Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 11 сентября 2018 г. N 206
"Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе на 2019 - 2023 годы"
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района от 02.10.2017 N 274 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Тугуро-Чумиканского муниципального района, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Тугуро-Чумиканского муниципального района", распоряжением администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района от 08.09.2017 N 507-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ Тугуро-Чумиканского муниципального района", в целях создания условий для развития образования в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе, администрация муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие образования в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе на 2019 - 2023 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального района по социальным вопросам Кашицыну Т.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
И.о. главы администрации |
Э.Э. Тевелавичюс |
Муниципальная программа
"Развитие образования в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе Хабаровского края на 2019 - 2023 годы"
(утв. постановлением администрации муниципального района от 11 сентября 2018 г. N 206)
Паспорт
муниципальной Программы "Развитие образования в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе Хабаровского края на 2019 - 2023 годы" (далее - Программа)
Ответственный Программы |
отдел образования администрации муниципального района (далее - отдел образования) |
Соисполнители Программы |
- администрация муниципального района; - муниципальные общеобразовательные организации муниципального района (далее - муниципальные образовательные организации) |
Цель Программы |
обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития муниципального района; |
Задачи Программы |
- укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций; - оснащение муниципальных образовательных организаций современными техническими средствами обеспечения безопасности; - достижение современного качества образования как института социального развития; - увеличение охвата дошкольным образованием за счет расширения сети дошкольных образовательных организаций; - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей; - создание условий для развития одаренных детей; - развитие дополнительного образования детей; - улучшение организации отдыха и оздоровления детей; - повышение уровня профессионализма и закрепления педагогических кадров; - создание единого информационного образовательного пространства образовательных организаций |
Основные мероприятия Программы |
- развитие материально-технической базы муниципальных образовательных организаций; 1. -создание безопасных условий для организации образовательного процесса; 2. -развитие доступной среды; 3. -развитие дошкольного образования; 4. -повышение доступности и качества общего образования; 5. -повышение доступности и качества дополнительного образования и воспитания детей; - развитие системы отдыха и оздоровления детей; - развитие кадрового потенциала, механизмов непрерывного педагогического образования; - развитие информатизации образования; - социальная политика. |
Основные показатели (индикаторы) Программы |
- доля муниципальных образовательных организаций, где проведен комплексный капитальный ремонт; - доля муниципальных образовательных организаций, где проведен текущий ремонт; - доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений; - доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений (из показателей 607 указа); - количество новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях путем строительства; - доля муниципальных общеобразовательных организаций, здания которых оснащены системами водоснабжения и канализации, теплыми санитарно-гигиеническими помещениями, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций; - доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных современными системами видеонаблюдения; - доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных системами охранной и пожарной сигнализации, выведенных на пульт пожарной охраны; - доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных оборудованием в соответствии с санитарными нормами; - доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов; - доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях в общей численности в возрасте 1-6 лет; - доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет; - удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; - количество новых мест в дошкольных организациях путем открытия ясельных групп. - доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений; - доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций; - доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях; - доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях; - расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях; - доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы (процентов); - доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего числа детей, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района; - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата у педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за предыдущий год к текущему году; - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за предыдущий год к текущему году; - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году; - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году; - соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году; - доля образовательных организаций, имеющих информационную внутреннюю локальную сеть; - доля детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, охваченных двухразовым горячим питанием |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в один этап 2019 - 2023 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств бюджета муниципального района и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов сельских поселений муниципального района, внебюджетных средств <*> |
Общий объем финансирования 610 481,90 тыс. рублей, в том числе по годам: краевой бюджет 232 354,56 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 47 558,62 тыс. рублей; 2020 год - 46 329,04 тыс. рублей; 2021 год - 46 588,78 тыс. рублей; 2022 год - 45 835,05 тыс. рублей; 2023 год - 46 043,07 тыс. рублей, бюджет муниципального района 378 127,34 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 78 574,34 тыс. рублей; 2020 год - 73 465,00 тыс. рублей; 2021 год - 73 605,00 тыс. рублей; 2022 год - 76 821,00 тыс. рублей; 2023 год - 75 662,00 тыс. рублей |
Конечный результат реализации Программы |
- доля муниципальных образовательных организаций, где проведен комплексный капитальный ремонт, составит 66 процентов; - доля муниципальных образовательных организаций, где проведен текущий ремонт, составит 100 процентов; - доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений, составит 0 процентов; - доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, составит 0 процентов (из показателей 607 указа); - количество новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях путем строительства, составит 80 мест; - доля муниципальных общеобразовательных организаций, здания которых оснащены системами водоснабжения и канализации, теплыми санитарно-гигиеническими помещениями, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций, составит 100 процентов; - доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных современными системами видеонаблюдения, составит 100 процентов; - доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных системами охранной и пожарной сигнализации, выведенных на пульт пожарной охраны; - доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных оборудованием в соответствии с санитарными нормами, составит 100 процентов; - доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составит 25 процентов; - доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях в общей численности в возрасте 1-6 лет, составит 62 процента; - доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, составит 0 процентов; - удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, составит 100 процентов; - количество новых мест в дошкольных организациях путем открытия ясельных групп, составит 20 мест; - доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, составит 100 процентов; - доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций, составит 78,3 процента; - доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, составит 94 процента; - доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, составит 0 процентов; - расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях, составит 281,12 тыс. рублей; - доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию детей, составит 75 процентов; - доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего числа детей, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района, составит 90 процентов; - соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы у педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов; - соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов; - соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов; - соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов; - соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов; - доля образовательных организаций, имеющих информационную внутреннюю локальную сеть, составит 100 процентов; - доля детей, обучающихся в образовательных организациях, охваченных двухразовым горячим питанием, составит 100 процентов |
1. Общая характеристика текущего состояния образования Тугуро-Чумиканского муниципального района
Система образования Тугуро-Чумиканского муниципального района по состоянию на 01 января 2018 г. включает 6 организаций с контингентом более 550 обучающихся и воспитанников.
В период 2014 - 2018 годов развитие системы образования Тугуро-Чумиканского муниципального района осуществлялось в рамках следующих направлений:
- преобразования на основе реализации современных организационных и экономических механизмов (внедрение новой системы оплаты труда (далее - НСОТ), нормативно-подушевого финансирования; развитие государственно-общественного управления, практики публичной отчетности образовательных организаций);
- формирование современной инфраструктуры образования (улучшение материально-технической базы, создание комфортной и безопасной образовательной среды);
- обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий (переход на новые образовательные стандарты, внедрение технологий развивающего обучения, информационно-коммуникационных и здоровье сберегающих технологий, технологий дистанционного и электронного обучения);
- внедрение новейших технологий обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, ранним детским аутизмом, а также имеющих сложные нарушения умственного и физического развития;
- развитие кадрового потенциала отрасли образования (модернизация системы повышения квалификации, совершенствование порядка аттестации педагогических кадров, повышение заработной платы, реализация мер социальной поддержки, поддержка инновационной деятельности в образовании);
- формирование системы оценки качества образования (оценка уровня предметной обученности обучающихся, совершенствование процедур итоговой аттестации обучающихся, лицензирования и аккредитации образовательных организаций);
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие форм отдыха, в том числе оздоровительных лагерей дневного пребывания детей;
- создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей;
- создание условий для эффективной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
По каждому из направлений в системе образования Тугуро-Чумиканского муниципального района за указанный период произошли устойчивые изменения, складывающиеся в целостную положительную динамику развития.
В результате преобразований на основе реализации современных организационных и экономических механизмов в 100 процентах образовательных организаций края введено нормативное подушевое финансирование.
Введение нормативов подушевого финансирования позволило рассчитывать объем финансирования муниципальным дошкольным и общеобразовательным организациям исходя из среднегодовой численности воспитанников и обучающихся.
Средняя заработная плата учителей района в 2017 году составила 53 612,3 рублей.
Формируются условия для повышения открытости образовательных организаций.
Отчеты по самообследованию, публичные материалы представляются на общешкольных собраниях, сайтах образовательных организаций, в средствах массовой информации, на сельских сходах граждан, коллегии администрации муниципального района. Доля общеобразовательных организаций, имеющих собственные сайты, достигла 100 процентов.
В результате мероприятий по формированию современной инфраструктуры образования в 2017 году реализована модель развития кратковременных дошкольного групп при общеобразовательных организациях, разработана модель семейных дошкольных групп.
Увеличилась численность детей, посещающих организации, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования.
На 01 января 2018 г. услугами дошкольного образования охвачено 59,5 процента дошкольников от одного до шести лет, что на 14,8 процентов больше по сравнению с 2016 годом.
За 5 лет (с 2014 по 2018 годы) 57 процентов образовательных организаций провели капитальный ремонт, 100 процентов образовательных организаций провели текущий ремонт.
На ремонты образовательных организаций за данный период из бюджетов всех уровней израсходовано 66 150 тыс. рублей, в том числе из краевого бюджета - 3 621 тыс. рублей, из местных бюджетов - 62 529 тыс. рублей.
Обеспечены пожарно-охранной сигнализацией 100 процентов образовательных организаций, кнопкой экстренного вызова наряда полиции - 16 процентов организаций. Ограждение по всему периметру территории имеют 100 процентов организаций, системами видеонаблюдения оснащены 100 процентов организаций.
Одним из факторов сохранения здоровья школьников является организация полноценного сбалансированного питания и медицинского обслуживания. В образовательных организациях горячее питание получают 100 процентов школьников.
В 2017 году завершилась работа по ремонту и оснащению оборудованием медицинских кабинетов школ в соответствии с утвержденными стандартами. На приобретение медицинского оборудования из бюджета муниципального района по отрасли "Образование" израсходовано 529 тыс. рублей для 2 кабинетов образовательных организаций.
В результате работы по обеспечению образовательных организаций современным оборудованием и пособиями показатель обеспеченности организаций современной учебной базой вырос с 4 процентов до 32 процентов от потребности в 2013 году. В течение последних четырех лет 100 процентов обучающихся общеобразовательных школ обеспечиваются бесплатными учебными пособиями.
Для обеспечения качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики требуется, в том числе, совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях. Эта потребность диктуется современными санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Для повышения доступности и качества общего образования должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:
обеспечить обучающимся за 11 лет обучения до 3 800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю);
создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций;
организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
По состоянию на 01 сентября 2018 г. требуется строительство здания детского сада в с. Тором, зданий детских садов и школ в с. Удское, с. Тугур.
Сложившаяся ситуация вызвана тем, что многие здания школ спроектированы и построены в середине прошлого века и ранее и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам.
Следует также учитывать, что до 2025 года численность обучающихся в школах согласно демографическому прогнозу возрастет на 130 человек.
Общая прогнозная потребность до 2025 года по созданию новых мест составляет 400 мест, в том числе:
для обеспечения обучения в первую смену - 400 мест, из них
для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа, - 100 мест.
В результате мероприятий по обновлению содержания образования и внедрению современных образовательных технологий 100 процентов дошкольных образовательных организаций работают на основе федеральных государственных требований к программам дошкольного образования, 100 процентов общеобразовательных организаций в 2018 году реализуют федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения.
В результате мероприятий по внедрению новейших технологий обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, расширяется спектр образовательных услуг и форм обучения, предоставляемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных психофизических возможностей:
- инклюзивно обучается 39 человек, что составляет 92 процента от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, - 39 человек, что составляет 100 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
на дому - 4 человек, что составляет 9 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ. Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Однако обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.
В Тугуро-Чумиканском муниципальном районе отсутствуют организации дополнительного образования. Поэтому реализация дополнительных общеобразовательных программ ложится на дошкольные и общеобразовательные организации.
Проводимая в крае работа по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. N 1726-р, позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации. Предстоит провести работу по развитию эффективной системы дополнительного образования детей; интеграции дополнительного и общего образования, направленной на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом; повышению вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого; обновлению содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества.
В Тугуро-Чумиканском муниципальном районе сложилась система оздоровления, отдыха и занятости детей. Сохранено количество оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей (2018 год - 3) лагерей труда и отдыха (2018 год - 1).
Доля детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных отдыхом и оздоровлением, удерживается на уровне не менее 85 процентов за все смены от общего числа детей данной возрастной категории, проживающих на территории района.
Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала позволила стабилизировать ситуацию в области обеспеченности образовательных организаций края квалифицированными специалистами.
В целях привлечения и закрепления молодых учителей в школах установлена ежемесячная надбавка в размере 35 процентов ставки в течение трех лет с момента окончания учебного заведения. При трудоустройстве в образовательные организации на педагогические должности выпускникам вузов выплачивается единовременное пособие в размере четырех должностных окладов, осуществляется оплата проезда к месту трудоустройства и закрепления. Продолжается участие в реализации краевых программ образовательного кредита и сберегательного капитала. Сельские учителя получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
С 2011 года увеличен размер повышающего коэффициента за высшую квалификационную категорию специалистам с 0,25 до 0,75. Отменены ограничения, связанные с оплатой педагогическим работникам только одной ставки учебной нагрузки.
По образовательным программам "Современный менеджмент образования" и "Эффективный менеджмент" за счет средств бюджета муниципального района в 2014 - 2018 годах прошли повышение квалификации 100 процентов руководителей образовательных организаций и органов управления образованием всех уровней.
В образовательных организациях осуществляется диагностика уровня предметной обученности обучающихся, по результатам которой в образовательные организации направлены рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.
С учетом географических особенностей и транспортной доступности район участвует в реализации оптимальной организационно-технологической схеме проведения единого государственного экзамена. На протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция улучшения результатов единого государственного экзамена по русскому языку, английскому языку, обществознанию. Сократилась доля выпускников, не преодолевших установленный Рособрнадзором минимальный порог баллов по русскому и английскому языкам.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций (далее также - ГИА), организуемая территориальными экзаменационными комиссиями, является одним из механизмов формирующейся общероссийской системы оценки качества образования, который позволяет осуществить переход от традиционной "внутришкольной" процедуры проведения выпускных экзаменов к "внешней" независимой оценке знаний выпускников.
Совершенствование процедур ГИА позволяет обеспечить единство создаваемого в регионе пространства оценки качества образования, повысить объективность и достоверность получаемой информации, ее сопоставимость с федеральными и международными аналогами.
В результате работы по созданию условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формированию духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения сформирована система патриотической работы с обучающимися. В районе функционирует отряд "Милосердие" по оказанию помощи пожилым людям. Школьными поисковыми отрядами активно проводится работа по присвоению имен Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации общеобразовательным организациям.
Выстроена система проведения комплексных спортивно-массовых и военно-спортивных игр для детей и подростков. Ежегодно в общеобразовательных организациях проводятся спортивно-оздоровительные соревнования "Губернаторские состязания", "Президентские спортивные игры" и другие.
В результате деятельности, направленной на создание условий для эффективной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сформирована система социального воспитания детей, профилактики нежелательных жизненных ситуаций и поведенческих болезней.
Таким образом, внедрение современных организационных и экономических механизмов управления развитием системы образования в последние годы позволило повысить уровень доступности, качества образования, эффективности деятельности системы.
Вместе с тем дальнейшее развитие системы образования возможно при условии решения определенных проблем, сформировавшихся как противоречия между существующим состоянием и уровнем развития системы, с одной стороны, и новыми социально-экономическими и культурными вызовами, с другой.
Система образования не в полной мере выполняет функции института социального развития вследствие медленного внедрения современных механизмов управления и оценки качества образования.
Не завершены институциональные преобразования: новые организационные и экономические механизмы управления образованием пока не являются достаточным стимулом для профессионального роста педагогов и развития образовательных организаций; институты государственно-общественного управления не стали равноправными субъектами формирования и реализации стратегий развития образовательных систем.
Сформированная инфраструктура образования не в достаточной мере соотносится с перспективами демографической ситуации и планами социально-экономического развития: сохраняется проблема доступности услуг дошкольного и дополнительного образования; доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сохраняющиеся диспропорции в экономическом положении района затрудняют создание качественных условий реализации образовательных программ и обеспечения равенства образовательных возможностей; нуждаются в дальнейшем развитии системы организации питания и здоровье сбережения школьников.
Программой должно быть предусмотрено: капитальный ремонт зданий, строительство образовательных организаций, а также детских садов в населенных пунктах, где на сегодняшний день наиболее сложные условия с реализацией права на дошкольное образование. Необходимо реконструировать старые здания и начать строить здания новых детских садов, отвечающих современным требованиям.
Процессы обновления содержания образования и внедрения современных образовательных технологий не привели к значимому повышению качества образования: остается низкой доля учителей, использующих современные образовательные технологии и освоивших лучшие практики; "догоняющая" инновационная стратегия, основанная на использовании передового опыта, не приводит к повышению конкурентоспособности системы образования; реализация нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов затрудняется недостаточной технологической готовностью педагогов. Требует совершенствования система отбора и сопровождения одаренных детей.
Качество кадрового потенциала отрасли образования остается невысоким; сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров); повышение квалификации осуществляется формально и не рассматривается как ресурс профессионального роста и повышения конкурентоспособности педагога и образовательной организации в целом; лучшие образцы опыта педагогов-лидеров и передовые практики не становятся новой профессиональной нормой в массовой практике; неэффективность управленческих решений и программ развития образовательных организаций обусловлена недостаточным уровнем подготовки управленческих кадров.
Не сложилась до конца целостная скоординированная система условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей.
Условия получения дополнительного образования в связи с недостаточными темпами обновления материальной базы организаций образования постепенно недостаточны, что существенно влияет на качество реализации дополнительных образовательных программ. Недостаточно развито техническое направление дополнительного образования.
Сложившаяся система летнего отдыха, оздоровления и занятости детей недостаточно обеспечивает их вовлечение в организованные формы отдыха и занятости.
Нуждаются в дальнейшем развитии системы организации питания и здоровье сбережения школьников.
Следствием незавершенности работы над названными выше проблемами являются характерные не только для района, края, но и для всего российского образования проблемы качества: высокая доля выпускников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп обучающихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников образовательных организаций, что в целом влияет на снижение качества человеческого потенциала.
Главной целью стратегии социального и экономического развития на период до 2025 года является формирование такой социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения, для реализации геополитической задачи закрепления населения на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.
Для реализации стратегических целей развития экономики требуется человеческий потенциал высокого качества, с мотивацией на "победу" и достижение результатов, с высокой "личной капитализацией".
Сопоставление основных характеристик системы образования с задачами социально-экономического развития позволяет обнаружить несоответствие направлений развития системы образования целям формирования современного человеческого капитала как комплекса унаследованных, приобретенных и развитых качеств каждого человека, являющихся источником его будущих достижений, его эффективности и конкурентоспособности.
Муниципальная программа "Развитие образования в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе на 2019 - 2023 годы" (далее - программа) является продолжением муниципальной программы "Развитие образования в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе на 2014 - 2018 годы", разработана в целях определения приоритетных направлений развития образовательной системы района, решения задач социально ориентированного развития района средствами образования.
2. Цели и задачи программы
Система образования - неотъемлемая часть образовательного пространства, поэтому стратегия и направления ее развития определяются, с одной стороны, задачами социально-экономического развития района в контексте стратегии перехода экономики на инновационную социально ориентированную модель развития, с другой стороны, стратегическими ориентирами государственной политики в области образования, особым образом реализующимися в условиях района.
Основными приоритетами государственной политики в образовании на среднесрочную перспективу должны стать:
- перенос акцентов с обеспечения доступности образования на достижение нового качества образовательных результатов - обеспечение достижения позитивной социализации и базовой успешности каждым обучающимся;
- расширение предмета образовательной политики от системы образовательных организаций до всей сферы социализации детей.
Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития муниципального района
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
1. Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций;
2. Оснащение муниципальных образовательных организаций современными техническими средствами обеспечения безопасности;
3. Достижение современного качества образования как института социального развития;
4. Увеличение охвата дошкольным образованием за счет расширения сети дошкольных образовательных организаций;
5. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей;
6. Создание условий для развития одаренных детей;
7. Развитие дополнительного образования детей;
8. Улучшение организации отдыха и оздоровления детей.
9. Повышение уровня профессионализма и закрепления педагогических кадров.
10. Создание единого информационного образовательного пространства образовательных организаций.
Реализация поставленных задач направлена на достижение современного качества образования как института социального развития, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей;
3. Прогноз конечных результатов программы
Реализация программы обеспечит жителям района независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития края и Российской Федерации.
Ожидаемый вклад реализации программы в социально-экономическое развитие муниципального района выразится в:
- повышении жизненного уровня жителей муниципального района путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных и качественных образовательных услуг;
- создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования;
- внедрение и эффективное использование новых информационных систем и технологий обучения.
Результат реализации Программы, ее эффективность и результативность представляются следующими значениями:
1. Доля муниципальных образовательных организаций, где проведен комплексный капитальный ремонт, составит 66 процентов;
2. Доля муниципальных образовательных организаций, где проведен текущий ремонт, составит 100 процентов;
3. Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений, составит 0 процентов;
4. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, составит 0 процентов (из показателей 607 указа);
5. Количество новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях путем строительства, составит 80 мест;
6. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, здания которых оснащены системами водоснабжения и канализации, теплыми санитарно-гигиеническими помещениями, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций, составит 100 процентов;
7. Доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных современными системами видеонаблюдения, составит 100 процентов;
8. Доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных системами охранной и пожарной сигнализации, выведенных на пульт пожарной охраны;
9. Доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных оборудованием в соответствии с санитарными нормами, составит 100 процентов;
10. Доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составит 25 процентов;
11. Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях в общей численности в возрасте 1-6 лет, составит 62 процента;
12. Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, составит 0 процентов;
13. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, составит 100 процентов;
14. Количество новых мест в дошкольных организациях путем открытия ясельных групп, составит 20 мест;
15. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, составит 100 процентов;
16. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций, составит 78,3 процента;
17. Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, составит 94 процента;
18. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, составит 0 процентов;
19. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях, составит 281,12 тыс. рублей;
20. Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию детей в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной категории, составит 75 процентов;
21. Доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего числа детей, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района, составит 90 процентов;
22. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов;
23. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов;
24. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов;
25. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов;
26. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году, составит 100 процентов;
27. Доля образовательных организаций, имеющих информационную внутреннюю локальную сеть, составит 100 процентов;
28. Доля детей, обучающихся в образовательных организациях, охваченных двухразовым горячим питанием, составит 100 процентов.
Общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования.
Отрицательным внешним эффектом при реализации программы может стать низкая активность участия населения в государственно-общественной системе управления образованием: в обсуждении проектов нормативных правовых актов, программ, проектов в сфере образования, в опросах; отсутствие гражданской инициативы.
Также отрицательное влияние может оказать изменение федерального законодательства по вопросам образования, что, возможно, потребует пересмотра задач и мероприятий программы.
4. Сроки и этапы реализации программы
Программ реализуется в один этап с 2019 по 2023 годы.
5. Перечень показателей (индикаторов) программы
Основными показателями (индикаторами) программы являются:
1. Доля муниципальных образовательных организаций, где проведен комплексный капитальный ремонт;
2. Доля муниципальных образовательных организаций, где проведен текущий ремонт;
3. Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
4. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений (из показателей 607 указа);
5. Количество новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях путем строительства;
6. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, здания которых оснащены системами водоснабжения и канализации, теплыми санитарно-гигиеническими помещениями, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций;
7. Доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных современными системами видеонаблюдения;
8. Доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных системами охранной и пожарной сигнализации, выведенных на пульт пожарной охраны;
9. Доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных оборудованием в соответствии с санитарными нормами;
10. Доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов;
11. Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях в общей численности в возрасте 1-6 лет;
12. Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет;
13. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
14. Количество новых мест в дошкольных организациях путем открытия ясельных групп.
15. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений;
16. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций;
17. Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;
18. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;
19. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях;
20. Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию детей в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной категории;
21. Доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего числа детей, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района;
22. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за предыдущий год к текущему году;
23. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных организаций за предыдущий год к текущему году;
24. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году;
25. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году;
26. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных организаций за предыдущий год к текущему году;
27. Доля образовательных организаций, имеющих информационную внутреннюю локальную сеть;
28. Доля детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, охваченных двухразовым горячим питанием.
6. Краткое описание основных мероприятий программы
В программу включены десять основных мероприятий.
Основное мероприятие "Развитие материально-технической базы учреждений образования муниципального района" в целях модернизации системы общего образования предусматривает решение следующих задач:
- развитие школьной инфраструктуры, обеспечение качественных условий обучения и воспитания посредством:
- ремонта, реконструкции и строительства зданий образовательных учреждений в соответствии с новыми строительными нормами и правилами. пожарными требованиями и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- совершенствование материально-технической базы учреждений отрасли "Образование".
В рамках основного мероприятия "Создание безопасных условий для организации образовательного процесса" предполагается обеспечение безопасности пребывания детей в муниципальных образовательных учреждениях.
В рамках мероприятия "Развитие доступной среды" предполагается решение следующих задач:
- создание условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных организациях;
- оснащение рабочего места ребенка-инвалида.
В рамках мероприятия "Развитие дошкольного образования" предполагается решение следующих задач:
- увеличение численности детей, получающих услуги дошкольного образования и услуги по содержанию детей (по присмотру и уходу);
- поддержка вариативных форм дошкольного образования и предоставления услуг по содержанию детей (по присмотру и уходу);
- введение программ дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- обеспечение охвата максимального количества детей дошкольного возраста образовательным процессом.
В рамках мероприятия "Повышение доступности и качества общего образования" предполагается решение следующих задач:
- введение федерального государственного образовательного стандарта и реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- создание условий для позитивной социализации обучающихся общеобразовательных учреждений;
- создание равных образовательных возможностей для всех категорий детей.
В рамках мероприятия "Развитие системы оздоровления и отдыха детей" предусмотрено решение следующих задач:
- создание финансово-экономических, организационных, медицинских, социальных и правовых механизмов, обеспечивающих стабилизацию и развитие системы оздоровления, отдыха и занятости детей;
- укрепление материально-технической базы лагерей с дневным пребыванием;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров организаторов каникулярного отдыха.
В рамках мероприятия "Обеспечение организации предоставления дополнительного образования" предусмотрена реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с задачами развития образования в крае.
Основное мероприятие "Развитие кадрового потенциала" предусматривает решение следующих задач:
- развитие кадровых ресурсов системы образования посредством обеспечения подготовки педагогических работников системы образования для работы по новым стандартам;
- создание условий для работы и проживания педагогических работников с привлечением специалистов из других регионов.
- целевая подготовка и закрепление специалистов в муниципальном районе.
Основное мероприятие "Развитие информатизации" предполагает решение следующих задач:
- развитие информационных внутренних локальных сетей муниципальных образовательных организаций;
- обновление персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет, на 100 обучающихся в школах.
Основное мероприятие "Социальная политика" обеспечит увеличение детей, охваченных горячим питанием из малоимущих и многодетных семей.
7. Основные меры правового регулирования
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов Программы, предусматривает разработку и принятие постановлений администрации муниципального района.
8. Ресурсное обеспечение реализации программы
Планируемый объем средств краевого и муниципального бюджетов, необходимых для реализации программы за период с 2019 по 2023 годы составляет 610 481,90 тыс. рублей, в том числе:
краевой бюджет 232 354,56 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 47 558,62 тыс. рублей;
2020 год - 46 329,04 тыс. рублей;
2021 год - 46 588,78 тыс. рублей;
2022 год - 45 835,05 тыс. рублей;
2023 год - 46 043,07 тыс. рублей.
бюджет Тугуро-Чумиканского муниципального района 378 127,34 тыс. рублей, в том числе по годам:
2019 год - 78 574,34 тыс. рублей;
2020 год - 73 465,00 тыс. рублей;
2021 год - 73 605,00 тыс. рублей;
2022 год - 76 821,00 тыс. рублей;
2023 год - 75 662,00 тыс. рублей.
Объем финансирования носит прогнозный характер и может корректироваться в ходе реализации программы.
9. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками
В ходе реализации программы могут возникнуть риски, связанные:
- с недостатками в управлении программой;
- с неверно выбранными приоритетами развития отрасли образования;
- с нарушениями стабильности финансирования отрасли образования.
Риски, связанные с недостатками в управлении программой, могут быть вызваны слабой координацией действий отдела образования администрации муниципального района и образовательных учреждений, следствием чего может быть искажение смыслов стратегии развития образования муниципального района. Это, в свою очередь, приведет к формальному исполнению мероприятий программы, возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств. С целью преодоления названного риска в программе предусмотрен регулярный мониторинг хода реализации ее мероприятий, ежегодное внесение изменений в соответствии с результатами выполнения.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития образования, могут быть вызваны изменениями государственной политики и нормативной правовой базы в образовании. Указанные риски могут привести к внеплановым изменениям в частично реализованные мероприятия, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
Выполнение программы зависит, прежде всего, от своевременного и стабильного финансирования, которое будет определяться ресурсами краевого и муниципального бюджетов, а также эффективностью управления ходом реализации программы по ее показателям (индикаторам).
Эффективное управление указанными рисками в процессе реализации программы будет осуществляться посредством:
- формирования эффективной системы управления программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности ответственного исполнителя, соисполнителей и участников программы;
- обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников программы;
- проведения мониторинга и внутреннего аудита выполнения программы, регулярного анализа и, при необходимости, ежегодное уточнение показателей (индикаторов), а также мероприятий программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов, показателей (индикаторов) программы.
10. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий соисполнителей и участников программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга реализации программы.
Управление программой осуществляется ответственным исполнителем - отделом образования администрации муниципального района в пределах установленной компетенции.
Ответственный исполнитель программы:
- организует реализацию программы, готовит по согласованию с соисполнителями, участниками программы изменения в программу и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов), а также конечных результатов ее реализации;
- по полугодиям в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представляет в администрацию муниципального района результаты мониторинга реализации программы и пояснительную записку о ходе реализации программы за полугодие текущего финансового года соответственно;
- проводит интегральную оценку эффективности реализации программы;
- запрашивает у соисполнителей и участников сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации программы, интегральной оценки эффективности реализации программы и подготовки годового отчета о ходе реализации программы;
- готовит годовой отчет отчета о ходе реализации программы и представляет его в администрацию муниципального района.
Соисполнители программы:
- осуществляют реализацию основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в программу;
- представляют ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга о ходе реализации программы ( в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и подготовки годового отчета о ходе реализации программы (в срок до 10 марта года, следующего за отчетным);
- представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения интегральной оценки эффективности реализации программы;
- представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий программы.
В процессе реализации программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями, участниками готовить предложения о внесении изменений в программу в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ Тугуро-Чумиканского муниципального района, их формирования и реализации и Порядком проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Тугуро-Чумиканского муниципального района.
Решение об изменении программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации программы может быть принято в связи с сокращением финансирования вследствие кризисных явлений в экономике, по результатам комплексной оценки эффективности реализации программы, а также в случае изменения нормативной правовой базы в сфере реализации программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте отдела образования администрации района в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о программе, ходе ее реализации, о значениях показателей (индикаторов) программы, степени выполнения основных мероприятий программы, результатах мониторинга реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 11 сентября 2018 г. N 206 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе на 2019 - 2024 годы"
Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования (обнародования)
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 28 декабря 2023 г. N 241
Изменения вступают в силу с 16 января 2024 г.
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального Хабаровского края района от 30 марта 2023 г. N 65
Изменения вступают в силу с 5 апреля 2023 г.
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 29 июля 2022 г. N 171
Изменения вступают в силу с 2 августа 2022 г.
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 23 марта 2022 г. N 72
Изменения вступают в силу с 12 апреля 2022 г.
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 21 июля 2021 г. N 151
Изменения вступают в силу с 10 августа 2021 г.
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 7 февраля 2020 г. N 28
Текст документа в актуальной редакции будет представлен в одной из следующих версий системы Гарант
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 23 декабря 2019 г. N 252
Изменения вступают в силу с 21 января 2020 г.
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 28 июня 2019 г. N 146
Изменения вступают в силу после официального опубликования (обнародования) названного постановления
Постановление Администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 16 мая 2019 г. N 122
Изменения вступают в силу с 15 июня 2019 г.