Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к муниципальной программе
"Культура Бейского района
на 2014 - 2016 годы"
Подпрограмма
"Развитие хакасского языка, литературы и культуры в Бейском районе на 2014 г."
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Развитие хакасского языка, литературы и культуры в Бейском районе на 2014 г." |
Муниципальный заказчик |
Администрация Бейского района Республики Хакасия |
Цель |
Создание условий для сохранения и развития хакасского языка в Бейском районе |
Задачи |
- обеспечение функционирования и развития хакасского языка как одного из государственных языков Республики Хакасия; - расширение функций хакасского языка как государственного языка Республики Хакасия; - создание условий для реализации потребности полиэтнического сообщества в реальном двуязычии и многоязычии; - сохранение и развитие культуры хакасского народа в Бейском районе |
Показатели результативности |
- увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих хакасский язык, на 5% (с 90% до 95%) |
Объемы и источники финансирования |
Источник финансирования- местный бюджет 2014 год финансирование отсутствует |
Сроки реализации |
2014 год |
Ожидаемые конечные результаты |
- увеличится доля учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих хакасский язык до 95%; - ежегодное проведение мероприятий, направленных на популяризацию хакасского языка, посредством организации научно-практических конференций, олимпиад, фестивалей и конкурсов |
Система контроля за исполнением |
Администрация Бейского района |
1. Характеристика проблемы
Кружковая работа по хакасскому языку, литературе и культуре имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание языка, литературы и культуры, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры других стран и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей малой Родины. Кружковая работа- это один из способов интенсификации учебно- воспитательного процесса по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Педагог может выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Целями кружковой работы по хакасскому языку являются:
- расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении коммуникативной деятельностью;
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально - волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по хакасскому языку решает такие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на занятиях;
- помощь ребенку в формировании мировоззрения;
- развитие его творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края, толерантности к культуре других носителей языка.
Во внеклассной кружковой работе по хакасскому языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. В частности, исследовательский и частично- поисковый методы, в поисковых играх, в играх по обмену и сбору информации при проведении экскурсий, подготовке праздников.
Итогом деятельности кружковой работы по хакасскому языку будет:
* увеличение количества учащихся, изучающих хакасский язык;
* повышение качества обучения учащихся по хакасскому языку и литературе;
* активное участие учащихся в олимпиадах по хакасскому языку и литературе различного уровня (школьного, районного, республиканского и т.д.);
- активное участие учащихся в мероприятиях, посвященных культуре, литературе родного края различного уровня (школьного, районного, республиканского);
- увеличение числа учащихся, участвующих в публикации детских работ на хакасском языке в средствах массовой информации.
В районе хакасский язык и литература изучается как самостоятельный предмет в 11 образовательных учреждениях, в 3-х ведется факультативно. Количество детей хакасской национальности составляет 498 учащихся, из них изучают хакасский язык 448 учащихся, что составляет 90% . Данный процент охвата детей изучением родного языка остается стабильным уже в течение длительного времени. В Бейской средней школе в начальном звене ведется факультативное изучение хакасского языка (10 учащихся), в основной школе 14 учеников язык не изучают. В Кирбинской средней школе учащиеся изучают язык в основной школе (11), а начальной (8 детей) - не изучают. В Бондаревской средней школе учащиеся в начальном звене не изучают родной язык (10 учащихся), в среднем и старшем звене изучением охвачены все учащиеся. В Бейской специальной (коррекционной) школе-интернате 45 учащихся не имеют возможности изучать язык в связи с тем, что учитель родного языка находится в отпуске по уходу за ребенком.
В дошкольном образовательном учреждении (Куйбышевский детский сад) 100% воспитанников изучают хакасский язык.
Учащиеся образовательных учреждений района на 100% обеспечены новыми бесплатными современными учебными пособиями и учебниками хакасского языка и литературы во всех классах. Учащиеся ежегодно принимают участие в республиканских и районных научно-практических конференциях, муниципальных и районных предметных олимпиадах школьников, в районных и республиканских Днях тюркской письменности и культуры. Занимают призовые места, становятся победителями и призерами предметных олимпиад по хакасскому языку. Ежегодно учащиеся на республиканском этапе олимпиады по хакасскому языку и литературе занимают призовые места. В 2010 году 2 призовых места: один победитель -учащийся Большемонокской школы, один призер - учащийся Красноключинской школы, в 2011 году 2 призовых места: 2 призера из Красноключинской и Куйбышевской школ.
Учащиеся школ принимают участие в научно-педагогических чтениях, печатаются в республиканской газете "Хабар" рубрике "Хола Пыргычах".
В образовательных учреждениях работает 49 учителей хакасского языка, с высшим профессиональным образованием 43 человека (88%), со средним профессиональным - 6. С высшей категорией - 1 педагог, с 1 категорией - 12, со второй - 11 (49% учителей хакасского языка имеют квалификационные категории). Чебодаева К.С. учитель Куйбышевской школы вошла в список лучших учителей Российской Федерации. Все учителя своевременно проходят курсы повышения квалификации при ХРИПК и ПРО 1 раз в пять лет. Более половины учителей хакасского языка ежегодно проходят проблемные краткосрочные курсы. Являются активными участниками научно-практических конференций, педагогических чтений. Учителя активные участники муниципальных и республиканских профессиональных конкурсов. Так, учитель Шалгиновской школы Боргоякова Е.И. стала победителем муниципального конкурса "Учитель года 2010", Миндибеков Д.А. учитель У-Киндирлинской школы стал призером. В республиканском конкурсе учителей хакасского языка - 2010 Чебодаева К.С., учитель Куйбышевской средней школы заняла 2 место. 10% педагогов награждены ведомственными наградами (2 - имеют нагрудный знак "Почетный работник общего образования", 2- награждены Почетными грамотами РФ).
В образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные Международному дню родных языков, которые отмечает ЮНЕСКО. В феврале прошел муниципальный этап республиканского конкурса учителей хакасского языка 2011.
Несмотря на принимаемые меры, проблемы в сохранении и развитии хакасского языка сохраняются: ограничения функционирования хакасского языка во всех сферах; сокращение количества хакасов, владеющих родным языком, старение кадров. В образовательные учреждения в 2011 году необходимы учителя начальных классов, с правом преподавания хакасского языка. В Куйбышевскую общеобразовательную школу-интернат требуются 4 учителя начальных классов.
Целесообразность решения проблем обусловлена необходимостью расширения функций, сохранения и развития хакасского языка как одного из государственных языков Республики Хакасия; обеспечения условий для изучения родных языков народами, компактно проживающими на территории района, привлечение молодых специалистов с правом преподавания хакасского языка для работы в школах района.
3. Цель и задачи
Целью подпрограммы является создание условий для сохранения и развития хакасского языка, культуры.
Для достижения названной цели подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- расширение функций хакасского языка как одного из государственных языков Республики Хакасия;
- создание условий для реализации потребности в изучении хакасского языка;
- развитие музейной и этнопедагогики, прикладного творчества;
- гармонизация межнациональных отношений в районе;
- комплектование школ молодыми специалистами с правом преподавания хакасского языка.
3. Перечень подпрограммных мероприятий
N |
Мероприятия |
Код / Срок реализации |
Муниципальный бюджет (тыс. руб.) |
Ответственные |
2014 год | ||||
Республиканские мероприятия | ||||
1 |
Участие в республиканской олимпиаде по хакасскому языку и литературе для учащихся общеобразовательных учреждений |
340 Январь |
* |
Управление образования |
2 |
Участие в республиканской заочной олимпиады по культуре народов Республике Хакасия "Хыйгачахтар" |
340 март |
* |
Управление образования |
3 |
Участие в республиканском конкурсе учителей хакасского языка |
340 апрель |
* |
Управление образования |
4 |
Участие в республиканском конкурсе "Очы Пайрам" |
340 май |
* |
Управление образования |
5 |
Участие в республиканских мероприятиях в рамках проведения Дней тюркской письменности и культуры, в том числе: - конкурс выразительного чтения произведений тюркского устного и литературного народного творчества; - конкурс исполнителей музыкальных произведений тюркской традиционной культуры малых фольклорных жанров (тахпахи); - олимпиада по хакасскому языку и литературе |
340 сентябрь |
* |
Управление образования |
Муниципальные мероприятия | ||||
6 |
Проведение Международного Дня родных языков |
340 февраль |
* |
Управление образования |
7 |
Проведение районного конкурса учителей хакасского языка |
340 290 март |
* |
Управление образования |
8 |
Проведение оздоровительных площадок с этнокультурной направленностью |
340 В течение года |
* |
Управление образования |
9 |
Проведение выставок прикладного творчества работ учащихся с национальным колоритом |
340 май |
* |
Управление образования |
10 |
Организация детского объединения "Стилизованная хакасская одежда" |
340 В течение года |
* |
Управление образования |
11 |
Организация детского объединения "Хранитель" |
340 В течение года |
* |
Управление образования |
12 |
Организация районного мероприятия в рамках проведения Дней тюркской письменности и культуры, в том числе: - конкурс выразительного чтения произведений тюркского устного и литературного народного творчества; - конкурс исполнителей музыкальных произведений тюркской традиционной культуры малых фольклорных жанров (тахпахи); - олимпиада по хакасскому языку и литературе |
290 сентябрь |
* |
Управление образования |
13 |
Проведение районной олимпиады по хакасскому языку и литературе для учащихся общеобразовательных учреждений |
340 декабрь |
* |
Управление образования |
Повышение профессионального уровня педагогов | ||||
14 |
Проведение районных методических объединений учителей хакасского языка и литературы |
340 В течение года |
* |
Управление образования |
15 |
Проведение выездных семинаров с целью повышения профессионального уровня педагогов |
340 В течение года |
* |
Управление образования |
Мероприятия образовательных учреждений | ||||
16 |
Проведение семинаров на базе Красноключинской ООШ |
340 |
* |
Управление образования |
17 |
Изготовление вывески для школ на хакасском языке |
226 В течение года |
* |
Управление образования |
18 |
Пропаганда хакасского языка и культуры через кружковую работу при Центре детского творчества |
241 В течение года |
* |
МБОУ ДОД "Бейский Центр детского творчества |
|
|
340 290 226 241 |
* * * * |
|
|
ИТОГО |
* |
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Источниками финансового обеспечения подпрограммы являются средства местного бюджета, внебюджетных фондов, юридических лиц, физических лиц, иные источники. Объемы финансирования подпрограммы определяются на каждый финансовый год, исходя из возможностей бюджета.
5. Механизм реализации
Исполнителями программы являются Управление образования администрации Бейского района, образовательные учреждения Бейского района, Управление культуры, молодежи, спорта и туризма администрации Бейского района.
Порядок предоставления субсидий на иные цели для исполнения подпрограммы "Развитие хакасского языка, литературы и культуры в Бейском районе на 2014 год" осуществляется в соответствии с постановления администрации Бейского района от 18.10.2011 г. N 1185 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным автономным и бюджетным учреждениям Бейского района".
Контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Управление образования Бейского района и Администрация Бейского района.
Координацию работы по реализации подпрограммы осуществляет Управление образования администрации Бейского района, ежеквартально представляя в управление финансов, главе Администрации Бейского района отчеты о ходе выполнения программы, публикует информацию в местной печати.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит добиться к 2015 году следующих показателей:
- повышение престижа хакасского языка, его сохранение и развитие;
- увеличение доли учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих хакасский язык, на 5% (т.е. с 90 до 95%);
- поддержка в области подготовки кадров, способствующих сохранению и развитию национальной культуры;
- поддержка молодых специалистов, преподающих хакасский язык и их закрепление на селе;
- организация и проведение более 20 мероприятий (научных конференций, олимпиад, фестивалей, конкурсов, праздников и выставок);
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.