Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения
Республики Хакасия
от 23 июня 2016 г. N 608
Порядок
осуществления Министерством здравоохранения Республики Хакасия внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления в Министерстве здравоохранения Республики Хакасия (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
1.2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется должностными лицами Министерства, наделенными полномочием по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита) на основе функциональной независимости.
1.3. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства, учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Хакасия (далее - объекты аудита).
1.4. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:
должностным лицом субъекта аудита (далее - аудитор);
группой должностных лиц субъекта аудита (далее - аудиторская группа), находящихся под руководством должностного лица субъекта, назначенного приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - руководитель аудиторской группы).
1.5. Внутренний финансовый аудит (далее - аудит) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые проверки осуществляются на основании годового плана внутреннего финансового аудита.
Внеплановые проверки осуществляются на основании поручений, а также по результатам проведения плановых контрольных мероприятий, истечения срока исполнения ранее выданных предписаний (представлений).
II. Планирование аудита
2.1. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
2.2. План составляется и ведется субъектом аудита по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
2.3. План составляется с учетом результатов проведения субъектом аудита предварительного анализа данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия и других контролирующих органов в отношении деятельности объектов аудита.
2.4. Проект Плана на очередной финансовый год представляется субъектом аудита на утверждение министру здравоохранения Республики Хакасия (далее - Министр) не позднее 20 декабря текущего года.
2.5. План утверждается Министром на очередной финансовый год не позднее 25 декабря текущего года.
2.6. Изменения в План вносятся в соответствии с решением Министра на основании служебной записки субъекта аудита.
2.7. В Плане предусматриваются аудиторские проверки, которые могут осуществляться по следующим направлениям (внутренним бюджетным процедурам): аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении расходов Министерства на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части средств республиканского бюджета Республики Хакасия;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования (ведения) и исполнения бюджетных смет казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Хакасия;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов Министерства в части поступлений в республиканский бюджет Республики Хакасия;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по искам к Республике Хакасия, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства республиканского бюджета Республики Хакасия по денежным обязательствам подведомственных государственных казенных учреждений Республики Хакасия;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления государственных гарантий;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении получаемых межбюджетных трансфертов и других целевых средств и соблюдения порядка, установленного при их предоставлении;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий подведомственным Министерству государственным бюджетным учреждениям Республики Хакасия и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности Министерства в части средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
2.8. Тема аудиторской проверки формируется путем детализации соответствующего направления аудиторских проверок, указанного в 2.7 настоящего Порядка, по конкретным видам и (или) направлениям расходов, доходов и источников финансирования дефицита республиканского бюджета.
III. Проведение аудита
3.1. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, в котором указываются: наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения проверки, состав аудиторской группы, срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
3.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается министром здравоохранения Республики Хакасия не позднее 5 рабочих дней до начала проверки.
3.3. Субъект аудита при проведении аудиторской проверки имеет право: запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для проведения проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля объектами аудита;
посещать помещения и территории, которые занимает объект аудита;
инициировать привлечение независимых экспертов.
3.4. Независимые эксперты, при необходимости их участия в аудиторской проверке, привлекаются по решению Министра на основании служебной записки субъекта аудита.
3.5. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля объектом аудита;
б) законности выполнения объектами аудита внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств республиканского бюджета;
б) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности объектов аудита.
3.6. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.
3.7. Рабочая документация субъекта аудита, формируемая в течение подготовки и проведения аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу, сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
б) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
в) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
г) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
д) рабочие материалы (копии первичных документов), подтверждающие выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) акт аудиторской проверки.
3.8. Аудиторская группа (аудитор) при проведении аудиторской проверки обязана:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить проверку в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) формулировать выводы по результатам проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
г) знакомить руководителя (уполномоченное им лицо) объекта аудита с программой проверки, а также с результатами проверки (актами и заключениями).
3.9. Срок проведения аудиторской проверки определяется исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должен превышать 40 календарных дней.
3.10. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено: на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов по учету и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита;
на период устранения обстоятельств, препятствующих проведению проверки;
в случае непредставления (неполного представления) объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения проверки, воспрепятствования проведению проверки и (или) уклонения его от проведения проверки.
3.11. Проведение аудиторской проверки приостанавливается приказом Министерства на основании служебной записки субъекта аудита.
3.12. На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
3.13. Руководитель аудиторской группы (аудитор) в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта аудита: копию приказа Министерства о приостановлении аудиторской проверки;
требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета или о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки (далее - требование).
3.14. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
3.15. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (аудитор) возобновляет проведение аудиторской проверки.
3.16. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться Министром, но не более чем на 20 календарных дней, на основании служебной записки субъекта аудита.
3.17. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:
а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество проверяемых и анализируемых документов;
б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства и требующей дополнительного изучения;
в) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.
IV. Оформление результатов аудиторской проверки
4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
4.2. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для субъекта аудита, один экземпляр - для объекта аудита. При проведении аудиторской проверки по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа, для указанного органа составляется дополнительный экземпляр акта.
4.3. Каждый экземпляр акта подписывается руководителем и всеми участниками аудиторской группы либо аудитором.
Подписанный аудиторской группой (аудитором) акт направляется (вручается) руководителю объекта аудиторской проверки (уполномоченному им лицу).
4.4. День вручения одного экземпляра акта руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) считается датой окончания аудиторской проверки.
О получении акта руководитель объекта аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре акта, который остается у аудиторской группы (аудитора), содержащую дату получения акта, подпись и расшифровку этой подписи.
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) получить акт, руководителем аудиторской группы (аудитором) в акте производится запись об отказе в получении акта.
4.5. Руководитель аудиторской группы (аудитор) устанавливает срок для ознакомления с актом и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения акта. Если у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения, об этом делается отметка в акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным актом представляются руководителю аудиторской группы (аудитору). Замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.
4.6. Руководитель аудиторской проверки (аудитор) в срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение. Заключение вручается (направляется) объекту аудита.
4.7. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, эти суммы указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
4.8. Руководитель аудиторской группы (аудитор) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки.
4.9. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
в) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;
г) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
4.10. Отчет с приложением акта аудиторской проверки и проекта решения Министра по результатам рассмотрения отчета направляется руководителем аудиторской группы (аудитором) Министру.
4.11. По результатам рассмотрения отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
V. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
5.1. Годовой отчет о результатах осуществления Министерством аудита составляется субъектом аудита до 20 февраля года, следующего за отчетным.
5.2. В годовой отчет включается информация, подтверждающая выводы о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством и подведомственными Министерству государственными казенными учреждениями Республики Хакасия, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства, бюджетной отчетности государственных казенных учреждений Республики Хакасия.
5.3. Годовой отчет и пояснительная записка к нему представляются Министру (руководителю государственного казенного, бюджетного учреждения Республики Хакасия).
В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проведенных аудиторских проверок, включая сведения:
о недостатках и нарушениях, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок, в количественном и денежном выражении;
о наличии значимых бюджетных рисков;
о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представляемой объектами аудита бюджетной отчетности;
о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;
о передаче материалов аудиторских проверок в правоохранительные органы;
о привлечении к ответственности должностных лиц объектов аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
о соответствии сроков проведения и завершения аудиторских проверок утвержденному годовому Плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год;
о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.