Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Правительства
Республики Тыва
от 22 ноября 2018 г. N 591
Порядок
организации претензионно-исковой работы в органах исполнительной власти Республики Тыва и подведомственных им учреждениях, участия государственных гражданских служащих юридических служб (юристов) органов исполнительной власти и подведомственных учреждений в судебных процессах
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан с учетом положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает порядок организации претензионно-исковой работы в органах исполнительной власти Республики Тыва и подведомственных им учреждениях, порядок организации работы по защите интересов Правительства Республики Тыва, органов исполнительной власти Республики Тыва и подведомственных им учреждений при рассмотрении дел, относящихся к подведомственности и подсудности соответствующих судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Российской Федерации, определяет порядок участия государственных гражданских служащих юридических служб (юристов) органов исполнительной власти Республики Тыва и подведомственных им учреждений в судебных процессах.
2. Судебная защита интересов Правительства Республики Тыва, органов исполнительной власти Республики Тыва и подведомственных им учреждений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Тыва, нормативными правовыми и иными актами Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва.
3. Министерство юстиции Республики Тыва осуществляет координацию, методическое обеспечение и контроль за осуществлением органами исполнительной власти Республики Тыва защиты интересов Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва.
4. Органы исполнительной власти Республики Тыва осуществляют координацию, методическое обеспечение и контроль за осуществлением подведомственными им учреждениями защиты интересов указанных учреждений.
II. Порядок рассмотрения материалов судебных дел, поступающих в Правительство Республики Тыва и органы исполнительной власти Республики Тыва
5. Материалы судебных дел, поступающие в Правительство Республики Тыва (извещения, заявления, жалобы, ходатайства, протоколы судебных заседаний и судебные акты, принятые судом по делу и иные документы), регистрируются ответственным работником Администрации в день их поступления и направляются заместителю Председателя Правительства Республики Тыва.
6. Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва (в соответствии с распределением обязанностей) не позднее следующего рабочего дня направляет материалы в соответствующий орган исполнительной власти Республики Тыва (в зависимости от характера заявленных требований, координации деятельности, с учетом извещения суда) для организации представления интересов в суде.
Материалы судебных дел, требующие незамедлительного рассмотрения, регистрируются и передаются в день их поступления.
7. В случае, если в извещении суда участником судебного разбирательства указано Правительство Республики Тыва, материалы судебных дел направляются в Министерство юстиции Республики Тыва.
При поступлении в Правительство Республики Тыва материалов по делу об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Республики Тыва и Главы Республики Тыва судебные материалы подлежат передаче в Министерство юстиции Республики Тыва.
Порядок рассмотрения материалов по делу об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Республики Тыва и Главы Республики Тыва, подготовки к судебному разбирательству, участия в судебном процессе, обжалования судебного постановления определяется в соответствии с пунктами 17-25, 35-49 настоящего Порядка.
8. Днем поступления материалов судебного дела в соответствующий орган исполнительной власти считается день его регистрации в органе исполнительной власти.
9. В срок не позднее одного рабочего дня, следующего за поступлением судебных материалов в орган исполнительной власти Республики Тыва, руководитель органа передает их в юридическую службу органа исполнительной власти (юристу).
10. Начальник юридической службы (юрист) не позднее следующего рабочего дня представляет руководителю органа служебную записку с указанием следующих сведений:
наименование суда, в производстве которого находится дело;
дата судебного заседания;
состав лиц, участвующих в деле, с указанием их процессуального статуса;
предмет заявленных требований, сумма требований (если подлежит оценке);
кандидатуры сотрудников органа, предлагаемых для представления интересов органа;
предложения по перечню мер, которых необходимо принять для обеспечения надлежащей защиты интересов органа;
дополнительная информация по делу (при необходимости).
При необходимости информация, указанная в настоящем пункте, докладывается начальником (юристом) незамедлительно.
11. Руководитель органа незамедлительно производит согласование кандидатур сотрудников, которые будут представлять по доверенности интересы органа, исходя из сложности дела, а также личных и деловых качеств представителей.
12. Представитель с согласия руководителя органа исполнительной власти имеет право привлекать к осуществлению представления интересов в суде иные структурные подразделения и их работников, к компетенции которых относятся правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, а также юристов подведомственных им учреждений и юристов других органов исполнительной власти Республики Тыва, в том числе запрашивать у них необходимую информацию.
Юрист органа исполнительной власти Республики Тыва, юрист подведомственного учреждения, сотрудник структурного подразделения, к компетенции которого относятся правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, привлеченный представителем к участию в суде, несет дисциплинарную ответственность за отказ от участия в суде (при отсутствии обстоятельств, влекущих возникновение конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") или уклонение от дачи необходимых пояснений, представления материалов.
13. Представитель несет персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по представлению интересов в суде. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей, повлекшего возникновение бюджетных обязательств на основе судебного акта, представитель несет регрессную ответственность.
Руководитель и начальник юридической службы несут персональную ответственность за надлежащую организацию обеспечения представительства в суде.
14. Начальник юридической службы, а в случае отсутствия в органе исполнительной власти юридической службы, руководитель органа исполнительной власти Республики Тыва осуществляет контроль за ходом судебных разбирательств, по которым орган исполнительной власти привлечен к участию, и контроль за участием в судебных процессах подведомственных органу учреждений путем обобщения данных сведений не реже одного раза в месяц.
15. Участие в судах осуществляется на основании доверенности, выданной в установленном законом порядке.
Доверенность оформляется на бланке организации, подписывается руководителем, скрепляется печатью этой организации, чьи интересы представляются в суде.
В доверенности, выданной органом исполнительной власти, не могут быть предусмотрены полномочия представителя на полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела, передачу полномочий другому лицу (передоверие), получение присужденного имущества или денежных средств.
16. При необходимости наделения представителя дополнительными полномочиями по конкретному делу, не предусмотренными в доверенности, руководитель органа исполнительной власти направляет в Министерство юстиции Республики Тыва письменное обращение с указанием причин такой необходимости.
Министерство юстиции Республики Тыва рассматривает обращение не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления, и сообщает органу о целесообразности либо об отсутствии необходимости наделения представителя указанными в обращении полномочиями.
III. Порядок организации рассмотрения материалов судебных дел, поступающих в подведомственные учреждения органов исполнительной власти Республики Тыва
17. Материалы судебных дел, поступающие в подведомственные учреждения органов исполнительной власти Республики Тыва, регистрируются ответственным работником подведомственного учреждения в день их поступления и направляются руководителю. Материалы, требующие незамедлительного рассмотрения, регистрируются и передаются в день их поступления.
Днем поступления материала судебного дела в подведомственное учреждение считается день его регистрации.
18. Не позднее дня, следующего за днем регистрации материалов судебных дел, руководитель подведомственного учреждения обязан:
- определить представителя в суде (далее - представитель подведомственного учреждения);
- уведомить о поступлении материалов судебного дела курирующий орган исполнительной власти республики, в ведении которого находится учреждение.
19. Представитель подведомственного учреждения не позднее трех рабочих дней со дня получения судебных материалов представляет руководителю учреждения докладную записку с указанием следующих сведений:
наименование суда, в производстве которого находится дело;
дата судебного заседания;
состав лиц, участвующих в деле, с указанием их процессуального статуса;
предмет заявленных требований, сумма требований (если подлежит оценке);
предложения по перечню мер, которых необходимо принять для обеспечения надлежащей защиты интересов учреждения;
дополнительная информация по делу (при необходимости).
При необходимости информация, указанная в настоящем пункте, докладывается представителем незамедлительно.
20. Представитель с согласия руководителя подведомственного учреждения имеет право привлекать к осуществлению представления интересов в суде иные структурные подразделения и их работников, к компетенции которых относятся правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, в том числе, запрашивать у них необходимую информацию.
Сотрудник структурного подразделения, к компетенции которого относятся правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, привлеченный представителем к участию в суде, несет дисциплинарную ответственность за отказ от участия в суде (при отсутствии обстоятельств, влекущих возникновение конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") или уклонение от дачи необходимых пояснений, материалов.
21. Представитель подведомственного учреждения несет персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по представлению интересов учреждения в суде. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей, повлекшего возникновение бюджетных обязательств на основе судебного акта, представитель несет регрессную ответственность.
Руководитель учреждения несет персональную ответственность за ненадлежащую организацию обеспечения представительства в суде.
22. Руководитель подведомственного учреждения осуществляет контроль за ходом судебных разбирательств, по которым учреждение привлечено к участию.
23. Участие в судах осуществляется на основании доверенности, выданной в установленном законом порядке.
Доверенность оформляется на бланке организации, подписывается руководителем, скрепляется печатью этой организации, чьи интересы представляются в суде.
24. В доверенности, выданной учреждением, не могут быть предусмотрены полномочия представителя подведомственного учреждения на полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела, передачу полномочий другому лицу (передоверие), получение присужденного имущества или денежных средств.
25. При необходимости наделения представителя подведомственного учреждения дополнительными полномочиями по конкретному делу, не предусмотренными в доверенности, руководитель учреждения согласовывает с курирующим органом исполнительной власти Республики Тыва письменное обращение с указанием причин такой необходимости и направляет в Министерство юстиции Республики Тыва.
Министерство юстиции Республики Тыва рассматривает обращение не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления и сообщает подведомственному учреждению о целесообразности либо об отсутствии необходимости наделения представителя указанными в обращении полномочиями.
IV. Порядок организации претензионно-исковой работы в органах исполнительной власти (подведомственных учреждениях)
26. Претензионно-исковая работа в органах исполнительной власти Республики Тыва и подведомственных им учреждениях ведется на принципах оперативности, своевременного и полного предоставления достоверной информации.
27. Претензионно-исковая работа должна обеспечивать:
защиту и восстановление имущественных и неимущественных прав и интересов органа исполнительной власти (подведомственного учреждения);
анализ причин, вызывающих неисполнение договорных обязательств органом исполнительной власти (подведомственным учреждением) и его контрагентами.
28. Организацию и ведение претензионно-исковой работы осуществляет юридическая служба (юрист) органа исполнительной власти (подведомственного учреждения). Юридическая служба (юрист) обязана направлять и координировать претензионно-исковую работу структурных подразделений органа.
29. Структурные подразделения органа исполнительной власти Республики Тыва (подведомственного учреждения), осуществляющие контроль за выполнением договорных обязательств, при установлении фактов их нарушения контрагентами обязаны не позднее трехдневного срока с момента установления факта нарушения уведомить юридическую службу (юриста) и оформить претензию в адрес контрагента. Проект претензии согласовывается с юридической службой (юристом).
30. В случае получения полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию структурные подразделения должны не позднее трехдневного срока информировать об этом юридическую службу (юриста) в письменной форме и предоставить все необходимые документы для предъявления иска.
31. Юридическая служба (юрист) рассматривает документы, достоверно свидетельствующие о нарушениях и обоснованности предъявляемых претензий, переданные ей соответствующими структурными подразделениями, подготавливает проекты исковых заявлений и иных процессуальных документов.
32. Подготовленные юридической службой (юристом) процессуальные документы согласовываются с руководителем органа исполнительной власти (подведомственного учреждения) и предъявляются в суд с соблюдением правил подсудности.
33. Требования юридической службы (юриста) о подготовке и передаче необходимой для ведения претензионно-исковой работы документации (копий или выписок из договоров, спецификаций, технических обоснований и пр.) являются обязательными для исполнения подразделениями, которым по характеру выполняемых ими производственно-хозяйственных и управленческих функций такие требования предъявляются.
34. Руководители органов исполнительной власти Республики Тыва и подведомственных им учреждений обязаны обеспечивать:
проведение ежемесячного мониторинга ситуации на предмет возникновения в ближайшей перспективе требований имущественного и неимущественного характера (в том числе к подведомственным учреждениям);
принятие исчерпывающих мер для досудебного урегулирования спорных вопросов в целях сокращения количества обращений граждан и организаций в суды с исками и заявлениями к органу исполнительной власти (к подведомственному учреждению);
неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации при осуществлении предоставленных полномочий, договорных обязательств;
исключение случаев неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований судей и вступивших в законную силу судебных актов, организацию и обеспечение контроля их исполнения.
V. Порядок подготовки к судебному разбирательству
35. При подготовке к судебному разбирательству представитель (представитель подведомственного учреждения) не позднее пяти рабочих дней с момента поступления судебных материалов обеспечивает:
1) оперативное и своевременное получение необходимой информации, связанной с рассмотрением судебного дела (дата, время, фактическое принятие судом к производству заявлений (исков), апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, заявлений о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и пр.);
2) формирование отдельного дела по судебному материалу;
3) внесение информации в электронную базу данных судебных дел и в систему правового контроля Министерства юстиции Республики Тыва;
4) подготовку и своевременное направление в суд (сторонам и иным лицам, участвующим в деле) исковых заявлений (заявлений), отзывов, возражений, ходатайств и иных процессуальных документов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
5) принятие необходимых мер по привлечению иных лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты решением суда (судебным актом);
6) совершение иных необходимых действий, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
36. Представителем (представителем подведомственного учреждения) в обязательном порядке составляется план участия в судебном рассмотрении дела, в котором указываются:
наименование суда, в производстве которого находится дело;
номер дела;
состав лиц, участвующих в деле, с указанием их процессуального статуса;
предмет заявленных требований (с необходимыми пояснениями), сумма требований (если подлежит оценке);
нормативный материал и судебная практика (при наличии таковой) по соответствующей категории дел;
правовые аргументы, на которых будет строиться правовая позиция органа (учреждения).
План участия в судебном рассмотрении дела согласовывается с начальником юридической службы, а при ее отсутствии - с руководителем органа (учреждения).
37. По делу об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Республики Тыва и Главы Республики Тыва Министерство юстиции Республики Тыва в порядке подготовки к судебному разбирательству устанавливает орган исполнительной власти Республики Тыва, подлежащий привлечению в качестве заинтересованного лица, подготавливает проект ходатайства о привлечении указанного органа.
38. Орган исполнительной власти Республики Тыва, привлеченный в качестве заинтересованного лица по делу об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Республики Тыва и Главы Республики Тыва, представляет в Министерство юстиции Республики Тыва проект возражения на соответствующий административный иск для согласования позиций органов.
VI. Участие в судебном разбирательстве
39. Представитель (представитель подведомственного учреждения):
1) участвует в судебных разбирательствах на основании доверенности, оформленной согласно приложениям к настоящему Порядку;
2) в обязательном порядке представляет отзыв (возражение) на исковое заявление, административное исковое заявление;
3) в обязательном порядке представляет отзыв на возражения к исковому заявлению, административному исковому заявлению органа (учреждения);
4) получает копии судебных актов (определения, решения, постановления) не позднее семи рабочих дней с момента изготовления судебного акта первой инстанции в окончательной форме, принимает меры к своевременному истребованию копий судебных актов вышестоящих судебных инстанций;
5) принимает все предусмотренные законом меры для защиты интересов Республики Тыва, Правительства Республики Тыва, Главы Республики Тыва, органа исполнительной власти Республики Тыва или подведомственного учреждения в суде.
40. При участии в судебном разбирательстве представитель (представитель подведомственного учреждения) обязан обеспечить надлежащее представление интересов органа (учреждения), полноту и аргументированность направленных в суд документов; своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления.
41. Руководитель органа (подведомственного учреждения) обязан инициировать применение в установленном порядке мер дисциплинарного и иного воздействия к сотрудникам органов исполнительной власти (подведомственных учреждений), уполномоченным представлять интересы органа в суде, не участвовавшим без уважительных причин в судебных заседаниях или не представляющим без уважительных причин в суд запрошенных судьями документов или иных материалов.
42. В случае временного отсутствия представителя (представителя подведомственного учреждения), руководителем органа или организации, исполнение его обязанностей по представлению интересов в суде поручается другому сотруднику.
43. По результатам каждого судебного заседания представитель (представитель подведомственного учреждения) подает руководителю органа (учреждения) служебную записку с информацией о результатах судебного заседания.
Представитель органа исполнительной власти вносит необходимую информацию в электронную базу данных судебных дел и в систему правового контроля Министерства юстиции Республики Тыва.
44. Руководитель органа исполнительной власти информирует курирующего заместителя Председателя Правительства Республики Тыва (в соответствии с распределением обязанностей) о вынесенном судебном акте в течение семи рабочих дней с момента его получения.
45. Руководитель подведомственного учреждения информирует курирующий орган исполнительной власти Республики Тыва о вынесенном судебном решении в течение трех рабочих дней с момента его получения, для дальнейшего информирования курирующего заместителя Председателя Правительства Республики Тыва.
VII. Обжалование судебных актов
46. При наличии основания для обжалования судебного акта, в срок не позднее трех рабочих дней до окончания срока обжалования судебного акта, представитель направляет в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции соответствующую жалобу, согласованную с начальником юридической службы, руководителем органа исполнительной власти (подведомственного учреждения) в соответствии с действующим процессуальным законодательством.
47. В случае отсутствия оснований для обжалования представитель (представитель подведомственного учреждения) готовит мотивированное заключение о нецелесообразности обжалования судебного акта, которое согласовывается начальником юридической службы и руководителем органа исполнительной власти (подведомственного учреждения), и при необходимости, с курирующим заместителем Председателя Правительства Республики Тыва.
Мотивированное заключение приобщается к материалам дела и должно содержать аргументированную позицию со ссылкой на нормативные правовые акты Российской Федерации и судебную практику с учетом всех обстоятельств, установленных судом при рассмотрении дела.
48. Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками судебного разбирательства (если их доводы противоречат позиции органа, учреждения) представитель (представитель подведомственного учреждения) должен направлять в соответствующий судебный орган письменные возражения относительно поступившей жалобы.
49. Представителем (представителем подведомственного учреждения) обеспечивается эффективность апелляционного, кассационного и надзорного обжалования судебных постановлений.
VIII. Организация рассмотрения частных определений (постановлений) и запросов судов
50. Поступившие в орган исполнительной власти Республики Тыва частные определения (постановления), в которых судом обращено внимание руководителя органа исполнительной власти на выявленные случаи нарушения законности, и судебные запросы регистрируются в установленном порядке.
51. При поступлении частного определения (постановления) суда руководителем органа исполнительной власти назначается разбирательство в целях проверки фактов и обстоятельств, отраженных в частном определении (постановлении) суда.
52. Если в ходе разбирательства установлены виновные должностные лица, чьи противоправные действия привели к нарушениям законности, они привлекаются к ответственности в установленном порядке.
53. При наличии оснований частное определение (постановление) суда подлежит обжалованию в порядке, установленном процессуальным законодательством.
54. О принятых по частному определению (постановлению) суда мерах руководитель органа исполнительной власти сообщает суду в установленные сроки.
55. При отсутствии возможности предоставить запрашиваемую судом информацию и материалы в установленный срок, то руководитель органа исполнительной власти в пятидневный срок со дня получения судебного запроса обеспечивает извещение об этом суда с указанием причин непредоставления запрашиваемой информации.
56. Запрашиваемая судом информация направляется непосредственно в суд либо направляется в суд представителем (представителем подведомственного учреждения), участвующим в деле, в рамках рассмотрения которого судом направлен запрос.
IX. Порядок работы по исполнению судебных актов
57. Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов возлагается на руководителей органов исполнительной власти Республики Тыва и подведомственных им учреждений.
58. При поступлении в орган исполнительной власти материалов по исполнительному производству устанавливается:
соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законом;
возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи заявления о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа;
возможность добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в установленный срок;
необходимость обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства или постановления о возвращении исполнительного документа и иных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
необходимость (целесообразность) совершения иных процессуальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.
59. При отсутствии обстоятельств, препятствующих исполнению судебных актов, руководителем органа исполнительной власти (подведомственного учреждения) должны быть приняты исчерпывающие меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, а также меры, исключающие возможность возложения на должника ответственности (штрафа, пени) за неисполнение судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.