Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел II. Характеристика сферы реализации Программы, описание проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Улучшение условий жизни инвалидов, проведение комплекса адаптационных мероприятий для успешной интеграции инвалидов в общество относятся к числу приоритетных государственных задач, реализуемых исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в тесном взаимодействии с общественными организациями инвалидов.
Специфика расположения (удаленность друг от друга населенных пунктов в Тверской области, демографическая ситуация в регионе, состояние областного бюджета Тверской области и бюджетов муниципальных образований Тверской области, обширная сеть организаций социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры) не позволяет решить в краткосрочном периоде все проблемы в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг.
При разработке государственных и муниципальных программ, определении стратегических задач в формировании безбарьерной среды для инвалидов и других МГН обязательно учитываются следующие факторы:
протяженность территории Тверской области с запада на восток составляет 450 км, с севера на юг - 350 км. Общая площадь территории - 84,2 тыс. кв. км;
на территории Тверской области расположено 11 городских округов, в том числе 2 закрытых административно-территориальных образования, 32 муниципальных района, 40 городских поселений, 221 сельское поселение, 304 муниципальных образования;
численность населения Тверской области по состоянию на 1 января 2018 года составляет 1 283 873 человека, в том числе городского - 972 859 человек и сельского - 311 014 человек, из которых 367 648 граждан пожилого возраста, что составляет 28,6 % от общей численности населения. В силу большой площади территории плотность населения составляет 15,25 человека на 1 кв. км.
Структура населения Тверской области по возрастному составу:
граждане старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) - 367 648 человек (28,6 % от общей численности населения);
граждане трудоспособного возраста (мужчины 18 - 59 лет, женщины 18 - 54 года) - 679 743 человека (52,9 % от общей численности населения);
дети (от 0 лет до 17 лет) - 236 482 человека (18,4 % от общей численности населения).
По данным автоматизированной информационной системы в Тверской области по состоянию на 1 апреля 2018 года проживает 103 413 инвалидов, что составляет 8,1 % от общей численности населения, из них:
1) по группам инвалидности:
инвалиды I группы - 10 019 человек (0,8 % от общей численности населения);
инвалиды II группы - 42 285 человек (3,3 % от общей численности населения);
инвалиды III группы - 44 431 человек (3,5 % от общей численности населения);
2) детей-инвалидов - 4 788 человек (2,2 % от общей численности детского населения);
3) другие категории инвалидов - 1 890 человек (0,1 % от общей численности населения).
В решении проблем инвалидов в Тверской области используется комплексный программный подход. За последние семь лет благодаря участию Тверской области в Госпрограмме значительно повысилась активность людей с ограниченными возможностями здоровья, усилилось их стремление к независимой жизни.
В рамках реализации пилотного проекта Госпрограммы на территории Тверской области (2011 - 2012 годы) был сформирован Реестр приоритетных *(1) объектов социальной инфраструктуры, включавший в себя 169 объектов.
Данный реестр ежегодно актуализируется с учетом происходящих процессов модернизации и оптимизации сети учреждений социальной инфраструктуры.
По состоянию на 1 января 2018 года общее количество объектов социальной инфраструктуры, на которых предоставляются государственные услуги, составляет 610 объектов, в том числе:
1) в сфере здравоохранения Тверской области 180 объектов, в том числе 22 приоритетных;
2) в сфере социальной защиты 135 объектов, в том числе 65 приоритетных;
3) в сфере образования - 182 объекта, из них 167 приоритетных, в том числе:
профессиональное образование - 36 объектов, в том числе 21 приоритетный;
общеобразовательные организации, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья - 127 объектов, все приоритетные;
дополнительное образование - 7 объектов, все приоритетные;
дошкольное образование - 12 объектов, все приоритетные;
4) в сфере культуры - 60 объектов, в том числе 45 приоритетных, из них 18 объектов государственной собственности, 27 объектов муниципальной собственности;
5) в сфере физической культуры и спорта - 20 объектов, в том числе 19 приоритетных, в их числе 9 объектов государственной собственности, 10 объектов муниципальной собственности;
6) в сфере занятости населения - 33 объекта, все приоритетные.
Общее количество объектов муниципальной собственности, на которых предоставляются муниципальные услуги, составляет 1 889 объекта, в том числе 101 приоритетный.
В 2015 году в Реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры Тверской области, согласованный с общественными организациями инвалидов и утвержденный на заседании Координационного совета (протокол от 30.06.2015 N 14), включено 193 объекта, из них 100 % проанкетировано и паспортизировано. В 2018 году реестр актуализирован, в него включено 203 приоритетных объекта социальной инфраструктуры Тверской области. Перечень приоритетных объектов Тверской области в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, на которых в первоочередном порядке формируются условия доступности приведен в приложении 1 к Программе.
Перечень приоритетных объектов Тверской области, адаптированных в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (по направлению деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации), приведен в приложении 2 к Программе.
Тверская область на протяжении семи лет принимает участие в реализации мероприятий Госпрограммы, направленных на формирование условий доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН.
Итоги выполнения Программы по отраслям:
1) в сфере культуры адаптировано 43 объекта из числа приоритетных, в том числе 17 объектов государственной собственности, 26 объектов муниципальной собственности;
2) в сфере занятости населения адаптировано 33 объекта, в том числе здание Главного управления по труду и занятости населения Тверской области;
3) в сфере здравоохранения адаптировано 18 приоритетных объектов;
4) в сфере социальной защиты адаптировано 58 объектов из числа приоритетных, в том числе здание Министерства;
5) в сфере образования адаптировано 97 объектов: 11 объектов профессионального образования из числа приоритетных, 86 объектов общего образования, из них 3 специальные (коррекционные) школы.
Перечень приоритетных объектов отрасли образования Тверской области в части общего образования, дошкольного образования и дополнительного образования детей для обеспечения требований доступности для инвалидов объектов и услуг в Тверской области приведен в приложении 3 к Программе;
6) в сфере физической культуры и спорта Тверской области - 18 объектов из числа приоритетных, в том числе 8 объектов государственной собственности, 10 объектов муниципальной собственности;
7) в иных сферах жизнедеятельности инвалидов, а именно:
транспортной инфраструктуры:
установлено звуковых сигналов на 58 действующих светофорных объектов;
установлено 5 новых светофорных объектов со звуковыми сигналами;
установлено 156 дорожных знаков 8.15 "Слепые пешеходы";
установлено 12 искусственных дорожных неровностей с нанесением разметки и установкой соответствующих дорожных знаков;
установлено дорожных знаков и нанесение дорожной разметки для обозначения мест парковки для инвалидов по 31 адресу;
приспособлен 51 остановочный комплекс общественного транспорта к обслуживанию инвалидов и МГН;
обустроено 114 сходов (съездов) к пешеходным переходам на территории г. Твери;
приобретено 28 единиц низкопольного специализированного транспорта, в том числе 18 автобусов, 10 троллейбусов общественного (пассажирского наземного) транспорта и 3 специализированных автомобиля малой вместимости;
213 единиц общественного транспорта дооснащены аудиовизуальным оборудованием для нужд инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, в том числе 81 автобус, из них 28 низкопольных; 80 троллейбусов, из них 16 низкопольных; 50 трамваев, из них 7 низкопольных.
По состоянию на 1 января 2018 года в Тверской области обеспечены условия для беспрепятственного доступа к 164 приоритетным объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также к 86 объектам общего образования, из них к 3 специальным (коррекционным) школам. Работа строится по нескольким направлениям и включает в себя мероприятия как по устранению барьеров в доступе к объектам и услугам, так и по предупреждению инвалидности и по оказанию данной категории граждан содействия в реабилитации и социальной поддержке.
Все действия исполнительных органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области обсуждаются и согласовываются с общественными организациями инвалидов, с учетом их предложений формируются основные мероприятия программ по адаптации объектов, ими осуществляется контроль за ходом работ на объектах и за использованием адаптированных объектов и качеством предоставления услуг на этих объектах.
На большинстве объектов применен комплексный подход, который позволил адаптировать объекты в соответствии с особыми потребностями инвалидов-колясочников: адаптировать входные группы с устройством пандусов, внутренние помещения с установкой поручней, адаптировать санитарно-гигиенические помещения, установить лифты и подъемные устройства различного типа. На части объектов ввиду невозможности проведения всего комплекса технических работ обеспечена минимальная доступность. Комплексный подход предусматривал повышение степени доступности объектов и услуг для всех категорий инвалидов.
Создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, информационного и психологического окружения по-прежнему остается актуальной задачей как на государственном, так и на региональном уровне.
Среди негативных факторов, сдерживающих реализацию данной задачи, следует отметить:
недостаточную координацию взаимодействия органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды;
отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других МГН.
Нерешенность проблемы обеспечения условий доступности порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляцию трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокую социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, осложняющую проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
социальную разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющую необходимость проведения соответствующих общественно-просветительских информационных кампаний, в том числе в сфере профессиональных компетенций инвалидов;
ограничение жизнедеятельности других МГН (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, граждан с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Проводимый на регулярной основе членами Координационного совета совместно с исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области мониторинг доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг свидетельствует о том, что, несмотря на предпринимаемые исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области меры, большинство объектов социальной инфраструктуры, а также транспортной и инженерной инфраструктуры, информационных технологий не отвечают всем требованиям доступности для инвалидов и других МГН.
Специфика социально-демографической структуры населения Тверской области проявляется в высоком удельном весе числа инвалидов и МГН в общей численности населения.
Ускоряется процесс старения населения Тверской области.
Представители всех этих групп испытывают потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию, включая сегмент реабилитационных услуг.
Таким образом, количество людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах наиболее востребованных социальных отраслей, транспорте и маршрутах движения, возрастает, что ставит решение проблемы доступности социальной инфраструктуры в ряд актуальных задач для органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
Наиболее уязвимыми с точки зрения доступности объектов и услуг являются пять основных категорий инвалидов, в том числе дети-инвалиды:
инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата;
инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках;
инвалиды с нарушением слуха;
инвалиды с нарушением зрения;
инвалиды с нарушением интеллекта и психики.
Проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг, обусловлены рядом обстоятельств:
1. В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы организаций социальной инфраструктуры и сформировавшимися у инвалидов и других МГН потребностями.
Материально-техническая база действующих организаций социальной инфраструктуры требует постоянного обновления, актуальными остаются вопросы обеспечения доступности и безопасности, соблюдения стандартов качества оказания услуг.
Большая часть организаций размещается в типовых зданиях либо в приспособленных зданиях постройки 60-х годов двадцатого столетия.
В ряде организаций существует необходимость проведения капитальных ремонтов и модернизации зданий с учетом соблюдения норм и правил обеспечения доступности и разумного приспособления для нужд инвалидов и МГН, а также укрепления их материально-технической базы, создания доступной среды для других МГН.
2. Действующие правила и нормативы устанавливают к различным типам организаций в части оборудования их для нужд инвалидов и других МГН максимальные требования к набору помещений, их устройству и оборудованию, при этом не учитываются конструктивные особенности зданий.
3. Не отработана система обучения и переподготовки кадров в части изучения требований норм и правил обеспечения доступности для инвалидов зданий и помещений, ознакомления со спецификой работы с инвалидами и особенностями предоставления услуг данной категории граждан.
4. В системе предоставления услуг инвалидам отмечается дефицит специалистов, владеющих современными технологиями: терапевтов, специалистов по двигательному развитию, адаптивной физической культуре и спорту, специалистов, владеющих методиками "раннего вмешательства", домашнего визитирования, языком жестов и другими методиками.
Данные обстоятельства препятствуют равному доступу граждан, имеющих инвалидность либо временные ограничения жизнедеятельности, к услугам независимо от места проживания, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности инвалидов в услугах, неблагоприятно сказываются на качестве услуг и их объеме.
Структуризация проблем уязвимых групп населения Тверской области позволила сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других МГН должно рассматриваться как цель самостоятельной программы.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН путем принятия настоящей Программы определяется следующими причинами:
масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы - ее решение предполагает модернизацию, дооборудование части существующих объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур;
комплексность проблемы - потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, реализация соответствующего комплекса мероприятий;
межведомственный характер проблемы - с учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественных объединений;
длительность решения проблемы - проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
Необходимость разработки настоящей Программы и дальнейшего участия в Госпрограмме продиктована сохранением ряда неблагоприятных условий и факторов в сфере создания в Тверской области безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и стремлением исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области найти эффективные механизмы и пути устранения проблем в обеспечении доступности приоритетных объектов и услуг, совершенствования качества услуг и создания возможностей для интеграции инвалидов в общество.
Программа подготовлена совместно с общественными организациями инвалидов Тверской области, рассмотрена на заседании совета тверских областных организаций общероссийских общественных организаций инвалидов, учитывает особенности интеграции инвалидов в общество в Тверской области и исходит из опыта, полученного в рамках реализации в регионе Госпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.