Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Элистинского
городского Собрания
от 29 сентября 2016 г. N 2
Информация
"О работе Администрации города Элисты, направленной на увеличение доходной части бюджета города Элисты"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Формирование бюджета города Элисты обусловлено важнейшей задачей - финансовым обеспечением реализации полномочий органов местного самоуправления на территории города Элисты. В связи с этим особую актуальность имеет вопрос увеличения доходной части бюджета города Элисты.
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации, естественным образом отражается и на доходах бюджета города Элисты. В таких условиях снижается объем налоговых и неналоговых поступлений бюджета города Элисты. По состоянию на 1 июля 2016 года в бюджет города Элисты поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 256 891,7 тыс. рублей или 29,8% при плановых назначениях 860 718,0 тыс. рублей.
Наряду с этим следует отметить проблему недополученных доходов бюджета, связанную с управлением земельными участками, объектами недвижимости, расположенными на территории города Элисты, в том числе вовлечением неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот, использованием земельных участков, строений и сооружений в нарушение норм федерального законодательства. В то же время определенное место занимает проблема снижения налогооблагаемой базы при неполном учете объектов недвижимости в силу технических особенностей взаимодействия регистрирующих и налоговых органов.
Среди факторов, также влияющих на объем поступлений в бюджет города Элисты, следует отметить привлечение работодателями трудовых ресурсов в нарушение норм трудового и налогового законодательства, что влечет за собой снижение поступлений налога на доходы физических лиц, а также в некоторых случаях - единого налога на вмененный доход.
Учитывая эти и другие проблемы финансово-экономических основ местного самоуправления, Администрация города Элисты выстраивает свою деятельность по пополнению доходной части бюджета города Элисты.
Создание благоприятного инвестиционного климата, повышение качества жизни населения, совершенствование управления муниципальным имуществом города Элисты, повышение качества администрирования доходов бюджета города Элисты, продолжение работы по повышению эффективности межбюджетных отношений с региональными органами власти Республики Калмыкия - выполнение этих задач позволяет обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие города, рост доходной части бюджета города Элисты.
Определяя политику по привлечению инвестиций в городе Элисте основополагающей, Администрацией города Элисты принимаются меры по повышению качества институциональной среды и эффективности органов муниципального управления в обеспечении благоприятного инвестиционного климата, формированию основы для создания эффективных механизмов привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу города Элисты, повышению качества городского пространства как условия для успешного предпринимательства и комфортабельной жизни горожан и гостей столицы.
Реализуя поставленные задачи, Администрацией города Элисты проведена работа по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в городе Элисте, в соответствии с которым решением Элистинского городского Собрания от 24 декабря 2015 года N 4 утверждена Инвестиционная стратегия развития города Элисты до 2025 года, постановлением Администрации города Элисты от 30 ноября 2015 года N 6033 утверждены Инвестиционная декларация города Элисты, Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в городе Элисте и Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории города Элисты. Разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность. В целях повышения информационной открытости инвестиционного процесса на официальном сайте Администрации города Элисты создана вкладка "Инвестиции", размещены Инвестиционное послание Главы Администрации города Элисты и информация об ответственных лицах Администрации города Элисты по взаимодействию с инвесторами, контактные телефоны.
Среди мер, призванных привлечь инвесторов, следует отметить установление льготных ставок по местным налогам. Так, в целях привлечения инвесторов в город Элисту и расширения социальной инфраструктуры города путем строительства новых конно-спортивных объектов решением Элистинского городского Собрания от 24 декабря 2015 года N 1 предоставлена льгота по уплате земельного налога в городе Элисте на 2016 год в размере 90% за земельные участки, занятые конюшнями с ипподромами.
В сфере малого и среднего предпринимательства в целях недопущения роста единого налога на вмененный доход, вводимого нормативными правовыми актами представительных органов городских округов и обеспечения привлекательности данного специального налогового режима, зачисляемого в бюджет города Элисты по нормативу 100%, корректирующий коэффициент К2 удерживается на уровне 2010 года.
В настоящее время ярмарочная торговля становится важным элементом сбалансированной экономики и комфортной среды, как для производителей, так и для потребителей.
Наряду с постоянной ярмарочной торговлей, организованной на специально отведенных для этих целей площадях на территории города Элисты, организуются ярмарки "выходного дня" по продаже сельскохозяйственной продукции, для проведения которых торговые места предоставляются бесплатно. Субъектами ярмарочной торговли являются предприниматели города Элисты, всех районов Республики Калмыкия.
Деятельность Администрации города Элисты по организации ярмарочной торговли на территории города Элисты обусловлена необходимостью создания условий для обеспечения жителей города услугами торговли, а также создания условий для развития предпринимательства путем обеспечения субъектов малого бизнеса торговыми площадями. На 10 ярмарочных площадях предпринимательскую деятельность осуществляют в среднем 100 человек, в зависимости от сезона, налоговые поступления в бюджет города Элисты от единого налога на вмененный доход, поступающего от осуществления указанной предпринимательской деятельности ежегодно составит порядка 2 000,0 тыс. рублей.
В целях формирования взаимовыгодных отношений бизнеса и власти проведена работа по снижению административных барьеров путем максимального сокращения сроков предоставления муниципальных услуг, в том числе по оформлению разрешительных документов.
Немаловажную роль в средне- и долгосрочной перспективе инвестиционного развития играет повышение качества городского пространства как условие для успешного предпринимательства и комфортабельной жизни населения. Увеличение доходной части бюджета города Элисты напрямую зависит от мер, принимаемых в целях обеспечения социально-экономического развития города, направленных на решение поставленной задачи, как в краткосрочной, так и средне- и долгосрочной перспективе.
Мероприятия по направлению бюджетных инвестиций на обеспечение территорий города Элисты инженерной, социальной, транспортной инфраструктурой имеют в своей долгосрочной перспективе развитие территорий, повышение качества жизни населения, служат обеспечению роста социально-экономического развития города, инвестиционной привлекательности. На эти цели предусматриваются средства в бюджете города Элисты, а также бюджетные ассигнования из республиканского бюджета. Указанные мероприятия будут стимулировать строительство жилья, коммерческой недвижимости, развитие предпринимательской деятельности, и, как следствие, будут способствовать росту налоговых поступлений, как имущественных, так и от предпринимательской деятельности.
Территориальное планирование, формирование инфраструктуры города являются стратегическим инструментом на пути социально-экономического развития столицы, увеличения доходной части бюджета города Элисты. Активное освоение новых районов города Элисты, строительство жилья, коммерческой недвижимости способствуют пополнению бюджета имущественными налоговыми поступлениями, налогов от ведения предпринимательской деятельности.
Развитие города Элисты определяется двумя основными документами - Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Элисты, принятыми Элистинским городским Собранием в 2010 году.
В целях предоставления льготной категории граждан земельных участков постановлением Администрации города Элисты от 3 марта 2016 года N 279 утвержден проект планировки территории для малоэтажного жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: г. Элиста, юго-западная часть, площадью 150 га.
В целях повышения доступности коммунальных услуг, стимулирования темпов застройки земельных участков, предоставленных на бесплатной основе семьям, имеющим трех и более детей, в бюджете города Элисты предусмотрены финансовые средства в сумме 15 000 тыс. рублей для обеспечения данных участков необходимой инженерной инфраструктурой. В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 года N 159-V-З "О республиканском бюджете на 2016 год" (с изменениями от 15 апреля 2016 года) из республиканского бюджета планируется выделение денежных средств в виде субсидии на софинансирование данных мероприятий в сумме 15 000 тыс. рублей.
В результате реализации указанных мероприятий прогнозируется поступление земельного налога в сумме 2 400,0 тыс. рублей.
Также предусматриваются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности, в частности по газоснабжению жилого массива на 187 единиц по ул. Манцын-Кец, Яшалтинская, Оргакинская, 14 улица, 20 проезд Южного района города Элисты. На эти цели в бюджете города Элисты предусмотрены денежные средства в сумме 6 324 тыс. рублей, а также предусмотрены бюджетные ассигнования из республиканского бюджета на предоставление бюджету города Элисты субсидий в сумме 6 324 тыс. рублей.
В целях улучшения демографической ситуации в городе Элисте как показателя социально-экономического развития города создаются условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей на основе привлечения средств бюджета города Элисты, собственных средств граждан. В рамках реализации подпрограммы "Поддержка молодых семей города Элисты" муниципальной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики города Элисты" на 2015 - 2017 годы" молодым семьям, признанным нуждающимися в жилом помещении в установленном законодательством порядке, за счет средств бюджета города Элисты предоставляются социальные выплаты на приобретение жилья. В текущем году в бюджете города Элисты на эти цели запланировано 2 000 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на вышеуказанные мероприятия предусмотрены в бюджете города Элисты в целях привлечения межбюджетных трансфертов из республиканского и федерального бюджетов.
Кроме того, проведение данных мероприятий позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе получить дополнительные доходы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Между тем, осуществить предварительные расчеты по прогнозным объемам поступлений налоговых доходов не представляется возможным в связи с тем, что объем их поступлений напрямую зависит от кадастровой оценки объекта налогообложения, года постройки объекта налогообложения и его площади.
В рамках развития социальной инфраструктуры территории столицы Республики Калмыкия в текущем году проведена работа по расширению сети муниципальных дошкольных организаций в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования и открытию 600 дополнительных мест за счет реконструкции возвращенных в систему дошкольного образования детских садов, реконструкции действующих детских садов. В результате проведенной модернизации обеспечена 100% доступность дошкольного образования и ликвидация очередности детей от 3-х до 7-ми лет, снижена очередность детей от 0 до 3-х лет в дошкольные образовательные учреждения, открыты группы комбинированной направленности (инклюзивная группа), увеличено количество рабочих мест.
В сфере общего образования предусмотрено строительство современной школы на 1000 мест в 9 микрорайоне города Элисты.
Осуществление мероприятий по расширению сети муниципальных дошкольных организаций и открытие дополнительных мест в детских садах позволило создать в рамках модернизации региональной системы дошкольного образования 163 рабочих места с увеличением ежемесячного фонда оплаты труда в сумме 1011,3 тыс. рублей, что позволит дополнительно ежемесячно получить в бюджет города Элисты налог на доходы физических лиц по действующему нормативу отчислений 15% в сумме 19,7 тыс. рублей.
Определенный вклад в увеличение поступлений от налога на имущество физических лиц вносят мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Элисты, реализация которых началась в 2008 году. В результате построено и введено в эксплуатацию жилых помещений общей площадью 18 557,58 кв. м.
В результате реализации действующей в настоящее время подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Элисты" муниципальной программы "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами в городе Элисте на 2015 - 2017 годы" Общая площадь построенных жилых помещений составит в итоге 28 424,77 кв. м.
Строящиеся жилые помещения намного превышают площадь расселяемого аварийного жилья, состоящего из общежитий, малогабаритных и коммунальных квартир.
Как следствие проводимых мероприятий повысится налогооблагаемая база путем увеличения предоставленной гражданам площади, а также установления соответствующей кадастровой стоимости для нового благоустроенного жилья.
Поступления от налога на имущество физических лиц по итогам реализации указанных мероприятий ожидаются в сумме 2 900,0 тыс. рублей.
От объектов налогообложения введенных в эксплуатацию за весь период проведения мероприятий по переселению налог на имущество начислен в неполном объеме и составил ориентировочно 440,0 тыс. рублей. Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым с 1 января 2013 года государственный технический учет объектов недвижимости на территории Российской Федерации органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, не ведется.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости с момента установления единой даты начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 года N 146-V-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Калмыкия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" кадастровая стоимость применяется для начисления налога на имущество физических лиц с 2016 года.
Таким образом, начисление указанного налога по объектам налогообложения, введенным в эксплуатацию, начиная с 2013 года, начнется с 2016 года. Налог поступит в бюджет города Элисты в 2017 году в размере порядка 600,0 тыс. рублей.
В сфере организации межбюджетных отношений с региональными органами власти Республики Калмыкия проводятся мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета города Элисты. В соответствии с направленными Администрацией город Элисты письмами от 13 января 2016 года N СР-52/01-19, от 26 января 2016 года N СР-271/01-19, от 25 апреля 2016 года N СР-1735/01-19 в бюджет города Элисты по состоянию на 1 июля 2016 года поступила дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета города Элисты в сумме 34 000,0 тыс. рублей, и получены бюджетные кредиты из республиканского бюджета в сумме 101000,0 тыс. рублей на частичное покрытие дефицита бюджета города Элисты в соответствии с заключенными Соглашениями между Администрацией города Элисты и Министерством финансов Республики Калмыкия.
Так, увеличены объемы финансирования на ремонт дорог и текущее содержание улично-дорожной сети. В рамках Соглашения от 27 апреля 2016 года N БК/69, заключенного между Министерством финансов Республики Калмыкия и Администрацией города Элисты, бюджету города Элисты предоставлен бюджетный кредит из республиканского бюджета на частичное покрытие дефицита бюджета города Элисты в сумме 200 000,0 тыс. рублей. В целом на ремонт и содержание улично-дорожной сети города в 2016 году в бюджете города Элисты предусмотрены финансовые средства в сумме 241 440,0 тыс. рублей, которые планируется направить на ремонт дорог по 19 улицам.
Увеличение финансирования на ремонт дорог и текущее содержание улично-дорожной сети позволит увеличить протяженность дорог на территории города Элисты, подлежащей паспортизации. Проведение данного мероприятия, при условии наличия паспортов дорог, приведет к дополнительным поступлениям в бюджет города Элисты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации.
Решая задачу обеспечения жителей и гостей города доступными транспортными услугами и сохранения стоимости проезда в общественном транспорте на уровне 2013 года, в текущем году планируется выделение субсидий за счет средств бюджета города Элисты в сумме 4 100 тыс. рублей и средств республиканского бюджета в сумме 6 124,9 тыс. рублей на софинансирование затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на территории города Элисты.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 13 июня 2016 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Администрацией города Элисты по итогам конкурса на право обслуживания муниципальных маршрутов регулярных перевозок предпринимателям выдаются карты маршрутов регулярных перевозок. Данная мера призвана способствовать укреплению налоговой дисциплины, пополнению доходной части бюджета города Элисты за счет выявления нелегальных перевозчиков, применения административной ответственности к нарушителям.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 220-ФЗ следует читать как "13 июля 2015 года"
Особую роль в формировании финансовой состоятельности муниципалитета следует отнести к использованию муниципальных ресурсов - муниципального имущества города Элисты. Управление муниципальным имуществом осуществляется путем продажи и предоставления в аренду имущества на конкурсной основе, а также ведения претензионно-исковой работы.
Так, от передачи объектов недвижимости, расположенных на территории города Элисты, в аренду на 1 июля 2016 года поступило 763,1 тыс. рублей. В первом полугодии 2016 года заключен 81 договор аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на общую сумму 4749,23 тыс. рублей в годовом исчислении.
В рамках повышения эффективности управления муниципальным имуществом, оптимизации структуры собственности города Элисты и, как следствие, сокращения расходов бюджета на управление муниципальным имуществом, в том числе уменьшения затрат на содержание и эксплуатацию нерентабельных объектов в городе Элисте осуществляется приватизация муниципального имущества, находящегося в собственности города Элисты.
В Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города Элисты, на 2016 год, утвержденный решением Элистинского городского Собрания от 24 декабря 2015 года N 5, включено 10 объектов недвижимости. Ожидается, что приватизация указанных объектов в текущем году позволит извлечь доходы в бюджет города Элисты от его продажи на аукционе не менее 8,5 млн. рублей.
В первом полугодии 2016 года Администрацией города Элисты выставлено на аукцион для продажи 273 земельных участка, находящихся в муниципальной собственности, на сумму 75035,0 тыс. рублей и 10 земельных участков для заключения договоров аренды на общую сумму 4532,34 тыс. рублей. По итогам торгов заключено 32 договора купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на сумму 11325,0 тыс. рублей и 6 договоров аренды на сумму 1 112,1 тыс. рублей в годовом исчислении.
В целях сокращения кредиторской задолженности направляются уведомления арендаторам об оплате имеющейся задолженности, а также ведется претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки и нежилые помещения.
В рамках ведения досудебной работы по разрешению споров с арендаторами в 2016 году направлено 48 уведомлений о погашении задолженности по арендной плате за землю, находящуюся в муниципальной собственности.
В судебном порядке рассматривался вопрос о взыскании задолженности по арендной плате с ООО "ЖНК-Энергетик" на сумму 488,1 тыс. рублей. Согласно решению Арбитражного суда Республики Калмыкия ООО "ЖНК-Энергетик" обязано уплатить предъявленную Администрацией города Элисты сумму в полном объеме. В настоящее время в бюджет города Элисты поступило 34,5 тыс. рублей.
В отношении задолженности по арендной плате за муниципальное имущество направлены иски в судебные органы о взыскании задолженности на сумму 1 246,8 тыс. рублей. В результате в отношении 10 арендаторов нежилых помещений в судебном порядке взыскано 1 108,7 тыс. рублей, поступило в бюджет города Элисты 101,9 тыс. рублей.
В целях осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства всеми собственниками, арендаторами, землепользователями земельных участков в 2016 году проведено 5 внеплановых проверок физических лиц, по результатам которых материалы направлены в Управление Росреестра по Республике Калмыкия для принятия соответствующих мер. По результатам рассмотрения государственными земельными инспекторами взыскано штрафов в сумме 30, 0 тыс. рублей.
В целях урегулирования ценовой политики за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Элисты, а также пополнения бюджета города Элисты решением Элистинского городского Собрания от 24 декабря 2015 года N 6 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Элисты, в соответствии с которым размер годовой арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Элисты, установлен максимально приближенным к размеру годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Разработаны и утверждены иные решения, также способствующие решению поставленной задачи по обеспечению роста собственных доходов бюджета города Элисты: решением Элистинского городского Собрания от 24 марта 2016 года N 13 утвержден Порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Элисты, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, решением Элистинского городского Собрания от 24 марта 2016 года N 12 утвержден Порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Элисты.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов и принятия мер по обеспечению сбалансированности бюджета города Элисты постановлением Администрации города Элисты от 20 января 2014 года N 148 утвержден План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Элисты до 2016 года (далее - План). Планом предусмотрены мероприятия, предусматривающие реализацию в период с 2014 года до 2016 года.
Согласно указанному Плану в целях обеспечения роста доходов бюджета города Элисты Администрацией города Элисты проведены следующие мероприятия.
С целью увеличения поступлений налога на доходы физических лиц постановлениями Администрации города Элисты от 24 января 2014 года N 225 и от 31 марта 2014 года N 1283 повышены размеры окладов (должностных окладов), ставки заработной платы, установленные для работников культуры муниципальных бюджетных и казенных учреждений города Элисты, с 1 января 2014 года на 10 процентов и с 1 апреля 2014 года на 10 процентов.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 марта 2014 года N 125 "Об осуществлении денежных выплат отдельным категориям работников государственных (муниципальных) учреждений", постановлением Администрации города Элисты от 25 апреля 2014 года N 1795 "Об осуществлении денежных выплат отдельным категориям работников муниципальных образовательных учреждений города Элисты" установлены денежные выплаты педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования в размере 2000.0 рублей, педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования в размере 2500,0 рублей с 1 апреля 2014 года, постановлением Администрации города Элисты от 24 июня 2014 года N 2905 "Об осуществлении денежных выплат отдельным категориям работников муниципальных учреждений культуры города Элисты" установлены денежные выплаты работникам культуры (основному персоналу) - 2000,0 рублей.
Постановлениями Администрации города Элисты от 31 октября 2014 года N 5271, от 21 ноября 2014 года N 5719, от 18 декабря 2014 года N 6253 "Об осуществлении единовременной денежной выплаты стимулирующего характера отдельным категориям работников муниципальных учреждений культуры города Элисты" установлены денежные выплаты работникам культуры (основному персоналу) за октябрь - декабрь 2014 года - 5 000,0 рублей.
Во исполнение Плана в целях сокращения недоимки по налоговым и неналоговым платежам, а также по начисляемым пеням и штрафам в отношении физических и юридических лиц Администрацией города Элисты ведется следующая работа.
По состоянию на 1 июля 2016 года в бюджет города Элисты поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 256 891,7 тыс. рублей или 29,8% при плановых назначениях 860 718,0 тыс. рублей. Объем налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 12 933,1 тыс. рублей или на 4,8%, в связи со снижением поступлений по земельному налогу, доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
По состоянию на 1 июля 2016 года недоимка по налоговым платежам в бюджет города Элисты составила в сумме 68704,0 тыс. рублей, что меньше на 10,0% по сравнению с недоимкой по налоговым платежам по состоянию на 01.01.2016 года (76378,0 тыс. рублей) и на 21,9% по сравнению с недоимкой по налоговым платежам по состоянию на 1 января 2015 года (88021,0 тыс. рублей).
Значительного снижения недоимки за прошедшие полтора года на сумму 19317,0 тыс. рублей удалось достичь за счет проведения согласованных и комплексных мероприятий с ИФНС России по городу Элисте по взысканию налога на имущество физических лиц, который уменьшился на 18480,0 тыс. рублей, в том числе в рамках работы Межведомственной комиссии по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины при Администрации города Элисты, утвержденной постановлением Администрации города Элисты от 21 июня 2016 года N 1416 (далее - МВК).
Дебиторская задолженность по неналоговым доходам в бюджет города Элисты по состоянию на 1 июля 2016 года составляет 116759,0 тыс. рублей, что больше на 26,1% по сравнению с задолженностью по состоянию на 1 января 2016 года (92568,9 тыс. рублей) и в 1,6 раза по сравнению с задолженностью по состоянию на 1 января 2015 года (71642,4 тыс. рублей).
Увеличение объема недоимки по неналоговым доходам связано, в основном, с пассивной и низкой платежеспособностью пользователей земельных участков и частично с передачей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа.
В рамках деятельности МВК, в состав которой входят представители органов исполнительной власти Республики Калмыкия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, с главными администраторами доходов - ИФНС России по г. Элисте, Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - достигнута договоренность о регулярном предоставлении сведений о физических и юридических лицах, имеющих задолженность по налоговым и неналоговым платежам, причитающимся к уплате в бюджет города Элисты.
Заседания МВК проводятся на регулярной основе, еженедельно, приглашаются физические и юридические лица, имеющие задолженность по налоговым и неналоговым платежам. В соответствии с решениями МВК задолжники направляются на сверку в соответствующее ведомство либо представляют гарантийные обязательства о погашении недоимки в определенные сроки. В случае неуплаты недоимки лицами, имеющими задолженность по аренде, в срок Администрация города Элисты ходатайствует в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о прекращении договоров аренды.
В текущем году по состоянию на 1 июля 2016 года проведено 17 заседаний МВК, на которые приглашались 505 физических и 185 юридических лиц.
По итогам проведенной работы МВК в бюджет города Элисты поступила недоимка прошлых лет по налоговым и неналоговым платежам в сумме 4 847 794,51 рублей (Приложение 1 к информации), в том числе административные штрафы, налагаемые налоговыми органами: по земельному налогу - 1 445 339,4 рублей; по налогу на имущество физических лиц - 1 152 253,55 рублей; по арендной плате за земельные участки - 1 397 817,27 рублей; по единому налогу на вмененный доход - 573 757,39 рублей; по налогу на доходы физических лиц - 74 141,86 рублей; по единому сельскохозяйственному налогу - 204 485,04 рублей.
С целью сокращения недоимки по арендной плате за земельные участки совместно с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия принято решение о рассмотрении вопроса недоимки по аренде 3 раза в месяц.
Ранее, в период 2014 - 2015 годов, полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты, осуществляла Администрация города Элисты, активно велась претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки. В указанный период в рамках ведения досудебной работы направлено уведомлений-требований о наличии задолженности и погашении недоимки и пени по арендной плате за землю 1716 арендаторам на сумму 75 753 797,65 рублей. В итоге 51 арендатором были предоставлены гарантийные письма об оплате задолженности, подписано 28 соглашений о погашении просроченной задолженности на общую сумму 11 859,9 тыс. рублей.
Для обращения в судебные органы подготовлены материалы для подачи 135 исков на сумму - 46 000,5 тыс. рублей, осуществлено досудебное разрешение споров по 12 искам на сумму - 6 423,3 тыс. рублей. В результате взыскана задолженность на сумму - 27 497,0 тыс. рублей, на сумму 12 080,2 тыс. рублей в удовлетворении исковых требований отказано либо последовал отказ истца от иска в связи с оплатой задолженности, ряд дел находится на стадии рассмотрения. По состоянию на 31 декабря 2015 года в бюджет города Элисты поступило 12 295,6 тыс. рублей.
С 1 января 2016 года в связи с перераспределением полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты, между органами местного самоуправления города Элисты Республики Калмыкия и органами государственной власти Республики Калмыкия в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 года N 147-V-З претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за арендную плату за земельные участки ведет Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
С целью обеспечения полноты поступлений налога на доходы физических лиц в рамках работы МВК рассматривались вопросы выплаты заработной платы ниже МРОТ, а также предоставления "нулевой отчетности" по страховым взносам, приглашалось 68 человек. По итогам протоколы заседаний МВК направляются в Государственную инспекцию труда в Республике Калмыкия для принятия соответствующих мер. В текущем году нарушений среди хозяйствующих субъектов города Элисты выявлено не было.
В соответствии с Планом мероприятием, также направленным на обеспечение полноты поступлений налога на доходы физических лиц, является выявление фактов сокрытия трудовых отношений между работником и работодателем. С этой целью при МВК создана рабочая группа по снижению неформальной занятости, в состав которой вошли представители КУ РК "Центр занятости населения города Элисты", Государственной инспекции труда РК, ГУ Пенсионного фонда РФ в городе Элисте, ИФНС России по г. Элисте, ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по РК, Управления МВД России по городу Элисте, а также Администрации города Элисты.
Работа ведется путем проведения сверки данных, полученных из Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, с фактическим количеством наемных работников, выявленных в ходе визуального осмотра объектов предпринимательской деятельности.
В текущем году обследовано 445 объектов предпринимательской деятельности, на которых были выявлены работники в количестве 381 человека без оформления трудовых договоров. В результате проведенных мероприятий предприниматели заключили трудовые договоры с данными работниками.
В целях недопущения случаев неформальной занятости в сфере оказания услуг по пассажирским перевозкам по внутригородским сетям Администрацией города Элисты обеспечено обязательное условие по предоставлению трудовых договоров с наемными работниками при проведении конкурса на право обслуживания автобусных внутригородских маршрутов.
На официальном сайте Администрации города Элисты (www.gorod-elista.ru) создана "горячая линия" по фактам выплаты "серой" заработной платы и неформальной занятости, размещены информационные материалы о негативных последствиях осуществления неформальной трудовой деятельности.
Во исполнение Плана в соответствии с постановлением Мэрии города Элисты от 15 марта 2011 года N 556 "Об утверждении Положения о порядке проведения мониторинга предпринимательской деятельности на территории города Элисты" Администрацией города Элисты проводится мониторинг объектов предпринимательской деятельности. В 1 полугодии 2016 года проведен мониторинг индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутным сетям города Элисты, а также обследовано 445 объектов предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту и мойке автотранспортных средств, бытовых услуг населению (ателье), торговли: в торговых домах "Байрта" (ул. Н. Очирова, 7а), "Галерея" (ул. Ленина, 255а), "Романтика" (ул. Нейман,1), "Виктория" (ул. Горького, 11в), "Центральный" (ул. Горького, 28), ул. Ленина, ул. Ипподромной ул. Республиканская, ул. Чернышевского, на территориях 6, 7, 8, 9-го микрорайонов города Элисты. Полученные сведения направлены в ИФНС России по г. Элисте для камеральной обработки и доначисления налоговых платежей при необходимости.
В первом полугодии 2016 года в рамках реализации Плана в части выявления неиспользуемого имущества и определения направления его эффективного использования проведены следующие проверки:
22 проверки сохранности и целевого использования имущества, муниципальных учреждений;
60 проверок целевого использования муниципальных нежилых помещений, переданных в аренду и безвозмездное пользование.
Так, объекты муниципального имущества, не используемые муниципальными организациями, включены в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города Элисты, на 2016 год.
В целях максимального приближения ставки за переданное в аренду имущество к рыночной решением Элистинского городского Собрания от 26 декабря 2013 года N 2 "О внесении изменения в решение Элистинского городского Собрания от 26 апреля 2007 года N 15 "Об утверждении базовой ставки и корректировочных коэффициентов к базовой ставке арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда города Элисты" с 1 января 2014 года была утверждена базовая ставка арендной платы за 1 кв. м. площади для объектов муниципального нежилого фонда города Элисты в размере 1200 рублей в год и корректировочные коэффициенты к базовой ставке арендной платы без учета НДС (ранее базовая ставка составляла 870 руб. за 1 кв. м.).
Во исполнение Плана решением Элистинского городского Собрания от 25 декабря 2014 года N 1 "О бюджете города Элисты на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" установлен размер части прибыли муниципальных и унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в бюджет города Элисты в текущем финансовом году по результатам предыдущего финансового года в размере 25 процентов ежегодно.
Одним из мероприятий, предусмотренных вышеуказанным Планом, способствующим росту финансового потенциала города Элисты, является инвентаризация земельных участков, строений и сооружений, расположенных на территории города Элисты.
В соответствии с постановлением Администрации города Элисты от 5 декабря 2014 года N 5894 "О проведении инвентаризации земельных участков, строений и сооружений, расположенных на территории города Элисты" созданы Межведомственная комиссия по инвентаризации объектов недвижимости, расположенных на территории города Элисты, и постоянно действующая рабочая группа, деятельность которых направлена на учет всех объектов недвижимости на территории города Элисты и выявление неучтенных объектов налогообложения и постановку их на налоговый учет.
Сплошное обследование объектов недвижимости, расположенных на территории столицы, позволит обеспечить полноту сбора сведений о земельных участках, строениях и сооружениях, признаваемых объектами налогообложения, приведение существующих земельных и имущественных отношений на территории города Элисты в соответствие с действующим законодательством, и, как следствие, будет способствовать пополнению доходной части бюджета города Элисты за счет поступления обязательных платежей (имущественных налогов и арендной платы).
Согласно Порядку проведения инвентаризации объектов недвижимости, расположенных на территории города Элисты, утвержденному указанным постановлением Администрации города Элисты, инвентаризация осуществляется по территориальному принципу по кадастровым кварталам. На первом этапе камерально обрабатываются сведения, полученные из регистрирующих и налоговых органов Республики Калмыкия, на втором этапе производится визуальное обследование.
Результаты инвентаризации учитываются при разработке документации по планировке территорий города Элисты и передаются в уполномоченные органы для начисления обязательных платежей, проведения надзорных мероприятий в сфере земельного законодательства, а также принятия решений по использованию объектов недвижимости.
О проводимой инвентаризации население регулярно извещается через средства массовой информации: газеты "Элистинская панорама", "Хальмг Унн", официальный сайт Администрации города Элисты.
Инвентаризация земельных участков в первую очередь была начата в отношении земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества, расположенных в районе "Радиостанции", находящихся в собственности граждан, но не состоящих на налоговом учете. Всего таких участков 550.
Сведения о выявленных объектах недвижимости, не поставленных на налоговый учет, но состоящих на кадастровом учете, направляются в установленном формате в налоговые органы для уточнения. Подтвержденные факты владения объектами недвижимости служат основанием для введения объектов недвижимости в базу данных налогового органа и начисления имущественных налогов.
В итоге проведенной работы по земельным участкам в районе "Радиостанции" начисление земельного налога на земельные участки, факты владения которыми подтверждены Управлением Росреестра по Республике Калмыкия, составило 6 690,24 руб. По остальным земельным участкам работа будет продолжена.
Также ведется инвентаризация земельных участков, занятых гаражным строительством. Обследовано 4288 земельных участков в 35 гаражно-строительных кооперативах и площадках в 53 кадастровых кварталах, расположенных в 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 микрорайонах, по улице Ипподромная, в Восточной промышленной зоне.
По итогам направления сведений об обследованных объектах недвижимости в ИФНС России по г. Элисте произведено начисление земельного налога и налога на имущество физических лиц на сумму 528 127 рублей, в том числе по земельному налогу за 2013 год - 146 521 рубль, за 2014 год - 189 654 рубля; по налогу на имущество физических лиц за 2013 год - 89 452 рубля, за 2014 год - 102 500 рублей. По остальным объектам недвижимости работа продолжается.
В случае выявления объектов недвижимости, по которым полностью отсутствует информация о правообладателях, проводятся мероприятия по признанию правового режима бесхозяйной недвижимой вещи. Так, в газетах "Элистинская панорама" и "Хальмг Унн", а также на официальном сайте Администрации города Элисты опубликованы списки таких объектов недвижимости с указанием адреса места нахождения объектов с просьбой пользователей обратиться в постоянно действующую рабочую группу по инвентаризации для предоставления сведений о правоустанавливающих документах. В настоящее время формируются материалы для постановки таких объектов на кадастровый учет в качестве бесхозяйных в установленном порядке.
В целях приведения земельно-имущественных отношений в соответствие с федеральным законодательством пользователи гаражей уведомляются о процедуре признания прав на объекты недвижимости.
Граждане, своевременно не оформившие в установленном законодательством порядке права на объекты недвижимости, признают права собственности на гаражи в судебном порядке. В текущем году вынесено 67 судебных решений о признании права собственности на гаражи в обследованных гаражно-строительных кооперативах и площадках, что позволит в последующем произвести начисление налога на имущество физических лиц после регистрации права собственности.
В 2016 году в собственность граждан передано 33 земельных участка под гаражами на общую сумму 182 621,58 рублей, 4 земельных участка переданы в аренду, сумма годового размера арендной платы составила 3 404,37 рублей. За весь период инвентаризации граждане выкупили 118 земельных участков, предназначенных для гаражного строительства, на общую сумму 621 093,57 рублей.
Данные о суммах, поступивших в результате инвентаризации земельных участков, строений и сооружений, приводятся в Приложении 2 к информации.
В соответствии с Планом-графиком работы рабочей группы на 2016 год ведется инвентаризация объектов недвижимости, расположенных в Восточной промышленной зоне. Обследовано 182 земельных участка, общей площадью 81 га. Установлено 3 факта нарушения земельного законодательства физическими лицами, в частности, самовольное занятие части земельного участка. Материалы по зафиксированным нарушениям направлены в Прокуратуру города Элисты, Управление Росреестра по Республике Калмыкия с целью осуществления надзорных мероприятий.
По итогам проведенных обследований земельных участков, расположенных на территории Восточной промышленной зоны, ожидается дополнительное поступление земельного налога в сумме порядка 2 000,0 тыс. рублей.
В ходе инвентаризации установлено, что одной из причин, влияющих на объем недополученных доходов бюджета города Элисты, является неполнота сведений, предоставляемых регистрирующим органом в налоговые органы для начисления налогов. Наличие неполных сведений об объектах налогообложения значительно влияет на налогооблагаемую базу в целом, что не позволяет взимать налоги в полном объеме.
Кроме того проблема выпадающих доходов бюджета связана с использованием гражданами земельных участков, строений и сооружений в нарушение норм федерального законодательства.
Решение указанных проблем позволит сократить потери бюджета, а также обеспечить соблюдение принципа всеобщности и равенства налогообложения.
Для принятия мер по дальнейшей реализации задач по повышению эффективности использования бюджетных средств, увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов и принятия мер по обеспечению сбалансированности бюджета города Элисты разработан, согласован с Министерством финансов Республики Калмыкия и утвержден Постановлением Администрации города Элисты от 21 июля 2016 года N 1761 План мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов города Элисты, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов и сокращение муниципального долга бюджета города Элисты.
Бюджетная политика органов местного самоуправления города Элисты в области увеличения доходной части на среднесрочную перспективу направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов бюджета. В связи с чем основным направлением деятельности Администрации города Элисты в сфере управления расходами определены:
оптимизация расходов бюджета города Элисты на оказание муниципальных услуг (выполнения работ), оптимизация штатной численности Администрации города Элисты, муниципальных учреждений;
проведение мероприятий по энергосбережению, по внедрению нормативного финансирования затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Данные меры позволяют перенаправить высвободившиеся средства на выполнение полномочий по социальным обязательствам.
Организация деятельности Администрации города Элисты, направленная на увеличение налоговых и неналоговых поступлений, на последующие периоды ведется путем разработки нормативных актов, регламентирующих взаимодействие органов местного самоуправления города Элисты и органов исполнительной власти Республики Калмыкия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В целях обеспечения мер по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению задолженности по налогам и сборам заключено Соглашение о мерах по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению задолженности по налогам и сборам в бюджет города Элисты от 24 марта 2016 года N 14 между Правительством Республики Калмыкия, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия, Министерством внутренних дел по Республике Калмыкия и Администрацией города Элисты.
На сегодняшний день в связи со сложной финансовой ситуацией в Российской Федерации объем поступлений в бюджет города Элисты не позволяет в полном объеме выполнить взятые обязательства за счет собственных средств. В связи с этим город вынужден привлекать средства не только из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и кредитных организаций под высокие ставки процентов, требующих ежемесячного погашения, и изыскивать средства на погашение займов для исполнения финансовых обязательств по муниципальным контрактам.
Так, по состоянию на 1 июля 2016 года объем муниципального долга составил 285 217,1 тыс. рублей, в том числе бюджетные кредиты на сумму 170 217,1 тыс. рублей и кредиты от кредитных организаций на сумму 115000,0 тыс. рублей.
Для укрепления бюджетной самодостаточности города Элисты и ее устойчивого развития необходимо использовать имеющиеся ресурсы, устанавливать и достигать показателей, способствующих увеличению доходной части бюджета города Элисты, эффективно использовать бюджетные средства, приоритетно направляя их на выполнение взятых на себя социальных обязательств, находить новые пути к оздоровлению сложившейся финансово-экономической ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.