Правительство Республики Хакасия постановляет:
Внести в государственную программу Республики Хакасия "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия (2014 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 623 ("Вестник Хакасии", 2013, N 77; 2014, N 26, N 53, N 61, N 68, N 96; 2015, N 32, N 87; 2016, N 9, N 18; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 27.04.2015, N 1900201504270002; 30.07.2015, N 1900201507300004; 02.12.2015, N 1900201512020001; 26.02.2016, N 1900201602260003), следующие изменения:
1) паспорта программы, подпрограммы 1 и подпрограммы 2 изложить в следующей редакции:
"Паспорт
государственной программы Республики Хакасия "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия (2014 - 2020 годы)"
Паспорт
подпрограммы 1 "Развитие и использование сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых Республики Хакасия"
Паспорт
подпрограммы 2 "Сохранение и воспроизводство природных ресурсов на территории Республики Хакасия, за исключением природных ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также сохранение объектов животного мира, их биологического разнообразия и генетического фонда на базе ГБУ РХ "Центр живой природы" (2014 - 2020 годы)"
2) в паспорте подпрограммы 3:
позицию "Ответственный исполнитель" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия"; |
позицию "Объемы бюджетных ассигнований" изложить в следующей редакции
"Объемы бюджетных ассигнований |
- |
869147,0 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 191757,0 тыс. рублей; республиканский бюджет Республики Хакасия - 677390,0 тыс. рублей; 2014 год - 142691,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 17463,0 тыс. рублей, республиканский бюджет Республики Хакасия - 125228,0 тыс. рублей; 2015 год - 141660,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 25408,0 тыс. рублей, республиканский бюджет Республики Хакасия - 116252,0 тыс. рублей; 2016 год - 188250,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 38509,0 тыс. рублей, республиканский бюджет Республики Хакасия - 149741,0 тыс. рублей; 2017 год - 133026,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 36054,0 тыс. рублей, республиканский бюджет Республики Хакасия - 96972,0 тыс. рублей; 2018 год - 84960,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 32166,0 тыс. рублей республиканский бюджет Республики Хакасия - 52794,0 тыс. рублей; 2019 год - 94951,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 42157,0 тыс. рублей республиканский бюджет Республики Хакасия - 52794,0 тыс. рублей; 2020 год - 83609,0 тыс. рублей, в том числе: республиканский бюджет Республики Хакасия - 83609,0 тыс. рублей"; |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5) в паспорте подпрограммы 4:
позицию "Ответственный исполнитель" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия"; |
позицию "Объемы бюджетных ассигнований" изложить в следующей редакции:
"Объемы бюджетных ассигнований |
- |
2121,0 тыс. рублей, из них: 2014 год - 267,0 тыс. рублей; 2015 год - 274,0 тыс. рублей; 2016 год - 110,0 тыс. рублей; 2017 год - 490,0 тыс. рублей; 2018 год - 245,0 тыс. рублей; 2019 год - 245,0 тыс. рублей; 2020 год - 490,0 тыс. рублей"; |
позицию "Целевые показатели" изложить в следующей редакции:
"Целевые показатели |
- |
показатель 4.1 "Количество проб в рамках проведения экологического мониторинга": 2014 год - 50 единиц; показатель 4.2 "Количество определяемых показателей в рамках проведения экологического мониторинга": 2017 год - 5 единиц; 2018 год - 3 единицы; 2019 год - 3 единицы; 2020 год - 5 единиц"; |
позицию "Ожидаемые результаты реализации" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые результаты реализации |
- |
количество проб в рамках проведения экологического мониторинга - 50 единиц; количество определяемых показателей в рамках проведения экологического мониторинга - 16 единиц"; |
6) паспорт подпрограммы 5 изложить в следующей редакции:
"Паспорт
подпрограммы 5 "Развитие системы экологического образования и просвещения на территории Республики Хакасия на 2014 - 2020 годы"
7) в паспорте подпрограммы 6:
позицию "Ответственный исполнитель" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия"; |
позицию "Целевые показатели" паспорта изложить в следующей редакции:
"Целевые показатели |
- |
показатель 6.1 "Доля органов исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющих раздельный сбор отходов": 2017 год - до 100%; 2018 год - до 100%; 2019 год - до 100% 2020 год - до 100%; показатель 6.2 "Объем привлеченных финансовых ресурсов через механизмы субсидирования затрат на создание объектов по обращению с отходами": 2017 год - 3000,0 тыс. рублей/год; 2018 год - 1500,0 тыс. рублей/год; 2019 год - 1500,0 тыс. рублей/год; 2020 год - 5000,0 тыс. рублей/год; показатель 6.3 "Процент выполненных работ от общего объема запланированных работ строительства (нарастающим итогом)": 2017 год - 50%; 2018 год - 75%; 2019 год - 100%; показатель 6.4 "Площадь ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов, в том числе бесхозяйных": 2020 год - 10 га/год; показатель 6.5 "Количество подготовленных информационных материалов": 2016 год - 500 единиц/год; 2017 год - 500 единиц/год; 2018 год - 500 единиц/год; 2019 год - 500 единиц/год; 2020 год - 500 единиц/год"; |
позиции "Объемы бюджетных ассигнований", "Ожидаемые результаты" изложить в следующей редакции:
"Объемы бюджетных ассигнований |
- |
56442,0 тыс. рублей, из них: республиканский бюджет Республики Хакасия - 56442,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 15772,0 тыс. рублей; 2014 год - 4272,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 4272,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 4272,0 тыс. рублей; 2016 год - 4936,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 4936,0 тыс. рублей; 2017 год - 10200,0 тыс. рублей, в том числе: республиканский бюджет Республики Хакасия - 10200,0 тыс. рублей; 2018 год - 8300,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 8300,0 тыс. рублей; 2019 год - 12034,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 12034,0 тыс. рублей; 2020 год - 16700,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 16700,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 11500,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации |
- |
осуществление органами исполнительной власти Республики Хакасия раздельного сбора отходов - до 100%; привлечение финансовых ресурсов через механизмы субсидирования затрат на создание объектов по обращению с отходами - 13000,0 тыс. рублей; выполнение работ от общего объема запланированных работ строительства - 100%; площадь ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов, в том числе бесхозяйных, - до 10 га; подготовка информационных материалов - 2500 единиц"; |
8) в паспорте подпрограммы 7:
позицию "Ответственный исполнитель" изложить в следующей редакции:
"Ответственный исполнитель |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия"; |
позицию "Целевые показатели" изложить в следующей редакции:
"Целевые показатели |
- |
показатель 7.1 "Доля выполненных мероприятий государственной программы от общего количества мероприятий, установленных планом": 2016 год - 100%; 2017 год - 100%; 2018 год - 100%; 2019 год - 100%; 2020 год - 100%; показатель 7.2 "Количество специалистов, прошедших переподготовку и повышение квалификации": 2016 год - 9 единиц/год; 2017 год - 9 единица/год; 2018 год - 25 единиц/год; 2019 год - 12 единиц/год; 2020 год - 9 единиц/год"; |
позицию "Объемы бюджетных ассигнований" изложить в следующей редакции:
"Объемы бюджетных ассигнований |
- |
306703,0 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 28496,0 тыс. рублей; республиканский бюджет Республики Хакасия - 278207,0 тыс. рублей. 2016 год - 74797,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 5084,0 тыс. рублей, республиканский бюджет Республики Хакасия - 69713,0 тыс. рублей; 2017 год - 76435,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 7804,0 тыс. рублей; республиканский бюджет Республики Хакасия - 68631,0 тыс. рублей; 2018 год - 53412,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 7804,0 тыс. рублей; республиканский бюджет Республики Хакасия - 45608,0 тыс. рублей; 2019 год - 53412,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 7804,0 тыс. рублей; республиканский бюджет Республики Хакасия - 45608,0 тыс. рублей; 2020 год - 48647,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 48647,0 тыс. рублей"; |
9) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе анализ основных проблем и прогноз ее развития
Одним из ключевых направлений развития Республики Хакасия является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие Республики Хакасия могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Государственная программа Республики Хакасия "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия (2014 - 2020 годы)" (далее - Государственная программа) содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и недропользования на территории Республики Хакасия, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Республики Хакасия от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр Республики Хакасия.
В целом для Республики Хакасия характерны те же экологические проблемы, что и для других регионов России: нерешенные вопросы утилизации отходов производства и потребления, рост антропогенного воздействия на животный и растительный мир, загрязнение атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами.
Анализ состояния окружающей среды в Республике Хакасия, по данным государственных докладов "О состоянии окружающей среды Республики Хакасия в 2012 году" и "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Хакасия в 2012 году" природоохранных, санитарно-эпидемиологических органов, позволяет сделать вывод о негативных тенденциях изменения показателей ее качества.
Развитие системы обращения с отходами является одним из приоритетных показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан.
Увеличение объемов образующихся отходов, которые нарастают темпами, опережающими их переработку и обезвреживание, является на сегодняшний день актуальной проблемой как для всей России, так и для Республики Хакасия. Ежегодно на территории Республики Хакасия образуется более 100 млн тонн отходов всех классов опасности, однако вторичной переработке подвергается лишь их небольшая доля. Захоронение неотсортированных отходов ведет к потере до 90 процентов полезной продукции, обладающей большим ресурсным потенциалом. Преобладание ликвидации отходов посредством захоронения и нарушение экологических требований при их размещении ведут к загрязнению и захламлению земель, загрязнению верхних водоносных горизонтов, выделению биогаза, что может привести к самовозгоранию. В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на окружающую среду.
В системе обращения с отходами существует ряд проблем, требующих решения: несанкционированное размещение отходов; отсутствие региональной (муниципальной) системы учета твердых коммунальных отходов и их движения, генеральных схем очистки муниципалитетов; недостаточность и технологическая отсталость инфраструктуры обращения с отходами.
Кроме того, остро стоит вопрос утилизации биологических отходов, около 80% скотомогильников не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам, при этом данные объекты могут являться источниками опасных инфекционных заболеваний, представляющих опасность как для животных, так и для человека.
Эти проблемы невозможно решить без централизованного участия государственных органов, уполномоченных в области обращения с отходами.
За последние годы уровень загрязнения большинства водных объектов не претерпевает существенных изменений. Случаи ухудшения качества воды зачастую обусловлены антропогенной нагрузкой и гидрометеорологическими условиями. Отсутствие региональной сети мониторинга водных объектов не позволяет в полной мере оценить и проследить воздействие источников загрязняющих веществ на водные объекты. Также на территории Республики Хакасия в области охраны поверхностных водных объектов требуют решения такие проблемы, как отсутствие надлежащего технического учета поступающих в водные объекты сточных вод, технологических регламентов очистных сооружений и неэффективная очистка сточных вод на действующих очистных сооружениях.
Для изменения сложившейся ситуации в области охраны водных объектов в Республике Хакасия необходимо использование программно-целевого метода на региональном уровне.
В воздушный бассейн городов Республики Хакасия с выбросами промышленных предприятий, транспорта и других источников загрязнения поступают тысячи тонн загрязняющих веществ, которые оказывают неблагоприятное влияние на состояние окружающей среды, ухудшают условия проживания.
По климатическим особенностям Республика Хакасия относится к зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосферы, который характеризуется частой повторяемостью штилей и приземных инверсий, что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере.
Оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики Хакасия складывается из данных лабораторных исследований Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия") в рамках проведения государственного надзора и мониторинга и данных Хакасского центра по гидрометеорологии и мониторингу - филиала ФГБУ "Среднесибирское УГМС", осуществляющего лабораторный контроль атмосферного воздуха в городах Абакане, Черногорске, Саяногорске на четырех стационарных постах. Существующая система мониторинга качества атмосферного воздуха не позволяет в полной мере оценить воздействие загрязнения на здоровье населения всей Республики Хакасия, поскольку в других населенных пунктах отсутствуют посты системы наблюдения. Отсутствие достоверной информации о высоком загрязнении воздуха не позволяет принимать предусмотренные законодательством меры по защите населения при неблагоприятных метеорологических условиях, чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха. В настоящее время данные полномочия реализуются в недостаточной мере, поскольку отсутствует региональная сеть мониторинга за состоянием атмосферы.
В целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации) предусмотрено осуществление регионального экоаналитического лабораторного контроля на предприятиях Республики Хакасия, за исключением предприятий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Проведение экоаналитического лабораторного контроля по сопровождению плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью контроля соблюдения природоохранного законодательства с помощью инструментальных измерений планируется осуществлять по договорам с аналитическими лабораторными центрами, имеющими соответствующую аккредитацию, по установленным расценкам и в соответствии с утвержденным планом проверок.
На территории Республики Хакасия остается недостаточным уровень состояния и эксплуатации ГТС, в результате чего сохраняется опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятными последствиями для населения.
Результаты обследования ГТС на территории Республики Хакасия свидетельствуют о том, что:
многие сооружения построены более 30 лет назад;
абсолютное большинство сооружений построено хозяйственным способом, без проекта;
проектно-сметная документация на значительную часть ГТС, построенных по проектам, утеряна их бывшими владельцами.
По учетным данным Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 01.01.2013, на территории Республики Хакасия расположено 98 ГТС и их комплексов, учитываемых по контролю и надзору за безопасностью, в том числе 58 ГТС находятся в республиканской собственности, 40 ГТС - в муниципальной собственности. Большинство из них требуют проведения ремонта (находятся в аварийном, предаварийном или неудовлетворительном состоянии). В случае их разрушения будет нанесен значительный материальный ущерб населению, объектам экономики и окружающей среде.
Минерально-сырьевая база в первую очередь призвана обеспечивать потребности экономики Республики Хакасия в различных видах природных ресурсов. Потребление минерального сырья должно осуществляться на принципах их комплексного и рационального использования, обеспечивать подготовку поисковых заделов.
Основные месторождения общераспространенных полезных ископаемых в Республике Хакасия были выявлены в пятидесятых - восьмидесятых годах прошлого столетия. Часть месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экологическим и экономическим причинам. Высокие темпы развития строительного комплекса Республики Хакасия в ближайшее время могут привести к дефициту общераспространенных полезных ископаемых. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природоресурсной базы Республики Хакасия для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранения и воспроизводства ресурсного потенциала.
По наличию проявлений (месторождений) общераспространенных полезных ископаемых Республика Хакасия занимает ведущее место среди регионов Сибири, но используется этот промышленно-сырьевой потенциал лишь в малой степени. При этом ведущую роль в области производства строительных материалов занимают месторождения песчано-гравийных материалов, относительно равномерно расположенных по территории Республики Хакасия: Абакано-Черногорский промышленный узел (месторождения Ташебинское, Калягинское, Согринское); Саяногорский промузел (месторождения Мелкоозерское, Саяногорское); Аскизский промузел (месторождения Карьерное, Усть-Есинское).
Высокие темпы развития строительного комплекса в ближайшее время могут привести к острому дефициту ряда общераспространенных полезных ископаемых. Реальный дефицит строительных песков будет ощущаться уже в 2014 году.
В Хакасии практически не изучались общераспространенные полезные ископаемые, разрабатываемые для целей производства тонковолокнистых минеральных волокон, пенобетонных блоков, удобрений и использования камня в ландшафтном дизайне, не рассматривались вопросы использования отвалов действующих горных предприятий.
Среди множества проблем по геологическому изучению общераспространенных полезных ископаемых на региональном уровне наиболее актуальными являются:
оценка состояния минерально-сырьевой базы и перспектив ее развития;
развитие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых до 2020 года;
информационно-аналитическое обеспечение системы недропользования общераспространенных полезных ископаемых.
Требуется провести комплекс работ по геологическому изучению недр, оценке обеспеченности ресурсами минерального сырья и возможности вовлечения в эксплуатацию новых участков недр, выявлению перспективных площадей распространения видов общераспространенных полезных ископаемых. Комплексный, системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального использования и охраны недр, создание информационно-аналитической системы позволят обеспечить учет и оперативное управление недропользованием.
Исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия будут обладать актуальной, своевременной и качественной информацией для принятия управленческих решений в части государственного регулирования использования минерально-сырьевых ресурсов.
Угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов является глобальной проблемой, вызванной возрастающей антропогенной нагрузкой на окружающую среду.
Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики Республики Хакасия является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без эффективно функционирующей системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).
В Хакасии организовано 13 ООПТ федерального и республиканского значения, занимающих площадь 902614,8 гектара. Общая площадь, занимаемая ООПТ регионального значения, составляет 381307 га, или 6,19% от всей территории Республики Хакасия, что ниже показателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 (7,66%). К ООПТ республиканского значения относятся один природный парк, пять государственных природных заказника и пять памятников природы.
В целях обеспечения сохранения и восстановления природных комплексов в рамках реализации Государственной программы предусмотрено расширение сети ООПТ республиканского значения. Создание новых ООПТ, установление границ признанных памятников природы позволят повысить эффективность мер территориальной охраны ценных природных объектов, а также увеличить площадь земель ООПТ Республики Хакасия.
Уровень антропогенного воздействия на объекты животного и растительного мира, наблюдаемый в Республике Хакасия, можно оценить как высокий. Это вызвано как причинами общего характера, такими как высокая плотность населения, открытость территории, так и прямым воздействием на объекты животного и растительного мира - химизацией сельского хозяйства, отходами промышленности, изъятием животных вследствие охоты и добычи водных биологических ресурсов.
Растительный и животный мир является составной частью окружающей среды и выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, активно влияющее на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей.
Особенностью объектов растительного и животного мира является их возобновляемость, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с их охраной. При истреблении, нарушении условий существования некоторые виды растительного и животного мира могут исчезнуть, и их возобновление будет невозможно.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями) одним из полномочий субъекта Российской Федерации является ведение Красной книги субъекта Российской Федерации. Мероприятия в рамках ведения Красной книги Республики Хакасия относятся к наиболее эффективным мерам по организации охраны редких представителей животного и растительного мира, сохранения и восстановления среды их обитания и произрастания.
В Красную книгу Республики Хакасия занесены 132 вида животных, из которых 23 вида отнесены к классу насекомых, 1 вид - к классу круглоротых, 8 видов - к классу костных рыб, 2 вида - к классу земноводных, 1 вид - к классу рептилий, 90 видов - к классу птиц, 17 видов - к классу млекопитающих.
В Красную книгу Российской Федерации включен 41 вид животных, обитающих на территории Республики Хакасия.
Из животных, отнесенных к охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации, в охотничьих угодьях Республики Хакасия обитают 28 видов млекопитающих и 55 видов и подвидов птиц. Из них пять видов занесены в Красную книгу Республики Хакасия.
По данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в целом по Республике Хакасия численность видов охотничьих ресурсов, особо ценных в хозяйственном отношении, с каждым годом снижается: численность косули сибирской с 2011 года сократилась почти в два раза - с 12 до 6,6 тысячи особей, марала - с 4,7 до 2,9 тысячи особей, лося - с 0,5 до 0,23 тысячи особей. Основными причинами снижения численности животных явились нерациональное использование ресурсов, высокий уровень браконьерства, хищничество волка и антропогенная нагрузка.
Для решения проблем в этом направлении следует:
привлекать общественные объединения, изготавливать и распространять наглядные материалы, информирующие о состоянии охотничьих ресурсов, способах и сроках охоты, о зонах охраны охотничьих угодий, о видах охотничьих ресурсов, запрещенных и разрешенных к добыче;
вести борьбу с хищничеством волка. Волки являются одним из сильнейших факторов негативного воздействия на копытных животных. В охотничьих угодьях, где не ведется борьба с этими хищниками, они могут изымать за год от 10% и более ресурсов диких копытных животных, что превышает устанавливаемый на год лимит добычи в несколько раз.
Для получения качественных данных о состоянии численности объектов животного мира и своевременного принятия управленческих решений по рациональному их использованию необходимо ведение государственного мониторинга и кадастра объектов животного мира, так как эти мероприятия являются самыми показательными индикаторами состояния окружающей среды.
Развитие и функционирование зоопарков в Российской Федерации является одним из значительных компонентов системы обеспечения сохранения редких и исчезающих видов диких животных, естественной агитацией бережного отношения к живой природе на общем фоне нарастающего экологического кризиса.
Однако функционирование и развитие зоопарков в Российской Федерации осложняется рядом проблем, связанных с отсутствием федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих и обеспечивающих правовые, социально-экономические, финансовые и организационные условия для развития и совершенствования деятельности зоологических парков Российской Федерации как уникальных культурно-просветительских, научно-исследовательских, природоохранных учреждений по реализации единой государственной политики и международных обязательств Российской Федерации в области сохранения биологического разнообразия.
Республиканское бюджетное учреждение Республики Хакасия "Центр живой природы" (далее - Центр живой природы) является государственным учреждением, осуществляющим сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их генетического фонда, восстановление и демонстрацию биологического разнообразия объектов живой природы, решение научно-исследовательских, эколого-просветительских и природоохранных задач на территории Республики Хакасия.
Центр живой природы является членом Евроазиатской Региональной Ассоциации Зоопарков и Аквариумов, которая была создана в 1994 году на базе Московского зоопарка для координации и объединения усилий в совершенствовании зоопарковской деятельности и развитии системы межзоопарковских связей в деле сохранения и разведения диких животных: птиц, зверей, рыб, пресмыкающихся.
Коллекция животных, содержащихся в учреждении, значительна и имеет большую государственную и научную ценность. По состоянию на 01.07.2013 в Центре живой природы демонстрируется 674 экземпляра животных 171 вида.
Из общего количества демонстрируемых Центром живой природы животных 14 видов занесены в Красную книгу Республики Хакасия, 14 видов - в Красную книгу Российской Федерации, 19 видов - в Международную Красную книгу.
Центр живой природы входит в число крупных зоопарков, действующих на территории Сибири, наряду с такими зоопарками, как Новосибирский, Красноярский, Северский (Томская область), Большереченский (Омская область), Якутский, Читинский.
В настоящее время функционирование Центра живой природы не соответствует целям и задачам, стоящим перед современными зоопарками. Основные проблемы современного состояния объектов инфраструктуры жизнеобеспечения Центра живой природы и коллекции демонстрируемых животных:
отсутствуют или находятся в аварийном состоянии необходимые по санитарным нормам объекты инфраструктуры по содержанию и обслуживанию животных;
не созданы полноценные условия содержания животных;
исключены возможности демонстрации коллекций животных в имеющемся объеме, реализация просветительских, природоохранных, научных и развлекательных функций учреждения, так как отсутствуют современные вольеры и специализированные помещения для обслуживания животных;
не отвечают санитарным и противопожарным требованиям существующие административные помещения;
отсутствует ветеринарно-клинический комплекс с соответствующим набором оборудования, что негативно сказывается на качестве содержания и сохранения коллекции животных.
Республике Хакасия как одному из природоохранных, этнографических центров Сибири необходимо создание современного высокотехнологичного парка природно-ландшафтного типа с содержанием животных в условиях, приближенных к естественным, способного в полной мере выполнять просветительские, природоохранные, научно-исследовательские задачи.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения Республики Хакасия, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды.
Государственной программой предусматривается проведение мероприятий, направленных на формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.
Итогом влияния перечисленных накопленных и текущих экологических проблем является снижение качества жизни и среды обитания, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия.
В случае роста объемов бюджетного финансирования вопросов охраны окружающей среды процесс перехода к экологически эффективному развитию существенно ускорится как за счет разработки и коммерциализации новых технологий в сфере ресурсосбережения, реализации практических мероприятий, направленных на снижение риска аварий ГТС, на образование новых ООПТ, так и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. В этом случае к 2020 году возможно существенное сокращение удельного уровня негативного воздействия отраслей, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая взаимосвязанный характер актуальных проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Хакасия, а также необходимость привлечения финансовых средств из различных источников (из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации) в связи с затратностью большинства планируемых мероприятий и продолжительностью сроков их реализации, решение обозначенных выше проблем возможно только программно-целевым методом, предполагающим ориентацию деятельности на достижение поставленных целей.
В целях обеспечения реализации мероприятий Государственной программы необходимо создание обеспечивающих механизмов для ее исполнения в соответствии с установленными сроками и задачами в рамках полномочий (функций) ответственного исполнителя государственной программы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.10.2014 N 553 "Об утверждении перечней государственных программ Республики Хакасия, предполагаемых к реализации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов" (с последующими изменениями) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия является ответственным исполнителем государственной программы.
В рамках установленных полномочий (функций), определенных Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 N 346 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия" (с последующими изменениями), Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия будут обеспечиваться условия, направленные на повышение эффективности реализации как отдельных мероприятий, так и Государственной программы в целом.";
10) в таблице 1 раздела 3 слова "Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия" заменить словами "Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия";
11) таблицу 2 раздела 4 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы
Наименование государственной программы, задачи, подпрограммы, основного мероприятия |
ГРБС (ответственный исполнитель, соисполнитель) |
Объем бюджетных ассигнований по годам, тыс. рублей |
|||||
2015 (справочно) |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия (2014 - 2020 годы)" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Государственный комитет по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия |
197175,0 |
337673,0 |
278844,0 |
183445,0 |
197170,0 |
185967,0 |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
164676,0 |
257723,0 |
199728,0 |
128355,0 |
138346,0 |
139945,0 |
|
Федеральный бюджет |
25408,0 |
38509,0 |
36054,0 |
32166,0 |
42157,0 |
0 |
|
Республиканский бюджет Республики Хакасия, в том числе |
139268,0 |
219214,0 |
163674,0 |
96189,0 |
96189,0 |
139945,0 |
|
субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11500,0 |
|
Государственный комитет по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия |
32499,0 |
78301,0 |
71116,0 |
47890,00 |
47890,0 |
46022,0 |
|
Федеральный бюджет |
239,0 |
5602,0 |
9592,0 |
9592,0 |
9592,0 |
0 |
|
Республиканский бюджет Республики Хакасия |
32260,0 |
72699,0 |
61524,0 |
38298,0 |
38298,0 |
46022,0 |
|
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия |
0 |
1649,0 |
8000,0 |
7200,0 |
10934,0 |
0 |
|
|
Республиканский бюджет Республики Хакасия |
0 |
1649,0 |
8000,0 |
7200,0 |
10934,0 |
0 |
Подпрограмма 1 "Развитие и использование сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых Республики Хакасия" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
100,0 |
200,0 |
100,0 |
50,0 |
50,0 |
0 |
Основное мероприятие 1.1 "Развитие и воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
100,0 |
200,0 |
100,0 |
50,0 |
50,0 |
0 |
Подпрограмма 2 "Сохранение и воспроизводство природных ресурсов на территории Республики Хакасия, за исключением природных ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также сохранение объектов животного мира, их биологического разнообразия и генетического фонда на базе ГБУ РХ "Центр живой природы" (2014 - 2020 годы)" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Государственный комитет по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия |
53791,0 |
67911,0 |
57593,0 |
35978,0 |
35978,0 |
35521,0 |
Основное мероприятие 2.1 "Сохранение и воспроизводство природных ресурсов" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
21292,0 |
31510,0 |
23093,0 |
14739,0 |
14739,0 |
16444,0 |
Государственный комитет по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия |
32499,0 |
36401,0 |
34500,0 |
21239,0 |
21239,0 |
19077,0 |
|
Федеральный бюджет |
239,0 |
518,0 |
1788,0 |
1788,0 |
1788,0 |
0 |
|
Республиканский бюджет Республики Хакасия |
32260,0 |
35883,0 |
32712,0 |
19451,0 |
19451,0 |
19077,0 |
|
Подпрограмма 3 "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Хакасия (2014 - 2020 годы)" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
141660,0 |
188250,0 |
133026,0 |
84960,0 |
94951,0 |
83609,0 |
Основное мероприятие 3.1 "Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
141660,0 |
175998,0 |
118201,0 |
70660,0 |
80651,0 |
83509,0 |
Федеральный бюджет |
25408,0 |
26307,0 |
22279,0 |
18391,0 |
28382,0 |
0 |
|
Республиканский бюджет Республики Хакасия |
116252,0 |
149691,0 |
95922,0 |
52269,0 |
52269,0 |
83509,0 |
|
Основное мероприятие 3.2 "Обеспечение мер по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод (ликвидация его последствий в отношении водных объектов)" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
0 |
12252,0 |
14825,0 |
14300,0 |
14300,0 |
100,0 |
Федеральный бюджет |
0 |
12202,0 |
13775,0 |
13775,0 |
13775,0 |
0 |
|
Республиканский бюджет Республики Хакасия |
0 |
50,0 |
1050,0 |
525,0 |
525,0 |
100,0 |
|
Подпрограмма 4 "Зеленый стандарт Республики Хакасия на 2014 - 2020 годы" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
274,0 |
110,0 |
490,0 |
245,0 |
245,0 |
490,0 |
Основное мероприятие 4.1 "Улучшение состояния атмосферного воздуха" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
196,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Основное мероприятие 4.2 "Осуществление экоаналитического лабораторного контроля" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
78,0 |
110,0 |
490,0 |
245,0 |
245,0 |
490,0 |
Подпрограмма 5 "Развитие системы экологического образования и просвещения на территории Республики Хакасия на 2014 - 2020 годы" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
1350,0 |
1469,0 |
1000,0 |
500,0 |
500,0 |
1000,0 |
Основное мероприятие 5.1 "Формирование экологической культуры в обществе" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
1350,0 |
1469,0 |
1000,0 |
500,0 |
500,0 |
1000,0 |
Подпрограмма 6 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Хакасия на 2014 - 2020 годы" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия |
0 |
4936,0 |
10200,0 |
8300,0 |
12034 |
16700,0 |
Основное мероприятие 6.1 "Предотвращение и снижение загрязнения окружающей среды" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
0 |
3287,0 |
2200,0 |
1100,0 |
1100,0 |
16700,0 |
в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11500,0 |
|
Основное мероприятие 6.2 "Обеспечение экологической безопасности населения" |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия |
0 |
1649,0 |
8000,0 |
7200,0 |
10934,0 |
0 |
Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Государственный комитет по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия |
0 |
74797,0 |
76435,0 |
53412,0 |
53412,0 |
48647,0 |
Основное мероприятие 7.1 "Осуществление государственных функций в сфере охраны окружающей среды" |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
0 |
32897,0 |
39819,0 |
26761,0 |
26761,0 |
21702,0 |
Государственный комитет по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия |
|
41900,0 |
36616,0 |
26651,0 |
26651,0 |
26945,0 |
|
Республиканский бюджет Республики Хакасия |
0 |
36816,0 |
28812,0 |
18847,0 |
18847,0 |
26945,0 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
5084,0 |
7804,0 |
7804,0 |
7804,0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
"; |
12) таблицу 3 раздела 5 изложить в следующей редакции:
"Таблица 3
Глава Республики Хакасия - |
В. Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2016 г. N 679 "О внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия (2014 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 623"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 января 2017 г. N 1900201701060015