Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 14 ноября 2018 г. N 4119
Прогноз
социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2019 - 2021 годов
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Новосибирска и причин прогнозируемых изменений
Численность постоянного населения города Новосибирска на 1 января 2018 года составила 1612,8 тыс. человек. За 2017 год число новосибирцев увеличилось на 9,9 тыс. человек (0,6%). При этом естественный прирост обеспечил увеличение численности на 1,5 тыс. человек, миграционный - на 8,4 тыс. человек. В 2018 году темпы прироста населения значительно замедлились. За восемь месяцев 2018 года число родившихся превысило число умерших (естественный прирост населения) на 281 человека против значения 1132 человека в аналогичном периоде 2017 года. Впервые за последние годы зафиксирована миграционная убыль населения. Число выбывших из города Новосибирска за восемь месяцев 2018 года превысило число прибывших на 2461 человека.
Среднегодовая численность занятых в экономике города Новосибирска в 2017 году составила 806,9 тыс. человек, что практически соответствует уровню 2016 года. Рост численности постоянного населения города Новосибирска и сохранение численности занятых в экономике привело к снижению уровня занятости населения с 50,6% в 2016 году до 50,2% в 2017 году.
Среднесписочная численность работников предприятий и организаций города Новосибирска в 2017 году составила 655,3 тыс. человек, что составляет 81,2% численности занятых в экономике.
По данным государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр занятости населения города Новосибирска" численность официально зарегистрированных безработных к концу 2017 года составила 4,1 тыс. человек, что на 0,9 тыс. человек (на 19%) меньше, чем в 2016 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций города Новосибирска в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом на 6,1%, реальная заработная плата (с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Новосибирской области) увеличилась на 3,1%.
В 2018 году ситуация на рынке труда остается стабильной, сохраняется рост заработной платы работников организаций города Новосибирска.
В 2017 - 2018 годах в экономике города Новосибирска отмечен умеренный восстановительный рост.
В сфере промышленного производства в 2017 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций города Новосибирска по фактическим видам экономической деятельности (без учета субъектов малого предпринимательства) увеличился на 5,0% к уровню 2016 года в действующих ценах и составил 288,9 млрд. рублей.
На предприятиях города Новосибирска продолжена работа по модернизации производств, внедрению новых мощностей и современных технологий, освоению выпуска новых видов продукции.
Обществом с ограниченной ответственностью "ФайберТрейд" начато первое в России производство волоконно-оптических трансиверов. На базе акционерного общества "Инновационный медико-технологический центр" обществом с ограниченной ответственностью "Альфа-Медика Сибирь" запущен в эксплуатацию завод по производству имплантов для надкостного остеосинтеза.
Проведено техническое перевооружение и модернизация производств на следующих предприятиях: акционерное общество "Новосибирский механический завод "Искра", общество с ограниченной ответственностью "Предприятие "ЭЛТЕКС", общество с ограниченной ответственностью "Сибэлектропривод", публичное акционерное общество "Сиблитмаш" и др. Открыты новые цеха и участки: публичное акционерное общество "Новосибирский завод химконцентратов", акционерное общество "Электроагрегат", федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирской научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина" и др.
За восемь месяцев 2018 года в городе Новосибирске объем отгруженных товаров промышленного производства составил 165,1 млрд. рублей (105,9% к соответствующему периоду 2017 года).
В 2017 году в экономику города Новосибирска привлечено более 66 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (95,9% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций города Новосибирска (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) являются привлеченные средства (52% в общем объеме инвестиций в основной капитал). Доля собственных средств предприятий и организаций города Новосибирска составляет 48%. В структуре привлеченных средств на долю бюджетных инвестиций из бюджетов всех уровней приходится 39% от общего объема привлеченных средств, средств, привлеченных для долевого строительства, - 18%, кредитов банков - 14%, прочих инвестиций (инвестиции из-за рубежа, средства государственных внебюджетных фондов, заемные средства других организаций) - 29%.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) наибольший объем в 2017 году приходился на машины, оборудование, транспортные средства - 48,7%. На здания (кроме жилых) и сооружения приходилось 34,8%, на жилые здания и помещения - 12,6%. 3,9% от общего объема инвестиций направлено в объекты интеллектуальной собственности.
По итогам первого полугодия 2018 года объем инвестиций в основной капитал составил 24,6 млрд. рублей (109,7% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах).
Ситуация в строительной отрасли остается сложной. Объем работ, выполненных крупными и средними организациями по виду деятельности "Строительство", за 2017 год составил 10,6 млрд. рублей (81,5% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах).
Снижение объемов инвестиций в основной капитал в период 2016 - 2017 годов привело к снижению объемов жилищного строительства: за счет всех источников финансирования в 2017 году введено в эксплуатацию 1037,5 тыс. кв. м общей площади жилых домов (67,9% к уровню 2016 года). В 2017 году введено в эксплуатацию 12 жилых домов из числа "проблемных" общей площадью 69 тыс. кв. м. На начало 2018 года в перечне "проблемных" многоквартирных жилых домов, расположенных на территории города Новосибирска, находится 32 объекта, для завершения строительства которых необходимо 4570 млн. рублей.
Несмотря на сокращение темпов строительства, в 2017 году обеспеченность населения жильем увеличилась на 2% по сравнению с 2016 годом и составила 25,1 кв. м на человека.
Кроме того, в 2017 году введены в эксплуатацию:
381 объект общественного и производственного назначения общей площадью 605,3 тыс. кв. м;
4,0 км водопроводных и канализационных сетей, 0,3 км тепловых сетей, 0,2 км газовых сетей.
Завершено строительство и введены в эксплуатацию школа в микрорайоне "Березовый" в Первомайском районе на 546 мест, школа в Октябрьском районе на 750 мест, школа N 82 в Дзержинском районе после капитального ремонта.
Завершены работы по строительству автомобильной дороги общего пользования по улицам Порт-Артурской и Спортивной в Ленинском районе.
Выполнен ремонт дорог на площади более 703,9 тыс. кв. м, в том числе более 168,8 тыс. кв. м дорог частного сектора.
В 522 многоквартирных домах проведены работы по ремонту крыш, фасадов, подвальных помещений, внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, тепло-, электроснабжения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Наметившийся с начала 2018 года рост инвестиционной активности будет способствовать увеличению темпов строительства и объемов ввода объектов в эксплуатацию в ближайшие годы.
В 2017 году в городе Новосибирске возросла потребительская активность населения. Оборот розничной торговли организаций (без субъектов малого предпринимательства) составил 196,1 млрд. рублей и увеличился в действующих ценах по сравнению с 2016 годом на 10,5%, оборот общественного питания - 5,1 млрд. рублей (123,7%). Темп роста объема платных услуг, оказанных населению, в действующих ценах составил 104,4%. В 2018 году рост потребительской активности сохраняется, темпы роста сопоставимы с уровнем 2017 года.
В 2017 году значительно замедлились темпы инфляции. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в декабре 2017 года составил 101,5% к декабрю 2016 года (в декабре 2016 года к декабрю 2015 года - 104,4%). В 2018 году данная тенденция сохраняется (в августе 2018 года - 101,9% к декабрю 2017 года).
За период 2016 - 2017 годов Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings четыре раза подтверждало городу Новосибирску кредитные рейтинги по международной шкале в иностранной и национальной валютах на инвестиционном уровне "BB" с прогнозом "стабильный", что отражает ожидаемую стабильную кредитоспособность бюджета города Новосибирска и дополнительные гарантии стабильности для инвесторов. Кроме того, в 2017 году рейтинговым агентством "Эксперт РА" городу Новосибирску впервые присвоен долгосрочный рейтинг кредитоспособности на уровне "ruA-", прогноз "стабильный".
Основные параметры ожидаемого исполнения бюджета города Новосибирска за 2018 год: доходы - 41,7 млрд. рублей, расходы - 43,1 млрд. рублей, дефицит - 1,4 млрд. рублей.
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста города Новосибирска на период 2019 - 2021 годов
Развитие города Новосибирска в среднесрочном периоде определяется как внешними, так и внутренними факторами, которые носят характер возможностей и ограничений социально-экономического развития.
Внешние факторы, такие как санкции со стороны Европейского Союза, США и ряда других стран, усиление конкуренции с иностранными поставщиками на внутреннем рынке в результате вступления России во Всемирную торговую организацию, а также высокие процентные ставки по кредитам способны оказать существенное негативное воздействие на развитие экономики города Новосибирска.
К внешним для города Новосибирска относятся и внутрироссийские факторы, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития города Новосибирска в прогнозном периоде, в их числе принятые в 2018 году решения в области бюджетно-налоговой политики (повышение ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 года с 18% до 20% приведет к временному ускорению инфляции); недостаточно быстрое восстановление инвестиционной и потребительской активности; возрастание демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте.
К внутренним факторам, сдерживающим социально-экономическое развитие города Новосибирска в среднесрочном периоде, относятся:
невысокие темпы роста доходов населения. Сохраняется отставание размера заработной платы и среднедушевого денежного дохода в регионе от среднероссийского уровня. Уровень бедности, рассчитываемый по Новосибирской области, превышает среднероссийский. Город Новосибирск как административный центр Новосибирской области обеспечивает максимальные значения показателей уровня жизни среди муниципальных образований региона, однако и он находится под воздействием региональной специфики, которая обусловлена в том числе природно-климатическими особенностями, удаленностью от столичных и ресурсодобывающих территорий, высокой стоимостью жизни (за счет повышенных зональных норм потребления, более высоких потребительских цен, характерных для крупных мегаполисов), а также значительной дифференциацией населения по уровню доходов;
технологическое отставание ведущих отраслей экономики города Новосибирска и низкий уровень применения научных разработок для производственных и хозяйственных нужд;
высокая степень износа инженерной и коммунальной инфраструктур города Новосибирска;
необеспеченность расходных полномочий собственной доходной базой, достаточной для решения задач социально-экономического развития территории, зависимость бюджета города Новосибирска от межбюджетных отношений и предоставляемых субсидий по важнейшим для развития города направлениям расходов.
Для эффективного решения приоритетных задач, стоящих перед городом Новосибирском в прогнозном периоде, необходимо устойчивое ресурсное обеспечение реализации соответствующих муниципальных полномочий. При этом традиционно высокая доля защищенных статей расходной части бюджета города Новосибирска и необходимость неукоснительного исполнения всех социальных обязательств перед населением существенно ограничивает возможности развития, в том числе в муниципальном секторе экономики города Новосибирска.
3. Направления социально-экономического развития города Новосибирска и показатели среднесрочного прогноза с учетом проведения мероприятий, предусмотренных муниципальными программами города Новосибирска
3.1. Демографическое развитие.
В период 2019 - 2021 годов сохранятся благоприятные тенденции демографического развития города Новосибирска. Рост численности населения города Новосибирска будет обеспечен главным образом за счет миграционного прироста населения.
Положительное влияние на демографические процессы будут оказывать меры государственной поддержки материнства и детства, меры, направленные на увеличение продолжительности жизни и снижение смертности, в том числе за счет формирования у жителей города Новосибирска мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физкультурой и спортом. Демографический прогноз также учитывает действие мер, направленных на обеспечение доступности отдыха детей, поддержку социально незащищенных слоев населения в рамках муниципальных программ города Новосибирска.
Город Новосибирск остается привлекательной территорией для проживания, работы, обучения. В связи с этим ожидается увеличение миграционного прироста за счет привлечения квалифицированных кадров, а также молодежи для получения профессионального образования и последующего закрепления специалистов и рабочих кадров в различных сферах деятельности. Миграционной прирост по-прежнему останется основной составляющей роста численности населения города Новосибирска. Параметры численности населения города Новосибирска представлены в таблице 1.
Таблица 1
Параметры численности населения города Новосибирска
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Численность постоянного населения |
|
|
|
|
|
|
на начало года |
тыс. человек |
1602,9 |
1612,8 |
1619,6 |
1626,5 |
1633,6 |
|
среднегодовая |
тыс. человек |
1607,9 |
1616,2 |
1623,1 |
1630,1 |
1637,2 |
|
2 |
Естественный прирост населения за год |
тыс. человек |
1,5 |
0,3 |
0,06 |
-0,5 |
-0,7 |
3 |
Миграционный прирост населения за год |
тыс. человек |
8,4 |
6,5 |
6,8 |
7,6 |
7,8 |
3.2. Занятость и заработная плата.
Прогноз показателей рынка труда и заработной платы в городе Новосибирске на среднесрочный период 2019 - 2021 годов разработан на основе результатов анализа ситуации, сложившейся в 2018 году, с учетом итогов сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, а также типизации хозяйствующих субъектов, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенной Федеральной налоговой службой Российской Федерации в 2016 году.
В прогнозном периоде формирование численности населения, занятого в экономике, учитывает влияние процессов снижения численности населения города Новосибирска в трудоспособном возрасте (в 2017 году число вышедших за его пределы трудоспособного возраста в 1,7 раза превысило вступивших в трудоспособный возраст), снижения численности работающих пенсионеров.
Положительное влияние на ситуацию на рынке труда в 2019 - 2021 годах окажет расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста, а также восстановление темпов миграционного прироста населения, в том числе иностранных квалифицированных специалистов.
При сохранении данных тенденций на рынке труда города Новосибирска в 2018 году по оценке среднегодовая численность занятых в экономике увеличится на 0,2% к уровню 2017 года, в прогнозном периоде ожидается увеличение на 0,1% ежегодно.
Прирост среднесписочной численности работников предприятий и организаций города Новосибирска будет обеспечен, главным образом, за счет бюджетной сферы - образования и здравоохранения, что обусловлено ростом численности населения города Новосибирска и востребованностью данных видов услуг. В среднесрочной перспективе в городе Новосибирске планируется ввод новых объектов образования и здравоохранения.
Реализация мероприятий по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, поддержка молодых специалистов в целях их социальной адаптации на первом рабочем месте, выработка новых механизмов содействия трудоустройству молодежи и лиц предпенсионного возраста будут способствовать снижению численности официально зарегистрированных безработных к концу прогнозного периода до 3,3 тыс. человек.
В прогнозном периоде рост заработной платы будет обеспечен в том числе за счет реализации мер по выявлению и устранению скрытых форм оплаты труда, создания и модернизации высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Учитывая, что в 2018 году динамика заработной платы в бюджетном секторе демонстрирует ускоренный рост (в связи с достижением целевых показателей по оплате труда отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации и категорий работников учреждений бюджетной сферы, которые не перечислены в указах Президента Российской Федерации), а также доведением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, в 2019 году в бюджетном секторе ожидается замедление роста заработной платы с дальнейшим ускорением в 2020 - 2021 годах. Параметры занятости населения и заработной платы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Параметры занятости населения и заработной платы
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. человек |
806,9 |
808,8 |
809,7 |
810,5 |
811,3 |
2 |
Среднесписочная численность работников предприятий и организаций |
тыс. человек |
655,3 |
659,0 |
659,7 |
661,0 |
662,3 |
3 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года |
тыс. человек |
4,1 |
3,4 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
4 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников |
рублей |
34608 |
37031 |
39623 |
42396 |
45364 |
3.3. Экономика.
3.3.1. Промышленное производство.
В 2019 - 2021 годах прогнозируется дальнейшее увеличение объемов отгруженной продукции предприятий города Новосибирска в действующих ценах.
Развитие промышленного сектора экономики города Новосибирска способствует обеспечению стабильного пополнения доходной части бюджета города Новосибирска, привлечению инвестиций в экономику, решает вопросы занятости населения, обеспечения граждан качественными товарами и услугами.
Важную роль в развитии промышленного производства играет Государственный оборонный заказ. Рост объема производства в среднесрочном периоде обусловлен выпуском компьютеров, электронных и оптических изделий следующими предприятиями: акционерным обществом "Новосибирский исследовательский институт измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна", акционерным обществом "Новосибирский приборостроительный завод", акционерным обществом "Новосибирский завод полупроводниковых приборов с особым конструкторским бюро", акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Восток", обществом с ограниченной ответственностью "Предприятие "Элтекс", холдинговой компанией "НЭВЗ-Союз".
Положительная динамика производства ожидается на предприятиях, выпускающих электрическое оборудование (публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ", акционерное общество "Электроагрегат", общество с ограниченной ответственностью "Сибэлектропривод"), прицепы и полуприцепы (открытое акционерное общество "Новосибирский авторемонтный завод"), машины и оборудование (закрытое акционерное общество "Завод Сибирского Технологического Машиностроения", публичное акционерное общество "Тяжстанкогидропресс", закрытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Труд", общество с ограниченной ответственностью "НПМ", акционерное общество "НЗХК-Инжиниринг").
По виду деятельности "Производство химических веществ и химических продуктов" рост производства прогнозируется за счет расширения производства акционерным обществом "СКТБ "Катализатор", наращивания выпуска продукции акционерным обществом "Сибиар", увеличения потребительского спроса на продукцию предприятий общества с ограниченной ответственностью лакокрасочный завод "Радуга".
Рост производства пищевых продуктов ожидается у филиала общества с ограниченной ответственностью "ОРИОН Интернейшнл Евро" в г. Новосибирске за счет ввода в действие новой линии по производству кондитерских изделий, общества с ограниченной ответственностью "Гулливер", закрытого акционерного общества Птицефабрики "Октябрьская", общества с ограниченной ответственностью "Торговая площадь" за счет наращивания выпуска продукции.
Общество с ограниченной ответственностью "С2 ГРУПП", общество с ограниченной ответственностью "Сибирские пуховые товары", акционерное общество "Синар", общество с ограниченной ответственностью Швейная фабрика "Приз" планируют увеличение выпуска текстильных изделий и пошива одежды. Планируется значительный рост объема производства кожи и изделий из кожи обществом с ограниченной ответственностью "ОБУВЬ РОССИИ".
В целях поддержки инновационной деятельности и стимулирования деятельности в сфере промышленности на территории города Новосибирска в прогнозном периоде продолжится реализация муниципальной программы города Новосибирска "Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска" на 2016 - 2020 годы.
Приоритетные направления деятельности мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) на 2019 - 2021 годы в сфере промышленности включают:
формирование правовых, организационных и экономических условий развития промышленности, улучшения финансового состояния предприятий, увеличения налогооблагаемой базы, а также комплексного социально-экономического развития города Новосибирска;
содействие повышению качества продукции, развитию высокотехнологичных производств;
развитие межрегиональных и международных экономических связей, взаимодействие с агропромышленным комплексом Новосибирской области с целью расширения рынков сбыта продукции новосибирских товаропроизводителей.
Параметры развития промышленного производства в городе Новосибирске представлены в таблице 3.
Таблица 3
Параметры развития промышленного производства
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) 1 |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" 2 |
млн. рублей |
288880,4 |
303324,4 |
321523,9 |
344030,6 |
364672,4 |
темп роста |
% к предыдущему году |
105,0 |
105,0 |
106,0 |
107,0 |
106,0 |
|
2 |
Количество организаций города Новосибирска, принявших участие в совместных мероприятиях, организованных в целях содействия продвижению товаров (работ, услуг) на региональные и международные рынки (днях делового сотрудничества, выставках, ярмарках и других мероприятиях) |
единиц |
226 |
266 |
250 |
255 |
255 |
3.3.2. Наука и инновации.
В прогнозном периоде приоритетными направлениями деятельности мэрии в сфере развития науки, технологий и инноваций станут:
формирование спроса на инновационную продукцию для муниципальных нужд;
финансовая поддержка инвестиционных и инновационных проектов для муниципальных нужд;
финансовая поддержка развития производства инновационной продукции в Новосибирске;
популяризация научной, научно-технической и инновационной деятельности среди детей и молодежи;
организация мероприятий, направленных на выявление талантливых, инновационно-активных детей и молодежи, развитие современной системы научно-технического творчества детей и молодежи;
финансовая поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов;
формирование эффективной системы коммуникаций в области науки, технологий и инноваций в целях повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям.
Параметры развития сферы науки и инноваций в городе Новосибирске представлены в таблице 4.
Таблица 4
Параметры развития сферы науки и инноваций
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ, услуг) крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности города Новосибирска |
процентов |
6,4 |
6,8 |
17,5 |
17,7 |
17,7 |
2 |
Количество новых видов товаров (работ, услуг), внедренных организациями научно-промышленного комплекса города Новосибирска, получившими муниципальную поддержку |
единиц |
28 |
40 |
40 |
40 |
40 |
3 |
Количество организаций научно-промышленного комплекса, осуществляющих производство инновационной продукции с предоставлением муниципальной поддержки |
организаций |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество инвестиционных проектов организаций научно-промышленного комплекса, реализуемых с предоставлением муниципальной поддержки |
проектов |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3.3.3. Предпринимательство.
В прогнозном периоде 2019 - 2021 годов сохранится вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие города Новосибирска, который обусловлен их наличием практически во всех видах экономической деятельности и ростом основных экономических показателей, характеризующих итоги работы. Создаются новые рабочие места, внедряются новые формы обслуживания, совершенствуется материально-техническая база, улучшается ассортимент реализуемых товаров субъектами малого и среднего предпринимательства, тем самым повышается качество жизни жителей города Новосибирска.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области на 01.01.2018 на территории города Новосибирска зарегистрировано 280 средних предприятий, 72153 малых и микропредприятий, 49141 индивидуальный предприниматель.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели. Среди них:
недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств для развития предпринимательской деятельности;
недостаток доступных производственных и офисных площадей;
недобросовестная конкуренция, в том числе со стороны крупного бизнеса;
правовая неграмотность самих предпринимателей и др.
Для формирования благоприятных условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске, реализуется муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска" на 2018 - 2020 годы, в рамках которой оказываются финансовые, учебно-методические, информационные меры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организуются и проводятся мероприятия и конкурсы, развивается инфраструктура поддержки предпринимательства (центр инноваций социальной сферы, бизнес-инкубаторы муниципального автономного учреждения "Городской центр развития предпринимательства").
Параметры развития предпринимательства в городе Новосибирске представлены в таблице 5.
Таблица 5
Параметры развития предпринимательства
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Темп роста среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий города Новосибирска |
% к предыдущему году |
102,0 |
102,5 |
103,0 |
103,5 |
104,0 |
2 |
Количество СМиСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения |
единиц |
751,9 |
791,0 |
795,0 |
799,0 |
803,0 |
3.3.4. Инвестиции.
Инвестиционная активность в прогнозном периоде будет возрастать за счет строительства и реконструкции общественно значимых объектов в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, дальнейшего развития территорий, застроенных ветхим и аварийным жилищным фондом, строительства и реконструкции объектов дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры.
Реализация ряда инфраструктурных проектов в городе Новосибирске планируется с привлечением средств федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области.
В прогнозном периоде деятельность мэрии будет направлена на содействие развитию инвестиционной деятельности предприятий и организаций города Новосибирска в целях создания новых или модернизации действующих производств, увеличения объемов производства, повышения качества производимой продукции, в том числе посредством предоставления субсидий из бюджета города Новосибирска субъектам инвестиционной деятельности.
В 2019 - 2021 годах ожидается рост инвестиций в основной капитал, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов:
реконструкция кинотеатра "Космос" для размещения Центра хоккейного мастерства (концессия);
реконструкция плавательного бассейна "Дельфин" по ул. Флотской, 26а (концессия);
реконструкция нежилого помещения по ул. Котовского, 20 для размещения спортивного объекта (концессия);
строительство плавательного бассейна по ул. Зорге (концессия);
строительство, реконструкция и модернизация газовых сетей города Новосибирска (концессия);
реконструкция зданий бань по ул. Вересаева, 2б и ул. 25 лет Октября, 19.
Параметры инвестиционной деятельности в городе Новосибирске представлены в таблице 6.
Таблица 6
Параметры инвестиционной деятельности
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним организациям) |
млн. рублей |
66091,5 |
71709,3 |
77250,6 |
83061,8 |
90094,3 |
индекс физического объема |
% к предыдущему году |
95,9 |
101,8 |
101,6 |
102,4 |
103,4 |
|
2 |
Количество реализуемых инвестиционных проектов (концессий) |
единиц |
24 |
22 |
26 |
29 |
33 |
3.3.5. Строительство.
Затянувшийся кризис в сфере строительства вызван общими для российской экономики проблемами:
сокращением собственных оборотных средств, которые являются основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций;
снижением доступности банковских кредитов для юридических и физических лиц;
сокращением объемов государственной поддержки;
падением реальных доходов населения.
В прогнозном периоде будет продолжена реализация мероприятий по обеспечению строительства объектов инженерной, коммунальной, дорожной и социальной инфраструктур, в том числе на территориях комплексной жилой застройки.
По оценке в 2018 году за счет всех источников финансирования будет введено 1050 тыс. кв. м общей площади жилья (101,2% к уровню 2017 года).
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в 2019 году ожидается уменьшение объема ввода в эксплуатацию жилья до 900 тыс. кв. м общей площади. В прогнозном периоде 2020, 2021 годов ожидается восстановление темпов ввода в действие жилых домов.
Приоритетным направлением развития территории города, помимо комплексного жилищного строительства, станет освоение участков, занимаемых ветхим и аварийным жилищным фондом, которое позволит получить новые свободные площадки и улучшить условия проживания граждан.
Мэрией разработана муниципальная программа "Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска" на 2019 - 2023 годы, мероприятия которой направлены на:
расселение граждан из аварийного жилищного фонда. По состоянию на 31.12.2017 в городе Новосибирске 174 дома признаны аварийными и подлежащими сносу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в которых проживает 1831 семья (4914 граждан). Общая площадь аварийного жилищного фонда составляет 71952,7 кв. м;
содействие улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
3.3.6. Потребительский рынок.
За период 2019 - 2021 годов оборот розничной торговли будет прирастать на 5 - 6% ежегодно, объем платных услуг населению - на 4% в год в текущих ценах.
В целях содействия развитию сферы потребительского рынка города Новосибирска продолжится реализация приоритетных направлений в рамках муниципальной программы города Новосибирска "Развитие сферы потребительского рынка" на 2017 - 2020 годы:
содействие сдерживанию роста цен на основные продовольственные товары через организацию и проведение ярмарочных мероприятий;
содействие повышению профессионального мастерства и престижа рабочих профессий сферы потребительского рынка города Новосибирска, в том числе проведение отраслевых конкурсов, фестивалей, мероприятий с участием работников и организаций сферы потребительского рынка;
поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
создание условий для обеспечения жителей города Новосибирска услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
проведение работы по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска: заключение договоров на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов, внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска;
проведение мониторинга исполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства, действующего в сфере потребительского рынка;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения города Новосибирска.
3.3.7. Международное сотрудничество и внешнеэкономические связи.
В целях расширения внешнеэкономических и международных связей города Новосибирска, увеличения внешнеторгового оборота, повышения инвестиционной привлекательности города Новосибирска в прогнозном периоде будет продолжена работа в рамках следующих направлений:
укрепление контактов с городами-побратимами Новосибирска;
участие в мероприятиях, организуемых Всемирной ассоциацией технополисов, Всемирной ассоциацией мэров зимних городов, городами-побратимами Новосибирска, другими зарубежными партнерами;
осуществление, в том числе совместно с Правительством Новосибирской области, деятельности по участию в международных выставках, ярмарках, презентациях, симпозиумах, семинарах, организуемых на территории города Новосибирска, а также за рубежом, для формирования и последовательного продвижения благоприятного имиджа города Новосибирска на международном уровне;
поиск новых партнеров города Новосибирска за рубежом;
содействие развитию торгово-экономических, гуманитарных и других связей города Новосибирска с городами стран ближнего и дальнего зарубежья;
организация и проведение культурных, спортивных и прочих мероприятий в городе Новосибирске с участием представителей иностранных государств.
3.4. Муниципальный сектор.
3.4.1. Образование.
Деятельность мэрии в сфере образования направлена на создание условий для предоставления доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, актуальным и перспективным запросам жителей города Новосибирска.
Сеть организаций сферы образования к 2021 году расширится, что обусловлено объективными демографическими тенденциями: ростом численности детей школьного и дошкольного возраста. Увеличение контингента обучающихся, а также участие города Новосибирска в реализации федеральных и региональных программ в сфере образования (в части строительства новых объектов) будет способствовать росту числа образовательных учреждений, а также увеличению численности педагогических кадров. Одновременно с расширением сети будет продолжена реорганизация учреждений сферы образования. Это сделает систему управления более мобильной и эффективной, позволит сократить расходы, более рационально использовать площади помещений образовательных организаций.
Параметры развития сети образовательных организаций города Новосибирска представлены в таблице 7.
Таблица 7
Параметры развития сети образовательных организаций города Новосибирска
N |
Параметр |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество организаций муниципальной формы собственности |
единиц |
506 |
505 |
513 |
514 |
515 |
2 |
Среднесписочная численность работников |
человек |
35151 |
35443 |
35747 |
35819 |
35891 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
25298 |
26057 |
26839 |
27644 |
28197 |
Параметры численности контингента обучающихся по уровням муниципальной системы образования города Новосибирска представлены в таблице 8.
Таблица 8
Параметры численности контингента обучающихся по уровням муниципальной системы образования города Новосибирска
N |
Параметр |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Численность воспитанников в системе дошкольного образования |
человек |
84012 |
87712 |
90212 |
92712 |
93212 |
2 |
Численность обучающихся в системе общего школьного образования, в том числе: |
человек |
169381 |
173060 |
177090 |
181090 |
182190 |
по программам начального общего образования |
человек |
75127 |
76354 |
78040 |
79756 |
80256 |
|
по программам основного общего образования |
человек |
77547 |
78773 |
80116 |
81459 |
81959 |
|
по программам среднего общего образования |
человек |
16707 |
17933 |
18934 |
19875 |
19975 |
|
3 |
Численность обучающихся в рамках дополнительных общеобразовательных программ |
человек |
88358 |
100528 |
100628 |
100728 |
100828 |
В условиях значительного прироста численности детей дошкольного и школьного возраста актуальной остается задача создания дополнительных мест в школах и дошкольных учреждениях в целях обеспечения доступности услугами дошкольного образования детей в возрасте от 1 до 7 лет и уменьшения количества школьников, занимающихся во вторую смену. Частично она может быть решена за счет более рационального использования имеющихся площадей, однако для создания полноценных условий организации образовательной деятельности и внеурочной занятости детей необходим ввод в эксплуатацию новых объектов.
Эта проблема в городе Новосибирске решается как собственными силами, так и посредством участия в реализации федеральных программ строительства современных школ, детских садов.
В 2018 году введены в эксплуатацию 4 школы на 2289 мест:
школа N 82 по ул. Гоголя, 195 в Дзержинском районе на 700 мест (капитальный ремонт здания со строительством пристройки);
школа N 214 по ул. Первомайской, 220/1 в Первомайском районе на 1250 мест;
специальная (коррекционная) школа N 37 по ул. Прибрежной, 2 в Железнодорожном районе на 220 мест;
школа N 183 по ул. Петухова, 86 в Кировском районе (пристройка на 119 мест (спортивный зал и учебные мастерские)).
Ведется активное строительство здания школы N 215 по ул. Титова, 242/1 в Ленинском районе на 1100 мест; детского сада N 154 по ул. Виктора Шевелева, 25 в Кировском районе на 220 мест. Проводится капитальный ремонт здания (здание бывшего детского дома) детского сада N 388 по ул. Макаренко, 17/1 на 210 мест в Калининском районе.
В 2018 году в Российской Федерации вступила в действие программа по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. В рамках данной программы в 2019 - 2020 годах на территории города планируется осуществить строительство и реконструкцию с увеличением объема 7 детских садов с ясельными группами.
В прогнозном периоде планируется продолжить строительство и реконструкцию зданий учреждений образования, в том числе:
школы по ул. Виктора Шевелева в Кировском районе на 1100 мест;
школы по ул. Виталия Потылицына в Октябрьском районе на 1100 мест;
школы по ул. Тюленина в Калининском районе на 1100 мест;
школы по ул. Охотской в Заельцовском районе на 525 мест;
школы младших классов для лицея N 130 им. академика М. А. Лаврентьева на 525 мест;
детского сада по ул. Петухова, 160/2 в Кировском районе на 220 мест;
детского сада по ул. Спортивной, 19/1 в Ленинском районе на 220 мест;
детского сада-яслей по ул. Чехова, 198 в Октябрьском районе на 120 мест;
детского сада-яслей по ул. Кошурникова, 29/2 в Дзержинском районе на 80 мест;
детского сада по ул. В. Высоцкого в Октябрьском районе на 165 мест;
детского сада по ул. Кочубея, 9/3 в Калининском районе на 80 мест;
детского сада по ул. Марата в Первомайском районе на 220 мест;
детского сада по ул. Толбухина, 31/1 на 280 мест.
Приоритетные направления развития сферы образования в городе Новосибирске в 2019 - 2021 годах и основные задачи деятельности мэрии в сфере образования определяются с учетом реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой города Новосибирска "Развитие сферы образования города Новосибирска" на 2018 - 2021 годы:
дальнейшее развитие современной инфраструктуры и укрепление материально-технической базы учреждений образования как базового условия качественного образования;
создание дополнительных мест в системе общего, дошкольного и дополнительного образования;
внедрение новых методов обучения, образовательных технологий, обеспечивающих достижение учащимися планируемых результатов в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов;
совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся;
создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
повышение эффективности работы по развитию профессионального потенциала педагогов и руководителей, формированию управленческого кадрового резерва;
усиление работы по созданию безопасного образовательного пространства в образовательных организациях общего, дошкольного и дополнительного образования;
внедрение современных моделей, форм и технологий воспитания, обеспечивающих социальное и гражданское становление личности;
обеспечение равных возможностей и условий в получении качественного образования и позитивной социализации детей, независимо от их национальности, состояния здоровья, социально-экономического состояния семьи;
расширение и совершенствование форм общественного участия в управлении образованием на принципах открытости, доступности, сотрудничества.
Ожидаемые параметры качества и доступности образования в городе Новосибирске представлены в таблице 9.
Таблица 9
Ожидаемые параметры качества и доступности образования в городе Новосибирске
N |
Параметры |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Новосибирска, в сумме численности детей в возрасте от 1 до 7 лет, обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Новосибирска, и численности детей в возрасте от 1 до 7 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования муниципальных дошкольных образовательных организациях города Новосибирска |
процентов |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
2 |
Доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене по данным предметам |
процентов |
97,5 |
83,5 |
93,6 |
93,7 |
93,7 |
3 |
Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам в муниципальных образовательных организациях города Новосибирска, в общей численности детей указанного возраста |
процентов |
64,4 |
68,7 |
69,7 |
69,8 |
69,8 |
4 |
Доля руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Новосибирска, освоивших дополнительные профессиональные программы, в общей численности руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Новосибирска |
процентов |
39,9 |
41,7 |
41,8 |
41,9 |
41,9 |
3.4.2. Культура.
Совершенствование сферы культуры направлено на создание условий для обеспечения доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности. Деятельность муниципальных организаций сферы культуры направлена на повышение доступности и качества культурных благ для населения, повышения их культурного уровня, в том числе творческое развитие личности.
Параметры функционирования муниципальной сети культурно-досуговых учреждений представлены в таблице 10.
Таблица 10
Параметры функционирования муниципальной сети культурно-досуговых учреждений и организаций
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество досуговых учреждений и организаций: |
|
|
|
|
|
|
кинотеатры |
единиц |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
дворцы и дома культуры |
единиц |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
|
драматические театры |
единиц |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
парки |
единиц |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
другие досуговые учреждения и предприятия культуры |
единиц |
7 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
2 |
Музыкальные, художественные школы и школы искусств: |
|
|
|
|
|
|
детские музыкальные школы |
единиц |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
детские художественные школы |
единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
школы искусств |
единиц |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
численность учащихся |
человек |
13219 |
13219 |
13219 |
13219 |
13219 |
|
3 |
Количество массовых библиотек, включая филиалы, в том числе: |
единиц |
72 |
72 |
72 |
72 |
72 |
детских |
единиц |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
|
4 |
Среднесписочная численность работников |
человек |
3705 |
3858 |
3858 |
3858 |
3858 |
5 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
29500 |
29900 |
29950 |
30010 |
30040 |
В целях создания максимально благоприятных условий для рационального и духовно-содержательного использования горожанами своего свободного времени, повышения их культурного уровня и организации творчески-созидательной деятельности реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Развитие сферы культуры города Новосибирска" на 2017 - 2020 годы.
В прогнозном периоде деятельность в сфере культуры будет направлена на:
проведение культурно-досуговых, информационно-просветительских мероприятий для разных категорий населения;
обеспечение реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ в области искусств;
сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек города Новосибирска;
формирование современной городской среды в целях повышения качества и комфорта для проживания и отдыха на территории города Новосибирска;
формирование доступной культурной среды, обеспечивающей доступ к объектам и услугам в сфере культуры для жителей с ограниченными возможностями здоровья.
Параметры обеспечения жителей города Новосибирска услугами муниципальных организаций сферы культуры представлены в таблице 11.
Таблица 11
Параметры обеспечения жителей города Новосибирска услугами муниципальных организаций сферы культуры
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры |
процентов |
8,2 |
7,7 |
7,6 |
7,6 |
7,5 |
2 |
Доля муниципальных публичных библиотек города Новосибирска, пространство которых модернизировано в библиотеки нового поколения, в общем количестве муниципальных публичных библиотек города Новосибирска |
процентов |
8,4 |
8,3 |
8,3 |
8,3 |
8,3 |
3.4.3. Молодежная политика.
Деятельность в сфере молодежной политики города Новосибирска направлена на сохранение и совершенствование ее инфраструктуры, вовлечение молодежи в социально значимую и общественно полезную деятельность, культурную жизнь общества.
Параметры функционирования сети муниципальных учреждений молодежной политики представлены в таблице 12.
Таблица 12
Параметры функционирования сети муниципальных учреждений молодежной политики
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество учреждений сферы молодежной политики, в том числе: |
единиц |
27 |
24 |
24 |
24 |
24 |
молодежные центры |
единиц |
19 |
18 |
18 |
18 |
18 |
|
центры психолого-педагогической помощи и поддержки молодежи |
единиц |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
центры патриотического воспитания и музейно-краеведческой деятельности |
единиц |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
2 |
Среднесписочная численность работников |
человек |
1526 |
1456 |
1456 |
1456 |
1456 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
18044 |
19538 |
19600 |
19640 |
19690 |
В целях организации и осуществления мероприятий по работе с молодежью разработана муниципальная программа города Новосибирска "Развитие сферы молодежной политики в городе Новосибирске" на 2018 - 2021 годы, мероприятиями которой предусмотрено:
содействие формированию активной жизненной позиции молодежи;
содействие молодежи в трудной жизненной ситуации;
гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
содействие в выборе профессии и ориентирование на рынке труда;
содействие формированию здорового образа жизни в молодежной среде;
поощрение научной, творческой и инновационной деятельности студентов и студенческих семей;
развитие и укрепление материально-технической базы сети учреждений сферы молодежной политики;
развитие и поддержка информационно-аналитического и кадрового обеспечения сферы молодежной политики.
Параметры результатов работы с молодежью в городе Новосибирске представлены в таблице 13.
Таблица 13
Параметры результатов работы с молодежью в городе Новосибирске
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Доля молодежи, охваченной деятельностью муниципальных учреждений сферы молодежной политики, от общей численности молодежи, проживающей в городе Новосибирске |
процентов |
5,1 |
5,2 |
5,3 |
5,4 |
5,5 |
2 |
Количество посещений интернет-ресурсов муниципальных учреждений сферы молодежной политики |
посещений |
137000 |
150000 |
160000 |
170000 |
180000 |
3 |
Доля муниципальных помещений и спортивных сооружений муниципальных учреждений сферы молодежной политики, отремонтированных и оснащенных оборудованием, от общего количества муниципальных помещений и спортивных сооружений муниципальных учреждений сферы молодежной политики |
процентов |
5,8 |
6,6 |
12,4 |
21,9 |
33,6 |
3.4.4. Физическая культура и спорт.
Деятельность в сфере физической культуры и спорта направлена на увеличение числа жителей города Новосибирска, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с целью формирования здорового образа жизни жителей города Новосибирска.
Параметры функционирования сети муниципальных организаций сферы физической культуры и спорта представлены в таблице 14.
Таблица 14
Параметры функционирования сети муниципальных организаций сферы физической культуры и спорта
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество организаций дополнительного образования сферы физической культуры и спорта 3, в том числе: |
единиц |
16 |
17 |
17 |
17 |
17 |
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва |
единиц |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
|
детско-юношеских спортивных школ |
единиц |
7 |
7 |
9 |
9 |
9 |
|
другие учреждения дополнительного образования сферы физической культуры и спорта |
единиц |
- |
1 |
- |
- |
- |
|
2 |
Среднесписочная численность работников |
человек |
2308 |
2315 |
2315 |
2315 |
2315 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
28454 |
28985 |
29010 |
29050 |
29100 |
В целях создания условий для развития на территории города Новосибирска физической культуры и спорта реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске" на 2017 - 2020 годы, в рамках которой в прогнозном периоде будет продолжена работа по:
созданию условий для привлечения жителей к занятиям физической культурой и спортом;
проведению физкультурных и спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятий для разных категорий населения;
реализации мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" среди обучающихся в образовательных учреждениях города Новосибирска;
развитию детско-юношеского спорта и подготовке спортивного резерва;
популяризации массового спорта;
развитию инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе используя механизм муниципально-частного партнерства.
Параметры результатов развития массового спорта в городе Новосибирске представлены в таблице 15.
Таблица 15
Параметры результатов развития массового спорта в городе Новосибирске
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом |
процентов |
32,2 |
32,5 |
32,8 |
33,0 |
33,3 |
2 |
Количество спортивных сооружений по видам: |
|
|
|
|
|
|
стадионы с трибунами на 1500 мест и более |
единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
плоскостные спортивные сооружения и залы |
единиц |
147 |
147 |
147 |
147 |
147 |
|
плавательные бассейны крытые |
единиц |
40 |
40 |
40 |
41 |
41 |
|
3 |
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений |
человек |
20392 |
20392 |
20392 |
20464 |
20464 |
4 |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в муниципальных учреждениях сферы физической культуры и спорта |
тыс. человек |
16,5 |
16,7 |
16,9 |
17,1 |
17,1 |
3.4.5. Социальная политика.
Муниципальная политика в сфере социальной поддержки населения представляет собой комплекс мероприятий, предупреждающих попадание уязвимых групп населения в зону крайнего социального неблагополучия, предоставление адресной социальной помощи.
Параметры функционирования сети муниципальных учреждений социальной политики представлены в таблице 16.
Таблица 16
Параметры функционирования сети муниципальных учреждений социальной политики
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество организаций муниципальной формы собственности |
единиц |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
2 |
Среднесписочная численность работников |
человек |
2874 |
2714 |
2714 |
2714 |
2714 |
3 |
Среднемесячная заработная плата работников |
рублей |
26292 |
28448 |
30136 |
31735 |
33408 |
В целях повышения эффективности и качества социального обслуживания и социальной поддержки населения, организации деятельности в сфере опеки и попечительства продолжится реализация муниципальной программы города Новосибирска "Социальная поддержка населения города Новосибирска" на 2017 - 2020 годы, мероприятия которой направлены на создания условий для улучшения качества жизни наименее защищенных категорий населения:
повышение уровня жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социальную поддержку семей с детьми, ветеранов Великой Отечественной войны, граждан пожилого возраста;
формирование доступной среды жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями;
создание условий для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, совершенствование деятельности в сфере опеки и попечительства;
формирование установок здорового образа жизни и проведение работ по охране здоровья.
Параметры результатов деятельности в сфере социальной поддержки населения представлены в таблице 17.
Таблица 17
Параметры результатов деятельности в сфере социальной поддержки населения
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Новосибирска |
выплаты |
133521 |
138981 |
134814 |
133365 |
133365 |
2 |
Количество дополнительных социальных услуг, предоставленных инвалидам и другим маломобильным группам населения |
часы |
64447 |
84933 |
92300 |
97100 |
97100 |
3 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан, от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Новосибирска |
процентов |
93,0 |
92,1 |
92,1 |
92,2 |
92,6 |
3.4.6. Взаимодействие с общественными объединениями, некоммерческими организациями и территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС).
Основной целью деятельности в сфере общественных связей является создание условий для реализации прав, интересов и общественных инициатив, формирования активной гражданской позиции по общественно значимым вопросам на территории города Новосибирска.
В рамках реализации муниципальной программы "Муниципальная поддержка общественных инициатив" на 2017 - 2020 годы деятельность в сфере общественных связей в прогнозном периоде будет направлена на взаимодействие с общественными объединениями, некоммерческими организациями, развитие институтов гражданского общества и гражданских инициатив, содействие развитию благотворительной деятельности и добровольчеству. В целях поддержания стабильной общественно-политической обстановки, профилактики экстремистских проявлений, межнационального и межконфессионального напряжения будет продолжена работа по пропаганде духовно-нравственных ценностей, в том числе в детской и молодежной среде, а также по информированию населения о реализации национальной политики на территории города Новосибирска.
Параметры социальной устойчивости развития города Новосибирска представлены в таблице 18.
Таблица 18
Параметры социальной устойчивости развития города Новосибирска
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество мероприятий, проводимых общественными организациями |
единиц |
9550 |
9560 |
9570 |
9580 |
9590 |
2 |
Количество советов ТОС |
единиц |
139 |
140 |
141 |
142 |
143 |
3 |
Число мероприятий, проводимых органами ТОС |
единиц |
5220 |
5250 |
5275 |
5280 |
5285 |
3.4.7. Транспортная инфраструктура.
Общественный пассажирский транспорт является важнейшей частью городской инфраструктуры. Его устойчивое развитие и эффективное функционирование в значительной степени влияют на социальный климат в городе Новосибирске.
В целях повышения уровня транспортного обслуживания населения реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Создание условий для организации транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска" на 2016 - 2020 годы.
В прогнозном периоде деятельность будет направлена на:
расширение и усовершенствование маршрутной сети общественного пассажирского транспорта;
поддержание бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
обновление подвижного состава и введение безналичной системы оплаты проезда;
обеспечение комфортных условий пассажирам при предоставлении транспортных услуг путем создания приоритета для движения общественного транспорта.
Параметры маршрутной сети общественного пассажирского транспорта представлены в таблице 19.
Таблица 19
Параметры маршрутной сети общественного пассажирского транспорта
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество пассажиров, перевезенных городским пассажирским транспортом города Новосибирска |
тыс. человек |
435625,7 |
428200,0 |
430340,0 |
432490,0 |
434650,0 |
2 |
Доля перевозок, зарегистрированных в транспортной платежной системе "Электронный проездной - Новосибирск" |
процентов |
47,8 |
48,8 |
48,9 |
48,9 |
49,0 |
3 |
Количество перевезенных льготных пассажиров городским пассажирским транспортом города Новосибирска 4 |
тыс. человек |
135009 |
136960 |
137645 |
138333 |
139025 |
4 |
Обновление подвижного состава |
единиц |
12 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3.4.8. Дорожное строительство, благоустройство и озеленение.
Одним из основных приоритетов в дорожной деятельности является увеличение протяженности и повышение пропускной способности автомобильных дорог, обусловленное растущими темпами застройки территории города Новосибирска и увеличением количества транспортных средств. Особое внимание уделяется повышению уровня содержания автомобильных дорог и улучшению их технического состояния.
В целях обеспечения деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Новосибирска и обеспечения безопасности дорожного движения на них" на 2016 - 2020 годы.
В прогнозном периоде деятельность будет направлена на:
повышение безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;
организацию и осуществление строительства и реконструкции дорог, мостовых переходов;
организацию и осуществление ремонта и текущего содержания уличной дорожной сети;
обеспечение нормативного уровня текущего содержания объектов внешнего благоустройства.
Параметры поддержания и развития элементов дорожно-транспортной сети города Новосибирска представлены в таблице 20.
Таблица 20
Параметры поддержания и развития элементов дорожно-транспортной сети города Новосибирска
N |
Показатель |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Протяженность участков автомобильных дорог, введенных в эксплуатацию по результатам их строительства и реконструкции |
км |
- |
1,346 |
0,676 |
- |
- |
2 |
Площадь участков автомобильных дорог, в отношении которых проведены работы по ремонту |
кв. м |
703927,0 |
465012,0 |
728762,0 |
399662,0 |
399662,0 |
3 |
Площадь территорий и объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог, ответственность за содержание которых возложена на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии |
тыс. кв. м |
9765,4 |
9963,6 |
9963,6 |
9963,6 |
9963,6 |
4 |
Площадь территорий и объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог, ответственность за содержание которых возложена на администрации районов (округа по районам) города Новосибирска |
тыс. кв. м |
28003,9 |
30372,9 |
30372,9 |
30372,9 |
30372,9 |
3.4.9. Жилищно-коммунальный комплекс.
Основными направлениями в данной сфере деятельности являются:
благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Новосибирска;
развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры города Новосибирска;
обеспечение сохранности, реконструкции, модернизации и ремонта жилищного фонда;
улучшение жилищных условий жителей города Новосибирска.
Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города Новосибирска обеспечивается участием в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п.
В прогнозном периоде создание благоприятных условий проживания граждан на территории города Новосибирска будет реализовано в рамках муниципальных программ города Новосибирска "Жилищно-коммунальное хозяйство города Новосибирска" на 2016 - 2020 годы, "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске" на 2011 - 2020 годы и "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы.
Приведение объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в нормативное состояние позволит снизить износ сетей коммунальной инфраструктуры, сократить потери коммунальных ресурсов при их транспортировке и не допускать аварии и отключения продолжительностью более одних суток на объектах жилищно-коммунального хозяйства города Новосибирска.
Уровень износа коммунальной инфраструктуры к концу 2021 года будет снижаться, в том числе: уровень износа сетей теплоснабжения составит 61,4%, уровень износа сетей водоснабжения - 66,8%, уровень износа сетей водоотведения - 61,7%.
Повышение уровня благоустройства дворовых территорий, в том числе с вовлечением заинтересованных лиц в реализацию мероприятий по благоустройству, способствует созданию безопасной, комфортной, функциональной и эстетически привлекательной среды проживания и отдыха жителей города Новосибирска. К концу прогнозного периода ожидается увеличение доли благоустроенных дворовых территорий с 2,9% от общего количества дворовых территорий, определенной в 2017 году в ходе проведения инвентаризации, до 8,5%.
3.4.10. Безопасность.
На территории города Новосибирска сохраняется риск возникновения чрезвычайных ситуаций:
техногенного характера, вызванных:
пожарами (взрывами) в жилом секторе и садово-дачных обществах из-за неосторожного обращения с огнем, в том числе при курении, нарушении правил устройства и эксплуатации электрооборудования, нарушении правил монтажа и эксплуатации электропроводки и систем печного отопления, несоблюдении правил эксплуатации газовых приборов;
дорожно-транспортными происшествиями на автомобильных дорогах с высокой интенсивностью движения, особенно в вечернее время суток из-за утомляемости водителей, плохой видимости на дороге, отсутствия освещения на отдельных участках дорог;
наличием на территории города Новосибирска 60 потенциально опасных объектов;
антропогенного характера, вызванных несоблюдением общепринятых правил поведения на водных объектах и употреблением алкогольных напитков, нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами, купанием в необорудованных и необследованных местах, оставлением детей без присмотра вблизи водоемов. Наиболее опасными водными объектами в городе Новосибирске являются котлован на Юго-Западном жилом массиве, Обское водохранилище, река Обь;
природного характера, вызванных:
пожарами из-за нарушения населением правил пожарной безопасности при нахождении в городских лесах и высокого класса пожароопасности погодно-климатических условий;
подтоплением в пиковый период весеннего паводка садовых участков Первомайского и Советского районов, находящихся в пойменной части реки, вследствие подъема уровня воды в реке Оби.
С целью развития систем безопасности и защиты жителей города от чрезвычайных ситуаций реализуется муниципальная программа города Новосибирска "Создание условий для организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территории города Новосибирска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2017 - 2020 годы.
С целью создания условий для профилактики правонарушений на территории города Новосибирска разработана муниципальная программы "Профилактика правонарушений на территории города Новосибирска" на 2019 - 2021 годы, мероприятия которой в прогнозном периоде будут направлены на:
принятие активных мер, направленных на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение;
развитие правосознания граждан и формирование активной гражданской позиции в сфере профилактики правонарушений;
профилактику наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств на территории города Новосибирска.
3.4.11. Связь и информатизация.
Одним из условий повышения уровня муниципального управления является наличие отвечающих современным требованиям информационных ресурсов. Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования становятся определяющим фактором уровня развития гражданского общества.
В рамках реализации муниципальной программы города Новосибирска "Электронный Новосибирск" на 2017 - 2020 годы осуществляется создание и техническая поддержка внешних и внутренних порталов мэрии, информационных систем, развитие системы электронного документооборота, формирование муниципальной телекоммуникационной сети, развитие системы видеоконференцсвязи. Повышается уровень открытости органов местного самоуправления путем размещения информации об их деятельности на общедоступных электронных ресурсах и внедрения новых технологичных форм взаимодействия с населением и организациями.
В прогнозном периоде планируется:
дальнейшее развитие муниципального портала мэрии, в том числе в целях исполнения плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Новосибирске на 2016 - 2030 годы;
расширение функциональных возможностей мобильного приложения "ЭтоНово" в части добавление функций проведения голосований и видеотрансляций;
развитие геоинформационного портала муниципальной информационной системы "Мой Новосибирск", интегрированной с картографическим модулем, содержащей информацию об объектах городской инфраструктуры, отключениях систем жизнеобеспечения города Новосибирска и оповещения пользователей о проблемах городского хозяйства;
модернизация муниципальной информационной системы "Автоматизированная система общественных кладбищ города Новосибирска";
расширение функционала муниципальной информационной системы по учету объектов связи;
доработка информационной системы "Схема размещения нестационарных торговых объектов" с выведением в публичный доступ;
продолжение практики предоставления муниципальных услуг мэрии и организации межведомственного взаимодействия в электронном виде.
Параметры развития муниципальных информационных ресурсов города Новосибирска представлены в таблице 21.
Таблица 21
Параметры развития муниципальных информационных ресурсов города Новосибирска
N |
Параметр |
Единица измерения |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Количество муниципальных информационных систем |
систем |
7 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
Количество пользователей, подключенных к сети мэрии, в отношении которых осуществляется обслуживание и поддержка |
пользователей |
7071 |
не менее 7000 |
не менее 7000 |
не менее 7000 |
не менее 7000 |
3 |
Количество зарегистрированных действий пользователей (активация, сообщения, подписка) в муниципальной информационной системе "Мой Новосибирск" |
зарегистрированных действий |
25165 |
29500 |
32500 |
35500 |
35500 |
4 |
Количество отправленных смс-уведомлений пользователям об отключениях систем жизнеобеспечения, участии в городских программах, решении заявленных проблем в системе городского хозяйства |
уведомлений |
300000 |
230550 |
264550 |
298550 |
298550- |
5 |
Коэффициент готовности сети передачи данных |
процентов |
99,7% |
не менее 99% |
не менее 99% |
не менее 99% |
не менее 99% |
3.5. Показатели прогноза социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2019 - 2021 годов указаны в приложении к прогнозу социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2019 - 2021 годов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.