Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
города Бердска
Новосибирской области
от 27 октября 2017 г. N 3002
Муниципальная программа
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 -2020 годы"
1. Паспорт муниципальной программы
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 -2020 годы"
N п/п |
Наименование разделов |
Краткое содержание |
1. |
Наименование муниципальной программы |
Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 - 2020 годы |
2. |
Основание для разработки муниципальной программы |
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ; - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; - Устав города Бердска. |
3. |
Заказчик муниципальной программы |
Администрация города Бердска |
4. |
Разработчик муниципальной программы |
Отдел трудовых отношений администрации города Бердска |
5. |
Исполнители муниципальной программы |
Отдел трудовых отношений администрации города Бердска; Государственное учреждение Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 11; Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в городе Бердске; Организации города Бердска |
6. |
Перечень подпрограмм |
Подпрограммы не выделяются |
7. |
Цели и задачи муниципальной программы |
Улучшение условий и охраны труда, направленное на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Достижение цели муниципальной программы будет способствовать улучшению демографической ситуации, снижению предотвратимой смертности, особенно населения в трудоспособном возрасте, снижению издержек производства. Задачи: 1. Совершенствование государственного управления охраной труда. 2. Организация проведения специальной оценки условий труда в организациях города, повышение качества рабочих мест. 3. Информационное обеспечение вопросов охраны труда. |
8. |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
1. Численность пострадавших в несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом на 1000 работающих. 2. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда. 3. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. 4. Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда. |
9. |
Сроки реализации муниципальной программы |
2018-2020 годы |
10. |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Муниципальная программа реализуется за счет внебюджетных источников: 1) средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонда социального страхования РФ в рамках реализации мероприятия программы "Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами". 2) средства работодателей города Бердска. 3) внебюджетные средства на призовой фонд городского смотра-конкурса "Лучшая организация города Бердска по состоянию условий и охраны труда" составляют 60,0 тыс. рублей. По годам: - на 2018 год -30,0 тыс.рублей; - на 2019 год -0 рублей; - на 2020 год -30,0 тыс.рублей. |
11. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
1. Снижение уровня производственного травматизма по сравнению с предыдущим годом: стабилизация численности пострадавших в несчастных случаях на производстве не более 0,4 человек на 1000 работающих и снижение до 0,35 к 2020 году. 2. Положительная динамика уровня проведения специальной оценки условий труда по сравнению с предыдущим годом. 3. Увеличение числа руководителей организаций, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда: организовать обучение не менее 250 руководителей и специалистов. |
12. |
Электронный адрес размещения муниципальной программы в сети Интернет |
www.berdskadm.ru/city/strategy/program |
2. Обоснование необходимости разработки муниципальной программы
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 -2020 годы"
1. Объект, предмет регулирования и сфера действия муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 - 2020 годы"
Объект -условия и охрана труда работников в процессе трудовой деятельности;
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник и другие лица, участвующие в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) получили увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей или выполнении какой либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности; Профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законодательством случаях; Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Специальная оценка условий труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Специальная оценка условий труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Предмет регулирования - профессиональные риски несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости работников.
Сфера действия -социально-трудовая.
2. Характеристика сферы действия муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 - 2020 годы"
Муниципальная программа обеспечивает преемственность ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2015 - 2017 годы", исполнение которой способствует снижению уровня производственного травматизма и стабилизации основных показателей. Результатом работы, проводимой в городе, стало снижение в 2016 году уровня производственного травматизма по сравнению с 2012 годом, с 0,7 до 0,4 человек в расчете на 1000 работающих. По данным Фонда социального страхования, в городе Бердске в 2016 году количество пострадавших в несчастных случаях на производстве составило 14 человек, что на 46,6% меньше, чем в 2012 году.
Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1000 работающих) в 2007 - 2016 годах
Территория |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
город Бердск |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,7 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства возможен и рост показателей производственного травматизма, в том числе несчастных случаев со смертельным исходом. Поэтому стоит задача принять меры по дальнейшей стабилизации этих показателей.
Среди основных причин производственного травматизма с тяжелыми последствиями для жизни и здоровья работников продолжают оставаться свыше 50% - организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ; эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда; не-применение работниками средств индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов; нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда.
Эффективными мерами, способствующими снижению уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и значительно повышающими производительность труда остаются: аттестация рабочих мест по условиям труда, позволяющая перейти от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников; обучение и проверка знаний требований охраны труда работников организаций и их руководителей, освоение ими практических навыков безопасного выполнения работ.
Предприятия и организации города заметно активизировали работу по про-ведению специальной оценки условий труда.
В 2016 году темпы ее проведения увеличились: количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест, увеличилось на 26,6% по сравнению с числом рабочих мест аттестованных в 2012 году. За последние 5 лет аттестацию рабочих мест по условиям труда провели 331 организация, аттестовано: 11541 рабочее место, на которых работают 20544 работников, из них 12386 женщины. Данное количество аттестованных рабочих мест - 11541 составляет 100% от численности работающих в крупных и средних организациях города.
Вместе с тем, в городе Бердске насчитывается 2398 организаций, поэтому активизация проведения специальной оценки условий труда становится одной из главных задач на ближайшую перспективу.
Показатели проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,
(специальной оценки условий труда) в городе Бердске в 2009 - 2016 годах
Наименование мероприятий |
Годы |
|||||||
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Количество организаций, в которых проводилась аттестация рабочих мест, либо специальная оценка условий труда |
5 |
9 |
22 |
55 |
61 |
68 |
72 |
75 |
Количество работников, на рабочих местах которых была проведена аттестация рабочих мест, либо специальная оценка условий труда |
263 |
587 |
1279 |
3254 |
4563 |
4241 |
4174 |
4212 |
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест, либо специальная оценка условий труда |
429 |
470 |
1189 |
1956 |
2664 |
2110 |
2336 |
2475 |
Количество рабочих мест с "оптимальными и допустимыми" условиями труда |
80 |
104 |
533 |
907 |
1654 |
1246 |
1440 |
1524 |
Количество рабочих мест с "вредными и опасными условиями труда" |
349 |
366 |
746 |
958 |
1010 |
864 |
896 |
951 |
Одним из факторов, снижающим качество трудового потенциала и производительность труда, является наличие рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. В результате проведенной на предприятиях города за период с 2012 по 2016 год специальной оценки условий труда, было выявлено на 4679 рабочих местах, наличие вредных или опасных факторов. Выполнены ряд организационно-технических мероприятий, в результате которых в 2016 году 1426 рабочих мест переведены из класса условий труда "опасные" или "вредные" в класс "допустимые" и "оптимальные". Это 30% рабочих мест, где выявлены вредные или опасные факторы.
В результате значительных объемов занятости работников во вредных и опасных условиях труда город несет не только прямые материальные затраты, но и потери трудового потенциала. Заболевания, проявляющиеся в результате работы во вредных условиях труда, ведут к увеличению потерь рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности, ранней полной потери трудоспособности, ухудшают здоровье населения, повышают уровень преждевременной смертности. В Новосибирской области, как и в целом по России, отмечается рост удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в городе Бердске за 2016 год существенного изменения состояния рабочих мест промышленных предприятий по уровню воздействия виброакустических факторов на организм работника не произошло, продолжается благоприятная тенденция к снижению доли рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по таким физическим факторам производственной среды как освещенность, микроклимат, производственный шум и уровни электромагнитных полей:
- по шуму с 19,3% до 15,1%,
- по уровню электромагнитных полей с 3,8% до 1,0%,
- по освещенности с 5,2% до 3,4%;
- по микроклимату с 11,2% до 5,9%.
Вместе с тем, увеличился удельный вес рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по вибрации с 0,5% до 2,7% по содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны с 1,8% до 15,3%.
Неудовлетворительное состояние условий труда на промышленных предприятиях вызвано сокращением объемов финансирования мероприятий по улучшению условий труда, износом основных производственных фондов, использованием устаревших технологий и оборудования, отсутствием квалифицированных кадров по разделу охраны труда, не применением средств индивидуальной защиты, в отдельных случаях -явным нежеланием промышленных предприятий нести дополнительные материальные затраты.
Профилактической мерой снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является обучение и проверка знания требований охраны труда работников организаций. Анализ показал, что одной из при-чин несчастных случаев на производстве (2016 год -3% от количества произошедших несчастных случаев) является отсутствие проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда. За 2016 год в обучающих организациях прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда 497 человек, в том числе руководители организаций 175 человек.
Численность работников организаций,
прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в 2010 - 2016 годах
Количество обученных по охране труда |
Годы |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
руководители |
196 |
141 |
137 |
133 |
176 |
162 |
175 |
специалисты |
280 |
355 |
390 |
406 |
345 |
336 |
322 |
всего |
476 |
496 |
527 |
539 |
521 |
498 |
497 |
Таким образом, несмотря на некоторую положительную динамику, ситуация требует принятия новых эффективных управленческих решений, комплексного подхода к разработке и реализации мер по ее улучшению и стабилизации показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В связи с этим существует необходимость действия на муниципальном уровне данной муниципальной программы с целью оказания мер по повышению культуры труда, эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников в организациях города, распространению передового опыта работы по созданию безопасных условий труда.
Муниципальная программа выстраивает и предоставляет систему мер профилактики возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работающего населения и информационного обеспечения вопросов охраны труда.
3. Цели и задачи, важнейшие целевые индикаторы муниципальной программы
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 -2020 годы"
Цели и задачи муниципальной программы с указанием планируемых значений целевых индикаторов по годам реализации муниципальной программы приведены в приложении N 1 к данной муниципальной программе.
4.Основные мероприятия муниципальной программы
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 -2020 годы"
Достижение цели путем решения поставленных задач в рамках реализации данной муниципальной программы будет обеспечено за счет выполнения мероприятий, указанных в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 -2020 годы"
Программные мероприятия данной муниципальной программы планируется осуществить за счет внебюджетных источников:
1) средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонда социального страхования РФ в рамках реализации мероприятия программы "Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами";
2) средства работодателей города Бердска;
3) внебюджетные средства на призовой фонд городского смотра-конкурса "Лучшая организация города Бердска по состоянию условий и охраны труда" составляют 60,0 тыс. рублей.
По годам:
- на 2018 год -30,0 тыс.рублей;
- на 2019 год -0 рублей;
- на 2020 год -30,0 тыс.рублей.
Сводные финансовые затраты данной муниципальной программы приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 -2020 годы"
Реализация данной муниципальной программы будет способствовать:
- снижению уровня производственного травматизма по сравнению с предыдущим годом: стабилизировать численность пострадавших в несчастных случаях на производстве не более 0,4 человек на 1000 работающих и снизить до 0,35 к 2020 году;
- ежегодно организовывать проведение специальной оценки условий труда не менее чем на 1000 рабочих местах;
- ежегодно организовывать обучение не менее 250 руководителей и специалистов.
Муниципальная программа сформирована и реализуется как единый комплекс организованных методических, профилактических, санитарно-гигиенических, медицинских, информационных, пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели
Социальный эффект от реализации данной муниципальной программы проявится в снижении и стабилизации численности пострадавших в несчастных случаях на производстве к концу реализации программы на уровне не более 0,4 человека на 1000 работающих.
Последующий за социальным, экономический эффект проявится в:
- сокращении расходов, связанных с возмещением вреда, полученного работниками от травм на производстве и профессиональных заболеваний или их родственниками в связи с потерей кормильца;
- сокращении потерь рабочего времени, связанного с авариями, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;
- увеличение размера прибыли, полученной в результате повышения производительности труда, связанной с улучшением охраны труда, снижением профессиональных рисков ущерба жизни и здоровью работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- снижении размера издержек, связанных с обеспечением компенсаций для работающих во вредных, опасных условиях труда, на которые расходуются денежные средства, значительно превышающие расходы на осуществление мероприятий по их улучшению.
Муниципальная программа является неотъемлемым звеном системы управления охраной труда на территории города Бердска, интегрирующим деятельность по решению комплекса задач всеми ее участниками (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и самими работниками).
7. Система контроля реализации муниципальной программы
"Улучшение условий и охраны труда в городе Бердске на 2018 -2020 годы"
Реализация муниципальной программы осуществляется ее разработчиком совместно с исполнителями основных мероприятий.
Заказчик данной муниципальной программы:
- определяет и утверждает ответственных лиц за исполнение программных мероприятий;
- координирует и контролирует действия исполнителей по выполнению программных мероприятий;
- контролирует своевременное выполнение программных мероприятий;
- своевременно вносит в установленном порядке необходимые изменения и уточнения в данную муниципальную программу.
Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляет первый заместитель главы администрации (по вопросам экономического развития).
Оперативное руководство и координацию деятельности по реализации основных направлений данной муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель программы -начальник отдела трудовых отношений администрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.