В целях реализации комплекса мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, на территории Новосибирской области, утвержденного приказом министерства социального развития Новосибирской области от 18.07.2016 N 511 "Об утверждении комплекса мер", приказываю:
1. Утвердить Модельную программу социального сопровождения семей с детьми на территории Новосибирской области.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
Е.В. Бахарева |
Модельная программа социального сопровождения семей с детьми
на территории Новосибирской области
(утв. приказом министерства социального развития Новосибирской области от 29 декабря 2016 г. N 1098)
Паспорт модельной программы
Наименование |
Модельная программа социального сопровождения семей с детьми на территории Новосибирской области (далее - Модельная программа) |
Правовые основания |
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ч. 2 статьи 29). Постановление Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы" (абз. 3 подраздела "Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации государственной программы" раздела IV "Система мероприятий государственной программы"). Распоряжение Правительства Новосибирской области от 23.11.2015 N 452-рп "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2015 - 2017 годы" (пункт 4.5. плана мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2015 - 2017 годы) |
Цель модельной программы |
Повышение качества социальной помощи семьям с детьми, уровня ее доступности и результативности; профилактика социального сиротства на территории Новосибирской области |
Задачи модельной программы |
Задачи Модельной программы: Задача 1. Обеспечение непрерывного социального сопровождения семей с детьми, предоставление им необходимой социальной помощи, оказание содействия в осуществлении гарантированных прав детей. Задача 2. Повышение качества и доступности социальной помощи для семей с детьми, внедрение новых подходов к организации социального сопровождения семей с детьми. Задача 3. Обеспечение межведомственного, межсекторного и внутриотраслевого взаимодействия при организации социального сопровождения семей с детьми |
Источники финансирования |
Финансирование Модельной программы осуществляется за счет средств государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", средств местных бюджетов и привлеченных источников |
Ожидаемые результаты |
Ожидаемыми результатами реализации Модельной программы являются: улучшение условий жизнедеятельности семей с детьми путем организации их социального сопровождения; увеличение численности семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию посредством социального сопровождения; наличие механизма устойчивого межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в социальном сопровождении семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи; включение социально ориентированных некоммерческих организаций в социальное сопровождение семей с детьми; создание системы эффективного информационного, методического и кадрового обеспечения деятельности органов исполнительной власти, организаций и специалистов, занятых в системе социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи |
Разработчики программы |
Министерство социального развития Новосибирской области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области; во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Общероссийской общественной организацией "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей" и другими общественными организациями |
I. Общие положения
1.1. Модельная программа подготовлена на основе федеральной модельной программы социального сопровождения семей с детьми, а также методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее применению при организации социального сопровождения семей с детьми, разработанных по результатам пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей, реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Астраханской, Калужской, Новгородской, Тверской, Псковской областей и города Москвы при экспертно-методическом сопровождении Государственным автономным учреждением города Москвы "Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы".
1.2. Модельная программа представляет собой механизм организации социального сопровождения семей с детьми на территории Новосибирской области.
1.3. Настоящая Модельная программа разработана в соответствии с основными положениями:
Семейного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1916-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2014 N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг";
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.09.2014 N 651н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах РФ, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга";
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг";
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2014 N 889 "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2014 г. N 889н "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)"
Закона Новосибирской области от 18.12.2014 N 499 "Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "499-ОЗ"
постановления Правительства Новосибирской области от 04.08.2014 N 312-п "О дополнительных обстоятельствах для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании";
постановления Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 534-п "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области в связи с реализацией полномочий Новосибирской области в сфере социального обслуживания";
постановления Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 535-п "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения";
постановления Правительства Новосибирской области от 05.03.2015 N 74-п "О дополнительных категориях граждан, которым социальные услуги в Новосибирской области предоставляются бесплатно";
приказа министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг";
приказа министерства социального развития Новосибирской области от 19.12.2014N 1431 "Об утверждении рекомендуемых форм договоров о предоставлении социальных услуг, рекомендуемой формы акта о предоставлении срочных социальных услуг";
приказа министерства социального развития Новосибирской области от 03.03.2015 N 167 "Об утверждении перечня мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения".
1.4. Модельная программа разработана для использования в обеспечении социального сопровождения семьи с детьми организациями социального обслуживания, организациями других ведомств, задействованных в социальном сопровождении с учетом особенностей территориального управления, кадрового и финансового обеспечения организаций социального обслуживания Новосибирской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Характеристика ситуации в сфере развития системы социального сопровождения семей с детьми
Новосибирская область - один из крупнейших регионов страны, в состав которой входят 5 городских округов, 30 муниципальных районов и 455 поселений (26 городских и 429 сельских). В более 310 тысячах семей воспитывается около 520 тысяч детей, из них 26% семей являются малообеспеченными. На 01.01.2016 среди них наибольшая по численности категория - неполные семьи с детьми (36 894 семьи, в них 57 631 ребенок), 17 027 многодетных семей (70 056 детей), 6 333 семьи с детьми-инвалидами (6 517 детей-инвалидов).
Следует отметить существующую специфику отличий муниципальных районов и городских округов региона: г. Новосибирск - самый крупный городской округ Российской Федерации, развивающийся по законам современного мегаполиса, и окружающие его муниципальные районы и городские округа с населением от 97 тысяч человек (жители г. Бердска) до 16 тысяч человек (жители Кочковского района). При этом территориальные масштабы области являются существенной проблемой для населения отдаленных районов: не единичное количество муниципальных образований находится на удалении 600 и более километров от г. Новосибирска.
В связи с этим диспропорции развития не только муниципальных образований в сравнении друг с другом, но и внутри каждого из них, остается объективным осложняющим фактором.
Поэтому доминирующей задачей, которая определяет стиль и методы формирования государственной семейной политики на территории Новосибирской области, является создание адекватной системы работы с семьей и детьми, учитывающей специфику отдельных муниципальных территорий и всей области в целом.
Ее исполнению во многом способствует развитая социальная инфраструктура муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, которая представлена почти 2 315 образовательными учреждениями (среднего общего образования, дошкольного образования, дополнительного образования, высшего, среднего профессионального образования), 2162 культурно-досуговыми учреждениями (театры, музеи, дома культуры, сельские клубы, библиотеки, киноустановки), более 1500 лечебно-профилактическими учреждениями, 43 комплексными центрами социального обслуживания, 16 специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной адаптации, 6 центрами социальной помощи семье и детям, 3 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Вступление в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" потребовала оперативного и четкого организационно-методического обеспечения его реализации.
Для того, чтобы указанный закон работал в полной мере, на уровне области было принято более 20 нормативных правовых актов. Новосибирская область - один из первых регионов, где правовая основа жизнедеятельности была сформирована в кратчайшие сроки и отмечена Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
С целью оказания органам местного самоуправления Новосибирской области и учреждениям социального обслуживания населения помощи по реализации положений Закона министерством в ежедневном режиме организована информационно-методическая помощь.
Объемы социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг до 01.01.2015, сохранены в Новосибирской области полностью, также сохранены все категории граждан, которые обладали правом на предоставление социальных услуг бесплатно.
Сохранена и усилена двухуровневая модель управления системой социальной защиты населения, опеки и попечительства несовершеннолетних и защиты их прав (государственный и муниципальный уровень).
На 20.12.2016 в реестре поставщиков социальных услуг числится 107 организаций, оказывающих социальные услуги населению, в том числе - 18 некоммерческих.
На базе имеющегося комплекса программного обеспечения, начиная с января 2015 года, всеми организациями социального обслуживания Новосибирской области ведется регистр получателей социальных услуг.
В связи с изменениями в действующем законодательстве организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), которые ранее были образовательными, стали организациями, оказывающими социальные услуги. В этой связи осуществляется процесс реорганизации детских домов. В рамках преобразования на базе учреждений будут созданы службы замещающих семей и постинтернатного сопровождения выпускников.
На учете в комплексных центрах социального обслуживания населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (на 01.10.2016) состоит 3 161 семья с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, а также 1 353 семьи в социально опасном положении, в них проживает 2986 детей. Наблюдается устойчивая тенденция трансляции семейного неблагополучия: среди семей, находящихся в социально опасном положении, 70% составляют семьи, состоящие на учете от 3 до 5 лет, 27% - от 5 до 10 лет, 3% - более 10 лет.
Проблемой, влияющей на качество семейного благополучия, является недостаточное количество рабочих мест в муниципальных образованиях (особенно отдаленные районы Новосибирской области), а также нежелание самих родителей работать. За счет пособий и выплат живут 519 семей (66,5%).
Отмечено увеличение количества случаев инициирования самими родителями лишения родительских прав в отношении детей в подростковом возрасте (для получения ими жилплощади в статусе детей, оставшихся без попечения родителей).
Постепенные изменения претерпевает вектор функционирования социальной сферы: от оказания услуг по категориям граждан - к "семейным" услугам, когда работа одновременно ведется и с детьми, и со взрослыми.
Сохраняя последовательную преемственность, система социального обслуживания Новосибирской области прошла все возможные организационные этапы: опорно-экспериментальные площадки, семейно-воспитательные группы, участковые социальные службы и мобильные бригады, Телефон доверия, службы сопровождения замещающих семей и ранней помощи детям-инвалидам. В границах полномочий министерства сформирована система, усиленная органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Социальное обслуживание и сопровождение семей с детьми, а также организация деятельности по своевременному выявлению фактов семейного неблагополучия, осуществляется государственными и муниципальными организациями социального обслуживания населения, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также общественными организациями (в том числе на условиях государственного заказа, предоставления субсидий). Необходимо отметить, что по итогам 2015 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Новосибирская область названа в числе регионов, имеющих лучший опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций.
На базе комплексных центров социального обслуживания населения (центров помощи семье и детям) Новосибирской области действуют отделения, организующие профилактическую работу с семьями и детьми, применяющие различные технологии и формы работы с семьями и детьми.
Важную роль при оказании помощи семьям с детьми играют технологии работы, отработанные в рамках участковых социальных служб, осуществляющих деятельность по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации, фактов жестокого обращения с несовершеннолетними и в случае необходимости организующих предоставление своевременной и комплексной помощи.
Данные службы и применяемые в их работе технологии были внедрены в рамках реализации программы Новосибирской области "Чужих детей не бывает", получившей финансовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2009 - 2011 годы.
В эти же годы при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, была реализована программа "Первые ступеньки к развитию", в рамках которой были отработаны различные технологии и формы работы, применяемые при организации социального обслуживания и сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.
В 2013 году в рамках реализации пилотного проекта по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, была отработана технология сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая стала составляющей работы участковых социальных работников. В этом же году при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, началась реализация основного мероприятия "Реализация комплекса мер "За равные возможности" (2013-2015 годы), обеспечившего развитие системы помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение качества социального обслуживания и социального сопровождения семей целевой группы.
В рамках другого основного мероприятия -"Реализация комплекса мер "Мир добрый к детям" (2014-2015 годы) осуществлена разработка и внедрение в работу 42 организаций социального обслуживания форм и технологий, обеспечивающих социальное обслуживание и сопровождение семей с детьми в целях профилактики жестокого обращения и оказания своевременной помощи детям и женщинам, подвергшимся жестокому обращению.
Кроме того, обеспечено внедрение других технологий, направленных на оказание помощи детям и семьям с детьми, среди них - "Социально-психологическое и социально-педагогическое сопровождение женщин и детей, подвергшихся насилию, в том числе сексуальному".
С 2015 года реализуются основное мероприятие "Реализация комплекса мер "В интересах детей", также получившее софинансирование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и направленное на профилактику социального сиротства, оказание помощи семьям с детьми (обеспечивается развитие различных форм социального обслуживания и сопровождения семей с детьми, в том числе отдельных категорий семей (приемных семей, в том числе семей принявших на воспитание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; семей с детьми-инвалидами; семей, испытывающих трудности в социальной адаптации; семей (одиноких женщин) с риском отказа от новорожденных детей; семей, воспитывающих детей с неизлечимыми, угрожающими жизни и ограничивающими жизнь заболеваниями); пилотный проект по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Новосибирской области, имеющий своей целью создание условий для эффективных изменений в системе помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению детьми максимально возможного уровня их развития и социализации. С 2016 года - основное мероприятие "Реализация комплекса мер "Права на выбор", направленное на развитие системы помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, отработку и внедрение новых форм и технологий работы по оказанию социальной помощи, в том числе сопровождению.
Таким образом, на территории Новосибирской области созданы необходимые организационные и правовые основы для внедрения модельной программы социального сопровождения семей с детьми с учетом положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". При этом необходимо отметить, что формированию организационных основ (развитию системы социального обслуживания и сопровождения семей с детьми) способствовали проекты и программы, реализованные на территории Новосибирской области при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Основные понятия, используемые в Модельной программе
Социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Социальное сопровождение - деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, - это граждане - члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) или только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативноправовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении, замещающие семьи.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Индивидуальная программа социального обслуживания - это документ, включающий в себя мероприятия социального обслуживания гражданина, в котором указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа социального сопровождения (далее - ИПСС) граждан - членов семьи - это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. ИПСС может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей мероприятия индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ), а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда ИППСУ не оформляется.
ИПСС в таком виде социального обслуживания семьи, должны быть в своей совокупности направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращения лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психологопедагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, а также обеспечивающей необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические условия полноценной жизнедеятельности родителей и ребенка.
Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации мероприятий сопровождения, направленный на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, приемной, молодой и иной семьи, в течение первого года ее создания. Как правило, в адаптационном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации.
Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации мероприятий сопровождения, направленный на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, базовому уровню социального сопровождения подлежат семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.
Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации мероприятий сопровождения, направленный на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детскородительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, "орудием" разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка).
Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации мероприятий сопровождения, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи. Как правило, экстренному уровню социального сопровождения подлежат семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенкаинвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерь одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).
III. Цель и задачи социального сопровождения семей с детьми
3.1. Основной целью социального сопровождения семей с детьми в организациях социального обслуживания является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
3.2. Достижение цели возможно при решении следующих задач:
- доработка и разработка нормативно-правовой и информационно-методической базы, механизмов эффективного социального сопровождения семей с детьми на территории Новосибирской области в рамках положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- обеспечение эффективных изменений в системе социального обслуживания и поддержки семей с детьми в Новосибирской области посредством институционализации социального сопровождения;
- обеспечение тесного межведомственного, внутриотраслевого и государственно-частного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми;
- обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации социализации детей, содействие укреплению семьи;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;
- создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;
- создание условий для сокращения возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения;
- использование эффективных методов и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение, в том числе путем заключения социальных контрактов.
IV. Принципы организации социального сопровождения семей с детьми
4.1. Социальное сопровождение семей с детьми организуется на принципах:
- добровольности социального сопровождения семьи с детьми, предполагающего уважение суверенитета семьи и самостоятельности ее членов в принятии решения о необходимости для нее социального сопровождения и заключения договора с организацией социального обслуживания;
- комплексности, предполагающего взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами социального сопровождения по решению проблем семьи;
- межведомственности, который предполагает достижение высокой степени согласованности между исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления, организациями социального обслуживания населения и учреждениями социальной сферы, общественными организациями, местным сообществом и гражданами в решении проблем семьи с детьми, находящихся на социальном сопровождении;
- адресности и доступности, который предполагает предоставление социального сопровождения, тем категориям и типам семей, которые в нем действительно нуждаются;
- вариативности, предусматривающего учет различий в содержании, технологиях и механизмах социального сопровождения семей в организациях социального обслуживания;
- конфиденциальности, в соответствии с которым не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера, или служебной информации о семье, находящейся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;
- непрерывности, гарантирующего оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы;
- рекомендательного характера советов сопровождающего специалиста, предусматривающего самостоятельность принятия решений семьей по актуальным для нее проблемам;
- эффективности, предполагающего учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих ресурсов с ожидаемым результатом социального сопровождения семьи с детьми.
V. Категории семей, которым предоставляется социальное сопровождение
5.1. Семью, нуждающуюся в социальном сопровождении, составляют граждане члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) или только в социальном сопровождении.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенкаинвалида или детейинвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию; 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами Новосибирской области признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
5.2. На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, оно может осуществляться в отношении следующих категорий и типов семей с детьми:
- замещающей;
- воспитывающей детей-инвалидов;
- воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- многодетной;
- малообеспеченной (с низким уровнем дохода);
- имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);
- с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;
- находящейся в социально опасном положении;
- переселенцев, беженцев;
- с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью и других типов семей.
5.3. Обстоятельствами, обусловливающих нуждаемость в социальном сопровождении членов семей с детьми являются:
- низкий уровень педагогической культуры семьи, недостаточный уровень развития родительских компетенций в области детской и семейной психологии, педагогики, семейного права, организации экономики семьи, культуры и этики семейных отношений;
- кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежения нуждами детей;
- наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное;
- отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);
- отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;
- несоблюдение в семье с детьми санитарногигиенических условий проживания;
- полная или частичная утрата родителями контроля за поведением детей;
- неудовлетворенная потребность ребенка в оказании специализированной медицинской помощи;
- неудовлетворенная потребность в создании доступной среды проживания, профессиональном обучении ребенка-инвалида;
- конфликт в семье родителей с детьми, угрожающий их жизни;
- среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума по Новосибирской области (бедность).
С позиций профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании (сопровождении) членов семей с детьми, таковыми обстоятельствами являются:
- проблемы в социализации детей, проживающих в кровной, приемной и замещающей семье: совершение детьми общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и административных правонарушений, и (или) антиобщественных действий; бродяжничество и попрошайничество детей, представляющих опасность для их жизни и здоровья; наличие вредных привычек у ребенка; школьная дезадаптация, пропуски детьми занятий в школ и иные проблемы;
- проблемы личного образа жизни родителей, негативно сказывающиеся на детях: злоупотребление родителями (иными законными представителями) спиртными напитками; употребление родителями наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; вовлечение ребенка (детей) в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий; угроза отказа от новорожденного ребенка; отсутствие работы у родителей (иных законных представителей); отсутствие у семьи места проживания; неудовлетворительные жилищно-бытовые условия проживания семьи; отсутствие у семьи определенного места жительства, иные проблемы;
- проблемы детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежения нуждами детей: наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное; угроза лишения родителей родительских прав; угроза возврата ребенка в социальное учреждение; угроза распада семьи с детьми; сектантство, проповедование нетрадиционных взглядов на воспитание детей; отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания; несоблюдение в семье с детьми санитарно-гигиенических условий проживания; полная или частичная утрата родителями контроля за поведением детей; неудовлетворенная нуждаемость ребенка в оказании специализированной медицинской помощи; неудовлетворенная потребность в создании доступной среды проживания, профессиональном обучении ребенка-инвалида; конфликт в семье с детьми; среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума по Новосибирской области (бедность).
Перечень проблем в семье, обусловивших нуждаемость в социальном сопровождении, может быть классифицирован также следующим образом:
- проблемы, связанные с изменением социального статуса (многодетная семья, неполная семья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, смерть одного из родителей);
- проблемы, связанные с состоянием здоровья членов семьи;
- проблемы, обусловленные трудной жизненной ситуацией семьи с детьми;
- проблемы, обусловленные образом жизни родителей и детей.
5.4. В соответствии с проблемой и ее остротой, для каждой семьи с детьми устанавливается свой уровень социального сопровождения: адаптационный, базовый (профилактический), критический, экстренный.
5.5. При социальном сопровождении семей с детьми учитывается, что работа с некоторыми категориями семей регламентируется, помимо Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", другими федеральными нормативными правовыми актами:
- в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Поскольку в указанном Федеральном законе речь идет о социальной и иных видах помощи, осуществляемых в рамках межведомственного взаимодействия с семьями, находящимися в социально опасном положении, в регламентируемой индивидуальной профилактической работе задействованы механизмы именно социального сопровождения;
- в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы опеки и попечительства осуществляют на договорной основе сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. Обеспечивается оказание профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;
- программа социального сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, в обязательной степени учитывает мероприятия индивидуальной программы реабилитации ребенка.
VI. Организации, обеспечивающие социальное сопровождение семей с детьми
6.1. На территории Новосибирской области субъектами, организаторами социального сопровождения семей выступают организации социального обслуживания Новосибирской области, оказывающие населению социальные услуги. При определении нуждаемости гражданина в социальных услугах они также определяют нуждаемость его как члена семьи в социальном сопровождении.
Также в качестве субъектов организации социального сопровождения семей с детьми выступают общественные организации, действующие на территории Новосибирской области, а также Общероссийская общественная организация "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей".
6.2. Организации социального обслуживания при социальном сопровождении семей с детьми руководствуются положениями статьей 12 "Обязанности поставщиков социальных услуг" Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
6.3. Организация социального обслуживания при социальном сопровождении семей с детьми обязаны:
- исходить из интересов детей и семей;
- сохранять тайну и не разглашать сведения, полученные в результате консультативной деятельности и диагностирования семей;
- ежеквартально до 10 числа следующего за отчетным месяца осуществлять анализ сопровождения семей;
- информировать родителей и детей о целях, задачах, содержании и результатах проводимой работы;
- незамедлительно (в телефонном режиме) сообщать информацию в органы опеки и попечительства о фактах нарушения прав и законных интересов детей, в рамках действующего законодательства;
- в течение 3-х рабочих дней после подписания договора о сопровождении замещающей семьи передать копию договора в орган опеки и попечительства по месту жительства замещающей семьи; в установленные сроки направлять в орган опеки и попечительства информацию о ходе и результатах сопровождения семей.
6.4. Организации социального обслуживания в рамках социального сопровождения имеют право:
- организовывать и координировать деятельность по социальному сопровождению семей в рамках межведомственного взаимодействия;
- запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы от специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, образовательных организаций, организаций здравоохранения, социального обслуживания населения, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по сопровождению семей с детьми;
- вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам социального сопровождения семей с детьми;
- участвовать в разработке проектов нормативных актов, методических материалов по вопросам социального сопровождения семей с детьми;
- по согласованию с семьей привлекать к социальному сопровождению специалистов других органов и организаций;
- посещать семьи в рамках своей профессиональной деятельности в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством;
- проводить психодиагностические обследования детей, с соблюдением этических требований к проведению психодиагностики в порядке, предусмотренном законодательством;
- осуществлять иные права в соответствии с законодательством.
6.5. Социальное сопровождение семей в организациях социального обслуживания может осуществляться:
- специалистами специально созданных организаций социального обслуживания в рамках функциональных обязанностей;
- специалистами службы социального сопровождения семей с детьми, находящейся в структуре организаций социального обслуживания различного профиля;
- специалистами секторов по работе с семьей организаций социального обслуживания;
- специалистами отделений по работе с семьей и детьми комплексных центров социального обслуживания, центров помощи семье и детям.
6.6. За каждой семьей (гражданами - членами семьи), принятой на социальное сопровождение, закрепляется ответственный специалист - куратор семьи, непосредственно организующий предоставление помощи в соответствии с индивидуальной программой социального сопровождения (ИПСС) и отвечающий за конечный результат в пределах заключенного с семьей договора о социальном сопровождении.
По должностной принадлежности в соответствии с профессиональными стандартами в социальной сфере куратором семьи могут выступать социальные педагоги, специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитационной работе (в случае сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).
6.7. Рекомендуемое количество семей, находящихся на сопровождении одного специалиста, составляет:
- при экстренном уровне сопровождения - не более 6 семей;
- при кризисном уровне сопровождения - не более 12 семей;
- при адаптационном и базовом уровнях сопровождения - не более 24 семей.
6.8. В состав органов и организаций, участвующих во внутриведомственном, межведомственном и межсекторном взаимодействии при выполнении мероприятий социального сопровождения, входят:
- комплексные центры социального обслуживания населения, имеющие в своем составе отделения помощи семьям и детям;
- центры социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- социальные приюты для детей и подростков;
- детский дом-интернат для умственно отсталых детей
- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- центр социальной реабилитации инвалидов, в том числе предоставляющий услуги детям-инвалидам в возрасте от 7 лет;
- комплексный центр социальной адаптации для инвалидов, предоставляющем услуги детям-инвалидам в возрасте от 14 лет;
- центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения;
- социально-оздоровительные центры;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ;
- отделы социального обслуживания муниципальных образований Новосибирской области (районов города Новосибирска);
- отделы опеки и попечительства;
- территориальные органы министерства социального развития Новосибирской области - отделы пособий и социальных выплат;
- органы и организации здравоохранения;
- органы и организации системы образования;
- органы и организации по делам молодежи, культуры, досуга, спорта и туризма;
- органы и организации занятости населения;
- органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы;
- другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- общественные организации, предоставляющие услуги семьям с детьми.
Осуществление мероприятий индивидуальной программы социального сопровождения семьи организациями, входящими в межведомственное взаимодействие, может осуществляться на основе двухсторонних соглашений. Решение о формах такого взаимодействия принимает субъект Российской Федерации.
VII. Межведомственная координация социального сопровождения
7.1. В процессе формирования государственной семейной политики на территории Новосибирской области создана продуктивная модель межинституционального (внутриотраслевого, межведомственного, государственно-общественного) взаимодействия.
Модель представлена поливекторной системой участников.
7.2. Участники межотраслевого взаимодействия:
- министерство социального развития Новосибирской области;
- отделы социального обслуживания населения;
- территориальные органы министерства социального развития Новосибирской области - отделы пособий и социальных выплат;
- государственные, муниципальные учреждения социальной защиты населения (центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, комплексные центры социального обслуживания населения, детские дома);
- органы опеки и попечительства;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
7.3. Участники межведомственного взаимодействия:
- министерство социального развития Новосибирской области;
- министерство здравоохранения Новосибирской области;
- министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
- министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области;
- Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области;
- Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области;
- Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области.
7.4. Участники государственно-общественного партнерства: более 50 общественных объединений, Благотворительных фондов Новосибирской области, женских Советов, Советов отцов муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Участниками системы является Новосибирская Епархия Русской православной церкви, межнациональные конфессии, СМИ.
7.5. Организатором и координатором межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения является министерство социального развития Новосибирской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
7.6. Министерство социального развития Новосибирской обеспечивает координацию межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области при предоставлении социальных услуг и социальном сопровождении.
Межведомственное взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области при предоставлении социальных услуг и социальном сопровождении осуществляется в формах направления межведомственных запросов и получения документов и информации, необходимых для предоставления гражданам социальных услуг и осуществления социального сопровождения, проведения межведомственных мероприятий (в том числе совещаний, выездных проверок).
7.7. Комиссии создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются постоянно действующими межведомственными коллегиальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Систему комиссий составляют: комиссия, осуществляющая деятельность на территории Новосибирской области; комиссии, осуществляющие деятельность на территории муниципальных образований Новосибирской области (комиссии в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области (за исключением города Новосибирска); комиссия в городе Новосибирске; комиссии в районах/округах города Новосибирска).
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области утверждает регламенты, алгоритмы и порядки межведомственного взаимодействия, а также разрабатывает и утверждает методические рекомендации по их применению.
7.8. Министерством социального развития Новосибирской области и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области могут создаваться рабочие группы по решению отдельных вопросов в сфере оказания помощи семьям с детьми, в том числе при организации социального сопровождения.
7.9. Взаимодействие субъектов взаимодействия осуществляется путем обмена информацией, осуществления совместных мероприятий, участия в совещаниях и рабочих группах.
7.10. Взаимодействие участников межведомственного, внутриотраслевого и межсекторного взаимодействия регулируется правовыми актами, в том числе совместными приказами, соглашениями.
Участники межведомственного взаимодействия вправе заключать межведомственные соглашения о взаимодействии, определяющие права и обязанности сторон в период их действия при предоставлении социальных услуг и осуществлении социального сопровождения, создавать совместными нормативными правовыми актами рабочие группы.
Кроме того, все участники взаимодействия закрепляют в локальных нормативных актах действия специалистов.
VIII. Определение нуждаемости семьи с детьми в социальном сопровождении
8.1. Предоставление социального сопровождения семье с детьми осуществляется в рамках общего порядка предоставления социального обслуживания гражданам Российской Федерации в соответствии с главой 5 ("Предоставление социального обслуживания"), статьей 14 ("Обращение о предоставлении социального обслуживания"), статьей 15 ("Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании"), статьей 16 ("Индивидуальная программа"), статьей 17 ("Договор о предоставлении социальных услуг"), статьей 18 ("Отказ от социального обслуживания, социальной услуги") Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; нормативных правовых актов Новосибирской области: постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 535-п "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения", приказ министерства социального развития Новосибирской области от 03.03.2015 N 167 "Об утверждении перечня мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения".
8.2. Основаниями для начала процедуры по постановке на социальное сопровождение семьи с детьми являются:
- письменное заявление родителя (законного представителя несовершеннолетнего);
- сообщение, поступившее от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- сообщение, поступившее от физических и юридических лиц, в том числе из служб, подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия (8 800-2000-122).
8.3. Нуждаемость семей с детьми в социальном сопровождении определяется организациями, участвующими в предоставлении социального сопровождения, в рамках межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, оно осуществляется в отношении следующих категорий семей с детьми: находящаяся в социально опасном положении; замещающая; приемная; воспитывающая детей-инвалидов; воспитывающая детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3 лет; многодетная; малообеспеченная (с низким уровнем дохода); имеющая намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного); с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей; переселенцев, беженцев; с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркозависимостью.
8.4. Сферы ответственности организаций на этапе определения нуждаемости семьи с детьми в социальном сопровождении:
8.4.1. Комиссии:
- принимают решение о признании семей с детьми находящимися в социально опасном положении, на основании сведений, в том числе поступивших из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учитывающих наличие обстоятельств, характеризующих социально опасное положение (нахождение детей вследствие безнадзорности в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, не отвечающей требованиям к их воспитанию и содержанию; отрицательное влияние родителей (иных законных представителей) на поведение, злоупотребление родителями (иными законными представителями) спиртными напитками, употребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, совершение иных антиобщественных действий, вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий; отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, непринятие мер по организации получения ребенком образования, оказанию ему медицинской помощи, попустительство вредным привычкам ребенка; наличие признаков жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с детьми, включая физическое, психическое, сексуальное насилие, покушение на его половую неприкосновенность, грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство; обращение с несовершеннолетним, оскорбление или эксплуатация несовершеннолетнего; сектантство, проповедование нетрадиционных взглядов на воспитание детей, которые могут причинить вред развитию ребенка либо его жизни и здоровью (голод, отказ от лечения ребенка необходимыми лекарствами во время болезни, жестокие наказания и другое);
- утверждают программу индивидуальной комплексной работы с семьями признанными находящимися в социально опасном положении, с учетом безусловной необходимости предоставления социального сопровождения всем семьям, находящимся в социально опасном положении.
8.4.2. Медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь детям:
- выявляют наличие в семье факторов социального неблагополучия;
- фиксируют в историях развития несовершеннолетних сведения о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте работы родителей (или иных законных представителей), жилищно-бытовых условиях семьи;
- организуют контроль выполнения родителями (или иными законными представителями) данных им рекомендаций по уходу за несовершеннолетним и за проведением назначенного лечения в случае его болезни.
8.4.3. Организации системы образования:
- обеспечивают ежедневный (в рабочее время) внешний визуальный осмотр обучающихся детей по прибытии их в образовательные организации;
- выясняют причины пропусков учебных занятий в образовательных организациях;
- ставят на внутришкольный учет учащихся и родителей (иных законных представителей), не исполняющих своих родительских обязанностей по воспитанию детей.
8.4.4. Организации системы социального обслуживания:
- выявляют и предупреждают факторы семейного неблагополучия, обстоятельства, являющиеся основанием для признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении;
- определяют способность каждого члена семьи выполнять социальные роли и функции;
- выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в социальном обслуживании и (или) социальном сопровождении в связи с безнадзорностью либо в связи с наличием обстоятельств, являющихся основанием для признания их находящимися в социально опасном положении;
- выявляют родителей (законных представителей) несовершеннолетних, нуждающихся в социальном сопровождении;
- определяют качество выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенком-инвалидом;
- оказывают материальную и иную помощь в соответствии с законодательством Новосибирской области.
8.4.5. Органы опеки и попечительства:
- осуществляют выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов;
- обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществляют контроль соблюдения прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
IX. Содержание работы на основных этапах социального сопровождения семей с детьми
9.1. Базовый алгоритм социального сопровождения.
Выявление семьи и приглашение к сотрудничеству
|
Заявление семьи
|
Выход в семью, составление акта индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании (Служба социального сопровождения семьи/отделение помощи семье и детям на базе организации социального обслуживания)
|
Признание членов семьи, нуждающимися в социальном обслуживании (Комиссия по определению нуждаемости гражданина в социальном обслуживании)
|
Установление контакта с семьей и детьми, сбор первичных документов и информации о социальной ситуации семьи, определение уровня социального сопровождения
|
Формирование индивидуальной программы (ИП), заключение договора
|
Создание межведомственной команды по оказанию помощи, интеграция деятельности специалистов разных ведомств в реализацию ИП
|
Организация реализации мероприятий ИП
|
Оценка эффективности мероприятий ИП
9.2. Этап 1.
На этапе выявления проблемы семьи осуществляется:
- установление доверительных отношений специалиста с семьей;
- определение ресурсов членов семьи, в том числе составление (при необходимости) акта обследования материальных и жилищно-бытовых условий проживания семьи;
- постановка на учет семьи с детьми с отнесением ее к определенной категории, регистрация в журнале первичного учета семей, нуждающихся в социальном сопровождении, согласно форме;
- оформление письменного заявления родителя (законного представителя несовершеннолетнего ребенка);
- принятие решения о предоставлении семье других форм и видов социального обслуживания, при отказе семьи от социального сопровождения;
- закрепление куратора за семьей с детьми.
9.3. Этап 2.
Регистрация заявление члена семьи или законного представителя несовершеннолетнего ребенка о потребности в социальном сопровождении в территориальной организации социального обслуживания или службе сопровождения при организации социального обслуживания согласно установленной форме.
9.4. Этап 3.
Организация работы по: определению существующих в семье проблем, с которыми сама семья не справляется; разработке совместно с семьей индивидуальной программы сопровождения; утверждению документов на межведомственной комиссии; заключению договора на сопровождение семьи; определению ответственных за выполнение мероприятий, сроков сопровождения, выполнения мероприятий программы, мониторинга их выполнения участниками межведомственного взаимодействия; подготовке материалов о результатах сопровождения, решения о прекращении (или продолжении) социального сопровождения семьи. Выбор того или иного правового механизма государственной поддержки семьи с детьми определяется: наличием или отсутствием опасности для жизни, здоровья и развития ребенка; адекватностью оценки родителями ситуации в семье и потребностей ребенка; готовностью семьи к сотрудничеству с учреждениями социального обслуживания.
На этапе составления индивидуальной программы и заключения договора предусматривается:
- составление совместно с семьей индивидуальной программы социального сопровождения (как составной части индивидуальной программы предоставления социальных услуг или самостоятельного документа) проектирование действий специалистов организаций в рамках межведомственного взаимодействия, куратора семьи и членов семьи в целях разрешения ее проблем;
- определение или уточнение (в случае, когда с членом(ами) семьи уже заключен договор о социальном обслуживании в виде предоставления социальных услуг) зоны ответственности семьи и куратора по решению сложившейся проблемы семьи;
- рассмотрение на межведомственной рабочей группе (комиссии) индивидуальной программы социального сопровождения семьи (членов семьи) и ее утверждение либо отклонение;
- заключение договора о социальном сопровождении семьи;
- осуществление рассылки утвержденной индивидуальной программы в организации, ответственные за ее реализацию.
9.6. Этап 4.
В рамках этапа реализации индивидуальной программы социального сопровождения:
- осуществляются действия по решению проблем(ы) семьи в соответствии с утвержденной индивидуальной программой, заключенным договором о социальном сопровождении;
- проводится промежуточная диагностика и мониторинг (консилиум) с целью корректировки дальнейших действий в отношении семьи.
9.7. Этап 5.
На этапе мониторинга по истечении установленных сроков выполнения индивидуальной программы социального сопровождения семьи специалистом-куратором семьи совместно с заинтересованными организациями проводится промежуточный анализ эффективности социального сопровождения семьи с целью определения дальнейших действий в отношении социального сопровождения семьи (прекращения с выработкой дальнейших рекомендаций семье или продолжения).
9.8. Организация социального сопровождения замещающих семей осуществляется с учетом действующей нормативной правовой базы документов, регламентирующих вопросы опеки и попечительства.
X. Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми
10.1. Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия может включать в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.
По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.
Социальное сопровождение может включать различные виды помощи.
10.1.1. Медицинская помощь: диагностика состояния здоровья членов семьи, организация лечения членов семьи, получение медицинских и реабилитационных услуг, прохождение медико-социальной экспертизы, обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога, организация медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего, лечение и лекарственное обеспечение членов семьи, оформление санаторно-курортной карты, организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, оформление инвалидности по медицинским показаниям, протезирование, ортезирование и иное.
10.1.2. Психологическая помощь: коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми; информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы); углубленная психологическая диагностика; проведение индивидуальной (групповой) терапии; психологическое консультирование; работа с социальным окружением семьи; организация групп поддержки для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и иное.
10.1.3. Педагогическая помощь: повышение родительской компетентности, уровня педагогической культуры семьи; адаптация к социальной среде и социализация детей; определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение; привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям; обучение в образовательных учреждениях детей; организация обучения, определение оптимальной формы обучения, в получении среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования детям (детям-инвалидам) (в том числе сбор документов, необходимых для приема в образовательную организацию); организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений; повышение родительских компетенций на курсах, лекториях; профессиональное обучение родителей; проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями); оформление несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях; содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники); содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении; содействие в организации летнего отдыха детей.
10.1.4. Юридическая помощь: оформление или переоформление документов, получении установленных законодательством льгот и выплат; содействие получению гражданами бесплатной юридической помощи; консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством; консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов); обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах; подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и других документов), необходимых для практического решения этих вопросов и иное.
10.1.5. Социальная помощь в: получении материальной помощи (в натуральной форме) в том числе проведение обследования социально-бытовых, жилищных условий проживания граждан, обратившихся за государственной социальной помощью; оформлении мер социальной поддержки, адресной помощи, в т.ч. в рамках межведомственного электронного документооборота во взаимодействии с органами опеки и попечительства, с территориальными отделами министерства социального развития Новосибирской области - отделами пособий и социальных выплат, Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации; получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних; оформлении компенсации оплаты за детский сад; получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении; получении справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам; трудоустройстве членов семьи; получении реабилитационных услуг на базе стационарных учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области (специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; центрах помощи семье и детям; реабилитационных центрах для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями); повышении правовой, педагогической культуры, грамотности в вопросах самообеспечения детей, родителей, других отдельных категорий граждан через групповые формы работы в максимальной приближенности к месту проживания граждан, в том числе в образовательной организации, учреждении культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности.
XI. Информационное обеспечение социального сопровождения
11.1. Межведомственное взаимодействие по обмену информацией между заинтересованными организациями, участвующими в социальном сопровождении семей, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимообмена и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, направления запросов о предоставлении информации о реализации мероприятий индивидуальных программ, в том числе, организации социального сопровождения.
11.2. Условием обмена информацией является соблюдение конфиденциальности персональных данных семей, нуждающихся в социальном обслуживании (сопровождении), в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.3. Информационной базой процесса социального сопровождения семей с детьми является подсистема "Учет показателей социального обслуживания населения" в составе Территориальной информационной системы "Социальный портрет гражданина и Типизированное хранилище данных Новосибирской области", имеющий следующие функции:
- определение индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальных услугах;
- формирование индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданину (семье);
- ведение процесса оказания социальных услуг в соответствии с государственными стандартами;
- автоматизация деятельности специалистов отрасли (формирование договора на оказание социальных услуг и актов выполненных работ);
- создание и ведение реестра поставщиков социальных услуг, формирующегося в целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг;
- создание и ведение регистра получателей социальных услуг, формирующегося в целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг и оценки результатов их предоставления получателям социальных услуг;
- осуществление сбора, хранения, обработки и предоставления информации о поставщиках социальных услуг, а также о получателях социальных услуг, на основании представляемых поставщиками социальных услуг первичных данных;
- расчет нагрузки на специалиста в зависимости от объема оказанных услуг;
- учет показателей социального обслуживания населения (возможность отображения результатов оказания услуг, отслеживание прогресса по оказанию социальных услуг; фиксация факта оказания, времени и периодичности оказания, цены социальных услуг);
- организация межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания в Новосибирской области.
XII. Методическое обеспечение организации социального сопровождения семей
12.1. Методическое обеспечение организации социального сопровождения семей с детьми включает: создание разнообразных видов методической продукции, оказание методической помощи различным категориям работников, выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного опыта.
12.2. Для оказания методической и консультативной помощи специалистам по социальному сопровождению семей с детьми, в том числе для супервизорской деятельности, созданы ресурсные центры, которые имеют определенную специализацию по направлениям преодоления семейного неблагополучия в процессе социального сопровождения:
- на базе государственного автономного учреждения Новосибирской области "Центр социальной помощи семье и детям "Семья" создан ресурсный центр в сфере организации социального обслуживания и сопровождения семей с детьми;
- на базе Общероссийской общественной организации "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей" - обучение лучшим практикам родительского просвещения (образования), формирования родительских компетенций;
- на базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (для лиц с дефектами умственного и физического развития) - ресурсный центр в сфере организации социального обслуживания и сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- на базе государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Областной центр социальной помощи семье и детям "Радуга" - ресурсный центр по организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми и женщинами, оказанию им помощи;
- на базе государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ресурсный центр в сфере организации социального обслуживания и сопровождения замещающих семей.
В функции этих центров также входит мониторинг качества социального сопровождения семей с детьми; координация межведомственного взаимодействия органов, служб и специалистов; проведение тематических методических семинаров, советов с различными категориями специалистов; организация вебинаров, лекториев, курсов для семей с детьми.
XIII. Финансовое обеспечение организации социального сопровождения
13.1. Финансовое обеспечение деятельности организаций по социальному сопровождению семей с детьми, осуществляется в рамках текущего финансирования их деятельности, предусмотренного бюджетом Новосибирской области на текущий финансовый год и плановый период в соответствии с уставными целями и задачами деятельности организаций.
XIV. Контроль качества социального сопровождения семьи с детьми
14.1. Система контроля качества предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих своевременность, полноту, адресность, результативность предоставления социальных услуг, максимально удовлетворяющих потребности всех категорий обслуживаемых граждан.
Контроль качества способствует поддержанию и повышению уровня качества предоставления социальных услуг, соответствующего требованиям государственных стандартов социального обслуживания.
Он представляет собой количественное и качественное определение степени соответствия показателя качества услуги (процесса оказания услуги) установленным требованиям.
Контроль качества заключается в проверке полноты, своевременности предоставления социальных услуг, а также их результативности:
- материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем клиентов;
- нематериальной, определяющей степень повышения физического, морально-психологического состояния клиента, решения его бытовых, правовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги.
14.2. Организационная структура системы контроля качества социальных услуг включает в себя:
- систему внешнего контроля;
- систему внутреннего контроля.
Внешний контроль качества оказания социальных услуг осуществляется уполномоченными специалистами и службами, в числе которых: министерство социального развития Новосибирской области, Росздравнадзор (регионального и федерального уровней), территориальное управление в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Новосибирской области, Ростехнадзор, Роспожарнадзор.
Внешний контроль качества предусматривает контроль за деятельностью учреждения, проверяется наличие документально оформленной системы внутреннего контроля качества, позволяющей руководству учреждения контролировать деятельность подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг, ее соответствие национальным стандартам и другим нормативным документам по социальному обслуживанию населения, эффективность от ее применения. Результаты контрольных проверок отражаются в "Журнале учета мероприятий по контролю".
Организация внутреннего контроля качества оказания социальных услуг в учреждении осуществляется специально созданной комиссией, в состав которой входят лица, назначаемые приказом директора учреждения.
Эта служба контроля охватывает этапы планирования, работы с клиентами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Контроль качества социальных услуг осуществляется учреждением на постоянной основе.
14.3. В целях проведения систематического комплексного исследования и анализа текущей практики предоставления социального обслуживания и социального сопровождения семей с детьми министерством социального развития Новосибирской области, органами местного самоуправления в Новосибирской области, наделенными полномочиями в сфере социального обслуживания населения, проводится внутриведомственный мониторинг.
Внутриведомственный мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с установленным порядком проведения постоянного внутриведомственного мониторинга качества предоставления услуг.
Указанным порядком определены цели, задачи и принципы проведения постоянного внутриведомственного мониторинга качества предоставления услуг, оказываемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления в Новосибирской области, а также последовательность действий областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области при проведении внутриведомственного мониторинга.
Предметом внутриведомственного мониторинга является:
соблюдение стандартов качества государственных и муниципальных услуг, в том числе стандартов комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг;
удовлетворенность получателей государственных и муниципальных услуг их качеством и доступностью (в целом и по исследуемым параметрам), ожидания получателей в отношении улучшения качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
обращения заявителя в органы власти, а также обращения в организации, обусловленные требованиями указанных органов власти, необходимые для получения конечного результата государственных и муниципальных услуг;
финансовые затраты заявителя при получении им конечного результата государственных и муниципальных услуг;
временные затраты заявителей при получении ими государственных и муниципальных услуг;
привлечение заявителями посредников в получении государственных и муниципальных услуг;
иные параметры качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
14.4. Для обеспечения невзаимного подхода к оценке качества система контроля качества выполнения мероприятий в процессе социального сопровождения семьи с детьми формируется и реализуется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования", постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 N 286 "О формировании независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги", законодательством Новосибирской области.
Министерство социального развития Новосибирской области определено уполномоченным органом по координации деятельности и общему методическому обеспечению проведения независимой оценки качества оказания услуг, организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования.
14.5. Контроль качества выполнения мероприятий в процессе социального сопровождения семьи включает:
- оценку эффективности проведенных мероприятий в рамках индивидуальной программы, в которой учтены потребности семьи;
- проведение промежуточного контроля результативности реализации индивидуальной программы;
- внесение изменений и дополнений в программу с учетом мнения семьи.
14.6. Промежуточные и итоговые результаты контроля реализации индивидуальной программы и положения семьи рассматриваются коллегиально на заседаниях рабочей группы и оформляются заключением о необходимости дальнейшего социального сопровождения или прекращения социального сопровождения.
14.7. В целях обеспечения оценки качества работы организаций, участвующих в социальном сопровождении семей, органы, выполняющие функции и полномочия их учредителя: а) осуществляют изучение общественного мнения, результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, полученных от общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов; б) образовывают общественные советы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством Новосибирской области и муниципальными нормативными правовыми актами соответственно.
Организации, участвующие в социальном сопровождении, в порядке, установленном действующим законодательством, создают попечительские советы (автономные учреждения дополнительно - наблюдательные советы), которые участвуют в оценке качества работы организации, оказываемых услуг.
XV. Целевые индикаторы и показатели результатов социального сопровождения
15.1. Целевыми индикаторами и показателями результатов социального сопровождения семей с детьми являются:
- удовлетворенность семей с детьми, решивших существовавшие проблемы по итогам выполнения индивидуальной программы социального сопровождения;
- сокращение количества отказов от детей;
- уменьшение количества лишения родительских прав;
- снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении;
- снижение количества семей, где имели место насилие, жестокое обращение, нарушения прав и законных интересов детей;
- уменьшение количества возвратов детей из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей;
- снижение количества семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации.
XVI. Условия эффективного внедрения социального сопровождения в Новосибирской области
16.1. Условиями эффективного внедрения социального сопровождения в Новосибирской области являются:
- разработанная Модельная программа, утвержденная министерством социального развития Новосибирской области;
- наличие нормативных правовых документов регионального уровня, регламентирующих порядок и условия принятия семьи на социальное сопровождение, порядок финансирования деятельности организаций и служб социального сопровождения семьи, порядок и регламент межведомственного взаимодействия при выполнении мероприятий социального сопровождения семьи, положение о межведомственной рабочей группе (комиссии) по признанию семьи нуждающейся в сопровождении;
- наличие нормативных документов, принятых на уровне организаций, регламентирующих организацию процесса социального сопровождения;
- создание механизма межведомственного взаимодействия территориальных органов управления, организаций социального обслуживания, образования, здравоохранения, других органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение организаций социального обслуживания профессиональными квалифицированными кадрами, способными осуществлять социальное сопровождение семей с детьми;
- организация системы мониторинга результативности и оценки качества социального сопровождения семей с детьми;
- обеспечение деятельности ресурсных методических центров, осуществляющих организационное, информационное и методическое обеспечение деятельности организаций, специалистов по социальному сопровождению семей с детьми;
- обеспечение формирования информационных банков семей с детьми, находящихся и находившихся на социальном сопровождении, и обмен информацией между организациями социального обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Новосибирской области от 29 декабря 2016 г. N 1098 "Об утверждении модельной программы"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.nso.ru 29 декабря 2016 г.