Во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от 24 августа 2011 года N 280-пр "О программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года", в соответствии с ведомственным планом повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденным распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 29 сентября 2011 года N 1011 "Об утверждении ведомственного плана повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года министерства образования и науки Хабаровского края":
1. Утвердить прилагаемый Порядок учета и мониторинга кредиторской и дебиторской задолженности, списания просроченной задолженности.
2. Учреждениям, подведомственным министерству образования и науки Хабаровского края, в соответствии с утвержденным Порядком проведения мониторинга дебиторской и кредиторской задолженности, списания просроченной задолженности, организовать оперативный учет задолженности, своевременное предоставление сведений о задолженности в отдел бухгалтерского учета и финансового контроля управления планирования финансирования и контроля министерства образования и науки Хабаровского края.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра - начальника управления планирования, финансирования и контроля Ковтунова А.С.
Заместитель Председателя |
А.А. Базилевский |
Порядок
учета и мониторинга кредиторской и дебиторской задолженности, списания просроченной задолженности
(утв. распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 1508)
1. Основные положения
1.1. Настоящий Порядок учета и мониторинга кредиторской и дебиторской задолженности, списания просроченной задолженности (далее - Порядок) применяется учреждениями, подведомственными министерству образования и науки Хабаровского края (далее - Учреждения и Министерство соответственно), и разработан в целях снижения, предотвращения и ликвидации данной задолженности, усиления контроля за состоянием задолженности.
1.2. Основными задачами настоящего Порядка являются:
- недопущение возникновения просроченной задолженности;
- создание условий для оперативной ликвидации просроченной задолженности в случае ее возникновения;
- усиление контроля за целевым использованием средств краевого бюджета, повышение эффективности их использования.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Порядке:
- под просроченной кредиторской задолженностью понимается задолженность Учреждений за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), сроки оплаты которых истекли, в том числе на сумму полученных, но не отработанных авансов;
- под просроченной дебиторской задолженностью понимается сумма долга, причитающаяся Учреждениям от дебиторов (физических и юридических лиц, являющихся должниками данного объекта) за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги, по которым сроки исполнения истекли, в том числе на сумму полученных, но не отработанных авансов;
- под необоснованной задолженностью понимается задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, определяемые законодательством Российской Федерации, не подтвержденная актами сверок кредиторская задолженность перед хозяйствующими субъектами, исключенными из единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- под требующей уточнения признается кредиторская задолженность по обязательствам, возникшим с нарушением законодательства, действовавшего на день принятия Учреждениями финансовых обязательств, и по иным обязательствам, если их факт и/или объем может быть оспорен в суде, включая кредиторскую задолженность по обязательствам, объем которых признан завышенным, задолженность по иным обязательствам, факт и/или объем которых может быть оспорен в суде. В остальных случаях кредиторская задолженность признается обоснованной;
- под санкционированной задолженностью понимается задолженность, возникшая у Учреждений в результате недофинансирования расходов, санкционированных в процессе исполнения бюджета, сокращения объема бюджетных ассигнований в результате сокращения расходов краевого бюджета после заключения Учреждениями соответствующих контрактов (договоров) на поставку товаров (работ, услуг). Во всех иных случаях задолженность считается несанкционированной;
- под реестром кредиторской и дебиторской задолженности понимается перечень Учреждений, имеющих дебиторскую и кредиторскую задолженность. По результатам проведения инвентаризации регистрация просроченной задолженности, признанной обоснованной, производится управлением планирования, финансирования и контроля Министерства (далее - Управление) в реестре кредиторской и дебиторской задолженности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Отчетность о задолженности представляется раздельно по видам задолженности (дебиторская задолженность, кредиторская задолженность) по видам деятельности (бюджетная, приносящая Доход деятельность).
2. Инвентаризация и проверка задолженности
2.1. Инвентаризация задолженности проводится по итогам финансового года по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным, всеми Учреждениями.
2.2. Результаты инвентаризации представляются по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в сроки, установленные для сдачи годовой бухгалтерской отчетности, в отдел бухгалтерского учета и финансового контроля Управления.
2.3. По каждому основанию возникновения просроченной задолженности представляется следующий пакет документов:
- сопроводительное письмо о направлении комплекта документов, в котором указываются основание возникновения задолженности (условия договора (контракта), причины), код операций сектора государственного управления и дополнительной экономической классификации расходов, по которому учитываются расходы по бюджетному обязательству;
- копия акта сверки задолженности с контрагентом по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
- копия договора (контракта) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) между Учреждением и контрагентом;
- копии товарно-транспортных накладных согласно имеющимся договорам (контрактам);
- копии актов приемки товаров, работ и услуг, подписанных сторонами договора (контракта);
- для задолженности по заработной плате, а также социальным адресным выплатам представляется обоснование возникновения задолженности с указанием объема фактических выплат, объема поступивших бюджетных ассигнований, причин недостатка средств;
- копия решения суда (при его наличии).
2.4. При наличии просроченной задолженности дополнительно представляются:
- акт сверки просроченной задолженности по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
- предложения по погашению обоснованной просроченной задолженности, составленные по контрагентам.
2.5. Проверка документов, представленных согласно пунктам 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, проводится Министерством в течение 10 дней. Документы, оформленные в нарушение установленных форм отчетности и настоящего Порядка, не рассматриваются.
2.6. Предметом проверки является:
- объем кредиторской задолженности;
- обоснованность кредиторской задолженности;
- санкционированность кредиторской задолженности.
2.7. Обоснованная задолженность по договору (контракту) подлежит включению в объем кредиторской задолженности.
Штрафные санкции, начисленные в соответствии с условиями договоров (контрактов) о поставке товаров (работ, услуг), оплата которых не была произведена в установленный срок, в сумму основной задолженности не включаются. Включение в объем кредиторской задолженности осуществляется при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании указанных штрафных санкций.
2.8. Для Учреждений общая сумма кредиторской задолженности по всем представленным документам должна совпадать с суммой кредиторской задолженности, отраженной в бухгалтерской отчетности по состоянию на дату проведения проверки.
В случае если общая сумма кредиторской задолженности оказывается больше или меньше суммы кредиторской задолженности, отраженной в бухгалтерской отчетности, весь пакет документов возвращается.
2.9. Доработка и повторное представление пакета документов в уполномоченный орган должны быть произведены в течение семи рабочих дней со дня возвращения.
2.10. Проверка обоснованности осуществляется по каждому акту сверки и только в отношении кредиторской задолженности, прошедшей проверку на объем в соответствии с пунктами 2.7 - 2.9 настоящего Порядка.
2.11. Результатом проверки является признание кредиторской задолженности:
- обоснованной;
- необоснованной;
- требующей уточнения.
2.12. В случае недостаточности обоснования возникновения кредиторской задолженности комплект документов возвращается на доработку в соответствии со сроком согласно пункту 2.9 настоящего Порядка.
2.13. Кредиторская задолженность, признанная необоснованной или требующей уточнения, не может быть принята к погашению за счет средств Министерства. В течение семи рабочих дней после проверки результаты направляются Учреждению в письменном виде, к акту сверки и иным подтверждающим документам прилагается письменное обоснование решения Министерства.
2.14. Необоснованная кредиторская задолженность списывается Учреждениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2.15. Вопросы в отношении задолженности, требующей уточнения, решаются в индивидуальном порядке путем переговоров между Учреждением и кредитором. В случае невозможности разрешения вопроса путем переговоров он решается в соответствии с условиями заключенных договоров в соответствии с действующим законодательством. В случае достижения соглашения в ходе переговоров между кредитором и Учреждением составляется акт сверки по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
2.16. По каждому акту сверки или иному подтверждающему документу, задолженность по которому признана обоснованной, проверяется, является ли задолженность санкционированной или несанкционированной.
2.17. Санкционированной может быть признан весь объем задолженности или его часть.
3. Мероприятия по урегулированию просроченной кредиторской задолженности, реструктуризации просроченной кредиторской задолженности
3.1. Учреждения вправе в установленном порядке проводить работу с кредиторами по урегулированию имеющейся задолженности путем ее списания кредиторами, предоставления рассрочки ее погашения, переноса сроков платежей (поставок, выполнения работ) по договорам (контрактам).
3.2. В случае установления обоснованной просроченной кредиторской задолженности Учреждениями осуществляются мероприятия по оптимизации расходов в рамках средств, предусмотренных на текущий финансовый год.
3.3. В случае недостаточности средств для погашения просроченной кредиторской задолженности в рамках текущего финансового года Учреждения принимают меры к заключению с кредитором соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности с составлением графика ее погашения.
3.4. В случае если кредитор отказался от реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, Учреждения запрашивают письменное уведомление о его отказе от реструктуризации.
3.5. Руководители Учреждений несут персональную ответственность за возникновение необоснованной просроченной кредиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством.
3.6. Министерством рассматриваются предложения Учреждений по погашению обоснованной просроченной задолженности по отдельным кредиторам.
3.7. Финансирование расходов на погашение санкционированной кредиторской задолженности Учреждений осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на текущий финансовый год.
3.8. Погашение несанкционированной кредиторской задолженности производится за счет доходов Учреждений от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. В случае отсутствия средств в текущем финансовом году задолженность может быть реструктуризирована.
4. Урегулирование и погашение дебиторской задолженности
4.1. Учреждениям необходимо осуществлять строгий контроль за своевременным подтверждением авансовых платежей по поставке товаров, выполнению работ (оказанию услуг) в соответствии с условиями заключенных контрактов (договоров).
4.2. Учреждения обязаны своевременно проводить работу с должниками по погашению имеющейся задолженности по оплаченным, но не поставленным товарам, неисполненным работам (оказанным услугам).
5. Мониторинг задолженности
5.1. Учет наличия и состояния дебиторской и кредиторской задолженности Учреждения осуществляют ежемесячно.
В целях обеспечения текущего контроля за состоянием показателей задолженности и недопущения возникновения просроченной задолженности Министерство осуществляет мониторинг задолженности.
5.2. Мониторинг задолженности осуществляется на основании представленных данных по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом, на предмет:
- выявления отклонений задолженности на текущую отчетную дату от обоснованной задолженности на начало года;
- анализа причин возникновения увеличения задолженности;
- своевременного принятия мер, направленных на недопущение увеличения задолженности.
5.3. Ежеквартально в сроки, установленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности, Учреждения представляют в порядке, установленном в пунктах 2.2 и 2.4 настоящего Порядка, сведения о кредиторской и дебиторской задолженности по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, содержащие объемы задолженности на конец отчетного периода.
В случае необходимости Министерство имеет право запрашивать дополнительные материалы о дебиторской и кредиторской задолженности.
5.4. Результаты проводимого мониторинга используются в целях:
- исключения необоснованного роста дебиторской и кредиторской задолженности и возникновения просроченной задолженности;
- выработки оперативных решений по обеспечению своевременности и полноты оплаты обоснованной кредиторской задолженности для управления показателями кредиторской задолженности в оперативном режиме;
- мониторинга мер по реструктуризации просроченной задолженности;
- прогнозирования расходной части бюджета Учреждений на текущий финансовый год;
- оценки платежеспособности бюджета;
- усиления контроля за использованием бюджетных средств;
- расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств.
5.5. К руководителям Учреждений, допустившим без уважительных причин увеличение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, могут применяться меры дисциплинарного воздействия в соответствии с действующим законодательством.
6. Списание просроченной задолженности
6.1. При списании с учета сумм просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, возникшей в результате деятельности, приносящей доход, Учреждениям следует руководствоваться Налоговым кодексом Российской Федерации, а также настоящим Порядком.
6.2. В состав задолженности, подлежащей списанию в соответствии с настоящим Порядком, включаются:
6.2.1. Выданные поставщикам и подрядчикам авансы за поставленные товары, оказанные услуги.
6.2.2. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные товары, оказанные услуги.
Списание задолженности производится Учреждениями по результатам инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками.
6.3. Дебиторская задолженность, отраженная на балансе Учреждения, подлежит списанию в случаях:
6.3.1. Ликвидации юридического лица - дебитора.
6.3.2. Истечения срока исковой давности.
6.3.3. Отсутствия возможности взыскания в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
6.4. При возникновении дебиторской задолженности Учреждению необходимо принять меры по ее ликвидации и до истечения срока исковой давности предъявить иск к должнику для взыскания задолженности в судебном порядке.
6.5. Для получения согласования списания дебиторской задолженности по причине ликвидации юридического лица - дебитора Учреждению необходимо подтвердить факт ликвидации дебитора выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
6.6. Для получения согласования списания дебиторской задолженности по причине истечения срока исковой давности Учреждению необходимо направить обращение с просьбой согласовать списание задолженности в Министерство, получить положительное совместное заключение отдела бухгалтерского учета и финансового контроля и отдела правовой работы на списание задолженности. Обращение должно содержать перечень мер, предпринятых Учреждением для взыскания задолженности, а также содержать причины появления задолженности и пропуска срока исковой давности.
6.7. Для получения согласования списания дебиторской задолженности в связи с отсутствием возможности ее взыскания в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Учреждению необходимо иметь вступившее в законную силу решение суда, из резолютивной части которого следует, что дебиторская задолженность не подлежит взысканию.
6.8. Для предъявления иска к должнику Учреждению необходимо предъявить в суд исковое заявление с приложением копий следующих документов:
6.8.1. Договор, заключенный между учреждением и поставщиком товаров, работ, услуг, и (или) счет-фактура, выставленный поставщиком, который впоследствии не выполнил договорных обязательств.
6.8.2. Платежный документ, подтверждающий дату оплаты аванса поставщику.
6.8.3. Акт сверки задолженности (при наличии).
6.8.4. Материалы по претензии (при наличии).
6.9. В случае отказа судом в удовлетворении иска о взыскании дебиторская задолженность подлежит списанию после истечения срока исковой давности.
6.10. Кредиторская задолженность, отраженная на балансе учреждения, подлежит списанию в случаях:
6.10.1. Ликвидации юридического лица - кредитора при условии, что учреждению-должнику не вручалось уведомление об уступке прав требования долга другому юридическому лицу.
6.10.2. Если кредитором принято решение о прекращении обязательств в пользу учреждения-должника.
6.10.3. Истечения срока исковой давности.
6.11. Срок исковой давности определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
6.12. Обстоятельства, являющиеся основанием для списания дебиторской и кредиторской задолженности, подлежат документальному подтверждению.
6.13. В этих целях Учреждение осуществляет сбор подтверждающих данные обстоятельства документов и направляет в отдел бухгалтерского учета и финансового контроля Министерства представление на списание задолженности с учета с приложением копий подтверждающих документов.
6.14. К подтверждающим документам относятся:
6.14.1. Договор, заключенный между учреждением и поставщиком товаров, работ, услуг, и (или) счет-фактура, выставленный учреждению поставщиком, который впоследствии не выполнил договорных обязательств или по которым учреждение впоследствии не исполнило обязательства.
6.14.2. Платежный документ, подтверждающий факт оплаты аванса поставщику.
6.14.3. Акт сверки задолженности.
6.14.4. Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
6.14.5. Решение суда.
6.14.6. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица - дебитора/кредитора.
6.14.7. Иные подтверждающие документы.
6.15. Представление на согласование списания задолженности с учета должно содержать:
6.15.1. Информацию об основании возникновения задолженности.
6.15.2. Сведения об основаниях для списания с учета задолженности в соответствии с настоящим Порядком.
6.15.3. Информацию о наличии или отсутствии возможностей и/или перспектив по принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.
6.16. По результатам рассмотрения поступивших документов отдел бухгалтерского учета и финансового контроля после согласования с отделом правовой работы принимает решение о согласовании списания задолженности с учета или направляет мотивированный отзыв о нецелесообразности списания задолженности с учета.
При наличии оснований решение о согласовании списания может содержать поручение или рекомендации учреждению-заявителю продолжить принятие мер по взысканию (возврату) задолженности.
6.17. После получения согласования руководитель Учреждения, на балансе которого учитывается задолженность, издает приказ о ее списании. На основании приказа руководителя в учете Учреждения отражается списание задолженности.
Заместитель начальника |
И.Ю. Прокопцова |
Приложение N 1
к Порядку
учета и мониторинга
кредиторской и дебиторской
задолженности, списания
просроченной задолженности
РЕЕСТР
кредиторской и дебиторской задолженности
Вид деятельности ___________________________________________________
(бюджетная, приносящая доход деятельность)
Вид задолженности __________________________________________________
(дебиторская, кредиторская)
Наименование учреждения |
Объем задолженности, руб. |
в том числе просроченной |
N Соглашения о реструктуризации задолженности |
Примечание |
|
санкционированной |
несанкционированной |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 2
к Порядку
учета и мониторинга
кредиторской и дебиторской
задолженности, списания
просроченной задолженности
СВЕДЕНИЯ
о результатах инвентаризации дебиторской (кредиторской)
задолженности <*> за 201__ год
Наименование учреждения ____________________________________________
Состав (наименование) дебиторской задолженности <**> |
Сумма дебиторской задолженности на отчетную дату |
Наименование дебитора |
Дата, номер, наименование документа - основания возникновения задолженности |
Причина образования задолженности |
Сведения о проведенной последней инвентаризации (источники информации о размере дебиторской задолженности) (инвентар. описи, акты сверки расчетов, претензионные письма, приказы организации) |
|||||||
Всего |
в том числе задолженность |
|||||||||||
Всего |
в том числе необоснованная |
возникшая в текущем году |
прошлых лет |
|||||||||
Всего |
в том числе просроченная |
Всего |
в том числе просроченная |
в том числе по которой истек срок исковой давности |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
--------------------------------
<*> Заполняется отдельно по источникам финансирования (бюджетная
смета, субсидия, предпринимательская деятельность)
<**> Пример заполнения графы: "Коммунальные платежи (электроэнер-
гия)" или "Материальные запасы (канцтовары)".
Руководитель _____________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер _____________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель _____________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" ___________ 201__ г.
Приложение N 3
к Порядку
учета и мониторинга
кредиторской и дебиторской
задолженности, списания
просроченной задолженности
Акт сверки
просроченной кредиторской (дебиторской) задолженности N ___
"___" ___________ 20__ г.
Вид деятельности ___________________________________________________
(бюджетная, приносящая доход деятельность)
Вид задолженности __________________________________________________
(дебиторская, кредиторская)
Настоящий акт составлен представителем _____________________________
____________________________________________________________________
(указывается наименование организации, учреждения,
получателя бюджетных средств)
и представителем ___________________________________________________
(указывается наименование хозяйствующего субъекта - кредитора)
в том, что в результате сверки расчетов по договору (контракту)
____________________________________________________________________
(указываются реквизиты договора (контракта)
на поставку товаров, работ, услуг)
на _________________________________________________________________
(указывается цель заключения договора)
по состоянию на ____________________________________________________
(указывается дата сверки задолженности)
имеется просроченная кредиторская (дебиторская) задолженность в
объеме
____________________________________________________________________
(указывается объем просроченной кредиторской задолженности в рублях)
Объем просроченной кредиторской (дебиторской) задолженности опреде-
лен в соответствии с условиями договора и совершенными расчетами
между сторонами договора (контракта): ______________________________
Объем обязательства по договору (контракту) ________________________
Оплачено за предыдущие периоды (основная сумма обязательства)
____________________________________________________________________
Остаточный объем обязательства (основная сумма обязательства)
____________________________________________________________________
Наименование организации, Наименование кредитора
Учреждения
Руководитель ___________________ Руководитель ___________________
Главный бухгалтер ______________ Главный бухгалтер ______________
"___"_____________ 201__ г. "___"_____________ 201__ г.
М.П. М.П.
Приложение N 4
к Порядку
учета и мониторинга
кредиторской и дебиторской
задолженности, списания
просроченной задолженности
СВЕДЕНИЯ
о состоянии дебиторской (кредиторской) задолженности
на "___" _________ 201__ года <*>
Наименование учреждения ____________________________________________
Наименование дебитора (кредитора) |
Наименование задолженности |
КОСГУ |
Сумма задолженности на отчетную дату |
||||||
всего |
возникшая в текущем году |
прошлых лет |
просроченная |
||||||
всего |
в т.ч. необоснованная |
всего |
в т.ч. необоснованная |
всего |
в т.ч. необоснованная |
||||
1 |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель _____________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер _____________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель _____________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
--------------------------------
<*> предоставляется ежеквартально
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 1508 "Об утверждении порядка учета и мониторинга кредиторской и дебиторской задолженности, списания просроченной задолженности"
Настоящее распоряжение вступает в силу после его официального опубликования
Текст распоряжения официально опубликован не был