Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
создания и функционирования республиканского детского технопарка "Кванториум" в Республике Хакасия
(утв. постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 14 декабря 2016 г. N 150-п)
1. Полное наименование, организационно-правовая форма: "Республиканский детский технопарк "Кванториум". Создается на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасия "Республиканский центр дополнительного образования".
Юридический адрес: 655002, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Саралинская, д. 26.
Адрес фактического размещения:
655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30 (здание Национального музея Республики Хакасия, сдано в эксплуатацию 01.11.2016 года);
телефон/факс: 8(3902)351670, адрес сайта в сети "Интернет": http://www.rcdod19.ru.
Информация об учредителях (полные названия всех учредителей):
1) Правительство Республики Хакасия, Зимин Виктор Михайлович, Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия.
Адрес: 655019, г. Абакан, пр. Ленина, д. 67.;
телефон: (3902) 22-33-21, 299-102, е-mail: kancler@abakannet.ru;
2) Министерство образования и науки Республики Хакасия, Салата Галина Александровна, министр.
Адрес: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, 72;
телефон: (3902) 29-52-14, факс: (3902) 23-12-30, е-mail: education_19@r-19.ru;
3) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Соломонова Елена Борисовна, министр.
Почтовый адрес: 655019, г. Абакан, пр. Ленина, 67, а/я 727 Юридический адрес: 655017, г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 18, 3 этаж; телефон: 8(3902) 22-62-70, факс: 8(3902)22-79-51, е-mail: mizorh@r-19.ru.
Текст и нумерация разделов настоящего приложения приводится в соответствии с источником
2. Ключевые направления республиканского детского технопарка "Кванториум"
Проект направлен на создание стабильной многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью увеличения охвата детей техническим творчеством и привлечения молодежи в сферу промышленного производства.
Задачи программы:
1) развитие сетевой инфраструктуры дополнительного образования;
2) реализация нового поколения дополнительных образовательных программ технической направленности;
3) внедрение элементов дуального образования;
4) привлечение промышленных предприятий к разработке и реализации образовательных программ на основе конкретных производственных задач.
Проект направлен на популяризацию научно-технического творчества детей и молодежи, а также определение траекторий профессионального развития подростков в рамках системы дуального образования.
Данная цель достигается путем внедрения модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования, что позволяет создать общее программно-методическое пространство, обеспечить техническую и информационную поддержку педагогов.
В рамках проекта каждый кластер технопарка реализует ряд образовательных программ, позволяющих построить для ребенка индивидуальную образовательную траекторию, которая будет основываться на реальных условиях производства.
Особенности реализации проекта республиканского детского технопарка "Кванториум"
Данный проект предусматривает широкий спектр направлений детского технического творчества, современных методик и программ, моделей сетевого взаимодействия с детскими садами и школами, а также разработку совместных проектов с промышленными предприятиями.
Для успешной работы детского технопарка каждая лаборатория будет оснащена:
универсальным комплектом программ по направлениям технического творчества;
методическими материалами по организации занятий техническим творчеством (конспекты занятий, спецификация оборудования, перечень литературы, раздаточный материал);
образовательными модулями по предметам естественно-математического цикла и методическим инструментарием к ним;
программами обучения педагогов.
Модель детского технопарка предполагает тесное сотрудничество с различными учреждениями системы образования. Для прочного усвоения знаний ребенок должен совмещать теоретические занятия с практической работой.
Поэтому основным принципом работы технопарка становится не идея увлечь школьников техническим творчеством и экотехнологиями, а создание условий для решения конкретных образовательных задач с учетом возрастных особенностей каждого ребенка.
3. Сфера деятельности
Дополнительное образование детей. Инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми по развитию технического творчества, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.
Образовательные направления деятельности:
автоквантум;
аэроквантум;
биоквантум;
геоквантум;
it-квантум;
робоквантум;
нейроквантум;
дополнительная виртуальная реальность.
Срок осуществления деятельности и дата присвоения статуса:
2017-2019 годы, далее бессрочно.
Формы государственной (муниципальной) поддержки, в случае ее предоставления:
1) субсидии на выполнение государственного задания в рамках программно-целевого планирования (государственная программа Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556);
2) гранты на развитие дополнительного образования в Республике Хакасия (государственная программа Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556).
Нормативное правовое обеспечение деятельности республиканского детского технопарка "Кванториум":
постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков";
постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2015 N 831 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2013 - 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков, в рамках подпрограммы "Индустриальные парки" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
Методические рекомендации "О предмете деятельности, целях, задачах технопарка, структуре, управлении, имуществе и средствах, земельном участке, инженерной структуре и перечне услуг резидентов технопарков", утвержденные протоколом Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий при Правительстве Российской Федерации от 22.07.2014 N 18077-вн;
Национальный стандарт технопарков Российской Федерации "Технопарки. Требования" (ГОСТ Р 56425-2015)
Закон Республики Хакасия от 29.12.2011 N 143-ЗРХ "Об утверждении Программы "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы";
Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия";
постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)";
постановление Правительства Республики Хакасия от 26.08.2015 N 441 "Об утверждении методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций";
постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 05.08.2016 N 86-п "Об утверждении Комплекса мер (дорожной карты) по созданию детского технопарка, реализуемого (реализуемой) в рамках государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556";
постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 05.05.2014 N 35-п "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
распоряжение Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 05.07.2013 N 210-211 "О передаче имущества".
4. Имущественный комплекс республиканского детского технопарка "Кванториум"
Создается на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасия "Республиканский центр дополнительного образования".
Согласно пункту 1.8 Устава Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасия "Республиканский центр дополнительного образования", утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.12.2015 N 662, все имущество находится в собственности Республики Хакасия.
Таблица 1
Имущественный комплекс (недвижимое имущество)
Тип имущества |
Адрес |
Площадь |
Тип помещения |
Высота потолков |
Здание |
655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30 |
800,0 м2 |
Нежилое помещение открытого типа |
3,64 м |
Соответствие требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), - соответствует (Санитарно-эпидемиологическое заключение N 19.01.01.000.М.000006.01.14 от 21.01.2014).
Соответствует Сводам правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Таблица 2
Перечень функциональных зон технопарка
N |
Составляющие структуры |
Количество, единиц |
1 |
Учебные центры |
9 |
Лаборатория "Автоквантум" |
1 |
|
Лаборатория "Биоквантум" |
1 |
|
Лаборатория "Аэроквантум" |
1 |
|
Лаборатория "Нейроквантум" |
1 |
|
Лаборатория "Геоквантум" |
1 |
|
Лаборатория "IT-квантум" |
1 |
|
Лаборатории "Робоквантум" |
2 |
|
Лаборатория "Дополнительная виртуальная реальность" |
1 |
|
2 |
Испытательные центры, специализированные цеха |
7 |
IT-цех |
1 |
|
HiTech-цех |
1 |
|
Industry-цех |
2 |
|
Robotics-цех |
1 |
|
3 |
Интерактивный музей науки "Эспериментум" |
1 |
4 |
Коворкинг |
1 |
5 |
Площадка для тестирования устройств и механизмов |
2 |
6 |
Медиатека, зона отдыха |
1 |
7 |
Лекторий |
2 |
8 |
Кафетерий |
1 |
Требования к оснащению, зонированию и брендированию:
перечень рекомендованного оборудования, зонирование и брендирование формируется Федеральным методическим центром (Агентство стратегических инициатив) с учетом региональных особенностей совместного использования оборудования в рамках нескольких образовательных естественнонаучных и технических направлений (приложение 1).
5. Интеллектуальные и бизнес партнеры республиканского детского технопарка "Кванториум"
Таблица 3
N п/п |
Наименование организации |
1 |
ОАО "РУСАЛ", Саяногорский алюминиевый завод |
2 |
Фонд "Вольное дело" Олега Дерипаска |
3 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" |
4 |
Хакасский технический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский федеральный университет" |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Опыт выполнения в Республике Хакасия масштабных общероссийских программ и проектов по дополнительному образованию детей в естественнонаучном и техническом направлении
В 2015/16 учебном году в Республике Хакасия услугами дополнительного образования охвачены 77,4% детей в возрасте от 5 до 18 лет, что на 6,1% больше показателя 2014/15 учебного года. В целом, несмотря на рост числа занятых детей в сфере дополнительного образования, приоритетными являются творческое и спортивное направления, тогда как техническим творчеством и робототехникой занято 7524 (9,9%) обучающихся.
В рамках кружковой системы в образовательных организациях 5,9% школьников заняты информационно-техническим творчеством и компьютерными медиатехнологиями. Несмотря на небольшой охват детей дополнительными общеобразовательными программами по робототехнике и техническому творчеству, обучающиеся достойно представили республику на VII Всероссийском молодежном робототехническом фестивале "РОБОФЕСТ-2015", заняв второе место в инженерно-технической олимпиаде школьников. Руководитель команды, Лопатина Татьяна Александровна, в конкурсе лучших проектов развития ресурсных центров "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России" стала победителем в номинации "Успешная система работы по образовательной робототехнике". Кроме этого, в сентябре 2015 года республиканская команда юных робототехников стала победителем в конкурсе "Роботосумо-2015" и заняла второе место в Сибирском конкурсе технических проектов.
В рамках реализации мероприятий государственной программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556, и в целях поддержки и развития потенциала талантливой молодежи в сфере IT-технологий, научно-техническом творчестве, робототехнике и программированию в 2015 году были предоставлены гранты девяти образовательным организациям в объеме 3000,0 тыс. рублей.
В 2015/16 учебном году в Республике Хакасия создано 13 центров по развитию роботехники и технического творчества детей, что позволило увеличить на 4,8% количество детей, занимающихся в кружках технического творчества. Для организации методического обеспечения, профессионального образования педагогов дополнительного образования на базе ГБОУ "Республиканский центр дополнительного образования" созданы Республиканский центр развития дополнительного образования в Республике Хакасия и Республиканский ресурсный центр робототехники.
Кроме того, приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 08.06.2015 N 100-723 МБОУ "Лицей" города Абакана присвоен статус региональной инновационной площадки на период до 2019 года по теме "Образовательная робототехника". Данная образовательная организация с программой развития образовательной робототехники стала федеральной инновационной площадкой, осуществляющей деятельность в сфере дополнительного образования детей на 2016 - 2020 годы (приказ Минобрнауки России от 30.12.2015 N 1563).
Таблица 4
Опыт вовлечения промышленных предприятий в деятельность образовательных организаций дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности за последние пять лет
Наименование проекта, мероприятия |
Тип участия промышленного предприятия и его объем (софинансирование, экспертное сопровождение, экскурсии, предоставление инфраструктурного объекта и т. п.) |
Количество охваченных детей |
Объем и источник финансирования проекта, мероприятия |
Основные результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Программа развития социальной инфраструктуры и поддержки гражданских инициатив "Территория РУСАЛа", с 2010 года ежегодно |
ОАО "РУСАЛ" софинансирование образовательных проектов |
4390 (за весь период реализации) |
129,9 млн рублей (за весь период реализации) |
Поддержано и реализовано 375 культурно-просветительских оздоровительных проектов некоммерческих организаций и социальных учреждений |
2. "Летняя энергетическая школа РусГидро", с 2011 года ежегодно |
ОАО "РусГидро" софинансирование образовательных проектов |
460 (за весь период реализации) |
15,9 млн рублей (за весь период реализации) |
Ежегодно слушателями школы являются учащиеся 9-11 классов: учащиеся энерго-классов и центров технического творчества РусГидро, участники и победители олимпиад по физике, лауреаты профильных школьных научных конференций и конкурсов |
3. Создание энергетических профильных классов |
ОАО "Хакасэнерго", Хакасский технический институт - филиал СФУ, сопровождение образовательного процесса, экскурсии, предоставление инфраструктурного объекта |
276 учащихся профильных классов |
- |
Организация практики, стажировок на базе крупнейшей в Сибири солнечной электростанции - Абаканской СЭС |
4. Летний лагерь "Шаг в будущее", с 2010 года ежегодно |
Хакасский технический институт - филиал СФУ, сопровождение образовательного процесса, экскурсии, предоставление инфраструктурного объекта |
360 (за весь период реализации) |
1,23 млн рублей (за весь период реализации) |
Организация лекционных и практических занятий для 60 обучающихся (ежегодно) на базе малых инновационных предприятий вуза |
5. Форум робототехников Хакасии, с 2014 года |
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, сопровождение образовательного процесса, экскурсии, предоставление инфраструктурного объекта |
более 500 (за весь период реализации) |
- |
Организация соревнований и смотров-конкурсов для учащихся с целью подготовки к региональным и всероссийским соревнованиям |
Таблица 5
Опыт выполнения в регионе масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов по тематике развития образования за последние пять лет
Наименование проекта, мероприятия |
Статус проекта, мероприятия (межрегиональный, общероссийский) |
Количество участников, в том числе из других регионов |
Объем и источник финансирования проекта, мероприятия |
Основные результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, 2014 год |
Проект в рамках реализации мероприятия ФЦПРО |
11 школ, на базе которых созданы республиканские стажировочные площадки по развитию школьного спорта, 180 чел. |
27,995 млн рублей - федеральный бюджет; 1,3 млн рублей - республиканский бюджет |
Увеличилось количество детей, занимающихся в кружках и секциях, в три раза |
Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации 2011-2013 годы |
Федеральная стажировочная площадка ФИРО в рамках реализации мероприятия ФПРО |
450 чел., в том числе 108 чел. из других регионов |
19,0 млн рублей - федеральный бюджет; 25,0 млн. руб. - республиканский бюджет |
Увеличилась доля выпускников школ, поступающих на обучение по программам среднего профессионального образования, на 11%; стажировку по работе на новом оборудовании прошли 100% педагогов учреждений профессионального образования соответствующего профиля |
Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, 2016 год |
Проект в рамках реализации мероприятия ФЦПРО |
16 школ, на базе которых созданы республиканские стажировочные площадки по развитию школьного спорта, 180 чел. |
30,1 млн .- федеральный бюджет; 15,3 млн. - республиканский бюджет |
Увеличилось количество детей, занимающихся в кружках и секциях, в два раза |
6. План работы республиканского детского технопарка "Кванториум"
Таблица 6
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок |
1 |
2 |
3 |
1. Мероприятия, направленные на создание, открытие и организацию деятельности детского технопарка | ||
1.1 |
Принятие нормативного правового акта об утверждении статуса республиканского технопарка на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасия "Республиканский центр дополнительного образования" (далее - ГБУ ДО РХ "РЦДО") |
Декабрь 2016 г. |
1.2. |
Принятие нормативного правового акта о внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556, по обеспечению целевого финансирования деятельности республиканского технопарка |
Декабрь 2016 г. |
1.5 |
Утверждение перечня образовательных естественнонаучных и технических направлений республиканского технопарка |
Декабрь 2016 г. |
2. Мероприятия, направленные на обеспечение функционирования детского технопарка в 2017 - 2019 годах | ||
2.1 |
Разработка бизнес-плана и утверждение сметы на создание технопарка (включая внебюджетные источники и механизмы софинансирования) |
Декабрь 2016 года |
2.2 |
Строительные и монтажные работы в основном здании |
Январь - сентябрь 2017 года |
2.3 |
Строительные и монтажные работы по созданию практической базы для естественнонаучных и технических образовательных практик |
Январь - сентябрь 2017 года |
2.4 |
Поставка и установка технического оборудования: технологическое оснащение учебных аудиторий; оснащение естественнонаучного практического модуля |
Январь - сентябрь 2017 года |
2.5 |
Организация образовательного процесса по техническим направлениям: Автоквантум Аэроквантум Биоквантум Геоквантум IT-квантум Робоквантум Нейроквантум Дополнительная виртуальная реальность |
2017-2019 годы |
2.6 |
Организация сезонных школ по техническим и естественнонаучным в каникулярное время |
2018, 2019 годы |
2.7 |
Организация профильных смен летнего отдыха по техническим и естественнонаучным направлениям в республиканском центре отдыха "Золотой бор" |
2017-2019 годы |
2.8 |
Создание сайта республиканского детского технопарка "Кванториум" |
Январь - май 2017 года |
3. Мероприятия по повышению квалификации педагогов технопарка | ||
3.1 |
Подготовка педагогов регионального технопарка на курсах повышения квалификации в федеральных образовательных центрах |
2017 год |
3.2 |
Подготовка педагогов регионального технопарка для работы в летних профильных сменах загородных оздоровительных лагерей |
2017 год |
3.3 |
Создание региональной программы повышения квалификации педагогов дополнительного образования по техническим и естественнонаучным направлениям |
2018, 2019 годы |
3.4 |
Проведение регионального педагогического форума педагогов дополнительного образования по техническим и естественнонаучным направлениям |
2019 год |
3.5 |
Организация стажировок и обучения экспертов JuniorSkills |
в соответствии с графиком чемпионатов рабочих профессий по стандартам WorldSkills и JuniorSkills в субъектах Российской федерации |
4. Мероприятия, направленные на обеспечение участия обучающихся детского технопарка в возрасте от 10 до 17 лет в мероприятиях, проводимых в рамках проекта "JuniorSkills" по стандартам "WorldSkills" | ||
4.1 |
Разработка и утверждение дорожной карты по развитию проекта JuniorSkills на территории Республики Хакасия |
2016 год |
4.2 |
Создание Регионального координационного центра развития движения JuniorSkills в Республике Хакасия (далее - РКЦ) |
2016 год |
4.3 |
Разработка и утверждение положения о деятельности РКЦ |
2016 год |
4.4 |
Развитие материально-технической базы РКЦ в соответствии с требованиями стандартов JuniorSkills |
2017 год |
4.5 |
Разработка рекомендаций по обновлению основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями стандартов движения JuniorSkills |
2017 год |
4.6 |
Формирование региональной сборной для участия в чемпионатах JuniorSkills различного уровня (открытые региональные чемпионаты, финал федерального округа, Финал России) по выбранным компетенциям |
2017 год |
4.7 |
Подготовка членов сборной команды Республики Хакасия к чемпионатам JuniorSkills различного уровня (открытые региональные чемпионаты, финал федерального округа, Финал России) |
ежегодно по отдельному плану |
5. Мероприятия по разработке дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач (в том числе с участием промышленных предприятий) для проектной деятельности детей, обучающихся в детских технопарках, в 2017 - 2019 годах | ||
5.1 |
Разработка дополнительной общеобразовательной программы "Робототехника" |
2016-2019 годы |
5.2 |
Разработка дополнительных общеобразовательных программ "Автотехнологии", "Аэротехнологии", "Геоинформационные технологии" |
2016-2019 годы |
5.3 |
Разработка дополнительных общеобразовательных программ "Биотехнологии", "Нанотехнологии", "Нейротехнологии" |
2016-2019 годы |
5.4 |
Разработка дополнительных общеобразовательных программ "Промышленный дизайн", "Технологии в области энергетики" |
2016-2019 годы |
5.5 |
Разработка дополнительных общеобразовательных программ "Лазерные технологии", "Дополненная и виртуальная реальность" |
2016-2019 годы |
6. Мероприятия по подготовке к участию в конкурсах федерального и межрегионального уровней, направленных на развитие творческих способностей и интереса к научной и технической деятельности у учащихся, распространение и популяризацию научных знаний; создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных детей; по оказанию содействия в профессиональной ориентации и осознанном выборе образовательных траекторий, в том числе проведение региональных этапов | ||
6.1 |
Организация муниципальных робототехнических фестивалей "РобоФест-Хакасия" |
2016-2019 годы |
6.2 |
Организация регионального робототехнического фестиваля "РобоФест-Хакасия" |
2016-2019 годы |
6.3 |
Организация республиканских тренировочных сборов учащихся по разным направлениям "РобоФест-Сибирь" |
2016-2019 годы |
6.4 |
Участие команды от Республики Хакасия в окружном робототехническом фестивале "РобоФест-Сибирь" (РобоСиб) |
2016-2019 годы |
6.5 |
Участие команды от Республики Хакасия в Открытом чемпионате России по FIRST FTC "FTC Russia Open - 2016" |
2016-2019 годы |
6.6 |
Участие команды от Республики Хакасия во Всероссийском робототехническом фестивале "РобоФест-2016" |
2016-2019 годы |
6.7 |
Участие команды от Республики Хакасия в РобоШколе-Байкал |
2016-2019 годы |
7. Мероприятия по проектной деятельности детей, организованных детских технопарком, ключевых соревнований и конкурсных мероприятий технической и естественнонаучной направленности, в которых примут участие обучающиеся детских технопарков, а также план проведения и участия в региональных мероприятиях и фестивалях | ||
7.1 |
Проведение республиканского фестиваля технического творчества "Техносалон" |
2016-2019 годы |
7.2 |
Проведение республиканской выставки-конкурса технических проектов школьников и студентов "ТехноТворчество Хакасии" |
2016-2019 годы |
7.3 |
Проведение первенства России по автомодельному спорту в классах моделей аэросани (п. Черемушки) |
2016-2019 годы |
7.4 |
Участие во Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи "НТТМ-2016" |
2016-2019 годы |
8. Мероприятия, направленные на поддержку групп школьников численностью не менее трех человек, занимающихся на постоянной основе совместным решением одной задачи, в том числе методическое, информационное и материальное обеспечение работы команд за счет оснащения детского технопарка, а также обеспечение их участия в инженерных соревнованиях | ||
8.1 |
Разработка и реализация программ "Минитехник": дополнение действующих кружков дополнительного образования новыми образовательными естественнонаучными и техническими направлениями, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, для групп школьников численностью до трех человек |
2016-2019 годы |
8.2 |
Разработка и внедрение методических рекомендаций для обеспечения работы мини-команд |
2016 год |
8.3 |
Участие команд школьников из Республики Хакасия в инженерных соревнованиях на различных уровнях |
ежегодно, по отдельному плану |
9. Мероприятия по созданию и апробации модели функционирования детских технопарков с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики | ||
9.1 |
Реализация дополнительной общеобразовательной программы "Робототехника", создание инженерных классов |
2016-2019 годы |
9.2 |
Реализация дополнительных общеобразовательных программ по авто-, аэротехнологиям, создание регионального центра по спортивному моделированию |
2016-2019 годы |
9.3 |
Реализация дополнительных общеобразовательных программ нано- и биотехнологий на базе регионального ресурсного центра по экологическому воспитанию |
2016-2019 годы |
9.4 |
Реализация дополнительных общеобразовательных программ по энергетической безопасности, создание энергетических профильных классов |
2016-2019 годы |
9.5 |
Реализация дополнительных общеобразовательных программ "Лазерные технологии", "Дополненная и виртуальная реальность", создание студии 3D-моделирования |
2016-2019 годы |
Перечень и описание планируемых функциональных и сопутствующих зон республиканского детского технопарка "Кванториум"
Республиканский детский технопарк "Кванториум" размещается на территории в 800,0 м2 и предполагает наличие 23 помещений (таблица 7).
Таблица 7
N |
Составляющие структуры |
Количество, единиц |
1 |
Учебные центры |
9 |
1.1 |
Лаборатория "Автоквантум" |
1 |
1.2 |
Лаборатория "Биоквантум" |
1 |
1.3 |
Лаборатория "Аэроквантум" |
1 |
1.4 |
Лаборатория "Нейроквантум" |
1 |
1.5 |
Лаборатория "Геоквантум" |
1 |
1.6 |
Лаборатория "IT-квантум" |
1 |
1.7 |
Лаборатории "Робоквантум" |
2 |
1.8 |
Лаборатория "Дополнительная виртуальная реальность" |
1 |
2 |
Испытательные центры, специализированные цеха |
7 |
2.1 |
IT-цех |
1 |
2.2 |
HiTech-цех |
1 |
2.3 |
Industry-цех |
2 |
2.4 |
Robotics-цех |
1 |
3 |
Интерактивный музей науки "Эспериментум" |
1 |
4 |
Коворкинг |
1 |
5 |
Площадка для тестирования устройств и механизмов |
2 |
6 |
Медиатека/зона отдыха |
1 |
7 |
Лекторий |
1 |
8 |
Кафетерий |
1 |
Два помещения выделены под "Аэроквантум", в которых располагаются лаборатория для испытаний и учебная зона для теоретических занятий и моделирования. В проектной траектории "Аэроквантум" команды работают над собственными проектами и решают инженерные задачи по проектированию, сборке и коммерческому применению беспилотных летательных аппаратов.
"IT-квантум" размещается в одном помещении, в котором проводятся как теоретические, так и практические и исследовательские работы. Интенсивность развития сферы IT - одно из приоритетных направлений развития России. В рамках "IT-квантума" дети объединяются в команды IT-аналитиков: они знакомятся с законодательством в сфере IT, получают представление об ответственности в сфере информационной безопасности. Команды изучают операционные системы, сети и программное обеспечение для выявления их уязвимостей для незаконного проникновения и использования.
Для лабораторий "Биоквантум" и "Нейроквантум" выделены отдельные помещения, оборудованные для проведения теоретических, практических, лабораторных, исследовательских занятий. В рамках данного образовательного направления дети смогут попробовать свои силы в качестве начинающего исследователя. Лаборатория "Биоквантум" оснащена современными приборами, позволяющими синтезировать, модифицировать и изучать материалы на микро- и наноуровнях: это сканирующий зондовый микроскоп СЗМ Nanoedukator, ph-метр, спектрофотометр, оптические микроскопы исследовательского класса (прямой, инвертированный, металлографический), муфельная печь, магнитные мешалки, водяные бани, источники питания, сушильный шкаф и многое другое. Учащиеся могут предложить свои идеи технологического применения различных материалов, методов их получения или функционального улучшения.
Зона "Робоквантума" представлена двумя лабораториями и направлена на формирование навыков конструирования машин и механизмов. В одной аудитории команды детей могут проводить разработку и обсуждение нового проекта, а также осуществлять конструирование моделей, их апробацию и проводить соревнования построенных моделей. Учащиеся проектной траектории "Робоквантум" учатся настраивать беспроводное аппаратное обеспечение, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером, используя промышленные средства программирования, осваивают передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получают практические навыки их применения, учатся понимать принципы работы, возможности и ограничения технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; развивают лидерские качества и аналитическое мышление.
В состав помещений детского технопарка "Кванториум" включено 5 HiTech цехов - производственные помещения общего пользования, основной целью которых является создание комфортных условий для моделирования и конструирования. HiTech цеха спроектированы с учетом оптимизации используемого оборудования всеми технологическими направлениями образовательного процесса и оснащены высокоточным оборудованием, от станков до микроскопов, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов, призваны создать среду для ускоренного технического развития детей.
Помимо помещений, в которых располагаются кванты, республиканский детский технопарк "Кванториум" включает коворкинг, лекториум, медиотеку с зоной отдыха, помещение - серверную, два помещения для расположения в них гардеробных, буфетное помещение и фойе с зоной для встречи учащихся и гостей технопарка.
Эффекты от реализации проекта
Прямые эффекты:
общий охват не менее 1000 человек в год на бесплатной основе дополнительными общеобразовательными программами;
подготовка и повышение квалификации 100% педагогов дополнительного образования (не менее двух преподавателей по каждому направлению научно-технической направленности, реализуемому в детском технопарке, прошедших повышение квалификации);
Создание 10 групп школьников численностью не менее трех человек, занимающихся на постоянной основе совместным решением одной задачи, составление плана участия в инженерных соревнованиях, олимпиадах, фестивалях и прочих мероприятиях данной направленности.
В результате последовательного прохождения всех этапов реализации Концепции будет сформирована целостная система технического творчества в Республике Хакасия, запущены механизмы ее развития. Региональным ресурсным центром в данной системе станет детский технопарк "Кванториум".
Такая система технического творчества в Республике Хакасия будет отвечать социальному заказу по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности в условиях, когда к профессиональным навыкам работника предъявляются повышенные требования.
Ожидаемые результаты:
для обучающихся и их родителей:
расширение спектра направлений развития системы технического творчества в региональном образовании;
развитие новых форм востребованного интеллектуального и практико-ориентированного обучения по программам;
реализация образовательными организациями системы технического творчества современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике;
обеспечение информационной прозрачности системы технического творчества в регионе и широкая доступность образовательных программ технического творчества;
сформированная система выявления, поддержки и развития детской одаренности в сфере технического творчества, основанная на взаимодействии организаций общего, дополнительного и профессионального образования;
для педагогических работников:
улучшение материально-технического обеспечения объединений технической направленности;
совершенствование системы повышения квалификации;
возможность творческого и профессионального общения в рамках единой образовательной среды;
расширение возможностей для постоянного творческого профессионального роста и развития;
для образовательных организаций:
укрепление и обновление материально-технической базы;
повышение результативности деятельности организаций;
расширение форм сотрудничества с социальными партнерами, промышленными предприятиями, представителями бизнес-сообщества.
Показатели (индикаторы) эффективности:
качественные:
увеличение численности обучающихся, занятых различными формами технического творчества;
увеличение количества региональных учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий;
увеличение количества обучающихся, ежегодно принимающих участие в учебно-исследовательских конференциях, научно-технических, спортивно-технических мероприятиях регионального, межрегионального и всероссийского уровней;
увеличение доли общего состава педагогических работников, прошедших повышение квалификации по направлениям технического творчества;
увеличение доли оборудования, соответствующего современным требованиям организации учебного процесса технической направленности для обновления учебно-технической базы образовательных организаций;
количественные указаны в таблице 8.
Таблица 8
N |
Наименование индикатора, показателя |
Значение индикатора/показателя |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся в детском технопарке по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации , человек |
- |
1000 |
1000 |
1000 |
2 |
Доля педагогов, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, работающих в детском технопарке, процентов ежегодно |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
Количество проектов, реализованных детьми, обучающимися в детском технопарке, представленных на региональных и федеральных отчетных мероприятиях по презентации результатов проектной деятельности, единиц |
- |
40 |
40 |
40 |
4 |
Количество детей, принявших участие в публичных мероприятиях детского технопарка, человек |
- |
3000 |
3000 |
3000 |
5 |
Количество внедренных дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей, единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
Количество групп школьников численностью не менее трех человек, на постоянной основе реализующих инженерные проекты на базе технопарка, единиц |
15 |
15 |
15 |
15 |
7 |
Количество проведенных инженерных хакатонов (форум разработчиков, во время которого школьники, развивающие навыки в разных областях разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры) сообща работают над решением какой-либо задачи), региональных этапов инженерных соревнований, ключевых соревнований и конкурсных мероприятий технической и естественно-научной направленности, в которых примут участие обучающиеся детских технопарков, единиц |
10 |
10 |
10 |
10 |
8 |
Количество публичных мероприятий по проектной деятельности детей, организованных детским технопарком, единиц |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
Количество инженерных школьных команд, принявших участие в инженерных соревнованиях, единиц |
20 |
20 |
20 |
20 |
10 |
Количество инженерных школьных команд, прошедших в полуфинал и (или) финал региональных или российских инженерных соревнований и отправленных принимать участие в очных этапах соревнований, единиц |
3 |
3 |
3 |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.