Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
городского округа "Город Хабаровск" "Улучшение экологического состояния городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы"
(утв. постановлением администрации города Хабаровска от 29 августа 2018 г. N 3020)
Паспорт программы
городского округа "Город Хабаровск" "Улучшение экологического состояния городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы"
Ответственный исполнитель программы |
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов |
Соисполнители программы |
департамент муниципальной собственности; департамент архитектуры, строительства и землепользования; управление образования; управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций; комитет администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом; комитет администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом; комитет администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом; комитет администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом; комитет администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом; управление инвестиционного развития; управление социальной работы с населением; управление культуры; АО "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города"; СП "Хабаровская ТЭЦ-2" "Хабаровская теплосетевая компания" АО "Дальневосточная генерирующая компания"; АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска" |
Подпрограммы и (или) основные мероприятия и (или) мероприятия, входящие в муниципальную программу |
мероприятия по: - охране атмосферного воздуха; - охране водных объектов; - охране земель; - развитию природных комплексов города; - повышению уровня экологической культуры населения города |
Цель программы |
- обеспечение экологической безопасности населения |
Стратегическая цель муниципального управления и задачи социально-экономического развития города |
стратегическая цель: улучшение качества городской среды; задачи социально-экономического развития города: - повышение качества атмосферного воздуха; - улучшение охраны и рационального использования водных ресурсов; - совершенствование системы охраны земель и обращения с отходами |
Задача программы |
- стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе |
Основные целевые индикаторы программы |
- количество источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, переведенных на газовое топливо, ед.; - ликвидированный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, тыс. куб. м; - количество ликвидированных несанкционированных навалов мусора, ед.; - количество ООПТ местного значения, для которых разработана проектная документация по созданию рекреационной и оздоровительной инфраструктуры, ед.; - доля ООПТ местного значения, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, от общего количества ООПТ в год, %; - количество проведенных тематических семинаров (конференций) экологической направленности в год, ед.; - количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год, ед. |
Этапы и сроки реализации программы |
в один этап с 2021 по 2025 год |
Объемы финансового обеспечения программы, в том числе по годам |
прогнозируемый объем финансового обеспечения программы - 1 632 636,12 тыс. руб., в том числе: - 2021 год - 1 170 432,12 тыс. руб.; - 2022 год - 133 659,5 тыс. руб.; - 2023 год - 227 613,5 тыс. руб.; - 2024 год - 49 240,5 тыс. руб.; - 2025 год - 51 690,5 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
достижение к 2022 году: - уменьшения не менее чем на 70% объема выбросов в атмосферу города диоксида азота, оксида азота, диоксида серы и мазутной золы подразделением АО "Дальневосточная генерирующая компания" СП "Хабаровская ТЭЦ-2"; - разработки проектной документации по созданию рекреационной и оздоровительной инфраструктуры на трех ООПТ местного значения. Достижение к 2025 году: - ликвидации сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы в объеме 7 502 тыс. куб. м; - ликвидации несанкционированных навалов мусора >= 250; - доли ООПТ местного значения, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, от общего количества ООПТ местного значения >= 20%; - количества проведенных тематических семинаров (конференций) экологической направленности >= 5; - количества проведенных экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин >= 75 |
1. Характеристика экологического состояния города Хабаровска
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения в сфере охраны окружающей среды отнесены:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Среди наиболее значимых задач муниципального управления, определенных Стратегией социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года (далее - Стратегия-2030), выделены в том числе и задачи по стабилизации и оздоровлению экологической обстановки города.
Состояние атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земли, почв, растительного и животного мира характеризуют качество окружающей среды города.
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория, включая город Хабаровск, отнесена к зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняет рассеивание вредных примесей и способствует их накоплению.
Загрязнение атмосферного воздуха города формируется за счет выбросов промышленных предприятий, прежде всего топливно-энергетического комплекса, и автотранспорта.
В черте города размещены 3 теплоэлектростанции, более 60 малых локальных котельных, нефтеперерабатывающий завод, предприятия машиностроения, строительной, химической и других отраслей.
Автомобильный парк Хабаровска составляет более 210 тысяч единиц, за последние 10 лет произошло увеличение городского транспорта в 1,3 раза.
Транспортное воздействие, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения, выходит в последнее десятилетие на первый план. В определенном смысле автомобильный транспорт, вклад которого в суммарный выброс в атмосферу составляет 48%, становится выравнивающим фактором экологической напряженности городской среды.
В городе контролируется содержание 25 загрязняющих веществ, характерных для промышленных предприятий и автотранспортного комплекса, по основным (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота) и специфическим (сероводород, фенол, аммиак, формальдегид, хром) веществам.
Из основных примесей атмосфера воздуха города более всего загрязнена взвешенными веществами и диоксидом азота, загрязнение диоксидом серы, оксидом углерода и оксидом азота незначительное, ниже установленных норм.
Проблема сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города должна решаться путем перевода теплоисточников и автотранспорта на более экологически чистое топливо - газ, за счет совершенствования технологических процессов предприятиями города, что позволит значительно снизить выбросы в атмосферу города таких вредных веществ, как диоксид азота, оксид азота, диоксид серы.
Для города Хабаровска характерна широко развитая речная сеть, представленная рекой Амур, занимающей по площади бассейна 4-е место среди крупных рек Российской Федерации, 7 малыми реками: Красная речка, Березовая, Правая и Левая Березовая, Черная, Гнилая Падь, Полежаевка и множеством ручьев общей протяженностью более 100 км.
Экологическое состояние реки Амур и малых рек города, составляющих ее бассейн, имеет исключительно большое значение для условий жизни и безопасности населения, поскольку река Амур является главным источником питьевого водоснабжения города Хабаровска.
Реки бассейна реки Амур испытывают большую антропогенную нагрузку.
Уровень загрязненности реки Амур обусловлен сбросом сточных вод промышленных предприятий, хозяйственно-бытовыми стоками населенных пунктов, наличием несанкционированных свалок бытового и промышленного мусора в прибрежных зонах.
Если в 2010 году качество воды в реке Амур в районе г. Хабаровска оценивалось как "грязная", то с 2012 года качество воды соответствует классу 3 "а" ("загрязненная").
Основными причинами загрязнения малых рек города Хабаровска продолжают оставаться сбросы неочищенных сточных вод, сбросы жидких коммунальных отходов в русла рек по земельным участкам от частного сектора и предприятий малого бизнеса, слив жидких отходов с машин-шамбо, нарушение требований режима использования и застройки водоохранных зон. Исключение сброса загрязненных стоков позволило изменить качество воды реки Березовая с 5-го класса "экстремально грязная" до 4-го класса, разряд "а" ("грязная").
Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты города с 2010 по 2017 годы сократился на 21% - в 2010 году сброс сточных вод в поверхностные водные объекты составил 101,01 млн куб. метров, в 2017 сократился до 79,25 млн куб. метров.
Проблему уменьшения объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты планируется решать за счет подключения к городским сетям канализации жилого фонда и ряда учреждений, наиболее актуальным для города является подключение жилмассивов пос. Горького, Красная Речка, переданных из федеральной собственности в муниципальную в технически неисправном состоянии, работающих с грубейшими нарушениями природоохранного законодательства (со сбросом более 2,2 млн в год неочищенных сточных вод в водные объекты города без очистки).
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
Учитывая динамичное развитие Хабаровска, повышение требований к комфортности городской среды, озеленению города уделяется большое значение. Следует отметить, что последние 17 лет подходы к озеленению города изменены коренным образом - кроме выполнения защитно-экологических функций, зеленые насаждения должны максимально обеспечивать рекреационную среду города, учитывать потребности всех возрастных групп населения, участвовать в создании архитектурно-художественного облика города.
В настоящее время ассортимент деревьев и кустарников, используемых для озеленения города, достаточно богат и разнообразен: в наличии 8 видов хвойных и 37 лиственных древесных пород, 65 видов кустарников и деревянистых лиан, что приближается к показателю природного биоразнообразия, так как лесная растительность окрестностей города Хабаровска насчитывает 130 видов деревьев, кустарников и лиан.
Особенностью города Хабаровска, отличающей его от ряда городов Российской Федерации, является решение органов местного самоуправления, принятое в 1995 году, о выделении в пределах городской черты зон особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) - участков земли, на которых располагаются природные комплексы, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
В настоящее время в городе определены 28 ООПТ общей площадью 528,7 га, из них 23 - местного значения общей площадью 353,17 га и 5 - краевого значения.
Существующие территории нуждаются в постоянной реабилитации с целью поддержания и восстановления их средозащитных и природоохранных функций посредством проведения санитарно-оздоровительных работ, замещающей посадки молодых саженцев деревьев и кустарников.
Для жизнедеятельности человека необходима не только сохраненная природа, но и ландшафты, структурно и эстетически отвечающие современным нуждам общества. Реконструкция парков "Динамо", им. Ю.А.Гагарина, Дома офицеров флота, скверов им. Горького и у памятника воинам-арсенальцам, строительство первой очереди парка "Северный" и сквера "Город воинской Славы" - далеко не полный перечень объектов, работы по которым планомерно ведутся последние годы.
Анализ использования ООПТ местного значения показал, что на 12 ООПТ общей площадью 220,6 га (62,5%) созданы условия для организации отдыха, оздоровительной и рекреационной деятельности населения.
Разработка проектов строительства ООПТ "Дельфин", "Природный рекреационный комплекс "Ореховая сопка", "Зеленая роща у топографического техникума" направлена на создание на ООПТ инфраструктуры, необходимой для рекреации, эколого-просветительской и спортивной деятельности.
Дальнейшее создание парковой инфраструктуры на указанных ООПТ запланировано на 2023 - 2026 годы с привлечением средств инвесторов.
Ежегодно в каждом районе города проводится реконструкция или создание одного - двух скверов. Обустроены скверы по ул. Руднева, Ильича, Брестской, Шелеста, пер. Топографическому, ул. Волочаевской, Сысоева, Ворошилова, Восточному шоссе и т.д.
Одним из основных принципов, определенных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", по которому осуществляется деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, является принцип "Организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры населения".
На территории города системная работа в области экологического образования и повышения уровня экологической культуры населения города предусматривает самые разнообразные формы просветительской, информационной работы, привлечение организаций и населения города к практическим мероприятиям в рамках ежегодных дней защиты от экологической опасности, проведение информационно-просветительских проектов в области охраны окружающей среды с привлечением общественных и некоммерческих экологических объединений, организацию экологических отрядов школьников "Защитники природы", проведение научно-практических конференций по экологии, экологических акций, походов, олимпиад для учащихся школ города, семинаров для предприятий и организаций города и другие мероприятия.
2. Основные цели и задачи программы
Основная цель программы - обеспечение экологической безопасности населения.
Поставленная программой цель достигается путем решения задачи по стабилизации и оздоровлению экологической обстановки в городе.
3. Краткая характеристика намеченных мероприятий
Комплекс мероприятий программы разработан на основе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", положений федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного и Водного кодексов, а также в соответствии с целями и задачами социально-экономического развития города Хабаровска, определенными в Стратегии-2030.
Мероприятия программы разработаны с учетом предложений предприятий и организаций города, структурных подразделений администрации города, материалов исследований Института водных и экологических проблем ДВО РАН, данных наблюдений Государственной службы наблюдений ГУ "Хабаровский ЦГМС - РСМЦ" за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши по гидрохимическим и гидробиологическим показателям и радиационному загрязнению на территории города Хабаровска.
Мероприятия программы в зависимости от характера решаемых вопросов структурированы по пяти направлениям:
- мероприятия по охране атмосферного воздуха направлены на совершенствование технологических процессов предприятиями города, перевод теплоисточников и автотранспорта на более экологически чистое топливо - газ;
- мероприятия по охране водных объектов направлены на уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты за счет подключения к городским сетям канализации жилого фонда и ряда учреждений;
- мероприятия по охране земель направлены на защиту земель от загрязнения отходами производства и потребления - ликвидацию несанкционированных навалов мусора, ликвидацию загрязнения и захламления участков земель в водоохранных и прибрежных зонах водных объектов;
- мероприятия по развитию природных комплексов города направлены на организацию использования охраны, защиты, воспроизводства особо охраняемых природных территорий местного значения и развитие природных комплексов города для сохранения рекреационных ресурсов с целью создания условий для отдыха населения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- мероприятия по повышению уровня экологической культуры населения города направлены на эколого-просветительскую работу на базе особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечение населения города информацией о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов города, совершенствование системы экологического воспитания, информирование населения.
4. Показатели (индикаторы) для оценки результативности намеченных к реализации мероприятий, методика их расчета
Перечень индикаторов программы с расшифровкой плановых значений по годам приведен в приложении N 2.
Основными индикаторами, характеризующими программу, являются:
- количество источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, переведенных на газовое топливо, ед.
Источник данных - отчет соисполнителя программы СП "Хабаровская ТЭЦ-2" АО "Дальневосточная генерирующая компания";
- ликвидированный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемый в водные объекты, тыс. куб. м.
Источник данных - информация о фактическом вводе данных объектов в эксплуатацию в отчетном году, полученная от соисполнителей программы;
- количество ликвидированных несанкционированных навалов мусора, ед.
Источник данных - отчеты соисполнителей программы - комитетов по управлению районами города Хабаровска;
- количество ООПТ местного значения, для которых разработана проектная документация по созданию рекреационной и оздоровительной инфраструктуры, единиц.
Источник данных - отчеты соисполнителя программы управления инвестиционного развития;
- доля ООПТ местного значения, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, от общего количества ООПТ местного значения в год, %.
Источник данных - акты приемки выполненных работ у непосредственных исполнителей данных мероприятий;
- количество проведенных тематических семинаров (конференций) экологической направленности в год, ед.
Источник данных - отчет о работе управления по охране окружающей среды и природных ресурсов, фотоотчеты, публикации в средствах массовой информации;
- количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год, ед.
Источник данных - отчеты исполнителей мероприятий, фотоотчеты, публикации в средствах массовой информации.
5. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Финансовые затраты на реализацию программы составят 1632636,12 тыс. рублей.
Структура финансирования по годам и источникам:
Финансирование программы (тыс. руб.) |
Всего (тыс. руб.) |
В том числе по годам (тыс. руб.) |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
1632636,12 |
1170432,12 |
133659,5 |
227613,5 |
49240,5 |
51690,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
средства городского бюджета |
192290,71 |
106417,22 |
26344,5 |
32909,99 |
12084,5 |
14534,5 |
межбюджетные трансферты |
930130,41 |
672423,9 |
100159 |
157547,51 |
- |
- |
частные инвестиции |
510215 |
391591 |
7156 |
37156 |
37156 |
37156 |
6. Ожидаемые результаты реализации и оценка результативности социально-экономических последствий муниципальной программы
Экологическая результативность программы определяется снижением действия негативных факторов на окружающую среду города.
В результате реализации программы планируется:
Достижение к 2022 году:
- уменьшения не менее чем на 70% объема выбросов в атмосферу города диоксида азота, оксида азота, диоксида серы и мазутной золы подразделением АО "Дальневосточная генерирующая компания" СП "Хабаровская ТЭЦ-2";
- разработки проектной документации по созданию рекреационной и оздоровительной инфраструктуры на трех ООПТ местного значения.
Достижение к 2025 году:
- ликвидации сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы в объеме 7 502 тыс. куб. м;
- ликвидации несанкционированных навалов мусора в количестве >= 50 единиц ежегодно;
- доли ООПТ местного значения, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, от общего количества ООПТ местного значения >= 4% в год;
- количества проведенных тематических семинаров (конференций) экологической направленности >= 5;
- количества проведенных экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в количестве >= 75.
7. Методика оценки результативности муниципальной программы
7.1. Для оценки результативности (R) муниципальной программы применяются 3 критерия (табл. 1).
7.2. Каждому критерию (К) соответствует весовой коэффициент (G), определяющий уровень значимости критерия в итоговой оценке, сумма которых равна 1.
Таблица 1. Критерии оценки результативности муниципальной программы
N |
Критерий ( ) |
Весовой коэффициент критерия (G) |
1. |
Степень выполнения мероприятий, предусмотренных программой |
0,4 |
2. |
Доля фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам (за счет средств бюджета города и межбюджетных трансфертов) |
0,2 |
3. |
Уровень достижения запланированных индикаторов |
0,4 |
|
Итого |
1,0 |
7.3. Расчет оценки каждого критерия () производится путем умножения его весового коэффициента (G) на полученный параметр каждого критерия (К).
7.4. Итоговая количественная оценка результативности программы рассчитывается в процентах путем сложения всех расчетных значений критериев ().
7.5. Методика расчета критериев оценки результативности муниципальной программы:
7.5.1. Степень выполнения мероприятий, предусмотренных программой (К1).
Параметр критерия рассчитывается как отношение количества выполненных мероприятий к количеству запланированных, умноженное на 100%
7.5.2. Доля фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам ().
Параметр критерия рассчитывается как отношение фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам, умноженное на 100%
7.5.3 Уровень достижения запланированных индикаторов ().
Расчет критерия () определяется как отношение количества выполненных индикаторов к общему количеству индикаторов на текущий год, умноженное на 100%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.