Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к муниципальной программе
"Культура Бейского района
на 2014 - 2016 годы"
Подпрограмма
"Развитие хакасского языка, литературы и культуры в Бейском районе на 2014 г."
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Развитие хакасского языка, литературы и культуры в Бейском районе на 2014 г." |
Муниципальный заказчик |
Администрация Бейского района Республики Хакасия |
Цель |
Создание условий для сохранения и развития хакасского языка в Бейском районе |
Задачи |
- обеспечение функционирования и развития хакасского языка как одного из государственных языков Республики Хакасия; - расширение функций хакасского языка как государственного языка Республики Хакасия; - создание условий для реализации потребности полиэтнического сообщества в реальном двуязычии и многоязычии; - сохранение и развитие культуры хакасского народа в Бейском районе |
Показатели результативности |
- увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих хакасский язык, на 5% (с 90% до 95%) |
Объемы и источники финансирования |
Источник финансирования- местный бюджет 2014 год финансирование отсутствует |
Сроки реализации |
2014 год |
Ожидаемые конечные результаты |
- увеличится доля учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих хакасский язык до 95%; - ежегодное проведение мероприятий, направленных на популяризацию хакасского языка, посредством организации научно-практических конференций, олимпиад, фестивалей и конкурсов |
Система контроля за исполнением |
Администрация Бейского района |
1. Характеристика проблемы
Кружковая работа по хакасскому языку, литературе и культуре имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание языка, литературы и культуры, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры других стран и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей малой Родины. Кружковая работа- это один из способов интенсификации учебно- воспитательного процесса по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Педагог может выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Целями кружковой работы по хакасскому языку являются:
- расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении коммуникативной деятельностью;
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально - волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по хакасскому языку решает такие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на занятиях;
- помощь ребенку в формировании мировоззрения;
- развитие его творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края, толерантности к культуре других носителей языка.
Во внеклассной кружковой работе по хакасскому языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. В частности, исследовательский и частично- поисковый методы, в поисковых играх, в играх по обмену и сбору информации при проведении экскурсий, подготовке праздников.
Итогом деятельности кружковой работы по хакасскому языку будет:
* увеличение количества учащихся, изучающих хакасский язык;
* повышение качества обучения учащихся по хакасскому языку и литературе;
* активное участие учащихся в олимпиадах по хакасскому языку и литературе различного уровня (школьного, районного, республиканского и т.д.);
- активное участие учащихся в мероприятиях, посвященных культуре, литературе родного края различного уровня (школьного, районного, республиканского);
- увеличение числа учащихся, участвующих в публикации детских работ на хакасском языке в средствах массовой информации.
В районе хакасский язык и литература изучается как самостоятельный предмет в 11 образовательных учреждениях, в 3-х ведется факультативно. Количество детей хакасской национальности составляет 498 учащихся, из них изучают хакасский язык 448 учащихся, что составляет 90% . Данный процент охвата детей изучением родного языка остается стабильным уже в течение длительного времени. В Бейской средней школе в начальном звене ведется факультативное изучение хакасского языка (10 учащихся), в основной школе 14 учеников язык не изучают. В Кирбинской средней школе учащиеся изучают язык в основной школе (11), а начальной (8 детей) - не изучают. В Бондаревской средней школе учащиеся в начальном звене не изучают родной язык (10 учащихся), в среднем и старшем звене изучением охвачены все учащиеся. В Бейской специальной (коррекционной) школе-интернате 45 учащихся не имеют возможности изучать язык в связи с тем, что учитель родного языка находится в отпуске по уходу за ребенком.
В дошкольном образовательном учреждении (Куйбышевский детский сад) 100% воспитанников изучают хакасский язык.
Учащиеся образовательных учреждений района на 100% обеспечены новыми бесплатными современными учебными пособиями и учебниками хакасского языка и литературы во всех классах. Учащиеся ежегодно принимают участие в республиканских и районных научно-практических конференциях, муниципальных и районных предметных олимпиадах школьников, в районных и республиканских Днях тюркской письменности и культуры. Занимают призовые места, становятся победителями и призерами предметных олимпиад по хакасскому языку. Ежегодно учащиеся на республиканском этапе олимпиады по хакасскому языку и литературе занимают призовые места. В 2010 году 2 призовых места: один победитель -учащийся Большемонокской школы, один призер - учащийся Красноключинской школы, в 2011 году 2 призовых места: 2 призера из Красноключинской и Куйбышевской школ.
Учащиеся школ принимают участие в научно-педагогических чтениях, печатаются в республиканской газете "Хабар" рубрике "Хола Пыргычах".
В образовательных учреждениях работает 49 учителей хакасского языка, с высшим профессиональным образованием 43 человека (88%), со средним профессиональным - 6. С высшей категорией - 1 педагог, с 1 категорией - 12, со второй - 11 (49% учителей хакасского языка имеют квалификационные категории). Чебодаева К.С. учитель Куйбышевской школы вошла в список лучших учителей Российской Федерации. Все учителя своевременно проходят курсы повышения квалификации при ХРИПК и ПРО 1 раз в пять лет. Более половины учителей хакасского языка ежегодно проходят проблемные краткосрочные курсы. Являются активными участниками научно-практических конференций, педагогических чтений. Учителя активные участники муниципальных и республиканских профессиональных конкурсов. Так, учитель Шалгиновской школы Боргоякова Е.И. стала победителем муниципального конкурса "Учитель года 2010", Миндибеков Д.А. учитель У-Киндирлинской школы стал призером. В республиканском конкурсе учителей хакасского языка - 2010 Чебодаева К.С., учитель Куйбышевской средней школы заняла 2 место. 10% педагогов награждены ведомственными наградами (2 - имеют нагрудный знак "Почетный работник общего образования", 2- награждены Почетными грамотами РФ).
В образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные Международному дню родных языков, которые отмечает ЮНЕСКО. В феврале прошел муниципальный этап республиканского конкурса учителей хакасского языка 2011.
Несмотря на принимаемые меры, проблемы в сохранении и развитии хакасского языка сохраняются: ограничения функционирования хакасского языка во всех сферах; сокращение количества хакасов, владеющих родным языком, старение кадров. В образовательные учреждения в 2011 году необходимы учителя начальных классов, с правом преподавания хакасского языка. В Куйбышевскую общеобразовательную школу-интернат требуются 4 учителя начальных классов.
Целесообразность решения проблем обусловлена необходимостью расширения функций, сохранения и развития хакасского языка как одного из государственных языков Республики Хакасия; обеспечения условий для изучения родных языков народами, компактно проживающими на территории района, привлечение молодых специалистов с правом преподавания хакасского языка для работы в школах района.
3. Цель и задачи
Целью подпрограммы является создание условий для сохранения и развития хакасского языка, культуры.
Для достижения названной цели подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- расширение функций хакасского языка как одного из государственных языков Республики Хакасия;
- создание условий для реализации потребности в изучении хакасского языка;
- развитие музейной и этнопедагогики, прикладного творчества;
- гармонизация межнациональных отношений в районе;
- комплектование школ молодыми специалистами с правом преподавания хакасского языка.
3. Перечень подпрограммных мероприятий
N |
Мероприятия |
Код / Срок реализации |
Муниципальный бюджет (тыс. руб.) |
Ответственные |
2014 год | ||||
Республиканские мероприятия | ||||
1 |
Участие в республиканской олимпиаде по хакасскому языку и литературе для учащихся общеобразовательных учреждений |
340 Январь |
* |
Управление образования |
2 |
Участие в республиканской заочной олимпиады по культуре народов Республике Хакасия "Хыйгачахтар" |
340 март |
* |
Управление образования |
3 |
Участие в республиканском конкурсе учителей хакасского языка |
340 апрель |
* |
Управление образования |
4 |
Участие в республиканском конкурсе "Очы Пайрам" |
340 май |
* |
Управление образования |
5 |
Участие в республиканских мероприятиях в рамках проведения Дней тюркской письменности и культуры, в том числе: - конкурс выразительного чтения произведений тюркского устного и литературного народного творчества; - конкурс исполнителей музыкальных про |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.