Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Бердска
от 23 ноября 2016 г. N 3422
Муниципальная программа
"Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Бердска на 2017 - 2021 годы"
I. ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
N п/п |
Наименование разделов |
Краткое содержание |
1. |
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Бердска на 2017 - 2021 годы" (далее - муниципальная программа). |
2. |
Основание для разработки муниципальной программы |
Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Водный кодекс Российской Федерации; Лесной кодекс Российской Федерации; Устав города Бердска. |
3. |
Заказчик (заказчик - координатор) муниципальной программы |
Администрация города Бердска. |
4. |
Разработчик муниципальной программы |
Муниципальное казенное учреждение "УЖКХ" города Бердска (далее - МКУ "УЖКХ"). |
5. |
Исполнители муниципальной программы |
Муниципальное бюджетное учреждение "Управление природными ресурсами г. Бердска" и иные юридические и физические лица, определяемые заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. |
6. |
Перечень подпрограмм |
Подпрограммы не выделяются |
7. |
Цели и задачи муниципальной программы |
Цель: Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем города Бердска. Задачи: 1. Предупреждение негативных последствий в рамках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 2. Предупреждение негативных последствий в рамках сброса сточных вод в поверхностные водные объекты. 3. Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления. 4. Сохранение и развитие в городе Бердске системы традиционных экологических акций и мероприятий. 5. Обеспечение населения города экологической информацией. 6. Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. 7. Создание условий для сохранения природных экосистем и биологического разнообразия. |
8. |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
Основные целевые индикаторы: 1) сбор, обобщение и анализ выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий города Бердска; 2) снижение вредного воздействия на атмосферный воздух за счет сокращения объема выбросов вредных веществ, за счет строительства и реконструкции газоочистного оборудования, в том числе в топливоиспользующих установках (например, котельные), работающие на твердом, жидком или газообразном топливе; 3) анализ нормируемых показателей сточных вод (количественный химический анализ), поступающих в поверхностные водные объекты с территории города Бердска; 4) утилизация ртутьсодержащих отходов (ламп, приборов); 5) установка контейнеров в береговой зоне; 6) ликвидация несанкционированных свалок в рекреационных зонах города Бердска; 7) проведение всероссийской акции "Дни защиты от экологической опасности"; 8) производство и выдача в средствах массовой информации документально-публицистического фильма природоохранного содержания; 9) организация мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов; 10) межевание и постановка на кадастровый учет земель, занятых городскими лесами; 11) проект освоения городских лесов. Полный перечень целевых индикаторов приведен в приложении N 1 к муниципальной программе. |
9. |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2017-2021 годы (этапы не выделяются). |
10. |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программных мероприятий составляет: 34 275,396 тыс. рублей, по годам и источникам финансирования, всего: 2017 год - 6 599,132 тыс. рублей; 2018 год - 6 519,132 тыс. рублей; 2019 год - 6 519,132 тыс. рублей; 2020 год - 7 069,0 тыс. рублей; 2021 год - 7 569,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета города Бердска: 2017 год - 5 549,132 тыс. рублей; 2018 год - 5 469,132 тыс. рублей; 2019 год - 5 469,132 тыс. рублей; 2020 год - 6 019,00 тыс. рублей; 2021 год - 6 519,00 тыс. рублей, за счет средств от оказания муниципальным учреждением услуг (выполнения работ) предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе: 2017 год - 1050,0 тыс. рублей; 2018 год - 1050,0 тыс. рублей; 2019 год - 1050,0 тыс. рублей; 2020 год - 1050,0 тыс. рублей; 2021 год - 1050,0 тыс. рублей. |
11. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
В результате реализации муниципальной программы к концу 2021 года (по сравнению с аналогичными показателями 2016 года) ожидается: - разработка проекта освоения городских лесов; - ликвидация 100% от количества несанкционированных мест размещения отходов; - снижение вредного воздействия на атмосферный воздух за счет сокращения объема выбросов вредных веществ на 30%; - снижение объема загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты и на рельеф местности на 30%; - сохранение уникальных ландшафтов и природных комплексов, сохранение биоразнообразия на территории города, в т.ч. за счет образования новых особо охраняемых природных территорий; - сохранение и упрочение системы традиционных акций и мероприятий, поддержка системообразующих центров деятельности в области экологического просвещения населения. |
12. |
Электронный адрес размещения муниципальной программы в сети Интернет |
http://www.berdskadm.ru |
II. Обоснование необходимости разработки муниципальной программы
1. Анализ текущего состояния сферы охраны окружающей среды и природных ресурсов города бердска
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Город Бердск относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями химического, жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.
Загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения. Развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с современной дорожно-транспортной инфраструктурой обуславливает интенсивное увеличение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Качество воздуха формируется в результате сложного взаимодействия природных и антропогенных факторов.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в городе Бердске является: промышленные предприятия (81,79% от общей массы выбросов); печное отопление индивидуальных домов за отопительный сезон (10,67%), автотранспорт (7,54%).
От промышленных предприятий, печного отопления частного жилого сектора и автотранспорта в атмосферный воздух города Бердска ежегодно выбрасывается 9949,485 т/год загрязняющих веществ.
Выбросы осуществляются через 741 источник, из которых 437 организованных и 304 неорганизованных.
По показателям загрязнения атмосферного воздуха состояние окружающей среды города Бердска можно охарактеризовать как благополучное, т.к. 10% территории города попадает в зону умеренного загрязнения, а около 5% территории в зону значительного загрязнения.
Одним из факторов уменьшения загрязнения атмосферы города является эффективная работа газоустанавливающего оборудования, с коэффициентом полезного действия выше 50%, а так же значительной территорией занятой городскими лесами, преобладающей сосновыми насаждениями.
Перспективными для строительства новых жилых районов является южное направление. При развитии западных районов города, где расположены городские леса, строительство приведет к значительному загрязнению атмосферы с распространением на центральную часть города.
В рамках выполнения мероприятий муниципальной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Бердска на 2017 - 2021 годы" осуществляются работы по проведению лабораторных исследований по анализу проб сточных вод, поступающих в поверхностные водные объекты, с целью их контроля нормируемым показателям.
В рамках программы будут решаться задачи по развитию системы обращения с биологическими и прочими опасными видами отходов, вторичными материальными ресурсами, ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Для размещения отходов в городе работает полигон твердых бытовых отходов. Муниципальное унитарное предприятие "СпецАвтоХозяйство", в чьем ведении находится полигон твердых бытовых отходов, имеет лицензию N 054 00075 от 14.12.2011 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. В 2014 году полигон твердых бытовых отходов города Бердска один из немногих полигонов Новосибирской области был включен в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Ежегодно на полигон твердых бытовых отходов города Бердска принимается не менее 260 тыс. м3 отходов и с каждым годом это количество увеличивается.
На полигоне твердых бытовых отходов города Бердска проводятся анализ воздуха, почвы и вод. Превышений предельно допустимой концентрации не установлено.
Город Бердск по праву можно назвать зеленым городом.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 77 от 09.03.2016 году установлены границы Бердского муниципального лесничества Новосибирской области площадью 1902.1 га.
Согласно статье 102 Лесного кодекса Российской Федерации, городские леса относятся к защитным лесам, а именно к категории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. В соответствии с лесным законодательством (статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516) городские леса располагаются на землях населенных пунктов, которые в силу требований Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 83) являются самостоятельной категорией земель в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, проводится лесоустройство. Последнее лесоустройство городских лесов города Бердска проводилось в 2014 году.
Таксация городских лесов проведена глазомерно-измерительным методом специалистами ЗАО "Сибгипролес" в 2014 году на площади 1902,1 га, поставленной на государственный кадастровый учет, без организации территории, в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
На основании статьи 10 (п. 2) Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007, леса, лесные насаждения на территории муниципального образования города Бердска, по целевому назначению отнесены к защитным, а с учетом особенностей правового режима защитных лесов - к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (городские леса).
Согласно статье 12 (пункт 4) Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях обеспечения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
На территории городских лесов города Бердска выделено 5 особо охраняемых природных территорий:
1) памятник природы "Бердская лесная дача", выделенный на основании решения Новосибирского областного Совета депутатов от 31.10.2002 и постановления главы администрации Новосибирской области от 16.11.2007 N 171-па;
2) особо охраняемая природная территория местного значения "Городской парк "Бердская коса" города Бердска, организованная постановлением Главы муниципального образования города Бердска от 19.01.2009 N 84;
3) рекреационный участок - охраняемая природная территория, выделенная на основании распоряжения главы муниципального образования города Бердска от 13.07.2004 N 2160-р "О создании рекреационного участка в квартале 27".
4) особо охраняемая природная территория местного значения в районе улицы Репина - городской парк, организованная постановлением администрации г. Бердска от 02.11.2015 N 3777;
5) особо охраняемая природная территория в районе Речкуновской зоны отдыха - городской парк, организованная постановлением администрации г. Бердска от 24.06.2015 N 2296.
Для каждой особо охраняемой природной территории в соответствии с ее статусом и видом в нормативных документах о создании особо охраняемой природной территории устанавливается специальный режим охраны лесов, ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации.
Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Особо охраняемые природные территории имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Создание новых особо охраняемых природных территорий позволит повысить эффективность мер по охране биологического разнообразия, сохранению редких видов животных и растений, организации экологического и познавательного туризма.
Для сохранения природного комплекса городских лесов необходима система активных лесохозяйственных мероприятий, включающих все виды ухода за лесом (в насаждении, подросте, подлеске), санитарные рубки и восстановление не покрытых лесной растительностью земель хвойными породами.
Во исполнение федерального законодательства в сфере лесопользования первостепенной задачей является подготовка проекта освоения лесов на территории Бердского муниципального лесничества Новосибирской области.
2. Основные проблемы сферы охраны окружающей среды и природных ресурсов города Бердска
К основным экологическим проблемам можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, неудовлетворительное состояние лесонасаждений, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие.
Одной из наиболее важных экологических проблем в городе Бердске, от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.
Увеличивается объем ливневых и талых вод, которые загрязнены и сбрасываются в поверхностные водные объекты и на рельеф местности без очистки.
Причины возникновения проблемы:
1) низкая способность водных объектов к самовосстановлению;
2) расположенность водных объектов в селитебной зоне;
3) сток ливневых и талых вод в водные объекты по рельефу местности;
4) загрязнение и захламление прибрежных полос и водоохранных зон;
5) недостаточный уровень благоустройства большинства зон отдыха на водных объектах города.
Одной из наиболее актуальных остается проблема сбора, размещения и обезвреживания отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха. Самой острой проблемой при эксплуатации полигона остаются возгорания. В связи с тем, что на полигоне накоплено большое количество твердых бытовых отходов в объеме 4899020,1 м3 (979804,02 т), при естественном их разложении происходит выделение газов, которые под воздействием различных факторов воспламеняются.
Не менее важной проблемой является недостаточное правовое регулирование вопросов, связанных с использованием, охраной, защитой и воспроизводством городских лесов.
В Лесном кодексе Российской Федерации установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Однако определение понятия "городские леса" не раскрывается.
Проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ (установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества) обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства. Так же к основным проблемам городских лесов города Бердска можно отнести:
1) уменьшение площади лесов в результате переработки берегов;
2) несанкционированные свалки.
Выполнение мероприятий данной программы приведет к исполнению норм лесного законодательства.
Для снижения негативного воздействия внешних факторов, приводящих к сокращению биоразнообразия и трансформации природной среды и природных ландшафтов, а также для сохранения рекреационных ресурсов, осуществления научной и эколого-воспитательной деятельности необходимо обеспечить дальнейшее развитие особо охраняемых природных территорий.
В результате хозяйственной деятельности на территории города наметилась тенденция к обеднению животного и растительного мира, среды их обитания.
Значительный ущерб окружающей среде наносится в результате низкой экологической культуры населения.
Негативные тенденции, проявившиеся в изменении качественных показателей состояния окружающей среды города Бердска в связи с переходом от экономического спада к его росту, имеют реальные предпосылки к ухудшению экологической обстановки.
Муниципальная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Бердска на 2014 - 2016 годы" позволила решить только часть проблем.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.
III. Цели и задачи, важнейшие целевые индикаторы Муниципальной программы
С учетом приоритетов государственной политики сформирована цель муниципальной программы - повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем города Бердска.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Предупреждение негативных последствий в рамках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2. Предупреждение негативных последствий в рамках сброса сточных вод в поверхностные водные объекты.
3. Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления.
4. Сохранение и развитие в городе Бердске системы традиционных экологических акций и мероприятий.
5. Обеспечение населения города экологической информацией.
6. Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
7. Создание условий для сохранения природных экосистем и биологического разнообразия.
Для оценки хода реализации муниципальной программы и характеристики состояния установленной сферы деятельности предусмотрена система целевых показателей (индикаторов).
Основными целевыми индикаторами, характеризующими результаты реализации муниципальной программы, являются:
1. Сбор, обобщение и анализ выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий города Бердска.
2. Снижение вредного воздействия на атмосферный воздух за счет сокращения объема выбросов вредных веществ, за счет строительства и реконструкции газоочистного оборудования, в том числе в топливоиспользующих установках (например котельные), работающие на твердом, жидком или газообразном топливе;
3. Анализ нормируемых показателей сточных вод (количественный химический анализ), поступающих в поверхностные водные объекты с территории города Бердска.
4. Утилизация ртутьсодержащих отходов (ламп, приборов).
5. Установка контейнеров в береговой зоне.
6. Ликвидация несанкционированных свалок в рекреационных зонах города Бердска.
7. Проведение всероссийской акции "Дни защиты от экологической опасности".
8. Производство и выдача в средствах массовой информации документально-публицистического фильма природоохранного содержания.
9. Организация мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов.
10. Межевание и постановка на кадастровый учет земель, занятых городскими лесами.
11. Разработка проекта освоения городских лесов.
Цели, задачи и значения целевых индикаторов по годам реализации муниципальной программы приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
IV. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основные мероприятия муниципальной программы указаны в приложении N 2 к программе.
По задаче 1 "Предупреждение негативных последствий в рамках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" предусмотрено следующее основное мероприятие:
1) сбор, обобщение и анализ выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий города Бердска.
Проведение работ по сбору, систематизации сведений о промышленных предприятиях, как хозяйствующих субъектов, имеющих источники выбросов вредных веществ (организованные или неорганизованные, стационарные или передвижные), вносящих основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха, из которых в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества, по которым в атмосферном воздухе населенных мест вблизи предприятий периодически или постоянно наблюдаются превышение предельно допустимой концентрации, соблюдена или нет санитарно-защитная зона (СЗЗ), наличие или отсутствие пылегазоулавливающих установок (ПГОУ), в том числе в топливоиспользующих устройствах (например: котельные), работающие на твердом, жидком или газообразном топливе.
По задаче 2 "Предупреждение негативных последствий в рамках сброса сточных вод в поверхностные водные объекты" предусмотрены следующее основное мероприятие:
1) охрана водной среды.
Проведение исследований по анализу проб сточных вод (количественный химический анализ), поступающих в поверхностные водные объекты, с целью их контроля нормируемых показателей.
По задаче 3 "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления" предусмотрены следующие основные мероприятия:
1) утилизация ртутьсодержащих отходов (ламп, приборов);
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в рамках данного мероприятия заключение договора на сбор, транспортировку и утилизацию (обезвреживание) ртутьсодержащих ламп и приборов.
2) организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земель в рекреационных зонах города Бердска;
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2001 N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В рамках данного мероприятия планируется выявление и ликвидации несанкционированных свалок в городских лесах и рекреационных зонах города Бердска.
3) установка контейнеров в береговой зоне (с еженедельным вывозом твердых бытовых отходов).
В рамках данного мероприятия установка бункеров-мусоросборников объемом 8 куб. м. по трем адресам, в водоохранной зоне Новосибирского водохранилища и реки Раздельная в местах массового отдыха граждан на территории города Бердска.
По задаче 4 "Сохранение и развитие в городе Бердске системы традиционных экологических акций и мероприятий" предусмотрены следующее основные мероприятия:
1) организация проведения всероссийской акции "Дни защиты от экологической опасности";
В городе Бердске ежегодно в период с апреля по июнь проводятся следующие мероприятия:
- день экологических знаний;
- дни защиты от экологической опасности;
- день земли;
- неделя первоцветов;
- международный день биологического разнообразия;
- всемирный день окружающей среды. День эколога;
2) работа с общественностью города по организации мероприятий по охране окружающей среды.
Для проведения экологических акций на территории города в городских лесах и водоохранных зонах приобретаются мешки, перчатки.
По задаче 5 "Обеспечение населения города экологической информацией" предусмотрены следующие основн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.