Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
городского округа "Город Хабаровск" "информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы"
(утв. постановлением администрации города Хабаровска от 28 августа 2018 г. N 2994)
Паспорт
муниципальной программы городского округа "Город Хабаровск" "Информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы"
Ответственный исполнитель программы |
управление информационных технологий (далее - УИТ) |
Соисполнители программы |
управление делами управление культуры департамент архитектуры, строительства и землепользования (далее - ДАСиЗ) управление административно-технического контроля (далее - управление АТК) управление дорог и внешнего благоустройства (далее - управление ДиВБ) управление инвестиционного развития (далее - УИР) |
Подпрограммы и (или) основные мероприятия, и (или) мероприятия, входящие в муниципальную программу |
развитие Городского центра обработки данных (далее - ЦОД); обеспечение функционирования и совершенствования Единой многофункциональной телекоммуникационной сети (далее - ЕМТС); техническое сопровождение коммуникационной инфраструктуры муниципальных библиотек, работающих в Единой городской электронной системе "Библиотека" (далее - ЕГЭСБ); перевод муниципальных услуг городского округа "Город Хабаровск" в электронный вид; обеспечение структурных подразделений администрации города базами данных нормативно-справочных документов с использованием современных телекоммуникационных технологий; формирование, модернизация, сопровождение и техническое обслуживание сетевой инфраструктуры и программной среды, сервисов предоставления коммуникационных и электронных информационных услуг органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" (далее - ОМСУ города); обеспечение информационной безопасности ОМСУ; обеспечение деятельности муниципального бюджетного учреждения "Межотраслевой информационно-аналитический центр" (далее - МБУ "МИАЦ") по информационно-техническому обслуживанию органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) города; автоматизация инвестиционных процессов |
Цель программы |
- удовлетворение информационных потребностей органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, и иных организаций; - развитие городской телекоммуникационной инфраструктуры и создание единого информационно-коммуникационного пространства г. Хабаровска |
Стратегическая цель муниципального управления и задачи социально-экономического развития города |
Стратегическая цель: "Создание условий для повышения уровня экономической активности" Задачи социально-экономического развития: - формирование единой информационно-коммуникационной инфраструктуры на территории города; - развитие информационных технологий в деятельности ОМСУ города |
Задачи программы |
развитие и сопровождение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города Хабаровска; обеспечение бесперебойной работы корпоративной сети администрации города и автоматизация технологических процессов ОМСУ города; техническое, технологическое и организационное обеспечение процессов предоставления муниципальных услуг в электронном виде с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) |
Основные целевые индикаторы программы: |
прирост объема пропускной способности корпоративной сети администрации города путем замены оборудования, %; коэффициент надежности и отказоустойчивости коммутационных узлов ЕМТС, %; доля посетителей, воспользовавшихся доступом к электронным каталогам муниципальных и региональных библиотек, из общего числа посетителей библиотечных сетей, %; доля разработанных и модернизированных программных комплексов от общего количества заявок структурных подразделений администрации города на разработку и модернизацию прикладного программного обеспечения, % |
Этапы и сроки реализации программы |
в один этап с 2021 по 2025 год |
Объемы финансового обеспечения программы, в том числе по годам |
Прогнозируемый объем финансового обеспечения программы - 553684,62 тыс. руб., в том числе: - 2021 г. - 114290,94 тыс. руб.; - 2022 г. - 110964,94 тыс. руб.; - 2023 г. - 110582,46 тыс. руб.; - 2024 г. - 108153,64 тыс. руб.; - 2025 г. - 109692,64 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Достижение к 2025 году: - прироста объема пропускной способности корпоративной сети администрации города на 50% от текущего состояния; - повышения коэффициента надежности и отказоустойчивости коммутационных узлов ЕМТС с 92% до 96%; - увеличения доли посетителей, воспользовавшихся доступом к электронным каталогам муниципальных и региональных библиотек, из общего числа посетителей библиотечных сетей от 5% до 10%; - увеличения доли разработанных и модернизированных программных комплексов от общего количества заявок структурных подразделений администрации города на разработку и модернизацию прикладного программного обеспечения от 15% до 30%. |
1. Характеристика проблемы
Информатизация органов исполнительной власти как процесс создания условий для управления информацией, возникающей и используемой в процессе деятельности органов местного самоуправления, использование информационных систем - это необходимое условие построения эффективной системы управления.
В настоящий момент одной из главных проблем при предоставлении муниципалитетом услуг населению является информационная разобщенность структурных подразделений администрации города, а также подведомственных муниципальных учреждений, расположенных в разных районах города.
Муниципальная программа "Информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы" была разработана для систематизации решения задач, стоящих перед управлением информационных технологий, таких как: развитие технической и технологической основы для формирования сегмента Электронного правительства на территории города; создание благоприятных условий для предоставления муниципальных услуг населению; обеспечение процессов автоматизации и информатизации органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск".
Ключевыми мероприятиями, направленными на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, являются строительство ЕМТС и наращивание технологической мощности ядра инфраструктуры, расположенного в городском центре обработки данных.
Городской ЦОД был создан в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и построение единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации города от 28.03.2011 N 839. Постоянно наращиваемые темпы информатизации процессов в ОМСУ города требуют постоянного увеличения его технологической мощности, в связи с чем, ежегодно приобретается дополнительное серверное и коммутационное оборудование, системы хранения данных. Это позволило увеличить быстродействие информационных систем за счет их переноса на новое, более мощное и современное оборудование, а также обеспечить резервирование данных, обрабатываемых в этих системах, в случае их утраты.
С 2021 года планируется полный перевод информационных систем администрации города на технологическую площадку ЦОД. Уже переведенных информационных систем на данный момент около 90%. Дальнейшее совершенствование Центра обработки данных позволит не только повысить качество работы существующих информационных систем, но и разворачивать новые системы, позволяющие максимально оптимизировать работу органов местного самоуправления.
Внедрение государственных и региональных информационных систем, а также автоматизация технологических процессов ОМСУ увеличивает нагрузку на корпоративную сеть администрации города. В связи с этим требуется произвести расширение каналов связи вычислительной сети администрации города. В целях организации устойчивой работы всех информационных сервисов программой "Информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы" предусмотрено наращивание объема пропускной способности корпоративной сети администрации города путем поэтапной замены коммутационного оборудования в комитетах по управлению районами города.
Следующим, но не менее значимым элементом информационно-коммуникационной инфраструктуры города является ЕМТС.
Так монтаж приобретенного оборудования, а также работы по оптимизации сети позволили увеличить пропускную способность 46% магистральных каналов связи с 1G до 10G, а постройка участков волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС) общей протяженностью порядка 58 км - расширить спектр коммуникационных услуг и повысить ее надежность.
Несмотря на достигнутые результаты, ЕМТС требуется дальнейшее совершенствование. Модернизация коммутационного оборудования на узлах ЕМТС и оснащение коммутационных центров технологическим оборудованием позволит повышать коэффициент надежности и отказоустойчивости коммутационных узлов ЕМТС с 92% до 96% к 2025 году, таким образом, повысив уровень отказоустойчивости и обеспечив возможность реализации новых, перспективных проектов.
На базе постоянно развивающейся ЕМТС реализуется интересный и перспективный проект "Единая городская электронная система "Библиотека". В результате проведенной работы за весь период создания системы создано 119 автоматизированных рабочих мест читателей, с которых организован доступ к информационным ресурсам других библиотечных систем (прежде всего это электронный каталог и оцифрованные издания Дальневосточной государственной научной библиотеки), сети Интернет.
В целях дальнейшего повышения качества и востребованности библиотек определены следующие перспективы развития ЕГЭСБ:
- обновление и пополнение единого электронного каталога;
- расширение взаимовыгодного сотрудничества в сфере информационного обмена;
- электронная регистрация читателей, создание электронного формуляра.
Реализация программы позволит обеспечить работу всех муниципальных библиотек в ЕГЭСБ, и как следствие рост количества посетителей, воспользовавшихся доступом к электронным сервисам системы.
Помимо реализации масштабных проектов программой "Информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы" предусмотрено обеспечение деятельности органов местного самоуправления, включающее в себя обеспечение компьютерной и периферийной техникой, программным обеспечением, услугами корпоративной связи.
Так, на текущий момент количество компьютерной техники, срок эксплуатации которой превышает срок эффективного использования составляет 172 единицы, дальнейшая модификация офисной техники позволит значительно повлиять на улучшение качества работы сотрудников структурных подразделений администрации города.
В настоящее время функционирует и находится на сопровождении 41 программный комплекс собственной разработки МБУ "МИАЦ". Дальнейшая автоматизация технологических процессов протекающих в структурных подразделениях администрации города, в рамках исполнения программы позволяет повысить качество и оптимизировать временные затраты на предоставление ОМСУ услуг населению по решению вопросов местного значения.
Постоянное изменение законодательства, регламентирующего предоставление услуг населению в рамках осуществления полномочий ОМСУ, а также естественное моральное устаревание информационных систем делает необходимым их модернизацию или замену новыми программными комплексами. В целях обеспечения ОМСУ современным программным обеспечением программой "Информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы" предусмотрено увеличение доли разработанных и модернизированных программных комплексов от общего количества предложений структурных подразделений администрации города.
При создании мощной коммуникационной инфраструктуры нельзя оставлять в стороне вопрос защиты информации, циркулирующей в сети. Проблема защиты конфиденциальной информации органов муниципального самоуправления в настоящее время стоит наиболее остро, так как угрозы нарушения информационной безопасности носят глобальный и трансграничный характер. Постоянно обновляющееся законодательство в области защиты информации предъявляет все более высокие требования к обеспечению ее сохранности и целостности. Учитывая специфику работы администрации города, в том числе с информацией ограниченного доступа, ежегодно проводятся мероприятия по защите информации.
В рамках проведения мероприятий по защите информации в структурных подразделениях администрации города:
- организована аттестация информационных систем по требованиям безопасности информации, проводимой организациями-лицензиатами Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК) России: "Население" УИТ, "Приватизация" управления жилищного фонда и приватизации жилья (далее - УЖФиПЖ), "Административные правонарушения" управление административно-технического контроля (далее - УАТК), "Учет платежей юридических лиц" финансового департамента, "Электронный паспорт спортсмена" управления по физической культуре и спорту, "Адресно-социальная помощь" комитетов по управлению районами, "Несовершеннолетние" комитетов по управлению районами, и переаттестация муниципальной информационной системы "ИСОГД" департамента архитектуры, строительства и землепользования;
- организованы аттестация и инструментальный контроль объектов информатизации и выделенных помещений, предназначенных для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, по требованиям безопасности информации, проводимой организациями-лицензиатами ФСТЭК России и ФСБ России;
- проведены работы по настройке межсетевого экрана и настройке шлюза безопасности каналов связи VipNet-Координатор для подключения администрации города и комитетов по управлению районами к системе электронного документооборота (далее - СЭД) Хабаровского края по защищенному каналу;
- выполнена работа по настройке сетевого оборудования и развертыванию системы обнаружения вторжений.
Согласно рейтингу органов местного самоуправления по выполнению требований информационной безопасности, проведенным министерством информационных технологий и связи края, в администрации города Хабаровска мероприятия по защите информации выполнены на 97%, что позволило занять первое место среди всех городских округов и муниципальных районов Хабаровского края (прирост по сравнению с 2015 годом составляет 13%).
На текущий момент успешно создаются условия для упрощения получения гражданами и организациями муниципальных услуг не только в традиционной форме при личном обращении, но и в электронной форме - через сеть Интернет, а также через многофункциональные центры по принципу "одного окна". На базе ЦОД и ЕМТС администрацией города созданы условия перехода на новый качественный уровень предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Несмотря на то, что предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием СМЭВ постоянно совершенствуется, в настоящий момент существуют проблемы их предоставления ввиду отсутствия знаний сотрудников структурных подразделений АГХ, населения работе в СМЭВ.
Ведется реестр муниципальных услуг городского округа "Город Хабаровск", который включает 58 услуг: 48 муниципальных (предоставляются структурными подразделениями администрации города) и 10 услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями.
Все 58 услуг переведены в электронный вид и предоставляются на едином портале gosuslugi.ru, на региональном портале Хабаровского края uslugi27.ru и официальном сайте администрации города Хабаровска khabarovskadm.ru.
Из 58 существующих муниципальных услуг 38 переведены в электронный вид на платформе АИС "Госуслуги".
Надо отметить, что не все услуги можно передать для предоставления через МФЦ.
Учитывая ограничения, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, в соответствии с которыми предоставление муниципальных услуг осуществляется по принципу "одного окна", в том числе через многофункциональный центр без дальнейшего участия заявителя, 4 услуги невозможно передать на предоставление через МФЦ.
Также в МФЦ не передаются 8 услуг, оказываемых муниципальными учреждениями. Данные услуги не входят в Рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг и по информации от Краевого государственного казенного учреждения (далее - КГКУ) "Оператор систем электронного правительства (далее - ОСЭП) Хабаровского края, МФЦ" их передача на предоставление через МФЦ нецелесообразна (согласно письму КГКУ "ОСЭП Хабаровского края, МФЦ" о передаче учрежденческих услуг от 28.09.2015 N 1943). Таким образом, все возможные для передачи в МФЦ услуги городского округа "Город Хабаровск" переданы на предоставление.
В настоящее время в Хабаровске на базе КГКУ "ОСЭП Хабаровского края, МФЦ" действует 5 МФЦ (4 филиала и один дополнительный офис), общее количество окон - 119. Данного количества окон достаточно для достижения показателя "Доля населения, имеющего доступ к получению муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в т.ч. в МФЦ".
Общее количество обращений через МФЦ за услугами городского округа "Город Хабаровск" составляет 0,6% от общего количества обращений в филиалы МФЦ города.
В целях дальнейшего эффективного развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, построения технической основы "электронного правительства", ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни, была разработана муниципальная программа "Информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы".
2. Основные цели и задачи муниципальной программы
Основной целью программы "Информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы" является удовлетворение информационных потребностей органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, и иных организаций, развитие городской телекоммуникационной инфраструктуры и создание единого информационно-коммуникационного пространства г. Хабаровска.
Для ее достижения необходимо решить ряд задач, поставленных перед исполнителями Программы:
- развитие и сопровождение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города Хабаровска;
- обеспечение деятельности ОМСУ города, в том числе обеспечение бесперебойной работы корпоративной сети администрации города и автоматизация технологических процессов;
- техническое, технологическое и организационное обеспечение процессов предоставления муниципальных услуг в электронном виде с использованием СМЭВ.
3. Характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Реализация муниципальной программы "Информатизация городского округа "Город Хабаровск" на 2021 - 2025 годы" представляет собой процесс проведения запланированных мероприятий, предполагающий координацию планов и действий субъектов, участвующих в ней, и в первую очередь структурных подразделений администрации города.
В целях совершенствования ЦОД продолжится работа по увеличению объема хранимой информации, повышению пропускной способности сети администрации, а также оснащение и содержание резервного ЦОД. Назначенные мероприятия позволят обеспечить бесперебойную автоматизированную работу информационных систем городского масштаба, сохранность и целостность информационных ресурсов.
В связи с постоянным увеличением количества клиентов, продолжится совершенствование ЕМТС путем модернизации коммутационного оборудования на узлах сети, обеспечения коммутационных центров технологическим оборудованием, что позволит повысить надежность работы сети и увеличить объем пропускной способности каналов связи.
Продолжится информирование населения по вопросам предоставления муниципальных услуг в электронном виде, что включает в себя проведение обучающих семинаров для населения и для сотрудников структурных подразделений администрации города Хабаровск (далее - АГХ) в работе в СМЭВ, а также популяризация вопроса получения муниципальных услуг в электронной форме среди населения.
В целях дальнейшего повышения качества и востребованности библиотек продолжится техническое сопровождение коммуникационной инфраструктуры, что позволит расширить взаимовыгодное сотрудничество в сфере информационного обмена и пополнить единый электронный каталог.
Повышение инвестиционной привлекательности города будет достигнуто путем обновления инвестиционного портала города, а также ежегодного выпуска и обновления информации на нем.
В рамках проведения мероприятий по обслуживанию сетевой инфраструктуры администрации города важное внимание продолжает уделяться защите информации. По плану мероприятий будут осуществлены работы по настройке сетевого оборудования и развертыванию системы обнаружения вторжений, организованы аттестации информационных систем.
Полная информация о запланированных мероприятиях Программы по каждому основному мероприятию, а также ресурсы на их реализацию предусмотрены в Перечне мероприятий и ресурсном обеспечении реализации Программы (приложение N 2 к настоящей Программе).
4. Индикаторы для оценки результативности намеченных к реализации мероприятий и методика их расчета
Для оценки результативности намеченных к реализации мероприятий Программы используются 4 индикатора:
N |
Наименование индикатора |
Ед. изм. |
Описание методики расчета значения индикатора |
1 |
Прирост объема пропускной способности путем замены оборудования () |
% |
, где: - пропускная способность отчетного периода; - пропускная способность предыдущего периода |
2 |
Коэффициент надежности и отказоустойчивости коммутационных узлов ЕМТС () |
% |
, где: t - средняя длительность сбоя; количество сбоев - количество отключений связи муниципальных объектов с ЕМТС, вызванных сбоем в работе оборудования |
3 |
Доля посетителей, воспользовавшихся доступом к электронным каталогам муниципальных и региональных библиотек, из общего числа посетителей библиотечных сетей, () |
% |
, где: кол-во посетителей, восп. эл. каталогом - количество посетителей, воспользовавшихся доступом к электронным каталогам; общее число посетителей - общее число посетителей библиотечных сетей |
4 |
Доля разработанных и модернизированных программных комплексов от общего количества заявок структурных подразделений администрации города на разработку и модернизацию прикладного программного обеспечения, () |
% |
. где: кол-во разр. и мод. пк - количество разработанных и модернизированных программных комплексов; кол-во заявок структ. подр. адм. гор. - количеству заявок структурных подразделений администрации города на разработку и модернизацию прикладного программного обеспечения |
5. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск".
Общий объем ассигнований, планируемый на выполнение мероприятий программы, составляет 553 684,62 тыс. руб., в том числе:
- 2021 г. - 114290,94 тыс. руб.;
- 2022 г. - 110 964,94 тыс. руб.;
- 2023 г. - 110 582,46 тыс. руб.;
- 2024 г. - 108 153,64 тыс. руб.;
- 2025 г. - 109 692,64 тыс. руб.
Объемы финансирования программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Хабаровск" на очередной финансовый год.
6. Ожидаемые результаты
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- прирост пропускной способности корпоративной сети администрации города на 50% от текущего состояния;
- повышение коэффициента надежности и отказоустойчивости коммутационных узлов ЕМТС с 92% до 96%;
- увеличение доли посетителей, воспользовавшихся доступом к электронным каталогам муниципальных и региональных библиотек, из общего числа посетителей библиотечных сетей от 5% до 10%;
- увеличение доли разработанных и модернизированных программных комплексов от общего количества заявок структурных подразделений администрации города на разработку и модернизацию прикладного программного обеспечения от 15% до 30%.
Реализация предлагаемой муниципальной программы позволит развить информационно-коммуникационную инфраструктуру города для ее использования в качестве технологической основы для внедрения масштабных проектов, направленных на улучшение качества жизни жителей города как потребителей сервисов и услуг, предоставляемых органами государственной власти, местного самоуправления.
7. Методика оценки результативности муниципальной программы
7.1. Для оценки результативности (R) муниципальной программы применяются три критерия (К). Каждому критерию соответствует весовой коэффициент (G), определяющий уровень значимости критерия в итоговой оценке, сумма которых равна 1 (единице) (табл. 1).
Таблица 1. Критерии оценки результативности муниципальной программы
N |
Критерий ( - ) |
Весовой коэффициент критерия (G) |
1 |
Степень выполнения мероприятий, предусмотренных программой |
0,4 |
2 |
Доля фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам |
0,2 |
3 |
Уровень достижения запланированных индикаторов |
0,4 |
|
Итого |
1,0 |
7.2. Расчет оценки каждого критерия () производится путем умножения его весового коэффициента (G) на полученный параметр каждого критерия (К).
7.3. Итоговая количественная оценка результативности программы рассчитывается в процентах путем сложения всех расчетных значений критериев ().
7.4. Методика расчета критериев оценки результативности муниципальной программы:
7.4.1. Степень выполнения мероприятий, предусмотренных программой ().
Параметр критерия рассчитывается как отношение количества выполненных мероприятий к количеству запланированных, умноженное на 100%.
7.4.2. Доля фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам ().
Параметр критерия рассчитывается как отношение фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам, умноженное на 100%.
7.4.3. Уровень достижения запланированных индикаторов ().
Расчет критерия () определяется как сумма всех расчетных параметров индикаторов (P1 + P2 + P3... PN), деленная на количество индикаторов.
Для сравнения величин, измеряемых в процентах, используется единица измерения "процентный пункт" (далее - п.п.). Каждое значение индикатора, измеряемое в процентных пунктах, имеет несколько параметров оценки (W) (табл. 2).
Таблица 2. Определение величины расчетных параметров каждого из индикаторов муниципальной программы
N |
Наименование индикатора (P1.... PN) |
Ед. изм. |
Описание методики расчета значения показателя |
Наименование параметра (W) |
Количественная оценка |
1 |
Индикатор относительной величины (Ni - Nn) |
% |
... Pi = Кnфакт - Кnплан,
где: Кnфакт - фактическое значение индикатора по итогам оцениваемого периода; Кnплан - плановое значение индикатора на оцениваемый период |
при отсутствии отклонения или его положительного значения |
100% |
при отклонении в пределах от 0,1 п.п. до 2 п.п. |
85% |
||||
при отклонении в пределах от 2 п.п. до 5 п.п. |
50% |
||||
при отклонении более 5 п.п. |
0% |
||||
2 |
... |
|
|
|
|
3 |
... |
|
|
|
|
4 |
Индикатор абсолютной величины (NI - Nn) |
ед. |
Pi = Кnфакт / Кnплан x 100% *, где:
Кnакт - фактическое значение индикатора по итогам оцениваемого периода; Кnлан - плановое значение индикатора на оцениваемый период |
- |
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
... |
|
|
|
|
* При расчетном значении показателя (индикатора абсолютной величины) более 100% значение показателя принимается равным 100%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.