Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации
Боградского района
от 1 июля 2015 г. N 187
Комплексный инвестиционный план Боградского района
1. Паспорт Комплексного инвестиционного плана Боградского района
Наименование |
Комплексный инвестиционный план Боградского района Республики Хакасия (далее - КИП) |
Основные разработчики |
Администрация Боградского района Республики Хакасия |
Цель |
достижение устойчивого социально-экономического развития района, создание новых рабочих мест, и в конечном итоге - повышение качества жизни населения |
Задачи |
максимально полное, комплексное и сбалансированное использование имеющихся ресурсов района с целью достижения устойчивых положительных социально значимых результатов в интересах повышения уровня жизни населения, снижения уровня безработицы, увеличения среднедушевых доходов населения, сохранения социальной защищенности населения |
Сроки и этапы реализации |
Срок реализации: 2014 - 2020 годы |
Основные целевые показатели |
уменьшение уровня зарегистрированной безработицы до 2,0%; увеличение общего количества дополнительно созданных постоянных рабочих мест более 160 ед; увеличение количества малых предприятий до 5 ед; увеличение объема собственных доходов бюджета на 13,4 млн рублей |
Источники и объемы финансирования мероприятий |
всего за 2014 - 2020 годы финансирование по плану составит 601,0 млн рублей, в том числе: частные инвестиции - 113,0 млн рублей, бюджетное финансирование - 488,0 млн рублей |
2. Краткая характеристика социально-экономического положения Боградского района
В сфере экономики на территории района зарегистрировано 138 предприятий, учреждений и организаций. Наиболее крупными предприятиями являются: ОАО ДЭП N 369 (с. Боград), САУ РХ "Боградлессервис" (с. Боград), ООО "Первомайское" (с. Первомайское), ООО "Андриановское" (с. Сарагаш).
По итогам 2013 года снижение производства в промышленном секторе экономики происходило по причине спада производства по двум из трех основных видов экономической деятельности -"обрабатывающие производства" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды", в то же время увеличился объем по "добыче полезных ископаемых".
Крупными и средними предприятиями промышленного производства отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности на 105,7 млн рублей, в том числе: в сфере добычи полезных ископаемых - 27,8 млн рублей (26,3%), обрабатывающего производства - 4,9 млн рублей (4,6%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 73,0 млн рублей (69,1%). Снизился объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на душу населения - 6879 рублей (в 2012 году - 8694,5 рублей).
В настоящее время агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики Боградского района. Сельхозпроизводителями района в 2013 году было произведено сельскохозяйственной продукции на 642,6 млн рублей.
В 2013 году хозяйствам всех форм собственности заготовлено 26515 тонн сена, 10657 тонн сенажа, 1000 тонн силоса. Урожайность зерновых культур составила 7,9 центнеров. Заготовлено 28 центнеров кормовых единиц на 1 условную голову, при норме 25 центнеров кормовых единиц, посевная площадь уменьшилась на 20,8% и составила 27,6 тыс. гектаров.
В сельскохозяйственных предприятиях на 1 января 2014 по сравнению с соответствующей датой 2013 г. уменьшилось поголовье крупного рогатого скота на 13,4% (636 голов), в том числе коров на 2,5% (50 голов), лошадей на 69,9% (244 гол.). Снижение поголовья сельскохозяйственных животных в организациях в первую очередь связано с процедурой банкротства ЗАО "Первомайское" и ОАО "Племзавод Бородинский".
В тоже время крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ) увеличили поголовье крупного рогатого скота на 37,4% (1867 голов), овец на 54,9% (3259 голов). Поголовье лошадей осталось на уровне прошлого года -1463 головы.
Надои молока на 1 фуражную корову в сельскохозяйственных организациях в январе-декабре 2013 года составили в среднем 1933 килограмма, что на 828 килограммов (30%) меньше, чем в январе-декабре 2012 года, в КФХ наблюдается рост данного показателя.
Сельхозпредприятия и КФХ имеют равные условия для получения поддержки со стороны государства, как из федерального, так и республиканского бюджетов.
За 2013 год господдержка была оказана 5 сельхозпредприятиям в сумме - 8771,0 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 3324,0 тыс. рублей, республиканского бюджета - 5447,0 тыс. рублей.
Денежные средства получили 53 КФХ в сумме 52428,0 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета 21909,0 тыс. рублей, республиканского бюджета 30519,0 тыс. рублей. Четыре начинающих фермера получили господдержку из федерального бюджета на сумму 4268,0 тыс. рублей, республиканского бюджета 2256,0 тыс. рублей.
В 2013 году крупными и средними организациями района в развитие экономики вложено инвестиций в основной капитал на сумму 78,3 млн рублей. Наибольшая доля вложений (74,8%) была использована на приобретение транспортных средств, машин и оборудования.
В 2013 году объем работ и услуг по виду деятельности "Строительство" выполнен на 556,2 тыс. рублей. За отчетный год в районе организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками построено жилых домов общей площадью 1323 кв. метров (63,7% к уровню прошлого года).
В 2013 году сохранилась положительная динамика оборота розничной торговли. За год торговыми организациями реализовано товаров на сумму 138,4 млн рублей, что на 1,2% больше, чем за прошлый год. В структуре товарооборота продовольственные товары занимают 49,2%, непродовольственные товары 50,8%.
Крупными и средними организациями населению района в 2013 году оказано платных услуг на 117,3 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,9% меньше, чем в 2012 году.
Высокими темпами развивались услуги системы образования (125,5%), услуги гостиниц и аналогичных мест размещения (121,9%), услуги санаторно-оздоровительных (111,1%).
Вместе с тем, наименьшим спросом среди населения пользовались жилищные услуги (40,1%), услуги связи (71,3%), ветеринарные услуги (76,6%), бытовые услуги (79,3%).
Демографическая ситуация в районе, как и в целом по стране, характеризуется крайне низкими параметрами воспроизводства населения, отрицательной динамикой и сокращением численности, вялотекущими миграционными процессами.
Если в последние годы низкий уровень рождаемости в большей мере связан с социальной и экономической нестабильностью в обществе, то общая смертность населения в значительной степени обусловлена, наряду с этими факторами, повышением уровня общей заболеваемости и процессом старения населения.
Численность постоянного населения Боградского района на 01.01.2014 года составила 15,1 тыс. человек. По сравнению с аналогичной датой 2013 года численность населения уменьшилась на 0,3 тыс. человек.
На формирование численности населения района влияют естественная и миграционная убыль населения.
Число родившихся в 2013 году составило 214 человек, что на 16 человек меньше предыдущего. Число умерших составило 242 человека, что на 3 человека больше уровня прошлого года. Естественная убыль населения составила 28 человек.
Количество прибывших составило 524 человека, выбывших - 788 человек, миграционная убыль населения - 264 человека, что на 15 человек меньше предыдущего года.
Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям за 2013 год составила 20161,3 рублей, что на 38,2% выше уровня аналогичного периода прошлого года.
Наибольший рост оплаты труда зафиксирован у работников бюджетной сферы, а также в "Строительстве" и "Транспорте и связи". Самая низкая оплата труда зафиксирована в "Сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве".
Уровень регистрируемой безработицы в 2013 году составил 2,8%, что выше, чем в 2012 году на 0,5 п.п. Данный показатель остается одним из самых высоких по республике.
Увеличение уровня официально регистрируемой безработицы обусловлено закрытием таких предприятий как ЗАО "Первомайское", ОАО "Племзавод "Бородинский".
По вопросам трудоустройства за 2013 год в Центр занятости обратилось 601 человек, что на 40 человек меньше, чем в 2012 году. По состоянию на 01.01.2014 г. зарегистрировано в качестве безработных 241 человек.
Проводимая совместно с Центром занятости работа по стабилизации ситуации на рынке труда позволила трудоустроить в 2013 году 316 безработных граждан района, в том числе были направлены на общественные работы 69 человек, 4 человека получили безвозмездную субсидию на открытие своего дела, 4 выпускника образовательных учреждений проходили стажировку на предприятиях района; 81 несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет был временно трудоустроен.
На территории Боградского района коммунальные услуги потребителям оказывают 2 предприятия - ООО "Хакасресводоканал" и МБУК ЖКХ БО "Сарагашское".
ООО "Хакасресводоканал" оказывает коммунальные услуги потребителям с. Боград по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, с. Бородино и с. Сон - по отоплению. МБУК ЖКХ БО "Сарагашское" оказывает услуги населению с. Сарагаш - по холодному водоснабжению.
На территории поселений Троицкого, Знаменского, Болышеербинского, Пушновского, Советско-Хакасского сельсоветов услуги по обеспечению потребителей холодным водоснабжением осуществляют администрации указанных поселений.
В хозяйственном ведении предприятия ООО "Хакасресводоканал" находится 5 муниципальных котельных, которые обеспечивают потребителей услугами теплоснабжения, а также горячим водоснабжением из системы отопления.
Протяженность коммунальных тепловых сетей составляет 19,2 км, в том числе 12,2 км в с. Бородино в двухтрубном исполнении. Тепловые сети проложены подземно в непроходных каналах, частично - бесканально.
Физический износ, согласно проведенного технического аудита теплосетей, составляет от 90 до 98%, что приводит к большим потерям тепловой энергии при транспортировке и как следствие к перерасходу топливных ресурсов. Физический износ коммунальных котельных в среднем составляет 80%.
На территории муниципального образования Боградский район имеется 60 скважин для питьевой воды, 11 из них законсервированы. Централизованным обеспечением питьевой водой охвачено 43% домовладений.
В 2013 году в рамках реализации программы "Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры Боградского района на 2013 - 2017 годы" было затрачено на ремонтные работы по котельным тепловым сетям и водопроводу 10,21 млн рублей, в том числе из республиканского бюджета - 10,2 млн рублей, бюджета района - 0,01 млн рублей.
По программе "Развитие малых сел Боградского района" освоено финансовых средств на сумму 12,8 млн рублей, в том числе из республиканского бюджета - 12,2 млн рублей, бюджета района - 0,6 млн рублей, из них: ремонт дорог - 6,1 млн рублей, ремонт водопроводных сетей и устройства скважин - 3,9 млн рублей, ремонт домов культуры - 2,8 млн рублей.
На основе анализа состояния поселковых дорог, в рамках программы "Автомобильные дороги общего пользования местного значения Боградского района", освоено средств на содержание дорог (стоящих на балансе администрации Боградского района, протяженностью 36 км) 2106,0 тыс. рублей, в том числе за счет республиканского бюджета 2000,0 тыс. рублей, бюджета района 106,0 тыс. рублей. За счет средств по реформированию финансов отремонтированы дороги в с. Боград на сумму 1578,3 тыс. рублей, в селе Троицкое на 351,7 тыс. рублей.
В 2013 году проведены ремонтно-восстановительные работы по образовательным учреждениям на сумму 19532,7 тыс. рублей, по объектам социальной сферы (дома культуры, библиотеки) 730,0 тыс. рублей.
В рамках реализации программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" состоялись торги на сумму 18781,16 тыс. рублей, из них:
- применение на объектах уличного освещения энергосберегающих технологий 1029,47 тыс. рублей;
- модернизация объектов генерации тепловой энергии, обеспечивающая теплоснабжение (термороботы) 8302,26 тыс. рублей;
- модернизация тепловых сетей 3263,16 тыс. рублей;
- модернизация насосного оборудования 6186,27 тыс. рублей.
Всего за 2013 год по Боградскому району проведено ремонтно-восстановительных работ на сумму 66,3 млн рублей.
Основные показатели социально-экономического развития Боградского района в 2009 - 2013 годах
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
1. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг по кругу крупных и средних организаций промышленного производства |
млн руб. |
148,2 |
88,8 |
105,6 |
133,6 |
105,7 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
млн руб. |
- |
- |
- |
24,9 |
27,8 |
|
обрабатывающие производства |
млн руб. |
109,1 |
47,5 |
23,9 |
27,3 |
4,9 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн руб. |
39,1 |
41,3 |
81,7 |
81,4 |
73,0 |
2. |
Объем производства продукции сельского хозяйства |
млн руб. |
625,0 |
657,9 |
711,7 |
671,5 |
642,6 |
3. |
Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций |
млн руб. |
42,7 |
100,9 |
173,3 |
108,4 |
78,3 |
4. |
Введено в строй жилья, всего |
кв. м. |
737,1 |
926,5 |
863,4 |
2077,2 |
1323 |
5. |
Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям |
млн руб. |
187,1 |
112,1 |
117,7 |
136,8 |
138,4 |
6. |
Объем платных услуг населению по крупным и средним организациям |
млн руб. |
62,1 |
235,9 |
118,0 |
120,7 |
117,3 |
7. |
Численность постоянного населения |
тыс. чел. |
15,3 |
15,8 |
15,8 |
15,4 |
15,1 |
8. |
Родившихся |
чел. |
232 |
234 |
234 |
234 |
214 |
9. |
Умерших |
чел. |
225 |
257 |
253 |
268 |
242 |
10. |
Естественный прирост, убыль (-) населения |
чел. |
+7 |
-23 |
-19 |
-34 |
-28 |
11. |
Миграционный прирост, убыль (-) населения |
чел. |
-66 |
-76 |
-98 |
-279 |
-264 |
12. |
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
3,8 |
2,6 |
2,1 |
2,3 |
2,8 |
13. |
Среднемесячная з/плата по крупным и средним организациям |
руб. |
9465,6 |
11294,0 |
12655,5 |
14525,1 |
20161,3 |
3. Оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования
3.1. Конкурентные преимущества развития территории
Муниципальное образование Боградский район входит в состав Республики Хакасия и расположено в его северной части, на левом берегу Красноярского водохранилища. С севера граничит с Новоселовским районом, с юга и юго-запада - с Усть-Абаканским районом. От районного центра муниципального образования с. Боград до республиканского центра г. Абакана расстояние составляет 98 км, до г. Красноярска - 357 км.
В состав района входят 10 сельских поселений, на территории которых расположены 28 населенных пунктов. Схема расположения населенных пунктов характеризуется относительной компактностью на территории района. Острой проблемы доступности до населенных пунктов нет. Численность населения муниципального образования Боградский район на 01 января 2014 года составила 15070 человека, плотность 3,34 чел./кв. км. Село Боград является районным центром муниципального образования Боградский район, в нем проживает 4432 человек.
Общая протяженность границ района составляет 448 км. Общая площадь территории района составляет 452,4 тыс. га, из которой - 59,9 тыс. га (13%) занимает лесной фонд, сельскохозяйственные угодья - 275,9 тыс. га (68,3%). Доля всех остальных категорий земель в общем балансе - 18,7%. Общая площадь района составляет 7,3% от территории Республики Хакасия.
Транспортная инфраструктура включает в себя федеральную автомобильную дорогу М-54 "Енисей", железную дорогу Ачинск-Абакан. Имеется большая протяженность прибрежной полосы Красноярского водохранилища. Протяженность автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием 295,1 км.
Почвенный покров района чрезвычайно разнообразен, что создает предпосылки для его хозяйственного использования, в первую очередь для ведения высокоинтенсивного сельского хозяйства и лесного хозяйства. Территория района на 17% покрыта лесами. Климат континентальный. Безморозный период достигает 149 дней. Продолжительность вегетационного периода 158 дней. Сумма активных температур 2260 градусов. В среднем из 10 лет являются засушливыми 5 лет.
Район богат разнообразными природными ресурсами. В его недрах залегают значительные запасы барита, разработка которых началась в 90-е годы, руды цветных и радиоактивных металлов, минеральных и питьевых вод, строительных материалов.
Боградский район богат грибами, ягодами и лекарственным сырьем. Их добыча лимитируется отсутствием трудовых ресурсов; трудно доступностью естественных мест произрастания; отсутствием отлаженной системы сбора (или скупки у населения) переработки и реализации; низкими закупочными ценами и, следовательно, отсутствием материальной заинтересованности населения; другими факторами.
В лесах Боградского района может быть заготовлено около 22т орехов, 26т ягод, 3т грибов, 3т лекарственного растительного сырья.
Боградский район - один из наиболее насыщенных объектами историко-культурного наследия не только среди районов Республики Хакасия, но и Российской Федерации в целом.
По данным государственного учета на территории района находится 23 объекта культурного наследия: 3 памятника истории и культуры и 20 - объекты археологического наследия, при этом, по результатам различных научных исследований, на территории находятся еще не менее 95 памятников археологического наследия. Памятники истории и культуры имеют региональное значение, объекты археологического наследия -муниципальное значение.
В районе представлен широкий спектр известных типов археологических объектов -разнотипные и разновременные курганы, грунтовые могильники, поселения, горные крепости, петроглифы разных эпох, святилища и другие сооружения. Из 115 расположенных на территории Боградского района и учтенных в рамках республиканской целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Республики Хакасия на 2008 - 2010 годы" памятников археологии паспортизовано 15 объектов, 20 учтены согласно нормативно-правовым актам (из них только 3 имеют паспорта), 84 указаны в соответствии с материалами
Бассейн Среднего Енисея -одна из наиболее интересных в археологическом отношении областей нашей страны. Среди огромного разнообразия и богатства памятников древностей особое место занимают наскальные рисунки, известные в Сибири над названием писаницы. Для сибирских писаниц наиболее характерны изображения животных, сцены охоты, сражений, шаманского культа.
3.2. Основные ограничения инвестиционного развития Боградского района
Сегодня ограничением развития района является дефицит инфраструктурно подготовленных участков для разворачивания новых производств, строительства жилья, объектов социальной сферы, что снижает привлекательность территории для инвесторов.
Имеется острая необходимость в реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры, так как существующие мощности не могут в полной мере удовлетворить растущие потребности района, крайне высока степень износа действующих водопроводных и канализационных сетей.
Для развития транспортной инфраструктуры района характерно низкое качество основной протяженности дорожного полотна, невозможность проведения существенного ремонта дорожного покрытия в связи с дефицитностью бюджета.
Основными проблемами создания новых производств являются высокие инфраструктурные затраты при реализации проектов. Отдельные территории района требуют создания новых объектов инфраструктуры (дорог, водопровода, теплосетей, линий электропередач и т.п.).
Существующие доходы не позволяют без помощи вышестоящих бюджетов осуществлять необходимые меры по развитию социальной и инженерной инфраструктуры. Это порождает риск увеличения отставания качества сельской среды от современных требований, что повлечет дальнейшее увеличение отставания в социально-экономическом развитии, а также снизит привлекательность района как места постоянного жительства.
Большое влияние на финансовое состояние производителей сельскохозяйственной продукции оказывают удорожание стоимости горюче-смазочных материалов, электроэнергии, запасных частей, что приводит к сокращению производства сельскохозяйственной продукции, погодные условия, существенные перепады температуры и влажности в наиболее важные для созревания продукции растениеводства периоды.
Рынок сельскохозяйственной продукции контролируется посредниками и ориентирован на сохранение диспаритета цен с установлением минимальной доходности для производителей сельскохозяйственной продукции. Отсутствие цивилизованных рынков для реализации продукции личных подсобных хозяйств (за исключением ярмарок выходного дня -для розничной торговли).
Технологическое отставание влечет за собой низкие показатели производительности оборудования и труда, высокие удельные расходы материальных ресурсов, устаревшие технологии приводят к утрате конкурентоспособности района и продукции местных производителей.
Неустойчивое финансовое состояние действующих предприятий увеличивает риск инвестиционных вложений в них.
Значимой болевой точкой в развитии района является естественная убыль населения, отмечается большой уровень социального расслоения.
Наблюдается рост миграции трудовой силы, связанный с низким уровнем и качеством предложений на рынке труда района. Соответственно, отсутствует заинтересованность молодых специалистов в возвращении в сельскую местность после окончания высших учебных заведений.
В результате отсутствия квалифицированных кадров район теряет свою инвестиционную привлекательность.
Отсутствие широкого спектра предприятий в различных сферах деятельности практически лишает район притока современных технологий и инвестиций.
Невысокий уровень инновационной активности, внедрение современных систем управления, новых технологий производства в сельском хозяйстве и других отраслях, малозначительное внедрение рыночных систем управления, организации труда, системы оплаты и ресурсосбережения также негативно сказываются на развитии района.
Остро стоит вопрос сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Ежегодное возрастание объемов твердых бытовых отходов нуждается в переработке.
Для сфер образования, культуры, спорта, здравоохранения характерны изношенность материально-технической базы, недостаточное финансирование на проведение капитального ремонта, приобретение оборудования и инвентаря.
Недостаточное развитие народных промыслов, инфраструктуры и материальной базы туризма, низкая популяризация историко-культурного наследия снижают привлекательность для инвесторов.
Бюджетные трудности не позволяют эффективно и в необходимом объеме решать текущие проблемы, вкладывать собственные средства в проекты перспективного развития.
SWOT - матрица оценки факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Боградского района
Конкурентные преимущества (сильные стороны) |
Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны) |
- достаточно выгодное экономико-географическое положение; - наличие богатой минерально-сырьевой базы для перспективного развития добывающих производств; - наличие уникальных туристско-рекреационных ресурсов; - наличие объектов историко-культурного наследия; - наличие свободных инвестиционных площадок и неиспользуемых промышленных площадей; - наличие свободных земельных участков для жилой и промышленной застройки; - наличие значительных ресурсов земель сельскохозяйственного назначения, промысловой деятельности. |
- отнесение района к зоне рискованного земледелия; - высокие инфраструктурные затраты при реализации проектов создания новых производств; - неблагоприятная демографическая ситуация и напряженность на рынке труда; - недостаточность использования объектов культурного наследия как фактора развития туристического потенциала района; - отток из села населения трудоспособного возраста; - низкий уровень инновационной активности, внедрения современных систем управления, новых технологий производства в сельском хозяйстве и других отраслях; - низкий уровень квалифицированных кадров; - недостаток инфраструктуры, способствующей развитию деловой активности; - высокие тарифы на электроэнергию; - недостаточно развитая инфраструктура и материальная база туризма; - высокий износ основных производственных мощностей. |
Возможности внешней среды |
Угрозы со стороны внешней среды |
- эффективное использование географического положения для привлечения инвесторов; - комплексный подход к освоению минерально-сырьевых ресурсов; - привлечение федерального финансирования и частных инвестиций для создания инвестиционной инфраструктуры; - развитие перспективных направлений для привлечения инвестиций: промышленное производство, производство и переработка сельхозпродукции, туризм и рекреация; - развитие межмуниципального сотрудничества; - формирование позитивного инвестиционного имиджа района, в том числе обеспечение информационного освещения инвестиционной политики района; - ужесточение контроля по сбору налогов и адресная работа с неплательщиками; - рост численности занятых в экономике, как следствие ввода новых рабочих мест; - легализация денежных доходов, вывод заработной платы из "тени". |
- высокие затраты инвесторов на топливно-энергетические ресурсы в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями; - негативные демографические процессы; - отток молодежи в другие регионы в силу экономических причин и престижных мотивов; - технологическое и техническое отставание, потеря конкурентоспособности; - ужесточение конкуренции; - изменение государственной политики в области налогообложения; - рост цен на продовольственные и непродовольственные товары; - рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на потребляемую электроэнергию; - повышение зависимости от дотаций, субсидий и субвенций республиканского бюджета; - угроза финансового кризиса и ухода с территории бюджето образующих предприятий. |
4. Основные направления инвестиционного развития муниципального образования
Задача привлечения инвестиционных ресурсов сегодня является приоритетной для всех муниципальных образований и во многом определяет их политику на перспективу. Усиление конкурентной борьбы за приток инвестиционных ресурсов требует максимального использования своих преимуществ и создания благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов на своей территории.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в Боградском районе и привлечения в экономику инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению уровня жизни населения, необходимо сформировать привлекательный инвестиционный имидж района.
Основными направлениями деятельности по созданию привлекательного инвестиционного имиджа района являются:
1. Распространение информации о преимуществах территории в промышленном, перерабатывающем, туристическом потенциале, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры.
2. Презентация отдельных инвестиционных проектов, распространение информационно-рекламных материалов.
3. Создание благоприятных условий для привлечения к работе на территории района инвесторов.
4. Развитие отношений с соседними муниципальными образованиями, через создание межмуниципальных инвестиционных проектов.
5. Участие в инвестиционных семинарах, выставках, ярмарках.
6. Разработка презентационных материалов о районе в виде компакт-дисков.
7. Работа с исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и другими организациями с целью продвижения инвестиционных проектов, привлечения к их реализации дополнительных источников финансовых средств.
Стратегической целью развития муниципального образования Боградский район является повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.
Исходя, из сложившейся ситуации администрация Боградского района будет руководствоваться следующими основными принципами социально-экономической политики:
1. Сохранение экономического потенциала (ресурсный, производственный и кадровый аспекты) наиболее значимых отраслей.
2. Формирование принципов развития территориально-поселенческой структуры и сети учреждений социальной сферы с учетом приоритетов развития экономики.
3. Обеспечение социально-экономической безопасности муниципального образования (продовольственная, социально-демографическая, ресурсная, инфраструктурная).
4. Создание и развитие полноценной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства.
5. Формирование зон опережающего социально-экономического развития.
6. Привлечение государственных и частных инвестиций для реализации важнейших проектов развития, создание условий для прихода в район эффективных собственников.
4.1. Отраслевые и территориальные приоритеты развития
При определении приоритетности развития Боградского района важную роль играют значимость отрасли для социально-экономического развития района, а также возможность и целесообразность влияния со стороны Правительства Республики Хакасия на развитие отрасли путем применения различных методов и форм государственной поддержки. В зависимости от роли и значения отрасли в развитии муниципального образования, а также возможностей и целесообразности влияния на ее развитие со стороны органов местного самоуправления все отрасли можно условно разделить на три направления:
- агропромышленное;
- автотуристское;
- социальное.
В перспективе необходимо оказание мер государственной поддержки тем отраслям экономики, в которых сосредоточен основной инвестиционный потенциал, есть возможность расширения рынков сбыта, имеются соответствующие природные и человеческие ресурсы.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов установлены территориально-отраслевые приоритеты развития социальной инфраструктуры села для концентрации инвестиций на этих направлениях. Выбор территориальных приоритетов осуществлен с учетом обеспеченности равной транспортной доступности социальных услуг всем сельским жителям. Отраслевые приоритеты установлены с учетом степени отклонения фактической обеспеченности той или иной услугой от нормативного уровня и ее значимости для жизнедеятельности населения. При этом учтены предпочтения самих жителей.
К процессам планирования и утверждения перечня приоритетных объектов инвестирования привлечены субъекты малого и среднего предпринимательства и учтены их мнения в решении вопросов перспективы развития муниципального образования.
Создание агропромышленного парка в Боградском районе
Сельское хозяйство -основная сфера занятости сельских жителей муниципального образования Боградский район и от того, каким будет его состояние, зависит общий уровень социально-экономического развития района и сельских поселений.
Стратегической целью создания агропромышленного комплекса Боградского района является формирование новой структуры агропромышленного комплекса (далее -АПК), наиболее полно отвечающей конъюнктуре рынка, обеспечивающей высокую конкурентоспособность его продукции, увеличение доли рынка внутри района и за его пределами: АПК должен обладать высоким уровнем экономической устойчивости по отношению к воздействиям внешних факторов.
Одним из направлений развития агропромышленного парка должно стать создание и развитие отрасли хранения и переработки овощей высокого качества, поддержка наиболее эффективных хозяйств и развитие сети организаций для закупки продукции мелких производителей.
Плоды и овощи это сельскохозяйственные продукты сезонного производства, несмотря на это, они являются продуктами ежедневного круглогодичного потребления, составляя около 30% и более от общего количества пищи. Бесперебойное снабжение населения свежими плодами и овощами возможно лишь при хорошо налаженном их хранении в течение длительного периода после уборки урожая.
Более 67% заготавливаемых картофеля, овощей и плодов должны закладываться на хранение.
Проблема сохранения качества овощей имеет важное народно-хозяйственное значение. Потери при хранении все еще велики: при уборке урожая, транспортировке и хранении теряется 30-40% выращенного урожая, во многих случаях к концу хранения потери достигают 60%.
Основная цель хранения свежих плодов и овощей состоит в том, чтобы создать условия для замедления биохимических, физических и других жизненно важных процессов, протекающих в плодах после сбора, задержать наступление фаз старения и отмирания плода и тем самым полнее сохранить химический состав и товарное качество этой продукции.
Создание при овощехранилище технологической поточной линии для мойки и расфасовке картофеля позволит в целом обеспечить высокую рентабельность картофелеводства.
Другой, немаловажной составляющей привлекательности развития территории в современных условиях является качество окружающей среды.
Проблема формирования системы безопасного обращения с отходами, в том числе сбор, захоронение, переработка бытовых и промышленных отходов на территории Боградского района решена не окончательно. С каждым годом происходит увеличение количества отходов, а это приводит к увеличению размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.
Отходы, образующиеся в районе, складируются на неусовершенствованных несанкционированных свалках, расположенных возле всех 28 сельских населенных пунктов района, которые служат в основном для утилизации твердых бытовых отходов, а также на них поступают промышленные отходы 3-го и 4-го класса опасности, это, в первую очередь, строительные отходы, опилки.
К числу наиболее распространенных в Боградском районе и опасных в экологическом отношении отходов относятся сельскохозяйственные. На территории района расположены 5 действующих скотомогильников для утилизации останков павших животных.
Политика в сфере управления отходами, главным образом, должна ориентироваться на снижение количества образующихся отходов и на их максимальное использование. Важнейшей задачей является селективный сбор и сортировка отходов перед их удалением с целью извлечения полезных и возможных к повторному использованию компонентов.
Развитие системы селективного сбора ТБО может дать не только прибыль от реализации вторсырья, а главное уменьшить территории, занимаемые под свалки и полигоны и продлить их существование.
Для обеспечения необходимых санитарно-экологических условий существования населенных пунктов Боградского района и районного центра и устранения предпосылок для образования несанкционированных свалок в 2014 году планируется строительство полигона для твердых бытовых отходов в с. Боград, с инсинераторной установкой, а также оборудование в населенных пунктах площадок для селективного сбора ТБО и обеспечение их контейнерами с крышками.
С целью решения проблемы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности и обеспечение уменьшения факторов риска здоровью населения администрацией Боградского района утверждена муниципальная программа "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2013 - 2015 гг.".
В настоящее время в Боградском районе канализационные сети имеются только в с. Боград. Общая протяженность канализационных сетей составляет 4,2 км, одиночное протяжение главных коллекторов составляет 2,3 км, уличная канализационная сеть -1,8 км, внутриквартальная и внутридворовая сеть -0,1 км. Степень износа канализационной сети составляет 60%, необходимо заменить 1,2 км сетей. В целом по району 18% жилищного фонда оборудовано системами водоотведения, в том числе 14% -централизованными системами.
Система водоотведения, имеющаяся в Бограде, представлена централизованной системой самотечных коллекторов, система водоотведения общесплавная -бытовые, производственные и дождевые сточные воды отводятся по общей сети. Отвод стоков осуществляется без очистки в реку Тесь, как от жилой застройки, так и от промышленных объектов. Централизованные очистные сооружения на территории района отсутствуют.
Систему хозяйственно-бытовой канализации следует признать неудовлетворительной. Это связано с необеспеченностью населенных пунктов и предприятий канализационными системами, высоким износом существующих сетей и отсутствием очистных сооружений.
Сточные воды сбрасываются в водные объекты и на рельеф местности без очистки. В необеспеченных канализацией населенных пунктах (все, кроме с. Боград) сброс хозяйственно-бытовых стоков происходит в выгребные ямы, либо непосредственно на рельеф местности.
В настоящее время необходима модернизация инженерного оборудования канализационных сетей, строительство очистных сооружений с механической и биологической очисткой во всех крупных населенных пунктах района, а также на основных предприятиях-водопользователях.
Создание автотуристского кластера "Боградский"
Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития Боградского района.
Боградский район обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, который сформировался на базе следующих факторов:
1. Разнообразный природно-ландшафтный комплекс, включающий горные массивы, долины горных рек и озер, пестрый растительный и животный мир.
2. Бальнеологические ресурсы - озера с лечебной водой и грязями, соленые, пресные и ультрапресные, горные и степные.
3. Большое разнообразие и высокую концентрацию объектов культурного наследия (памятники археологии, истории и культуры).
4. Расположение района на федеральной трассе М-54 "Енисей", соединяющей район со столицей республики -г. Абаканом, являющегося центром перераспределения туристического потока на территории Республики.
5. Наличие объектов размещения туристов.
В настоящее время уровень развития туристско-рекреационной деятельности на территории района оценивается как низкий, несмотря на то, что за последние 15 лет туристские потоки в Республику Хакасия возросли в 5 раз.
Факторами, препятствующими увеличению туристского пассажиропотока, являются:
- труднодоступность отдельных рекреационно-привлекательных территорий (например, заказник "Боградский");
- короткий туристический период (с мая по сентябрь);
- низкое развитие туристско-рекреационной инфраструктуры.
На сегодняшний день на территории района имеется сеть объектов туристско-рекреационной инфраструктуры, однако ее можно охарактеризовать как недостаточную для дальнейшего развития в районе. Уровень развития туристической инфраструктуры не соответствует потенциальным возможностям, обусловленным растущим спросом на туристские услуги в районе и богатыми природными и историческими ресурсами.
Для повышения конкурентоспособности кластера необходимы следующие меры:
- продвижение бренда Боградского района на туристском рынке;
- благоустройство территории;
- благоустройство водоемов, обеспечение их постоянного санитарного контроля;
- строительство комфортабельных мини-гостиниц и баз отдыха туристского класса круглогодичного действия.
Наличие на территории района объектов культурного наследия, развитой сети учреждений культурно-досугового типа и разнообразного природно-ландшафтного комплекса создают предпосылки для организации туристско-рекреационных зон и маршрутов и развития туристско-рекреационной инфраструктуры.
На территории Боградского района возможно развитие лечебно-оздоровительного, экологического, спортивного и культурно-просветительского видов туризма на базе существующего историко-культурного и ландшафтно-рекреационного потенциала района.
Строительство объектов туризма на территории Боградского района и наличие ресурсов для рыболовного туризма предполагает развитие индустрии активного отдыха.
Для формирования пространственно-организационных структур, ориентированных на развитие рекреационной деятельности необходимо проработать формы частно-государственного партнерства в рамках полномочий органов муниципальной власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Территория обладает потенциалом трудовых ресурсов, который может быть привлечен и задействован на вновь создаваемых предприятиях сферы туризма и отдыха.
В результате создания и развития автотуристского кластера в Боградском районе появится современная конкурентоспособная индустрия туризма и отдыха, привлекающая как жителей республики, так и туристов из других регионов России, а также из-за рубежа.
Развитие социальной сферы
Безусловным приоритетом в области социальной политики Боградского района является создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям современного общества, выбор образовательного учреждения и образовательных программ. Именно поэтому образование играет важную роль в сохранении социальной стабильности и социально-экономическом развитии района.
Важнейшим показателем функционирования сети дошкольных образовательных учреждений является охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием, который составил за 2013 год 50,6%, что значительно меньше регионального показателя, равного 68,1%.
В настоящее время в районе ощущается нехватка мест в учреждениях дошкольного образования, что приводит к высокой степени наполняемости детских садов. По состоянию на 01.01.2013 г. численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, составляла 133 ребенка.
Чтобы достигнуть нормативной обеспеченности, необходимо расширить емкость всех существующих объектов, а также предусмотреть строительство нового детского сада в с. Сонское вместимостью 80 мест. Срок реализации проекта 2015 - 2016 годы. Подготовлена проектно-сметная документация.
Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании Боградский район характеризуется как положительными тенденциями, проявляющимися в росте основных показателей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, достижении высоких спортивных результатов спортсменами, так и наличием проблем. Основной проблемой является нехватка спортивных сооружений. Для повышения вовлеченности населения в занятия физкультурой и спортом, необходимо укрепление и дальнейшее развитие материально-технической спортивной базы, улучшение кадрового обеспечения физической культуры и спорта, укрепление семейных традиций физической культуры и спорта, создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса.
В качестве мер по решению данной проблемы подготовлена проектно-сметная документация на строительство тренировочного спортивного поля в с. Бородино. Срок реализации проекта 2014 - 2016 годы.
Основными приоритетными задачами развития автомобильных дорог муниципального образования Боградский район является сохранение и развитие действующей сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение их структуры и качества, сокращение транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом; развитие экономических и культурных связей между районами республики, развитие партнерских взаимоотношений с соседними регионами; формирование единой дорожной сети на основе координируемого развития региональных автомобильных и муниципальных дорог, модернизация и развитие внутрипоселенческих участков автомобильных дорог и т.д. Решение стратегических задач будет достигаться с учетом прогнозируемых финансовых возможностей, путем реализации оптимальной инвестиционной политики, концентрации финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях развития дорожной сети и осуществления проектов, обеспечивающих наибольший экономический эффект от инвестиций.
Реконструкция межпоселенческой автомобильной дороги "Красный Камень -Бородино" обеспечит, прежде всего, безопасность и удобство движения автомобилей, высокую пропускную способность, скорость, комфорт для пассажиров. Срок реализации проекта - 2016 год.
4.2. Система мероприятий
Мероприятия по улучшению инвестиционного климата в муниципальном образовании Боградский район реализуются по следующим основным направлениям: создание благоприятной для инвестиций административной среды; кадровое обеспечение инвестиций; создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры; стимулирование спроса на продукцию и услуги создаваемых инвесторами.
В решении задач диверсификации экономики муниципального образования Боградский район планируется реализовать 13 инвестиционных проектов на общую сумму 601,0 млн рублей, из них бюджетные средства - 488,0 млн рублей, внебюджетные источники - 113,0 млн рублей. Реализация проектов позволит создать более 160 новых рабочих мест.
Мероприятия, направленные на создание агропромышленного парка
В этом направлении планируется реализовать следующие инвестиционные проекты:
- строительство нового и оснащение уже существующего овощехранилища современным автоматизированным оборудованием. Объем инвестиций составит 21 млн рублей, в том числе: собственные средства инвестора - 18,0 млн рублей, бюджетное финансирование - 3,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2015-годы. Количество рабочих мест - 26;
- технологическая линия для мойки, обработки и расфасовке картофеля. Объем инвестиций составит 9,0 млн рублей, в том числе собственные средства - 0 млн рублей, бюджетное финансирование -3,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2015-годы. Количество новых рабочих мест - 6;
- мини-завод по переработке молока, изготовление сыров. Объем инвестиций составит 10,0 млн рублей, в том числе собственные средства 7,0 млн рублей, бюджетное финансирование 3,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2015 - 2016 годы. Количество новых рабочих мест - 8;
- строительство полигона твердых бытовых отходов. Объем инвестиций составит - 70,0 млн рублей, в том числе бюджетное финансирование - 70,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2014-годы. Количество новых рабочих мест - 3;
- строительство комплекса водоочистных сооружений. Объем инвестиций составит 200,0 млн рублей, в том числе бюджетное финансирование - 200,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2016-годы. Количество новых рабочих мест - 10.
Мероприятия, направленные на создание автотуристского кластера "Боградский"
Реализация данного направления предполагается за счет следующих проектов:
- оздоровительно-досуговый центр "БРИЗ" круглогодичного действия. Объем инвестиций составит 60,0 млн рублей, в том числе собственные средства - 60,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2015-годы. Количество новых рабочих мест - 25;
- придорожный гостиничный комплекс. Объем инвестиций составит 5,0 млн рублей, в том числе собственные средства - 5,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2015 - 2017 годы. Количество новых рабочих мест - 22;
- придорожный комплекс "Аврора". Объем инвестиций составит 10,0 млн рублей, в том числе собственные средства - 10,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2014 - 2016 годы. Количество новых рабочих мест - 20;
- строительство туристко-информационного центра "Бояры". Объем инвестиций составит 55,1 млн рублей, в том числе бюджетное финансирование - 55,1 млн рублей. Срок реализации проекта 2015 - 2016 годы. Количество новых рабочих мест - 17.
Мероприятия, направленные на развитие социальной сферы
В данном направлении планируется реализация следующих инвестиционных проектов:
- строительство детского общеобразовательного учреждения в с. Сонское. Объем инвестиций составит 87,8 млн рублей, в том числе бюджетное финансирование - 87,8 млн рублей. Срок реализации проекта 2015 - 2016 годы. Количество новых рабочих мест - 20;
- тренировочное спортивное поле в с. Бородино. Объем инвестиций составит 15,2 млн рублей, в том числе бюджетное финансирование - 15,2 млн рублей. Срок реализации проекта 2014 - 2016 годы. Количество новых рабочих мест - 3;
- реконструкция межпоселенческой автомобильной дороги "Красный Камень - Бородино". Объем инвестиций составит 15,0 млн рублей, из них бюджетное финансирование - 15,0 млн рублей. Срок реализации проекта 2016 год.
4.3. Система подготовки кадров
Кадровая политика и процесс подготовки кадров один из важных составляющих элементов КИП.
Главной проблемой рынка труда является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, дефицит квалифицированных рабочих и специалистов. Суть дисбаланса заключается в том, что соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места не соответствуют запросам ищущих работу. Проблема осложняется старением работающего населения. Кроме того, лишь 30% выпускников находят работу по специальности.
Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации - важное звено в поддержании баланса спроса и предложения рабочей силы. Изменяя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить максимальное соответствие структуры работников структуре рабочих мест, с учетом всего спектра требований, предъявляемых к качеству рабочей силы.
Переход к рыночной экономике существенно меняет основополагающие принципы и содержание кадровой политики. В настоящее время это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Изучение вопроса подготовки рабочих кадров для экономики показало что:
1. Сегодня практически отсутствуют механизмы взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг, гибкое и оперативное взаимодействие системы начального профессионального образования с работодателями. Спрос у работодателей в большинстве случаях направлен на поиск высококвалифицированных кадров рабочих, а не на прием выпускников ПТУ.
2. Большинство работодателей ориентировано на привлечение работников в соответствии с текущими потребностями и не прогнозируют перспективную потребность в кадрах, а также их подготовку и переподготовку. Это не позволяет получить достоверный прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций.
3. Отсутствует система трудовой мотивации и профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, что привело к потере интереса большинства молодежи к рабочим профессиям, в том числе наиболее востребованным на рынке труда.
4. Отмечается низкая привлекательность вакантных рабочих мест в организациях реального сектора экономики (заработная плата, условия труда и быта и т.д.).
5. При наличии возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального профессионального образования в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в вузы и низкий престиж рабочих профессий.
6. Начальный этап производственной карьеры выпускников НПО прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация.
7. Несмотря на то, что работодатели не удовлетворены номенклатурой и качеством подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, они не проявляют активности как заказчики образовательных услуг, не всегда охотно идут на диалог с системой образования.
Решить перечисленные проблемы возможно только совместными действиями органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и образовательных учреждений.
Реализация программы социально-экономического развития Боградского района и проектов КИП предполагает к 2020 году увеличение объема промышленного производства на 31,3%, объема инвестиций в основной капитал на душу населения - на 21,9%, создание дополнительных постоянных рабочих мест 204, снижение уровня зарегистрированной безработицы - до 2%. С целью увеличения занятости населения будут открыты новые производства, расширены различные сферы услуг.
Для реализации КИП администрация Боградского района будет проводить целенаправленную политику по кадровому обеспечению предприятий путем подготовки и переподготовки работников.
Параллельно с подготовкой КИП, администрация Боградского района совместно со специалистами центра занятости Боградского района, подготовила информацию "Сведения о дополнительной потребности работодателя Боградского района в квалифицированных работниках на период с 2014 по 2024 годы". Сведения представлены с учетом реализуемых и запланированных к реализации инвестиционных проектов входящие КИП.
Из 15 представленных проектов можно выделить наиболее востребованные специальности, это -водитель автомобиля, тракторист-машинист, машинист бульдозера, машинист укладчика асфальтобетона, электрогазосварщик, слесарь СТО, электрик, повар, официант, горничная, бармен, продавец, бухгалтер, менеджер гостиничного дела, экскурсовод, организатор досуга, фармацевт.
Дополнительная потребность в работниках начального и среднего профессионального образования в перспективе до 2024 года составила 430 человек.
Источниками восполнения дополнительной потребности являются:
- целевая подготовка за счет средств работодателя - 5 человек;
- трудоустройство выпускников - 275 человек;
- при содействии службы занятости - 150 человек.
Начальное профессиональное образование в Боградском районе представлено государственным бюджетным образовательным учреждением Республики Хакасия начального профессионального образования "Профессиональное училище N 13".
В настоящее время ГБОУ РХ НПО "ПУ-13" ведет подготовку рабочих кадров на бюджетной основе по следующим специальностям:
повар-кондитер (ежегодный выпуск до 25 специалистов);
слесарь по ремонту с/х машин и оборудования (ежегодный выпуск до 12 специалистов);
тракторист-машинист с/х машин и оборудования, водитель категории "С" (ежегодный выпуск до 25 специалистов);
оператор швейного оборудования (ежегодный выпуск до 12 специалистов).
В период с апреля по июнь 2014 года училище ведет подготовку по специальности "Тракторист категории "С" для занятого населения, работников предприятий и КФХ Боградского района в количестве 17 человек на платной основе. Подготовка осуществляется в течение года по мере комплектования группы, срок обучения 3 месяца. Так же училище может вести подготовку специалистов по программам профессиональной подготовки на платной основе по следующим специальностям: кондитер, закройщик, повар, водитель категории "С", слесарь по ремонту с/х машин и оборудования, оператор швейного оборудования.
В соответствии с данными "О дополнительной потребности работодателя Боградского района в квалифицированных работниках на период с 2014 по 2024 годы" училище обеспечит полностью кадровую потребность по данным профессиям. Также училище рассматривает варианты введения новых специальностей профессиональной подготовки, таких как столяр, плотник, мастер по деревообработке, штукатур, маляр.
5. Механизм управления реализацией КИП
Структура управления реализацией КИП базируется на существующей организационной схеме исполнительной власти муниципального образования Боградский район. Координацию деятельности по реализации КИП и контроль по основным направлениям осуществляет заместитель главы администрации по экономике - начальник управления финансов администрации Боградского района. Общее руководство реализацией КИП Боградского района осуществляет глава Боградского района. В целях осуществления непосредственного управления реализацией КИП Боградского района создана рабочая группа, которая является постоянно действующим коллегиальным органом и осуществляет следующие функции:
- рассмотрение и утверждение КИП Боградского района;
- отбор первоочередных мероприятий по реализации КИП Боградского района;
- проведение ежегодной муниципальной конференции с отчетом о ходе реализации КИП Боградского района.
Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие, дата и повестка заседания определяется председателем рабочей группы. Заседание рабочей группы считается правомочными, если на нем присутствует более половины входящих в его состав членов. Решения рабочей группы принимаются большинством голосов присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя рабочей группы имеет решающее значение. Заседания рабочей группы оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании и секретарем рабочей группы.
Основные функции рабочей группы:
а) подготовка и рассмотрение на заседаниях рабочей группы итоговых (годовых) отчетов о ходе реализации КИП Боградского района;
б) подготовка и рассмотрение на заседаниях рабочей группы обоснований о необходимости внесения изменений КИП Боградского района;
в) разработка проектов нормативных правовых актов по обеспечению реализации КИП Боградского района.
Организационная схема реализации КИП Боградского района
Определение рабочей группой первоочередных мероприятий, направленных на реализацию задач, назначение сроков их выполнения |
|
|
Составление рабочей группой согласованных планов действий по реализации мероприятий КИП, определение необходимых затрат и возможных источников финансирования мероприятий |
|
|
Определение и утверждение в соответствие с бюджетным законодательством порядка финансирования мероприятий по реализации КИП Боградского района |
|
|
Представление рабочей группой информации о ходе и результатах реализации КИП |
Управление реализацией КИП осуществляется с целью обеспечения поддержания постоянной актуальности. В ходе реализации КИП рабочей группой решаются следующие задачи:
- стимулирование реализации КИП в целом и отдельных мер;
- оценка степени достижения главной цели КИП, предоставление информации для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей;
- оценка степени реализации мер, предоставление информации для уточнения и корректировки мер.
С учетом результатов мониторинга рабочей группой принимаются решения о распределении ресурсов и корректировке целей и мер КИП Боградского района.
Мониторинг реализации КИП включает в себя три составные части:
1. Мониторинг внешней среды развития территории. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях, имеющих стратегическое значение для Боградского района.
2. Мониторинг результатов реализации КИП.
3. Мониторинг степени продвижения по выбранным направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и оценке уровня отобранных целевых индикаторов. Итоги мониторинга подводятся ежегодно в виде аналитических отчетов с выводами о степени достижения целей, оценки актуальности мер, оценки потребности в бюджетном финансировании, предложений по корректировке КИП и административных документов, связанных с его реализацией.
6. Ожидаемые результаты
Реализация КИП позволит диверсифицировать экономику Боградского района, создать необходимую инфраструктуру для комфортной жизнедеятельности населения, что будет способствовать закреплению населения в районе, а также повысит инвестиционную привлекательность территории Боградского района.
К 2020 году Боградский район должен стать комфортным в социальном, культурном и экологическом отношении районом с развитым местным самоуправлением, высоким уровнем жизни и развитой экономикой, способной удовлетворить основные потребности жителей и максимально интегрироваться в региональные, национальные и международные хозяйственные связи.
Реализация предложенных КИП проектов будет способствовать формированию в районе новых отраслей и видов экономической деятельности.
Эти проекты предлагается реализовать в идеологии государственно-частного партнерства, основанного на тесном взаимодействии инвестора с муниципальными и региональными властями.
Диверсификация районной экономики будет проходить не только по отраслевому признаку, но и по организационной структуре - как увеличение доли малого и среднего предпринимательства. К концу прогнозного периода численность работающих на малых и средних предприятиях района увеличится на 25%. Численность всех занятых в экономике составит около 4,5 тыс. человек.
Большинство предлагаемых КИП проектов нацелены удовлетворять самые разнообразные повседневные потребности жителей и гостей Боградского района.
В ходе реализации КИП ожидается получение к 2020 году следующих результатов:
- создание условий для устойчивого экономического роста;
- диверсификация экономики в результате развития новых отраслевых направлений;
- формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в районе;
- модернизация традиционных производств района, выведение их на новые рынки сбыта, обеспечение загрузки существующих производственных мощностей, стабильная занятость трудоспособного населения района;
- укрепление финансовой устойчивости района;
- обеспечение населения района надежной качественной инфраструктурой;
- устранение социальной напряженности на рынке труда (снижение уровня безработицы до 2,0%);
- повышение уровня жизни населения района;
- увеличение доходов районного бюджета и повышение доли собственных доходов районного бюджета;
- роста среднемесячной заработной платы в 1,8 раза;
- снижение зависимости Боградского района от межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета.
Общая сумма планируемых инвестиций составит 601,0 млн рублей.
Планируется создание более 160 новых рабочих мест. Дополнительные поступления в бюджет МО в 2014 - 2020 годы составят 13,4 млн рублей.
Основные целевые показатели (индикаторы) уровня социально-экономического развития района на период 2013 -2020 годы приведены в приложении N 6.
Управляющий делами администрации Боградского района |
И.Ю. Шапошникова |
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.