В соответствии со статьей 6 Закона Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-ОЗ "О бюджетном процессе в Новосибирской области" и подпунктом "е" пункта 2 перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, являющегося приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемые:
1) основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики);
2) основные направления долговой политики Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области при осуществлении планирования расходов и обоснования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при составлении проектов бюджетов муниципальных образований на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на временно исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 25 сентября 2018 г. N 351-рп)
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях формирования задач бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период, а также условий и подходов, принимаемых при составлении проекта областного бюджета Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
При подготовке Основных направлений были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, а также поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Разработка данного документа осуществлялась с учетом итогов реализации и преемственности задач в период до 2018 года.
II. Налоговая политика
Общие положения
Основные направления налоговой политики Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработаны с целью подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период исходя из задач, намеченных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, с учетом сложившейся экономической ситуации как Российской Федерации, так и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.
Основными целями налоговой политики является обеспечение устойчивости бюджетной системы, создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, упорядочение системы существующих налоговых льгот путем отмены неэффективных льгот, и предоставления льгот, носящих адресный характер.
Налоговая политика
Для Новосибирской области, как и Российской Федерации в целом, 2016 год ознаменовался завершением процесса адаптации экономики к изменившимся внешним условиям, сложившимся под влиянием политической ситуации в мире. Итогом реализации стабилизационной социально-экономической политики стала выработка и внедрение антикризисных мер, в числе которых импортозамещение, снижение издержек бизнеса, поддержка малого и среднего предпринимательства, а также отдельных отраслей экономики. Таким образом, применение перечисленных мер образовало фундаментальную основу для восстановления темпов экономического роста.
В 2017 году социально-экономические итоги Новосибирской области можно назвать как "умеренное восстановление". В регионе сложился более спокойный инфляционный фон, характеризующийся замедлением роста цен на товары и услуги. Индекс потребительских цен снизился до 101,5%, в 2015 и 2016 годах показатели сложились на уровне 111,4% и 104,4% соответственно.
Объем валового регионального продукта составил 1 112,9 млрд рублей с ростом к 2016 году на 2,6% (2016 год - 1 084,6 млрд рублей). Сохраняет положительную динамику промышленное производство, отмечен его рост 103% (на 2 процентных пункта выше среднероссийского показателя). Значительными темпами идет развитие в отрасли добычи полезных ископаемых, рост составил 141,6% против 112,5% в 2016 году.
За 1 полугодие 2018 года также отмечены положительные темпы роста в промышленном комплексе области - индекс промышленного производства составил 105,4% к аналогичному периоду 2017 года, индекс выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в 1 квартале 2018 года составил 103,5% по отношению к соответствующему периоду 2017 года.
В 2017 году фонд заработной платы работников вырос на 10%, тогда как в 2016 году рост составил 104,7%. В 2018 году рост фонда заработной платы сохраняется, за январь-май он составил 113,6%.
На базе замедления инфляции и повышения деловой активности к положительной динамике вернулись трудовые доходы населения: рост заработной платы в реальном выражении в 2017 году составил 104,7% (2016 год - 99,5%), за январь-май текущего года - 108,8% (аналогичный период прошлого года 104,7%).
Прирост промышленного производства (103%) и реальной заработной платы (105%) способствовал развитию торговли, оборот которой показал положительную динамику (оптовая - 109,5%, розничная - 101,6%), тогда как в 2016 году отрасль имела отрицательные показатели. За январь-июнь 2018 года оборот оптовой и розничной торговли также показывает положительную тенденцию - 111,2% и 104,8% соответственно.
Новосибирская область лидирует в Сибирском федеральном округе по количеству действующих на территории малых предприятий, их обороту, объему инвестиций в основной капитал, а также количеству занятых.
Региональный банковский сектор, будучи одним из бюджетообразующих сегментов, демонстрировал увеличение ресурсной базы, объема ссудных операций, рост вкладов населения и средств юридических лиц. По итогам 2017 года региональными банками получен положительный финансовый результат, на 30% превышающий показатель 2016 года.
На фоне снижения неопределенности и улучшения деловых настроений восстанавливаются инвестиции в основной капитал. После двухлетнего сокращения инвестиции в основной капитал выросли на 0,2% по итогам 2017 года и на 10,5% по итогам 1 квартала 2018 года (за 2015 год снижение на 27,7%, за 2016 год - на 7,8%).
Вместе с тем остается сложной ситуация в строительной отрасли. Несмотря на рост объема работ по виду деятельности "строительство" на 2,3%, этот показатель пока не достиг уровня 2015 года (в 2016 году снижение произошло на 22,2%). Но по итогам 5 месяцев 2018 года данный показатель показал рост 106,1% к аналогичному периоду 2017 года (январь-май 2017 года - 69,6%). В январе-мае 2018 года на территории области сдано в эксплуатацию жилых помещений на 20,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Необходимым условием достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения инвестиционной активности является предсказуемость внутренних условий, стабильность и понятность налоговой системы. На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых технологий и формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки повысить собираемость доходов бюджетов.
За два этапа внедрения системы онлайн передачи данных о розничных продажах на основе специальной контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) было зарегистрировано 44 377 единиц новых онлайн-касс, из которых на втором этапе, начавшемся 01.07.2018, было зарегистрировано 15 947 онлайн-касс, что составляет 91% от расчетных показателей. В целом же данные статистики свидетельствуют о росте сумм уплаченного НДС на 5,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о росте выручки по розничной торговле. Положительная динамика также подтверждается фактом регистрации новых налогоплательщиков-пользователей ККТ в количестве 9,4 тыс. человек за два этапа внедрения ККТ. Проведение автоматизированного мониторинга и выявления правонарушений позволило снизить контрольную нагрузку на налогоплательщиков, выразившуюся в снижении количества налоговых проверок, - так за 1 полугодие 2018 года было проведено 105 проверок, что в 2,6 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Вместе с тем работа по уточнению данных о потенциальных пользователях ККТ и количестве подлежащей установке ККТ продолжается и в настоящее время.
Внедрение систем прослеживаемости оптового и розничного звена алкогольного рынка позволило значительно сократить теневой сектор алкогольной продукции. Розничные продажи алкогольной продукции в Новосибирской области за январь-июнь 2018 года возросли относительно аналогичного периода прошлого года на 12,8% (по Российской Федерации на 11,4%), в том числе по водке на 10,2% (по Российской Федерации на 9%).
Для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности, транспорта, услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 N 268 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Линево" на территории р.п. Линево создана территория опережающего развития. В целях определения для налогоплательщиков, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, ставок налоговых льгот в текущем году принят закон в отношении ставок налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.
В сфере поддержки развития малого и среднего предпринимательства реализовано право, предоставленное федеральным законодательством, в части установления на территории Новосибирской области нулевой налоговой ставки для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 января 2017 года. Перечень видов деятельности, при осуществлении которых налогоплательщики могут применять "нулевую ставку", содержит 41 вид предпринимательской деятельности. В 1 полугодии 2018 года выдано 449 патентов с налоговой ставкой 0%, что равно 98,6% выданных патентов за весь 2017 год. Также были установлены 4 дополнительных вида предпринимательской деятельности, относящиеся к сфере бытовых услуг, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. За первое полугодие 2018 года по ним было выдано 132 патента, что на 10% больше, чем выдано аналогичных патентов в 2017 году. По всем видам деятельности за первое полугодие 2018 года было выдано на 4% больше патентов, чем за 2017 год. В целом наблюдается положительная динамика и увеличение заинтересованности граждан в применении патентной системы налогообложения.
Обеспечение устойчивости социально-экономического развития Новосибирской области и сбалансированности бюджета остается приоритетной целью в трехлетней перспективе. Ее достижению будет способствовать решение ряда задач в следующих направлениях:
1. Увеличение налоговой базы и оптимизация налоговых льгот.
Принятые Новосибирской областью обязательства по выполнению условий Соглашения, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Новосибирской области устанавливают определенные требования к размеру доходной части областного бюджета Новосибирской области. Предусмотрено, что практика заключения таких соглашений с субъектами Российской Федерации, определяющих меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития и устанавливающие ответственность за невыполнение указанных обязательств, будет продолжена. Учитывая существенное влияние на доходы бюджета принимаемых решений по установлению налоговых льгот, предоставление новых налоговых преференций должно быть направлено на стимулирование экономического роста и увеличение налоговой базы. Необходимо предусматривать конечные сроки действия льготных режимов и целевые индикаторы, проведение оценки эффективности, после чего должны быть приняты решения об их пролонгации или отмене, если цели предоставления льгот не были достигнуты.
1.1. Учитывая итоги ежегодной оценки эффективности действующих налоговых льгот, по результатам которой выявлена невостребованная льгота по налогу на прибыль для общественных организаций инвалидов, а также в целях оказания реальной поддержки общественным организациям инвалидов целесообразно принятие альтернативной меры государственной поддержки в виде льготного налогообложения по транспортному налогу. Согласование параметров и условий предоставления льгот реализуется во взаимодействии не только с профильными министерствами и ведомствами, но и общественными объединениями, представителями депутатского корпуса.
1.2. В целях уравнения прав для различных категорий граждан с ограниченными возможностями по получению социальной поддержки в части налоговых преференций ведется работа по включению в перечень льготных категорий по транспортному налогу родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), на иждивении которых находится ребенок-инвалид. Введение указанной налоговой преференции на территории Новосибирской области позволит снизить налоговую нагрузку для указанной группы граждан в отношении таких транспортных средств как легковые автомобили и мотоциклы (мотороллеры), что в дальнейшем позволит минимизировать совокупные расходы семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью.
1.3. С целью реализации прав субъекта Российской Федерации, предоставленных федеральным законодательством, в части регулирования параметров региональных налогов планируется увеличение ставок налога на игорный бизнес в отношении таких объектов налогообложения как процессинговые центры и пункты приема ставок тотализатора и букмекерских контор. Предлагаемые изменения в региональное законодательство в дальнейшем обеспечат рост доходов по указанному источнику в два раза по сравнению с текущим периодом.
1.4. По итогам проведенного мониторинга ставок по транспортному налогу, устанавливаемых субъектами Российской Федерации по видам транспортных средств, а также в целях обеспечения дополнительных поступлений по транспортному налогу в бюджет Новосибирской области планируется принятие решения по установлению оптимальных ставок для отдельных категорий транспорта, включая "снегоходы, мотосани", "катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства", "яхты и другие парусно-моторные средства", "гидроциклы", "воздушные транспортные средства".
Принятие данной меры позволит обеспечить дополнительные поступления транспортного налога в областной бюджет Новосибирской области в объеме 469,4 млн рублей ежегодно.
1.5. Для обеспечения равных условий ведения трудовой деятельности в Новосибирской области как граждан Российской Федерации, так и трудовых мигрантов будет пересмотрен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области с учетом роста среднемесячной заработной платы по Новосибирской области и увеличения размера коэффициента-дефлятора, устанавливаемого Минэкономразвития Российской Федерации.
1.6. В целях сохранения социально значимых программ планируется принятие решения об исключении категории налогоплательщиков - профсоюзных организаций и их территориальных объединений из общих правил налогообложения по налогу на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
1.7. В целях продления действия оптимизации расходных обязательств областного бюджета Новосибирской области (изменен вид государственной поддержки, предоставляемой управляющим компаниям технопарков, с неналоговой (субсидия из областного бюджета Новосибирской области на возмещение затрат, связанных с предоставлением в аренду имущества, а также оказанием услуг субъектам инновационной деятельности) на налоговую), развития инновационной и инвестиционной деятельности технопарков, а также увеличения количества их резидентов планируется принятие решения о продлении срока действия налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества управляющих компаний технопарков с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года.
2. Проведение оценки эффективности налоговых льгот и отмена налоговых льгот, признанных неэффективными.
2.1. В текущем году Министерством финансов Российской Федерации будет окончательно завершена работа по разработке методики оценки эффективности налоговых льгот. Результаты оценки будут учитываться при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики в части целесообразности сохранения соответствующих налоговых льгот (налоговых расходов) в очередном финансовом году и плановом периоде.
После утверждения Министерством финансов Российской Федерации данная методика станет обязательной к применению для всех субъектов Российской Федерации. Методики оценки эффективности налоговых льгот, разработанные субъектами Российской Федерации самостоятельно, утратят свою силу и будут подлежать отмене. В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо будет принимать решения об отмене налоговых льгот, которые будут признаны неэффективными в соответствии с единой методикой Министерства финансов Российской Федерации.
2.2. В рамках регулирования системы существующих налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами, планируется проведение работы с органами местного самоуправления в части отмены неэффективных налоговых льгот по указанным доходным источникам.
3. В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого предпринимательства на местном уровне будет рассмотрен вопрос о возможности установления пониженных налоговых ставок налогоплательщикам, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также установления единого норматива отчислений в местные бюджеты. Данное решение будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных районов, созданию системы налоговых стимулов для органов местного самоуправления при определении объемов средств местных бюджетов на реализацию муниципальных программ поддержки предпринимательства, а также окажет положительное влияние на показатели национального рейтинга состояния инвестиционного климата Новосибирской области.
4. Повышение собираемости налогов и снижение уровня недоимки.
4.1. Комиссией при Правительстве Новосибирской области по вопросам погашения задолженности по платежам в областной бюджет Новосибирской области были разработаны и утверждены порядки работы отраслевых органов власти по урегулированию задолженности организаций. В дальнейшем в соответствии с данными порядками будет продолжено взаимодействие на постоянной основе с налогоплательщиками, направленное на соблюдение налоговой дисциплины и предупреждение уклонения от уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
4.2. В целях стимулирования соблюдения налоговой дисциплины и пополнения доходной части бюджета планируется продолжить проведение персонифицированной работы, направленной на погашение недоимки и недопущения ее образования с организациями - контрагентами по договорам, оплачиваемым за счет средств областного бюджета.
4.3. Для своевременного исполнения физическими лицами обязанностей по уплате имущественных налогов традиционно будет проведена широкая информационная кампания по информированию граждан о сроках уплаты имущественных налогов.
Учитывая, что на сегодняшний день имущественные налоги физических лиц составляют весомую долю в структуре налоговой задолженности, возрастает необходимость применения новых способов работы с указанной категорией налогоплательщиков. К таковым относится внедрение механизма взаимодействия работодателей с сотрудниками организаций, имеющими налоговые обязательства по имущественным налогам, в рамках которого продолжатся мероприятия по предотвращению образования недоимки, а также погашению уже имеющейся задолженности у работников областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.
4.4. В целях оптимизации процесса исполнения налоговых обязательств физическими лицами на территории Новосибирской области министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области совместно с УФНС России по Новосибирской области и органами местного самоуправления будет продолжена работа по проведению мероприятий по регистрации личных кабинетов работников бюджетной сферы на порталах gosuslugi.ru, сайте www.nalog.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Популяризация указанных сервисов влечет за собой сокращение транзакционных издержек и упрощение процедуры уплаты налогов.
5. Укрепление доходной части местных бюджетов.
5.1. В рамках оптимизации процесса оценки налогового потенциала и прогнозирования поступлений имущественных налогов будут продолжены мероприятия по подключению и использованию муниципальными образованиями Новосибирской области программного обеспечения "Анализ имущественных налогов", разработанного и введенного в эксплуатацию Федеральной налоговой службой в 2015 году. На текущий момент к данному сервису подключено 440 из 490 муниципальных образований Новосибирской области, что позволяет оперативно и в удобном интерфейсе получать необходимые сведения об изменении параметров местных налогов в заданных периодах.
5.2. Органам местного самоуправления совместно с Управлением Росреестра по Новосибирской области и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области в целях увеличения финансовых возможностей местных бюджетов завершить актуализацию объектов адресации с внесением соответствующих изменений в государственный адресный реестр. Указанное мероприятие позволит обеспечить установление фактического местоположения и использования объектов недвижимости и земельных участков, что в дальнейшем влечет за собой расширение налоговой базы по местным налогам.
III. Бюджетная политика
Итоги реализации бюджетной политики в 2017 - 2018 годах
Состояние государственных финансов Новосибирской области на начало 2018 года характеризовалось высоким уровнем обеспеченности собственными доходами. Положительная динамика поступления собственных доходов позволила обеспечить исполнение приоритетных бюджетных обязательств и исключить просроченную кредиторскую задолженность.
Выбранный курс приоритизации расходов подтвердил свою состоятельность, что позволило наряду с ежегодно увеличивающейся долей этих расходов ритмично выполнять ключевые социальные обязательства.
Вместе с тем выросли расходы, не входящие в число приоритетных, что связано с увеличением финансирования ремонтных работ в учреждениях социально-культурной сферы, мероприятий по повышению эффективности коммунальной инфраструктуры и подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду.
Сбалансированное исполнение бюджета удалось обеспечить не только за счет четкой приоритизации расходов, но и в целом проводимой бюджетной политикой, так:
в части усиления адресности предоставления мер социальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам усовершенствовано правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки населению Новосибирской области. Первоочередная поддержка направлена семьям с детьми, в которой родители являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие, осуществляющие официальную трудовую деятельность на территории Новосибирской области, и чей среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области по основным социально-демографическим группам населения;
реализована индексация на 4% фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, не связанных с "майскими" Указами Президента Российской Федерации. С 01.05.2018 на территории Российской Федерации действует новый минимальный размер оплаты труда, приравненный к прожиточному минимуму трудоспособного населения за 2 квартал предыдущего года. Для Новосибирской области минимальная заработная плата увеличилась с 9 030,0 рубля до 13 953,75 рубля;
введен механизм формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг на основании общероссийских базовых (отраслевых) перечней государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам, и регионального перечня государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, и работ, а также на основании нормативов затрат на их оказание. В результате чего утвержден единый для Новосибирской области Региональный перечень услуг и работ, включающий в себя государственные и муниципальные услуги и работы;
определен и действует механизм возврата субсидии на выполнение государственного задания в случае неполного или некачественного его выполнения, что способствует повышению качества и эффективности предоставляемых государственных услуг;
благодаря своевременно принятым мерам по разработке и контролю за ходом выполнения мероприятий программы оптимизации расходов бюджета Новосибирской области на период 2017 - 2019 годов в части расходов на содержание и обеспечение деятельности органов государственной власти соблюдены ограничения, установленные на федеральном уровне в части норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти. Наряду с осуществлением мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере государственного управления, также реализуется задача по совершенствованию механизма формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
в рамках повышения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления решена задача по предоставлению правовых оснований эффективно работающим над увеличением доходной базы муниципальным образованиям оптимального формирования расходов на содержание и обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в том числе повышения оплаты труда муниципальным служащим. Определены новые подходы по формированию нормативов расходов на содержание местных администраций, в том числе учитывающие увязку федерального и областного законодательства по распределению полномочий между городскими и сельскими поселениями. Сформированы экономические стимулы для укрупнения малочисленных муниципальных образований;
под постоянным контролем находились вопросы, связанные с оплатой труда в муниципальных образованиях, - оказана дополнительная финансовая поддержка муниципальным образованиям на выплату заработной платы категориям работников муниципальных учреждений, указанным в "дорожных картах" по реализации майских указов Президента Российской Федерации, а также на повышение минимального размера оплаты труда с 01.01.2018 и с 01.05.2018;
значительное внимание во взаимоотношениях с муниципальными образованиями уделялось контролю за погашением просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов и недопущению ее увеличения в дальнейшем. 26.02.2018 Губернатором Новосибирской области утвержден план погашения просроченной кредиторской задолженности, контроль за исполнением которого осуществляется на основе ежеквартальной информации, представляемой органами местного самоуправления;
в 2018 году по итогам проведенного конкурса на территории 27 районов Новосибирской области реализуются проекты развития территорий муниципальных образований, основанные на местных инициативах;
в целях повышения эффективности управления ликвидностью единого счета бюджета для обеспечения полной и своевременной оплаты всех предусмотренных на год бюджетных обязательств, начиная с 2018 года введена процедура формирования и ведения кассового плана в новом формате (в разрезе кварталов с детализацией по месяцам). Реализация данного мероприятия позволила не только повысить качество прогнозирования, но и своевременно принимать меры, позволяющие управлять ликвидностью единого счета областного бюджета;
существующие подходы в государственной поддержке реального сектора в прошедшем периоде позволили значительно улучшить позиции Новосибирской области в инвестиционном рейтинге - в соответствии с результатами рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2018 году Новосибирская область улучшила свои позиции на 8 пунктов по сравнению с 2017 годом и заняла 19 место (27 место - 2017 год). Независимыми экспертами отмечается высокий уровень предпринимательской активности, развитости малого и среднего бизнеса по результатам предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности (1 рубль государственной поддержки в отчетном году обеспечил 2,97 рубля налогов, зачисленных в консолидированный бюджет Новосибирской области);
применение единых правил предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, установленных Правительством Российской Федерации, оказало положительное влияние на взаимоотношения получателей субсидии с бюджетом, повысив степень ответственности за конечный результат, который планирует получить государство, предоставляя бюджетные ресурсы. Сбалансированная политика, расстановка правильных приоритетов при реализации бюджетных инвестиций для выполнения строительной программы области, строительстве дорог и объектов жилищно-коммунального хозяйства в совокупности с работой по привлечению средств федерального бюджета, внебюджетных источников позволила решить основные задачи по созданию инфраструктурных объектов;
в качестве пилотного проекта была проведена централизация учетных функций в министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области и в подведомственных ему территориальных органах и учреждении. Внедрение единой централизованной информационной системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности позволило:
решить проблему удаленности территориальных органов и связать их с централизованной бухгалтерией юридически значимым электронным документооборотом;
совершенствовать ревизионные и контрольные процедуры в условиях эксплуатации единой централизованной информационной системы учета и отчетности;
запущен портал "Открытый бюджет", который является платформой для получения населением информации о бюджете и бюджетном процессе в Новосибирской области.
Условия и принципы, определяющие основные направления бюджетной политики на 2019 - 2021 годы
Формирование прогноза налоговых и неналоговых доходов областного бюджета будет основано на консервативном варианте прогноза социально-экономического развития. Данный подход обеспечит надежность и уверенность бюджетного планирования на среднесрочный период в условиях тренда бездефицитности бюджетов регионов и ограничений по приросту государственного долга, а также позволит минимизировать риски разбалансированности в процессе исполнения областного бюджета.
Планирование целевых межбюджетных трансфертов на 2019 - 2021 годы будет осуществляться в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", соответствующими нормативными правовыми актами и принятыми решениями Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, устанавливающими распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации.
Планирование нецелевой финансовой помощи в виде дотаций из федерального бюджета в областной бюджет будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации или их проектами на очередной год и плановый период. При отсутствии данных документов - в объеме межбюджетных трансфертов, предусмотренных Новосибирской области на 2018 год.
Основными принципами реализации бюджетной политики будут:
1. Выполнение принятых социальных обязательств. Соблюдение данного принципа означает первоочередное финансирование расходов социальной направленности, в том числе носящих имущественный характер, выполнение задач, поставленных в майских указах Президента Российской Федерации.
2. Реализация мероприятий по мобилизации доходных источников и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав их на ключевых социально-экономических направлениях во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
3. Реализация Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Новосибирской области, включающего программу оптимизации расходов областного бюджета Новосибирской области, мероприятия, направленные на рост доходов областного бюджета и сокращение государственного долга Новосибирской области.
4. Избирательность инвестиционных расходов и расходов капитального характера. Данный принцип является следствием ограниченности финансовых ресурсов, высвобождающихся после выполнения всех социальных обязательств в рамках бездефицитного бюджета. Соблюдение данного принципа означает концентрацию бюджетных средств на максимально результативных инвестиционных проектах и наиболее востребованных объектах капитального строительства.
Направления бюджетной политики в сфере государственного управления
Обеспечение деятельности управленческого аппарата в планируемом периоде по-прежнему будет осуществляться с учетом ограничений в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации нормативом формирования расходов на содержание органов государственной власти.
Формирование фонда оплаты труда гражданских служащих области будет производиться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с применением мер по недопущению роста штатной численности в органах государственной власти, за исключением случаев, связанных с изменением бюджетных функций и полномочий области.
Применение подходов количественного, ценового и качественного нормирования в государственных закупках по-прежнему является одним из приоритетных инструментов в достижении поставленных задач по совершенствованию механизма планирования расходов на обеспечение деятельности органов власти.
Кроме того, остается приоритетным направление по реализации мер по укреплению финансовой дисциплины в отношении соблюдения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства в части расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований области, в том числе посредством осуществления мониторинга применения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований области.
Направления бюджетной политики в сфере обеспечения социальных обязательств
Обеспечение социальных обязательств будет осуществляться с учетом приоритетности решаемых отраслевых задач и реализации направлений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Концентрация финансовых ресурсов должна быть так же сосредоточена на необходимости:
выполнения задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596-601, 606, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, для сохранения соотношения на уровне достигнутых значений результатов, установленных в "дорожных картах";
ежегодной индексации оплаты труда работников бюджетной сферы, не связанных с "майскими" указами Президента Российской Федерации, в соответствии с прогнозным уровнем инфляции;
повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума, установленного за 2 квартал предыдущего года в целом по России, с учетом районного коэффициента.
Формирование бюджетных ассигнований на выполнение задач в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы будет определяться исходя из условия сохранения достигнутого в 2018 году соотношения 100% и 200% средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к прогнозному значению среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Новосибирской области.
При этом в обязательном порядке будет учтено, что достижение необходимого уровня средней заработной платы работников производится также за счет внебюджетных источников и за счет средств, высвобождаемых при оптимизации структуры учреждений.
В рамках повышения эффективности использования финансовых ресурсов продолжит свое действие механизм, предусмотренный Порядком использования в 2018 году бюджетных ассигнований в целях реализации отдельных указов Президента Российской Федерации, в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 13.02.2018 N 54-п, в котором предусмотрено резервирование бюджетных ассигнований на 4 квартал текущего финансового года. Увеличение бюджетных ассигнований на соответствующий период текущего года путем предоставления зарезервированных средств будет осуществляться по мере необходимости доведения средней заработной платы работников до уровня прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности.
Для справедливого принципа оказания социальной помощи людям с низкими доходами и наиболее уязвимым категориям граждан необходимо дальнейшее усовершенствование правового регулирования предоставления мер социальной поддержки населению Новосибирской области, которое предполагает рассмотрение объективной возможности учета имущественной обеспеченности потенциального получателя социальной поддержки. Введение критериев нуждаемости позволит рассмотреть возможность увеличения номинального размера выплат гражданам посредством индексации пособий и выплат не ниже чем на прогнозируемый уровень инфляции.
В сфере предоставления государственных услуг необходимо сосредоточиться на:
проведении оптимизационных мероприятий в отношении сети государственных учреждений Новосибирской области, а также их объединении и укрупнении по признаку аналогичности выполняемых задач и функций, оказываемых государственных услуг (работ), с учетом территориального местоположения;
расширении зоны обслуживания и повышении производительности труда работников государственных учреждений;
введении менее затратных технологий, позволяющих сохранить качество предоставляемых услуг при меньшем использовании ресурсов;
расширении практики выполнения социально-значимых и иных мероприятий учреждениями в рамках государственного задания, а не путем предоставления иных дополнительных субсидий;
предоставлении субсидий только при условии отсутствия задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и наличии на лицевом счете государственного учреждения остатка субсидии в размере, не превышающем 5% от годовых значений;
дальнейшем развитии обязательной для учреждений практики, при которой финансирование перевыполнения государственного задания осуществляется исключительно за счет собственных средств учреждений, полученных от выполнения иной приносящей доход деятельности.
Реализация таких мероприятий позволит повысить уровень контроля за деятельностью учреждений, оптимизировать численность административно-управленческого аппарата, исключить дублирующие функции, работы и услуги, оптимизировать цены услуг в направлении снижения их себестоимости и унифицировать требования к ним, что даст возможность направить бюджетные ресурсы на достижение целевых отраслевых показателей, обозначенных в национальных программах.
В целях расширения участия социально ориентированных некоммерческих организаций в оказании общественно полезных услуг населению предоставление финансовых средств из областного бюджета будет осуществляться в соответствии с условиями, закрепленными в унифицированной типовой форме соглашения.
Планирование расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Новосибирской области будет осуществляться с учетом увеличения тарифа страхового взноса ежегодно на 4,0% к предыдущему году.
Формирование проекта областного бюджета в части расходов на обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, будет осуществляться с учетом расширения финансирования за счет средств федерального бюджета для пяти наиболее затратных заболеваний.
Планируется оснащение современным медицинским оборудованием фельдшерско-акушерских пунктов, построенных в отдаленных сельских поселениях.
Направления бюджетной политики в реальном секторе экономики
Учитывая положительные тенденции, планируется в целом сохранение направлений бюджетной политики в сфере реального сектора экономики.
Формирование проекта областного бюджета будет основываться на приоритете ассигнований на реализацию задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", направленных на рост экономики Новосибирской области с целевыми ориентирами национальных проектов малого и среднего предпринимательства, производительности труда, науки, образования, здравоохранения, строительства дорог, жилья и городской среды, экологии.
Будут сохранены:
преемственность подходов к государственной поддержке, гарантии содействия развитию бизнеса на долгосрочную перспективу, приоритет предоставления субсидий стимулирующего характера, субсидий, обеспечивающих максимальное привлечение внебюджетных инвестиций в развитие отраслей, преобразование в иные виды только тех государственных преференций, которые имеют значительный дисбаланс по эффекту и направляемым на его достижение ресурсам, а также эффект по которым не подлежит количественной оценке;
ответственность бизнеса во взаимоотношениях с государством, согласие получателей субсидий на условия их предоставления как обязательство, принятое при заключении соглашений с исполнительными органами государственной власти;
единые требования к получателям субсидий, ко всем категориям юридических и физических лиц - производителям товаров, работ, услуг, включая некоммерческие организации. Применение типовых соглашений при работе с хозяйствующими субъектами о предоставлении субсидий, использование соглашений о взаимодействии в рамках социального партнерства бизнеса;
принципы формирования и/или корректировки механизма целевых показателей результативности во взаимодействии с субъектами поддержки, реалистичность оценки эффекта от вкладываемых в развитие отраслей бюджетных ресурсов, обоснованное применение штрафных санкций для возмещения бюджетных потерь;
ответственное отношение хозяйствующих субъектов - бюджетополучателей к выполнению обязанностей налогоплательщиков по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные фонды.
Для достижения наибольшего управленческого эффекта планируется применение методов проектного управления с контролем промежуточных результатов и внесением при необходимости корректировок в ход исполнения проектов. Проектное управление при выработке форм государственной поддержки с учетом сравнительного анализа различных вариантов исполнения позволит минимизировать трудовые и материальные ресурсы с сохранением конечного результата и повышением степени управляемости процесса.
Будет продолжена системная работа исполнительных органов власти с потенциальными инвесторами и предпринимательским сообществом с целью:
взаимовыгодного привлечения внебюджетных ресурсов на реализацию государственных проектов;
применения проектного финансирования, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом;
развития государственно-частного партнерства и создания инфраструктурных объектов на средства частных инвесторов с постепенным возмещением расходов уже пользователями данных объектов, в том числе негосударственными организациями.
Будет продолжена работа по максимальному привлечению федеральных трансфертов в экономику Новосибирской области, в том числе за счет формируемого в структуре федерального бюджета Фонда развития. Важную роль здесь сыграет мобильность органов государственной власти в принятии решений во взаимодействии с федеральными министерствами с учетом взаимных интересов развития отраслей и гарантии отражения в составе расходов бюджета в условиях бюджетных ограничений ассигнований на софинансируемые направления при доле участия федерального бюджета свыше 50%.
Планируется обеспечить качественный расчет целевых показателей результативности использования федеральных субсидий с учетом степени их достижимости для исключения финансовых потерь при возврате предоставленных субсидий в федеральный бюджет. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы будет организовано взаимодействие с федеральными ведомствами для отмены санкций за невыполнение показателей результативности. Разъяснительная работа среди хозяйствующих субъектов о возможностях участия в федеральных проектах напрямую, где распорядителем ресурсов выступает федеральный орган власти, должна быть продолжена.
Решение задач по развитию отраслей реального сектора планируется с учетом применения лучших практик субъектов Российской Федерации, обмена положительным опытом с территориями Сибирского федерального округа, принятия комплексных решений по межрегиональным инфраструктурным вопросам.
К особенностям господдержки в отдельных отраслях экономики можно отнести следующее.
В секторе малого и среднего предпринимательства планируется сформировать положительную обратную связь с предпринимательским сообществом для выявления административных проблем и организационных вопросов, мешающих развитию малого бизнеса и вовлечению частного капитала в экономику. Задача максимального задействования ранее созданной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в интересах предпринимателей (бизнес-инкубаторы, центр прототипирования, гарантийный фонд и фонд микрофинансирования), по наделению указанных объектов новым функционалом, таким как консультирование малого и среднего бизнеса, сопровождение государственной поддержки, участие в реализации региональной программы защиты прав потребителей остается актуальной.
В отношении гарантийного фонда и фонда микрофинансирования планируется постоянный мониторинг наполнения и использования основных фондов указанных организаций.
В секторе промышленности будет продолжена переориентация действующих видов государственной поддержки в пользу реиндустриализации экономики Новосибирской области, решения вопросов импортозамещения по широкой линейке товаров с максимальным вовлечением в оборот инновационной составляющей и наукоемких технологий. Планируется дальнейшее развитие таких парковых проектов как Технопарк, Промышленно-логистический парк, Биотехнопарк, наполнение их предприятиями-резидентами, выход на самоокупаемость и получение прибыли для получения отдачи в виде налоговых поступлений от парковых проектов в бюджет Новосибирской области. Использование достаточно нового института развития - фонда развития промышленности Новосибирской области с привлечением дополнительных ресурсов Российского фонда технологического развития позволит планомерно, без ущерба для субъектов отказаться от действующих видов государственной поддержки промышленных предприятий за счет перехода на поддержку через вновь созданный объект инфраструктуры поддержки промышленности.
Государственная поддержка проектов, реализуемых в рамках промышленных кластеров, поддержка несырьевого экспорта, переработки сырья, усиление кооперации между крупными, средними и малыми высокотехнологичными предприятиями и промышленными предприятиями, развитие новых малоиспользуемых направлений деятельности, обладающих высоким потенциалом, в том числе внутренний и въездной туризм, оказание помощи в первую очередь высокотехнологичным и наукоемким проектам, развитие системы стартапов, грантовое финансирование, поддержка быстро развивающихся компаний будут сохранены как ключевые направления при господдержке реального сектора экономики.
Бюджетные ассигнования на поддержку сельского хозяйства остаются приоритетными по сравнению с другими отраслями реального сектора экономики, в первую очередь для самодостаточности территории в части обеспечения продовольствием. На сегодняшний день Новосибирская область достигла хороших результатов по производству первичного сельскохозяйственного сырья. В предстоящем периоде усилия будут сконцентрированы на развитии сельскохозяйственной переработки продукции, создании аграрных кластеров, логистики, стимулировании создания крупных холдинговых структур с полным циклом переработки, условий для обеспечения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что будет способствовать решению задачи получения не только преимущественно натурального эффекта от агропромышленного комплекса, но и экономического, в виде роста налоговых поступлений в бюджет. Вместе с тем планируется развивать предприятия малых форм собственности с целью повышения занятости населения, гармоничного и устойчивого развития сельских территорий и укрепления социальной стабильности на селе. Развитие системы государственных компенсаций по страховым услугам предприятиям аграрного сектора будет являться дополнительной защитой для сельхозпроизводства. Обеспечение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, учет взаимных интересов аграрного сообщества и государства остаются актуальными.
Планирование капитальных вложений на ближайшие три года будет осуществляться прежде всего исходя из перечня объектов капитального строительства, включенных в состав действующего трехлетнего бюджета, а также на основе реестра объектов незавершенного строительства Новосибирской области.
На первом месте в данном случае находятся социальные объекты - это школы, больницы, поликлиники, детские сады, создание которых направлено на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и спорта. Решения о строительстве новых объектов планируется принимать, отдавая приоритет проектам с участием значительной доли внебюджетного финансирования, на условиях концессии, а также с федеральным участием.
Реализация крупных социальных и инфраструктурных проектов таких как "Академгородок 2.0", ледовый дворец спорта, перинатальный центр даст дополнительный толчок для развития территории, окажет положительное влияние на инвестиционную привлекательность региона. Сотрудничество Правительства Новосибирской области и Общественной организации "Всероссийская федерация волейбола" в рамках строительства Регионального центра волейбола расширит возможности развития массового и профессионального спорта международного уровня.
Более активное применение государственно-частного партнерства, концессий позволит перераспределить финансовую нагрузку при реализации дорогостоящих проектов, обеспечить их быстрое создание в условиях бюджетных ограничений.
Утверждение бюджетных ассигнований на строительно-монтажные работы в составе бюджета будет производится при наличии готовой проектно-сметной документации с положительным решением государственной вневедомственной экспертизы, оценкой достоверности сметной стоимости и, по возможности, применением типовых проектных решений. При планировании бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства предлагается максимально задействовать механизм обоснования инвестиций и проведения технологического и ценового аудита. Социальное партнерство бизнеса в виде участия собственными средствами застройщиков в возведении объектов социальной инфраструктуры будущих жилых массивов при учете взаимных интересов будет являться одним из механизмов привлечения дополнительных источников в бюджетную сферу.
При исполнении расходов на капитальные вложения по-прежнему остаются актуальными вопросы добросовестности подрядчиков, выполняющих работы по контрактам для нужд Новосибирской области, недопущения образования кредиторской задолженности у заказчиков, претензионно-исковой работы с подрядными организациями, допустившими нарушения при исполнении контрактов, устранения замечаний по объектам в рамках исполнения гарантийных обязательств. Будет продолжена практика отказа от авансирования оплаты обязательств по государственным контрактам, исключать случаи необоснованных авансовых платежей с целью сокращения дебиторской задолженности и рационального использования государственных ресурсов.
При планировании бюджетных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет уделено внимание приоритетным национальным проектам, связанным с приведением объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в нормативное состояние, переводу решения вопросов жилищно-коммунального хозяйства на концессионную основу в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 06.07.2013 N Пр-1479, расселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выполнению программы капитального ремонта жилищного фонда, обеспечению населения Новосибирской области чистой водой, газификации, мероприятиям по снижению негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
Разрабатываемая транспортная стратегия Новосибирской области, как одного из центральных регионов страны, будет положена в основу развития транспортно-дорожного комплекса. Планируется организовать системную работу с Минтрансом России по защите интересов области при решении вопросов транспортно-дорожной инфраструктуры в ходе формирования и реализации приоритетных национальных проектов по строительству дорог, уделив также внимание вопросам реконструкции аэропорта Толмачево.
Планирование расходов дорожного фонда Новосибирской области будет осуществляться на уровне прогнозируемых доходных источников, учитываемых при формировании дорожных фондов. Приоритетными направлениями расходов дорожного фонда остаются расходы на содержание автомобильных дорог общего пользования, производство планово-предупредительного, текущего и капитального ремонта, строительство и развитие сети автомобильных дорог, в том числе в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 22.12.2012 N Пр-3410 об обеспечении в ближайшее десятилетие увеличения объемов их строительства и реконструкции в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов.
В предстоящем периоде Новосибирской области планируется предоставление федерального гранта на строительство четвертого моста в г. Новосибирске через р. Обь. В связи с чем выполнение обязательств Новосибирской области по исполнению концессионного соглашения, обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти, мэрии г. Новосибирска при проведении подготовительных работ и решении вопросов землепользования остаются актуальными.
По-прежнему актуальна задача для органов местного самоуправления по оформлению бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, что позволит увеличить доходы от акцизов на топливо, поступающих в муниципальные дорожные фонды на развитие и обслуживание дорожной сети на территории муниципальных образований. Кроме того, планомерное приведение сельских дорог в нормативное состояние темпами, заложенными в майском указе Президента Российской Федерации, позволит сократить разрыв в инфраструктурном обеспечении между городом Новосибирском и сельскими территориями.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Новосибирской области в 2019 - 2021 годах будет строиться с учетом преемственности основных задач, поставленных на 2018 - 2020 годы.
Вместе с тем в рамках задачи по обеспечению финансовой устойчивости и сбалансированности областного и местных бюджетов Новосибирской области, исходя из того, что основная нагрузка по расходным обязательствам консолидированного бюджета Новосибирской области приходится на областной бюджет Новосибирской области, предполагается:
гарантированное финансовое обеспечение "обязательных" расходов местных бюджетов, обеспечение "других" расходов на уровне не ниже предыдущего года;
сохранение единых нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в областной бюджет, городским округам и муниципальным районам в размере 15%, что обусловлено изменением федеральной налоговой политики, проявившейся в перераспределении с 2017 года из региональных бюджетов в пользу федерального 1% ставки налога на прибыль, а также централизацией в федеральный бюджет 25% поступлений по акцизам на нефтепродукты;
продолжение политики по замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере не менее 30% на очередной финансовый год и плановый период.
В целях максимально эффективного предоставления целевых межбюджетных трансфертов за счет средств федерального и областного бюджета и использования их местными бюджетами Новосибирской области необходимо сосредоточиться на следующих условиях:
предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета при условии наличия неиспользованных остатков субсидий в размере, не превышающем 5% от годового назначения, либо их полного отсутствия;
предоставление всех межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета;
осуществление учета на лицевых счетах, открытых в министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области, бюджетных обязательств получателей средств, принятых на основании соглашений (договоров) о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.
Финансовое стимулирование муниципальных районов Новосибирской области, имеющих за последние три года темпы роста налоговых доходов в областной бюджет выше среднего по муниципальным образованиям.
В целях повышения эффективности межбюджетного регулирования необходимо:
продолжить инвентаризацию расходных обязательств муниципальных образований с целью исключения расходных обязательств, принятых сверх полномочий, установленных действующим законодательством;
распространить обязательства, принятые Новосибирской областью в рамках соглашения с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, на муниципальные образования Новосибирской области;
содействовать реализации практики инициативного бюджетирования в целях оказания поддержки муниципальным образованиям Новосибирской области в решении вопросов местного значения, вовлечения граждан в осуществление местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования Новосибирской области, путем выделения ресурсов из областного бюджета Новосибирской области на финансирование проектов развития территорий, основанных на инициативах жителей.
Основные направления повышения эффективности бюджетной политики
В целях повышения эффективности бюджетной политики необходимо обеспечивать ликвидность единого счета бюджета, целью управления которой является создание условий более качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленными на обеспечение безусловного исполнения денежных обязательств областного бюджета по мере наступления сроков платежей по ним. В результате бюджет имеет возможность временно привлекать свободный остаток средств государственных бюджетных и автономных учреждений для погашения первоочередных обязательств областного бюджета. При этом управление ликвидностью обеспечивает необходимый минимальный уровень денежных средств на едином счете.
В рамках действующего законодательства будет продолжена работа в части осуществления контроля в сфере закупок в соответствии с пунктом 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Осуществление комплексного контроля закупочной деятельности от этапа планирования до фактического исполнения обязательств позволит обеспечить минимизацию нарушений, прозрачность всего процесса государственных закупок, а также снизить потери бюджетных средств.
В 2019 - 2021 годах органам исполнительной государственной власти Новосибирской области необходимо продолжить проведение мероприятий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту с учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе с использованием риск-ориентированного подхода.
При этом готовящиеся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации распространят сферу внутреннего финансового контроля и аудита на получателей бюджетных средств областного бюджета Новосибирской области. Осуществление внутреннего финансового контроля и аудита органы обязаны будут вести с использованием общеобязательных федеральных стандартов, которые будут разработаны Министерством финансов России.
Дальнейшее осуществление органами исполнительной государственной власти Новосибирской области в 2019 - 2021 годах полномочий по ведомственному контролю в сфере закупок в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 601-п "Об установлении порядка осуществления контрольным управлением Новосибирской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, порядка осуществления контрольным управлением Новосибирской области контроля за соблюдением федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков" обеспечит повышение эффективности, результативности и прозрачности осуществления закупок.
Повышение уровня прозрачности процесса государственных закупок путем совершенствования механизмов планирования закупок, поэтапного внедрения практики конкурентных электронных процедур при закупках малого объема, расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции в свою очередь позволит минимизировать риск возникновения коррупционных правонарушений, а также повысить эффективность и результативность использования бюджетных средств Новосибирской области.
Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области необходимо распространить положительный опыт централизации учетных функций на базе отраслевых центров компетенции с использованием единого программного обеспечения на другие органы исполнительной власти и государственные учреждения Новосибирской области.
В предстоящем периоде будет являться актуальной задача по эффективному использованию финансовых ресурсов, в том числе за счет анализа бюджетных расходов и повышения их эффективности.
Меры государственной поддержки физическим и юридическим лицам в соответствии с приоритетами социально-экономической политики в виде предоставления льгот и преференций по налогам и сборам в бюджет являются по своей сути аналогом прямых бюджетных расходов, поэтому могут быть отнесены к налоговым расходам.
Необходимость внедрения в бюджетный процесс системы учета, анализа и контроля налоговых расходов обусловлена их значимостью для достижения целей социально-экономической политики, необходимостью оценить полный объем бюджетных ресурсов, направленных на достижение таких целей.
Под налоговыми расходами понимаются выпадающие доходы бюджета, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам и сборам, предусмотренными в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не входящими в государственные программы.
Создание системы мониторинга налоговых расходов, регулярный анализ объемов и оценка их эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении установленных целевых показателей государственных программ. Полученные дополнительные финансовые ресурсы могут быть направлены на обеспечение реализации приоритетных направлений экономики, а также принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" национальных проектов (программ).
В связи с этим целесообразно совместно с министерством экономического развития Новосибирской области и заказчиками-координаторами государственных и ведомственных целевых программ Новосибирской области рассмотреть возможность включения налоговых расходов в состав государственных программ Новосибирской области.
Необходимо сосредоточиться на дальнейшем повышении уровня открытости бюджетных данных для населения Новосибирской области.
В предстоящий трехлетний период рост уровня открытости бюджетных данных и прозрачности бюджетного процесса для населения должен перейти на более качественный уровень. Потребуется решение следующих задач:
оптимизация публикуемой на портале "Открытый бюджет" и официальном сайте министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области информации, концентрация внимания на наиболее актуальных и востребованных материалах;
расширение каналов распространения бюджетных сведений, в том числе с помощью средств массовой информации, обеспечение высокого уровня популярности и востребованности публикуемой информации, формирование у граждан необходимости понимания бюджетных процессов;
создание условий для использования населением бюджетной информации при реализации проектов инициативного бюджетирования;
информационное наполнение портала "Электронный бюджет" как на региональном, так и на местном уровне, распространение размещенной на нем информации среди граждан Новосибирской области.
Основные направления
долговой политики Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 25 сентября 2018 г. N 351-рп)
В вопросе обеспечения сбалансированности бюджета важная роль отводится проведению ответственной политики по управлению государственным внутренним долгом Новосибирской области.
Долговая политика Новосибирской области разработана в единстве с налоговой и бюджетной политикой региона и основана на установлении целей управления обязательствами, мониторинге и управлении операциями, связанными с объемом, структурой и графиками платежей по государственному долгу для обеспечения возможности осуществления заимствований в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа заимствований).
Долговая политика разработана с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной долговой политики.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Новосибирской области на 2019 - 2021 годы, являются:
влияние рисков нестабильной экономической ситуации, сохранения неустойчивости мировой экономики на возможность осуществления рыночных заимствований в необходимых объемах по стоимости, не превышающей ограничения, установленные условиями соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации бюджетных кредитов (далее - Соглашения), сохранение действий финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер;
изменчивость финансовой конъюнктуры, высокая волатильность основных компонентов экономического роста, обусловленные в том числе внешнеполитическими факторами и неустойчивым экономическим ростом.
Итоги реализации долговой политики предыдущего периода
Благодаря взвешенной бюджетной политике, направленной на решение задачи по сбалансированности бюджета, по итогам 2017 года объем государственного долга снижен на 723,8 млн рублей и составил 47 135,8 млн рублей.
Достигнутому результату способствовало качественное завершение 2016 года, положившее задел для успешного исполнения бюджета 2017 года, а также уверенная динамика поступления собственных доходов в течение всего финансового года. Эти факторы позволили обеспечить ритмичное финансирование всех расходов, предусмотренных законом о бюджете, и достичь сбалансированного результата исполнения бюджета и снижения объема долга региона.
Как результат - в 2017 году расходы на обслуживание государственного долга меньше аналогичных расходов 2016 года на 633,1 млн рублей.
Основными направлениями организации заимствований в 2017 году являлись удлинение профиля погашения государственного долга Новосибирской области и обеспечение равномерности графика платежей, исключая пиковые нагрузки на областной бюджет, связанные с необходимостью погашения долговых обязательств. В этих целях в отчетном году были привлечены два пятилетних бюджетных кредита из Министерства финансов Российской Федерации, осуществлена реструктуризация обязательств (задолженности) Новосибирской области перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам, предоставленным в 2015 - 2017 годах, осуществлена закупка кредитных ресурсов со сроками погашения до 3,8 лет, размещены пятилетние государственные ценные бумаги Новосибирской области.
Исполнение долговых обязательств Новосибирской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.
В 2017 году в целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Новосибирской области, а также в целях соблюдения условий Соглашений были установлены и исполнены следующие количественные показатели (индикаторы):
N |
Показатель (индикатор) |
2017 год, план |
2017 год, факт |
1 |
Уровень дефицита бюджета Новосибирской области от суммы доходов бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
1,2 |
2 |
Отношение объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Новосибирской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
<= 27,0 |
26,3 |
3 |
Отношение объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 45,0 |
44,2 |
4 |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области в общем объеме расходов бюджета субъекта, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, % |
<= 8,0 |
1,5 |
Репутацию Новосибирской области как первоклассного заемщика подтвердили высокие рейтинги кредитоспособности.
6 октября 2017 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги региона в национальной валюте на уровне "BBB-" и краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте "F3". Рейтинги обращающихся на рынке государственных облигаций Новосибирской области подтверждены на уровне "BBB-". Прогноз по рейтингам сохранен "Стабильный".
7 ноября 2017 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) впервые присвоило Новосибирской области кредитный рейтинг А+(RU), прогноз "Стабильный". Кредитный рейтинг выпускам облигаций региона на уровне А+(RU).
Итогом управления государственным долгом региона в 2017 году стало снижение долговой нагрузки на 3,4% (с 47,6% до 44,2%), рыночной долговой на 3,4% (с 29,7% до 26,3%).
Таким образом, задачи, поставленные на 2017 год по снижению стоимости заимствований, обеспечению равномерного графика погашения долговых обязательств Новосибирской области, недопущению возникновения пиковых нагрузок на областной бюджет, выполнены.
Текущее состояние и структура государственного внутреннего долга Новосибирской области
Сдержанная долговая политика Новосибирской области, направленная на стабилизацию объема государственного долга региона, способствует постепенному решению задачи по снижению уровня долговой нагрузки. Это стало возможным благодаря формированию сбалансированного бюджета Новосибирской области, обеспечению соответствия объема расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета, не увеличивающим уровень государственного долга.
По состоянию на 1 января 2018 года государственный внутренний долг Новосибирской области составил 47 135,8 млн рублей или 44,2% к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов, подписанные 26 декабря 2017 года, содержат ряд условий, в том числе по уровню дефицита, долговой нагрузки и рыночной долговой нагрузки, а также условие о привлечении в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых, и необходимости установления регионом аналогичных норм в акте высшего исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета местным бюджетам, подлежащие исполнению до 2025 года.
В целях соблюдения условий Соглашений и обеспечения возможности исполнения Программы заимствований было подписано 51 дополнительное соглашение с 6 кредитными организациями по снижению процентных ставок к действующим государственным контрактам. Часть государственных контрактов расторгнута. В течение первого полугодия 2018 года проведено 20 электронных аукционов на оказание финансовых услуг по предоставлению Новосибирской области кредитных ресурсов по плавающим ставкам, уровень которых не превышает "ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процент годовых".
Текущее состояние государственного долга также характеризуется увеличением внутри финансового года доли бюджетных кредитов, привлеченных из федерального бюджета, для пополнения остатков средств на счете областного бюджета.
Виды долговых обязательств |
Долг по состоянию на 01.01.2018, % (факт) |
Долг по состоянию на 01.04.2018, % (факт) |
Долг по состоянию на 01.07.2018, % (факт) |
Долг по состоянию на 01.01.2019, % (план) |
Государственные ценные бумаги |
34,2 |
34,9 |
35,0 |
35,1 |
Бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
40,5 |
54,4 |
65,0 |
38,4 |
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
25,3 |
10,7 |
0,0 |
25,1 |
Государственные гарантии |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,4 |
ИТОГО: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В течение года неоднократно наблюдается ситуация, когда кредиты коммерческих банков в структуре государственного долга Новосибирской области отсутствуют полностью. В то же время сохраняется возможность их использования благодаря наличию в кредитном портфеле достаточного объема возобновляемых кредитных линий.
Условия эмиссии и обращения государственных облигаций Новосибирской области 2018 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга утверждены приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 23.04.2018 N 20-НПА и зарегистрированы Министерством финансов Российской Федерации 17 мая 2018 года (Регистрационный номер ANO-009/00775).
Уровень кредитных рейтингов Новосибирской области соответствует условиям включения ценных бумаг в Ломбардный список Банка России.
При ранжировании субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки по состоянию на 1 июня 2018 года Новосибирская область входит в число субъектов с уровнем долговой нагрузки ниже среднего значения по России и занимает 57-ю позицию из 85 (при расположении регионов по убыванию значения долговой нагрузки).
Таким образом, в 2018 году долговая политика Новосибирской области сохраняет тенденции по стабилизации уровня государственного долга и снижению долговой нагрузки и рыночной долговой нагрузки.
Задачи долговой политики 2019 - 2021 годов.
Инструменты ее реализации
Приоритеты долговой политики, сложившиеся в 2017 - 2018 годах, будут сохранены.
Программы заимствований на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов будут сформированы исходя из необходимости продолжения решения основных задач долговой политики, утвержденных ранее, а именно:
1. Снижение долговой нагрузки и рыночной долговой нагрузки к 1 января 2022 года до 35% и 25% соответственно.
2. Минимизация расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.
3. Поддержание высокого кредитного качества Новосибирской области, формирование благоприятной кредитной истории.
Решение задачи по снижению уровня долговой нагрузки накладывает необходимость при формировании областного бюджета Новосибирской области на 2019 - 2021 годы обеспечить соответствие объема расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам покрытия дефицита бюджета без увеличения объема государственного долга.
В целях дальнейшего участия Новосибирской области в программе реструктуризации обязательств (задолженности) бюджетных кредитов необходимо обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Новосибирской области (включая доходы, не полученные Новосибирской областью в связи с предоставлением установленных федеральными законами льгот по региональным и местным налогам) не ниже фактического уровня инфляции. Это позволит продлить срок возврата обязательств по бюджетным кредитам Новосибирской области перед федеральным бюджетом на срок до 2029 года и обеспечить экономию по выплате процентных платежей.
В рамках решения задачи по минимизации расходов на обслуживание государственного долга сохранится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов в Управлении Федерального казначейства по Новосибирской области на условиях, установленных действующим законодательством.
Важная роль отводится применению механизма временного привлечения в бюджет остатков средств на счетах государственных учреждений в целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 04.01.2017 N Пр-32 (п. 2) в 2019 - 2021 годах, в случае благоприятной конъюнктуры на финансовом рынке, Новосибирская область планирует использование государственных ценных бумаг в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета. Программой заимствований может быть предусмотрено ежегодное размещение средне- и (или) долгосрочных облигаций с амортизацией долга в целях реструктуризации долговых обязательств. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом при размещении, связанная с установлением объемов и графиков платежей, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики региона.
Достаточный объем свободного лимита по государственным контрактам на привлечение кредитных ресурсов, в том числе в связи с наступлением в планируемом периоде сроков погашения долговых обязательств, при необходимости может быть обеспечен путем проведения в 2019 году и в плановом периоде электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством. Привлечение Новосибирской областью кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры, в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае нехватки бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживании государственного долга.
Принятие Правительством Российской Федерации постановления от 06.10.2016 N 1009 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19" предоставило регионам возможность заключения с 2017 года государственных контрактов на привлечение кредитных ресурсов по "плавающей" ставке. Это обеспечило условие снижения процентной ставки по кредитным договорам в случае снижения Банком России ключевой ставки.
В рамках заимствований в целях рефинансирования имеющейся задолженности планируется привлечение рыночных долговых обязательств только на средне- и долгосрочные периоды в целях удлинения профиля государственного долга Новосибирской области. Также будет учитываться необходимость соблюдения равномерности наступления графика платежей с целью исключения пиковых нагрузок на областной бюджет.
Долговая политика в отношении предоставления государственных гарантий будет носить сдержанный характер. Программой государственных гарантий Новосибирской области будет предусмотрено предоставление государственных гарантий только по кредитам, привлекаемым в целях реализации инвестиционных проектов. Предоставление государственных гарантий возможно только в случае наступления срока исполнения гарантированных обязательств не менее чем через три года, что позволит минимизировать уровень бюджетных рисков, связанных с неисполнением обязательств принципала.
В целях определения оптимального набора инструментов заимствований, а также благоприятных для привлечения заемных ресурсов моментов выхода на рынок необходим анализ рисков и определение предполагаемой стоимости заимствований.
Важная роль отводится ответственному планированию долговых обязательств, а также расходов, связанных с их привлечением и обслуживанием. Планирование источников финансирования дефицита бюджета будет осуществляться в соответствии с методикой прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета Новосибирской области, утвержденной приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 04.08.2016 N 97 "Об утверждении методики прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета Новосибирской области".
В соответствии с условиями заключенных Соглашений привлечение в областной бюджет Новосибирской области кредитов от кредитных организаций будет осуществляться исключительно по процентным ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
Аналогичное условие необходимо будет соблюдать муниципальным образованиям при получении бюджетных кредитов из областного бюджета.
Для снижения рисков, связанных со способностью субъекта своевременно исполнять свои долговые обязательства, возникающие в процессе управления государственным долгом, будет осуществляться мониторинг конъюнктуры долгового рынка с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, определения оптимального объема краткосрочных долговых обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры на финансовых рынках, удлинения сроков привлечения заимствований.
В целях снижения рисков субъекта как заемщика к изменениям рыночной конъюнктуры в части процентных ставок, влияющих на стоимость заимствований региона, предполагается проведение мониторинга рыночной конъюнктуры на постоянной основе и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание государственного долга.
По результатам проведенных мониторингов в целях минимизации рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Новосибирской области:
принимается решение о необходимости внесения изменений в действующую структуру государственного долга Новосибирской области;
оценивается уровень расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области и осуществляется прогнозирование таких расходов на средне- и долгосрочную перспективы;
определяются риски увеличения будущих расходов на обслуживание государственного долга;
устанавливаются целевые ориентиры, для достижения которых будет осуществляться управление портфелем государственных долговых обязательств на повседневной основе.
Управление государственным долгом Новосибирской области базируется на следующих принципах:
обеспечение потребностей в заемном финансировании;
поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих неисполнение долговых обязательств;
своевременное исполнение долговых обязательств при обеспечении минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
развитие рынка субфедеральных долговых обязательств.
В связи со значительным количеством государственных контрактов особое внимание будет уделено их своевременному и полному учету и контролю за соблюдением всех установленных условий и требований с целью исполнения долговых обязательств своевременно и в полном объеме.
В целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Новосибирской области в 2019 - 2021 годах, а также в целях соблюдения условий Соглашений определены следующие значения показателей долговой устойчивости Новосибирской области (индикаторы):
N |
Показатель (индикатор) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1 |
Уровень дефицита бюджета Новосибирской области от суммы доходов бюджета Новосибирской области без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
<= 10,0 |
<= 10,0 |
2 |
Отношение объема долговых обязательств Новосибирской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Новосибирской области к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
<= 25,0 |
<= 24,0 |
<= 25,0 |
3 |
Отношение объема государственного долга Новосибирской области к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений |
<= 40,0 |
<= 37,0 |
<= 35,0 |
4 |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Новосибирской области в общем объеме расходов бюджета субъекта, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов |
<= 8,0 |
<= 8,0 |
<= 8,0 |
В рамках достижения поставленных задач необходимо обеспечить:
поддержание диалога с участниками долгового рынка, информационной открытости;
выстраивание взаимоотношений с кредитными организациями и инвесторами на основе конкурсных процедур;
формирование благоприятной кредитной истории;
поддержание высокого кредитного качества региона.
Новосибирская область продолжит взаимодействие с национальными и международными рейтинговыми агентствами в целях создания благоприятных предпосылок для выхода на облигационный рынок заимствований и обеспечения аргументированного мнения о кредитоспособности региона и выпускаемых ценных бумагах. Это позволит потенциальным инвесторам получить дополнительную независимую экспертизу и будет способствовать осуществлению заимствований Новосибирской области по более привлекательной процентной ставке.
Заинтересованность в обеспечении понимания действий по управлению государственным долгом, раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике является важным элементом формирования благоприятной кредитной истории. В целях повышения привлекательности Новосибирской области как заемщика на официальном сайте министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области будет продолжена практика опубликования аналитической информации по государственному долгу Новосибирской области, долговой книге региона, информации о кредитных рейтингах региона, государственных ценных бумагах. Поддержание диалога с участниками долгового рынка и рейтинговыми агентствами является одним из элементов проведения взвешенной долговой политики Новосибирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 25 сентября 2018 г. N 351-рп "Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 25 сентября 2018 г
Текст распоряжения официально опубликован не был