Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Порядок
принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" N 161-ФЗ от 14.11.2002, Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 265 от 28.07.2008 "О безвозмездной передаче республиканских, государственных унитарных предприятий дорожной отрасли как имущественных комплексов в собственность муниципальных районных образований Республики Калмыкия", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, Уставом Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия N 2 от 15.02.2016 и иными нормативно-правовыми актами.
Настоящий Порядок регулирует условия принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
1. Общие положения
1.1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве муниципальному образованию. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Имущество предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие) или оперативного управления (муниципальное казенное предприятие). От имени муниципального района, права собственника имущества муниципального предприятия осуществляет Администрация.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
1.2. Создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - муниципальное предприятие;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - муниципальное казенное предприятие.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
1.3. Правоспособность унитарного предприятия.
Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации.
Муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением муниципального предприятия.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
1.4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения.
Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия.
Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
1.5. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
1.6. Филиалы и представительства унитарного предприятия.
Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований действующего законодательства
1.7. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
1.8. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
1.9. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
1.10. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях.
Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с Федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
1.11. Ответственность унитарного предприятия.
Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества муниципального образования.
Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
2. Создание муниципального унитарного предприятия
2.1. Муниципальные предприятия могут быть созданы путем их учреждения, а также в результате реорганизации существующих предприятий.
От имени Приютненского районного муниципального образования решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий принимает Администрация.
Инициатором предложения по созданию предприятия могут выступать Глава РМО, заместитель Главы РМО, МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО РК, отдел экономики и прогнозирования Администрации Приютненского РМО РК.
Инициатор создания предприятия вправе внести обоснованные предложения Главе Приютненского РМО РК о создании предприятия.
Инициатор предложения по созданию предприятия подготавливает проект Устава с обязательным приложением пояснительной записки, которая должна включать: обоснование необходимости или целесообразности создания данного предприятия, цели создания и основные виды деятельности, а также технико-экономическое обоснование.
Технико-экономическое обоснование создания предприятия должно содержать следующие показатели: затраты на создание предприятия, объемы производства продукции (работ, услуг), затраты на производство продукции (работ, услуг), размер ожидаемой прибыли, количество рабочих мест.
2.2. Муниципальное предприятие может быть создано в случае:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства.
2.3. Казенное предприятие может быть создано в случае:
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
2.4. При принятии решения о создании предприятия Глава Приютненского РМО РК:
- утверждает Устав предприятия;
- состав имущества, подлежащего передаче в уставный фонд предприятия;
- перечень и стоимость имущества, закрепляемого за предприятием на праве хозяйственного ведения;
- иные обстоятельства, необходимые для создания и регистрации предприятия.
Необходимость создания предприятия согласовывается в следующих структурных подразделениях Администрации:
- МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО РК;
- Отдел экономики и прогнозирования Администрации Приютненского РМО РК.
Проект постановления Главы РМО о создании предприятия должен содержать:
- цели и предмет деятельности;
- поручения, связанные с формированием уставного фонда предприятия или имущества учреждения;
- информацию о лице, на которое возлагаются обязанности по подготовке и представлению в регистрирующий орган учредительных документов.
К проекту прилагаются устав создаваемого предприятия, пояснительная записка с приложением технико-экономического обоснования.
3. Реорганизация унитарного предприятия
3.1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Инициаторами реорганизации предприятия могут выступать Глава РМО, заместитель Главы РМО, МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО РК, отдел экономики и прогнозирования Администрации Приютненского РМО РК.
Инициатор реорганизации вправе внести обоснованные предложения Главе РМО о реорганизации предприятия с обязательным приложением пояснительной записки, которая должна включать в себя обоснование необходимости или целесообразности проведения данной реорганизации, а также технико-экономическое обоснование.
В проекте постановления Главы РМО о реорганизации предприятия указываются:
- состав комиссии по реорганизации;
- председатель комиссии по реорганизации;
- срок проведения реорганизации;
- лицо, на которое возлагается контроль за проведением процедуры реорганизации.
3.2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
- присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
- разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
- выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
- преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных федеральными законами случаях.
3.3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
3.4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику муниципального имущества (муниципальному образованию).
В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику муниципального имущества (муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
В случае, если иное не предусмотрено федеральными законами, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.
3.5. При преобразовании казенного предприятия в муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к муниципальному предприятию.
Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
3.6. При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.
3.7. Слияние унитарных предприятий.
Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.
Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего унитарного предприятия и о назначении его руководителя.
При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.
3.8. Присоединение к унитарному предприятию.
Присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.
Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении руководителя этого унитарного предприятия.
При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.
3.9. Разделение унитарного предприятия.
Разделением унитарного предприятия признается прекращение унитарного предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям.
Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о назначении их руководителей.
При разделении унитарного предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.
3.10. Выделение из унитарного предприятия.
Выделением из унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия без прекращения последнего.
Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о назначении их руководителей, а также о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного унитарного предприятия и при необходимости о назначении его руководителя.
При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с разделительным балансом.
К передаточному акту и разделительному балансу прилагаются:
- бухгалтерский баланс на дату проведения реорганизации;
- инвентаризационная опись основных средств и товарно-материальных ценностей на дату проведения реорганизации;
- расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности;
- при слиянии, разделении, преобразовании - справка о закрытии расчетного счета;
- сведения о передаче дел, в том числе о заработной плате и личном составе.
Передаточный акт и разделительный баланс согласовываются с МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО РК.
3.11. Преобразование унитарного предприятия.
Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
3.12. Публикация в печати извещения о реорганизации и о сроке реорганизации, письменное извещение кредиторов реорганизуемого предприятия в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, подготовка учредительных документов, передаточного акта или разделительного баланса возлагаются на руководителя предприятия.
3.13. При реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения комиссией по реорганизации составляется акт об уничтожении печатей и штампов прекративших свою деятельность предприятий, который передается вместе с документами правопреемнику.
3.14. Руководитель предприятия обязан в трехдневный срок после получения свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц представить копию комплекта документов, связанных с реорганизацией, МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО РК, который ведет реестр муниципальных предприятий Приютненского РМО РК.
3.15. При реорганизации муниципальных предприятий архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемнику в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 22 октября 2004 г. "Об архивном деле в Российской Федерации".
4. Ликвидация муниципального предприятия
4.1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
4.2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и действующим законодательством.
4.3. Инициатором ликвидации предприятия могут выступать Глава РМО, заместитель Главы РМО, МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО РК, отдел экономики и прогнозирования Администрации Приютненского РМО РК.
Инициатор ликвидации вносит обоснованные предложения Главе РМО о ликвидации предприятия с обязательным приложением пояснительной записки, которая должна включать в себя обоснование необходимости проведения данной ликвидации и сведения о направлениях предполагаемого использования муниципального имущества.
4.4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
4.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде.
4.6. Председатель ликвидационной комиссии обязан в трехдневный срок в письменной форме уведомить регистрирующий орган о ликвидации предприятия с приложением постановления Главы РМО о ликвидации предприятия.
4.7. Ликвидационная комиссия публикует в печати извещение о ликвидации предприятия, о порядке и сроке заявления требований кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
4.8. В случае выявления неудовлетворительного характера деятельности ликвидационной комиссии ее персональный и численный состав может быть изменен постановлением Главы РМО.
4.9. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации предприятия.
4.10. По истечении срока заявления требований кредиторов со дня опубликования ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
4.11. Промежуточный ликвидационный баланс согласовывается с МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО.
4.12. Если при проведении ликвидации предприятия установлена его неспособность, удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, ликвидационная комиссия такого предприятия должна в срок не позднее одного месяца с момента установления указанных выше обстоятельств обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании данного предприятия банкротом.
4.13. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс предприятия. Ликвидационный баланс согласовывается с МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО РК и утверждается постановлением Главы Приютненского РМО РК.
4.14. Ликвидационная комиссия подготавливает и передает в государственный архив документы ликвидируемого предприятия в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 22 октября 2004 г. "Об архивном деле в Российской Федерации".
4.15. Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие прекратившими свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
4.16. Председатель ликвидационной комиссии предприятия обязан в трехдневный срок после получения свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц представить его в МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" Приютненского РМО РК для внесения записи в реестр муниципальных предприятий для исключения предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.