Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,
при секретаре Царевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора г. Комсомольска-на-Амуре к Комсомольской-на-Амуре городской Думе о признании п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре не соответствующим законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Закону Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровского края" и не действующим со дня его принятия, установил:
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре, действуя в интересах муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" обратился в суд с административным исковым заявлением к Комсомольской-на-Амуре городской Думе о признании п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре не соответствующим законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Закону Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровского края" и не действующим со дня его принятия ссылаясь на то, что в ходе проверки соответствия устава муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре действующему законодательству, выявлены противоречия положений устава муниципального образования федеральному и краевому законодательству. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Законом Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровском крае" в редакции Закона края от 17 декабря 2014 года N 23 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края" предусмотрен перечень гарантий, которые могут быть установлены уставами муниципальных образований депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления. В силу п. 2 ст. 5 Закона края N 225 право на санаторно-курортное лечение имеет только выборное должностное лицо местного самоуправления. Вместе с тем, согласно действующей редакции п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре, изложенной в редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16 июля 2009 года N 58 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре", депутат городской Думы, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, пользуется санаторно-курортным лечением в порядке, установленном решением городской Думы для лиц, работающих в органах местного самоуправления. Таким образом, в настоящее время п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре в части установления депутату дополнительных гарантий, не предусмотренных законом субъекта, противоречит действующему законодательству. Прокурором города Комсомольска-на-Амуре принесен протест с требованием отменить противоречащую действующему законодательству норму п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре 3 июня 2016 года. По результатам рассмотрения указанного протеста на заседании городской Думы 24 июня 2016 года в удовлетворении требований прокуратуры отказано. В обоснование отказа в удовлетворении протеста прокурора городской Думой указано, что термин "медицинское обеспечение" не имеет единого определения, в связи с чем установленная действующим законодательством и Уставом муниципального образования гарантия депутату в виде медицинского обеспечения предусматривает также и санаторно-курортное лечение, которое, помимо прочего, установлено для выборного должностного лица местного самоуправления. Вместе с тем, указанная позиция не соотносится с положениями Закона края N 225, которыми дается четкое разграничение гарантий между депутатом и выборным должностным лицом местного самоуправления, поскольку гарантия в виде медицинского обеспечения имеется как у одного так и другого, в то же время санаторно-курортное лечение предусмотрено только для выборного должностного лица местного самоуправления. Исходя из положений Федерального закона N 131-ФЗ выборным должностным лицом является глава муниципального образования, поскольку депутаты, в том числе осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в Уставе муниципального образования указанных выше положений, противоречащих федеральному и региональному законодательству, создают угрозу нецелевого использования бюджетных средств на гарантии депутатам по санаторно-курортному лечению.
Определением от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.
В судебном заседании представитель истца Каунова Е.В., действующая по должности на основании удостоверения (N) исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснила, что на сегодняшний день понятие "санаторно-курортное лечение" закреплено лишь в решении коллегии Министерства Здравоохранения РФ от 23 ноября 2008 года N 11 "О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации". В связи с этим санаторно-курортное лечение представляет собой вид социального обеспечения и отличается от понятия медицинского обеспечения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "24 июня 2003 г."
Представитель ответчика Комсомольской-на-Амуре городской Думы Еремкина А.П., действующая на основании доверенности (N) от (дата) исковые требования не признала, подтвердив доводы письменных возражений, из которых следует, что в соответствии с пунктом 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Дополнительно к гарантиям, определенным статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Законом Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровском крае" в пункте 3 части 2 статьи 1 депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, установлена гарантия на медицинское обеспечение. Статьей 5 Закона Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225 закреплено за депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, право на медицинское обеспечение в соответствии с уставом муниципального образования. Указанный нормативный правовой акт не содержит определения понятия "медицинское обеспечение". В системе российского законодательства нет единого определения термина "медицинского обеспечения". Так, в соответствии со ст. 323 Трудового кодекса РФ гарантии медицинского обеспечения для работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений устанавливаются органами местного самоуправления. При этом Трудовой кодекс РФ также не раскрывает понятие "медицинское обеспечение". В целях реализации полномочий организации самоуправления, руководствуясь ст. 323 Трудового кодекса РФ, Комсомольской-на-Амуре городской Думой принято решение от 21 июля 2005 года N 117 "Об установлении гарантий медицинского обеспечения для лиц работающих в органах местного самоуправления и муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждениях муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", в котором дано понятие медицинского обеспечения в целях исполнения соответствующего решения. Решением закреплено, в частности, что для указанных решении категорий граждан за счет средств местного бюджета установлено, в том числе обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решение от 21 июля 2005 года N 117 следует читать как "22 июля 2005 года"
Полагала, что п. 1 ст. 5 Закона Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225, регламентируя право выборного должностного лица на санаторно-курортное лечение, по названию статьи относит его к виду медицинского обеспечения и не исключает возможности установления данного вида медицинского обеспечения для депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, закрепив это право в уставе муниципального образования.
Поскольку Законом Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225 органы местного самоуправления наделены правом закрепить в уставе муниципального образования возможность получение медицинского обеспечения депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, пунктом 3 статьи 16 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре для депутатов Комсомольской-на-Амуре городской Думы, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе установлено право на один из видов медицинского обеспечения - санаторно-курортное лечение. Кроме того, выборные должностные лица органа местного самоуправления обладают особым статусом и не вправе заниматься иными видами оплачиваемой деятельности, в связи с чем лишены возможности воспользоваться предоставленной ст. 232 Трудового кодекса РФ гарантией как работники, которые проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Полагала, что пункт 3 статьи 16 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора города Комсомольска-на-Амуре.
Заинтересованное лицо - глава города г. Комсомольска-на-Амуре, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представитель Перехожева А.В., действующая на основании доверенности (N) от (дата) ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица на основании ч. 5 ст. 213 КАС РФ.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Решением Комсомольской-на-Амуре Думы от 3 декабря 1996 года N 67 принят Устав муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "3 сентября 1996 года N 55"
В соответствии с п. 5 Положения о Комсомольской-на-Амуре городской Думе утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 5 мая 2006 года N 36, основной деятельностью городской Думы является правотворчество: разработка, рассмотрение и принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Решением Комсомольской-на-Амуре Думы от 16 июля 2009 года N 58 в Устав муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре внесены изменения, статья 16 Устава изложена в новой редакции, в частности содержит пункт 3 следующего содержания: "Депутат городской Думы, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, пользуется санаторно-курортным лечением в порядке, установленном решением городской Думы для лиц, работающих в органах местного самоуправления. Оформление ведется городской Думой".
Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата) (N) опубликовано в газете "(иные данные)" (N) от (дата), являющееся официальным источником опубликования информации в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре (адрес)порядком предоставления информации о деятельности Администрации в средствах массовой информации, в связи с чем изменения, внесенные в Устав вступили в законную силу в установленном законом порядке.
(дата) прокурором г. Комсомольска-на-Амуре принесен протест с требованием отменить противоречащий действующему законодательству п. 3 ч. 16 Устава муниципального образования (адрес). (дата) на заседании Комсомольской-на-Амуре городской Думы протест прокурора г. Комсомольска-на-Амуре рассмотрен, в удовлетворении требований прокурора г. Комсомольска-на-Амуре отказано.
Установленные судом обстоятельства подтверждены исследованными в ходе судебного разбирательства документами: копией устава муниципального образования (адрес), положения о Комсомольской-на-Амуре городской Думе, утвержденного решением от (дата) (N), светокопиями протеста от (дата), ответа на протест (N), решений Комсомольской-на-Амуре городской Думы (N) от (дата) и (N) от (дата).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Далее Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом согласно п. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что в Уставе муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровском крае" (Далее Закон Хабаровского края N 225), в соответствии с уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, кроме гарантий, указанных в части 1 настоящей статьи, уставом муниципального образования могут быть гарантированы, в том числе медицинское обеспечение.
Право на медицинское обеспечение в соответствии с уставом муниципального образования депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе закреплено ч. 1 ст. 5 Закона Хабаровского края N 225.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края N 225 выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на санаторно-курортное лечение на основании заключения медицинской организации.
Из буквального толкования положения, закрепленного в п. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края N 225 право на санаторно-курортное лечение предоставлено выборному должностному лицу органа местного самоуправления как самостоятельная социальная гарантия обеспечения его деятельности, в связи с чем доводы представителя административного ответчика о необходимости ее рассмотрения в составе медицинского обеспечения, предоставляемого как депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, так и выборному должностному лицу органа местного самоуправления суд отклоняет, как несостоятельные.
Следует отметить, что круг выборных должностных лиц органов местного самоуправления, которым предоставлена такая социальная гарантия, как санаторно-курортное лечение определен законом субъекта РФ и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законом Хабаровского края органам местного самоуправления право предоставления иных, чем установлено федеральным законом и законом субъекта РФ гарантий обеспечения деятельности выборных должностных лиц органов местного самоуправления, не предоставлено.
Суд отклоняет доводы представителя административного ответчика о лишении выборных должностных лиц гарантированного права на санаторно-курортное лечение как лицам, работающим в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, поскольку гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ), что не противоречит положениям абз. 2 ст. 323 Трудового кодекса РФ.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что право на санаторно-курортное лечение предусмотрено законом субъекта РФ исключительно для выборного должностного лица местного самоуправления, к числу которых депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе в силу Федерального закона N 131-ФЗ не относится, в связи с чем предоставление такой гарантии депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе противоречит законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ч. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 225 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровского края", в связи с чем исковые требования прокурора в данной части обоснованны и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования прокурора о признании оспариваемого пункта Устава недействующим со дня его принятия удовлетворению не подлежат, поскольку на основании положения п. 3 ст. 16 Устава в редакции решения Комсомольской-на-Амуре Думы от 16 июля 2009 года N 58 были реализованы права депутатов Комсомольской-на-Амуре городской Думы, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в связи с чем с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд приходит к выводу о необходимости признания его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд решил:
Заявление прокурора г. Комсомольска-на-Амуре к Комсомольской-на-Амуре городской Думе о признании п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования (адрес) не соответствующим законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации,(адрес) от (дата) (N) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровском крае и недействующим со дня его принятия удовлетворить частично.
Признать п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования (адрес) в редакции решения, принятого Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата) (N) противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "(иные данные)".
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Комсомольска-на-Амуре отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.А. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 сентября 2016 г. N 2а-5968/2016 "О признании недействующим пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре (ред. от 16.07.2009)"
Текст решения официально опубликован не был