Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Положение
о республиканском этапе конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков - 2017"
(утв. приказом Минобрнауки РТ от 10 января 2017 г. N 8-д)
I. Актуальность мероприятия, его цели и задачи
Республиканский этап конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков - 2017" (далее - Мероприятие) является одним из механизмов реализации современной языковой образовательной политики, установленной федеральным законодательством, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 года N 1666 (далее - Стратегия), законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным принципом государственной политики в сфере современного российского образования является организация образовательной деятельности, ориентированной на многомерное культурное и языковое пространство народов России, их консолидацию, формирование общероссийской гражданской идентичности на базе и во взаимосвязи с этнокультурными особенностями и традициями народов в условиях многонационального государства.
В Стратегии отмечается, что основным вопросом государственной национальной политики Российской Федерации, требующим особого внимания государственных органов, по-прежнему является сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации (не исключая русский народ), укрепление их духовной общности. При этом как эффективный путь сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества рассматривается использование в системе образования двуязычия и многоязычия.
Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации насчитывается более 270 языков и диалектов, в государственной системе образования используется более 90 языков, как в качестве языка обучения, так и в качестве предмета изучения.
Стабильность современного общества и государства в целом зависит от степени сформированности общероссийской гражданской идентичности (Путин В.В. Выступление Президента РФ на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 24 августа 2012 г.). При этом необходимо обеспечивать условия, чтобы в информационной (в широком смысле) среде этот процесс максимально коррелировал с формированием этнической идентичности, обогащая друг друга.
Для эффективного выполнения заявленных политический задач необходима содержательная системная работа, которая обеспечит реализацию более конструктивных механизмов гармонизации и согласия в многонациональном российском обществе, формирование независимо от этнической принадлежности сознания гражданственности, принадлежности к российскому народу (россиянам).
В этих процессах роль учителя огромна, особенно в выстраивании содержания языкового блока и использовании методических приемов, формирующих аналитическую деятельность обучающихся.
Первостепенная цель Мероприятия - содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов России. Задачами проведения Мероприятия являются:
- формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности; патриотизма, укрепление связей и дружбы между народами России;
- популяризация языков народов России среди молодежи;
- привлечение молодежи к вопросам сохранения и развития языков и культурного многообразия;
- воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении к духовно-нравственным ценностям народов России;
- анализ опыта регионов по использованию двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;
- обеспечение прав граждан на изучение родного языка;
- реализация государственной языковой политики;
- содействие в укреплении роли учителя в воспитании у учащихся культуры межнационального общения;
- распространение передового педагогического опыта в области преподавания языков народов России и новаторских подходов к развитию языковой культуры учащихся.
Мероприятие также направлено на совершенствование содержания предметов "Русский язык" в статусе государственного языка Российской Федерации, "Русский язык" в статусе родного языка, "Родной язык" из числа языков народов России, "Государственный язык республики", разработку методических приемов преподавания двух языков во взаимосвязи, позволяющих создавать условия для их сохранения и развития.
Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. В документе подчеркивается, что требуется разработка методик преподавания русского языка в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.
В России все языки в статусе родных, в том числе и русский язык, равноправны, независимо от сфер их функционирования, численности носителей.
В системе образования равноправие языков выражается в их использовании в образовательной деятельности, независимо от количества часов, выделенных на изучение. Русский язык в статусе государственного языка Российской Федерации в первую очередь должен обеспечивать на всей территории Российской Федерации конкурентоспособность всех граждан, независимо от их этнической принадлежности. В этих условиях социальная функция русского языка в качестве языка межнационального общения народов России реализуется косвенно и является сферой языкового общения, не подлежащей правовому регулированию (ст. 1, п. 2 Федерального закона "О языках народов Российской Федерации").
II. Этапы конкурса
Мероприятие проводится в три этапа.
Первый этап проводится с 10 января по 15 февраля 2017 года и включает в себя проведение сбора работ участников в соответствии с данным Положением. В отборочном туре может принять участие любой желающий, соответствующий требованиям Положения. Сбор заявок осуществляется в электронном виде и подается на кафедру филологического и гуманитарного образования ГАОУ ДПО "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" (далее - Институт). Требования к участникам, содержанию и формату заявки утверждается данным Положением. Все поступившие заявки проходят предварительную модерацию на предмет соответствия требованиям к заявке.
Второй этап проводится с 16 по 28 февраля 2017 г. и включает работу членов жюри по выявлению участников третьего этапа.
Заключительный этап и итоговые мероприятия проводятся в период с 1 по 25 марта 2017 года в г. Кызыле и включает конкурсные мероприятия и церемонию награждения победителей, а также проведение серии деловых мероприятий с участием финалистов Мероприятия. Дата итоговых мероприятий дополнительно сообщается участникам итоговых мероприятий. В итоговых деловых мероприятиях принимают участие не менее 30 человек:
- участники заключительного этапа из числа педагогических работников (не менее 20 человек, в том числе 10 педагогических работников, преподающих предметы "Русский язык" в статусе государственного языка Российской Федерации, "Русский язык" в статусе родного языка и 10 педагогических работников, преподающих предмет "Родной язык" в статусе государственного языка Республики Тыва);
- участники заключительного этапа из числа учащихся образовательных организаций Республики Тыва - 10.
Конкурс объявляется по двум направлениям, в каждом из которых несколько номинаций.
I. Направление "Мастер-класс учителей родных, включая русский, языков". В данном направлении объявляется 5 следующих номинаций:
1) "Учитель-новатор";
2) "Учитель - мастер";
3) "Учитель - дебютант";
4) специальная номинация "За формирование интереса к родному языку" (для педагогов дошкольного образования);
5) специальная номинация "Сельский учитель".
II. Направление "Конкурс творчества учащихся на родных, включая русский, языках. Проводится в двух возрастных категориях: от 6 до 10 лет и от 11 до 16 лет и в каждой возрастной группе объявляются 2 номинации:
1) литературное творчество на родных языках, включая русский;
2) вокальное творчество на родных языках, включая русский.
III. Требования к участникам, содержанию и формату заявки
Все желающие принять участие в конкурсе должны направить на кафедру филологического и гуманитарного образования Института в электронном виде заявку, включающую, в том числе, фотографию.
Все желающие принять участие в конкурсе по направлению "Мастер-класс учителей родных, включая русский, языков" должны заполнить следующие пункты заявки:
1) фамилия, имя, отчество;
2) фото;
3) место работы. Название организации;
4) место работы. Должность;
5) место работы. Почтовый адрес организации;
6) место работы. Адрес электронной почты организации;
7) уровень системы общего образования (дошкольное, общее начальное, общее основное, общее среднее);
8) преподаваемый предмет;
9) общий педагогический стаж (лет);
10) контакты: телефон;
11) контакты: адрес электронной почты;
12) домашний почтовый адрес с указанием индекса;
13) копия диплома о профессиональном образовании (в форматах pdf, jpeg);
14) характеристика с места работы, включающая информацию о наличии диплома об образовании, общий педагогический стаж работы;
15) эссе на тему "Мои педагогические находки" (в форматах pdf, jpeg, docx не более 2-х страниц);
16) научно-методические разработки, принятые образовательной организацией (один или несколько файлов);
17) фрагмент урока (видеоролик не более 10 минут).
В конкурсе могут принимать участие по собственному желанию учителя, преподающие языки из числа языков народов России, в том числе русский язык, а также воспитатели дошкольных образовательных организаций. Муниципальные образования вправе представить на конкурс двух учителей, один из которых преподает язык из числа языков народов России, второй ведет уроки русского языка в статусе родного в школах, гимназиях, лицеях и колледжах или в статусе государственного языка Российской Федерации. В конкурсе также могут принимать участие воспитатели дошкольных образовательных организаций, в которых образовательная деятельность реализуется в условиях двуязычия.
Для участия в конкурсе по направлению "Конкурс творчества учащихся на родных, включая русский, языках" образовательные организации и/или муниципальные образования должны направить на кафедру филологического и гуманитарного образования Института следующие данные на участника:
1) фамилия, имя, отчество;
2) фото ребенка;
3) дата рождения;
4) место учебы. Название образовательной организации;
5) место учебы. Адрес организации;
6) место учебы. Адрес электронной почты организации;
7) конкурсное произведение:
- авторские тексты художественного (сказка, басня, стихотворение, рассказ) или публицистического (статья, очерк, эссе) жанров на языках народов России;
- видеоролик, демонстрирующий способности детей в вокальном мастерстве (на языках народов России, не более 10 минут);
8) портфолио участника, подтверждающего его способности в литературном или вокальном творчестве;
9) направление ученика от образовательной организации с согласием родителей по соответствующей форме.
К участию в конкурсе по направлению "Конкурс творчества учащихся на родных, включая русский, языках" приглашаются дети двух возрастных категорий: от 6 до 10 лет и от 11 до 16 лет, проявившие желание оценить свои способности в литературном или вокальном творчестве, а также дети, которые являются призерами школьных, муниципальных, городских, региональных олимпиад по литературному и вокальному творчеству. Могут принимать участие и дети 6-летнего возраста, посещающие дошкольную образовательную организацию.
Все поступающие заявки проходят предварительную модерацию на предмет соответствия требованиям к заявке, которую осуществляют члены жюри.
На первом этапе мероприятия члены жюри оценивают:
- эссе на тему "Мои педагогические находки" (не более 2-х стр.);
- копии научно-методических разработок уроков (не более 2), авторские программы, учебники, УМК, оттиски статей, рецензий, материалы воспитательной работы, направленной на формирование общероссийского гражданского самосознания. Лучшие разработки учителей будут представлены на выставке заключительного этапа;
- фрагмент урока по номинациям первого направления;
- авторские тексты художественного (сказка, басня, стихотворение, рассказ) или публицистического (статья, очерк, эссе) жанров на языках народов России;
- видеоролики, демонстрирующие способности детей в вокальном мастерстве (на языках народов России).
Материалы, представленные на одном из языков народов России, кроме русского, сопровождаются переводом на русский язык.
Жюри предварительно определяет участников заключительного этапа.
Для участия в третьем (заключительном) этапе из поступивших материалов будет отобрано 30 лучших работ, авторы которых принимают участие в торжественной церемонии награждения и итоговых деловых мероприятиях.
Итоговое мероприятие включает самопрезентацию и комментарий фрагмента урока (не более 15 минут) и выставку научно-методических разработок.
По результатам фрагментов уроков и с учетом предварительной оценки заявок жюри определяет победителей и призеров.
В рамках третьего (итогового) этапа будет проведен "Круглый стол", позволяющий наработать практические материалы по поставленным целям и задачам Мероприятия. Круглый стол будет проведен по темам "Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: методы формирования общероссийской гражданской идентичности с сохранением родного языка и культуры" и "Государственное двуязычие: проблемы качественного языкового образования и сохранения межнационального согласия в современном многонациональном обществе". Активность участия в круглых столах конкурсантов также оценивается жюри.
При подведении итогов жюри оценивает:
- учитель принимает методические решения, соответствующие образовательной ситуации; использует инновационные технологии обучения, внедряет их в практику своей работы; владеет информационно-компьютерными технологиями обучения; владеет формами, методами и средствами дистанционного обучения, проводит экспериментальную работу;
- учитель успешно проводит воспитательную работу на уроках и во внеурочное время: формирует активную гражданскую позицию, решает задачи нравственного и эстетического воспитания;
- учитель возглавляет методическую деятельность по родным языкам, включая русский, способствует профессиональному росту молодых специалистов;
- учитель проводит исследовательскую работу в области изучаемого языка, краеведения, педагогики и умело организует исследовательскую работу учащихся;
- учитель является автором или соавтором электронных учебных пособий, а также современных учебников, учебно-методических пособий, рабочих тетрадей, сборников дидактических материалов и т.п. по родным языкам.
Абсолютным победителем конкурса объявляется участник, набравший максимальное количество баллов. Ему вручается главный приз гран-при республиканского этапа конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков - 2017".
4. Критерии отбора
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Критерии оценки эссе на тему "Мои педагогические находки":
- новизна и оригинальность методических решений;
- соответствие целям конкурса;
- концептуальность и аргументированность положений эссе;
- мастерство изложения материала (логичность, четкость, культура речи).
2. Критерии оценки фрагмента урока:
- соответствие целям конкурса;
- наличие новых оригинальных подходов к обучению родному языку (инновационность, степень использования диалога культур, культурологической составляющей содержания образования);
- профессиональное мастерство;
- наличие интересного фактического материала, логичность построения урока, наличие аргументации, содержательность выводов;
- научно-методическая обоснованность построения уроков в свете положений Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 N 637-р;
- использование методических приемов диалога культур;
- культура речи обучающегося на родном языке;
- точность и культура перевода с одного языка на другой.
3. Критерии оценки научно-методических разработок участников мероприятия, представленных для демонстрации на выставке:
- соответствие современным целям и задачам общего образования;
- наличие новых оригинальных подходов к обучению языку из числа языков народов России, в том числе русского;
- степень использования диалога культур и культурологической составляющей содержания обучения;
- высокий уровень разработки и оформления УМК по родным, включая русский, языкам.
4. Критерии оценки. Литературное творчество:
- общественная значимость темы литературного произведения;
- соответствие требованиям выбранного литературного жанра;
- оригинальность замысла, формы и содержания произведения;
- выразительность языка;
- грамотность, высокая культура речи;
- полнота отражения диалога культур, культурологической составляющей содержания;
- целостность образа России.
5. Критерии оценки. Вокальное мастерство:
- вокальные способности участника;
- удачный для исполнителя выбор музыкального произведения;
- соответствие исполняемого произведения целям конкурса;
- культура исполнения;
- артистизм, художественная убедительность исполнения;
- полнота отражения диалога культур, культурологической составляющей содержания;
- целостность образа России.
6. Участие в работе круглого стола:
- умение участвовать в дискуссии;
- убедительность аргументации;
- опора на практический опыт.
5. Авторские права участников конкурса
В соответствии с российским законодательством об авторских правах организатор конкурса обеспечивает соблюдение авторских прав участников конкурса.
Организатор конкурса вправе использовать представленные участниками конкурса материалы в некоммерческих целях.
Организатор конкурса вправе принять решение в публикации представленных на конкурс работ в целях распространения педагогического опыта лучших учителей родных языков, включая русский. По итогам конкурса лучшие работы публикуются в электронном сборнике, который получают все участники итогового этапа мероприятия.
Адрес оргкомитета: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чургуй-оола, д. 1, Тувинский институт развития образования и повышения квалификации.
Координаторы: кафедра филологического и гуманитарного образования, т.: +7-963-250-03-30.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.