Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Сценарии развития отрасли "Физическая культура и спорт"
В долгосрочной перспективе направление развития отрасли "Физическая культура и спорт" на территории Осташковского городского округа будет определятся следующими факторами:
- изменение уровня экономического развития Тверской области;
- изменение уровня финансирования отрасли за счет средств бюджета Осташковского городского округа и областного бюджета Тверской области;
- изменение уровня доходов населения;
- состояние спортивной инфраструктуры округа.
С учетом описанных факторов целесообразно выделить два сценария развития отрасли "Физическая культура и спорт" Тверской области на долгосрочную перспективу:
Инерционный сценарий.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение структуры отрасли и основных приоритетов развития, сложившихся в предыдущий период. В рамках данного сценария основной задачей, которая будет определять развитие отрасли, является ориентация на поддержание существующей системы массовой физической культуры и подготовки спортивного резерва. Ресурсы отрасли будут направлены на сохранение материально-технической базы, поддержание действующих объектов спортивной инфраструктуры в нормативном состоянии, обеспечение деятельности спортивной школы и проведение массовых мероприятий. При этом развитие отрасли будет обеспечиваться за счет точечной реализации проектов развития спортивной инфраструктуры. При условии сохранения существующего уровня финансирования отрасли, ежегодно в строй будет вводиться 1-2 новых спортивных объекта, при этом из-за отсутствия необходимых ресурсов количество выводимых из эксплуатации объектов к 2024 году может превысить количество вводимых. В первую очередь выводиться из эксплуатации будут объекты на территории сельских территорий, нерасполагающих необходимыми ресурсами для содержания спортивной инфраструктуры, что приведет к увеличению разрыва в качестве и количестве предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта. Рост расходов на содержание объектов спортивной инфраструктуры и выплату заработной платы в среднесрочной перспективе приведет к снижению объема финансовых средств, выделяемых на развитие спортивных объектов и как следствие приведет к снижению темпов роста ключевых показателей развития отрасли. В долгосрочной перспективе это может привести к стагнации. Если не будут проведены активные действия по наращиванию качества спортивной инфраструктуры округа не удастся выполнить поставленные Президентом Российской Федерации задачи по увеличению доли систематически занимающихся физической культурой граждан. Этот сценарий не предполагает структурных изменений в отрасли, поэтому и не предусматривает качественных изменений в системе массового и профессионального спорта в округе.
Для реализации инерционного сценария финансирование отрасли "Физическая культура и спорт" из бюджета Осташковского городского округа, при условии субсидирования из областного бюджета Тверской области должно составлять не менее 1,4 тыс. рублей в год с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции. Выделение данных финансовых средств позволит обеспечить текущую деятельность отрасли, ежегодное строительство 1-2 спортивных объектов, закупку незначительного количества спортивного оборудования и инвентаря.
Значения целевых показателей, которые могут быть достигнуты в случае реализации инерционного сценария к 2024 году представлены в приложении N 3.
Инновационный сценарий.
Инновационный сценарий основан на реализации комплекса мероприятий по обновлению спортивной инфраструктуры округа и созданию "центров физической культуры" в большинстве населенных пунктов. Сценарий предполагает строительство в первую очередь, в сельских поселениях, спортивных объектов шаговой доступности (спортивных площадок, уличных тренажеров и т.п.). Наряду с реализацией мероприятий по строительству новых спортивных объектов в рамках реализации сценария, должна быть проведена работа по ремонту/реконструкции действующих спортивных объектов (независимо от их ведомственной принадлежности). В результате реализации мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры должны сформироваться "центры физической культуры", которые станут основным инструментом для привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Развитие спортивной инфраструктуры послужит стимулом для развития ДЮСШ. Сформируется необходимая для расширения перечня оказываемых услуг и повышения их качества тренировочная база, что создаст необходимые условия для увеличения количества занимающихся детей и подростков.
Наличие современной спортивной инфраструктуры повысит эффективность деятельности по популяризации физической культуры и спорта среди всех слоев населения.
Формирование современной спортивной инфраструктуры, ее доступность на фоне роста интереса населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом создаст условия для привлечения в отрасль частного капитала, что в свою очередь позволит значительно расширить перечень оказываемых населению услуг в сфере физической культуры и спорта, а также повысит их качество.
Именно развитие спортивной инфраструктуры с учетом соответствия ее современным стандартом позволит создать необходимые условия для достижения запланированных на федеральном уровне целевых показателей развития отрасли.
Одним из ключевых факторов, обеспечивающих реализацию данного сценария, будет являться высокое качество человеческого капитала и наличие современных квалификаций и компетенций работников отрасли. Удержать современные квалифицированные кадры, а также обеспечить приток кадров из других регионов, будет возможно только при создании современной спортивной инфраструктуры.
Данный сценарий соответствует приоритетам, заложенным в региональном проекте "Спорт - норма жизни". В целях реализации регионального проекта разработан муниципальный проект "Спорт - норма жизни" в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" (далее - муниципальный проект) Показатели реализации муниципального проекта соответствуют показателям реализации инновационного сценария реализации Стратегии. Важно отметить тот факт, что как и Стратегия, муниципальный проект ориентирован на развитие спортивной инфраструктуры округа и популяризацию спорта.
В рамках реализации муниципального проекта планируется проведение комплекса мероприятий по популяризации физической культуры и спорта среди широких слоев населения, развитию спорта высших достижений и развитию спортивной инфраструктуры округа.
Реализация муниципального проекта будет способствовать популяризации здорового образа жизни и росту доли жителей Осташковского городского округа, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения округа.
Для реализации инновационного сценария финансирование отрасли "Физическая культура и спорт" финансирование из бюджета Осташковского городского округа должно увеличится не менее чем на 30% по отношению к текущему уровню финансирования отрасли с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции. Также для реализации сценария необходимо привлечение дополнительных средств как из регионального бюджета, так и из внебюджетных источников.
Указанные финансовые средства позволят в течение года обеспечить не только текущую деятельность отрасли, но и строительство 1-2 малобюджетных спортивных объектов, ремонт/реконструкцию объектов спорта, закупку спортивного оборудования и инвентаря для спортивных школ округа.
Значения целевых показателей, которые могут быть достигнуты в случае реализации инновационного сценария к 2024 году представлены в приложении N 4.
При выборе основного сценария развития отрасли на среднесрочную перспективу необходимо обратить внимание на следующее:
N п/п |
Факторы |
Инерционный сценарий |
Инновационный сценарий |
1 |
Базовый процесс |
Сохранение существующей спортивной инфраструктуры и системы подготовки спортсменов Осташковского городского округа |
Создание новых объектов спортивной инфраструктуры в сельской местности, ремонт/реконструкция действующих объектов спорта. Повышение качества услуг в сфере физической культуры и спорта. |
2 |
Основные факторы, которые способствуют реализации сценария |
1. Сохранение объемов расходов или незначительный рост по отрасли. 2. Повышение расходов на оплату труда и коммунальные услуги в учреждениях физической культуры и спорта. 3. Расширение перечня услуг, оказываемых населению в сфере физической культуры и спорта. |
1. Строительство новых объектов спортивной инфраструктуры в округе, в т.ч. в сельской местности. 2. Формирование системы поддержки ДЮСШ. 3. Расширение перечня услуг, оказываемых населению в сфере физической культуры и спорта. |
3 |
Инфраструктурная обеспеченность отрасли |
1. Незначительный рост спортивной инфраструктуры на фоне необходимости проведения работ по ремонту/реконструкции имеющихся объектов. 2. Дефицит объектов для проведения тренировочных занятий в ДЮСШ. |
1. Реализация комплекса мероприятий по строительству новых объектов спортивной инфраструктуры. 2. Расширение имеющейся тренировочной базы для ДЮСШ. 3. Установка спортивных объектов "шаговой доступности". |
4 |
Развитие массового спорта |
1. Сохранение или незначительный рост количества участников массовых мероприятий. 2. Сохранение набора в ДЮСШ на текущем уровне. 3. Расширение перечня услуг, оказываемых населению в сфере физической культуры и спорта. |
1. Увеличение количества проводимых массовых мероприятий и количества участвующих в них. 2. Укрепление материально-технической базы ДЮСШ. 3. Расширение перечня услуг, оказываемых населению в сфере физической культуры и спорта. |
5 |
Этапы реализации |
1 этап (2019 - 2021 годы) - обеспечение работ по поддержке действующей спортивной инфраструктуры.
2 этап (2022 - 2024 годы) - замедление темпов роста отрасли в связи с сокращением общего количества действующих спортивных объектов и уменьшением перечня оказываемых населению услуг в сфере физической культуры и спорта |
1 этап (2019 - 2021 годы) - реализация комплекса мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры;
2 этап (2022 - 2024 годы) - повышение темпов роста отрасли за счет расширения перечня оказываемых населению услуг |
6 |
Риски, способные |
1. Замедление темпов роста экономики и снижение объемов финансирования отрасли. 2. Ухудшение состояния инфраструктуры в связи с внешними факторами 3. Отток квалифицированных кадров из отрасли |
1. Высокая потребность в ресурсах для реализации Стратегии, несопоставимая с финансовыми возможностями округа. 2. Отсутствие внебюджетных источников. |
Наиболее перспективным с точки зрения обеспечения качественного развития отрасли "Физическая культура и спорт" на территории Осташковского городского округа является инновационный сценарий развития, хотя он требует больших финансовых вложений и организационных мероприятий, в том числе:
а) реализация масштабного комплекса мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры округа, в том числе сети спортивных объектов "шаговой доступности";
б) расширение спектра оказываемых населению физкультурно-оздоровительных услуг и повышение их качества;
в) разработка и реализация скоординированной на всех уровнях программы популяризации физической культуры и массового спорта;
г) создание системы привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров.
Ожидается, что по итогам реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Осташковском городском округе доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом среди жителей округа составит 40,0 %, доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов 65,5%, а доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения вырастет до 17,0%.
Достижение поставленной задачи связано с расширением спортивной инфраструктуры и повышением ее качества. К концу 2024 года в округе должно действовать не менее 105 объектов спортивной инфраструктуры, при этом уровень обеспеченности населения Тверской области спортивными объектами составит не менее 50,0 %. В целях обеспечения необходимых условий для систематических занятий физической культурой и спортом в год должно быть установлено не менее одного плоскостного спортивного сооружения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.