Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории города Хабаровска
(утв. постановлением администрации города от 14 июня 2017 г. N 1932)
1. Общие положения
1.1. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (далее - АСР). АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР,
1.2. Применяемые в настоящем положении термины и понятия используются в значениях, определенных федеральными законами от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.3. Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации включают в себя следующие этапы:
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- ввод (вывод) сил и средств ликвидации ЧС в зону (из зоны) чрезвычайной ситуации;
- поиск пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации;
- деблокирование, извлечение, спасение пострадавших из аварийной среды;
- защита пострадавших от поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации;
- оказание пострадавшим первой помощи;
- локализация и ликвидация поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации;
- обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
- эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации и его возвращение в места постоянного проживания.
1.4. Решение о проведении аварийно-спасательных работ принимается комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города (далее - КЧС города) и подписывается ее председателем.
2. Организация и проведение АСР
2.1. Задачи по защите людей и ликвидации последствий ЧС должны решаться в определенной последовательности в возможно короткие сроки и с максимальной эффективностью.
2.2. На первом этапе решаются задачи:
а) по экстренной защите населения и оказанию помощи пострадавшим:
- оповещение об опасности;
- эвакуация людей из зон ЧС, опасных участков и районов;
- использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий);
- соблюдение режимов поведения;
- розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им первой помощи;
б) по предотвращению развития или уменьшению опасных воздействий ЧС:
- локализация очагов поражения или предотвращение распространения ЧС;
- приостановка или отключение технологических процессов;
- тушение пожаров;
- санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники;
в) по подготовке к выполнению полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ:
- проведение разведки и оценка сложившейся обстановки и прогнозирование ее развития;
- приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
- выдвижение оперативной группы и определение границ зоны ЧС;
- принятие решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
2.3. Экстренное (оперативное) реагирование на ЧС планируется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления в пределах территорий, на которых возможно возникновение ЧС:
- локальной - силами и средствами организации;
- муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления.
2.4. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, муниципальной ЧС привлекаются в установленном порядке силы и средства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2.5. С возникновением чрезвычайной ситуации на объекте экономики диспетчер (дежурный) объекта обязан:
- немедленно организовать оповещение об опасности работающего персонала и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения;
- одновременно доложить о случившемся руководству объекта экономики, а также оперативному дежурному управления по делам ГО и ЧС города, дежурным службам, определенным должностной инструкцией.
2.6. Руководитель объекта экономики, получив сообщение диспетчера, должен ввести в действие "План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и осуществлять руководство проведением мероприятий, предусмотренных в нем.
Работающий на объекте экономики персонал обязан действовать в соответствии с имеющимися инструкциями с целью недопущения развития ЧС и уменьшения влияния ее последствий.
2.7. Первоочередные работы должны проводиться имеющимися на объекте экономики силами - дежурными аварийно-технических служб, а также подразделениями постоянной готовности (служб охраны общественного порядка, противопожарной и медицинской служб).
В зависимости от характера и развития ЧС возможно привлечение сил и средств постоянной готовности городского звена территориальной подсистемы РСЧС.
2.8. Основная задача второго этапа - непосредственно проведение АСДНР.
В ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ КЧС совместно с органами управления ГО и ЧС необходимо:
- поддерживать устойчивую связь и взаимодействие с вышестоящими, подчиненными органами управления, силами городского звена территориальной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе с оперативными группами, развернутыми в районе чрезвычайной ситуации;
- постоянно осуществлять сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывать начальникам расчеты, выводы и предложения;
- осуществлять оценку объема и характера предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ, вести учет их выполнения;
- вносить уточнение в разработанные планы и своевременно доводить задачи до подчиненных, взаимодействующих органов управления, контролировать правильность их выполнения;
- готовить необходимую информацию для принятия решения на проведение АСДНР, обеспечивать повседневную деятельность председателя КЧС по организации и руководству проводимыми работами;
- вести учет потерь населения, личного состава и техники, принимать меры по созданию (восстановлению) резерва сил и средств;
- своевременно докладывать в вышестоящий орган управления (КЧС и ПБ Правительства Хабаровского края) о принятых решениях, поставленных подчиненным задачах и их выполнении;
- постоянно информировать об обстановке, принимаемых мерах взаимодействующие органы управления;
- принимать меры для повышения устойчивости и непрерывности управления.
2.9. Основная задача третьего этапа - обеспечение устойчивости функционирования организации и жизнедеятельности населения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
С этой целью осуществляются мероприятия по восстановлению энерго- и водоснабжения, линий связи, организации медицинского обслуживания населения, при необходимости - снабжение его продовольствием и товарами первой необходимости. В случае если чрезвычайная ситуация повлекла за собой заражение территории, организуются работы по дезактивации, дегазации, дезинфекции.
2.10. До ввода аварийно-спасательных формирований на территорию (объект), подвергшуюся чрезвычайной ситуации, должна быть проведена комплексная разведка, а после нее - обследование территории (объекта).
2.11. Комплексная разведка проводится с целью получения данных об обстановке, которая сложилась в результате чрезвычайной ситуации, и должна установить:
- места нахождения и количество пострадавших людей, материальных и культурных ценностей, приемы и способы их спасения;
- наличие участков (зон), опасных для работы по причинам: возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения аварийно химически опасных веществ, радиоактивного загрязнения, наличия электрических сетей и т.д.;
- необходимое количество и типы аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ;
- наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе проведения аварийно-спасательных работ;
- состояние подъездных путей в зону чрезвычайной ситуации.
2.12. Обследование территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, проводится в целях определения участков (секторов), объемов, видов и способов ведения аварийно-спасательных работ.
К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений).
При отсутствии времени на обследование зоны чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные работы начинаются по указанию руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций с проведением разведки без обследования этой зоны.
2.13. На основании полученных данных комплексной разведки и обследований территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации разрабатывается и утверждается план проведения аварийно-спасательных работ с отражением в нем способов действий, очередности проведения работ, расстановки сил, требований безопасности и т.д.
Силы и средства аварийно-спасательных формирований (подразделений), создаваемые в соответствии с Положением о Хабаровском городском звене краевой подсистемы РСЧС, утвержденным постановлением мэра города от 19.04.2013 N 1356 "Об утверждении Положения о Хабаровском городском звене краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и распоряжением соответствующего руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций, приступают к ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с утвержденным планом проведения аварийно-спасательных работ.
2.14. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее невозможно, то соответствующая КЧС обращается за помощью в Правительство Хабаровского края.
2.15. Руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций организуются одновременно со спасательными работами первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения аварийно химически опасных веществ и других вторичных поражающих факторов.
2.16. О ходе проведения аварийно-спасательных работ информация представляется органами управления ГО и ЧС согласно табелю срочных донесений председателю КЧС, министру по чрезвычайным ситуациям Хабаровского края.
2.17. Вывод сил и средств из зоны чрезвычайной ситуации после выполнения всех аварийно-спасательных работ на участке (секторе) проводится поэтапно и организованно по распоряжению руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Руководство проведением аварийно-спасательных работ и других неотложных работ
3.1. Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ осуществляет КЧС.
3.2. Непосредственный руководитель чрезвычайной ситуации при установлении местного уровня реагирования при введении режима повышенной готовности или ЧС на территории города определяется решением мэра города.
Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенных решением мэра города.
3.3. КЧС формирует оперативную группу на период проведения аварийно-спасательных работ из числа членов КЧС, представителей соответствующих органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, представителей взаимодействующих органов с привлечением необходимых специалистов. В зоне чрезвычайной ситуации разворачивается подвижный пункт управления, оснащенный необходимыми средствами связи, транспортом, средствами индивидуальной защиты.
3.4. При возникновении чрезвычайной ситуации в границах территории организаций руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации осуществляют руководители организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, непосредственно через структурные подразделения или работников, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определены Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
3.6. В зависимости от обстоятельств, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и ходом работ по ее ликвидации, руководитель чрезвычайной ситуации вправе самостоятельно:
- с целью эффективного ведения работ разделять территорию зоны чрезвычайной ситуации на зоны, участки, секторы и объекты проведения АСДНР;
- назначать руководителей на участки проведения АСДНР, которые представляют наибольшую опасность в ходе развития чрезвычайной ситуации;
- принимать решения о временном прекращении работ, выводе сил и средств из опасной зоны или их передислокации;
- проводить дополнительные эвакуационные мероприятия;
- принимать другие решения на проведение мероприятий, незапланированных изначально.
3.7. О принятых решениях руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации незамедлительно информирует председателя КЧС.
3.8. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, руководители работ на участках проведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за организацию и проведение АСДНР, безопасность людей, участвующих в работах.
3.9. При подготовке и проведении аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации должен:
- организовать и провести комплексную разведку и обследование территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, оценить обстановку на месте проведения предстоящих аварийно-спасательных работ, привлечь к обследованию руководителей аварийно-спасательных формирований (подразделений);
- на основе данных комплексной разведки и обследования разработать и утвердить план проведения аварийно-спасательных работ;
- определить участки (сектора), объемы, виды и способы ведения на них аварийно-спасательных работ, назначить руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций на участках (секторах);
- поставить задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (подразделений) и работ на участках (секторах), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение поставленных задач;
- развернуть подвижный пункт управления, пункты связи, определить порядок связи с вышестоящими органами государственной власти и управления, руководителями аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), с взаимодействующими органами управления и соседними муниципальными образованиями;
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных работ, принимать по ним соответствующие решения;
- при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, размещение и расстановку;
- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых людей;
- назначить ответственное должностное лицо за соблюдением правил охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ;
- организовать пункты сбора пострадавших и оказания первой доврачебной помощи;
- организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения аварийно-спасательных работ до вышестоящих органов государственной власти и управления, а также населения;
- по окончании выполнения работ заслушивать доклады руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), при необходимости убедиться лично на месте в завершении работ;
- определить порядок убытия с места проведения аварийно-спасательных работ сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации.
3.10. При разработке плана проведения аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации должен предусмотреть включение в него мероприятий:
- поиск и спасение людей, при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
- оказание пострадавшим медицинской помощи и эвакуация их в лечебные учреждения;
- проведение первоочередных мероприятий: тушение пожаров, локализация истечений аварийно химически опасных веществ и т.д.;
- локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению аварийно-спасательных работ;
- устройство проездов и проходов к местам аварий, разборка завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подача в них воздуха;
- обрушение неустойчивых конструкций, демонтаж сохранившегося военного оборудования, которому угрожает опасность;
- развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате чрезвычайной ситуации;
- спасение материальных и культурных ценностей;
- охрана общественного порядка и организация комендантской службы.
3.11. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации ЧС должен учитывать:
- динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению, вскрытию и разборке конструкций зданий, эвакуации людей и имущества.
3.12. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель ликвидации ЧС принимает решение об их перегруппировке и доводит его до руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), указав четкий порядок их перегруппировки.
3.13. Руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций в любых условиях обстановки обязан организовать строгий ежедневный учет людей, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации (населения, спасателей и др.), иметь при себе средства связи, поддерживать постоянную связь со всеми участниками ликвидации чрезвычайной ситуации, а также с вышестоящими органами управления.
4. Финансирование аварийно-спасательных работ
4.1. Органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к которым относятся организация и проведение АСДНР, за счет созданных заранее резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Выпуск материальных средств из городского резерва материальных ресурсов производится в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций муниципального характера для проведения АСДНР. Выпуск материальных ресурсов из резерва осуществляется решением КЧС города с приложением перечня материальных ресурсов, выпускаемых из резерва, и предложений по их восполнению.
4.3. Финансирование аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда администрации города на основании постановлений администрации города о выделении средств за счет бюджетных ассигнований резервного фонда.
4.4. При недостаточности собственных сил и средств для проведения АСДНР администрация города обращается за помощью к Правительству Хабаровского края с просьбой о выделении из краевого бюджета средств, предусмотренных на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, направлении региональных аварийно-спасательных формирований, использования краевого резерва материальных ресурсов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Хабаровска от 14 июня 2017 г. N 1932 "Об организации и проведении аварийно-спасательных и других... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.