Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства Тверской области
по обеспечению контрольных функций
от 11 февраля 2019 г. N 194
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве Тверской области по обеспечению контрольных функций
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 N 2258-р, и устанавливает организацию системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций (далее также - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - антимонопольный комплаенс).
2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в следующих значениях:
1) "антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
2) "антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
3) "доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
4) "коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
5) "нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральным органом исполнительной власти;
6) "риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
7) "уполномоченное подразделение" - подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в федеральном органе исполнительной власти.
3. Целями антимонопольного комплаенса являются:
1) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
2) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в деятельности Министерства.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
1) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в деятельности Министерства;
2) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в деятельности Министерства;
3) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
4) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
5. Принципы антимонопольного комплаенса:
1) заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
3) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
5) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется Министром Тверской области по обеспечению контрольных функций (далее - Министр), который:
1) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими Министерства акта об антимонопольном комплаенсе;
3) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
4) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
5) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
6) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - коллегиальный орган).
7. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве создается уполномоченное подразделение, в состав которого входят: юридический отдел Министерства, отдел бухгалтерского учета и организационно-кадровой работы Министерства, отдел контроля в сфере закупок Министерства.
8. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются следующим образом:
8.1. К компетенции юридического отдела Министерства (далее в настоящем пункте - отдел) относится:
1) подготовка и представление Министру акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2) консультирование государственных гражданских служащих и работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, в части касающейся компетенции отдела;
3) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
4) информирование Министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
5) мероприятия по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве;
6) составление карты рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве;
7) подготовка и вынесение на утверждение Министра плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства;
8) подготовка для подписания Министром и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе.
8.2. К компетенции отдела бухгалтерского учета и организационно-кадровой работы Министерства (далее в настоящем пункте - отдел) относится:
1) выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
2) информирование Министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, противоречить антимонопольному законодательству Российской Федерации и антимонопольному комплаенсу;
3) ознакомление государственных гражданских служащих и работников Министерства с Положением об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве Тверской области по обеспечению контрольных функций и вносимыми в него изменениями;
4) консультирование государственных гражданских служащих и работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, в части касающейся компетенции отдела;
5) направление документации о закупке, перед осуществлением закупки, в отдел контроля в сфере закупок Министерства для анализа на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации.
8.3. К компетенции отдела контроля в сфере закупок Министерства (далее в настоящем пункте - отдел) относится:
1) анализ поступившей документации о закупке на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
2) информирование Министра о внутренних документах (в том числе - документации о закупке), которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
3) консультирование государственных гражданских служащих и работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства, в части касающейся компетенции отдела.
9. Оценку эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
10. К функциям коллегиального органа относится:
1) рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
11. Функции коллегиального органа возлагаются на Общественный совет при Министерстве.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
12. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением Министерства на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства, и действующих нормативных правовых актов Министерства (далее соответственно - проекты актов Министерства, действующие акты Министерства), на предмет соответствия их антимонопольному законодательству Российской Федерации;
3) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации;
4) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
13. Анализ выявленных в Министерстве нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа Министерством реализуются следующие мероприятия:
1) осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о наличии выявленных нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации;
2) составляется перечень выявленных нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации должен содержать сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения. Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать классификацию по сферам деятельности Министерства.
14. Анализ действующих актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству Российской Федерации проводится не реже одного раза в год. При проведении данного анализа реализуются следующие мероприятия:
1) разрабатывается исчерпывающий перечень действующих актов Министерства (далее - Перечень действующих актов) с указанием источника их публикации;
2) перечень действующих актов размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет в свободном доступе.
3) на официальном сайте Министерства размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений граждан и организаций по вопросу соответствия антимонопольному законодательству действующих актов Министерства.
4) осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений.
5) по результатам анализа действующих актов Министерства Министру представляется сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в действующие акты Министерства.
15. При проведении анализа проектов актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству, Министерством реализуются следующие мероприятия:
1) проекты актов Министерства вместе с пояснительными записками размещаются на официальном сайте Министерства в сети Интернет;
2) осуществляется сбор и проводится оценка поступивших замечаний и предложений по проекту акта Министерства.
16. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве уполномоченным подразделением Министерства реализуются следующие мероприятия:
1) на постоянной основе осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о правоприменительной практике в Министерстве;
2) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
3) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
17. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации уполномоченным подразделением Министерства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
18. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации распределяются уполномоченным подразделением
Министерства по уровням в соответствии с Таблицей 1.
Таблица 1.
Уровень |
Описание риска |
Низкий |
Риск возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный |
Вероятность выдачи предупреждения |
Существенный |
Вероятность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения к административной ответственности (штраф. дисквалификация) |
19. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве, уполномоченным подразделением Министерства составляются карты рисков по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
20. В карты рисков включаются:
1) выявленные риски (их описание);
2) оценка причин возникновения рисков;
3) оценка условий возникновения рисков.
21. Информация о проведении выявления и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
22. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением Министерства разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
23. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации разрабатывается ежегодно.
24. Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляют мониторинг исполнения плана мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
25. Информация об исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
26. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса приказом Министерства утверждаются ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса как отдельно уполномоченного подразделения, так и для Министерства в целом.
27. Уполномоченное подразделение ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
28. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
29. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации;
2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации;
3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
30. Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным подразделением в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год).
31. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства.
<< Назад |
Приложение 1. >> Карта рисков |
|
Содержание Приказ Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 11 февраля 2019 г. N 194 "Об организации системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.