Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
города Хабаровска
от 30 марта 2017 года N 996
1. Характеристика текущего состояния отрасли, основные проблемы, на решение которых направлена программа
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Хабаровска, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной работы с населением в городе.
Одним из направлений Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года является повышение уровня и качества жизни горожан за счет повышения эффективности функционирования системы социальной работы с населением.
По состоянию на 01 января 2013 года общая численность постоянного населения в городе составляла около 593 636 человек, на 01 января 2016 года - 611 160 человек (прирост населения - 3%).
В структуре населения 141,273 тыс. человек - граждане пожилого возраста (в 2013 году - 128,1 тыс. человек), что составляет 23,1% городского населения. Динамика увеличения численности пожилого населения города соответствует общероссийским показателям и составляет в среднем 1,5% в год. Более 40% граждан старшего поколения продолжают работать.
Наряду с государственными гарантиями - пенсиями, льготами, субсидиями - жители города старшего поколения получают дополнительную социальную помощь за счет средств местного бюджета.
Постановлением администрации города Хабаровска от 14.09.2011 N 3003 была утверждена долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка старшего поколения "Забота" на 2012 - 2016 годы".
В результате реализации программы в 2012 году 24,0 тыс. жителям города предоставлена материальная помощь на первоочередные нужды (ведение домохозяйства - 5 тыс. руб. в год; замена электрической проводки - 3 тыс. руб. в год; оплата жилищно-коммунальных услуг - 1,2 тыс. руб. в месяц; компенсация расходов на установку приборов учета газа, горячего и холодного водоснабжения - до 7 тыс. руб.; содействие в ремонте жилья - до 20 тыс. руб. в год и другие).
Особое внимание в Хабаровске, удостоенном почетного звания "Город воинской славы", уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. Сегодня в городе проживают 3 773 ветерана, из них 663 участника Великой Отечественной войны.
На оказание помощи ветеранам войны в 2012 году из городского бюджета направлено 13 млн. руб., в 2015 году - 14,6 млн. руб. Содействие в ремонте жилых помещений получили 1 083 человека, выплачена компенсация расходов на установку приборов учета газа, горячего и холодного водоснабжения, единовременная помощь на замену электрической проводки, на ведение домохозяйства - 1 424 человека.
Ежегодно ко Дню города всем ветеранам войны, участникам боевых действий, достигшим пенсионного возраста, из городского бюджета производятся единовременные денежные выплаты. В 2015 году на эти цели направлено более 5 млн. руб.
В целях оказания внимания и шефской помощи ветеранам войны городское сообщество участвует в ежегодных благотворительных акциях "От сердца к сердцу", "Спасибо Вам за Победу!".
Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, по состоянию на 01.01.2016 детское население (от 0 до 18 лет) в городе Хабаровске составляет 114 599 человек (18,8% от общей численности горожан).
За 2012 год естественная прибыль населения составила 693 жителя, на свет появилось 8 039 новорожденных.
В 2015 году на свет появилось 8 802 ребенка, за три года рождаемость увеличилась на 10%.
По данным проведенного в 2015 году исследования о состоянии и проблемах семьи в г. Хабаровске, примерно половина опрошенных семей (около 49%) из 325 опрошенных отнесли свои семьи к категории "скорее обеспеченные, чем нет". И менее 20% респондентов отнесли свои семьи к категориям "малообеспеченные" и "бедные".
По данным министерства социальной защиты населения Хабаровского края, в городе на учете состоят 19 111 семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитываются 29 050 детей, из них 46% детей воспитываются в семьях группы риска, в том числе в 11 120 неполных семьях, что составляет 58,2% от общего числа семей города, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспитываются 14 192 ребенка.
В целях поддержания уровня жизни отдельных категорий граждан, семей с детьми постановлением администрации города Хабаровска от 21.10.2010 N 3368 была утверждена долгосрочная целевая программа "Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми городского округа "Город Хабаровск" на 2011 - 2015 годы".
В 2012 году дополнительные меры социальной поддержки из средств местного бюджета получили 11 401 человек на сумму более 83,9 млн. руб., в 2015 году - 8 651 человек на общую сумму 68,37 млн. руб. (99,9% от годового плана). Средний размер помощи составил 7,9 тыс. руб. на одного получателя. Количество граждан, получивших социальную помощь за счет средств городского бюджета, снизилось на 24%.
Ежемесячно более 3 тыс. семей получают помощь на уплату жилищно-коммунальных услуг для компенсации высоких тарифов в домах с собственными котельными, благодаря чему для граждан снизилась нагрузка на оплату коммунальных платежей. В 2012 году сумма средств, направленная из городского бюджета на эти цели, составила 45,3 млн. руб., в 2015 году - 40,1 млн. руб.
В целях повышения качества предоставления муниципальных услуг в сфере социальной работы с населением (далее - муниципальные услуги) постановлением администрации города Хабаровска от 18.10.2010 N 3332 утверждена ведомственная целевая программа "Развитие существующей системы предоставления социальных услуг в сфере социальной работы с населением, оказываемых за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск" на 2011 - 2013 гг.".
В 2012 году муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными управлению социальной работы с населением, предоставлено 441 тыс. социальных услуг. По сравнению с 2011 годом в 2012 году удалось увеличить охват граждан, получивших услуги, на 5,4%, в 2015 году - на 12,2% (495 тыс. услуг).
Во всех районах города открыты и функционируют Центры работы с населением, в которых:
- осуществляют свою деятельность 225 клубных формирований и творческих объединений;
- ежегодно проводится более 3 тыс. культурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие 20 тыс. граждан старшего поколения.
Работа муниципальных учреждений отрасли позволяет обеспечить доступность муниципальных услуг и адресный подход с учетом индивидуальных потребностей клиента.
Вместе с тем сохраняется высокий уровень потребности в предоставлении муниципальных услуг населению в микрорайонах, отдаленных от центра города. Их слабая обеспеченность социальной инфраструктурой не позволяет жителям в полной мере воспользоваться всем спектром услуг в сфере социальной работы, предоставляемых за счет средств городского бюджета. Решая данную проблему, в сентябре 2012 года создано новое муниципальное бюджетное учреждение "Центр работы с населением "Единство" (ул. Ульяновская, 172), расположенное в здании общей площадью 3 717 кв. м; новое помещение получил Центр работы с населением "Диалог" по ул. Ильича, 3.
В 2016 году в Центрах работы с населением созданы новые отделения по развитию социальной активности-населения, призванные привлекать жителей города к решению вопросов местного значения.
Завершено создание залов доступа к электронным ресурсам сети Интернет во всех муниципальных бюджетных учреждениях отрасли, что позволяет обучать компьютерной грамотности ежегодно более 500 граждан старшего поколения.
Политика в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей определяет единые принципы, обеспечивающие координацию и эффективность деятельности органов местного самоуправления и учреждений по предоставлению муниципальных услуг семье и детям.
Постановлением администрации города Хабаровска от 13.05.2013 N 1595 утверждена долгосрочная целевая программа "Семья и дети городского округа "Город Хабаровск" на 2013 - 2015 годы". Программа направлена на объединение усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в единый механизм, повышение качества жизни семей, педагогическое и психологическое просвещение родителей, организацию разнообразных форм досуга и семейного отдыха, а также поддержку общественных инициатив, имеющих своей целью укрепление семьи и решение ее проблем.
Разработка новых технологий по формированию правильного восприятия здорового образа жизни семей, проведение психодиагностики и психореабилитационных занятий с семьями, находящимися на сопровождении, позволили в 2012 году:
- нормализовать детско-родительские отношения и сохранить в кровных семьях 766 детей;
- преодолеть отклонения в развитии у детей, благодаря чему 157 детей смогли пойти в школу, сесть за парты и включиться в образовательный процесс;
- привлечь к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физкультурой 300 человек.
В 2016 году в Центрах работы с населением реорганизованы отделения сопровождения семей с детьми, ранней коррекции детского развития, специализированного сопровождения семей несовершеннолетних матерей; работа отделений будет продолжена во вновь созданных отделениях по работе с семьей. Доступ к услугам Центров получили не только горожане, попавшие в сложную жизненную ситуацию, но и все жители города.
С 2017 года у муниципальных бюджетных учреждений "Центры работы с населением" произошла смена типа на казенные.
На сегодняшний день МКУ "Центр работы с населением" выполняют функции по направлениям деятельности, повышающим качество жизни населения.
Таким образом, социально-демографические и экономические особенности жизнедеятельности населения Хабаровска и характеристики сложившейся системы социальной работы с населением позволяют выделить следующие особенности спроса (со стороны населения) и предложения (со стороны администрации города) по деятельности подведомственных учреждений:
- высокий удельный вес граждан пожилого возраста в общей численности населения и уязвимость неработающих пенсионеров из-за низкого соотношения между средней заработной платой и средней пенсией определяют граждан пожилого возраста и инвалидов как приоритетную группу социальной поддержки. Сложившаяся система дополнительных мер социальной поддержки позволяет частично компенсировать риски потери доходов;
- сложившаяся система семейно-брачных отношений и высокое социально-экономическое неравенство сформировали угрозу для экономической устойчивости семьи, семейного неблагополучия. Семьи с несовершеннолетними детьми отличаются высокими рисками бедности;
- в сложившихся социально-экономических условиях ограничения в доступе к городской инфраструктуре, услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья воспринимаются как форма крайней социальной исключенности, поэтому адаптация объектов городской инфраструктуры для их нужд должна рассматриваться как необходимость комплексного подхода к этой проблеме.
Потребность в оптимизации расходов бюджета городского округа "Город Хабаровск" на социальную политику и усилении влияния муниципальных услуг и дополнительных мер социальной поддержки на снижение бедности актуализирует необходимость институциональных преобразований в системе социальной работы с населением на основе развития и укрепления принципов адресности и стимулирования семей к полной реализации потенциала самообеспечения.
При таком подходе дополнительные меры социальной поддержки распространяются на большинство малоимущих граждан, смягчают социально-экономические последствия критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными экономическими условиями, и создают условия для полной реализации экономического потенциала семьи.
Решение социальных проблем на уровне местного самоуправления остается актуальным, так как отсутствие достаточного внимания к гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми со стороны органов местного самоуправления влечет за собой повышение демографической нагрузки на общество, снижение безопасности личности, то есть в конечном счете снижается качество жизни горожан. В то же время возрастает социальная напряженность в обществе, снижается стабильность, а значит, падает инвестиционная привлекательность города.
Целесообразность решения проблем социальной поддержки населения на основе программно-целевого подхода обусловлена, во-первых, масштабностью и высокой социально-экономической значимостью решаемых проблем; во-вторых, необходимостью модернизационных преобразований с целью повышения эффективности и результативности дополнительных мер социальной поддержки населения и повышения финансовой устойчивости системы, включая оптимизацию численности получателей и объема оказываемой помощи; в-третьих, межведомственным характером решаемых проблем, требующим координации действий участников программы.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Администрации города Хабаровска от 30 марта 2017 г. N 996 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.