Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 9 июня 2018 г. N 183
Паспорт
подпрограммы 6 "Создание системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Калмыкия на 2018 - 2020 годы"
Ответственные исполнители подпрограммы |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия |
Участники подпрограммы |
Органы местного самоуправления Республики Калмыкия, региональный оператор и /или операторы по обращению с ТКО |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Отсутствуют |
Цели подпрограммы |
Создание комплексной системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), на территории Республики Калмыкия |
Задачи подпрограммы |
1. Внедрение новой системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), на территории Республики Калмыкия. 2. Повышение экологического сознания населения. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Количество построенных объектов обращения с ТКО. 2. Введение в эксплуатацию второй очереди полигона ТКО. 3. Доля обработанных ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО. 4. Доля ТКО, направляемых на захоронение, в общем объеме ТКО. 5. Количество размещенной информации (в области обращения с отходами) в СМИ, интернет-сайтах и пр. 6. Количество проведенных мероприятий по выявлению мест несанкционированного размещения отходов (организация "горячих линий", рейдов). 7. Количество проведенных эколого-просветительских мероприятий в сфере обращения с отходами. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Реализация подпрограммы рассчитана на 2018 - 2020 годы. Этапы не выделяются. |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 121 401,1 тыс. руб., в том числе: а) по годам реализации подпрограммы: 2018 год - 17 600,0 тыс. руб.; 2019 год - 89 441,3 тыс. руб.; 2020 год - 14 359,8 тыс. руб. б) по источникам финансирования: федеральный бюджет - 0,0 тыс. руб.; республиканский бюджет, всего - 300,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2018 год - 100,0 тыс. руб.; 2019 год - 100,0 тыс. руб.; 2020 год - 100,0 тыс. руб.; из них действующие расходные обязательства - 0,0 тыс. руб. местный бюджет - 63 101,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 48 841,3 тыс. руб.; 2020 год - 14 259,8 тыс. руб.; внебюджетные источники - 58 000,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2018 год - 17 500,0 тыс. руб.; 2019 год - 40 500,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Строительство и оснащение объектов обращения с ТКО - 10 ед. Строительство второй очереди полигона ТКО - 1 ед. Увеличение доли обработанных ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО - 99,68%. Уменьшение доли ТКО, направляемых на захоронение, в общем объеме ТКО - 85%. Недопущение появления мест несанкционированного размещения отходов на территории Республики Калмыкия. Снижение количества несанкционированных объектов размещения отходов на территории Республики Калмыкия. Повышение экологического сознания населения Республики Калмыкия. |
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Безопасное обращение с отходами - один из важнейших экологических аспектов развития субъекта Российской Федерации, способствующий охране здоровья населения и реализующий его право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия разработана и утверждена приказом от 26 сентября 2016 г. N 204 территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Терсхема).
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регоператор).
В апреле 2017 года проведен конкурсный отбор регоператора по обращению с ТКО на территории Республики Калмыкия, предметом которого являлось присвоение статуса регоператора по обращению с ТКО на территории Республики Калмыкия и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
По его итогам ООО "Спецавтохозяйство" присвоен статус регоператора по обращению с ТКО на территории Республики Калмыкия и в июне 2017 г. заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО, со сроком действия соглашения - 15 лет.
Зоной деятельности регоператора является вся территория Республики Калмыкия, включающая в себя территории муниципальных образований городского округа, городских и сельских поселений Городовиковского, Ики-Бурульского, Кетченеровского, Лаганского, Малодербетовского, Октябрьского, Приютненского, Сарпинского, Целинного, Черноземельского, Юстинского, Яшалтинского, Яшкульского районов и городского округа г. Элиста.
В целях проводимой на территории Российской Федерации реформы в области обращения с отходами, а также улучшения экологической ситуации в Республике Калмыкия распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 30 июня 2017 г. N 236-р создана межведомственная рабочая группа по вопросам обращения с отходами и утвержден ее состав. В настоящее время реализуется план мероприятий ("дорожная карта") Республики Калмыкия по реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 17 июня 2016 г. N 212-р.
Достижение поставленных целей планируется за счет решения следующих задач:
внедрение комплексной системы обращения с отходами путем строительства и оснащения объектов обращения с отходами ТКО на территориях муниципальных образований Республики Калмыкия, обеспечение экологической безопасности, предупреждение образования новых несанкционированных мест размещения отходов и захламленности территорий, а также обеспечения специализированными объектами захоронения и дооснащения их современной системой сбора и транспортирования отходов;
повышение экологического сознания населения Республики Калмыкия.
Программа направлена на создание комплексной системы по обращению с отходами и реализацию механизмов, необходимых для решения задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории региона, определенных Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года:
предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот;
поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.
При определении основных направлений построения инфраструктуры и развития сферы обращения с отходами необходимо учитывать географическое и социально-экономическое положение региона.
Номенклатура образующихся отходов представлена всеми классами опасности и отражена в Терсхеме.
Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 29 сентября 2017 г. N 182 утверждены нормативы накопления (Таблица 1).
Таблица 1
Нормативы
накопления твердых коммунальных отходов для населения, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Республики Калмыкия
N |
Категории |
Расчетные единицы |
Масса, кг. |
Объем, м3 |
Домовладения города Элисты | ||||
1 |
Многоквартирные дома, |
1 проживающий |
453 |
2,4 |
2 |
частные домовладения |
1 проживающий |
510 |
2,6 |
Домовладения районных муниципальных образований Республики Калмыкия | ||||
3. |
Многоквартирные дома, |
1 проживающий |
320 |
1,5 |
4. |
Частные домовладения |
1 проживающий |
310 |
1,4 |
Административные здания, учреждения, конторы: | ||||
5. |
административные, офисные учреждения |
1 сотрудник |
139,2 |
1,5 |
6. |
научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро |
1 сотрудник |
185,6 |
1,50 |
7. |
отделения связи |
1 кв. метр общей площади |
128,9 |
0,95 |
Предприятия торговли: | ||||
8. |
продовольственный магазин |
1 кв. метр общей площади |
199,6 |
1,48 |
9. |
промтоварный магазин |
1 кв. метр общей площади |
133,4 |
0,86 |
10. |
рынки |
1 торговое место |
152,8 |
1,46 |
11. |
палатка, киоск |
1 кв. метр общей площади |
254,3 |
2,01 |
12. |
супермаркет (универмаг) |
1 кв. метр общей площади |
110,8 |
0,87 |
Предприятия транспортной инфраструктуры: | ||||
13. |
автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического и сервисного обслуживания |
1 машино-место |
113,0 |
0,87 |
14. |
автозаправочные станции |
1 машино-место |
85,4 |
0,68 |
15. |
автостоянки и парковки |
1 машино-место |
42,1 |
0,34 |
16. |
автомойки |
1 машино-место |
84,8 |
0,70 |
17. |
дошкольные и учебные заведения: |
|||
18. |
дошкольное образовательное учреждение |
1 ребенок |
92,1 |
0,53 |
19. |
общеобразовательное учреждение |
1 учащийся |
38,9 |
0,27 |
20. |
учреждение начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс |
1 учащийся |
22,85 |
0,23 |
Культурно-развлекательные, спортивные учреждения: | ||||
21. |
клубы, кинотеатры, концертные залы, театры |
1 место |
26,3 |
0,22 |
22. |
библиотеки, архивы, музеи |
1 место |
23,6 |
0,12 |
Предприятия общественного питания: | ||||
23. |
кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые |
1 место |
396,8 |
2,79 |
Предприятия службы быта: | ||||
24. |
мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники |
1 кв. метр общей площади |
18,4 |
0,13 |
25. |
ремонт и пошив одежды |
1 кв. метр общей площади |
25,9 |
0,18 |
|
мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр. |
1 кв. метр общей площади |
18,0 |
0,13 |
26. |
парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты |
1 место |
553 |
4,82 |
27. |
гостиницы |
1 место |
191,2 |
1,40 |
28. |
бани, сауны |
1 место или 1 посетитель |
270,6 |
2,00 |
Ритуальные услуги: | ||||
29. |
кладбище |
1 место захоронения |
3 |
0,03 |
С учетом применения нормативов накопления ТКО, вводимых в действие с 01 января 2018 г., расчетная масса ТКО от населения составит 104 625, 931 тонн или 508 847,1 куб. м (Таблица 2).
Таблица 2
Расчет
массы ТКО от населения на территории Республики Калмыкия
N |
Наименование муниципального образования |
Численность населения, чел. |
Расчетная масса ТКО от населения, кг |
Расчетная масса ТКО от населения, куб. м |
1 |
Городовиковское районное муниципальное образование |
15 707 |
4 883 070,0 |
22 128,8 |
2 |
Ики-Бурульское районное муниципальное образование |
10 545 |
3 277 230,0 |
14 845,8 |
3 |
Кетченеровское районное муниципальное образование |
9 617 |
2 988 660,0 |
13 537,7 |
4 |
Лаганское районное муниципальное образование |
18 472 |
5 747 940,0 |
26 077,0 |
5 |
Малодербетовское районное муниципальное образование |
9 983 |
3 099 530,0 |
14 024,2 |
6 |
Октябрьское районное муниципальное образование |
8 536 |
2 649 020,0 |
11 979,0 |
7 |
Приютненское районное муниципальное образование |
10 647 |
3 309 210,0 |
14 992,2 |
8 |
Сарпинское районное муниципальное образование |
12 313 |
3 822 720,0 |
17 295,1 |
9 |
Целинное районное муниципальное образование |
20 430 |
6 355 530,0 |
28 824,3 |
10 |
Черноземельское районное муниципальное образование |
12 574 |
3 924 200,0 |
17 866,2 |
11 |
Юстинское районное муниципальное образование |
9 972 |
3 098 140,0 |
14 029,0 |
12 |
Яшалтинское районное муниципальное образование |
15 675 |
4 864 980,0 |
22 002,3 |
13 |
Яшкульское районное муниципальное образование |
14 871 |
4 621 500,0 |
20 934,3 |
14 |
Городской округ - г. Элиста |
108 461 |
51 984 201,0 |
270 311,2 |
|
Республика Калмыкия |
277 803 |
104 625 931 |
508 847,1 |
Источники образования отходов можно разделить на хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы, и селитебные зоны городских округов, городских и сельских поселений Республики Калмыкия, в которых в результате жизнедеятельности населения в жилых помещениях образуются отходы.
В Республике Калмыкия в 2015 году образовано 160 видов отходов в общем количестве 107204,871 тонн (по данным Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия за 2015 год, сформированным на основании отчетности по форме 2-ТП "отходы") (Таблица 3).
Таблица 3
Объем
отходов на территории Республики Калмыкия по классам опасности
Класс опасности |
Количество видов, данного класса |
Объем, тонн |
I |
1 |
0,63 |
II |
1 |
2,64 |
III |
17 |
73,09 |
IV |
51 |
73085,67 |
V |
90 |
34042,85 |
Отходы I - III класса опасности транспортируются на специализированный полигон, расположенный в Астраханской области. Договор на прием указанных отходов регоператором заключен с ООО "Производственно-коммерческий центр "Все для видео".
Передача отходов в другие субъекты Российской Федерации с территории Республики Калмыкия обусловлена рядом причин. Некоторые виды отходов требуют специальных технологий для их обработки, обезвреживания, использования, которые отсутствуют в Республике Калмыкия. Другие отходы обладают свойствами, необходимыми для рециклинга и, соответственно, являются востребованными на рынке услуг по переработке отходов.
Таким образом, из 107204,87 тонн общей массы образованных в 2015 году отходов: утилизировано 0 тонн, обезврежено 0 тонн и размещено 82651 тонн (77%).
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). С 01 января 2017 года действующим природоохранным законодательством устанавливается запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
Одной из проблем, указанной в Терсхеме является сосредоточение основных объектов инфраструктуры ТКО в центральной части региона (городском округе - г. Элиста), что несет высокие логистические издержки на удаление ТКО из отдаленных от центральной части муниципальных образований.
На территории Республики Калмыкия находится 2 объекта по обработке и размещению отходов:
полигон ТКО, расположенный в пригороде г. Элиста;
мусоросортировочный комплекс, расположенный в пригороде г. Элиста.
Согласно Терсхеме на объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, расположенных на территории Республики Калмыкия в 2015 году было размещено 82651,00 тонн отходов IV - V классов опасности, утилизация и обезвреживание не проводилось.
На территории республики в настоящее время зафиксировано 109 мест размещения отходов. Все действующие места размещения отходов на территории Республики Калмыкия образованы во времена СССР и на сегодняшний день большинство свалок находятся в неудовлетворительном состоянии и эксплуатируются с нарушениями. Многие из объектов размещения отходов исчерпали проектные сроки эксплуатации и проектную мощность.
Нормативные требования и стандарты по техническому обустройству и содержанию объектов размещения отходов, технологический регламент работ при эксплуатации свалок не выдерживаются. Проведение производственного контроля состояния грунтовых вод, почвы и атмосферного воздуха по требованию Роспотребнадзора организовано только на объекте размещения отходов в г. Элисте.
На текущий момент в Государственный реестр объектов размещения отходов включен только существующий полигон г. Элисты. Указанный полигон по экспертным оценкам заполнен более чем на 90%.
Таким образом, наибольшую актуальность приобретает проблема ликвидации и рекультивации мест размещения отходов, а также возвращения земель под ними в хозяйственный оборот.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, рекультивация и ликвидация свалок осуществляется лицами, эксплуатирующим указанные места размещения отходов. В случае их отсутствия обязанность по проведению указанных мероприятий ложится на собственников земельного участка (соответствующие органы местного самоуправления).
Мероприятием 2.3 подпрограммы предусмотрено выполнение проектно-изыскательских работ по рекультивации свалок, исполнителями которого будут органы местного самоуправления в течение 2019 - 2020 годов. На реализацию указанного мероприятия требуется выделение из местных бюджетов 63101,10 тыс. руб. В дальнейшем объекты размещения отходов будут рекультивированы в соответствии с разработанными проектами.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы
Показателями (индикаторами) достижения цели и решения задач подпрограммы являются:
количество построенных объектов обращения с ТКО;
введение в эксплуатацию второй очереди полигона ТКО;
доля обработанныхТКО в общем объеме образовавшихся ТКО;
доля ТКО, направляемых на захоронение, в общем объеме образовавшихся ТКО;
количество размещенной информации (в области обращения с отходами) в СМИ, интернет-сайтах и пр.;
количество проведенных мероприятий по выявлению мест несанкционированного размещения отходов (организация "горячих линий", рейдов);
количество проведенных эколого-просветительских мероприятий в сфере обращения с отходами.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы приведены в Приложении N 1 к настоящей Программе.
Сроки реализации подпрограммы - 2018 - 2020 годы.
Этапы реализации не выделяются.
При определении оптимального количества объектов инфраструктуры обращения с ТКО проведено зонирование территории Республики Калмыкия по принципу отнесения нескольких муниципальных образований к одному объекту коммунальной инфраструктуры обращения с отходами. Количество запланированных объектов коммунальной инфраструктуры обращения с отходами определено с учетом численности населения, а также объемов образуемых отходов и оптимальной логистики транспортирования.
Расположение объектов коммунальной инфраструктуры обращения с отходами определено с привязкой к зоне обслуживания следующих районных муниципальных образований Республики Калмыкия:
1. Городовиковское районное муниципальное образование:
муниципальные образования Городовиковского РМО.
2. Ики-Бурульское районное муниципальное образование:
муниципальные образования Ики-Бурульского муниципального района;
п. Мелиоратор Черноземельского муниципального района.
3. Кетченеровское районное муниципальное образование:
муниципальные образования Кетченеровского РМО;
часть Октябрьского РМО (п. Хошеут, п. Босхачи, п. Лиджин Худук, п. Цаган-Нур, п. Чарлакта);
часть Сарпинского РМО (п. Листа, с. Обильное, МПС Садовое).
4. Лаганское районное муниципальное образование:
муниципальные образования РМО.
5. Октябрьское районное муниципальное образование:
часть Октябрьского РМО (п. Большой Царын, п. Восход, п. Шарлджин, п. Джангар, п. Иджил, п. Северный, п. Мирный);
часть Малодербетовского РМО (п. Ики-Манлан, п. Ики-Бухус, п. Хонч Нур).
6. Сарпинское районное муниципальное образование:
муниципальные образования Сарпинского РМО;
часть Малодербетовского РМО (х. Васильев, с. Малые Дербеты, с. Плодовитое, с. Тундутово, п. Зурган, п. Унгун-Терячи, п. Ханата).
7. Черноземельское районное муниципальное образование:
муниципальные образования Черноземельского РМО;
часть Ики-Бурульского РМО (п. Соста, п. Шар-Булг).
8. Юстинское районное муниципальное образование:
муниципальные образования Юстинского РМО.
9. Яшалтинское районное муниципальное образование:
муниципальные образования Яшалтинского РМО.
10. Яшкульское районное муниципальное образование:
муниципальные образования Яшкульского РМО;
часть Ики-Бурульского РМО (п. Хар-Зуха).
часть Черноземельского РМО (п. Адык, п. Меклета, п. Радужный, п. Теегин Герл, п. Сарул).
Действующие объекты по размещению ТКО:
1. Мусоросортировочный комплекс городского округа - г. Элиста.
2. Полигон ТКО городского округа - г. Элиста.
В настоящее время мусоросортировочный комплекс обеспечивает сортировку твердых коммунальных отходов, образующихся на территории г. Элиста.
После утверждения единого тарифа на услугу регоператора указанным комплексом также будут обслуживаться следующие муниципальные образования Целинного и Приютненского РМО; часть Ики-Бурульского (п. Зунда-Толга, п. Кевюды, п. Кордон) и Яшкульского РМО (п. Ниицян, п. Чилгир, п. Шарва, п. Элвг, п. Улан Эрге).
Потоки ТКО, образующиеся на территории Республики Калмыкия, должны быть направлены исключительно на полигоны ТКО, закрепленные в Терсхеме.
В настоящее время г. Элисте ведется строительство нового полигона ТКО, предусмотренного в Терсхеме, ввод в эксплуатацию первой очереди которого планируется произвести до 01 января 2018 г.
Стимулирование строительства объектов обращения с ТКО предусматривает софинансирование из республиканского бюджета (при условии предоставления средств федерального бюджета), а также привлечение средств из внебюджетных источников.
Сведения о количестве существующих и планируемых к созданию мест накопления отходов по муниципальным образованиям Республики Калмыкия представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Сведения
о количестве существующих и планируемых к созданию и оснащению объектов обращения с отходами ТКО Республики Калмыкия
N |
Наименование муниципального образования |
Количество контейнеров |
Количество действующих площадок временного накопления ТКО, полигонов ТКО, мусоросортивочных комплексов или МПС |
Количество планируемых к созданию и оснащению объектов обращения с отходами ТКО |
1 |
Городовиковское РМО |
43 |
- |
1 |
2 |
Ики-Бурульское РМО |
65 |
- |
1 |
3 |
Кетченеровское РМО |
34 |
- |
1 |
4 |
Лаганское РМО |
18 |
- |
1 |
5 |
Малодербетовское РМО |
5 |
- |
- |
6 |
Октябрьское РМО |
23 |
- |
1 |
7 |
Приютненское РМО |
41 |
- |
- |
8 |
Сарпинское РМО |
42 |
- |
1 |
9 |
Целинное РМО |
28 |
- |
- |
10 |
Черноземельское РМО |
81 |
- |
1 |
11 |
Юстинское РМО |
70 |
- |
1 |
12 |
Яшалтинское РМО |
- |
- |
1 |
13 |
Яшкульское РМО |
17 |
- |
1 |
14 |
Городской округ - г. Элиста |
799 |
2 |
- |
|
Итого |
1266 |
2 |
10 |
В большинстве муниципальных образований сбор и вывоз ТКО организован по смешанной системе, предусматривающей как тарный (контейнерный), так и бестарный сбор ТКО.
Учитывая плотность населения в крупных населенных пунктах региона, данная система требует организации контейнерного сбора ТКО, что должно быть обеспечено увеличением количества контейнерных площадок до необходимого для полного охвата населения, проживающего на данных территориях. Площадки должны предусматривать возможность раздельного сбора ТКО.
Указанные меры позволят усовершенствовать логистику сбора ТКО, снизить нагрузку на дорожную сеть данных населенных пунктов за счет уменьшения видов задействованной специализированной техники, уменьшить массу отходов захоронения за счет отбора вторичных материальных ресурсов из общей массы ТКО, что, как следствие, снизит размер тарифа для населения за услуги по обращению с отходами.
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы и обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
По результатам проведенного анализа установлено, что более трети всех источников отходов на территории Республики Калмыкия находятся в зоне городского округа г. Элиста.
В настоящее время существующий полигон ТКО является единственным объектом, используемым для размещения ТКО, внесенный в ГРОРО, расположен на территории г. Элисты. Общая площадь полигона ТКО составляет 3 га. Территория полигона условно разделена на зоны для приема строительного и бытового мусора, веток и обрезков деревьев, биологических отходов. На полигоне для захоронения ТКО используется технология метода уплотнения и пересыпки грунтом по выравнивающей высотной схеме.
Ежегодное увеличение объема ТКО, размещаемых на полигоне, обусловлено социально-экономическим развитием города - ростом численности населения, объектов социальной инфраструктуры, торговли и т.д. Значительное увеличение количества ТКО обусловлено ростом вывозимых упаковочных материалов и пластиковой тары. Вместе с отходами, вывозимыми на захоронение, теряется значительное количество материалов, пригодных к вторичному использованию.
Для решения проблемы, учитывая, что полигон захоронения ТКО является одной из важных составляющих системы коммунальной инфраструктуры и санитарной очистки города, необходимо последовательное проведение мероприятий, направленных на поэтапное выведение из эксплуатации действующего полигона, строительство нового с системой утилизации ТКО способом брикетирования. Данная система позволит:
уменьшить объем отходов, поступающих на новый полигон;
предотвратить попадание фильтрата в грунтовые воды и выбросы метана в атмосферу;
полностью исключить возможность возникновения пожаров и появления на полигоне бродячих животных и птиц, которые являются распространителями вирусных инфекций.
Эффективность полигона ТКО совместно с мусоросортировочным комплексом обусловлена тем, что в результате их совместного использования не нарушается экологический баланс и соблюдается рациональное соотношение эффективности инженерно - технических сооружений и относительно низкой стоимости строительства и реализации. Так, полигон ТКО является наиболее распространенным и эффективным сооружением, позволяющим обеспечить защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующим распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов, тем самым способствующим минимизации большинства из негативных воздействий на окружающую среду и человека в настоящее время и в будущем.
Стимулирование утилизации отходов на территории Республики Калмыкия предусматривает создание условий юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в области обращения с отходами, в увеличении объемов утилизации отходов путем создания в рамках территориальной схемы оптимальной системы перемещения отходов от источников их образования до объектов, используемых для их обработки и утилизации.
В результате реализации мероприятий подпрограммы будет получен финансово-экономический и экологический эффекты.
Финансово-экономический эффект:
увеличение поступлений в бюджет Республики Калмыкия в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду и размещение отходов от субъектов предпринимательской деятельности (республиканский бюджет - 40%, местный - 55%);
привлечение средств регоператора (ООО "Спецавтохозяйство") в размере 58 000,0 тыс. руб. для строительства 10 объектов обращения с ТКО и второй очереди полигона ТКО.
Экологический эффект:
снижение объема несанкционированного складирования отходов через реализацию мероприятий реформы в области регулирования обращения с отходами;
охват 100% населенных пунктов Республики Калмыкия новой системой обращения с ТКО, включая их сбор и транспортирование на полигон и обработку на мусоросортировочном комплексе.
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий программы с привлечением внебюджетных источников финансирования.
В рамках подпрограммы предполагается реализация следующих основных мероприятий (Приложение 2):
Основное мероприятие 1. "Внедрение новой системы обращения с отходами на территории Республики Калмыкия":
1.1. Строительство и оснащение объектов обращения с ТКО.
1.2. Строительство второй очереди полигона ТКО.
Мероприятие предусматривает стимулирование строительства и оснащение объектов, предназначенных для обработки, утилизации, захоронения отходов на территории Республики Калмыкия.
Основное мероприятие 2. "Выявление и ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов на территориях муниципальных образований Республики Калмыкия":
2.1. Проведение мероприятий по выявлению мест несанкционированного размещения отходов (организация "горячих линий", рейдов).
Мероприятие предусматривает проведение рейдов и оперативное получение по телефонам "горячей линии" информации о местах скопления мусора от граждан, юридических лиц и других заинтересованных лиц, которые повлекут за собой выявление значительного количества свалок.
2.2. Организация и проведение экологических субботников на территории Республики Калмыкия.
2.3. Выполнение проектно-изыскательских работ по рекультивации свалок.
Основное мероприятие 3. "Повышение экологического сознания населения" предусматривает:
3.1. Информирование населения республики о ходе внедрения новой системы обращения с ТКО, в том числе размещение видео-роликов и организация обратной связи с жителями Республики Калмыкия по вопросам реализации основных мероприятий.
Реализация мероприятия будет способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде, усилению информированности населения о новшествах федерального законодательства в области обращения с отходами.
Помимо перечисленных мероприятий в настоящее время прорабатывается решение следующих вопросов:
1. Мероприятий по корректировке Терсхемы, включая разработку ее электронной модели.
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимые изменения будут внесены в Терсхему не позднее 01 января 2020 г.
2. Разработка маршрутов вывоза ТКО.
Регоператором в настоящее время завершены работы по инвентаризации контейнерных площадок на территории РМО, составлению логистических маршрутов и выбора техники для вывоза ТКО. Также регоператором проводится работа по согласованию с органами местного самоуправления мест и способов сбора мусора (контейнерный/бесконтейнерный), периодичности его вывоза.
3. Ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земель под ними.
Подпрограммой "Создание системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Калмыкия на 2018 - 2020 годы" предусмотрены мероприятия по разработке органами местного самоуправления проектно-сметной документации на рекультивацию земель под объектами размещения отходов.
Ресурсное обеспечение за счет всех источников финансирования и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального, республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников на реализацию целей подпрограммы приведены в Приложении 6.
IV. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках программы)
Государственные задания в рамках подпрограммы не доводятся.
V. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации подпрограммы возможны следующие риски:
1. Увеличение затрат на реализацию мероприятий вследствие изменения действующего законодательства, роста инфляции, превышающей прогнозные оценки; иные изменения.
2. Недостаточное финансовое обеспечение из-за временных разрывов между периодом поступления денежных средств по договорам и сроками финансирования строительства объектов (превышающие запланированные); отклонения фактических объемов отходов от плановых показателей.
3. Несоблюдение сроков реализации мероприятий по причине несвоевременного выполнения работ со стороны подрядных организаций.
4. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Мерами снижения рисков является своевременное управление ими ответственными исполнителями подпрограммы.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 183 "О внесении изменений в Государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.