Постановление Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2018 г. N 66
"Об утверждении Стратегии развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года"
Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года.
2. Министерству культуры Республики Тыва в трехмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Стратегии развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года.
3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава Республики Тыва |
Ш. Кара-оол |
Стратегия
развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2018 г. N 66)
I. Общие положения
Стратегия развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года (далее - Стратегия) подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р; Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва".
Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере культуры и является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Тыва (подпрограмм государственных программ Республики Тыва), содержащих мероприятия, направленные на развитие культуры и искусства.
Отрасль культуры и искусства Республики Тыва включает в себя профессиональное искусство (театр, музыка, изобразительное искусство, литература), музейное дело, библиотечное дело, художественное образование и подготовку кадров, кинематографию, народное творчество и художественную самодеятельность, развитие культуры на селе, народные художественные промыслы, охрану материального и нематериального культурного наследия.
Целью Стратегии является формирование культурно-ценностных ориентаций населения региона посредством развития сферы культуры.
II. Современное состояние отрасли культуры Республики Тыва
Начиная с эпохи ТНР и до сих пор культура является одной из приоритетных отраслей социально-экономического развития Тувы. Культурное своеобразие региона - бренд, во многом определяющий привлекательность Тувы в российском и мировом сообществе. Специфика данного бренда заключается в одновременном сочетании различных факторов: географической трудно доступности и разнообразия дикой природы, преобладания коренного населения и высокой степени сохранности традиционной культуры, развитости древних верований и народного искусства в сочетании с самыми современными формами масс-культуры. В сравнении с другими регионами Российской Федерации, в Туве академические формы искусства и культурной жизни развиты в гораздо меньшей степени, чем традиционные и современные. Поэтому культура Тувы - это своеобразный эко-экзо-этнокультурный синтез.
В Республике Тыва численность государственных и муниципальных учреждений культуры составляет 366 учреждений, в том числе 2 профессиональных театра, одна филармония и 4 концертные организации, 173 библиотеки, 1 национальный музей с 5 филиалами, 144 культурно-досуговых учреждения, 1 частный кинотеатр, 1 парк культуры и отдыха.
Вместе с тем, необходимо признать, что спрос на некоторые услуги учреждений культуры области превышает предложение. Анализ статистических данных по количеству посещений профессиональных театров республики показал рост зрительской аудитории в последние годы. Однако услугами театрально-зрелищной сферы население республики обеспечено лишь на 60 процентов. Согласно нормативной потребности субъекта Российской Федерации с населением более 100 тысяч человек, помимо имеющихся двух профессиональных театров, республика нуждается в создании стационарного цирка, кинотеатров, наличие которых значительно расширило бы спектр культурных услуг и способствовало бы формированию культурно-ценностных ориентаций населения.
По состоянию на 1 марта 2017 г. в сфере культуры Республики Тыва занято 3672 работника, из них специалистов 2365 (64,5%), технического персонала - 1307 (35,5%). Доля работников с профильным образованием составляет более половины (53%) от общего числа специалистов, работающих в сфере культуры и искусства Республики Тыва. Несмотря на действующую систему целевой контрактной подготовки, остро стоит проблема закрепления молодых специалистов. Выпускники не идут работать в сельские учреждения культуры в силу невысокого среднего уровня заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, низкого качества жизни сельских территорий, отсутствия целевых механизмов государственной поддержки в вопросах приобретения жилья.
Несмотря на общую тенденцию снижения количества учреждений культуры по стране, в республике за период с 2012 по 2017 гг. закрыты 7 малокомплектных библиотек и создано 2 отдельных учреждения культуры - Государственный ансамбль "Саяны" и Государственный тувинский театр кукол.
В сфере профессионального искусства за отчетный период обеспечено увеличение таких индикативных показателей концертно-театральных учреждений, как количество проведенных мероприятий - на 88 процентов и гастролей - на 52 процента.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности возросли на 148 процентов (2012 г. - 47 577 тыс. руб., 2016 г. - 70 492 тыс. руб.).
В 2012 - 2016 годы построено 3 новых объекта культуры, реконструировано 9 объектов, капитальные ремонты проведены в 29 объектах. После неоднократных землетрясений аварийно-восстановительные работы проведены в 70 объектах. Всего на проведение ремонтов и строительства освоено более 715 млн. рублей.
В 2017 году на территории республики за счет федеральных средств в размере 150,0 миллионов рублей построено 5 новых домов культуры в Каа-Хемском, Кызылском, Сут-Хольском, Улуг-Хемском, Овюрском районах; проведены капитальные ремонты в 5 домах культуры в Тес-Хемском, Тандинском, Барун-Хемчикском, Чаа-Хольском районах.
За период с 2012 по 2016 годы на развитие отрасли культуры направлено финансовых средств в размере 5 млрд. 561,2 млн. рублей, из них:
средства федерального бюджета - 291,9 млн. руб.;
средства республиканского бюджета - 2 млрд. 326 тыс. руб.;
средства муниципального бюджета - 2 млрд. 640,9 млн. рублей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" из республиканского бюджета с 2012 по 2017 гг. выделены средства на повышение уровня оплаты труда в объеме 235,6 млн. руб., из них 141 млн. рублей - бюджетам муниципальных районов (городских округов).
Принятые меры позволили увеличить заработную плату в учреждениях культуры в среднем на 134,8 процента при одновременном снижении фактической численности работников, которое происходило не за счет увольнений и сокращений, а за счет передачи штатных единиц технического персонала в управления культуры (передано всего 965 человек).
Благодаря ежегодной поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Культура России" на период с 2012 по 2017 годы в Республике Тыва были успешно реализованы более 20 проектов межрегионального, международного значений, в том числе обменные гастроли в другие регионы.
За счет федеральных субсидий приобретен библиомобиль и созданы 16 сельских модельных библиотек. Муниципальными учреждениями культуры получено 11 комплектов звукового и 9 комплектов светового оборудования, 11 комплектов одежды сцены и 990 театральных кресел на общую сумму в более 7603,7 тыс. рублей, приобретены 17 автомобилей марки "УАЗ" для управлений культуры муниципальных образований Республики Тыва и республиканского центра народного творчества и досуга.
С 2014 года ежегодно республика получает государственные субсидии на поддержку лучших работников и муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений. Государственную поддержку получили 26 лучших работников сельских учреждений культуры и 16 муниципальных учреждений.
Для детских школ искусств приобретено 242 музыкальных инструмента на общую сумму 4514,2 тыс. рублей.
В рамках предоставленной субсидии поддержаны постановочные проекты муниципальных театров - Чаданский любительский драматический театр районного Дома культуры "Мерген-Херел Монгуш" на постановку спектакля "Четкер четкизи" по роману Александра Даржая, Театр юного зрителя Центра культуры г. Кызыла на постановку спектакля "Хан - ослиные уши".
В соответствии с проектом распределения субсидий на поддержку отрасли культуры с 2018 по 2020 годы из федерального бюджета Республике Тыва выделяется по 1087,7 тыс. рублей ежегодно на укрепление материально-технической базы детских музыкальных школ искусств, комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек, подключение муниципальных библиотек к сети "Интернет", поддержку лучших работников и сельских учреждений культуры.
В целях поддержки и популяризации народных художественных промыслов и ремесел с 2013 года в Республике Тыва оказывается государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере народных художественных промыслов. Так, в 2013 - 2014 годах 10 субъектам предпринимательства было выделено 4 560 тыс. рублей для поддержки деятельности творческих мастерских.
Мастерам и организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере народных художественных промыслов, на безвозмездной основе предоставляется право участия в значимых мероприятиях республиканского и общероссийского масштаба, а также в республиканских, всероссийских и международных выставках-продажах, что содействует продвижению продукции на внешний рынок и популяризации культурного наследия республики.
Начиная с 2017 года формируется реестр сувенирной продукции Республики Тыва. На данный момент в реестре зарегистрировано 48 сувенирных изделий.
В течение 2017 года неоднократно проводились республиканские выставки-продажи, в которых приняли участие 405 мастеров. На выставках мастерами изготовлено и выставлено к продаже около 1800 изделий народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, товарооборот которых составил 750,0 тыс. рублей. Средний доход с 1 выставки составляет 68 тыс. рублей.
III. Условия и проблемы культуры и искусства Республики Тыва
Сложность и противоречивость современного культурного пространства республики обусловлены тенденциями, отражающими общероссийскую проблематику, сформировавшимися вследствие проведения политико-экономических реформ без учета социально-культурных аспектов.
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Большой потенциал региона в качестве объекта эко- и этно-туризма; возрождение культовых и этнических традиций; сохранность и развитость традиционных видов народного творчества (устно-поэтического, музыкального, декоративно-прикладного); наличие специалистов во многих видах культуры и искусства; воспроизводство кадров для отрасли через функционирование профильных учебных заведений (ККИ, РОМХШИ, система ДШИ); имеющиеся культурные связи с другими регионами; опыт проведения межрегиональных и международных проектов. 2. Богатая история жизнедеятельности различных известных людей: художников, писателей, хореографов, творческих коллективов, отдельных исполнителей, прославивших Туву в России и за рубежом |
1. "Недостроенность" (неполнота) имеющейся институциональной системы (отсутствие ряда ключевых ее звеньев - профильного вуза, профессионального хора, кинотеатров, цирка и др.), что отражается не только на академических формах культуры (отсутствие узких специалистов - музееведов, искусствоведов, звукорежиссеров и др.), но и на развитии традиционных видов народного творчества (проблемы организации Академии хоомея, обучения декоративно-прикладному искусству); мононациональный характер культурной среды, отсутствие и недостаточность информационно-коммуникационной инфраструктуры и виртуального культурного пространства. 2. Тенденция нарастания потребительского отношения к культуре и падения общего уровня потребления произведений духовной и классической культуры у подрастающего поколения. 3. Ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам уязвимых категорий населения республики 4. Недостаточная развитость материально-технической базы учреждений культуры. 5. Ограниченность культурного выбора сельчан, недоступность многих видов культурной деятельности. 6. Не осуществляется разработка и внедрение инновационных культурных проектов. 7. Слабая материально-техническая база образовательных организаций, устаревшее оборудование, недостаточная оснащенность техническими средствами, музыкальными инструментами и иными пособиями; повышение среднего возраста работников культуры. 8. Неудовлетворительное состояние охранно-пожарных систем учреждений культуры в муниципальных образованиях Республики Тыва. 9. Отсутствие специализированных хранилищ, позволяющих обеспечить должную сохранность и в то же время доступность памятников письменного наследия. 10. Отсутствие непрерывной системы подготовки кадров. 11. Отсутствие комплексных научных исследований по систематизации и изучению объектов нематериального культурного наследия, бытующих сегодня, а также утраченных за последние годы, недостаточность аналитических публикаций в данной области. 12. Отсутствие мониторинга объектов нематериального культурного наследия. 13. Отсутствие единого реестра объектов нематериального культурного наследия народов республики. 14. Нецеленаправленное использование нематериального культурного наследия в системе образования, отсутствие учебно-методической базы |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
1. Высокий стратегический потенциал республики для развития сферы культуры (историко-культурное наследие, уникальная природа, богатый творческий потенциал). 2. Рост спроса на продукцию и услуги мастеров декоративно-прикладного искусства. 3. Растущая потребность населения в культурной жизни (увеличивается количество общественных инициатив). 4. Насыщенный культурный календарь событий (международные, межрегиональные фестивали, гастроли и событийный туризм) |
1. Сокращение бюджетных расходов сферы культуры в ситуации финансового кризиса. 2. Отсутствие капиталовложений в инновации в сфере культуры. Как следствие - высокий риск утраты привлекательности территории для жизни молодежи. 3. Влияние глобальной массовизации культуры и, как следствие, культурных вкусов молодого поколения, усиление его отрыва от традиций многонациональной культуры России, этнокультуры региона |
В результате SWOT-анализа состояния сферы культуры региона выявлены следующие противоречия между:
- современными культурными потребностями общества и неготовностью специализированных институтов и структур сферы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу;
- необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту всех категорий населения и отсутствием комплекса региональных мероприятий, направленных на приобщение к культуре целевых групп населения: студенческой молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями, лиц пенсионного возраста;
- потребностью сферы культуры в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным престижем данной отрасли;
- необходимостью быстрого обновления сложившегося культурного достояния, уже не отвечающего новым потребностям общества, и сохранением культурной идентичности, историко-культурного богатства;
- необходимостью закрепления уже существующих и развития новых культурных брендов Республики Тыва и отсутствием брендинговых программ в сфере культуры;
- пониманием важности формирования культурной элиты региона и отсутствием эффективной региональной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей.
Для разработки механизма преодоления существующих противоречий развития социально-культурной практики необходим системный анализ культурной ситуации в республике, который позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед сферой культуры в целом, но и детально разработать перспективные направления ее развития.
Вместе с тем имеется и ряд проблем в развитии отрасли. Несмотря на ежегодную поддержку отраслей культуры и туризма в учреждениях культуры и искусства республики наблюдается кадровый дефицит в специалистах разных направлений, таких как: музыканты смычковых инструментов, режиссеры массовых и театрализованных представлений, сценаристы, драматурги; преподаватели в системе специального образования, балетмейстеры, реставраторы, настройщики фортепиано, гримеры, таксидермисты, дирижеры, артисты балета, этномузыковеды, искусствоведы, фольклористы и другие.
Инновации в культуре и искусстве невозможны без развития процессов информатизации сферы культуры. Несмотря на значительные усилия со стороны государственной власти, на сегодняшний день по-прежнему отсутствует единый информационный ресурс, представляющий культуру Республики Тыва во всей ее полноте и обновляющийся в режиме on-line. Учреждения культуры и другие субъекты культурной деятельности также используют информационные технологии недостаточно эффективно.
Под влиянием целого ряда негативных факторов: общего падения уровня культуры, связанного с цивилизационным сдвигом, молодостью нового общества, а также в результате снижения качества общего образования, прежде всего, уменьшения его гуманитарно-культурной составляющей, засилья массовой культуры и наличия экономических проблем, особенно в провинции, некоторые культурные способности и потребности не воспроизводятся, не формируются в процессе социализации детей и молодежи или воспроизводятся в крайне усеченных, примитивных вариантах, а у взрослых утрачиваются.
Развивается невосприимчивость населения, в особенности молодых людей, к классическому и современному искусству, снижение посещаемости культурных событий.
Основной причиной данных негативных тенденций является ослабление органических связей между институциональным (специализированные институты и структуры, главной функцией которых является накопление, сохранение, трансляция, популяризация культурных достижений), социальным (система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты) и личностным (индивидуальное мышление, поведение и творчество) аспектами культуры.
В результате происходят бюрократизация и формализация институционального аспекта культуры, переориентация его на "ведомственные" интересы, критерии и показатели деятельности; маргинализация социального аспекта культуры, принижение его общественного значения и игнорирование его творческого, социально-конструктивного потенциала; утрата контакта с личностью как основным субъектом культурного творчества и восприятия, культурных благ. Это существенно сказывается на состоянии культурного потенциала регионального и в целом социального сообщества, ведет к его "распылению", росту влияния в культурной сфере стихийных неконтролируемых процессов и существенному снижению возможности ее целенаправленного, рационально обоснованного регулирования.
В этой связи целесообразной представляется комплексная переориентация основных направлений деятельности специализированных институтов культуры и культурной активности населения региона на социальную модальность культурной сферы; консолидация усилий региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты, а также общественных объединений и населения по обеспечению стратегического решения проблем развития сферы культуры региона.
IV. Цель и задачи развития культуры Республики Тыва, основные направления Стратегии
Цель культурной политики - формирование гармонично развитого общества и укрепление единства народов Республики Тыва через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала.
В реализации Стратегии определены 3 основные задачи:
1) сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Решение данной задачи предполагается осуществлять посредством сохранения и популяризации объектов культурного наследия, содействия развитию библиотечного дела и музейного дела;
2) развитие художественно-творческой деятельности. Основной акцент в решении данной задачи поставлен на поддержку творческих инициатив населения республики в сфере культуры, развитие исполнительских искусств, культурно-досугового обслуживания населения, системы образования в сфере культуры, традиционной народной культуры;
3) развитие регионального потенциала в сфере культуры. В рамках решения данной задачи предусматривается научное и методическое обеспечение развития сферы культуры, развитие культурных индустрий, продвижение региональных культурных продуктов, внедрение передовых информационных технологий в процессы деятельности учреждений культуры, развитие кадрового потенциала сферы культуры.
В результате решения поставленных в Стратегии задач к 2030 году в Республике Тыва будет сформирована благоприятная и ценностно-ориентированная социокультурная среда, обеспечивающая духовно-нравственное развитие личности, возможности творческой самореализации и высокое качество жизни населения республики. В деятельности отрасли будут достигнуты следующие результаты:
обеспечена доля внебюджетных средств на уровне не менее 15 процентов от совокупных расходов на культуру за счет всех источников;
некоммерческие организации в сфере культуры (профессиональные сообщества и общественные организации) будут поддержаны в рамках государственной программы Республики Тыва "Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 годы";
проведена реконструкция зданий всех республиканских государственных театрально-зрелищных учреждений (2017 г. - 10%), в 2030 году - 70 процентов;
в удовлетворительном состоянии будет находиться 90 процентов учреждении культурно-досугового типа (2017 г. - 66%);
доля организаций культуры, предоставляющих доступ к своим информационным ресурсам с использованием сети "Интернет" со скоростью не менее 100 Мбит/сек., составит более 50 процентов;
расширится доступ жителей республики к культурной деятельности и культурным ценностям, в том числе доступ к электронным ресурсам культуры в дистанционном режиме, посредством:
подключения всех библиотек республики к сети "Интернет" (2017 г. - 58%);
виртуальной трансляций всеми театрами и концертными залами республики проходящих спектаклей и концертов (2017 г. - 0% и 25% соответственно);
предложения посетителям виртуальных туров всеми музеями Тувы (2014 г. - 2%);
доля специалистов отрасли, имеющих профильное образование, вырастет с 65 процентов (2017 год) до 100 процентов, при этом половину сотрудников, работающих в отрасли, будут составлять молодые кадры (2017 г. - 20,5%);
не менее 15 процентов детей - учащихся 1-8 классов будет охвачено дополнительным образованием в области культуры и искусства (2017 г. - 9%).
V. Способы и механизмы достижения цели Стратегии
5.1. Приоритетные направления
Становление новой культурной среды Республики Тыва, способствующей реализации цели культурной политики и приумножению человеческого капитала республики, будет обеспечено развитием отрасли в следующих приоритетных направлениях.
1. Повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики:
стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества;
повышение роли профессиональных сообществ в сфере культуры в решении вопросов управления отраслью;
повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам поддержки творческой деятельности;
совершенствование механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе бюджетных средств;
взаимодействие с расположенными в республике традиционными централизованными религиозными организациями, использование в культурологическом аспекте их духовно-нравственного потенциала, социокультурных, образовательных, духовных ресурсов.
2. Формирование гармонично развитой личности, способной стать активным участником культурного процесса:
создание благоприятных условий для всестороннего развития человека, его творческой самореализации, получения художественного образования и приобщения к культуре и искусству;
насыщение культурного информационного пространства республики за счет оцифровки книжных, архивных, музейных фондов по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности;
популяризация всех направлений отрасли культуры в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", повышение этической и эстетической ценности распространяемых культурных продуктов, качества размещаемых материалов и информации;
формирование у жителей республики потребности в культурных ценностях и ценностных ориентиров путем создания условий и стимулов для развития способности понимать и ценить искусство и культуру, а также обеспечение доступности для населения республики лучших образцов отечественной и зарубежной культуры (реализация на территории Тувы межрегиональных, всероссийских, международных культурных проектов, привлечение творческих деятелей, коллективов, экспертов из других регионов России и зарубежных стран и др.);
популяризация, в том числе через медиапроекты, истории тувинской культуры и истории Тувы;
поддержка ценностно-ориентированных воспитания, образования, культурной деятельности;
осуществление просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди молодежи, в том числе на базе музеев, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений, а также создание условий для вовлечения молодежи в волонтерские движения, приобщения к отечественной истории, культуре, реставрационным и археологическим работам, изучения фольклора и народного творчества, исследовательской деятельности в области культуры и краеведения;
развитие сети образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств);
развитие фестивалей и конкурсов детского и юношеского творчества.
3. Сохранение культурно-исторического наследия Тувы и создание условий для развития культуры:
сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного художественного творчества, традиционных художественных ремесел, в том числе самобытной культуры коренных малочисленных народов Республики Тыва;
сохранение облика исторических поселений, активное их введение в экономический и культурный оборот;
развитие инфраструктуры отрасли с учетом документов стратегического планирования республики, необходимости сглаживания региональных диспропорций и обеспечения инфраструктурного развития ключевых учреждений культуры;
создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в культуру с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства, включая:
участие частных инвесторов в строительстве и ремонте объектов культуры, реставрации и восстановлении объектов культурного наследия, в том числе с приспособлением их для современного использования;
привлечение частных средств на поддержку образовательных и просветительских проектов;
развитие гастрольной и фестивальной деятельности, активизация культурного обмена между кожуунами с целью популяризации искусства и выравнивания возможностей доступа жителей различных территорий к культурным благам;
интеграция республики в общероссийский и мировой культурный процесс - продвижение культуры региона за его пределами (гастроли, участие в конкурсах, выставках, фестивалях и др.), формирование конкурентоспособного культурного бренда Тувы как территории культурных традиций и творческих инноваций;
совершенствование системы предпрофессионального и профессионального образования, обеспечивающей высокий профессиональный уровень деятелей культуры и искусства;
создание эффективной системы мотивации талантливой молодежи на получение образования в области культуры и искусства, в том числе путем реализации грантовых программ для финансирования обучения в творческих федеральных вузах, расположенных в республике, и системы мотивации молодых специалистов творческих профессий на работу в учреждениях культуры республики;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры и массовых коммуникаций;
развитие культурно-познавательного туризма, включение историко-культурного потенциала региона в систему туристических потоков.
4. Повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных ценностей:
содействие возрождению традиций семейного воспитания, утверждению в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышению социального статуса семьи, налаживанию диалога между поколениями в масштабах общества;
стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, семейного посещения музеев, театров и иных культурных учреждений;
создание стимулов для семейного творчества как на любительском, так и на профессиональном уровне, популяризация семейных династий в культуре;
стимулирование и популяризация изучения истории семьи и рода (аймаков), в том числе путем исследования архивных документов;
популяризация семейного культурно-познавательного туризма.
5. Формирование новой модели деятельности и финансирования отрасли культуры:
развитие межведомственного взаимодействия как в реализации культурной политики республики, так и в инфраструктурном развитии отрасли, ориентированном на создание многофункциональных социальных объектов, предоставляющих различные виды культурно-социальных услуг;
стимулирование создания институтов развития в сфере культуры;
переход на многоканальную систему финансирования отрасли с увеличением в структуре расходов на культуру доли внебюджетных источников, в том числе путем развития государственно-частного партнерства, благотворительной деятельности, меценатства и иных альтернативных механизмов финансирования культуры;
создание и (или) привлечение к работе на территории республики фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) для аккумулирования финансовых средств в целях долгосрочной поддержки сферы культуры.
5.2. Способы достижения цели Стратегии
Реализация программно-целевого метода
Основным источником, обеспечивающим реализацию Стратегии, являются государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, государственная программа Республики Тыва "Развитие культуры и туризма Республики Тыва" на 2014 - 2018 годы.
При этом мероприятия, показатели и параметры государственных программ могут быть при необходимости скорректированы с учетом положений Основ государственной культурной политики и Стратегии.
Проектное управление, целевые модели
Переход на проектный метод управления позволит решить проблему взаимодействия и координации между органами исполнительной власти Республики Тыва, исключить дублирование полномочий, а также мотивирования кадров, влияющих на решение тех или иных задач.
Использование целевых моделей планируется в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Республики Тыва в целях доведения до них целевых задач и ориентиров при реализации полномочий по развитию культуры и искусства.
5.3. Сроки и этапы реализации. Механизм контроля
Реализация Стратегии рассчитана на период 2018 - 2030 годов.
Достижение главной цели и решение задач Стратегии будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития Республики Тыва.
Стратегию предполагается реализовать в 2 этапа:
I этап - 2018 - 2024 годы;
II этап - 2025 - 2030 годы.
На I этапе утверждается план реализации Стратегии, приводятся в соответствие документы стратегического планирования и планы по их реализации, осуществляются меры законодательного и нормативно-правового характера, обеспечивающие совершенствование регионального законодательства и нормативных правовых актов Республики Тыва в связи с принятием Основ государственной культурной политики и Стратегии и корректировка соответствующих государственных программ Республики Тыва.
Обеспечивается межведомственная и межуровневая координация вопросов реализации государственной культурной политики. Разрабатывается и внедряется система качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии. Разрабатывается и начинает функционировать информационно-аналитическая система мониторинга реализации государственной культурной политики. Эффективно функционирует система кадрового потенциала.
На II этапе принимаются меры законодательного и нормативно-правового характера, обеспечивающие существенное повышение ресурсной обеспеченности культуры преимущественно за счет государственно-частного партнерства и создания институтов развития, а также меры организационного и финансового характера, необходимые для достижения целей, задач и приоритетов Основ государственной культурной политики и Стратегии.
VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Главный социально-экономический эффект от реализации Стратегии выражается в повышении социальной роли культуры в жизни граждан Республики Тыва и, соответственно, в повышении качества жизни в Республике Тыва, создании благоприятной общественной атмосферы для осуществления курса на модернизацию в сфере культуры. Этот эффект будет выражаться, в частности:
- в укреплении единства культурного пространства, способствующего сохранению государственной целостности при самобытности народов, населяющих Республику Тыва;
- в создании благоприятных условий для творческой деятельности, разнообразия и доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в сфере культуры и искусства;
- в активизации процессов экономического развития культуры и росте негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
- в обеспечении конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, а также в развитии эстетического воспитания молодежи.
Реализация Стратегии позволит:
сформировать новую ценностно ориентированную модель государственной культурной политики;
увеличить финансирование культуры за счет консолидированного бюджета до 6 процентов к 2030 году (2017 год - 4%);
обеспечить долю внебюджетных инвестиций в культуру на уровне не менее 10 процентов совокупных расходов на культуру за счет всех источников (в 2017 году - 7%);
увеличить число объектов культуры, искусства и туризма за счет строительства новых зданий Тувинской государственной филармонии, Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина, пристроек к ККИ и РШИ, 10 новых сельских домов культуры.
привести уровень материально-технической обеспеченности учреждений культуры, искусства и туризма до 80-90 процентов;
создать эффективный механизм привлечения в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
создать эффективную и ресурсно обеспеченную систему сохранения объектов культурного наследия, позволяющую постоянно снижать долю памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
обеспечить использование исторического и культурного наследия (традиций, обычаев, обрядов, изделий народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства) для воспитания и образования подрастающего поколения;
продолжить расширение знаний и пространства русского языка, особенно в сельской местности Республики Тыва;
начать выпуск национальных фильмов;
включить профессиональные сообщества, союзы и общественные организации в сфере культуры в реализацию государственной культурной политики;
развить туристскую инфраструктуру;
- достичь совершенства в продвижении Республики Тыва как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках;
- достичь соответствующих показателей в совершенствовании статистики в сфере туризма;
- повысить качество туристских и сопутствующих услуг;
- совершенствовать нормативно-правовое регулирование в сфере туризма;
- развить и укрепить межрегиональное и международное сотрудничество в сфере туризма.
В целях обеспечения успешной реализации Стратегии формируется специальный механизм контроля, включающий следующие элементы:
- создание межведомственной комиссии по культуре при Правительстве Республики Тыва - постоянно действующего рабочего органа, основной задачей которого будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем реализации Стратегии. В состав указанного органа предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон;
- закрепление ответственных органов исполнительной власти Республики Тыва, государственных органов за выполнение мероприятий Стратегии;
- создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение главной цели и решение задач Стратегии.
Межведомственная комиссия по культуре при Правительстве Республики Тыва:
- осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и корректировки;
- обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и представление их в средствах массовой информации;
- формирует и ежегодно представляет в Правительство Республики Тыва отчет о достигнутых результатах реализации Стратегии.
Приложение
к Стратегии развития культуры
и искусства в Республике Тыва
на 2018 - 2030 годы
Показатели отрасли культуры
Наименование показателя |
2018 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
1. Доля библиотек, подключенных к сети Интернет, имеющих доступ к электронным ресурсам (процентов) |
58 |
80 |
90 |
100 |
2. Доля театров, осуществляющих виртуальную трансляцию спектаклей (процентов) |
0 |
50 |
100 |
100 |
3. Доля концертных залов, осуществляющих виртуальную трансляцию концертов (процентов) |
0 |
20 |
30 |
50 |
4. Доля учреждений (музеев, Центра русской культуры, Центра тувинской культуры), имеющих виртуальные туры (процентов) |
0 |
50 |
70 |
100 |
5. Количество изделий народных-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, внесенных в реестр сувенирной продукции Республики Тыва (единиц) |
10 |
100 |
300 |
500 |
6. Количество внесенных в электронный реестр объектов нематериального культурного наследия Российской Федерации (единиц) |
1 |
5 |
10 |
15 |
7. Доля детей, получающих дополнительное образование в области культуры и искусства (процентов) |
9 |
11 |
13 |
15 |
8. Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставляемых услуг учреждениями культуры (процентов) |
71 |
76 |
77 |
80 |
9. Количество лауреатов межрегиональных, международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры (человек) |
100 |
105 |
110 |
115 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 22 февраля 2018 г. N 66 "Об утверждении Стратегии развития культуры и искусства Республики Тыва на период до 2030 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 22 февраля 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.TUVA.RU) 26 февраля 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 февраля 2018 г. N 1700201802270001
Постановлением Правительства Республики Тыва от 27 сентября 2023 г. N 711 настоящий документ признан утратившим силу с 27 сентября 2023 г.