Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 2 июля 2019 г. N 258-п
"II. Обоснование необходимости реализации государственной программы
Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.
Усилия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в последние годы были направлены на создание эффективной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами.
При взаимодействии с работодателями Новосибирской области обновляются структура и содержание образования в соответствии с потребностями рынка труда. Для повышения качества и доступности образовательных услуг, повышения эффективности управления государственной собственностью Новосибирской области в рамках модернизации системы среднего профессионального образования трансформируется сеть профессиональных образовательных организаций: создаются многоуровневые учреждения, меняется статус, создаются ресурсные центры, сокращаются неэффективно используемые мощности.
Совместно с работодателями на базе профессиональных образовательных организаций создано 20 отраслевых ресурсных центров, где студентам предоставляется возможность использовать во время обучения современные учебно-производственные мощности и новейшие технологии производства.
Для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к ведению инновационной деятельности, формируются образовательные кластеры как новая модель профессионального образования.
Продолжается формирование межрайонных базовых образовательных центров, ответственных за подготовку рабочих и специалистов для сельскохозяйственных организаций, расположенных в муниципальных районах Новосибирской области. На базе этих центров будут реализовываться основные программы профессионального обучения и образовательные программы среднего профессионального образования.
Продолжается укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, что способствует повышению уровня профессиональных компетенций выпускников этих организаций.
В профессиональных образовательных организациях проводятся мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Это позволяет более эффективно использовать энергетические ресурсы, сократить затраты бюджета, создать условия для повышения комфортности образования.
Модернизация структуры и содержания среднего профессионального образования также связана с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования.
Высокое качество подготовки подтверждается результатами выступлений команды области на национальных и международных чемпионатах профессионального мастерства по стандартам "Ворлдскиллс". На базе Новосибирского центра развития профессионального образования создан Региональный координационный центр Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" в Новосибирской области. В 2017 году аккредитовано 6 специализированных центров компетенций (далее - СЦК), на конец 2018 года - 11 СЦК.
Продолжит реализовываться технология проведения повышения квалификации в условиях производства, на базе ресурсных центров для педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
В целях повышения эффективности управления системой среднего профессионального образования, создания и внедрения государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства создано 17 отраслевых советов, которые осуществляют координацию деятельности по разработке основных профессиональных образовательных программ, организации производственной практики, профессионального обучения и трудоустройства выпускников.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия по вопросам развития среднего профессионального образования на территории Новосибирской области действует Совет по развитию среднего профессионального образования и поддержке системы профессиональных квалификаций при Губернаторе Новосибирской области.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определено достижение следующих целей в сфере образования: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Для достижения данных целей планируется решить следующие задачи в сфере среднего профессионального образования: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, и формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для их профессионального и карьерного роста.
В целях решения вышеназванных задач разработаны региональные проекты "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Социальные лифты для каждого".
С целью обеспечения качества профессионального образования усилиями Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий сформирован механизм проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В настоящее время в Новосибирской области в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формируется система независимой оценки качества среднего профессионального образования.
Независимая оценка качества образования включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций координирует Общественный совет, формируемый Общественной палатой Новосибирской области из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов.
В настоящее время идет работа по формированию региональной системы независимой оценки квалификаций. Основа этой системы заключается в объективной оценке соответствия квалификации выпускника требованиям профессиональных стандартов и производства.
Успешно работают совместные методические советы в сфере легкой промышленности и сервиса, железнодорожного транспорта, книгоиздательства и полиграфического производства, авиастроительной отрасли, связи.
В целях содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций обеспечено взаимодействие и проводятся совместные мероприятия профессиональных образовательных организаций с центрами занятости населения. Во всех профессиональных образовательных организациях действуют службы содействия трудоустройству выпускников. Проводится индивидуальная работа с каждым выпускником, имеющим риск быть нетрудоустроенным.
Ведущим механизмом стимулирования системных изменений в образовании становится внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
В соответствии с "дорожной картой" в сфере профессионального обучения и среднего профессионального образования Новосибирской области разрабатываются и внедряются механизмы эффективного контракта с руководителями, педагогическими работниками и мастерами производственного обучения образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения и образовательные программы среднего профессионального образования.
Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций преподавателя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании происходящего в образовательном процессе. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического персонала требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений.
Современные потребности рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров в короткие сроки. Спрос на рабочие профессии растет, превышая потенциальное число имеющихся специалистов. В последние годы среднегодовая прогнозная потребность предприятий и организаций Новосибирской области в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена составляет более 18 тысяч человек.
Еще одной проблемой среднего профессионального образования является недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности технического профессионального образования и возможности поступления в образовательные организации высшего образования с низким баллом единого государственного экзамена.
К основным рискам реализации Программы относятся финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы, в том числе за счет средств областного бюджета, профессиональных образовательных организаций, работодателей.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей Программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей Программы.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.
Приоритеты государственной политики в сфере профессионального образования Новосибирской области на период до 2024 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 722-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы";
постановление администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па "Об утверждении Схемы территориального планирования Новосибирской области";
постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п "Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года";
постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п "О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года".
Принципиальные изменения в системе профессионального образования будут происходить в следующих направлениях:
обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;
формирование новой инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, концентрация и оптимизация ресурсов для подготовки кадров;
интеграция профессионального образования в рамках развития региональной социально-экономической системы;
развитие системы профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности;
внедрение системы оценки профессиональных квалификаций;
улучшение кадрового состава профессиональных образовательных организаций и его продуктивности;
формирование современной системы непрерывного образования;
внедрение сетевых форм организации учебного процесса;
совершенствование моделей управления профессиональных образовательных организаций;
усиление роли бизнеса в развитии и функционировании системы профессиональных образовательных организаций;
обеспечение общедоступности и социальной защищенности студентов;
развитие инклюзивного профессионального образования;
формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва.
Приоритетом государственной политики в сфере образования, в том числе и профессионального образования, является повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов перспективным задачам социально-экономического развития Новосибирской области.
Достичь результатов в данном направлении возможно через пересмотр структуры, содержания и технологий реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения с учетом требований работодателей, студентов, а также с учетом прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития области. При этом предполагается внедрение гибких программ с разными сроками обучения, для реализации которых необходимо обеспечить взаимовыгодное сотрудничество профессиональных образовательных организаций и работодателей путем разработки гибких учебных планов, изменяющихся с учетом требований работодателей, создания мест для проведения производственной практики, проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, создания системы профессиональной сертификации специалистов объединениями работодателей. Необходимо обеспечить реальное вовлечение работодателей в управление профессиональным образованием.
Современная среда предполагает непрерывное развитие человека в течение жизни, приобретение новых знаний, компетенций, обеспечивающих успешность человека в различных сферах. Вследствие этого еще одним приоритетом государственной политики становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. И здесь большую роль играет именно профессиональное образование, имеющее широкие возможности для постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и отличающееся гибкостью.
Высокое качество и гибкость образования могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих студентов, их родителей и работодателей.
Достичь результатов в данном направлении возможно путем повышения роли и эффективности деятельности родительских комитетов; отчетов руководителей профессиональных образовательных организаций перед родительской общественностью; проведения дней открытых дверей.
Образовательным консорциумом в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов для сельского хозяйства будут разработаны и реализованы краткосрочные программы обучения должностных лиц и специалистов органов местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области по актуальным вопросам управления и государственной политики в сфере образования, приоритетных направлений подготовки кадров для экономики Новосибирской области.
Одним из приоритетных направлений дальнейшего развития системы среднего профессионального образования является определение оптимальной структуры контрольных цифр приема по отдельным направлениям подготовки и специальностям на основании региональной прогнозной отраслевой потребности в кадрах в детализации по уровням образования.
Важным направлением является массовая подготовка специалистов для рынка труда. Решению данного вопроса будет способствовать внедрение основных образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение на рабочем месте продолжительностью от нескольких месяцев до года.
Одним из приоритетов является обновление преподавательского корпуса, что потребует, наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечение талантливых молодых специалистов в сферу среднего профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и профессиональными образовательными организациями. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании Новосибирской области. Планируется обеспечить уровень средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций на уровне средней заработной платы в Новосибирской области.
Основные параметры потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации Программы, ежегодно составляют не менее 1800 педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Новосибирской области от 2 июля 2019 г. N 258-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.