Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации
Искитимского района
Новосибирской области
от 30 мая 2017 г. N 580
Муниципальная программа "устойчивое развитие сельских территорий Искитимского района Новосибирской области на 2017-2019 годы"
1. Паспорт
N п/п |
Наименование разделов |
Краткое содержание |
||||
1. |
Наименование программы |
Муниципальная программа "Устойчивое развитие сельских территорий Искитимского района Новосибирской области на 2017 - 2019 годы" (далее - Программа) |
||||
2. |
Обоснование для разработки программы |
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 N 151-р "Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года"; - Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"; - Постановление Правительства Новосибирской области от 26 февраля 2015 г. N 69-п "О государственной программе Новосибирской области "Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года"; - Постановление администрации Искитимского района от 30 мая 2014 г. N 1314 "Об утверждении порядка разработки, формирования и реализации муниципальных программ Искитимского района и методики оценки эффективности их реализации". |
||||
3. |
Заказчик программы |
Администрация Искитимского района Новосибирской области |
||||
4. |
Разработчик программы |
Управление сельского хозяйства администрации Искитимского района Новосибирской области |
||||
5. |
Исполнители программы |
Управление сельского хозяйства администрации Искитимского района; Соисполнители: Отдел строительства, архитектуры и дорожного строительства администрации Искитимского района; Отдел ЖКХ, энергетики и газификации администрации Искитимского района |
||||
6. |
Цели и задачи программы |
Цель 1: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Искитимского района. Для достижения цели 1 необходимо решить задачу муниципальной программы: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в жилье. Цель 2: увеличение инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности. Для достижения цели 2 необходимо решить задачу муниципальной программы: повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социального и инженерного обустройства |
||||
7. |
Основные мероприятия программы |
Основные мероприятия Программы: 1. "Предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов". 2. "Строительство и реконструкция водопроводных сетей Искитимского района". |
||||
8. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа будет реализовываться в течение 3-х лет с 2017 по 2019 годы, этапы не выделяются |
||||
9. |
Источники финансирования (прогноз) тыс. руб. *(1) |
Источники |
2017 |
2018 |
2019 |
Итого |
|
средства федерального бюджета |
12687,2 |
1178,0 |
1178,0 |
15043,2 |
|
|
|
средства областного бюджета |
13588,1 |
3410,0 |
4649,0 |
21647,1 |
|
|
средства районного бюджета |
0 |
179,5 |
244,7 |
424,2 |
|
|
внебюджетные источники |
0 |
2043,2 |
2602,1 |
4645,3 |
|
|
средства бюджетов муниципальных образований |
701,9 |
0 |
0 |
701,9 |
|
|
Итого |
26977,2 |
6810,7 |
8673,8 |
42461,7 |
10. |
Управление программой и контроль за ее реализацией |
Управление Программой и контроль за ее реализацией осуществляет управление сельского хозяйства администрации Искитимского района. |
||||
11. |
Ожидаемые конечные результаты |
1. Ввод (приобретение) жилья за период 2017 - 2019 годов составит 404,37 кв. м. 2. Улучшение жилищных условий 6 граждан, молодых семей и молодых специалистов. 3. Сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, за счет оказания муниципальной поддержки за период реализации муниципальной программы сократится на 1,2% (6 семей) (всего на 1 января 2017 г. нуждается 519 семьи). - в т.ч. обеспечение 2 молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилье, позволит сократить число молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилье, на 1,4% (количество молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилье, на 1 января 2017 г. составляет 144 (семьи). 4. Строительство и реконструкция объектов социально инженерного обустройства в сельской местности за период реализации муниципальной программы составит: локальных водопроводов - 12,94 км. |
(1) - прогноз, суммы уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год.
2. Описание объекта и сферы действия Программы
На сельской территории Искитимского района (далее - Муниципальный район) располагается 19 сельских поселений.
Общая площадь сельской территории Муниципального района составляет 426176 га, в том числе земель сельскохозяйственного назначения 278503 га.
Численность сельского населения Искитимского района по состоянию на
1 января 2017 г. года составила 50338 человек, в том числе трудоспособного населения 28127 человек (55,9%). Число домохозяйств по состоянию на 1.01.2017 года составило 16482.
Второй по значимости отраслью в производстве валового продукта района является производство сельскохозяйственной продукции (19% от внутреннего валового продукта района), основная отрасль экономики района - промышленность- 61% ВВП).
Агропромышленный комплекс района представлен 25 сельскохозяйственными товаропроизводителями различных форм собственности, 320 крестьянски-фермерскими хозяйствами, 1156 личными подсобными хозяйствами и 5 сельскохозяйственными кооперативами.
Ведущие отрасли сельскохозяйственного сектора: производство молока, зерна, мяса всех видов, яйца.
Характеристика жилищного фонда
Общая площадь жилищного фонда сельских поселений, находящихся на территории Искитимского района на 1 января 2017 г. года составляет 992,46 тыс. м2, в том числе:
1. многоквартирные жилые дома - 510,1 тыс. м2 (51,4%);
2. индивидуальные жилые дома. - 482,36 тыс. м2 (48,6%).
Обеспеченность жильем в 2016 году составила 19,7 кв. м в расчете на
одного сельского жителя.
На 1 января 2017 г. года количество граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составляет 519 человек, в том числе 144 молодые семьи и молодых специалистов. Из них, поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, для участия в муниципальной программе "Устойчивое развитие сельских территорий Искитимского района Новосибирской области на 2017 - 2019 годы" - 6 граждан, молодых семей и молодых специалистов).
Ежегодно в рамках муниципальной программы развития сельских территорий Искитимского района улучшают жилищные условия 1 -2 молодые семьи и молодые специалисты.
Водоснабжение
По состоянию на 1 января 2017 г. года распределительная система водоснабжения сельских поселений района включает в себя 155 водозаборов (155 артезианских скважин), 360,53 км поселковых водопроводных сетей.
Амортизационный уровень износа уличных водопроводных сетей составляет в сельских поселениях района около 65%.
На текущий момент более 38% объектов водоснабжения требует срочной замены.
Только около 54% площади жилищного фонда в сельских поселениях подключены к водопроводным сетям. 67% сельского населения пользуются услугами уличной водопроводной сети (водоразборными колонками).
3. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На сегодняшний день, в Искитимском районе как и во всей Новосибирской области, в частности, Искитимском районе исторически складывается неблагоприятная ситуация в комплексном развитии сельских территорий.
Основными причинами такой ситуации являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
Интегральный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении количества сельских населенных пунктов, запустении сельских территорий, выбытии из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.
Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности. Важными факторами качества жизни, формирующими предпочтения для проживания в той или иной местности, являются обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
До 2014 года в Искитимском районе наблюдался положительный естественный и миграционный прирост за счет переселенцев из Украины, Таджикистана (на 1 января 2015 г. года численность населения составила 52816 человек). 2014 и 2015 года характеризовались уже отрицательным миграционным приростом. На 1 июля 2017 г. года численность населения уменьшилась до 50338 человек или 95,6% к уровню 2013 года.
Одним из приоритетов развития района является создание условий для достижения положительных темпов демографического развития. За счет повышения инвестиционной привлекательности района, повышения уровня среднемесячной заработной платы и создания других благоприятных факторов проживания, в плановом периоде ожидается замедление темпа снижения численности населения района:
- снижение численности населения ежегодно на 0,4%;
- увеличение коэффициента рождаемости с 9,2 (2016 год) до 10,1 (2019 год);
- увеличение коэффициента естественного прироста с -1,9 (2016 год) до -0,9 (2019 год);
- поддержка коэффициента миграционного прироста на уровне 2015 года.
Важнейшим фактором, оказывающим воздействие на формирования предпочтения для проживания в той или иной местности, является в том числе обеспеченность и благоустройство жилищного фонда.
В Искитимском районе стоит проблема нехватки жилья для граждан, работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов из-за высокой стоимостью жилья и ипотечных жилищных кредитов. Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Поэтому государственная поддержка для граждан, работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на приобретение (строительство) жилья необходима.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода, они не в состоянии внести первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита. Молодые семьи, в основном, являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Следует отметить, что в Искитимском районе на 1 января 2017 г. года число семей, проживающих в сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляло 519 единицы, в том числе молодых семей и молодых специалистов 144 единицы.
Общий объем жилищного фонда в сельской местности Искитимского района в 2016 г. составил 992,46 тыс. м2.
Кроме того, уровень благоустройства сельского жилищного фонда ниже городского уровня. В 2016 г. площадь жилищного фонда ниже городского уровня. В 2016 г. площадь жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составляет 54%, канализацией 36,7%, отоплением 18,4%, горячим водоснабжением 19%, обеспеченность населения питьевой водой в 2016 г. составила 78%.
Низкий уровень обеспеченности села объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обуславливающих непривлекательность сельской местности и рост миграционных настроений, особенно среди сельской молодежи.
Таким образом, к числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий муниципальной программы, можно выделить следующие:
низкий уровень обеспеченности жильем сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
низкий уровень обеспеченности качественной питьевой водой, соответствующей санитарным и эпидемиологическим нормам, сельского населения;
недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда; высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры (75-80%); высокий уровень потерь воды (20%) в процессе транспортировки ресурсов до потребителей (потери связаны с техническим состоянием сетей, более половины которых нуждаются в замене, реконструкции.
В сложившихся условиях сельские поселения Искитимского района не в состоянии эффективно участвовать в удовлетворении жизненных потребностей населения, проживающего на их территории без государственной поддержки. Вопрос устойчивого развития сельских территорий района носит комплексный характер и его решение может быть достигнуто с применением программно целевого подхода.
В районе реализуется ряд муниципальных программ, направленных на решение проблем связанных с состоянием инженерной и социальной инфраструктуры:
- "Обеспечение жильем молодых семей в Искитимском районе Новосибирской области на 2015 - 2020 годы" (отдел строительства, архитектуры и дорожного строительства);
- "Газификация Искитимского района Новосибирской области на 2015 - 2019 годы" (отдел ЖКХ, энергетики и газификации).
В целях формирования комплексного подхода к устойчивому развитию сельских территорий, координации действий органов местного самоуправления Искитимского района в части направления финансовых средств на реализацию мероприятий, направленных на создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности с учетом инвестиционной активности в агропромышленном комплексе района, разработана данная муниципальная программа.
Показателем результативности оказания муниципальной поддержки являются позитивные изменения в улучшении жилищных условий в сельской местности.
В ходе реализации муниципальной программы развития сельских территорий Искитимского района за 2014 - 2016 годы ввод (приобретение) жилья составил 531 кв. м. Реализация программных мероприятий способствовала ежегодному увеличению числа молодых семей, желающих стать ее участниками. По итогам реализации программы жилищные условия улучшили 5 молодых специалистов.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации данной программы, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
В этой связи необходимо продолжить выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках настоящей муниципальной программы.
Без дальнейшего осуществления программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит под угрозу достижение цели и задач Комплексной программы социально-экономического развития Искитимского района НСО на 2011 - 2025 годы, в том числе задач по повышению уровня и качества жизни на селе и созданию социальных основ для экономического роста аграрного сектора экономики области.
Если имеющиеся проблемы не будут решаться в рамках муниципальной программы, то возможны следующие последствия:
- ухудшение демографической ситуации;
- отток наиболее перспективных молодых кадров;
- рост количества аварий на объектах водоснабжения;
- повышение износа объектов инженерной инфраструктуры;
- увеличение потерь в водопроводных сетях;
- снижение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
4. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
Целями муниципальной программы являются:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Искитимского района;
увеличение инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий проживания в сельской местности.
Для достижения этих целей в муниципальной программе предусматривается решение следующих задач:
удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в жилье;
повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социального и инженерного обустройства.
Цели и задачи Программы, с указанием целевых индикаторов, приведены в Приложении 1 к Программе.
5. Основные мероприятия программы
Основные мероприятия муниципальной программы представляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целевых показателей муниципальной программы, решение социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципа комплексного планирования.
В рамках муниципальной программы планируется реализация следующих основных мероприятий:
Мероприятие 1 "Предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов".
В рамках реализации указанного мероприятия предусмотрено: оказание государственной и муниципальной поддержки в виде социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для граждан, проживающих в сельской местности Искитимского района, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
Реализация данного мероприятия позволит:
сократить число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
обеспечить эффективную занятость сельского населения и стимулирование притока квалифицированной рабочей силы, что в свою очередь позволит сократить потребность организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы села в квалифицированных специалистах.
Мероприятие 2 "Строительство и реконструкция водопроводных сетей Искитимского района".
В результате реализации данного программного мероприятия в селе Морозово будет построена, а в селе Тальменка будет реконструирована водопроводная сеть.
Перечень мероприятий муниципальной программы приведен в Приложении 2 к Программе.
6. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет реализовываться в течение 3-х лет с 2017 по 2019 годы, этапы не выделяются.
7. Объемы финансирования Программы
Прогнозный объем финансирования определен исходя из объемов финансирования, предусматриваемого проектом бюджета Новосибирской области на 2017 - 2019 годы и софинансирования из средств районного бюджета, средств бюджетов муниципальных образований. Кроме того, планируется финансирование мероприятий за счет средств внебюджетных источников.
Сводные финансовые затраты приведены в Приложении 3 к Программе.
Объемы финансирования программы из районного бюджета на очередной финансовый год могут корректироваться в зависимости от наличия доходных источников и хода реализации Программы.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий муниципальной программы будет способствовать созданию условий для устойчивого развития сельских территорий и обеспечит достижение следующих положительных результатов:
1. Ввод (приобретение) жилья за период 2017 - 2019 годов составит 404,37 кв. м.
2. Улучшение жилищных условий 6 граждан, молодых семей и молодых специалистов.
3. Сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, за счет оказания государственной и муниципальной поддержки за период реализации муниципальной программы сократится на 1,2% (6 семей) (всего на 1 января 2017 г. нуждается 519 семьи).
- в т.ч. обеспечение 2 молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилье, позволит сократить число молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилье, на 1,4% (количество молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в жилье, на 1 января 2017 г. составляет 144 (семьи).
4. Строительство и реконструкция объектов социально-инженерного обустройства в сельской местности за период реализации муниципальной программы составит:
локальных водопроводов - 12,94 км.
Достигнутые результаты позволят:
повысить качество жизни сельского населения;
повысить обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;
улучшить демографическую ситуацию в сельской местности и способствовать сохранению тенденций роста рождаемости и повышения продолжительности жизни сельского населения;
повысить общественную значимость развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательность сельской местности для комфортного проживания и приложения труда.
В результате реализации муниципальной программы предусматривается создание благоприятных социально-экономических условий в Искитимском районе, развитие инженерной инфраструктуры.
Эффект от реализации муниципальной программы будет выражен в повышении привлекательности территорий для проживания и ведения бизнеса, формировании условий для роста личных доходов населения.
Экономическая эффективность реализации мероприятий муниципальной программы выразится в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет роста производительности труда, повышения кадрового потенциала агропромышленного комплекса на основе улучшения условий жизнедеятельности в сельской местности и привлечения молодых специалистов.
В результате развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, использования инструментов повышения доступности улучшения жилищных условий произойдут изменения в качестве жизни сельского населения, повышении престижности сельскохозяйственного труда и проживания в сельской местности.
Реализация мероприятий настоящей муниципальной программы будет способствовать созданию фундаментальной основы повышения престижности проживания в сельской местности.
9. Система мониторинга и контроля за реализацией Программы
Текущее управление Программой и контроль за ее реализацией осуществляет управление сельского хозяйства администрации Искитимского района.
Общая социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается с использованием системы целевых индикаторов, являющихся критериями оценки эффективности реализации Программы, приведенных в Приложении 1 к Программе.
В срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, готовится сводный отчет о реализации Программы за период с начала ее действия, включающий в себя:
1. Информацию о ходе реализации Программы согласно Приложению 4 к Программе.
2. Пояснительную записку о ходе реализации Программы, которая содержит:
- сведения о результатах реализации Программы за отчетный период;
- данные о целевом использовании бюджетных средств и объемов привлеченных средств на реализацию программных мероприятий;
- сведения о соответствии фактических показателей целевым индикаторам;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.