Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Малое и среднее предпринимательство является одной из основ функционирования экономики городских и сельского поселений, а также муниципального района в целом.
Наличие в экономике района развитого малого и среднего предпринимательства существенно расширяет перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечивает занятость населения, в значительной степени способствует формированию местного бюджета и развитию конкуренции. Развитие малого и среднего предпринимательства в районе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики района и, наоборот, свертывание малых и средних предприятий может иметь негативные последствия как экономического, так и социального характера.
В Советско-Гаванском муниципальном районе наблюдается тенденция роста субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).
Субъекты малого и среднего предпринимательства |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего |
1605 |
1727 |
1786 |
1707 |
1725 |
в том числе |
|
|
|
|
|
- малые и средние предприятия |
380 |
401 |
394 |
384 |
405 |
- индивидуальные предприниматели |
1225 |
1326 |
1392 |
1323 |
1320 |
Увеличилась сумма уплаченных налогов. В бюджет края за 2015 г. перечислено 342,400 млн. руб., что на 24,9% больше, чем за 2014 г. Рост налоговых платежей в бюджет района от субъектов малого и среднего предпринимательства составил 35,2% (157,000 млн. руб.).
Доля налоговых платежей субъектов малого бизнеса в сумме уплаченных налогов в бюджет края увеличилась в 2015 году с 28,6% до 31,3%, в бюджет района с 26,6% до 27,0%.
Положительная динамика показателей развития предпринимательства обусловлена ростом объемов финансирования муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства из бюджета района, а также за счет привлечения дополнительных средств по результатам краевого конкурса муниципальных программ поддержки предпринимательства:
тыс. рублей
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Районный бюджет |
85,000 |
1194,490 |
1600,000 |
1800,000 |
3200,000 |
Краевого бюджета |
0,000 |
1137,500 |
1358,000 |
2023,000 |
1230,000 |
Дополнительным фактором, способствующим росту и развитию предпринимательской активности, явилось создание в 2012 году Восточного территориального фонда поддержки предпринимательства (далее ВТФПП), учредителем которого, в том числе, является Администрация Советско-Гаванского муниципального района. ВТФПП обеспечил предпринимателям района широкую доступность программ государственной поддержки, получение финансовой, консультационной, информационной поддержки, возможность квалифицированного обучения, содействие деловым контактам и совместным проектам.
В 2015 году субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, желающим открыть свое дело, специалистами фонда оказано 1502 консультации по различным вопросам предпринимательской деятельности. Кроме того фондом выдано 25 льготных займов на сумму 21,725 млн. руб., 6 субсидий на сумму 5,542 млн. руб., 2 субсидии на возмещение части затрат на модернизацию производственного оборудования на сумму 1,002 млн. руб., субсидия на возмещение части затрат на уплату платежей по договорам лизинга оборудования на сумму 3,090 млн. руб., грант начинающему субъекту малого предпринимательства на сумму 165,200 тыс. руб. ВТФПП проведено 6 семинаров для предпринимателей Советской Гавани и Ванино, в которых приняли участие 120 человек; 25 молодых людей и предпринимателей до 30 лет обучались в рамках программы "Ты - предприниматель".
Для улучшения условий ведения бизнеса в Советско-Гаванском муниципальном районе, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства решением Собрания депутатов муниципального района от 12.05.2016 N 301 утвержден Перечень муниципального имущества, включающий 18 объектов недвижимости, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и ограниченных в приватизации.
Также, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в 2011 - 2015 гг. было реализовано преимущественное право выкупа 14 субъектами предпринимательства - арендаторами муниципального имущества и оказана имущественная поддержка в виде рассрочки платежа на 4 года на общую сумму 32,800 млн. руб.
В 2015 году было проведено 88 конкурсных процедур для СМСП на общую сумму 142,900 млн. руб., что составляет 59,0% от совокупного годового объема закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Информация о поддержке, предоставленной СМСП размещена в Реестре субъектом малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Для поднятия престижа предпринимательской деятельности лучшие предприниматели района принимают участие в ежегодном краевом конкурсе "Предприниматель года" и мероприятиях (выставках - ярмарках), организованных Администрацией муниципального района, посвященных празднованию "Дня российского предпринимательства" и другим памятным датам.
С 1997 года работает Совет по предпринимательству при Главе Советско-Гаванского муниципального района, на заседаниях которого рассматриваются наиболее проблемные вопросы с привлечением специалистов различных организаций (налоговая инспекция, пенсионный фонд, пожарная инспекция и пр.)
В здании Администрации муниципального района установлен сенсорный информационный терминал для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающий доступ к нормативной и справочной документации официальных информационных порталов "Малый бизнес Хабаровского края", Федеральной налоговой службы.
При сложившейся динамике развития, структура малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе является недостаточно сбалансированной. Более 50% субъектов действуют в области оптовой и розничной торговли.
Распределение субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности |
Доля отрасли в общей численности (%) |
||
субъектов предпринимательства |
из них |
||
малых и средних предприятий |
индивидуальных предпринимателей |
||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2,7 |
5,8 |
1,5 |
Обрабатывающие производства всего, |
5,7 |
7,6 |
5,0 |
в том числе |
|
|
|
- производство пищевых продуктов |
1,2 |
0,8 |
1,4 |
- обработка древесины и производство изделий из дерева |
0,3 |
0,5 |
0,2 |
- производство машин и оборудования |
0,5 |
0,8 |
0,4 |
Строительство |
6,8 |
12,5 |
4,6 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств |
51,9 |
37,1 |
57,6 |
Гостиницы и рестораны |
1,5 |
3,0 |
1,0 |
Транспорт и связь |
11,2 |
7,5 |
12,6 |
- из них деятельность грузового и пассажирского автотранспорта |
7,3 |
1,4 |
9,6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление в аренду |
8,3 |
13,4 |
6,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,2 |
1,7 |
1,0 |
Другие виды деятельности |
10,7 |
11,4 |
10,4 |
Характерные особенности и основные проблемы, сдерживающие развитие для предпринимательства Советско-Гаванского района:
- территориальная дислокация основного числа субъектов малого и среднего предпринимательства в административном центре Советско-Гаванского муниципального района - городе Советская Гавань и незначительная активность в других поселениях, входящих в состав района, особенно в удаленном от административного центра Гаткинском сельском поселении;
- недостаточный платежеспособный спрос населения на продукцию местных товаропроизводителей пищевой продукции, услуги общественного питания и бытового обслуживания;
- концентрация субъектов малого и среднего предпринимательства только в оптовой и розничной торговле и дефицит предпринимательской активности в производственной сфере;
- отсутствие стартового капитала, а также залогового обеспечения для получения банковского кредита для организации собственного дела;
- высокие процентные ставки по банковским кредитам;
- низкий образовательный уровень предпринимателей, в том числе отсутствие навыков в составлении бухгалтерской и налоговой отчетности;
- изношенность основных средств;
- высокие тарифы на услуги монополий: электро, теплоэнергию, грузоперевозки.
- в сельском хозяйстве и производстве пищевых продуктов - недостаточное привлечение инвестиций в обновление основных фондов, приобретение современного перерабатывающего оборудования и внедрение новых технологий производства продукции.
Развитие предпринимательства в этих отраслях является частью реализации стратегической цели продовольственной безопасности по обеспечению населения района безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Присутствие местной сельскохозяйственной и пищевой продукции является сдерживающим фактором повышения цен на пищевую продукцию, завозимую из других районов Российской Федерации.
Вышеуказанные проблемы будут решаться в соответствии с настоящей Программой за счет средств районного бюджета.
Мероприятия, отраженные в Программе, ориентированные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства Советско-Гаванского муниципального района, осуществляющих приоритетные виды деятельности:
- инновационная деятельность;
- производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, развитие промыслов;
- производство пищевой продукции;
- социальное предпринимательство;
- воспроизводство водных биологических ресурсов;
- туризм.
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Советско-Гаванском муниципальном районе предполагает как осуществление мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства, так и создание благоприятных условий для развития предпринимательства через решение проблем, сдерживающих развитие этого сектора экономики района.
Осуществление мероприятий требует использования программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит:
- определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможностей их финансирования;
- увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
- обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер, в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
- создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Реализация основных мероприятий Программы обеспечивает создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной поддержки на районном уровне.
Будут решаться проблемы развития малого предпринимательства, связанные с недостаточной информированностью субъектов малого бизнеса, повышением занятости населения через развитие малого предпринимательства, повышением уровня знаний населения о малом предпринимательстве.
В процессе реализации мероприятий Программы возможны следующие риски;
- нестабильность экономической ситуации;
- изменение федерального и краевого законодательства;
- снижение или отсутствие финансирования программы;
- непредвиденные обстоятельства.
Минимизации рисков способствует стабильность в государстве, крае, районе.
<< Назад |
Раздел II. >> Цели и задачи Программы |
|
Содержание Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 14 сентября 2016 г. N 581 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.