное воздействие выше среднего уровня.
Распределение муниципальных образований Тверской области по итоговой балльной оценке представлено в таблице 22.
Распределение муниципальных образований Тверской области
по итоговой балльной оценке
Таблица 22
N |
Наименование |
Сумма |
Муниципальные образования |
1 |
Антропогенное |
до 7 |
Андреапольский район, Бельский район, Вышневолоцкий район, Весьегонский район, Жарковский район, Западнодвинский район, Зубцовский район, Калининский район, Кувшиновский район, Лесной район, Максатихинский район, Осташковский городской округ, Пеновский район, Рамешковский район, Селижаровский район, Спировский район, Старицкий район, Торжокский район |
2 |
Антропогенное |
7 - 8 |
Бежецкий район, Бологовский район, Кашинский городской округ, Кимрский район, Конаковский район, Краснохолмский район, Молоковский район, Нелидовский городской округ, Оленинский район, Ржевский район, Сандовский район, Сонковский район, Торопецкий район, Удомельский городской округ, Фировский район |
3 |
Антропогенное |
более 8 |
Калязинский район, Кесовогорский район, Лихославльский район |
Достаточно низкий уровень антропогенного воздействия на охотничьи ресурсы и среду их обитания в Андреапольском, Бельском, Вышневолоцком, Весьегонском, Жарковском, Западнодвинском, Зубцовском, Калининском, Кувшиновском, Лесном, Максатихинском, Пеновском, Рамешковском, Селижаровском, Спировском, Старицком, Торжокском муниципальных районах, Осташковском городстком округе.
Антропогенное воздействие среднего уровня характерно для Бежецкого, Бологовского, Кимрского, Конаковского, Краснохолмского, Молоковского, Оленинского, Ржевского, Сандовского, Сонковского, Торопецкого, Фировского муниципальных районов и Кашинского, Нелидовского и Удомельского городских округов.
К муниципальным образованиям Тверской области с антропогенным воздействием выше среднего уровня относятся Калязинский, Кесовогорский, Лихославльский муниципальные районы.
Показатели оценки муниципальных образований Тверской области по уровню антропогенного воздействия на охотничьи ресурсы и среду их обитания могут использоваться в дальнейшем для планирования деятельности охотничьего хозяйства на территориях муниципальных образований Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.