Решение Хабаровского краевого суда от 27 февраля 2018 г. N 3а-43/2018
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Бузыновской,
при секретаре В.А. Цурман,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Хабаровского края о признании недействующими положений приложения N 6 к государственной программе Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2017 года N 454-пр), установил:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр, опубликованном в Собрание законодательства Хабаровского края 12.05.2012 года N 4(117) (часть I), утверждена государственная программа Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае". В целях обеспечения реализации мероприятий этой государственной программы разработан Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности (Приложение N 6), который определяет механизм предоставления из краевого бюджета субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.11.2017 года N 454-пр, опубликованном 27.11.2017 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, утверждены изменения, которые вносятся в государственную программу Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае" (утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр), в том числе в Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности (Приложение N 6), некоторые пункты которого изложены в иной редакции.
И.о.прокурора Хабаровского края обратился 15.01.2018 года в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими абзац первый пункта 21 в части слов "и данное недостижение не устранено в срок до 01 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, и если получателем субсидии в срок до 15 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены ГРБС и уполномоченному органу документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности, установленных соглашением", пункт 22 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности - Приложение N 6 к государственной программе Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2017 года N 454-пр). Полагает, что эти положения противоречат федеральному законодательству, а именно статье 306.8 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей меру ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетного трансферта, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, в виде бесспорного взыскания суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Предоставляя получателю средств бюджета возможность не возвращать полученные денежные средства в случае не достижения значения показателей результативности использования субсидии Правительство Хабаровского края вышло за пределы предоставленных ему статьей 8 Бюджетного кодекса РФ полномочий. Правом устанавливать виды бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определять основания и порядок их применения, наделена только Российская Федерация, субъект Российской Федерации такими бюджетными полномочиями не наделен. Одним из условий предоставления субсидий краевого бюджета местным бюджетам для реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае" является достижения значения показателей результативности использования субсидии. Следовательно, не достижение этих показателей свидетельствует о совершении получателем субсидии бюджетного нарушения, за который предусмотрена установленная статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ ответственность.
В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Любонька Е.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Кан С.Д. предъявленные прокурором требования не признал, ссылаясь на то, что постановление Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр, в редакции постановления от 24.11.2017 года N 454-пр, соответствует федеральному закону и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим бюджетные правоотношения. Реализуя полномочия, предоставленные субъекту Российской Федерации статьей 139 Бюджетного кодекса РФ, Правительство Хабаровского края, определило цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта. Не достижение установленных показателей результативности получателем субсидии не является бюджетным нарушением, поэтому порядок возврата не использованных или неэффективно использованных субсидий Правительство Хабаровского края вправе определять самостоятельно. Оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта согласуются с положениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 года N 999 "О формировании, представлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2017 года N 454-пр) утверждена государственная программа Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае", которая направлена на решение задач по обеспечению возрастающих потребностей экономики и населения края в энергоресурсах, повышению доступности энергетической инфраструктуры. Решение этих задач планируется осуществить за счет реализации, мероприятий: - в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в топливно-энергетическом комплексе; -в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве; -в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе; -в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе (раздел 6 постановления).
Данным постановлением утвержден "Порядок предоставления из бюджета субъекта субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности" (Приложение N 6), который определяет цель, направления, условия и порядок предоставления из бюджета Хабаровского края бюджетам муниципальных образований Хабаровского края субсидий в целях реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае, предоставление отчетности, контроль расходования субсидий, возврат субсидий.
Как следует из пунктов 2, 4 указанного Порядка, субсидии предоставляются муниципальным образованиям края в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности. Субсидий предоставляются при следующих условиях: -наличие муниципальной программы, предусматривающей строительство, реконструкцию объектов капитального строительства муниципальной собственности; -наличие в бюджете муниципального образования края бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия; -наличие проектной документации объекта капитального строительства, утвержденной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы; -наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства; -обеспечение доли участия муниципального образования края в финансировании мероприятия в размере, установленном в соответствии с Порядком формирования перечня КАИП; -достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемом между муниципальным образованием края - получателем субсидии, главным распорядителем средств краевого бюджета (далее - ГРБС) и комитетом Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса; -представление отчетности об использовании средств субсидии и о достижении установленных значений показателей результативности использования субсидии в установленные настоящим Порядком сроки и по формам, установленным уполномоченным органом.
В пункте 7 Порядка указано, что субсидии предоставляются на основании соглашения, в котором предусматриваются: - размер и целевое назначение предоставляемой субсидии; - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете получателя субсидии на реализацию соответствующих расходных обязательств, доля участия получателя субсидии в финансировании мероприятия за счет средств бюджета муниципального образования края, а также обязательство получателя субсидии по ее соблюдению; - значения показателей результативности, установленные настоящим Порядком; - сроки и обязательства получателя субсидии по достижению установленных значений показателей результативности; - обязательство получателя субсидии по представлению отчетов об использовании средств субсидии и о достижении установленных значений показателей результативности в сроки, определенные настоящим Порядком, и по формам, установленным уполномоченным органом.
Показатели результативности использования субсидии установлены пунктом 6 указанного Порядка. Оценка результативности использования субсидии осуществляется уполномоченным органом и ГРБС на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений показателей результативности (пункт 16 Порядка).
Пунктом 21 Порядка (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2017 года N 454-пр) установлено, что в случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты значения показателей результативности, установленные соглашением, и данное недостижение не устранено в срок до 01 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, и если получателем субсидии в срок до 15 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены ГРБС и уполномоченному органу документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности, установленных соглашением, объем средств, подлежащий возврату из бюджета получателя субсидии в краевой бюджет в срок до 25 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле: размер субсидии, подлежащей возврату в краевой бюджет равен размеру субсидии, предоставленной получателю субсидии умноженного на коэффициент возврата субсидии, отражающий уровень недостижения установленных значений показателей результативности.
В пункте 22 Порядка (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2017 года N 454-пр) указано, что основанием для освобождения получателя субсидии от применения меры, предусмотренной пунктом 21 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значения показателя (показателей) результативности использования субсидии, предусмотренного (предусмотренных) соглашением. Порядок и сроки рассмотрения документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значения показателей (показателей) результативности использования субсидии, представленных получателем субсидии, устанавливаются уполномоченным органом.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Постановление Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 119-пр (в последующих редакциях), которым утвержден Порядок предоставления из бюджета субъекта субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, принято в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с положениями данной статьи субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субсидии (межбюджетные трансферты) местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; определять цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий.
Установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения относится к полномочиям Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации правом устанавливать виды бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения не наделены (статьи 7, 8 Бюджетного кодекса РФ).
В части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ указано, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 (статьи 306.4 - 306.8) настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Возможность установления иных видов ответственности за нарушение бюджетного законодательства в части правоотношений, возникающих в сфере предоставления межбюджетных трансфертов, за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением нецелевого использования бюджетных средств) Бюджетным кодексом РФ не предусмотрена.
Кроме того, пункт 17 Порядка предоставления из бюджета субъекта субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, предусматривает, что получатели субсидии представляют ГРБС и уполномоченному органу отчеты: -об использовании средств субсидии с приложением документов (копий платежных поручений и подписанных актов выполненных работ) - ежемесячно в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным; -о достижении значений показателей результативности - ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
А в пункте 19 Порядка, указано, что неиспользованные по состоянию на 01 января года, следующего за годом предоставления субсидии, остаток субсидии подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетный кодекс РФ (статья 6) определяет текущий финансовый год - как год, в котором осуществляется исполнение бюджета; отчетный финансовый год - как год, предшествующий текущему финансовому году.
Оспариваемые административным истцом положения "Порядка предоставления из бюджета субъекта субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности" (Приложение N 6), утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 119-пр (в последующих редакциях), в системном толковании с остальными положениями постановления, позволяют сделать вывод, что субсидии, неиспользованные по состоянию на 31 декабря года их предоставления, либо использованные без достижения установленных показателей результативности, возможно использовать и в следующем финансовом году без соответствующих разрешений (согласований) с ГРБС и уполномоченным органом. А в случае не достижения установленных показателей результативности использования субсидий, при наличии обстоятельств непреодолимой силы, полученную субсидию можно не возвращать.
Проанализировав положения оспариваемого административным истцом нормативного правого акта субъекта Российской Федерации, и приведенные положения бюджетного законодательства, а также положения части 2 статьи 2 Бюджетного кодекса РФ, которой установлено, что законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, иные законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить настоящему Кодексу, суд пришел к выводу, что положения пункта 21 в части слов "и данное недостижение не устранено в срок до 01 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, и если получателем субсидии в срок до 15 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены ГРБС и уполномоченному органу документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности, установленных соглашением" и пункта 22 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2017 года N 454-пр), не соответствуют положениям Бюджетного кодекса РФ, так как устанавливают для получателей субсидии возможность не нести ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Поскольку в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а оспариваемые административным истцом положения противоречат федеральному законодательству, регулирующему те же правоотношения и имеющему большую юридическую силу, суд, исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, признает требование заявителя обоснованным, и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя Правительства Хабаровского края о том, что оспариваемые положения не противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 года N 999, суд находит несостоятельным и не принимает во внимание.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Представитель Правительства Хабаровского края пояснил, что субсидии, предоставляемые бюджетам муниципальных образований из бюджета Хабаровского края в целях реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр (в последующих редакция), являются расходными обязательствами Хабаровского края и не финансируются за счет субсидий, полученных из бюджета Российской Федерации.
Кроме того, указанные Правила устанавливают общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации. Содержание пункта 8 Правил свидетельствует о том, что достижение определенных показателей результативности не является условием предоставления данной субсидии.
А предусмотренное пунктами 16, 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, основание для освобождения получателей субсидии от применения мер ответственности в виде возврата субсидии - документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, в совокупности с распоряжением Правительства РФ от 26.05.2017 года N 1066-р, применяется только к получателям субсидий предоставленных на поддержку региональных программ, на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам в области растениеводства, на развитие животноводства, на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства.
Субсидии, предоставляемые бюджетам муниципальных образований из бюджета Хабаровского края в целях реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр (в последующих редакция), к таким видам субсидий не относятся.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Хабаровского края удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзац первый пункта 21 в части слов "и данное недостижение не устранено в срок до 01 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, и если получателем субсидии в срок до 15 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены ГРБС и уполномоченному органу документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности, установленных соглашением" и пункт 22 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности - Приложение N 6 к государственной программе Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 года N 119-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2017 года N 454-пр).
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Мотивированное решение (решение в окончательной форме) составлено 05 марта 2018 года.
Судья Хабаровского |
Е.А. Бузыновская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 27 февраля 2018 г. N 3а-43/2018
Текст решения официально опубликован не был