Постановление Правительства Республики Тыва от 5 июня 2019 г. N 285
"Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта Республики Тыва на период до 2030 года"
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию физической культуры и спорта Республики Тыва на период до 2030 года.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 8 июля 2011 г. N 448 "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Тыва на период до 2020 года и перечня мероприятий по ее реализации".
3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва |
А. Брокерт |
Стратегия
развития физической культуры спорта в Республике Тыва на период до 2030 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 5 июня 2019 г. N 285)
Введение
Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Тыва на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическим планировании в Республике Тыва".
Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта Республики Тыва на период до 2030 года, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий, и гарантий для развития физкультурно-спортивного движения в Республике Тыва и определяет задачи и приоритетные направления реализации государственной политики Республики Тыва для создания современной отрасли в сфере физической культуры и спорта, способной обеспечить реальные условия для развития массового спорта и спорта высших достижений в Республике Тыва.
Стратегия подготовлена с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации, и приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, также учтены важнейшие законодательные и нормативные акты, определяющие политику государства в сфере физической культуры и спорта на длительную перспективу. Стратегия содержит комплекс мер, которые последовательно реализуются и дают свои результаты. По каждому направлению Стратегии устанавливаются целевые показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации всех мер и мероприятий.
Основная цель Стратегии состоит в эффективном использовании возможностей физической культуры и спорта для оздоровления нации, воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни населения, так как физическая культура и спорт являются универсальными способами физического и духовного оздоровления нации, также наименее затратными и наиболее эффективными средствами морального и физического оздоровления нации.
Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят долгосрочные глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов, так как состояние здоровья населения, его физическое развитие и физическая подготовленность всегда является первоочередной задачей в реализации государственной политики, направленной на повышение благосостояния общества, роста социально-экономического уровня Республики Тыва в целом.
I. Цели и задачи стратегии
Стратегическими целями развития физической культуры и спорта в Республике Тыва до 2030 года являются:
- создание для всех категорий групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, повышение уровня их двигательной активности и физической подготовленности;
- развитие новых видов спорта, в том числе базовых приоритетных олимпийских видов спорта;
- укрепление материально-технической базы отрасли путем строительства новых, реконструкции, капитального ремонта и благоустройства действующих спортивных сооружений;
- повышение качества услуг в сфере физической культуры и спорта, оказываемых населению и повышение посещаемости и доступности спортивных сооружений;
- обеспечение профессиональными кадрами отрасли физической культуры и спорта в Республике Тыва;
- достижение стабильно высоких показателей спортсменами Республики Тыва по олимпийским, сурдлимпийским, паралимпийским и неолимпийским видам спорта, а также подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.
К числу основных стратегических задач развития физической культуры и спорта в Республике Тыва на период до 2030 года, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
1) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
2) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
3) подготовка спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Республики Тыва и Российской Федерации по видам спорта, усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
4) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
5) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
6) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
II. Анализ состояния физической культуры и спорта Республики Тыва
В настоящее время физической культурой и спортом в Республике Тыва занимаются 144 626 человек, что составляет 44,96 процента от общего количества населения Республики Тыва за 2018 года (321 669 человек). Анализ показал, что за последние 5 лет показатель увеличился на 12 процентов. (2014 г. - 32,9%, 2015 г. - 42%, 2016 г. - 42,8%, 2017 г. - 44,2%, 2018 г. - 44,9%).
Данный показатель утвержден государственной программой Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2013 г. N 638. По данным Росстата, в 2017 году по Российской Федерации данный показатель составлял 36,8 процента (50 109214 человек). По Сибирскому федеральному округу - 34,9 процента (6 278236 человек) и тройку лидеров по доле жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, возглавляет Республика Тыва (44,96%), Кемеровская область (42,1%), Красноярский край (38,3%). Республика Тыва значительно опережает средние показатели по Российской Федерации (36,8%).
По итогам Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-массовой работы среди субъектов Российской Федерации за 2017 год Республика Тыва заняла 52 место среди 85 субъектов Российской Федерации, 20 итоговое место по направлению "физическая культура и массовый спорт", 42 место по подготовке спортивного резерва, 62 место по спорту высших достижений, 61-ое место по адаптивной физической культуре и спорту.
По итогам 2018 года показатель выше республиканского уровня регистрируется в г. Кызыле (45,68), г. Ак-Довураке (49,05), Дзун-Хемчикском (53,34%), Монгун-Тайгинском (67,09), Овурском (79,01), Пии-Хемском (58,59), Сут-Хольском (62,23), Тес-Хемском (62,03), Чаа-Хольском (65,68), Чеди-Хольском (69,93) кожуунах.
Положительную динамику в сторону увеличения показывают: г. Кызыл - от 21,24 до 45,68 процента, Каа-Хемский кожуун - от 19,97 до 36,59, Барун-Хемчикский - от 22,67 до 41,82, Сут-Хольский кожуун - от 37,89 до 62,23, г. Ак-Довурак - от 22,62 до 49,05 процента.
Ниже республиканского уровня в Бай-Тайгинском (35,37), Баруун-Хемчикском (41,82), Тандинском (22,26), Тере-Хольском (29,53), Тоджинском (33,33), Улуг-Хемском (34,90), Эрзинском (43,93) кожуунах.
Не стабильные показатели за последние пять лет отмечены в Тандинском кожууне от 55,57 до 22,26 процента, Бай-Тайгинском - от 57,56 до 35,37, Улуг-Хемском - от 31,80 до 24,90 и Тоджинском кожууне от 36,65 до 33,33 процента.
По данным годовой статистической отчетности N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте", по состоянию на 1 января 2019 г. в Республике Тыва адаптивной физической культурой и спортом занимаются 12,3 процента или 2824 человек с ограниченными возможностями здоровья от общего количества инвалидов и лиц с ограниченными возможностями республики (22898 человек), что соответствует целевым показателям республиканской и федеральной программы.
Развитие спорта и спортивного движения в Республике Тыва всегда рассматривалось как дело государственной важности. Перед системой спортивных организаций стояли и стоят две основные задачи - воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка спортивного резерва для спорта высших достижений. Подготовка спортивного резерва в Республике Тыва неразрывно связана с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в воспитании молодежи, развитии массовой физической культуры и спорта, а также демонстрации высшего спортивного мастерства, завоевании тувинскими спортсменами ведущих позиций на всероссийской и международной аренах.
В Республике Тыва функционируют 25 спортивных учреждений, где физической культурой и спортом занимаются 15631 человек. 11 учреждений (ДЮСШ) находятся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Республики Тыва (Бай-Тайгинский, Чеди-Хольский, Чаа-Хольский, Пии-Хемский, Эрзинский, Тес-Хемский, Тандинский, Каа-Хемский, Тоджинский, Кызылский, Сут-Хольский), а в Министерстве спорта Республики Тыва 14 учреждений, из них: 1 - центр спортивной подготовки (ЦСП), 1 училище олимпийского резерва (УОР), 7 спортивных школ, 4 спортивные школы олимпийского резерва, а также в Республике Тыва функционирует Спортивная школа (ОРК) ЦСКА-Тыва (филиал г. Самары).
В спортивных школах занимаются 5302 человека, в спортивных школах олимпийского резерва 1605 человек, в детско-юношеских спортивных школах - 8514 человек, в училище олимпийского резерва обучаются 210 студентов.
Наибольшее количество занимающихся среди детско-юношеских спортивных школ в ДЮСШ Кызылского (1822), Сут-Хольского (804), Бай-Тайгинского (933), Каа-Хемского кожууна (861), среди спортивных школ: в СШ г. Кызыла (674), СШ г. Ак-Довурака (427), СШ Улуг-Хемского кожууна (678).
В учреждениях Республики Тыва 139 отделений по 22 видам спорта: спортивной борьбе (вольная борьба) - 22 отделения, занимаются 4995 человек; волейболу - 18/3102 детей, боксу - 15/1292 человек, футболу - 11/999, баскетболу - 9/500, хурешу - 3/615, лыжным гонкам - 4/544, дзюдо - 10/707, настольному теннису - 5/251, шахматам - 7/347, сумо - 4/228, кикбоксингу - 8 /507, стрельбе из лука - 9/501, спортивному ориентированию - 4/117 человек, каратэ - 2/380, ушу - 1/ 215, плаванию - 1 /58, художественной гимнастике - 2 /86, тхэквондо - 1/70, тяжелой атлетике - 1/44 и т.д.
Из числа занимающихся 2352 спортсмена имеют спортивные звания, из них 200 спортсменов имеют первый спортивный разряд, 187 кандидатов в мастера спорта, 39 мастеров спорта России, а также спортивное звание "мастер спорта России международного класса" имеют 5 спортсмена.
В настоящее время воспроизводство кадрового потенциала, подготовку и повышение квалификации в сфере физической культуры и спорта в Республике Тыва осуществляют Тувинский государственный университет и Кызылский педагогический колледж и Училище олимпийского резерва. В ТГУ обучаются 128 студентов по направлениям "физическая культура" (83), "безопасность и жизнедеятельность и физическая культура" (20), физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)" (22), "физическое образование в профильной школе" (3). В Кызылском педагогическом колледже обучаются - 183 студентов по специальности "адаптивная физическая культура" (76 человек) и "физическая культура" (52 человек), а также в УОР обучаются 176 студентов по направлению "физическая культура и спорт".
Кроме этого, на территории Российской Федерации по направлению "физическая культура и спорт" обучаются 46 студентов, из них на 1 курсе 11 человек, на 2 курсе 6 человек, на 3 курсе 15 человек и на 4 курсе 14 человек. Из 46 человек по направлению "физическая культура и спорт" обучаются 35 студентов, по направлению "физическая культура по выбору" - 2, по направлению "физическая культура" - 7, по направлению "физическая культура для лиц с отклонениями" - 1 и по направлению "физическая культура и БЖД" - 1 человек.
По данным 2018 года, в сфере физической культуры и спорта республики работают 1108 штатных работников, из них 654 человека (59,03%) имеют высшее и среднее специальное образование 372 (33,57%). От общего числа штатных работников 37,2 процента составляет работники до 20 лет, 60,2 процента - от 31 до 60 лет и 2,5 процента свыше 60 лет, а также 31,4 процента женщин. Всего в сельской местности работают 62,7 процента специалистов в сфере физической культуры и спорта. Наиболее количество специалистов работают в общеобразовательных организациях республики 42,3 процента (468 человек), 15,7 процента (175 человек) и в дошкольных образовательных организациях в дошкольных образовательных организациях 31,5 процента (350 человек).
393 тренера (тренера-преподавателя) работают в спортивных учреждениях республики, из них имеют высшее профессиональное образование 56,9 процента (224 человек), среднее профессиональное образование имеют 29 процентов (141 человек). Из 422 тренеров 365 тренера по олимпийским видам спорта, 41 - по неолимпийским видам спорта, 16 - по национальным видам спорта.
Наибольшее количество тренеров работают по развитию следующих видов спорта: по спортивной борьбе - 134, волейболу - 71, боксу - 34, футболу - 20, кикбоксингу - 18, дзюдо - 17, стрельбе из лука - 16, хурешу - 14, баскетболу - 13, лыжным гонкам - 12, а также до 10-ти тренеров по каратэ, конному спорту, настольному теннису, плаванию, спортивному ориентированию, сумо, тхэквондо, тяжелой атлетике, ушу, художественной гимнастике и шахматам.
Наибольшее количество тренеров работают в Кызылском кожууне (40), Бай-Тайгинском (29), Дзун-Хемчикском (30), Сут-Хольском (21), Овурском (20) и Каа-Хемском (19) кожуунах.
Наименьшее количество тренеров в Пии-Хемском (7) и Тоджинском кожуунах (11).
Изучен количественный и качественный состав специалистов в сфере физической культуры и спорта в администрациях муниципальных образованиях Республики Тыва, где выявлено, что только в 10-ти муниципальных образованиях имеются отделы по развитию молодежной политики и спорта (Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском, Чаа-Хольском, Улуг-Хемском, Чеди-Хольском, Тес-Хемском, Эрзинском, Каа-Хемском и гг. Ак-Довурак, Кызыл). В кожуунных администрациях работает 21 специалист, из них 19 специалистов занимают должности муниципальной службы.
По полу: мужчин - 13 (61,9%), женщин - 6 чел. (28,5%);
По национальности: тувинцев - 21 чел. (100%).
Стаж муниципальной гражданской службы: от 1 до 5 лет - 10, от 5 до 10 лет - 4, не имеют стажа МГС - 7 чел.
По образованию:
- с высшим образованием - 19 чел. (90,4%);
- со средним специальным образованием - 2 чел (9,5%).
Несмотря на количество кадрового потенциала, подготовку кадров и повышение квалификации в республике остается проблема потребности кадров в сфере физической культуры и спорта, сохраняется дефицит опытных профессиональных кадров, спортивных специалистов, менеджеров в органах местного самоуправления, тренеров по видам спорта и специалистов, способных к формированию и реализации эффективной системы подготовки спортсменов.
В республике зарегистрировано и функционирует 42 республиканских спортивных федерации, основной целью деятельности которых является популяризация и пропаганда избранного вида спорта среди населения, рост числа занимающихся видом спорта, организация и проведение республиканских соревнований (первенств, чемпионатов, кубков Республики Тыва), формирование и подготовка сборных команд Республики Тыва и т.д. Из 42 спортивных федераций 19 имеют государственную аккредитацию и включены в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций (баскетбол, бокс, волейбол, каратэ, компьютерный спорт, лыжные гонки, плавание, регби, рукопашный бой, самбо, смешанное боевое единоборство (ММА), спортивная борьба, спортивное ориентирование, стрельба из лука, сумо, ушу, футбол, хоккей, художественная гимнастика). Также аккредитованы спортивные федерации по шахматам, кикбоксингу и альпинизму. Кадровый состав спортивных федераций в основном состоит из спортсменов, тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта, ветеранов спорта. Финансирование спортивных федераций складываются из спонсорских средств и членских взносов.
Всего в республике культивируется 57 видов спорта, ими систематически занимаются 65 613 человек, из них волейболом 11820 (18%) человек, баскетболом - 7056 (10,75%), плаванием - 5457 (8,31%), спортивной борьбой - 5352 (8,15%), футболом - 5165 (7,8%), национальной борьбой хуреш - 5059 (7,71%), шахматами - 4326 (6,59%), легкой атлетикой - 2756 (4,20%), настольным теннисом - 2626 (4,0%), боксом - 2167 (3,3%) человек. За последние 5 лет появились новые виды спорта: скалолазание, регби, грепплинг, компьютерный спорт, смешанные боевые единоборства (ММА), рукопашный бой, спорт глухих.
Одной из основных целей Стратегии является создание условий для ведения населением здорового образа жизни, систематических занятий физической культурой и спортом. Для достижения поставленных целей в республике необходимо развивать спортивную инфраструктуру.
В 2018 г. в республике обеспеченность населения плоскостными сооружениями составила 15,3 тыс. кв. м на 10 тыс. населения (норматив - 19,5), обеспеченность спортивными залами - 2,35 тыс. кв. м на 10 тыс. населения (норматив - 3,5).
В настоящее время функционирует 721 спортивное сооружение, в том числе: 10 стадионов, 418 плоскостных спортивных сооружений (в том числе 99 футбольных полей), 193 спортивных залов, 4 плавательных бассейна (гг. Шагонар, Ак-Довурак, Кызыл), 1 крытый спортивный комплекс с искусственным льдом (УСК "Субедей" ) и др. В федеральной собственности находятся 23 спортивных сооружения, в республиканской - 38 и в муниципальной - 654. Из 721 спортивного сооружения в сельской местности функционирует 449 (84%).
В период с 2007 по 2018 годы благодаря федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и государственно программе Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года" на территории Республики Тыва построено 20 спортивных объектов:
- 5 спортивных залов в с. Ак-Чыраа Овюрского кожууна Республики Тыва (2008 г.), государственном лицее г. Кызыла (2008 г.), с. Кара-Чыраа Сут-Хольского кожууна Республики Тыва (2009 г.), г. Туране Пий-Хемского кожууна Республики Тыва (2010 г.), общеобразовательной школе N 8 г. Кызыла;
- реконструирован спортивный комплекс с плавательным бассейном им. Ивана Ярыгина в г. Кызыле (2010 г.);
- 3 плавательных бассейна в г. Кызыле (2012 г.), г. Шагонаре (2013 г.), г. Ак-Довураке (2018 г.);
- 2 спортивных центра в с. Бай-Хаак Тандинского кожууна (2015 г.) и с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна (2015 г.);
- 7 футбольных полей с искусственным покрытием в г. Кызыле (2009 г.), г. Ак-Довураке (2012 г.), г. Шагонаре (2012 г.), г. Чадане (2015 г.), пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна (2015 г.), с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна (2016 г.), с. Эрзин Эрзинского кожууна (2017 г.).
Также построены универсально-спортивный комплекс с ледовым залом в г. Кызыле (2007 г.), физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Чадане (2014 г.). В г. Кызыле продолжается строительство спортивно-культурного центра в пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна.
Однако, несмотря на количество имеющихся и построенных спортивных объектов во всех муниципальных образованиях республики наблюдается отсутствие необходимого количества современных спортивных объектов.
Спорт высших достижений является основным направлением в сфере физической культуры и спорта. В составы сборных команд России входят 68 спортсменов Республики Тыва. Ежегодно более тысячи спортсменов республики принимают участие в 156 межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях.
За последние 6 лет (2013-2018 годы) спортсменами Республики Тыва в соревнованиях различных уровней завоевано 1753 медали: в том числе золотых - 588, серебряных - 516, бронзовых - 649. По сравнению с 2013 годом количество медалей увеличилось на 41,3 процента (2013 г. - 148 медалей).
В истории Республики Тыва на Олимпийских играх участвовали 7 спортсменов в 9-ти спортивных мероприятиях олимпийского ранга, из них: на олимпийских играх: Монгуш Чечен-оол (спортивная борьба, 1996 г.), Ооржак Лориса (спортивная борьба, 2004 г.), Достай Елена (стрельба из лука 1996, 2004 г.); паралимпийских играх: Оюн Михаил (стрельба из лука, 2012 г.) и сурдлимпийских играх: Дувендей Чечек-оол (дзюдо,2009 г.), Чамыян Дженни (дзюдо - спорт глухих, 2013, 2017 гг.), Ооржак Чаяна (спорт глухих, 2017 г.)
В Республике Тыва 34 мастера спорта России международного класса: по вольной борьбе - 8, кикбоксингу - 9, боксу - 2, стрельбе из лука - 3, сумо - 8, самбо - 1, боевому самбо - 1, комплексному единоборству - 2, дзюдо - 1; заслуженных мастеров спорта России - 12 человек, заслуженных тренеров России - 10 человек.
С момента реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" в Республике Тыва в административной информационной системе комплекса ГТО зарегистрировались 20657 человек, из них 8240 человек выполнили нормативы комплекса ГТО. Знаки отличия комплекса ГТО выполнили 4251 человек, из них 1452 человек сдали золотой знак ГТО, 1395 человек - серебряный знак и 1389 человек - бронзовый знак.
В республике имеется 4 центра тестирования, в том числе региональный центр тестирования ГПОУ Республики Тыва "Училище олимпийского резерва" (техникум), муниципальные центры тестирования г. Кызыла, Ак-Довурака, Дзун-Хемчикского кожууна, которые включены во всероссийский реестр центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
III. Вызовы предстоящего долгосрочного периода
В последние годы отношение населения к физической культуре и спорту заметно улучшилось. Это связано, прежде всего, с пристальным вниманием государства к имеющимся недостаткам и проблемам и желанием изменить существующие реалии в лучшую сторону. Наметилось заметное улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта в Республике Тыва благодаря реализации государственной программы Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2013 г. N 638.
Однако, несмотря на наметившиеся изменения и положительные моменты перед республикой стоят глобальные проблемы, решать которые необходимо незамедлительно, так как спорт и физическая культура являются эффективным вложением в развитие человеческого потенциала, содействуют улучшению качества жизни населения Республики Тыва.
Основными проблемами, сдерживающими развитие и эффективное использование физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Республики Тыва, является недостаточная вовлеченность населения в массовую физическую культуру и спорт, где, в первую очередь, основными факторами являются:
недостаточная двигательная активность и низкая заинтересованность населения занятиями физической культурой и спортом;
неравномерные темпы роста массовости занятий физической культурой и спортом, неравномерный охват отдельных категорий населения (студентов, детей и подростков, инвалидов и т.д.);
недостаточно разработаны меры по привлечению к занятиям физической культурой и спортом студентов высших и средних специальных учебных заведений (отсутствие программы развития студенческого спорта и физической культуры);
отсутствие волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта;
недостаточная активность занятого в экономике населения в отношении систематических занятий физической культурой и спортом;
недостаточные условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства;
недостаточная роль муниципальных образований по решению вопросов формирования здорового образа жизни среди населения, подготовки спортивного резерва и достижения высоких результатов воспитанниками спортивных школ.
недостаточное финансирование учебно-спортивной работы (соревновательной, спортивной, тренировочной) в муниципальных образованиях, а также недостаточное финансирование реализации Единого календарного плана спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий Республики Тыва.
Серьезной проблемой в Республике Тыва остается развитие кадрового потенциала. Существенная система подготовки кадрового потенциала отрасли не выполняет потребности в кадрах. Имеется дефицит опытных профессиональных функционеров, спортивных специалистов (комментаторов), тренеров, работающих в спортивных федерациях. Недостаточность квалифицированных специалистов, способных к формированию и реализации эффективной системы подготовки спортсменов.
Отсутствие сформированной системы стажировки, повышения квалификации и переподготовки тренерских кадров. В Республике Тыва функционируют 25 учреждений, которые осуществляют физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей, и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, а также ведут работу по подготовке спортивного резерва для членов сборных команд Республики Тыва и Российской Федерации.
В республике остается актуальным вопрос совершенствования системы научно-методического и медико-биологического сопровождения спортсменов на всех уровнях подготовки, от зачисления в ДЮСШ до вступления в сборные команды республики. Слабое развитие научной и методической поддержки спорта высших достижений, прежде всего в медико-биологической части.
Отмечается низкая заработная плата в отрасли физической культуры и спорта сказывается на привлечении и удержании молодых специалистов. Например, в Республике Тыва средняя численность тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, за 2018 год составляет 190 человек, размер средней заработной платы тренера 25 129,72 руб., осуществляющего спортивную подготовку на 2018 год на 29,4 процента (10 489,51 руб.) ниже уровня средней заработной платы по экономике региона.
Также следует отметить низкий уровень материально-технического обеспечения детско-юношеских спортивных школ, спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, осуществляющих подготовку спортивного резерва. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы спортивных сооружений республики, несоответствие спортивных объектов требованиям пожарной безопасности. Низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями, их оснащение современным инвентарем и оборудованием. Республика Тыва обеспечена объектами спорта: спортивными залами - 2,35 процентов от социальных нормативов (на тыс. кв. м на 10 тыс. чел. населения), плоскостными сооружениями - 15,3 процента (на тыс. кв. м на 10 тыс. чел. населения). Должным образом не осуществляется капитальный ремонт и реконструкция ряда спортивных залов, в результате чего техническое состояние многих из них представляет угрозу для здоровья спортсменов. Также это является одной из причин крайне медленного роста числа занимающихся в платных группах. В Республике Тыва не имеются спортивные сооружения, соответствующие современным требованиям для проведения крупных международных соревнований, кроме универсально-спортивного комплекса "Субедей", также отсутствуют такие сооружения, как лукодром, крытый каток, центр адаптивной физической культуры и спорта, что в значительной степени отрицательно влияет на имидж Республики Тыва.
IV. Основные мероприятия по реализации стратегических задач
Основными мероприятиями по реализации стратегических задач являются:
1. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни
1.1. Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни в средствах массовой информации Республики Тыва;
формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;
реализация всероссийских информационно-пропагандистских кампаний в рамках движения "Спорт для всех" ;
проведение оценки эффективности пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;
разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения.
1.2. Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:
разработка и реализация мер в средствах массовой информации Республики Тыва в помощь самостоятельно занимающимся физической культурой и спортом;
осуществление исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения и определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;
использование возможностей сети "Интернет" для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;
активное привлечение к пропаганде спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;
организация и проведение массовых физкультурных мероприятий среди населения;
проведение мероприятий по распространению передового опыта работы по развитию физической культуры и спорта;
улучшение просветительно-образовательной работы в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений;
совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта и здорового образа жизни;
издание методических материалов и пособий.
2. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях
2.1. Основными направлениями модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:
модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;
совершенствование физического воспитания взрослого населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом;
улучшение физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста;
улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества.
2.2. Для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса следующих мер:
1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:
модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;
создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;
совершенствование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для детских дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта, в зависимости от возраста и состояния здоровья детей;
увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений;
внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю (для студентов - не менее 4 часов обязательных занятий в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов);
совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
развитие студенческих видов спорта (бокс, спортивная борьба, лыжные гонки, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание, шахматы, футбол, самбо, мини-футбол и др.);
сдача норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" ;
внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных уроков (занятий) физической культуры в системе образовательных учреждений;
создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета "Физическая культура" ;
создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров);
разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
совершенствование программ повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;
разработка примерных учебных программ по физической культуре по уровням образования, учитывающим индивидуальные способности и состояние здоровья обучающихся, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и оценка эффективности этих программ;
организация ежегодного всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов;
совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности вуза с учетом эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;
развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма и его внедрение в образовательных учреждениях, в спортивно-оздоровительных лагерях, базах рекреационно-реабилитационного типа и учреждениях санаторно-курортного профиля;
создание в образовательных учреждениях туристских клубов и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма;
организация и проведение официальных физкультурных и спортивных мероприятий среди студентов;
2) физическое воспитание взрослого населения, в том числе:
включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), осуществляющим строительство спортивных сооружений;
разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста;
совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства населения;
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания;
содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятия видами спорта, в том числе новыми (спортивный туризм, йога, шорт-трек, настольный теннис, легкая атлетика, плавание, ушу, лапту, национальными видами спорта и др.), а также сдача норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" ;
стимулирование работодателей для создания условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп;
3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:
разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
разработка современных научно обоснованных методик, программ и технологии физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов;
создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
развитие видов спорта среди лиц с ограниченными возможностями и инвалидов (спортивная борьба, стрельбе из лука, шахматы, волейбол, дзюдо, самбо, легкая атлетика, шашки, дартс, пауэрлифтинг, настольный теннис, армрестлинг и др.);
разработка нормативных правовых документов по созданию отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах и адаптивных детско-юношеских спортивных школах;
создание сети спортивных клубов по месту жительства;
разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в зависимости от индивидуальных особенностей граждан;
организация на базе Тувинского государственного университета научно-исследовательского института физической культуры, научно-практического центра по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта;
создание программно-методического обеспечения физической и социальной адаптации и интеграции инвалидов;
разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
принятие необходимых мер по улучшению условий в исправительных учреждениях для занятия осужденными физической культурой и спортом;
4) физическое воспитание военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, физическая подготовка молодежи допризывного возраста, в том числе:
модернизация системы спортивной и технической подготовки допризывной молодежи, в том числе увеличение финансового обеспечения технических и военно-прикладных видов спорта, а также единого перечня требований к физической подготовленности призывников;
проведение спортивно-массовой работы среди всех категорий военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, с учетом их физкультурных и спортивных интересов;
проведение ежегодных смотров спортивно-массовой работы;
принятие программ развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
проведение ведомственных и межведомственных физкультурных и спортивных мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
развитие служебно-прикладных видов спорта органами безопасности и правопорядка совместно с общественно-государственными организациями;
обеспечение объектов спорта по развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта современным оборудованием и инвентарем;
совершенствование системы подготовки и аттестации тренеров и судей по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
развитие системы дополнительного образования детей путем увеличения количества детско-юношеских спортивно-технических школ, а также спортивно-технических клубов для детей и подростков;
создание экспериментальных площадок для апробирования и внедрения новых форм оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий, физической подготовки молодежи допризывного возраста;
разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке граждан допризывного и призывного возрастов в соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
осуществление спортивного шефства военных частей, высших военных учебных заведений и высших учебных заведений силовых структур над образовательными учреждениями, детскими спортивными клубами.
3. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва Республики Тыва для сборных команд Российской Федерации по видам спорта. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров.
Современный спорт высших достижений в условиях усиления глобальной конкуренции на международной спортивной арене предъявляет новые, более высокие требования к качеству подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.
Спортсмены, выступающие под флагом Республики Тыва и Российской Федерации, являются важным элементом развития и реализации национальной идеи - патриотизма и служит воспитанию здоровой молодежи новой формации с национальным самосознанием, основанном на уважении к морали и чувстве ответственности к Родине.
Потенциал спортивного резерва, реализованный в победах спортсменов Республики Тыва на всероссийской и международной спортивной арене, является мощным стимулом для формирования в общественном сознании чувства национальной идентификации и гордости за свою страну.
В федеральном законодательстве было введено такое понятие как "спортивный резерв", начаты процессы стандартизации спортивной подготовки и формирование профессионального отраслевого сообщества. Были заложены основы для внедрения единых подходов к организации системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации. Министерством спорта Российской Федерации сформирован механизм создания и функционирования нового типа организаций спортивной подготовки: спортивная школа и спортивная школа олимпийского резерва, как системообразующие элементы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, также определены основы деятельности организаций спортивной подготовки.
Важным направлением совместной работы Минспорта России и Минобрнауки России является разработка порядка перевода спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, в организации спортивной подготовки с соблюдением принципа последовательности и преемственности.
На современном этапе в полной мере подготовкой спортивного резерва для спортивных сборных команд занимаются Центр спортивной подготовки, Училище олимпийского резерва, спортивная школа и спортивная школа олимпийского резерва, а также детско-юношеские спортивные школы, которые подразделяются два типа учреждений:
ДЮСШ, участвующие в подготовке спортивного резерва и соответствующие критериям спортивной результативности их контингента, находящиеся в сфере дополнительного образования, могут войти в систему организаций спортивной подготовки с изменением ведомственной принадлежности, с учетом сохранения имеющегося материально-технического обеспечения, не допуская ухудшения условий оплаты труда работников;
ДЮСШ, ориентированные на спортивно-массовую работу, занимающиеся воспитанием гармонично развитой личности и которые станут подготовительной базой, одной из селекционных площадок для выявления и отбора наиболее одаренных детей для дальнейшего прохождения спортивной подготовки.
Основными направлениями совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва Республики Тыва являются:
развитие базовых видов спорта, в том числе олимпийских, паралимпийских, сурдлимпийских;
развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;
развитие школьного, студенческого спорта;
совершенствование системы развития спорта высших достижений;
усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
укрепление международных спортивных связей.
Для совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва Республики Тыва необходима реализация комплекса следующих мер:
модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерского состава;
развитие учреждений Республики Тыва по спортивной подготовке;
стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
проведение научных исследований и разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;
совершенствование системы проведения республиканских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятиям спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;
разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;
введение учреждений образования, школ-интернатов спортивной направленности и центров образования спортивной направленности;
разработка требований к организации специализированных классов по видам спорта с углубленным учебно-тренировочным процессом с учетом их наполняемости по видам спорта и возраста обучающихся;
разработка требований к организации детско-юношеских спортивных школ, спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва с учетом современных требований к подготовке спортсменов высокого класса;
разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий.
Для повышения конкурентоспособности тувинского спорта на всероссийской арене, развития студенческого спорта, совершенствования спорта высших достижений необходимо:
модернизировать систему подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом подготовки спортсменов высокого класса;
разработать перспективные научно-методические и медико-биологические технологии, направленные на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов высокого класса;
разработать программу развития олимпийских, паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта в Республике Тыва до 2030 года;
внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствовать функции регионального центра спортивной подготовки для спортивных сборных команд, в которых разыгрывается наибольшее количество комплектов медалей;
создать систему государственного заказа по подготовке спортсменов - кандидатов в состав основных спортивных сборных команд страны по видам спорта, а также заключения соглашений с субъектами Российской Федерации о подготовке спортсменов Республики Тыва на территории субъектов Российской Федерации;
развивать молодежные общественные организации в сфере физической культуры и спорта;
принять меры по развитию студенческого спорта в Республике Тыва, включая создание спортивных клубов и оказание информационной поддержки развитию студенческого спорта в Республике Тыва;
проводить раз в 2 года республиканскую спартакиаду среди учебных заведений по зимним и летним видам спорта;
создать резервные спортивные сборные команды по видам спорта, провести отбор молодых спортсменов в спортивные команды, разработать для них индивидуальные целевые программы подготовки, создать оперативную систему контроля и анализа эффективности тренировочного процесса;
обеспечить научно-методическое и медицинское сопровождение спортсменов резервных спортивных команд, а также обеспечить их спортивным инвентарем и экипировкой;
разработать систему мер государственной поддержки развития олимпийских видов спорта с низкой самоокупаемостью;
создать систему стажировки ведущих тренеров в спортивных сборных командах России по видам спорта;
создать систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей, работающих в спортивных сборных командах Республики Тыва;
разработать систему мер по усилению ответственности лиц, применяющих запрещенные средства и методы в спорте;
разработать систему мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной помощи ведущим спортсменам Республики Тыва;
разработать предложения о медицинском страховании спортсменов - членов спортивных сборных команд Республики Тыва;
содействовать развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций.
Для решения задач в области спортивной политики необходимо:
расширить сотрудничество со всероссийскими спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта;
развивать и расширять связи и сотрудничество с всероссийскими спортивными организациями;
развивать сотрудничество с всероссийскими спортивными организациями, объединяющими граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
поддерживать развитие спортивных контактов и связей с регионами Российской Федерации;
проводить в Республике Тыва чемпионаты и первенства Сибирского федерального округа, России по наиболее популярным видам спорта, а также всероссийские соревнования, спортивные мероприятия по видам спорта.
привлекать ведущих тренеров страны для работы со спортивными командами Республики Тыва;
осуществлять меры по защите интересов тувинского спорта и спортсменов на всероссийской и международной арене.
4. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности
Основными направлениями развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях;
улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
создание научно-методической базы, повышение эффективности медико-биологического и антидопингового обеспечения в сфере физической культуры и спорта.
Для развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:
совершенствование взаимодействия органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта Республики Тыва с другими субъектами физической культуры и спорта;
внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов;
совершенствование управления сферой физической культуры и спорта на республиканском и муниципальном уровнях;
разработка программы информатизации сферы физической культуры и спорта и организация работы по ее внедрению;
разработка рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления Республики Тыва в области физической культуры и спорта.
Ключевым вопросом для успешной реализации Стратегии является кадровое обеспечение отрасли. Система переподготовки и повышения квалификации тренеров, направленная на совершенствование общекультурных ценностей и профессиональных компетенций, должна быть ориентирована, в первую очередь, на обеспечение тренерскими кадрами организаций спортивной подготовки и обращать внимание на виды спорта, где наблюдается тенденция к старению тренерских кадров. Количество тренеров с высшим профессиональным образованием составляет 56,6 процента от общей численности, а имеющих среднее профессиональное образование - порядка 35 процентов, что является сдерживающим фактором модернизации подготовки спортивного резерва.
При увеличении количества спортсменов происходит снижение количества тренеров, что приводит к увеличению нагрузки на тренерский корпус. Необходимо сформировать новые подходы к оценке результатов труда и уровня профессионального мастерства тренеров, которые основываются не только на спортивном результате спортсмена, но и на оценке их спортивного потенциала с обязательным учетом уровня их здоровья.
Для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:
сформировать государственный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта;
совершенствовать перечень специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта;
оптимизировать структуру сети образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта, в том числе на основе создания современных университетских комплексов;
совершенствовать систему повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов;
организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту;
организовать проведение республиканского конкурса на лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена, спортивного врача;
сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
разработать систему мер по подготовке кадров обслуживающего и технического персонала, а также персонала по подготовке и проведению спортивных мероприятий различных уровней;
разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта.
Для развития научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физической культуры и спорта необходимо:
принять меры по активизации научных исследований в области физической культуры и спорта и совместно с Тувинским государственным университетом обеспечить координацию этих исследований;
разработать эффективные физкультурно-оздоровительные системы, средства и методы, направленные на укрепление здоровья различных категорий и групп населения, повышение и продление работоспособности и социальной активности трудящихся и пенсионеров, а также социальной и физической адаптации лиц с ограниченным здоровьем и инвалидов;
обеспечить разработку и внедрение эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизацию системы научно-методического, медико-биологического, психологического и педагогического обеспечения спортивных сборных команд страны и спортивного резерва;
обеспечить соответствие подготовки научных кадров высшей квалификации потребностям науки в сфере физической культуры и спорта;
повысить роль врачебно-физкультурных диспансеров в оценке состояния здоровья спортсменов, их способностей и возможностей;
оптимизировать систему медико-биологического обеспечения спортсменов сборных команд и спортивного резерва;
создать современные научные центры для научно-методического обеспечения спортивных сборных команд страны;
разработать комплекс мер по улучшению антидопингового обеспечения развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва;
разработать и внедрить систему обучения и аттестации тренеров и врачей по вопросам противодействия применению допинга;
усилить ответственность спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств и методов в спорте и физической культуре;
разработать и внедрить порядок медицинского обеспечения спортивных соревнований.
5. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности
Основными направлениями развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
разработка мер по обеспечению инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
улучшение оснащения объектов спорта необходимым современным спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом;
развитие спортивной инфраструктуры для подготовки спортивного резерва;
обеспечение беспрепятственного доступа к объектам спорта лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также социально незащищенных категорий населения;
совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
модернизация предприятий, производящих товары для занятий физической культурой и спортом;
разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта;
разработка отраслевых нормативов финансирования физической культуры и спорта.
Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:
улучшение материально-технического обеспечения организаций физической культуры и спорта, в том числе спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва и училища олимпийского резерва;
создание рекреационных зон для активного отдыха населения: в летнее время - устройство велосипедных трасс, спортивных и оздоровительных площадок, в зимнее - лыжных трасс, мест катания и ледовых площадок;
строительство и реконструкция существующих площадок и стадионов по месту жительства и учебы в соответствии с современными требованиями рамках реализации губернаторского проекта "Спорт - во дворы" ;
строительство физкультурно-оздоровительных комплексов районных центрах и спортивных залов в сельских поселениях;
строительство тренировочной базы, лукодрома, легкоатлетического манежа, спортивного комплекса для игровых видов спорта;
строительство здания для Училища олимпийского резерва (учебный корпус, общежитие, столовая, спортивная база);
развитие системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Тыва на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;
разработка и реализация инвестиционных программ в сфере физической культуры и спорта в условиях современной рыночной экономики;
разработка технических регламентов, национальных стандартов и свода правил по проектированию и строительству объектов спорта, а также правил сертификации услуг и продукции;
ведение Республиканского реестра объектов спорта всех видов собственности (спортивные залы, плоскостные спортивные сооружения, плавательные бассейны);
разработка нормативов материально-технического оснащения занятий по физической культуре в образовательных учреждениях и учета их при определении новых лицензионных и аккредитационных требований;
разработка нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы льготного посещения объектов спорта социально незащищенных категорий населения;
развитие лизинга спортивного оборудования, инвентаря и соответствующих материалов.
Для улучшения финансового обеспечения физической культуры и спорта необходимо:
предусмотреть в бюджете выделение самостоятельного раздела "Физическая культура и спорт" ;
создать национальный бренд спортивной одежды и инвентаря.
Ожидаемым результатом развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности является повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, в том числе объектами спорта, спортивными залами, плавательными бассейнами и др.
6. Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
Основными направлениями создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями являются:
разработка комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта;
определение системы мер по организации работы с болельщиками и их объединениями.
Для создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями необходима реализация комплекса следующих мер:
разработка программ по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на объектах спорта;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
проведение мониторинга обеспечения правопорядка и общественной безопасности;
осуществление подготовки кадров и повышения квалификации работников, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, включая эксплуатационную надежность физкультурно-спортивных сооружений;
совершенствование системы государственного контроля обеспечения правопорядка и общественной безопасности массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
внедрение системы стандартизации и сертификации безопасности и качества объектов спорта и оказываемых на них физкультурно-спортивных услуг, приведение ее в соответствие с международными требованиями;
разработка и принятие положения о клубе спортивных болельщиков и создание российской ассоциации клубов болельщиков по видам спорта;
проведение всероссийского конкурса на лучший клуб спортивных болельщиков и освещение деятельности клубов болельщиков в средствах массовой информации.
V. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты реализации стратегии
Реализация Стратегии будет осуществляться в два этапа:
- I этап: 2019 - 2024 годы;
- II этап: 2025 - 2030 годы.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
1) на первом этапе:
расширение на телеканалах республики спортивной тематики в программах для детей;
увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых пропагандистских кампаниях;
обеспечение недельного двигательного режима обучающихся и студентов в объеме не менее 6-8 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья;
привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 60 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения;
увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам и посещающих специальные занятия физической культурой, до 75 процентов;
увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 20 процентов общей численности населения; введение новых федеральных государственных образовательных стандартов по физическому воспитанию для всех ступеней образования;
реализация мер по внедрению производственной физической культуры и привлечению к занятиям производственной физической культурой работников в объеме до 15 процентов общей численности этой категории населения;
создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, увеличение числа занимающихся до 10 процентов;
регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения республики;
внедрение усовершенствованной Единой всероссийской спортивной классификации по видам спорта;
выполнение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО обучающимися и студентами образовательных учреждений;
доведение до 20 процентов количества организаций, имеющих спортивные клубы;
увеличение до 25 процентов общего числа систематически занимающихся физической культурой и спортом доли лиц, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов;
увеличение доли лиц, занимающихся в спортивных учреждениях, до 30 процентов общей численности детей 6-15 лет;
создание системы организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий;
создание при всех спортивных учреждениях подготовки спортивных сборных команд республики медицинских кабинетов, медико-восстановительных и реабилитационных центров;
доведение количества штатных работников физической культуры и спорта до оптимального уровня (500 человек);
внедрение типовых проектов объектов спорта на пришкольной территории и типовых проектов универсальных спортивных и специализированных плоскостных сооружений в микрорайонах, парках, зонах отдыха;
внедрение новой системы оплаты труда тренеров, инструкторов, преподавателей физической культуры и медицинских работников, занятых в сфере физической культуры и спорта, с учетом результативности их деятельности;
использование нормативов подушевого финансирования физической культуры и спорта и объемов необходимой двигательной активности различных категорий и групп населения;
продление действия государственной программы Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года" на 2021 - 2030 годы;
2) на втором этапе:
повышение степени информированности и уровня знаний различных
категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
увеличение числа лиц экономически активного населения и лиц старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;
увеличение числа лиц, занимающихся физической культурой самостоятельно и использующих информационную поддержку средств массовой информации и сети "Интернет" ;
обеспечение 100-процентного охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой;
привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 80 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения;
обеспечение образовательных учреждений объектами спорта; увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, посещающих специальные занятия физической культурой, до 95 процентов;
увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 35 процентов общей численности населения;
создание в муниципальных образованиях инфраструктуры физкультурно-спортивного и оздоровительного назначения и рекреационных территорий;
увеличение доли занимающихся производственной физической культурой в организациях до 25 процентов общей численности их работников;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 20 процентов;
увеличение до 80 процентов от общей численности допризывной молодежи доли лиц, физически подготовленных к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и войсках органов безопасности и правопорядка;
доведение до 45 процентов количества организаций, имеющих спортивные клубы; увеличение до 50 процентов общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем недельной двигательной активности, которых составляет не менее 6 часов;
увеличение доли лиц, занимающихся в спортивных учреждениях, до 40 процентов общей численности детей 6-15 лет;
доведение количества штатных работников физической культуры и спорта до оптимального уровня (600 человек) за счет строительства новых объектов спорта в Республике Тыва;
увеличение до 70 процентов доли работников сферы физической культуры и спорта, имеющих высшее профессиональное образование;
функционирование системы подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований;
увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта (на первом этапе - до 636 человек и на втором этапе - до 641 человек);
повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - до 45 процентов и на втором этапе - до 60 процентов);
создание Всероссийского реестра объектов спорта всех видов собственности;
обеспечение образовательных учреждений объектами спорта, необходимыми для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий, и учебных занятий;
обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта, проведение мер социального, просветительного и превентивного характера для предотвращения насилия в ходе этих мероприятий;
сокращение числа противоправных действий на физкультурно-спортивных сооружениях, в непосредственной близости от них и вдоль путей следования зрителей;
увеличение числа зрителей, посещающих объекты спорта;
соблюдение требований безопасности и конструктивной надежности физкультурно-спортивных сооружений.
В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Республике Тыва на первом этапе (2018-2024 годы) и на втором этапе (2025-2030 годы) определены:
увеличение доли жителей Республики Тыва, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - до 50 процентов в 2024 году и на втором этапе - до 60 процентов в 2030 году);
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - до 74 процентов и на втором этапе - до 75 процентов);
увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет до 22,5 процента (на первом этапе - до 22,5 процента и на втором этапе - до 40 процентов);
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - до 15 процентов и на втором этапе - до 20 процентов).
VI. Объем и источники финансирования мероприятий стратегии
Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет средств республиканского бюджета, бюджетов органов местного самоуправления Республики Тыва и внебюджетных источников, а также привлечение федеральных средств.
Государственная поддержка может также осуществляться путем выделения субсидий спортивным федерациям республики на поддержку и развитие видов спорта, предоставления субсидий бюджетам органам местного самоуправления Республики Тыва на строительство и реконструкцию муниципальных спортивных объектов, предоставления субсидий общественным объединениям, осуществляющим содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Финансирование мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
VII. Мониторинг и контроль реализации стратегии
Исполнительным органом государственной власти, ответственным за координацию деятельности участников отраслевой стратегии, является Министерство спорта Республики Тыва, которое совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления и другими организациями подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий, затрат на их реализацию, а также механизм отраслевой стратегии.
Мониторинг и контроль реализации Стратегии будут осуществляться Министерством спорта Республики Тыва с участием заинтересованных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных организаций Республики Тыва, в том числе Олимпийского совета Республики Тыва, республиканских федераций по видам спорта и общероссийских физкультурно-спортивных обществ.
VIII. Заключение
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом до 60 процентов населения республики, что, в конечном итоге, положительно скажется на качестве жизни населения Республики Тыва, изменит динамику развития физической культуры и спорта.
Существенно повысится уровень спорта на всероссийской и международной спортивной арене, что позволит спортсменам Республики Тыва стабильно побеждать на всероссийских, международных спортивных соревнованиях. Эти успехи будут достигнуты за счет создания эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва с использованием новейших научных достижений.
Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Республике Тыва на долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала Республики Тыва, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 5 июня 2019 г. N 285 "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта Республики Тыва на период до 2030 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 5 июня 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.TUVA.RU) 6 июня 2019 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 июня 2019 г. N 1700201906070004
Постановлением Правительства Республики Тыва от 5 августа 2022 г. N 497 настоящий документ признан утратившим силу с 9 августа 2022 г.