Решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2018 г. N 3а-93/2018
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Бузыновской,
при секретаре А.Г. Лыткиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Хабаровского края о признании недействующим раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), в части подпункта 5 пункта 2.7, абзаца второго пункта 2.10, слов "в течение пяти рабочих дней" в абзаце первом пункта 2.6, слов "в течение десяти рабочих дней" в пункте 2.9 и абзаце первом пункта 2.10, установил:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр, опубликованном 07.11.2016 года на официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, утверждены Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, регламентирующие предоставление субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года N 277-пр.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр (пунктом 1), опубликованном 19.01.2018 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, внесены изменения в Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр. Некоторые пункты Порядка и условий изменены или изложены в иной редакции.
Первый заместитель прокурора Хабаровского края обратился 13.04.2018 года в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац тринадцатый подпункта 4 подпункта 1.1 пункта 1, абзац третий подпункта 5 подпункта 1.1 пункта 1, абзацы десятый и девятнадцатый подпункта 2.2 пункта 2, абзацы тринадцатый и двадцать второй подпункта 4 подпункта 4.3 пункта 4, недействующими в части, абзацы пятый и двадцатый подпункта 4 подпункта 1.1 пункта 1, абзац второй подпункта 5 подпункта 1.1. пункта 1, абзацы второй, семнадцатый и восемнадцатый подпункта 7 подпункта 2.2 пункта 2, абзацы пятый, двадцатый и двадцать первый подпункта 4 подпункта 4.3 пункта 4 постановления Правительства Хабаровского края от 19 января 2018 года N 9-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края".
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству первый заместитель прокурора Хабаровского края уточнил свои требования и просил признать недействующим со дня вступления решения в законную силу раздел 2 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), в части подпункта 5 пункта 2.7, абзаца второго пункта 2.10, слов "в течение пяти рабочих дней" в абзаце первом пункта 2.6, слов "в течение десяти рабочих дней" в пункте 2.9 и абзаце первом пункта 2.10,
В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Азарова Е.В. заявленные требования поддержал. Обосновывая заявленные требования, представитель административного истца сослался на то, что оспариваемые нормативного правового акта противоречат положениям статей 6, 85 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, установленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, исполняются за счет собственных средств доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Расходными обязательствами, как указано в абзаце 20 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Из содержания пункта 1 и абзацев второго - пятого пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных средств доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка Абзац пятый в пункте 2 статьи 85 Бюджетного Кодекса Рф отсутствует"
Законом Хабаровского края от 26.07.2005 года N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производителя" предусмотрено (пунктом 1 статьи 2, подпунктом 1 пункта 2 статьи 3) право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом. Краевая государственная поддержка осуществляется, в том числе, в форме предоставления субсидий (грантов).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года N 277-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", для реализации которой, на региональном уровне осуществляется финансирование ее подпрограмм и основных мероприятий. Для достижения целей и решения задач подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" планируется реализовать следующие мероприятия: предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на возмещение части затрат на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных.
В преамбуле и пункте 1.1 постановления Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр) указано, что предоставление субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных производиться в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года N 277-пр. Постановление принято в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в целях реализации закона Хабаровского края от 26.07.2005 года N 288, и обеспечения эффективности использования средств краевого бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае.
Поэтому нельзя считать законным и соответствующим указанным положениям федерального законодательства и закона Хабаровского края, подпункт 5 пункта 2.7 раздела 2 постановления Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), которым предусмотрена возможность отказать в предоставлении субсидии по причине отсутствия бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год на цели предоставления субсидий.
В абзаце втором пункта 2.10 оспариваемого Постановления указано, что после поступления в министерство подписанного заявителем соглашения, министерство принимает решение о предоставлении заявителю субсидии. Прокурор считает, что в этой части Постановление противоречит абзацам второму и третьему пункта 8 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым решения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. Поэтому направление соглашения уже свидетельствует о принятии положительного решения о предоставлении субсидии.
Оспариваемое Постановление в части слов "в течение пяти рабочих дней" в абзаце первом пункта 2.6, слов "в течение десяти рабочих дней" в пункте 2.9 и абзаце первом пункта 2.10, не соответствует положениям абзаца второго пункта 9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", определяющего общие требования к нормативным правовым актам, определяющим условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам" (далее по тексту - Общие требования).
Общими требованиями установлено, что нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий, должен устанавливать условия и порядок предоставления субсидий, в том числе: порядок и сроки рассмотрения документов о предоставлении субсидий; условия и порядок заключения соглашения (договора) о предоставлении субсидии; сроки (периодичность) перечисления субсидии. При этом, если правовой акт, регулирующий предоставление субсидий, не содержит требование последующего подтверждения использования полученных средств получателем субсидии, то срок перечисления субсидии после принятия по результатам рассмотрения документов решения о перечислении субсидии, не может превышать десяти рабочих дней (абзац второй пункта 9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887).
Совокупность сроков, установленных в абзаце первом пункта 2.6, в пункте 2.9 и абзаце первом пункта 2.10 для направления заявителю проекта соглашения о предоставлении субсидии, для подписания заявителем соглашения, и для принятия решения о перечислении субсидии после поступления подписанного заявителем соглашения, значительно превышает установленный Общими требованиями десятидневный срок для перечисления субсидии, поэтому указанные положения оспариваемого постановления нельзя считать законными.
Представитель административного ответчика Шкредова Т.С. (доверенность от 16.04.2018 года N 12.3.19-9382 сроком действия по 31.12.2018 года) предъявленные прокурором требования не признал, ссылаясь на то, что постановление Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), соответствует федеральному закону и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим бюджетные правоотношения. В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Такие требования к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы предоставления субсидий, закреплены в постановлении Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887, утвердившего Общие требований к нормативным актам. Так в подпункте "б" пункта 2, подпункте "в" пункта 4 Общих требований указано, что такие нормативные правовые акты должны предусматривать основания для отказа в предоставлении субсидии. Перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии приведен в подпункте "в" пункта 4 Общих требований, он не является исчерпывающим. Поскольку федеральный законодатель не ограничил органы государственной власти субъектов Российской Федерации в их праве определять основания для отказа в предоставлении субсидии, то содержание подпункта 5 пункта 2.7 не противоречит нормам федерального законодательства, а является формой реализации исполнительного органа субъекта Российской Федерации своих полномочий.
Буквальное толкование абзацев первого и второго пункта 9 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887, указывает на то, что десятидневный срок на перечисление субсидии исчисляется с момента принятия главным распорядителем решения о предоставлении субсидии (которое в свою очередь принимается по итогам рассмотрения предъявленных заявителем документов). Поэтому установленный пунктом 2.10 постановления Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр) срок для принятия решения о предоставлении субсидии после поступления подписанного заявителем соглашения, не противоречат указанным положениям. Установленные пунктами 2.6 и 2.9 сроки для рассмотрения поступивших документов и подписания заявителем направленного ему соглашения о предоставлении субсидии, не противоречат приведенным положениям Общих требований, поскольку ими не установлены сроки для проверки документов и подписания соглашения, которое является правовым основанием для проведения государственного финансового контроля.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению.
В статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" указано, что основными целями государственной аграрной политики являются: 1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; 4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; 5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; 6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов). Государственная аграрная политика основывается, в том числе, на принципе доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 год (далее по тексту Государственная программа). Органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рекомендовано учитывать положения Государственной программы.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (приложение 9 Государственной программы), устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ развития агропромышленного комплекса. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ, в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее - средства) и (или) в целях предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам для реализации муниципальных программ развития агропромышленного комплекса.
Законом Хабаровского края от 26.07.2005 года N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производителя" предусмотрено (пунктом 1 статьи 2, подпунктом 1 пункта 2 статьи 3) право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом. Краевая государственная поддержка осуществляется, в том числе, в форме предоставления субсидий (грантов).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года N 277-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", для реализации которой, на региональном уровне осуществляется финансирование ее подпрограмм и основных мероприятий. Для достижения целей и решения задач подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" планируется реализовать следующие мероприятия: предоставлять субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям края на поддержку племенного животноводства; предоставлять субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям края на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления.
Постановление Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр) принято в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в целях реализации закона Хабаровского края от 26.07.2005 года N 288, и обеспечения эффективности использования средств краевого бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае. Этим постановлением утверждены Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени сельскохозяйственных животных, которые регламентируют предоставление субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на поддержку элитного семеноводства в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года N 277-пр.
Содержание Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717 и постановления Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), позволяет сделать вывод, что источниками финансового обеспечения субсидий являются средства краевого бюджета, а также средства федерального бюджета, предоставляемые краевому бюджету в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, предусмотренными приложением N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717, на основании соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Хабаровского края.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации,
Бюджетный кодекс РФ (абзацы двадцатый, двадцать первый, двадцать второй статьи 6) определяет, что расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Бюджетные обязательства являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Публичными обязательства являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: -принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; -принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ).
Как указано в части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Уставе Хабаровского края указано (статья 7.1), в ведении Хабаровского края находятся: д) краевой бюджет; е) краевая политика в области экономического, социального, экологического, культурного развития.
Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств (часть 1 статьи 169 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с Порядком составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 17.06.2013 года N 162-пр, Правительство края составляет проект краевого бюджета, рассматривая при этом результаты отбора государственных программ, планируемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде, проведенного комиссией Правительства Хабаровского края по стратегическому развитию, отбору государственных программ и проектов. Принимает решение о включении в проект закона о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период распределения бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств, устанавливаемых программами, а также на исполнение принимаемых расходных обязательств, не планируемых к включению в программы. Рассматривает основные характеристики краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Рассматривает сводные сведения о предложениях органов исполнительной власти края по объемам бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период в разрезе программ с учетом решений, принятых по итогам проведения согласительных совещаний с органами исполнительной власти края, и результатов оценки эффективности реализации программ, осуществляет отбор программ, планируемых к финансированию в очередном году и плановом периоде.
Приведенные положения правовых норм, в их совокупности, позволяют сделать вывод, что принимая на себя обязательства предоставлять сельскохозяйственным производителям Хабаровского края субсидии из краевого бюджета на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие подотрасли животноводство" государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2010 годы" Правительство Хабаровского края - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Хабаровского края, составляющий проект бюджета края, обязано предусматривать бюджетные ассигнования для реализации постановления Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр "Об утверждении порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных".
Поэтому основание к отказу в предоставлении субсидии, предусмотренное подпунктом 5 пункта 2.7 раздела 2 постановления Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), - "отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству на текущий финансовый год в законе о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на соответствующий финансовый год на цели предоставления субсидий" нельзя признать законным, так как оно позволяет не предусматривать в бюджете на очередной финансовый год расходные обязательства для целей предоставления субсидий из краевого бюджета на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, что противоречит положениям статей 78, 85 Бюджетного кодекса РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с Общими требованиями (пункты 2, 4) нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат: а) общие положения о предоставлении субсидий; б) условия и порядок предоставления субсидий. При определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: а) перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, а также при необходимости требования к указанным документам; б) порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств предоставленных документов; д) условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения (договора) о предоставлении субсидии; и) сроки (периодичность) перечисления субсидии;
В соответствии с пунктом 9 Общих требований правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий в соответствии с условиями и (или) целями предоставления субсидий, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2-6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения: о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им представленных для получения субсидии документов, в сроки, установленные для их рассмотрения.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр) определено, что субсидии из краевого бюджета сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, предоставляются при условии предоставления документов, подтверждающих фактически понесенные затраты на приобретение семени сельскохозяйственных животных (пункт 2.3). После окончания срока предоставления документов (01 апреля текущего финансового года) министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края в течение 10 рабочих дней рассматривает представленные документы (пункт 2.5). По результатам рассмотрения документов министерство в течение пяти рабочих дней: в случае отсутствия основания для отказа в предоставлении субсидии - направляет заявителю проект соглашения для подписания и размещает на официальном сайте министерства информацию о направлении заявителю соглашения для подписания; в случае наличия оснований для отказа принимает решение об отказе в предоставлении субсидии (пункт 2.6).
Таким образом, направление заявителю соглашения для его подписания, свидетельствует о принятии министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края по результатам рассмотрения представленных документов решения о предоставлении субсидии, ибо не направление такого соглашения является следствием принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.
Так как субсидия, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), предоставляется в прядке возмещения понесенных затрат, то, как указано в пункте 9 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887, она должны быть перечислена на счет получателя субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия положительного решения о предоставлении субсидии (принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных для получения субсидии, к которым соглашение не относится).
Анализируя в системе приведенные положения Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887, суд считает, что сроки, установленные постановлением Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр) - абзацем первым пункта 2.6 срок "в течение пяти рабочих дня", в течение которых министерство, по результатам рассмотрения поступивших для выплаты субсидии документов, направляет соглашение для подписания или принимает решение об отказе; установленный пунктом 2.9. срок "в течение 10 рабочих дней" для подписания заявителю соглашения и представления его в министерство; установленный абзацем первым пункта 2.10 срок "в течение 10 рабочих дней" после поступления в министерство подписанного соглашения, министерство принимает решение о предоставлении субсидии), нельзя признать законными. Суммарная продолжительность указанных сроков выходит за пределы срока, установленного пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887 для перечисления субсидии после принятия решения о ее предоставлении.
Проанализировав в совокупности положения пункта 2.5 и абзаца второго пункта 2.10 постановления Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), предусматривающего, что "В случае поступления в министерство соглашения, подписанного руководителем заявителя, министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления соглашения: принимает решение о предоставлении заявителю субсидии", суд считает, что абзац второй пункта 2.10 разрешает органу, принявшему решение о предоставлении субсидии и направившему соглашения заявителю для подписания, пересмотреть свое решение после получения подписанного соглашения, что противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887.
Поскольку в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а оспариваемые административным истцом положения противоречат федеральному законодательству, регулирующему те же правоотношения и имеющему большую юридическую силу, суд, исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, признает требование заявителя обоснованным, и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод представителя Правительства Хабаровского края о том, что предоставление субсидии является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации, поэтому он распоряжается этим правом в зависимости от наличия доведенных лимитов бюджетных обязательств суд находит несостоятельным и не принимает во внимание.
Как указано в части 1 статьи 169 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Уставом Хабаровского края (статьи 7.1, 37.1) установлено, что в ведении Хабаровского края находятся: д) краевой бюджет; е) краевая политика в области экономического, социального, экологического, культурного развития. Правительство края разрабатывает для представления Губернатором края в Думу проект краевого бюджета.
Принимая Закон Хабаровского края от 26.07.2005 года N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производителя", в котором предусмотрено право сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории края, получать краевую государственную поддержку, предусмотренную настоящим законом, в том числе, в форме предоставления субсидий (грантов), и утверждая Программу Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы" (постановление Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 года N 277-пр), субъект Российской Федерации - Хабаровский край, принял на себя расходные обязательства, исполнение которых должно быть обеспечено наличием бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год в бюджете Хабаровского края.
Довод Правительства Хабаровского края о том, что отсутствие сроков для подписания заявителем соглашения, не позволяет принять решение о предоставлении субсидии и перечислить денежные средства, так как, подписывая соглашение, заявитель согласие на проведение проверок по использованию субсидии, суд признает несостоятельным.
Как указано в постановление Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), для получения субсидии необходимо представить документы, подтверждающие производственные поставки и фактические затраты на приобретение семени (пункт 2.3). В случае нарушения заявителем условий, целей и порядка предоставления субсидии получатель субсидии обязан возвратить полученные средства в течение двадцати дней со дня получения требования (пункты 4.5 - 4.6). Таким образом, ответственность за нарушение порядка и условий получения субсидии и возврата денежных средств определены. Наличия дополнительного соглашения для проверки цели, на которые использована субсидия, не требуется.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Хабаровского края удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семени племенных сельскохозяйственных животных, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 07.11.2016 года N 396-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 19.01.2018 года N 9-пр), в части подпункта 5 пункта 2.7, абзаца второго пункта 2.10, слов "в течение пяти рабочих дней" в абзаце первом пункта 2.6, слов "в течение десяти рабочих дней" в пункте 2.9 и абзаце первом пункта 2.10.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме составлено 08 июня 2018 года.
Судья краевого суда |
Е.А. Бузыновская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2018 г. N 3а-93/2018
Текст решения официально опубликован не был