Приказ Министерства образования Новосибирской области от 20 февраля 2019 г. N 373
"Об утверждении Положения о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области"
В целях обеспечения проверки работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области, в соответствии с приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования", от 07.11.2018 N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", с учетом письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.12.2018 N 10-987 "О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области.
2. Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования" (Ярославцева Н.В.) обеспечить ознакомление председателей, заместителей председателей и членов предметных комиссий Новосибирской области с настоящим приказом не позднее, чем за три дня до начала проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
3. Признать утратившими силу:
1) приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.05.2014 N 1242 "Об утверждении положения о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области";
2) приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 04.07.2014 N 1590 "О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.05.2014 N 1242".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
С.В. Федорчук |
Положение
о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области
(утв. приказом Минобразования Новосибирской области от 20 февраля 2019 г. N 373)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России) и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) от 07.11.2018 N 189/1513 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (далее - Порядок N 189/1513) и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (далее - Порядок N 190/1512), с учетом письма Рособрнадзора от 29.12.2018 N 10-987 "О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году".
2. В Положении определяются цели, порядок формирования и структура предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области (далее - предметные комиссии), их полномочия и функции, а также порядок организации их работы.
3. Предметные комиссии создаются в целях осуществления проверки развернутых ответов участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области (далее - ГИА) по соответствующим учебным предметам.
4. Предметные комиссии в своей работе руководствуются:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
Порядком N 189/1513;
Порядком N 190/1512;
методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического обеспечения ГИА;
нормативными правовыми актами и инструктивными документами Новосибирской области по вопросам организации и проведения ГИА в Новосибирской области;
настоящим Положением;
иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.
5. Положение доводится до сведения участников ГИА, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных организаций не позднее, чем за 1 (один) месяц до начала проведения ГИА.
II. Состав, структура и порядок формирования предметных комиссий
6. Предметные комиссии создаются по следующим учебным предметам: русскому языку, математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
Формирование составов предметных комиссий организуется председателем государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК) по представлению председателей предметных комиссий. Кандидатуры председателей предметных комиссий согласовываются Рособрнадзором. Составы предметных комиссий утверждаются приказом министерства образования Новосибирской области (далее - Минобразования Новосибирской области).
Количественный состав, наличие и количество заместителей председателей предметных комиссий определяется исходя из числа участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ, установленных Порядками N 189/1513, N 190/1512.
7. Общее руководство и координацию деятельности предметных комиссий по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя.
Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в образовательных организациях не менее трех лет;
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Минобразования Новосибирской области.
При формировании состава предметных комиссий исключается возможность возникновения конфликта интересов.
8. В состав предметных комиссий входят председатель, заместители председателя и члены предметных комиссий: учителя общеобразовательных организаций, методисты и преподаватели профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее - педагогические работники).
В состав предметных комиссий включаются педагогические работники успешно прошедшие квалификационное испытание.
9. Педагогическим работникам - кандидатам для включения в состав предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников ГИА по образовательным программам среднего общего образования по результатам квалификационного испытания присваивается один из трех статусов: "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметных комиссий, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА в составе предметных комиссий, в том числе в качестве третьего эксперта, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА в составе предметных комиссий.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт:
организационной работы в предметных комиссиях или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметных комиссий входит менее 10 человек;
оценивания развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых предметных комиссий.
Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" присваиваются педагогическим работникам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА.
10. Педагогическим работникам - кандидатам в члены предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников ГИА по образовательным программам основного общего образования по результатам квалификационного испытания присваивается статус "эксперт".
11. Соответствующий статус "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт", "эксперт" присваивается педагогическому работнику - кандидату в члены предметной комиссии, прошедшему квалификационное испытание, в соответствии с показателями согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам (Приложение к настоящему Положению), сроком на один год.
III. Полномочия и функции предметных комиссий, председателя и экспертов предметных комиссий
12. Предметные комиссии осуществляют деятельность в период организации и проведения ГИА на территории Новосибирской области и прекращают свою деятельность с момента утверждения Минобразования Новосибирской области председателей предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников ГИА Новосибирской области на следующий период.
13. В рамках проведения ГИА предметные комиссии осуществляют проверку развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА в установленном порядке.
14. Председатель предметной комиссии в период подготовки и проведения ГИА осуществляет:
организацию ежегодного обучения (обучающих семинаров) специалистов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций;
представление в ГЭК предложений по составу предметной комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором (далее - федеральная предметная комиссия);
организацию согласования подходов к оцениванию между экспертами, проводимого в день начала проверки экзаменационных работ участников ГИА;
подбор экспертов для привлечения к работе в конфликтной комиссии Новосибирской области из числа членов предметных комиссий со статусом "ведущий эксперт" или "старший эксперт";
отбор экзаменационных работ участников ГИА, вызвавших сложности в оценивании;
формирование графика работы предметной комиссии по согласованию с руководителем Регионального центра обработки информации (далее - РЦОИ);
консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
взаимодействие с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии Новосибирской области, федеральной комиссией по разработке контрольно-измерительных материалов;
информирование ГЭК о нарушении экспертом предметной комиссии установленного порядка проведения ГИА;
экспертизу контрольно-измерительных материалов для проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования на территории Новосибирской области, сформированных с помощью интернет-системы формирования экзаменационных материалов;
анализ статистических результатов работы членов предметных комиссий, результатов третьей проверки и подготовку аналитического отчета о результатах ГИА в текущем году.
15. Председатель предметной комиссии в период подготовки и проведения ГИА участвует в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, организуемых федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений".
16. Члены предметных комиссий осуществляют проверку развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА в установленном порядке.
17. Предметные комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с ГЭК, РЦОИ, федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений".
IV. Организация работы предметных комиссий
18. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий осуществляет РЦОИ.
19. Предметные комиссии работают в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа. Минобразования Новосибирской области и ГЭК обеспечивают предметные комиссии изолированными помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ.
20. В местах работы предметных комиссий могут присутствовать:
члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования Минобразования Новосибирской области - по решению соответствующих органов.
21. В период организации и проведения ГИА предметные комиссии осуществляют проверку развернутых ответов участников ГИА, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2).
22. Председатель предметной комиссии по соответствующему учебному предмету не позднее чем за 14 (четырнадцать) дней до начала обработки экзаменационных материалов ГИА:
согласует с руководителем РЦОИ расписание работы предметной комиссии во время проведения обработки экзаменационных материалов по данному учебному предмету;
передает руководителю РЦОИ расписание работы членов предметной комиссии с указанием, является ли он членом федеральной предметной комиссии.
23. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" в день проведения экзамена.
24. В день начала проверки развернутых ответов участников ГИА председатель предметной комиссии проводит оперативное согласование с членами предметной комиссии подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА.
При проверке развернутых ответов участников ГИА члены предметной комиссии руководствуются критериями оценивания развернутых ответов.
25. Во время работы предметной комиссии ее членам запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, портативные персональные компьютеры (ноутбуки, планшеты и другие электронные средства);
выносить из аудитории экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах;
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя предметной комиссии, у консультанта.
Если у члена предметной комиссии возникают вопросы или проблемы, он обращается к председателю предметной комиссии или руководителю РЦОИ.
26. При организации обмена экзаменационными работами участников ГИА между субъектами Российской Федерации к проверке таких работ привлекаются члены предметных комиссий, назначенные председателем предметной комиссии.
27. До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или по решению ГЭК предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ участников экзаменов, проходивших ГИА на территории Российской Федерации или за ее пределами.
По решению Минобразования Новосибирской области предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ участников экзаменов, проходивших ГИА на территории Новосибирской области. Перепроверку проводят члены предметных комиссий со статусом "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году.
28. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель предметной комиссии и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием председателя ГЭК.
29. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ГИА, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотребления установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, члены предметных комиссий привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Положению о предметных комиссиях
по проверке экзаменационных работ участников
государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования
на территории Новосибирской области
Показатели
согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам
Показатель: доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика и ИКТ | |||
География | |||
Математика |
1% |
5% |
7% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 20 февраля 2019 г. N 373 "Об утверждении Положения о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 20 февраля 2019 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 февраля 2019 г. N 5401201902210002
Приказом Министерства образования Новосибирской области от 12 февраля 2024 г. N 226 настоящий документ признан утратившим силу с 12 февраля 2024 г.