Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 14 ноября 2017 г. N 5129
Прогноз
социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2018 - 2020 годов
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Новосибирска и причин прогнозируемых изменений
1.1. В период 2015 - 2016 годов неблагоприятная внешнеэкономическая и геополитическая обстановка оказала негативное влияние на социально-экономическое развитие города Новосибирска.
Отмечен значительный спад инвестиционной активности предприятий города Новосибирска. В 2016 году в экономику города Новосибирска привлечено инвестиций в основной капитал на 23% меньше, чем в 2015 году в сопоставимых ценах (64,2 млрд. рублей),что обусловлено низким потребительским спросом, вызванным падением реальных доходов населения, сокращением собственных оборотных средств организаций, ограниченными возможностями заимствования кредитных ресурсов и высокими процентными ставками по кредитам, сокращением бюджетных инвестиций.
Объем работ, выполненных крупными и средними организациями по виду деятельности "Строительство", за 2016 год снизился по сравнению с 2015 годом на 39% и составил 11,6 млрд. рублей, тем не менее в 2016 году введены в эксплуатацию:
1561 объект жилого назначения общей площадью более 1,5 млн. кв. м;
581 объект общественного и производственного назначения общей площадью 726,2 тыс. кв. м;
7,2 км водопроводных и канализационных сетей;
46,3 км тепловых сетей;
0,5 км газовых сетей.
Завершено строительство и введены в эксплуатацию школа на ул. Планировочной в Ленинском районе на 550 мест, детские сады на 460 мест, крытый аквапарк, Центр океанографии и морской биологии "Дельфиния", новый павильон на территории Новосибирского зоологического парка.
Завершено строительство и введена в эксплуатацию трамвайная двухпутная линия с разворотным кольцом и остановочным пунктом по ул. Титова в Ленинском районе протяженностью 2,31 км одиночного пути. Открыто регулярное трамвайное движение по двум маршрутам в левобережной части города Новосибирска.
Завершена реконструкция и сдан в эксплуатацию II этап автомобильной дороги общего пользования по Мочищенскому шоссе от ул. Жуковского до ул. Кедровой в Заельцовском районе на участке от ул. Жуковского до Дачного шоссе протяженностью 0,6 км, шесть полос движения.
Начаты работы по строительству:
II этапа автомобильной дороги общего пользования по ул. Объединения в Заельцовском и Калининском районах (участок от ул. Лебедевского до ул. Фадеева) протяженностью 0,883 км, четыре полосы движения;
автомобильной дороги общего пользования по улицами Порт-Артурской, Спортивной в Ленинском районе протяженностью 0,33 км, четыре полосы движения.
Выполнен ремонт дорог на площади более 1049,1 тыс. кв. м, в том числе дорог частного сектора - около 191,8 тыс. кв. м.
В 410 многоквартирных домах проведены работы по ремонту крыш, фасадов, подвальных помещений, внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, тепло-, электроснабжения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
На начало 2016 года на территории города Новосибирска находилось 49 проблемных объектов (обманутых дольщиков), 13 из которых были введены в эксплуатацию (86,7 тыс. кв. м).
К позитивным тенденциям 2016 года следует отнести рост промышленного производства. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними организациями города Новосибирска по фактическим видам экономической деятельности увеличился на 6,5% к уровню 2015 года в действующих ценах и составил более 290 млрд. рублей.
Положительная динамика в отрасли обеспечена в том числе за счет открытия новых высокотехнологичных производств, строительства новых производственных мощностей, внедрения современных технологий и освоения выпуска новых видов продукции.
Акционерное общество "Катод" запустило новый производственный корпус, что позволило значительно увеличить мощности производства, а также улучшить качество выпускаемой продукции. Общество с ограниченной ответственностью "СибПласт" ведет строительство нового производственного цеха. Публичным акционерным обществом "Сиблитмаш" начата реализация крупного инвестиционного проекта технического перевооружения станочного парка механосборочного производства. Новые цеха и участки открыты на следующих предприятиях: федеральном государственном унитарном предприятии "Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина", акционерном обществе "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Катализатор", акционерном обществе "Новосибирский завод радиодеталей "Оксид", акционерном обществе "НЭВЗ - КЕРАМИКС" и др. На Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова изготовлен сотый бомбардировщик Су-34.
Сокращение потребительской активности населения, обусловленное снижением доходов на фоне роста потребительских цен, привело к незначительному приросту оборота розничной торговли крупных и средних организаций города Новосибирска и снижению объема платных услуг населению на 2,3% к уровню 2015 года.
Сводный индекс потребительских цен в декабре 2016 года составил 104,4% к уровню декабря 2015 года. Продовольственные товары подорожали на 4,0%, непродовольственные товары и платные услуги - на 5,7% и на 2,7% соответственно.
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников крупных и средних предприятий составила по итогам 2016 года 39,3 тыс. рублей (105,9% к уровню 2015 года). Темп снижения реальной заработной платы к концу года значительно замедлился с 95,1% в январе до 99,7%.
Среднегодовая численность населения, занятого в экономике города в 2016 году, снизилась на 0,2 тыс. человек по сравнению с 2015 годом и составила по оценке мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) 806,9 тыс. человек. Среднесписочная численность работников предприятий и организаций города Новосибирска (78,7% численности занятых в экономике) уменьшилась на 2,5% к уровню 2015 года и составила 635 тыс. человек. По данным государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр занятости населения города Новосибирска" численность официально зарегистрированных безработных к концу 2016 года составила 5 тыс. человек, что на 1,4 тыс. человек меньше, чем в 2015 году.
В 2016 году мэрией осуществлялась реализация 17 ведомственных целевых программ города Новосибирска (далее - ВЦП) и восьми муниципальных программ города Новосибирска, мероприятия которых охватывали различные сферы городской жизни. В течение года продолжалась работа по переходу от ВЦП к разработке и реализации муниципальных программ города Новосибирска. В 2016 году постановлениями мэрии утверждены семь муниципальных программ города Новосибирска со сроком реализации 2017 - 2020 годы.
При определении приоритетов развития города Новосибирска и финансовом обеспечении их реализации учитывались потребности жителей города Новосибирска, оформленные в виде наказов избирателей. В 2016 году реализовано более 500 наказов избирателей.
1.2. С начала 2017 года в городе Новосибирске продолжается снижение инвестиционной активности. По итогам первого полугодия глубина падения составила почти 11%.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций являются собственные средства. При этом доля прибыльных предприятий снижается (на 01.01.2017 - 78%от общего числа предприятий города Новосибирска,на 01.06.2017 - 73,5%), как и сумма полученной прибыли (с начала 2017 года сократилась на 13% к соответствующему периоду 2016 года, убытки выросли на 20%).
Меняется структура инвестиций по видам основных фондов: в 2017 году значительно увеличилась доля затрат на приобретение машин и оборудования (60%), при этом снизились затраты на строительство и реконструкцию зданий.
Темпы строительно-монтажных работ в первом полугодии 2017 года снизились на 13% к соответствующему периоду 2016 года. Ввод жилья в городе Новосибирске за январь - июнь 2017 года сократился на 25%.
Значительно замедлились в первом полугодии 2017 года темпы роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними организациями города Новосибирска (по фактическим видам деятельности). Это указывает на неустойчивость восстановительных процессов в реальном секторе.
Рост потребительских цен с начала 2017 года по сравнению динамикой прошлого года замедлился и составил на конец июня 2017 года 101,9% к декабрю 2016 года, в том числе на продовольственные товары - 103%, непродовольственные товары - 100,5%, платные услуги населению - 102,9%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий города Новосибирска за первое полугодие 2017 года составила 40,6 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 6,3%. Отмечен рост реальной заработной платы (102,4% к соответствующему периоду 2016 года).
Возросла потребительская активность населения. По итогам шести месяцев 2017 года оборот розничной торговли составил 90,1 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,6% к соответствующему периоду 2016 года. Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах увеличился на 2,5%.
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста города Новосибирска на период 2018 - 2020 годов
2.1. Развитие города Новосибирска в среднесрочном периоде определяется как внешними, так и внутренними факторами, которые носят характер возможностей и ограничений социально-экономического развития.
Внешние факторы, такие как замедление роста мировой экономики, рост волатильности финансовых рынков, обесценивание валют развивающихся рынков,санкции со стороны Европейского Союза, США и ряда других стран, усиление конкуренции с иностранными поставщиками на внутреннем рынке в результате вступления России во Всемирную торговую организацию, а также высокие проценты по кредитам способны оказать существенное негативное воздействие на развитие экономики города Новосибирска.
К внешним для города Новосибирска относятся и внутрироссийские факторы, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития города Новосибирска в прогнозном периоде: недостаточно быстрое восстановление инвестиционной и потребительской активности, снижение численности населения в трудоспособном возрасте и возрастание демографической нагрузки на эту группу населения.
2.2. К внутренним факторам, сдерживающим социально-экономическое развитие города Новосибирска в среднесрочном периоде, относятся:
2.2.1. Невысокие темпы роста доходов населения.
Сохраняется отставание размера заработной платы и среднедушевого денежного дохода в регионе от среднероссийского уровня. Уровень бедности, рассчитываемый по Новосибирской области,по-прежнему превышает среднероссийский. Город Новосибирск как административный центр Новосибирской области обеспечивает максимальные значения показателей уровня жизни среди муниципальных образований региона, однако и он находится под воздействием региональной специфики. Она обусловлена в том числе природно-климатическими особенностями, удаленностью от столичных и ресурсодобывающих территорий, высокой стоимостью жизни (за счет повышенных зональных норм потребления, более высоких потребительских цен, характерных для крупных мегаполисов), а также значительной дифференциацией населения по уровню доходов.
Поскольку наиболее высокие доходы отмечаются у населения трудоспособного возраста, снижение численности этой категории населения при одновременном увеличении количества категорий-иждивенцев может привести к сокращению темпов роста среднедушевых доходов населения даже при увеличении номинальной и реальной заработной платы работников.
2.2.2. Ограниченность бюджетных ресурсов города Новосибирска.
Для эффективного решения приоритетных задач, стоящих перед городом Новосибирском в прогнозном периоде, необходимо устойчивое ресурсное обеспечение реализации соответствующих муниципальных полномочий. При этом традиционно высокая доля защищенных статей расходной части бюджета города Новосибирска и необходимость неукоснительного исполнения всех социальных обязательств перед населением существенно ограничивает возможности развития, в том числе в муниципальном секторе экономики города Новосибирска.
3. Направления социально-экономического развития города Новосибирска и показатели среднесрочного прогноза с учетом проведения мероприятий, предусмотренных муниципальными программами города Новосибирска
3.1. Демографическое развитие.
В течение последних лет рост численности населения города Новосибирска происходит за счет естественного и миграционного прироста населения. На начало 2017 года численность постоянного населения города Новосибирска составила 1602,9 тыс. человек.
С начала 2017 года в Новосибирске отмечается некоторое замедление темпов рождаемости, естественного и миграционного прироста. Однако и в 2017 году, и прогнозном периоде тенденции демографического развития города по-прежнему оцениваются как благоприятные. В 2018 - 2020 годах прирост численности постоянного населения города Новосибирска составит 1% в год.
Положительное влияние на демографические процессы в прогнозном периоде будут оказывать меры государственной поддержки материнства и детства, меры, направленные на снижение смертности от предотвратимых причин, в том числе за счет улучшения условий и охраны труда, формирование у жителей города Новосибирска мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физкультурой и спортом. Демографический прогноз также учитывает действие мер, направленных на обеспечение доступности отдыха детей, поддержку социально незащищенных слоев населения в рамках муниципальных программ города Новосибирска.
Привлечение на территорию города Новосибирска квалифицированных кадров в рамках программ модернизации и технологического перевооружения, реализуемых предприятиями и организациями, а также молодежи для получения профессионального образования и последующего закрепления в экономике, сферах науки, образования, медицины позволит сохранить миграционную привлекательность города Новосибирска. Миграционный прирост будет оставаться основной составляющей прироста численности населения города Новосибирска. Параметры численности населения города Новосибирска представлены в таблице 1.
Таблица 1
Параметры численности населения города Новосибирска
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Численность постоянного населения |
|
|
|
|
|
|
на начало года |
человек |
1584138 |
1602915 |
1620215 |
1637267 |
1654191 |
|
среднегодовая |
человек |
1593527 |
1611565 |
1628741 |
1645729 |
1662653 |
|
2 |
Естественный прирост населения за год |
человек |
3879 |
3700 |
3452 |
3224 |
3224 |
3 |
Миграционный прирост населения за год |
человек |
14898 |
13600 |
13600 |
13700 |
13700 |
3.2. Занятость и заработная плата.
Прогноз показателей рынка труда и заработной платы в городе Новосибирске на среднесрочный период 2018 - 2020 годов разработан на основе результатов анализа ситуации, сложившейся в 2017 году, с учетом итогов сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, а также типизации хозяйствующих субъектов, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенной Федеральной налоговой службой Российской Федерации в 2016 году.
Прогноз численности населения, занятого в экономике в 2018 - 2020 годах, учитывает влияние процессов снижения численности населения города Новосибирска в трудоспособном возрасте (в 2016 году число вступивших в трудоспособный возраст в 1,8 раза меньше, чем вышедших за его пределы), снижение численности работающих пенсионеров, а также восстановление темпов миграционного прироста населения и численности трудовых мигрантов, возможность задействования резерва незанятого населения (обучающиеся в трудоспособном возрасте с отрывом от работы, безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения, и другие категории населения), развитие форм самозанятости населения.
При сохранении данных тенденций на рынке труда города Новосибирска в 2018 году среднегодовая численность занятых в экономике сохранится на уровне 2017 года, в 2019, 2020 годах будет увеличиваться на 0,1% ежегодно.
В прогнозном периоде ожидается незначительный прирост среднесписочной численности работников предприятий и организаций города Новосибирска.
Поскольку крупные и средние предприятия уже скорректировали избыточную занятость, предполагается, что они будут стремиться сохранить персонал в ожидании улучшения экономической ситуации. Вероятным направлением снижения трудовых затрат останется механизм оптимизации заработной платы (неполный рабочий день/неполная трудовая неделя).
Политика Правительства Российской Федерации, направленная на широкое использование информационных технологий (цифровая экономика) и рост производительности труда, может стать стимулом для предприятий и организаций города к внедрению передовой техники, автоматизации производства, внедрению инновационных технологий, что потребует привлечения высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов.
Рост среднесписочной численности работников бюджетных учреждений (государственных и муниципальных) прогнозируется в сферах образования и здравоохранения, что обусловлено ростом численности населения города и востребованностью данных видов услуг. Планируется ввод новых объектов образования и здравоохранения.
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, микропредприятиях города Новосибирска значительно сокращается (в 2016 году почти на 30% к уровню 2015 года, с начала 2017 года темпы снижения замедлились, но указанная тенденция сохраняется). При этом продолжается развитие самозанятости населения города: начиная с 2015 года увеличивается число индивидуальных предпринимателей, в 2017 году темпы роста составляют 107%. В 2018 - 2020 годах указанные институциональные изменения продолжатся.
Реализация мероприятий по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, поддержка молодых специалистов в целях их социальной адаптации на первом рабочем месте, выработка новых механизмов содействия трудоустройству молодежи будут способствовать снижению численности официально зарегистрированных безработных к концу прогнозного периода до 4 тыс. человек.
В прогнозном периоде рост заработной платы будет обеспечен в том числе за счет реализации мер по выявлению и устранению скрытых форм оплаты труда и ликвидации задолженности по заработной плате, создания и модернизации высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест, обеспечения поэтапного повышения заработной платы категориям работников государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации и категориям работников учреждений бюджетной сферы, которые не перечислены в указах Президента Российской Федерации. Заработную плату работников учреждений бюджетной сферы в 2019 - 2020 годах предполагается сохранить на уровне, достигнутом в 2018 году. Параметры занятости населения и заработной платы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Параметры занятости населения и заработной платы
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. человек |
806,9 |
806,2 |
806,4 |
807,3 |
808,2 |
2 |
Среднесписочная численность работников предприятий и организаций |
тыс. человек |
635,0 |
626,1 |
626,4 |
627,7 |
629,0 |
3 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года |
тыс. человек |
5,0 |
4,2 |
4,1 |
4,1 |
4,0 |
4 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников |
рублей |
33927,0 |
36132,2 |
38625,3 |
41329,1 |
44222,1 |
3.3. Экономика.
3.3.1. Промышленное производство.
В 2018 - 2020 годах прогнозируется дальнейшее увеличение объемов отгруженной продукции предприятий города Новосибирска в действующих ценах. К концу прогнозного периода объем отгрузки составит более 370 млрд. рублей и превысит уровень 2017 года в 1,2 раза.
Развитие промышленного сектора экономики города Новосибирска способствует обеспечению стабильного пополнения доходной части бюджета города Новосибирска, привлечению инвестиций в экономику города Новосибирска, решает вопросы занятости населения, обеспечения граждан качественными товарами и услугами.
Рост промышленного производства в среднесрочном периоде обусловлен прежде всего планами предприятий оборонно-промышленного комплекса, занятыми выпуском авиационной техники, оптики и микроэлектроники: филиала публичного акционерного общества "Компания "Сухой" "Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова", акционерного общества "Новосибирский исследовательский институт измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна", акционерного общества "Новосибирский приборостроительный завод", акционерного общества "Новосибирский завод полупроводниковых приборов с особым конструкторским бюро", акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Восток".
Положительная динамика производства ожидается на предприятиях, выпускающих электрическое оборудование (публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ", акционерное общество "Электроагрегат", открытое акционерное общество "Сибэлектропривод"), прицепы и полуприцепы (открытое акционерное общество "Новосибирский авторемонтный завод"), машины и оборудование (закрытое акционерное общество "Завод Сибирского Технологического Машиностроения", публичное акционерное общество "Тяжстанкогидропресс", открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Труд").
По виду деятельности "Производство компьютеров, электронных и оптических изделий" опережающие темпы роста производства прогнозируются за счет технического перевооружения, модернизации производства и освоения инновационной продукции в акционерном обществе "Новосибирский приборостроительный завод", обществе с ограниченной ответственностью Предприятии "Элтекс", открытом акционерном обществе "Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал", акционерном обществе "НЭВЗ-КЕРАМИКС".
По виду деятельности "Производство химических веществ и химических продуктов" рост производства прогнозируется за счет расширения производства акционерным обществом "СКТБ "Катализатор", наращивания выпуска продукции акционерным обществом "Сибиар", увеличения потребительского спроса на продукцию предприятий общества с ограниченной ответственностью лакокрасочный завод "Радуга", общества с ограниченной ответственностью завод "Эксперт".
Акционерное общество "Ангиолайн" реализует проект "Развитие производства высокотехнологичной медицинской продукции: коронарные стенты и катетеры", который предусматривает расширение производства продукции для эндоваскулярной хирургии.
В целях поддержки инновационной деятельности и стимулирования деятельности в сфере промышленности на территории города Новосибирска в прогнозном периоде продолжится реализация муниципальной программы города Новосибирска "Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением мэрии от 31.12.2015 N 7516.
Приоритетные направления деятельности мэрии на 2018 - 2020 годы в сфере промышленности включают:
формирование правовых, организационных и экономических условий развития промышленности, улучшения финансового состояния предприятий, увеличения налогооблагаемой базы, а также комплексного социально-экономического развития города Новосибирска;
содействие повышению качества продукции, развитию высокотехнологичных производств;
развитие межрегиональных и международных экономических связей, взаимодействие с агропромышленным комплексом Новосибирской области с целью расширения рынков сбыта продукции новосибирских товаропроизводителей.
Параметры развития промышленного производства в городе Новосибирске представлены в таблице 3.
Таблица 3
Параметры развития промышленного производства
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" |
млн. рублей |
292410,2 |
304491,2 1 |
325196,6 |
347310,0 |
370579,8 |
темп роста |
% к предыдущему году |
106,5 |
104,1 2 |
106,8 |
106,8 |
106,8 |
|
2 |
Количество организаций города Новосибирска, принявших участие в совместных мероприятиях, организованных в целях содействия продвижению товаров (работ, услуг) на региональные и международные рынки (днях делового сотрудничества, выставках, ярмарках и других мероприятиях) |
единиц |
119 |
105 |
107 |
110 |
113 |
3.3.2. Наука и инновации.
В городе Новосибирске на протяжении ряда последних лет наблюдается увеличение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки. При этом опережающими темпами растет объем выполненных научно-технических работ, что говорит о повышении эффективности деятельности научных организаций.
В учреждениях академической науки представлены ведущие научные школы, что позволяет вести прикладные разработки по большинству существующих в России технологических платформ. В их числе технологии мирового уровня и продукция на их основе: катализаторы, ускорители, лазерное оборудование, наноматериалы, нанотрубки, тепловизоры, приборы ночного видения, программное обеспечение и многое другое.
В прогнозном периоде приоритетными направлениями деятельности мэрии в сфере развития науки, технологий и инноваций станут:
предоставление субсидий из бюджета города Новосибирска субъектам инновационной деятельности;
содействие внедрению инноваций в городское хозяйство и социальную сферу;
проведение мероприятий, направленных на повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
формирование эффективной системы коммуникаций в области науки, технологий и инноваций в целях повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям;
создание условий для развития кадрового потенциала научных организаций и инновационных компаний в целях обеспечения инновационного развития экономики;
предоставление грантов и премий молодым ученым и специалистам в сфере научной и инновационной деятельности.
Параметры развития сферы науки и инноваций в городе Новосибирске представлены в таблице 4.
Таблица 4
Параметры развития сферы науки и инноваций
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ, услуг) крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности города Новосибирска |
процентов |
12,7 |
17,1 |
17,3 |
17,5 |
17,7 |
2 |
Количество новых видов товаров (работ, услуг), внедренных организациями научно-промышленного комплекса города Новосибирска, получившими муниципальную поддержку |
единиц |
47 |
30 |
40 |
40 |
40 |
3 |
Количество организаций научно-промышленного комплекса, осуществляющих производство инновационной продукции с предоставлением муниципальной поддержки |
организаций |
9 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество инвестиционных проектов организаций научно-промышленного комплекса, реализуемых с предоставлением муниципальной поддержки |
проектов |
6 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3.3.3. Предпринимательство.
Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики города Новосибирска. Создаются новые рабочие места, внедряются новые формы обслуживания, совершенствуется материально-техническая база, улучшается ассортимент реализуемых товаров, тем самым повышается качество жизни жителей города Новосибирска.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области на 01.01.2017 на территории города Новосибирска зарегистрировано 284 средних предприятия, 80439 малых предприятий и микропредприятий, 45133 индивидуальных предпринимателя.
Структура занятых в сфере малого и среднего бизнеса: 37,5% - в организациях, занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 13,2% - в организациях, занятых операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 18,0% - в обрабатывающем производстве, 13,7% - в строительстве.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели. Среди них:
недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств для развития предпринимательской деятельности;
недостаток доступных производственных и офисных площадей;
недобросовестная конкуренция.
В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства города Новосибирска, в том числе в решении данных проблем в прогнозном периоде планируется реализация муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска" на 2018 - 2020 годы.
Приоритетные направления деятельности мэрии на 2018 - 2020 годы в сфере предпринимательства включают:
оказание финансовой, консультационной и информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП);
организацию и проведение мероприятий и конкурсов для СМиСП;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе развитие центра инноваций социальной сферы, бизнес-инкубаторов муниципального автономного учреждения города Новосибирска "Городской центр развития предпринимательства".
Параметры развития предпринимательства в городе Новосибирске представлены в таблице 5.
Таблица 5
Параметры развития предпринимательства
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Темп роста среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий города Новосибирска |
% к предыдущему году |
98,0 |
102,0 |
102,5 |
103,0 |
103,5 |
2 |
Количество СМиСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения |
единиц |
789,8 |
787,3 |
791,0 |
795,0 |
799,0 |
3.3.4. Инвестиции.
Инвестиционная активность в прогнозном периоде будет возрастать за счет строительства и реконструкции общественно значимых объектов в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, дальнейшего развития территорий, застроенных ветхим и аварийным жилищным фондом, строительства и реконструкции объектов дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры.
Реализация ряда инфраструктурных проектов в городе Новосибирске (строительство школ, поликлиник, благоустройство общественных территорий, ремонт автомобильных дорог, а также строительство мостового перехода через реку Обь в створе ул. Ипподромской) планируется с привлечением средств федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области.
В прогнозном периоде деятельность мэрии будет направлена на содействие развитию инвестиционной деятельности предприятий и организаций города Новосибирска в целях создания новых или модернизации действующих производств, увеличения объемов производства, повышения качества производимой продукции, в том числе посредством предоставления субсидий из бюджета города Новосибирска субъектам инвестиционной деятельности.
В условиях ограниченных возможностей для осуществления бюджетных инвестиций основным инструментом создания объектов городской инфраструктуры является муниципально-частное партнерство с привлечением к решению общественно значимых задач частных инвестиций на взаимовыгодной основе.
В 2018 - 2020 годах планируется рост инвестиций в основной капитал в городе Новосибирске,в том числе за счет реализации крупных инвестиционных проектов:
реконструкция кинотеатра "Космос" для размещения Центра хоккейного мастерства (концессия), общий объем инвестиций - 100 млн. рублей;
реконструкция плавательного бассейна "Дельфин" по ул. Флотской, 26а (концессия), планируемый объем инвестиций - 25 млн. рублей;
реконструкция нежилого помещения по ул. Котовского, 20 для размещения спортивного объекта (концессия), планируемый объем инвестиций - 60 млн. рублей и др.
Параметры инвестиционной деятельности в городе Новосибирске представлены в таблице 6.
Таблица 6
Параметры инвестиционной деятельности
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним организациям) |
млн. рублей |
64195,6 |
60838,2 |
63697,6 |
67165,3 |
71385,4 |
индекс физического объема |
% к предыдущему году |
77,0 |
90,0 |
100,0 |
101,0 |
102,0 |
|
2 |
Количество реализуемых инвестиционных проектов |
единиц |
19 |
19 |
23 |
26 |
29 |
3.3.5. Строительство.
Затянувшийся кризис в сфере строительства вызван общими для российской экономики проблемами:
сокращением собственных оборотных средств, которые являются основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций;
снижением доступности банковских кредитов для юридических и физических лиц;
сокращением объемов государственной поддержки;
падением реальных доходов населения.
Вместе с тем рекордный в предыдущие годы по площади и темпам ввод объектов производственного и жилого назначения привел к насыщению рынка города Новосибирска готовыми производственными, торговыми, жилыми площадями.
Организации пересматривают свои инвестиционные программы, увеличивая долю затрат на приобретение машин и оборудования с 47% в 2016 году до 60% в 2017 году, при этом затраты на строительство и реконструкцию зданий снижаются с 32% (в структуре инвестиций по видам основных фондов) в 2016 году до 24% в 2017 году.
По оценке в 2017 году за счет всех источников финансирования будет введено 1150 тыс. кв. м жилья (75,3% к уровню 2016 года).В прогнозном периоде - порядка 3,8 млн. кв. м жилья.
В 2018 - 2020 годах продолжится работа по привлечению застройщиков к освоению территорий, занятых ветхим жилым фондом, путем развития застроенных территорий. Будет продолжена реализация мероприятий по обеспечению строительства объектов инженерной, коммунальной, дорожной и общественной инфраструктур,в том числе на территориях комплексной жилой застройки.
В целях создания условий для устойчивого развития территорий города Новосибирска и регулирования землепользования и застройки на территории города Новосибирска планируется выполнение работы по дифференциации параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для центральной части города Новосибирска в 2018 - 2020 годах с последующим внесением изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования города Новосибирска.
В 2018 году планируется приступить к актуализации Генерального плана города Новосибирска.
3.3.6. Потребительский рынок.
В прогнозном периоде восстановление потребительского спроса, фиксируемое с начала 2017 года и происходящее на фоне одновременного роста реальной заработной платы, продолжится. За период 2018 - 2020 годов оборот розничной торговли будет прирастать в среднем на 4% в год, объем платных услуг населению - на 8 - 9% в год в текущих ценах.
В 2018 - 2020 годах в целях содействия развитию сферы потребительского рынка города Новосибирска продолжится реализация муниципальной программы города Новосибирска "Развитие сферы потребительского рынка" на 2017 - 2020 годы.
Приоритетные направления деятельности мэрии на 2018 - 2020 годы в сфере потребительского рынка включают:
содействие сдерживанию роста цен на основные продовольственные товары через организацию и проведение ярмарочных мероприятий;
содействие повышению профессионального мастерства и престижа рабочих профессий сферы потребительского рынка города Новосибирска, в том числе проведение отраслевых конкурсов, фестивалей, мероприятий с участием работников и организаций сферы потребительского рынка;
поддержку садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
создание условий для обеспечения жителей города Новосибирска бытовыми услугами;
проведение работы по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска: заключение договоров на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов, внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска;
проведение мониторинга исполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства, действующего в сфере потребительского рынка;
организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения города Новосибирска.
3.3.7. Международное сотрудничество и внешнеэкономические связи.
В целях расширения внешнеэкономических и международных связей города Новосибирска, увеличения внешнеторгового оборота, повышения инвестиционной привлекательности города Новосибирска в прогнозном периоде будет продолжена работа в рамках следующих направлений:
укрепление контактов с городами-побратимами Новосибирска;
участие в мероприятиях, организуемых Всемирной ассоциацией технополисов, Всемирной ассоциацией мэров зимних городов, городами-побратимами Новосибирска, другими зарубежными партнерами;
поиск новых партнеров города Новосибирска за рубежом;
содействие развитию торгово-экономических, гуманитарных и других связей города Новосибирска с городами стран ближнего и дальнего зарубежья;
организация и проведение культурных, спортивных и прочих мероприятий в городе Новосибирске с участием представителей иностранных государств.
3.4. Муниципальный сектор.
3.4.1. Образование.
Деятельность мэрии в сфере образования направлена на создание условий для предоставления доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, актуальным и перспективным запросам жителей города Новосибирска.
Сеть организаций сферы образования к 2020 году расширится, что обусловлено объективными демографическими тенденциями: ростом численности детей школьного и дошкольного возраста. Увеличение контингента обучающихся, а также участие города Новосибирска в реализации федеральных и региональных программ в сфере образования (в части строительства новых объектов) будет способствовать росту числа образовательных учреждений, а также увеличению численности педагогических кадров. Одновременно с расширением сети будет продолжена реорганизация учреждений сферы образования. Это сделает систему управления более мобильной и эффективной, позволит сократить расходы, более рационально использовать площади помещений образовательных организаций.
Параметры развития сети образовательных организаций города Новосибирска представлены в таблице 7.
Таблица 7
Параметры развития сети образовательных организаций города Новосибирска
N |
Параметр |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество организаций муниципальной формы собственности |
единиц |
508 |
506 |
507 |
511 |
511 |
2 |
Среднесписочная численность работающих |
человек |
34987 |
35443 |
36144 |
36334 |
36534 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
24355,0 |
24750,0 |
25170,0 |
25600,0 |
26000,0 |
Параметры численности контингента обучающихся по уровням муниципальной системы образования города Новосибирска представлены в таблице 8.
Таблица 8
Параметры численности контингента обучающихся по уровням муниципальной системы образования города Новосибирска
N |
Параметр |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Численность воспитанников в системе дошкольного образования |
человек |
81726 |
83992 |
85023 |
86957 |
88561 |
2 |
Численность обучающихся в системе общего школьного образования, в том числе: |
человек |
159312 |
169360 |
180032 |
191482 |
203736 |
по программам начального общего образования |
человек |
69227 |
75127 |
81529 |
88475 |
96015 |
|
по программам основного общего образования |
человек |
73898 |
77547 |
81386 |
85406 |
89623 |
|
по программам среднего общего образования |
человек |
15580 |
16686 |
17117 |
17601 |
18098 |
|
3 |
Численность обучающихся в рамках дополнительных общеобразовательных программ |
человек |
86262 |
86961 |
88358 |
89225 |
89899 |
В условиях значительного прироста численности детей дошкольного и школьного возраста, для решения задачи обеспечения доступности услугами дошкольного образования детей в возрасте от одного до семи лет и уменьшения количества школьников, занимающихся во вторую смену, актуальной остается задача создания дополнительных мест в школах и дошкольных учреждениях. Частично она может быть решена за счет более рационального использования имеющихся площадей, однако для создания полноценных условий организации образовательной деятельности и внеурочной занятости детей необходим ввод в эксплуатацию новых объектов.
Эта проблема в городе Новосибирске решается как собственными силами, так и посредством участия в реализации государственной программы Новосибирской области "Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п.
В 2017 году ожидается введение в действие:
школы N 213 в микрорайоне "Березовый" на 546 мест;
школы N 155 на Ключ-Камышенском плато на 750 мест.
В завершающей стадии строительства и капитального ремонта находятся:
специальная коррекционная школа N 37 для глухих и слабослышащих детей на Владимировском спуске;
пристройки к школам N 183 по ул. Петухова, 86 в Кировском районе, N 82 по ул. Гоголя, 195 в Дзержинском районе;
новые детские сады в двух зданиях бывших детских домов по ул. Связистов, 155 и по ул. Гоголя, 25.
В прогнозном периоде планируется продолжить строительство и реконструкцию зданий учреждений образования, в том числе:
школы по ул. Титова в микрорайоне "Чистая Слобода" на 1100 мест;
школы по ул. Виктора Шевелева в Кировском районе на 1100 мест;
школы по ул. Первомайской в микрорайоне "Весенний" на 1250 мест;
школы по ул. Тюленина в Калининском районе на 110 мест;
школы в микрорайоне "Акатуйский" на 550 мест;
детского сада в микрорайоне "Чистая Слобода" на 220 мест;
детского сада по ул. Междуреченской в Ленинском районе на 145 мест.
Приоритетные направления развития сферы образования в городе Новосибирске в 2018 - 2020 годах и основные задачи деятельности мэрии в сфере образования определяются с учетом проведения мероприятий, предусмотренных муниципальной программой города Новосибирска "Развитие сферы образования города Новосибирска" на 2018 - 2021 годы, утвержденной постановлением мэрии от 20.10.2017 N 4767.
Приоритетные направления в прогнозном периоде включают:
дальнейшее развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы учреждений образования;
создание дополнительных мест в системе общего, дошкольного и дополнительного образования;
создание условий для качественного образования, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
решение задачи доступности дошкольного образования для детей от одного года до семи лет;
повышение эффективности работы по развитию профессионального потенциала, профессиональной компетенции педагогов и руководителей, формированию управленческого кадрового резерва;
внедрение новых форм и методов работы по поддержке и развитию одаренных детей;
совершенствование системы профессиональной ориентации школьников;
продолжение деятельности по созданию безопасного образовательного пространства в образовательных организациях общего, дошкольного и дополнительного образования.
Ожидаемые параметры качества и доступности образования в городе Новосибирске представлены в таблице 9.
Таблица 9
Ожидаемые параметры качества и доступности образования в городе Новосибирске
N |
Параметры |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Новосибирска, в сумме численности детей в возрасте от 1 до 7 лет, обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Новосибирска, и численности детей в возрасте от 1 до 7 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования муниципальных дошкольных образовательных организациях города Новосибирска |
процентов |
85,1 |
85,3 |
85,4 |
85,4 |
85,5 |
2 |
Доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене по данным предметам |
процентов |
98,3 |
98,5 |
98,6 |
98,7 |
98,8 |
3 |
Доля детей в возрасте 5-18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам в муниципальных образовательных организациях города Новосибирска, в общей численности детей указанного возраста |
процентов |
84,8 |
85,0 |
85,1 |
85,2 |
85,3 |
4 |
Доля руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Новосибирска, освоивших дополнительные профессиональные программы, в общей численности руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Новосибирска |
процентов |
39,7 |
39,9 |
40 |
40,1 |
40,2 |
3.4.2. Культура.
Совершенствование сферы культуры направлено на создание условий для обеспечения доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности. Деятельность муниципальных организаций сферы культуры направлена на повышение доступности и качества культурных благ для населения и создание благоприятных условий для творческого развития личности.
Параметры функционирования муниципальной сети культурно-досуговых учреждений представлены в таблице 10.
Таблица 10
Параметры функционирования муниципальной сети культурно-досуговых учреждений
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество досуговых учреждений: |
|
|
|
|
|
|
кинотеатры |
единиц |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
дворцы и дома культуры |
единиц |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
|
драматические театры |
единиц |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
парки |
единиц |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
другие досуговые учреждения и предприятия культуры |
единиц |
8 |
7 |
8 |
8 |
8 |
|
2 |
Музыкальные, художественные школы и школы искусств: |
|
|
|
|
|
|
детские музыкальные школы |
единиц |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
детские художественные школы |
единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
школы искусств |
единиц |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
численность учащихся |
человек |
13219 |
13219 |
13219 |
13219 |
13219 |
|
3 |
Количество массовых библиотек, включая филиалы |
единиц |
71 |
72 |
72 |
72 |
72 |
в том числе детских |
единиц |
27 |
26 |
26 |
26 |
26 |
|
4 |
Среднесписочная численность работающих |
человек |
3678 |
3705 |
3677 |
3677 |
3677 |
5 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
27440,5 |
29500,0 |
29800,0 |
29820,0 |
29840,0 |
В целях создания максимально благоприятных условий для рационального и духовно-содержательного использования горожанами своего свободного времени, повышения их культурного уровня и организации творчески-созидательной деятельности реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Развитие сферы культуры города Новосибирска" на 2017 - 2020 годы.
В прогнозном периоде деятельность в сфере культуры будет направлена на:
проведение культурно-досуговых, информационно-просветительских мероприятий для разных категорий населения;
обеспечение реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ в области искусств;
сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек города Новосибирска;
реализацию концепции развития зеленых зон города Новосибирска;
формирование доступной культурной среды, обеспечивающей доступ к объектам и услугам в сфере культуры для жителей с ограниченными возможностями здоровья.
Параметры обеспечения жителей города Новосибирска услугами муниципальных организаций сферы культуры представлены в таблице 11.
Таблица 11
Параметры обеспечения жителей города Новосибирска услугами муниципальных организаций сферы культуры
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры |
процентов |
15,7 |
8,2 |
7,7 |
7,6 |
7,6 |
2 |
Книжный фонд муниципальных публичных библиотек города Новосибирска: |
тыс. экземпляров |
2906,2 |
2926,4 |
2926,4 |
2926,4 |
2926,4 |
в том числе детских |
тыс. экземпляров |
845,7 |
845,7 |
873,3 |
873,3 |
873,3 |
|
3 |
Доля муниципальных публичных библиотек города Новосибирска, пространство которых модернизировано в библиотеки нового поколения, в общем количестве муниципальных публичных библиотек города Новосибирска |
процентов |
8,4 |
8,3 |
10,0 |
11,1 |
11,1 |
3.4.3. Молодежная политика.
Деятельность в сфере молодежной политики города Новосибирска направлена на сохранение и совершенствование ее инфраструктуры, вовлечение молодежи в социально значимую и общественно полезную деятельность.
Параметры функционирования сети муниципальных учреждений молодежной политики представлены в таблице 12.
Таблица 12
Параметры функционирования сети муниципальных учреждений молодежной политики
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество учреждений сферы молодежной политики, в том числе: |
единиц |
27 |
27 |
27 |
27 |
27 |
молодежные центры |
единиц |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
|
центры психолого-педагогической помощи и поддержки молодежи |
единиц |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
центры патриотического воспитания и музейно-краеведческой деятельности |
единиц |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
2 |
Среднесписочная численность работающих |
человек |
1580 |
1560 |
1560 |
1560 |
1560 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
17834,8 |
17600,0 |
17838,5 |
17838,5 |
17838,5 |
В целях организации и осуществления мероприятий по работе с молодежью планируется реализация муниципальной программы города Новосибирска "Развитие сферы молодежной политики в городе Новосибирске" на 2018 - 2021 годы, мероприятиями которой предусмотрено:
содействие формированию активной жизненной позиции молодежи;
содействие молодежи в трудной жизненной ситуации;
гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
содействие в выборе профессии и ориентирование на рынке труда;
содействие формированию здорового образа жизни в молодежной среде;
поощрение научной, творческой и инновационной деятельности студентов и студенческих семей;
развитие и укрепление материально-технической базы сети учреждений сферы молодежной политики;
развитие и поддержка информационно-аналитического и кадрового обеспечения сферы молодежной политики.
Параметры результатов работы с молодежью в городе Новосибирске представлены в таблице 13.
Таблица 13
Параметры результатов работы с молодежью в городе Новосибирске
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Доля молодежи, охваченной деятельностью муниципальных учреждений сферы молодежной политики, от общей численности молодежи, проживающей в городе Новосибирске |
процентов |
5,0 |
5,1 |
5,2 |
5,3 |
5,4 |
2 |
Количество посещений интернет-ресурсов муниципальных учреждений сферы молодежной политики |
посещений |
99000 |
100000 |
110000 |
120000 |
130000 |
3 |
Доля муниципальных помещений и спортивных сооружений муниципальных учреждений сферы молодежной политики, отремонтированных и оснащенных оборудованием, от общего количества муниципальных помещений и спортивных сооружений муниципальных учреждений сферы молодежной политики |
процентов |
4,6 |
5,8 |
6,6 |
12,4 |
21,9 |
3.4.4. Физическая культура и спорт.
Деятельность в сфере физической культуры и спорта направлена на увеличение числа жителей города Новосибирска, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с целью формирования здорового образа жизни жителей города Новосибирска.
В настоящее время муниципальный сектор сферы физической культуры и спорта города Новосибирска представлен 23 учреждениями, из них 16 учреждений дополнительного образования, в которых занимаются более 16000 учащихся по 57 видам спорта, работают более 500 тренеров-преподавателей. Необходимо обеспечить возможность для граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре.
Параметры функционирования сети муниципальных организаций сферы физической культуры и спорта представлены в таблице 14.
Таблица 14
Параметры функционирования сети муниципальных организаций сферы физической культуры и спорта
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество организаций дополнительного образования сферы физической культуры и спорта, в том числе: |
единиц |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва |
единиц |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
детско-юношеских спортивных школ |
единиц |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
2 |
Среднесписочная численность работающих |
человек |
2414 |
2304 |
2456 |
2456 |
2456 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
27286,2 |
28099 |
29267 |
29267 |
29267 |
В целях создания условий для развития на территории города Новосибирска физической культуры и спорта реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске" на 2017 - 2020 годы, в рамках которой в прогнозном периоде будет продолжена работа по:
созданию условий для привлечения жителей к занятиям физической культурой и спортом;
проведению физкультурных и спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятий для разных категорий населения;
реализации мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" среди обучающихся в образовательных учреждениях города Новосибирска;
подготовке спортивного резерва;
популяризации массового спорта;
развитию материально-технической базы спорта, в том числе строительство и ремонт хоккейных и спортивных площадок по месту жительства.
Параметры результатов развития массового спорта в городе Новосибирске представлены в таблице 15.
Таблица 15
Параметры результатов развития массового спорта в городе Новосибирске
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом |
процентов |
29,9 |
31,0 |
31,3 |
31,5 |
31,6 |
2 |
Количество спортивных сооружений по видам: |
|
|
|
|
|
|
стадионы с трибунами на 1500 мест и более |
единиц |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
плоскостные спортивные сооружения и залы |
единиц |
121 |
121 |
121 |
121 |
121 |
|
плавательные бассейны крытые |
единиц |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
3 |
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений |
человек |
6200 |
6200 |
6200 |
6200 |
6200 |
4 |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в муниципальных учреждениях сферы физической культуры и спорта |
тыс. человек |
16,3 |
16,5 |
16,7 |
16,9 |
17,1 |
3.4.5. Социальная политика.
Муниципальная политика в сфере социальной поддержки населения представляет собой комплекс мероприятий, предупреждающих попадание уязвимых групп населения в зону крайнего социального неблагополучия, предоставление адресной социальной помощи.
Параметры функционирования сети муниципальных учреждений социальной политики представлены в таблице 16.
Таблица 16
Параметры функционирования сети муниципальных учреждений социальной политики
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество организаций муниципальной формы собственности |
единиц |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
2 |
Среднесписочная численность работающих |
человек |
3062 |
2939 |
2932 |
2932 |
2932 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
26493,0 |
26808,4 |
28398,2 |
30094,0 |
31906,2 |
В целях повышения эффективности и качества социального обслуживания и социальной поддержки населения, организации деятельности в сфере опеки и попечительства продолжится реализация муниципальной программы города Новосибирска "Социальная поддержка населения города Новосибирска" на 2017 - 2020 годы.
В прогнозном периоде в целях создания условий для улучшения качества жизни наименее защищенных категорий населения планируется решение ряда задач по направлениям:
повышение уровня жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сохранение социальной стабильности в обществе, включая социальную поддержку семей с детьми, ветеранов Великой Отечественной войны, граждан пожилого возраста, работников бюджетной сферы;
формирование доступной среды жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями;
создание условий для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, совершенствование деятельности в сфере опеки и попечительства;
формирование установок здорового образа жизни и проведение работ по охране здоровья.
Параметры результатов деятельности в сфере социальной поддержки населения представлены в таблице 17.
Таблица 17
Параметры результатов деятельности в сфере социальной поддержки населения
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Новосибирска |
выплаты |
128222 |
132803 |
135391 |
135093 |
133685 |
2 |
Количество дополнительных социальных услуг, предоставленных инвалидам и другим маломобильным группам населения |
часы |
52180 |
64447 |
64429 |
64429 |
64429 |
3 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан, от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Новосибирска |
процентов |
91,0 |
91,4 |
91,8 |
92,2 |
92,6 |
3.4.6. Взаимодействие с общественными объединениями, некоммерческими организациями и территориальным общественным самоуправлением.
Основной целью деятельности в сфере общественных связей является создание условий для реализации прав, интересов и общественных инициатив, формирования активной гражданской позиции по общественно значимым вопросам на территории города Новосибирска.
В рамках реализации муниципальной программы города Новосибирска "Муниципальная поддержка общественных инициатив" на 2017 - 2020 годы деятельность в сфере общественных связей в прогнозном периоде будет направлена на:
взаимодействие с общественными объединениями, некоммерческими организациями;
развитие институтов гражданского общества и гражданских инициатив;
поддержку и развитие территориального общественного самоуправления (далее - ТОС);
поддержку и укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Новосибирске;
содействие реализации мероприятий, направленных на сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Новосибирска;
содействие развитию благотворительной деятельности и добровольчеству;
гражданско-правовую поддержку населения;
развитие социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций для населения;
развитие инициативы и активности граждан в области духовно-нравственного и патриотического воспитания;
содействие развитию семейных ценностей и традиций, развитие молодежных и детских объединений;
организацию конкурсов, презентаций достижений и результатов деятельности по реализации общественных инициатив;
развитие системы информирования населения о реализации общественных инициатив по общественно значимым вопросам на территории города Новосибирска.
Особые акценты в 2018 - 2020 годах будут сделаны на социальную и культурную адаптацию и интеграцию как приезжающих, так и принимающего сообщества, работу образовательных учреждений с многонациональным составом учащихся, мониторинг межнациональных и межрелигиозных отношений, совершенствование механизмов реализации национальной политики в городе Новосибирске.
Параметры социальной устойчивости развития города Новосибирска представлены в таблице 18.
Таблица 18
Параметры социальной устойчивости развития города Новосибирска
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество мероприятий, проводимых общественными организациями |
единиц |
9550 |
9550 |
9560 |
9570 |
9580 |
2 |
Количество советов ТОС |
единиц |
136 |
137 |
139 |
140 |
140 |
3 |
Число мероприятий, проводимых органами ТОС |
единиц |
5220 |
5220 |
5250 |
5275 |
5280 |
3.4.7. Транспортная и дорожная инфраструктура.
Общественный пассажирский транспорт является важнейшей частью городской инфраструктуры. Его устойчивое развитие и эффективное функционирование в значительной степени влияют на социальную обстановку в городе Новосибирске.
Одной из основных причин низкого уровня транспортного обслуживания является несоответствие между размером города Новосибирска и степенью развития транспортных коммуникаций. В настоящее время плотность магистральной улично-дорожной сети, являющейся основой развития пассажирского транспорта, составляет всего 0,52 км/кв. км при нормируемом показателе для групповой планировочной структуры 1,5 км/кв. км, то есть почти в три раза меньше нормы. В результате наземные виды пассажирского транспорта вынуждены в значительной мере дублировать друг друга, используя основные магистрали города. При этом из-за высокой интенсивности транспортного потока условия работы пассажирского транспорта серьезно затруднены.
В целях повышения уровня транспортного обслуживания населения реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Создание условий для организации транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска" на 2016 - 2020 годы.
В прогнозном периоде деятельность будет направлена на:
расширение и усовершенствование маршрутной сети общественного пассажирского транспорта;
поддержание бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
обновление подвижного состава и введение безналичной системы оплаты проезда;
обеспечение комфортных условий пассажирам при предоставлении транспортных услуг путем создания приоритета для движения общественного транспорта.
Параметры маршрутной сети общественного пассажирского транспорта представлены в таблице 19.
Таблица 19
Параметры маршрутной сети общественного пассажирского транспорта
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество пассажиров, перевезенных городским пассажирским транспортом города Новосибирска |
тыс. человек |
442680,0 |
449300,0 |
456040,0 |
469000,0 |
469800,0 |
2 |
Доля перевозок, зарегистрированных в транспортной платежной системе "Электронный проездной-Новосибирск" |
процентов |
44 |
52 |
59 |
67 |
75 |
3 |
Количество перевезенных льготных пассажиров городским пассажирским транспортом города Новосибирска |
тыс. человек |
61260,2 |
73661,0 |
76892,0 |
76925,0 |
77290,0 |
4 |
Обновление подвижного состава |
единиц |
- |
12 |
5 |
5 |
5 |
3.4.8. Дорожное строительство, благоустройство и озеленение.
Одним из основных приоритетов в дорожной деятельности является увеличение протяженности и повышение пропускной способности автомобильных дорог, обусловленное растущими темпами застройки территории города Новосибирска и увеличением количества транспортных средств. Особое внимание уделяется повышению уровня содержания автомобильных дорог и улучшению их технического состояния.
В целях обеспечения деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Новосибирска и обеспечения безопасности дорожного движения на них" на 2016 - 2020 годы.
В 2017 году заключено соглашение о направлении в 2017 - 2019 годах в бюджет города Новосибирска субсидий из бюджета Новосибирской области на финансирование мероприятий в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области" в 2015 - 2022 годах, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 N 22-п (в том числе на реализацию мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги").
В прогнозном периоде приоритетной задачей является повышение безопасности дорожного движения и транспортной безопасности:
обеспечение нормативного уровня текущего содержания объектов внешнего благоустройства;
организация и осуществление строительства и реконструкции дорог, мостовых переходов;
организация и осуществление ремонта и текущего содержания уличной дорожной сети.
Продолжится работа по благоустройству Михайловской набережной.
Параметры поддержания и развития элементов дорожно-транспортной сети города Новосибирска представлены в таблице 20.
Таблица 20
Параметры поддержания и развития элементов дорожно-транспортной сети города Новосибирска
N |
Показатель |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Протяженность участков автомобильных дорог, введенных в эксплуатацию по результатам их строительства и реконструкции |
км |
0,6 |
0,3 |
0,9 |
- |
0,9 |
2 |
Площадь участков автомобильных дорог, в отношении которых проведены работы по ремонту |
кв. м |
1049065,7 |
774770,0 |
744000,0 |
744000,0 |
480400,0 |
3 |
Площадь территорий и объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог, ответственность за содержание которых возложена на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии |
тыс. кв. м |
9765,4 |
9795,4 |
9795,4 |
9795,4 |
9795,4 |
4 |
Площадь территорий и объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог, ответственность за содержание которых возложена на администрации районов (округа по районам) города Новосибирска |
тыс. кв. м |
28003,9 |
29681,2 |
29681,2 |
29681,2 |
29681,2 |
3.4.9. Жилищно-коммунальный комплекс.
Основными направлениями в данной сфере деятельности являются:
развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры города Новосибирска;
обеспечение сохранности, реконструкции, модернизации и ремонта жилищного фонда;
улучшение жилищных условий жителей города Новосибирска.
Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города Новосибирска обеспечивается участием в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п.
В прогнозном периоде создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории города Новосибирска будет реализовано в рамках муниципальных программ города Новосибирска "Жилищно-коммунальное хозяйство города Новосибирска" на 2016 - 2020 годы и "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы, а также ВЦП "Переселение граждан, проживающих в городе Новосибирске, из жилых домов, признанных до 31.05.2013 аварийными и подлежащими сносу (ветхими и непригодными для проживания) и расположенных на земельных участках, не предоставленных для осуществления строительства" на 2011 - 2018 годы.
Приведение объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в нормативное состояние позволит снизить износ сетей коммунальной инфраструктуры и не допустить аварии и отключения продолжительностью более суток на объектах жилищно-коммунального хозяйства города Новосибирска. Уровень износа коммунальной инфраструктуры к концу 2020 года будет снижаться, в том числе: уровень износа сетей теплоснабжения составит 61,6%, уровень износа сетей водоснабжения - 68,4%, уровень износа сетей водоотведения - 67,4%.
Реализация мероприятий по созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан позволит снизить к концу 2020 года площадь аварийного жилищного фонда города Новосибирска на 11,5% по сравнению с 2017 годом.
3.4.10. Безопасность. Охрана окружающей среды.
На территории города Новосибирска сохраняется риск возникновения чрезвычайных ситуаций:
техногенного характера,вызванных:
пожарами (взрывами) в жилом секторе и садово-дачных обществах из-за неосторожного обращения с огнем, в том числе при курении, нарушении правил устройства и эксплуатации электрооборудования, нарушении правил монтажа и эксплуатации электропроводки и систем печного отопления, несоблюдении правил эксплуатации газовых приборов;
дорожно-транспортными происшествиями на автомобильных дорогах с высокой интенсивностью движения, особенно в вечернее время суток из-за утомляемости водителей, плохой видимости на дороге, отсутствия освещения на отдельных участках дорог;
наличием на территории города Новосибирска 60 потенциально опасных объектов;
антропогенного характера, вызванных несоблюдением общепринятых правил поведения на водных объектах и употреблением алкогольных напитков, нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами, купанием в необорудованных и необследованных местах, оставлением детей без присмотра вблизи водоемов. Наиболее опасными водными объектами в городе Новосибирске являются котлован на Юго-западном жилом массиве, Обское водохранилище, река Обь;
природного характера,вызванных:
пожарами из-за нарушения населением правил пожарной безопасности при нахождении в городских лесах и высокого класса пожароопасности погодно-климатических условий;
подтоплением в пиковый период весеннего паводка садовых участков Первомайского и Советского районов, находящихся в пойменной части реки, вследствие подъема уровня воды в реке Оби.
С целью развития систем безопасности и защиты жителей города от чрезвычайных ситуаций реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Создание условий для организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территории города Новосибирска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2017 - 2020 годы.
3.4.11. Связь и информатизация.
Одним из условий повышения уровня муниципального управления является наличие отвечающих современным требованиям информационных ресурсов. Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования становятся определяющим фактором уровня развития гражданского общества.
Для этих целей осуществляется создание и техническая поддержка внешних и внутренних порталов мэрии, информационных систем, развитие системы электронного документооборота, формирование муниципальной телекоммуникационной сети, развитие системы видеоконференцсвязи.
Повышается уровень открытости органов местного самоуправления путем размещения информации об их деятельности на общедоступных электронных ресурсах и внедрения новых технологичных форм взаимодействия с населением и организациями.
Деятельность мэрии в этих направлениях осуществляется в рамках реализации муниципальной программы города Новосибирска "Электронный Новосибирск" на 2017 - 2020 годы.
В 2017 году внедрены:
регистрация обращений граждан в системе электронного документооборота мэрии (во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций");
модуль "Схема размещения рекламных конструкций на территории города Новосибирска" для разработанного портала ГИС-приложений мэрии;
модули регистрации сведений в разделе "Образование" внутреннего портала мэрии;
сервис "Обмен путевками в детские сады" на муниципальном портале города Новосибирска;
сайт "Зеленый Новосибирск" на муниципальном портале города Новосибирска;
версия для слабовидящих раздела "Социальная политика" муниципального портала города Новосибирска;
В прогнозном периоде планируется:
развитие муниципальной информационной системы "Мой Новосибирск", интегрированной с картографическим модулем, содержащей информацию об объектах городской инфраструктуры, отключениях систем жизнеобеспечения города Новосибирска и оповещения пользователей о проблемах городского хозяйства;
создание муниципальной информационной системы "Автоматизированная система общественных кладбищ города Новосибирска".
Продолжится развитие кабельных сетей и объектов связи, а также укрепление партнерских отношений с операторами связи и содействие освоению ими не телефонизированных территорий города Новосибирска.
Будет продолжена практика предоставления муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в электронном виде. Планируется расширить практику проведения интернет-трансляций и видеоконференций.
Параметры развития муниципальных информационных ресурсов города Новосибирска представлены в таблице 21.
Таблица 21
Параметры развития муниципальных информационных ресурсов города Новосибирска
N |
Параметр |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество муниципальных информационных систем |
систем |
7 |
7 |
5 |
5 |
4 |
2 |
Количество зарегистрированных действий пользователей (активация, сообщения, подписка) в муниципальной информационной системе "Мой Новосибирск" |
зарегистрированных действий |
16650 |
19650 |
22650 |
25650 |
28650 |
3 |
Количество отправленных смс-уведомлений пользователям об отключениях систем жизнеобеспечения, участии в городских программах, решении заявленных проблем в системе городского хозяйства |
уведомлений |
161550 |
196550 |
230550 |
264550 |
298550 |
4 |
Количество новых рабочих мест в территориальных органах мэрии, включенных в единое телекоммуникационное пространство мэрии |
рабочих мест |
140 |
140 |
190 |
110 |
180 |
3.5. Показатели прогноза социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2018 - 2020 годов указаны в приложении к прогнозу социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2018 - 2020 годов.
___________________________
1 В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), вступившим в силу с 01.01.2017, промышленное производство с 2017 года представлено разделами: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений".
2 Показатель является расчетным в связи с внедрением с 01.01.2017 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.