Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу
Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Калмыкия
от 26 сентября 2016 г. N 204
Территориальная схема
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Калмыкия
Территориальная схема |
текстовые, табличные и графические (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) описания системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению образующихся на территории данного субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов |
Источник образования отходов |
объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, территория (часть территории) поселения, на которых образуются твердые коммунальные отходы |
Схема потоков отходов |
графическое отображение перемещения отходов от источников образования отходов до объектов, используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, с информацией о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов |
Обращение с отходами |
деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов |
Твердые коммунальные отходы |
отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами |
Норматив накопления твердых коммунальных отходов |
среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени |
Норматив образования отходов |
установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции |
Вторичное сырье |
вторичные материальные ресурсы, собранные (заготовленные) и подготовленные к повторному использованию |
Смешанные твердые коммунальные отходы |
отходы, оставшиеся после раздельного сбора утильной фракции, или отходы, не подвергшиеся раздельному сбору |
Раздельный сбор отходов |
прием или поступление отходов от физических и юридических лиц с выделением вторичных ресурсов в отдельный поток (потоки) в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения |
Неполный раздельный сбор отходов |
раздельный сбор отходов с выделением утильной фракции отходов |
Переработка отходов |
деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов |
Сортировка отходов |
разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие |
Свалки отходов |
территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов |
Рекультивация объектов размещения отходов |
ликвидация, техническая и биологическая рекультивация |
Ликвидация объектов размещения отходов |
мероприятия по освобождению земель от размещенных на них отходов и другие работы по подготовке объектов к дальнейшей рекультивации |
Вид отходов |
совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов |
Размещение отходов |
хранение и захоронение отходов |
Хранение отходов |
складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения |
Захоронение отходов |
изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду |
Сбор отходов |
прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов |
Транспортирование отходов |
перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах |
Утилизация отходов |
использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) |
Обезвреживание отходов |
уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду |
Накопление отходов |
временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования |
Обработка отходов |
предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку |
Объекты размещения отходов |
специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов |
Полигон захоронения твердых коммунальных отходов |
объект размещения отходов, представляющих из себя комплекс природоохранных сооружений, предназначенных для централизованного обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, предотвращающий попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных организмов |
Объекты захоронения отходов |
предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах |
Объекты хранения отходов |
специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения |
Объекты обезвреживания отходов |
специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов |
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами |
индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов |
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) |
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора |
Обозначения и сокращения
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Калмыкия |
Территориальная схема |
Государственный реестр объектов размещения отходов |
ГРОРО |
Твердые коммунальные отходы |
ТКО |
Крупногабаритные отходы |
КГО |
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами |
Региональный оператор |
Введение
Безопасное обращение с отходами - один из важнейших экологических аспектов развития субъекта Российской Федерации, способствующий охране здоровья населения и реализующий его право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Разработка территориальной схемы осуществляется в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов.
Территориальная схема направлена на создание эффективной, комплексной системы по обращению с отходами и реализацию механизмов, необходимых для решения задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории региона, определенных основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года:
- предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
- внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
- создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
- поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
- обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.
При определении основных направлений построения инфраструктуры и развития сферы обращения с отходами необходимо учитывать географическое и социально-экономическое положение региона.
Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяженность территории с севера на юг - 458 км, с запада на восток - 423 км. Площадь составляет 76,1 тысяч километров. Столица и крупнейший город республики - Элиста.
Республика Калмыкия граничит на юге с Республикой Дагестан, на юго-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Ростовской областью, на северо-западе - с Волгоградской областью, на востоке - с Астраханской областью.
В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 20 декабря 2005 года N 250-III-З "Об организации местного самоуправления в Республике Калмыкия" в составе республики входят городской округ Элиста, 13 муниципальных районов, 124 сельских и 2 городских муниципальных образований.
Рисунок 1.
Муниципальные районы Республики Калмыкия:
1) Городовиковский район;
2) Ики-Бурульский район;
3) Кетченеровский район;
4) Лаганский район;
5) Малодербетовский район;
6) Октябрьский район;
7) Приютненский район;
8) Сарпинский район;
9) Целинный район;
10) Черноземельский район;
11) Юстинский район;
12) Яшалтинский район;
13) Яшкульский район;
Численность населения Республики Калмыкия на 1 января 2016 года составляет 278 766 чел. Плотность населения Республики Калмыкия составляет 3,73 человек на 1 квадратный километр.
Столицей Республики Калмыкия является город Элиста с численностью населения 104 000 человек на 1 января 2016 года.
Основными видами экономической деятельности являются:
1) Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 37,0%;
2) Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование - 15,5%;
3) Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 8,2%;
4) Здравоохранение и предоставление социальных услуг - 7,0%;
5) Образование - 6,25%;
6) Строительство - 5,9%;
7) Транспорт и связь - 4,2%;
8) Обрабатывающие производства - 3,6%;
9) Прочие виды деятельности - 12,3.
Номенклатура образующихся отходов представлена всеми классами опасности:
1 класс опасности - ртутьсодержащие отходы, отходы оксида хрома шестивалентного, асбестовая пыль и прочие;
2 класс опасности - аккумуляторы с электролитом, кислота аккумуляторная серная отработанная, растворы аммиачные для травления меди отработанные, расплав электролита алюминиевого производства, шлам сернокислотного электролита и прочие;
3 класс опасности - металлургические шлаки, шлам минеральный от газоочистки производства алюминия, шламовые отходы гальванического, травильного производства, отработанные смазочные охлаждающие жидкости и масла, нефтешламы, растворители, отходы красок, грунтовок, лаков, отходы содержащие медь, хром и прочие;
4 класс опасности - металлургические шлаки, шлак печей переплава алюминиевого производства, отходы песка очистных и пескоструйных устройства, пыль щебеночная, отходы асбоцемента и асбеста, отходы мела, пыль кирпичная, отходы шлаковаты, асфальтобетона, абразивных материалов, шлак сварочный и прочие;
5 класс опасности - строительный щебень, бой строительного кирпича, стеклянный бой не загрязненный, отходы цемента в кусковой форме, лом стальной не сортированный, отходы печатной продукции, отходы от уборки территории и помещении, древесные отходы, пыль зерновая, отходы керамических изделий и прочие.
Территориальная схема также направлена на достижение целей комплексной стратегии развития сферы обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами Республики Калмыкия на период до 2020 года:
- обеспечение экологической безопасности, которая достигается путем ликвидации старых свалок и предупреждения образования новых несанкционированных мест размещения отходов и захламленности территорий, а также обеспечения специализированными объектами захоронения и дооснащения их современной системой сбора и транспортировки отходов;
- ресурсосбережение, которое заключается в дооснащении полигонов сортировочными мощностями и создании эффективных перерабатывающих производств и вовлечении отходов во вторичный оборот.
1. Нахождение источников образования отходов
Источники образования отходов можно разделить на хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы, и селитебные зоны городских округов, городских и сельских поселений Республики Калмыкия, в которых в результате жизнедеятельности населения в жилых помещениях образуются отходы.
В территориальной схеме хозяйствующие субъекты - источники образования отходов определены на основании отчетности об образовании отходов за 2015 год по форме 2-ТП "отходы".
В 2015 году в Республике Калмыкия образовано 160 наименований отходов согласно ФККО. Из них:
I класса опасности - 1;
II класса опасности - 1;
III класса опасности - 17;
IV класса опасности - 51;
V класса опасности - 90.
Сведения о хозяйствующих субъектах - источниках образования отходов представлены в таблицах 1.1 - 14.1 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Графическое отображение на карте Республики Калмыкия хозяйствующих субъектов - источников образования отходов представлено в Приложении 2 к настоящей территориальной схеме.
По результатам анализа нахождения источников образования отходов на территории Республики Калмыкия установлено, что более трети всех источников находятся в зоне городского округа г. Элиста.
В качестве источников образования ТКО от населения рассмотрены территории городских округов, а также территории городских и сельских поселений муниципальных районов Республики Калмыкия.
При определении количества проживающего населения использованы данные о численности поселений на 01.01.2016.
По результатам анализа полученных и обобщенных сведений установлено, что в Республике Калмыкия находятся: городской округ - г. Элиста, 13 муниципальных районов, 124 сельских и 2 городских муниципальных образований.
Более трети всего населения Республики Калмыкия, а именно 104000 человек, проживает в городском округе - г. Элиста.
В Таблице 1 приведены данные по численности населения муниципальных образований, входящих в состав Республики Калмыкия на 1 января 2016 года.
Таблица 1.
Численность
населения муниципальных образований Республики Калмыкия на 1 января 2016 г.
N |
Наименование муниципального образования |
Численность населения, чел. |
1 |
Городовиковский муниципальный район |
16333 |
2 |
Ики-Бурульский муниципальный район |
11149 |
3 |
Кетченеровский муниципальный район |
10094 |
4 |
Лаганский муниципальный район |
18723 |
5 |
Малодербетовский муниципальный район |
10382 |
6 |
Октябрьский муниципальный район |
8978 |
7 |
Приютненский муниципальный район |
10439 |
8 |
Сарпинский муниципальный район |
13264 |
9 |
Целинный муниципальный район |
20549 |
10 |
Черноземельский муниципальный район |
12618 |
11 |
Юстинский муниципальный район |
10515 |
12 |
Яшалтинский муниципальный район |
16513 |
13 |
Яшкульский муниципальный район |
15209 |
14 |
Городской округ - г. Элиста |
104000 |
Перечень поселений Республики Калмыкия, на территориях которых в результате жизнедеятельности населения образуются отходы, представлен в таблицах 1.1 - 14.1 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Графическое отображение поселений Республики Калмыкия, являющихся источниками образования отходов, представлено в Приложении 2 к настоящей территориальной схеме.
2. Количество образующихся отходов
На территории Республики Калмыкия в 2015 году образовано 160 видов отходов в общем количестве 107204,871 тонн (по данным Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия за 2015 год, сформированным на основании отчетности по форме 2-ТП "отходы"). Сведения об образующихся отходах на территории Республики Калмыкия представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Сведения
об образующихся отходах на территории Республики Калмыкия в 2015 году
Класс опасности |
Количество видов, данного класса |
Объем, т |
1 |
1 |
0,63 |
2 |
1 |
2,64 |
3 |
17 |
73,09 |
4 |
51 |
73085,67 |
5 |
90 |
34042,85 |
Сведения об источниках образования отходов представлены в таблицах 1.1 - 14.1 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Графическое отображение на карте Республики Калмыкия хозяйствующих субъектов - источников образования отходов представлено в Приложении 2 к настоящей территориальной схеме.
Данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно ФККО, их классам опасности от 1 до 5 и по источникам образования отходов, представлены в таблицах 1.2 - 14.2 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Значение годовой массы ТКО, образующейся от населения Республики Калмыкия, рассчитывается путем произведения норматива накопления ТКО для соответствующего муниципального образования на количество населения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Правила определения нормативов ТКО установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
До вступления в силу указанных правил рядом органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Калмыкия приняты нормативы накопления ТКО на территории соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с Приказом N 25-п Министерства территориального развития Республики Калмыкия "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" от 03.05.2011 установлены следующие нормативы накопления ТКО населением для муниципальных районов Республики Калмыкия:
1) Городовиковский муниципальный район - 1,8 м3/год;
2) Ики-Бурульский муниципальный район - 1,8 м3/год;
3) Кетченеровский муниципальный район - 2,16 м3/год;
4) Лаганский муниципальный район - 1,8 м3/год;
5) Малодербетовский муниципальный район - 1,8 м3/год;
6) Октябрьский муниципальный район - 1,8 м3/год;
7) Приютненский муниципальный район - 1,8 м3/год;
8) Сарпинский муниципальный район - 1,8 м3/год;
9) Целинный муниципальный район - 1,8 м3/год;
10) Черноземельский муниципальный район - 1,8 м3/год;
11) Юстинский муниципальный район - 2,4 м3/год;
12) Яшалтинский муниципальный район - 1,8 м3/год;
13) Яшкульский муниципальный район - 1,8 м3/год;
14) Городской округ - г. Элиста - 1,8 м3/год.
Полученные значения годовой массы образуемых ТКО от населения Республики Калмыкия по городским округам и муниципальным районам представлены в Таблице 3.
Таблица 3.
Расчетная годовая масса ТКО,
образующаяся от населения Республики Калмыкия
N |
Наименование муниципального образования |
Численность, человек |
Расчетная масса ТКО от населения, тонн |
1 |
Городовиковский муниципальный район |
16333 |
5879,88 |
2 |
Ики-Бурульский муниципальный район |
11149 |
4013,64 |
3 |
Кетченеровский муниципальный район |
10094 |
4360,608 |
4 |
Лаганский муниципальный район |
18723 |
6740,28 |
5 |
Малодербетовский муниципальный район |
10382 |
3737,52 |
6 |
Октябрьский муниципальный район |
8978 |
3232,08 |
7 |
Приютненский муниципальный район |
10439 |
3758,04 |
8 |
Сарпинский муниципальный район |
13264 |
4775,04 |
9 |
Целинный муниципальный район |
20549 |
7397,64 |
10 |
Черноземельский муниципальный район |
12618 |
4542,48 |
11 |
Юстинский муниципальный район |
10515 |
5047,2 |
12 |
Яшалтинский муниципальный район |
16513 |
5944,68 |
13 |
Яшкульский муниципальный район |
15209 |
5475,24 |
14 |
Городской округ - г. Элиста |
104000 |
37440 |
Количество образующихся ТКО от населения Республики Калмыкия по поселениям представлено в таблицах 1.1 - 14.1 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Таким образом, установлено, что в Республики Калмыкия от населения образуется 102344,34 тонн отходов в год.
Анализ данных по муниципальным образованиям показывает разброс значений массы отходов, не связанный с уровнем доходов населения или другими факторами, влияющими на количество образуемых отходов.
3. Места накопления отходов
К местам накопления отходов, рассматриваемым в данной схеме, относятся:
1. Места накопления отходов, расположенные на территориях хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются отходы.
2. Контейнерные площадки для сбора ТКО.
3. Полигоны ТКО;
4. Мусоросортировочные комплексы;
5. Мусороперегрузочные станции.
Источниками образования ТКО и производственных отходов являются предприятия и организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Калмыкия. Места накопления отходов указанных источников расположены на территориях фактического осуществления их деятельности. Оценка соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами, в том числе и соответствия мест накопления отходов действующим нормативным актам, на территории хозяйствующих субъектов осуществляется уполномоченными органами.
Места накопления ТКО от населения представлены контейнерными площадками. Частично существующие места накопления ТКО находятся в совместном пользовании населения и организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Калмыкия.
Сбор и вывоз ТКО от большей части населения, проживающего в частном жилом секторе населенных пунктов Республики Калмыкия, организован бестарным способом. Сбор отходов осуществляется по установленным графикам специализированными предприятиями.
Сведения о местах накопления отходов рассматривается в таблицах 1.3 - 14.3 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Помимо указанных объектов схемой удаления ТКО с территорий населенных пунктов Республики Калмыкия, предусмотрено обустройство на территории муниципальных образований мусороперегрузочных станций. Сведения о планируемых к обустройству местах накопления ТКО на территории региона представлены в таблице 17 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Графическое отображение существующих и планируемых к созданию мест накопления отходов представлено в Приложении 2 к настоящей территориальной схеме.
Таким образом, на территории Республики Калмыкия на момент подготовки территориальной схемы обустроено 1174 контейнерных площадок для сбора ТКО.
Контейнерные площадки с организованным раздельным сбором отходов на территории Республики Калмыкия отсутствуют.
На момент подготовки территориальной схемы в регионе планируется размещение 10 (десяти) мусороперегрузочных станций (МПС) ТКО с целью реализации двухэтапной системы удаления отходов.
Сведения о количестве существующих и планируемых к созданию местах накопления отходов по муниципальным образованиям Республики Калмыкия представлены в Таблице 4.
Таблица 4.
Сведения
о количестве существующих и планируемых к созданию мест накопления ТКО Республики Калмыкия
N |
Наименование муниципального образования |
Количество контейнерных площадок |
Количество действующих площадок временного накопления ТКО, полигонов ТКО, мусоросортивочных комплексов или МПС |
Количество планируемых к созданию площадок временного накопления ТКО или МПС |
1 |
Городовиковский муниципальный район |
43 |
нет |
1 |
2 |
Ики-Бурульский муниципальный район |
65 |
нет |
1 |
3 |
Кетченеровский муниципальный район |
34 |
- |
1 |
4 |
Лаганский муниципальный район |
18 |
- |
1 |
5 |
Малодербетовский муниципальный район |
5 |
- |
- |
6 |
Октябрьский муниципальный район |
23 |
- |
1 |
7 |
Приютненский муниципальный район |
41 |
- |
- |
8 |
Сарпинский муниципальный район |
42 |
- |
1 |
9 |
Целинный муниципальный район |
28 |
- |
- |
10 |
Черноземельский муниципальный район |
97 |
- |
1 |
11 |
Юстинский муниципальный район |
70 |
- |
1 |
12 |
Яшалтинский муниципальный район |
- |
- |
1 |
13 |
Яшкульский муниципальный район |
17 |
- |
1 |
14 |
Городской округ - г. Элиста |
799 |
2 |
- |
В большинстве муниципальных образований сбор и вывоз ТКО организован по смешанной системе, предусматривающей как тарный (контейнерный), так и бестарный сбор ТКО.
Учитывая плотность населения в крупных населенных пунктах региона данная система требует организации контейнерного сбора ТКО, то есть увеличения количества контейнерных площадок до необходимого для полного охвата населения, проживающего на данных территориях. Данные площадки вместе с тем должны предусматривать возможностью раздельного сбора ТКО.
Данные меры позволят усовершенствовать логистику сбора ТКО, снизить нагрузку на дорожную сеть данных населенных пунктов за счет уменьшения видов задействованной специализированной техники, уменьшить массу отходов захоронения за счет отбора вторичных материальных ресурсов из общей массы ТКО, что, как следствие, снизит размер тарифа для населения за услуги по обращению с отходами.
4. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
На территории Республики Калмыкия находится 2 объекта по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Сведения о данных объектах отражены в таблице 15 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, таким образом территориальной схемой размещение отходов допускается только на объектах хранения и захоронения, внесенных в ГРОРО.
Среди них два объекта размещения ТКО, а именно:
- полигон ТКО, расположенный в пригороде г. Элиста (800 м к северо-западу от Астраханского поста ГАИ и 600 м от автодороги Элиста - Астрахань);
- мусоросортировочный комплекс, расположенный в пригороде г. Элиста.
В 2015 году на объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, расположенных на территории Республики Калмыкия, утилизировано - 0, обезврежено - 0 и размещено - 82651,00 тонн отходов IV-V классов опасности. Данные о ежегодном количестве утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов (с разбивкой по объектам по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов) представлены в таблице 18 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
В соответствии с целями реализуемой на территории региона комплексной стратегии развития сферы обращения с твердыми коммунальными отходами Республики Калмыкия на период до 2020 года - обеспечение экологической безопасности и ресурсосбережение - в регионе планируются к созданию 10 новых вспомогательных объектов по обработке и размещению отходов. Сведения об указанных объектах представлены в таблицах 17, 17.1 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
С 1 января 2017 года действующим природоохранным законодательством устанавливается запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
В целях своевременной реализации данного положения закона в регионе планируется дооснащение объектов размещения ТКО мусоросортировочными мощностями. Данная работа впоследствии позволит региону определить правильные решения по выбору требуемых для Республики Калмыкия мусороперерабатывающих мощностей.
Помимо объектов по обращению с твердыми фракциями отходов рекомендуется работа по созданию пунктов приема жидких бытовых отходов, которая впоследствии должна быть реализована на всей территории региона.
Графическое отображение существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, расположенных на территории Республики Калмыкия, представлено в Приложении 2 к настоящей территориальной схеме.
Настоящей территориальной схемой устанавливается запрет на эксплуатацию объектов по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и размещению отходов потребления, не включенных в настоящую территориальную схему.
5. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
Количественные и видовые показатели образующихся на территории региона отходов имеют переменную величину. Диапазон изменения показателей образования отходов обусловлен рядом условий: демографическая динамика, экономическое развитие, развитие производства, рынка услуг и других.
На территории Республики Калмыкия в 2015 году образовано 160 видов отходов с учетом ТКО от населения в общем количестве 107204,87 т, из них 1 класса опасности - 0,63 т/год, 2 класса опасности - 2,64 т/год, 3 класса опасности - 73,09 т/год, 4 класса опасности - 73085,67 т/год, 5 класса опасности - 34042,85 т/год.
В том числе твердые коммунальные отходы от населения, согласно расчетам приведенным в таблицах 1.1 - 14.1 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме, составляют 102344,3 т/год.
Сведения об использовании и обезвреживании отходов производства и потребления на территории Республики Калмыкия с разбивкой по видам и классам опасности представлены в таблице 16 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
На территории Республики Калмыкия, по данным Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия, сформированным на основании отчетности по форме 2-ТП "отходы" за 2015 год, образовано 107128,52 тонн отходов, из них на объектах хранения - 0 тонн, на объектах захоронения - 82651,00 тонн.
Сведения об отходах, размещенных в 2015 году на территории Республики Калмыкия, с разбивкой по видам и классам опасности представлены в таблице 16 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Передача отходов в другие субъекты Российской Федерации с территории Республики Калмыкия обусловлена рядом причин. Некоторые виды отходов требуют специальных технологий для их обработки, обезвреживания, использования, которые отсутствуют в Республики Калмыкия. Другие отходы обладают свойствами, необходимыми для рециклинга и, соответственно, являются востребованными на рынке услуг по переработке отходов.
Отходы 1-3 класса опасности транспортируются на специализированный полигон, расположенный в Астраханской области. Договор на прием указанных отходов заключен с ООО "Производственно-коммерческий центр "Все для видео".
Сведения об отходах, переданных в другие субъекты РФ, представлены в таблице 18 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Таким образом, из 107204,87 тонн общей массы образованных в 2015 году отходов: утилизировано 0 тонн, обезврежено 0 тонн и размещено 82651 тонн (77%).
6. Схема потоков отходов
На территории Республики Калмыкия находится один объект по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов (см. таблица 15 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме).
Практически все отходы, кроме 1-3 классов опасности, размещаются на данном объекте.
На момент подготовки территориальной схемы ряд муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия продолжают несанкционированное размещение отходов на свалках.
Свалки ТКО расположены во многих сельских населенных пунктах Республики Калмыкия. На дату разработки территориальной схемы согласно регионального кадастра отходов их насчитывается 120.
Сведения о несанкционированных свалках ТКО представлены в таблицах 1.4 - 14.4 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Учитывая, что в настоящий момент свалки представляют угрозу окружающей среде и здоровью населения необходимо принятие мер по их ликвидации и недопущению размещения отходов на их территориях.
В Приложении 2 к настоящей территориальной схеме показано графическое отображение существующего на дату подготовки территориальной схемы:
- движение отходов от источников образования отходов до объектов, используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
- движение отходов от источников образования до несанкционированных мест их размещения.
Сведения о количестве отходов, направляемых в другие субъекты РФ, а также на объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, и размещению, представлены в таблице 18 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
В соответствии с действующим законодательством деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Перечень лицензиатов, имеющих на момент разработки территориальной схемы действующие лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов представлен в таблице 5.
Таблица 5.
Перечень
лицензиатов, имеющих на момент разработки территориальной схемы действующие лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
N |
Наименование лицензиата |
Лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ |
1 |
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" |
Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Серия 008 N 00006 от 25 декабря 2015 г. выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
2 |
Общество с ограниченной ответственностью "СПЕЦСЕРВИС" |
Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию отходов I-IV класса опасности. Серия 008 N 00005 от 14.12.2015 выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
3 |
Межмуниципальное общество с ограниченной ответственностью "Комсомольские коммунальные сети" |
Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию отходов I-IV класса опасности. Серия 008 N 00007 от 10.03.2016 выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
4 |
Муниципальное общество с ограниченной ответственностью "Восход" |
Лицензия на деятельность по транспортированию отходов I-IV класса опасности. Серия 008 N 00008 от 14.04.2016 выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
5 |
Общество с ограниченной ответственностью "ТРИНА" |
Лицензия на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности. Серия 008 N 00009 от 24.05.2016 выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
6 |
Общество с ограниченной ответственностью "УНИВЕРСАЛТРАНССЕРВИС" |
Лицензия на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности. Серия (08)-177-СТ от 14.06.2016 выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
7 |
Общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" |
Лицензия на деятельность по транспортированию отходов I-IV класса опасности. Серия (08)-417-Т от 27.06.2016 выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
8 |
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловик" |
Лицензия на деятельность по транспортированию отходов I-IV класса опасности. Серия (08)-771-Т от 20.07.2016 выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
9 |
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство" Малодербетовского РМО РК |
Лицензия на деятельность по транспортированию отходов I-IV класса опасности. Серия (08)-1238-Т от 24.08.2016 выдана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия |
На территории региона в настоящее время находится два объекта размещения ТКО:
- полигон ТКО, расположенный в пригороде г. Элиста (800 м к северо-западу от Астраханского поста ГАИ и 600 м от автодороги Элиста - Астрахань);
- мусоросортировочный комплекс, расположенный в пригороде г. Элиста.
Принимая во внимание географическое расположение и протяженность территории Республики Калмыкия в регионе планируется создание 10 (десяти) мусороперегрузочных станций: на территориях Городовиковского, Ики-Бурульского, Кетченеровского, Лаганского, Октябрьского, Сарпинского, Черноземельского, Юстинского, Яшалтинского, Яшкульского муниципальных районов. Из них с элементами сортировки - в Кетченеровском, Яшкульском муниципальных районах (2 шт.).
При определении оптимального количества объектов инфраструктуры обращения с ТКО проведено зонирование территории Республики Калмыкия по принципу отнесения нескольких муниципальных образований к одной мусороперегрузочной станции. Количество запланированных мусороперегрузочных станций определено с учетом численности населения, а также объемов образуемых отходов и оптимальной логистики транспортировки.
Расположение мусороперегрузочных станций определено с привязкой к зоне обслуживания следующих муниципальных районов Республики Калмыкия:
1. Городовиковский муниципальный район:
- Муниципальные образования Городовиковского муниципального района.
2. Ики-Бурульский муниципальный район:
- Муниципальные образования Ики-Бурульского муниципального района;
- п. Мелиоратор Черноземельского муниципального района.
3. Кетченеровский муниципальный район:
- Муниципальные образования Кетченеровского муниципального района;
- Часть Октябрьского муниципального района (п. Хошеут, п. Босхачи, п. Лиджин Худук, п. Цаган-Нур, п. Чарлакта);
- Часть Сарпинского района (п. Листа, с. Обильное, МПС Садовое).
4. Лаганский муниципальный район:
- Муниципальные образования Лаганского муниципального района.
5. Октябрьский муниципальный район:
- Часть Октябрьского муниципального района (п. Большой Царын, п. Восход, п. Шарлджин, п. Джангар, п. Иджил, п. Северный, п. Мирный);
- Часть Малодербетовского муниципального района (п. Ики-Манлан, п. Ики-Бухус, п. Хонч Нур).
6. Сарпинский муниципальный район:
- Муниципальные образования Сарпинского муниципального района;
- Часть Малодербетовского муниципального района (х. Васильев, с. Малые Дербеты, с. Плодовитое, с. Тундутово, п. Зурган, п. Унгун-Терячи, п. Ханата).
7. Черноземельский муниципальный район:
- Муниципальные образования Черноземельского муниципального района;
- Часть Ики-Бурульского муниципального района (п. Соста, п. Шар-Булг).
8. Юстинский муниципальный район:
- Муниципальные образования Юстинского муниципального района.
9. Яшалтинский муниципальный район:
- Муниципальные образования Яшалтинского муниципального района.
10. Яшкульский муниципальный район:
- Муниципальные образования Яшкульского муниципального района;
- Часть Ики-Бурульского муниципального района (п. Хар-Зуха).
- Часть Черноземельского муниципального района (п. Адык, п. Меклета, п. Радужный, п. Теегин Герл, п. Сарул).
Действующие объекты по размещению ТКО:
1. Мусоросортировочный комплекс городского округа - г. Элиста:
- Муниципальные образования Целинного муниципального района;
- Муниципальные образования Приютненского муниципального района;
- Часть Ики-Бурульского муниципального района (п. Зунда-Толга, п. Кевюды, п. Кордон);
- Часть Яшкульского муниципального района (п. Ниицян, п. Чилгир, п. Шарва, п. Элвг, п. Улан Эрге).
2. Полигон ТКО городского округа - г. Элиста.
Планируемые и действующие опорные и вспомогательные объекты с привязкой к зоне обслуживания указаны в таблице 17.1 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Учитывая, что мусороперегрузочные станции на момент разработки территориальной схемы не созданы, отходы, образуемые на территориях муниципальных районов и городских округов, входящих в данные кластера, до момента ввода в эксплуатацию подлежат размещению на близлежащих действующих полигонах ТКО Республики Калмыкия.
Потоки ТКО, образующиеся на территории Республики Калмыкия, должны быть направлены исключительно на полигоны ТКО, закрепленные настоящей территориальной схемой. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы потоки ТКО временно могут быть перенаправлены на иной близлежащий полигон ТКО, предусмотренный настоящей территориальной схемой, до устранения таких обстоятельств.
7. Зона деятельности регионального оператора
К специфическим особенностям Республики Калмыкия, влияющим на определение зон деятельности региональных операторов, относятся:
- Большая площадь региона, составляющая 74731 км2 (42 место в Российской Федерации);
- Географическое положение, обусловленное относительно симметричным расположением республиканского центра, относительно географических границ региона и отсутствием естественных преград для перемещения внутри региона;
- Численность населения республики - 278733 человек на 01.01.2016;
- Проживание более половины жителей в городском округе - г. Элиста;
- Образование основной массы ТКО в городском округе - г. Элиста, в административных центрах муниципальных районов;
- Сосредоточение основных объектов инфраструктуры ТКО в центральной части региона (городском округе - г. Элиста), что несет высокие логистические издержки на удаление ТКО из удаленных от центральной части муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенные особенности региона, а также сложившуюся систему обращения с отходами, целесообразно наличие не более одного регионального оператора.
Таким образом, зоной деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Калмыкия является вся территория Республики Калмыкия.
8. Целевые показатели по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов
На территории Республики Калмыкия со сроком действия до 2020 года реализуется подпрограмма "Обращение с отходами производства и потребления на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Охрана окружающей среды на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 июня 2013 г. N 275 (далее - подпрограмма).
Задачами подпрограммы являются:
- Строительство, модернизация, оснащение муниципальных объектов инфраструктурой обращения с ТКО, соответствующей требованиям законодательства;
- Создание условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории региона.
Подпрограммой утверждены следующие целевые показатели:
Показатель "Количество муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия, обеспеченных межмуниципальными объектами размещения ТКО" (единиц), рассчитывается как сумма муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия, обеспеченных межмуниципальными объектами размещения ТКО. Значение показателя на 2016 год - 1 ед.
Показатель "Количество муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия, обеспеченных межмуниципальными мусоросортировочными мощностями" (единиц) рассчитывается как сумма муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия, обеспеченных межмуниципальными мусоросортировочными мощностями. Значение показателя на 2016 год - 1 ед.
Данные показатели можно рассматривать как региональные целевые показатели, характеризующие деятельность по обращению с ТКО Республики Калмыкия.
Схемой удаления ТКО с территорий населенных пунктов Республики Калмыкия предусмотрено введение новых вспомогательных объектов по обработке, утилизации или размещению ТКО, так и перенаправление потоков ТКО от муниципальных образований, не имеющих на своей территории данных объектов, за счет усовершенствования логистической схемы движения отходов. Реализация данных мероприятий позволит увеличить долю обрабатываемых ТКО и уменьшить долю захораниваемых.
Значения предлагаемых для закрепления в подпрограмме на период до 2020 года целевых показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО Республики Калмыкия, представлены в Таблице 6.
Таблица 6.
Целевые показатели,
характеризующие деятельность по обращению с ТКО на территории Республики Калмыкия
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
Количество муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия, обеспеченных межмуниципальными объектами размещения ТКО |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Количество муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия, обеспеченных межмуниципальными мусоросортировочными мощностями |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Доля захоронения ТКО на полигонах (от общего объема образующихся в регионе ТКО) |
% |
72,9 |
72,9 |
75,59 |
75,59 |
75,59 |
75,59 |
4 |
Доля обработки ТКО (от общего объема образующихся в регионе ТКО) |
% |
0 |
24,92 |
99,68 |
99,68 |
99,68 |
99,68 |
5 |
Доля переработки (утилизации) ТКО (от общего объема образующихся в регионе ТКО) |
% |
0 |
18,08 |
24,13 |
24,13 |
24,13 |
24,13 |
Ситуация по обращению с отходами на момент разработки территориальной схемы:
В 2015 году в регионе образовалось 107204,87 тонн отходов производства и потребления в результате деятельности хозяйствующих субъектов Республики Калмыкия. Общая масса утилизированных и обезвреженных отходов - 0 тонн.
Отходы 1 класса опасности (0,63 тонны, что составляет 0,0006%.), образовавшиеся на территории Республики Калмыкия, на территории Республики не обезвреживаются и не утилизируются.
Отходы 2 класса опасности (2,64 тонны, что составляет 0,0025%.), образовавшиеся на территории Республики Калмыкия, на территории Республики не обезвреживаются и не утилизируются.
Отходы 3 класса опасности (73,09 тонны, что составляет 0,0682%.), образовавшиеся на территории Республики Калмыкия, на территории Республики не обезвреживаются и не утилизируются.
Отходы 1-3 класса опасности транспортируются на специализированный полигон, расположенной в Астраханской области. Договор заключен с компанией "Все для видео".
Отходы 4 и 5 класса опасности (в 2015 году было образовано 107 тыс. т.) в настоящее время размещаются на полигоне в г. Элиста (в 2015 году на указанном полигоне было размещено 82 тыс. т. отходов, что составляет 72,9% от общего объема образующихся отходов).
В 4 квартале 2016 года планируется открытие мусоросортировочного комплекса, который должен обеспечить проведение сортировки в объеме 99,68%; от общего количества отходов с 2017 года.
Сведения о доле утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления, суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов представлены в таблице 18 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
По результатам анализа данных об отходах, направляемых на захоронение, установлено, что отходы по степени негативного воздействия на окружающую среду, относящиеся к чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам (1, 2, 3 классы опасности), на территории Республики Калмыкия не захораниваются ввиду отсутствия объектов размещения данных видов отходов.
Сведения о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), с разбивкой по видам и классам опасности отходов, а также показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов представлены в таблице 18 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
Заключение
Территориальная схема определяет источники образования отходов, расположенные на территории Республики Калмыкия. Установлены виды в образующихся отходов и их количество, рассмотрены действующие в регионе целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, определены места накопления отходов, описаны имеющиеся в регионе объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, определен баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории Республики Калмыкия, представлена схема потоков отходов на территории Республики Калмыкия.
По результатам проведенной работы установлено, что в целях совершенствования системы обращения с отходами, в том числе с ТКО в Республики Калмыкия, необходимо проведение следующего ряда мероприятий:
1. Определение нормативов ТКО в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
2. Организация и проведение работ по недопущению размещения отходов на свалках.
3. Организация и проведение работ по ликвидации существующих свалок.
4. Проведение работы по переходу от смешанной системы сбора ТКО в крупных населенных пунктах к тарному способу сбора ТКО, обеспечение данных населенных пунктов достаточным количеством контейнеров и контейнерных площадок.
5. Увеличение количества контейнерных площадок, оборудованных дополнительными емкостями для сбора вторичных материальных ресурсов.
6. Обустройство мусороперегрузочных станций на территории Республики Калмыкия, указанных в таблице 17 Приложения 1 к настоящей территориальной схеме.
7. Организация и выполнение работ по созданию пунктов приема жидких бытовых отходов на территории Республики Калмыкия.
Реализация данных мероприятий позволит в значительной степени усовершенствовать систему обращения с отходами в регионе, с учетом экономических и экологических норм данной деятельности.
Актуализация территориальной схемы производится не реже одного раза в два года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.