Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Региональная Программа
"Развитие торговли в Республике Хакасия (2018-2020 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 февраля 2018 г. N 65)
Паспорт региональной программы
"Развитие торговли в Республике Хакасия (2018-2020 годы)"
Основания для разработки программы |
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2010 N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли"; Закон Республики Хакасия от 01.07.2011 N 60-ЗРХ "О государственном регулировании торговой деятельности в Республике Хакасия"; Закон Республики Хакасия от 30.09.2011 N 70-ЗРХ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли" |
Ответственный исполнитель |
Министерство экономического развития Республики Хакасия |
Соисполнители |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия; Министерство труда и занятости Республики Хакасия; Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия |
Цель |
решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия |
Задачи |
совершенствование правового регулирования в сфере торговли; формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Республике Хакасия в целом; стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия; содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли |
Сроки реализации |
2018-2020 годы |
Объем и источники финансирования |
финансирование за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Хакасия и средств внебюджетных источников не предусмотрено |
Показатели эффективности (целевые индикаторы) по годам |
обеспеченность населения Республики Хакасия площадью стационарных торговых объектов, м2 (в расчете на 1000 человек): 2018 год - 516,0; 2019 год - 5 16,0; 2020 год - 516,0; объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках, млн рублей: 2018 год - 3788,2; 2019 год - 4068,0; 2020 год - 4375,7; оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, млн рублей: 2018 год - 76811,8; 2019 год - 80682,0; 2020 год - 84924,3; оборот розничной торговли, млн рублей: 2018 год - 80600,0; 2019 год - 84750,0; 2020 год - 89300,0; темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах), процентов: 2018 год - 100,4; 2019 год - 101,0; 2020 год - 101,5,0; оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. рублей: 2018 год - 149,9; 2019 год - 157,6; 2020 год - 166,1; оборот оптовой торговли, млн рублей: 2018 год - 70046,0; 2019 год - 70396,0; 2020 год - 71100,0; темп роста оборота оптовой торговли (в сопоставимых ценах), процентов: 2018 год - 100,1; 2019 год - 100,5; 2020 год - 101.0; доля налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия, процентов: 2018 год - 11,2; 2019 год - 11,5; 2020 год - 12,0 |
Ожидаемые конечные результаты |
увеличение темпа роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) к 2020 году - до 101,5% к предыдущему году; достижение показателя оборота розничной торговли в расчете на душу населения к 2020 году - 166,1 тыс. рублей; увеличение темпа роста оборота оптовой торговли (в сопоставимых ценах) к 2020 году - до 101,0% к предыдущему году; обеспечение к 2020 году населения Республики Хакасия площадью стационарных торговых объектов не менее 516,0 м2 на 1000 человек; повышение доли налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия к 2020 году - до 12% |
Система управления |
управление реализацией программы осуществляется ее ответственным исполнителем и включает текущую работу по обеспечению координации деятельности ответственного исполнителя и соисполнителей, внесению корректировок в мероприятия в соответствии с изменениями ситуации на потребительском рынке, в экономике Республики Хакасия |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности Республики Хакасия, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Это особая сфера экономики республики, которая характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие.
Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики республики, опережающая по темпам роста многие отрасли. Торговля выступает ориентиром, связующим звеном при выборе направлений развития производства и доведения товаров и услуг до потребителя.
Оборот розничной торговли в Республике Хакасия в 2014 году составил 65 891,3 млн рублей, в 2015 году - 73 611,5 млн рублей, в январе-декабре 2016 года - 74 645,0 млн рублей, что в товарной массе на 6,3% ниже, чем в январе - декабре 2015 года.
Оборот розничной торговли в Сибирском федеральном округе в 2014 году составил 2 696 933,4 млн рублей, в 2015 году - 2 740 453,7 млн рублей, в 2016 году - 2 797 007,8 млн рублей.
Оборот розничной торговли в целом по Российской Федерации в 2014 году составил 26 356 237,3 млн рублей, в 2015 году - 27 526 793,2 млн рублей, в 2016 году - 28 317 321,7 млн рублей (таблица 1).
Таблица 1
|
Оборот розничной торговли, млн рублей |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Российская Федерация |
26 356 237,3 |
27 526 793,2 |
28 317 321,7 |
Сибирский федеральный округ |
2 696 933,4 |
2 740 453,7 |
2 797 007,8 |
Республика Алтай |
20 730,2 |
21 648,2 |
22 833,4 |
Республика Бурятия |
138 124,8 |
162 560,7 |
167 899,9 |
Республика Тыва |
18 785,7 |
21 581,3 |
21 490,9 |
Республика Хакасия |
65 891,3 |
73 611,5 |
74645 |
Алтайский край |
306 526,3 |
321 229,5 |
326 858,6 |
Забайкальский край |
136 033,7 |
146 940,7 |
153 746,8 |
Красноярский край |
490 612,6 |
473 397,6 |
502 075,8 |
Иркутская область |
285 855,7 |
290 845,1 |
305 112,1 |
Кемеровская область |
335 091,6 |
343 368 |
339 146,6 |
Новосибирская область |
461 744,4 |
444 352,9 |
449 992,5 |
Омская область |
314 167,9 |
306 692,1 |
291 862,4 |
Томская область |
123 369,2 |
134 226 |
141 343,8 |
Оборот розничной торговли Республики Хакасия в расчете на душу населения за 2014 год составил 123,2 тыс, рублей, 2015 год - 137,3 тыс. рублей, 2016 год - 139,0 тыс. рублей;
в Сибирском федеральном округе в 2014 году составил 139,7 тыс. рублей, в 2015 году - 141,9 тыс. рублей, в 2016 году - 144.7 тыс. рублей;
в целом по Российской Федерации в 2014 году составил 180,4 тыс. рублей, в 2015 году - 188,0 тыс. рублей, в 2016 году - 193,1 тыс. рублей (таблица 2).
Таблица 2
|
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, рублей |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Российская Федерация |
180410 |
188 017 |
193 062 |
Сибирский федеральный округ |
139 720 |
141 859 |
144 734 |
Республика Алтай |
97 474 |
100 956 |
105 669 |
Республика Бурятия |
141 496 |
165 812 |
170 767 |
Республика Тыва |
60 063 |
68 576 |
67 775 |
Республика Хакасия |
123 176 |
137 261 |
138 946 |
Алтайский край |
128 376 |
134 925 |
137 844 |
Забайкальский край |
124 928 |
135 400 |
142 227 |
Красноярский край |
171 796 |
165 372 |
174 885 |
Иркутская область |
118 287 |
120 490 |
126 558 |
Кемеровская область |
122 765 |
126 178 |
124 997 |
Новосибирская область |
168 581 |
161 317 |
162 400 |
Омская область |
158 990 |
155 026 |
147 735 |
Томская область |
115 052 |
124 791 |
131 138 |
В 2014 году в структуре оборота розничной торговли по республике удельный вес пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий составил 36,8%, в 2015 году - 37,2% и в 2016 году - 34,8%. Удельный вес непродовольственных товаров составил в 2014 году 63,2%, в 2015 году - 62,8% и в 2016 году - 65,2%.
Доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в Сибирском федеральном округе в 2014 году составила 35,2%, в 2015 году - 37,7% и в 2016 году - 37,3%. Удельный вес непродовольственных товаров составил в 2014 году 64,8%, в 2015 году - 62,3% и за 2016 год - 62,7%.
Доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации в 2014 году составила 37,8%, в 2015 году - 39,6% и в 2016 году - 39,3%. Удельный вес непродовольственных товаров составил в 2014 году 62,2%, в 2015 году - 60,4% и в 2016 году - 60,7% (таблица 3).
Таблица 3
Структура оборота розничной торговли
Российская Федерация |
Доля товаров по годам, в процентах к итогу |
|||||
продовольственных |
непродовольственных |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
37,8 |
39,6 |
39,3 |
62,2 |
60,4 |
60,7 |
|
Сибирский федеральный округ |
35,2 |
37,7 |
37,3 |
64,8 |
62,3 |
62,7 |
Республика Алтай |
42,0 |
43,6 |
45,8 |
58,0 |
56,4 |
54,2 |
Республика Бурятия |
40,0 |
44,3 |
41,8 |
60,0 |
55,7 |
58,2 |
Республика Тыва |
29,5 |
34,2 |
34,4 |
70,5 |
65,8 |
65,6 |
Республика Хакасия |
36,8 |
37,2 |
34,8 |
63,2 |
62,8 |
65,2 |
Алтайский край |
40,2 |
42,7 |
41,8 |
59,8 |
57,3 |
58,2 |
Забайкальский край |
36,5 |
38,8 |
39 |
63,5 |
61,2 |
61,0 |
Красноярский край |
33,2 |
34,8 |
34,7 |
66,8 |
65,2 |
65,3 |
Иркутская область |
31,7 |
33,5 |
34,8 |
68,3 |
66,5 |
65,2 |
Кемеровская область |
37,8 |
42,5 |
37,9 |
62,2 |
57,5 |
62,1 |
Новосибирская область |
34,2 |
35,8 |
36,6 |
65,8 |
64,2 |
63,4 |
Омская область |
33,4 |
36,8 |
38 |
66,6 |
63,2 |
62,0 |
Томская область |
30,9 |
31,4 |
34,4 |
69,1 |
68, б1 |
65,6 |
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Хакасия на 2018 - 2020 годы оборот розничной торговли (по оценке) в 2017 году составит 76,6 млрд рублей, 2018 год - 80,6 млрд рублей, 2019 год - 84,8 млрд рублей и 2020 год - 89,3 млрд рублей. Оборот розничной торговли за январь-июнь 2017 года в Сибирском федеральном округе составил 1368452,1 млн. рублей, за первое полугодие 2017 года в Республике Хакасия составил 36715,1 млн рублей (таблица 4).
Таблица 4
Оборот розничной торговли за январь-июнь 2017 года
|
млн рублей |
индекс физического объема, в % |
|||
отчетный месяц |
период с начала года |
отчетный месяц к предыдущему месяцу |
отчетный месяц к соответствующему месяцу предыдущего года |
период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года |
|
Сибирский федеральный округ |
237915,7 |
1368452,1 |
101,8 |
101,6 |
100,8 |
Республика Алтай |
1999,4 |
10975,1 |
104,4 |
101,7 |
98,1 |
Республика Бурятия |
14135,9 |
80128,0 |
105,1 |
101,1 |
98,0 |
Республика Тыва |
1731,9 |
10455,6 |
101,8 |
99,8 |
103,2 |
Республика Хакасия |
6295,2 |
36715,1 |
100,8 |
94,7 |
98,0 |
Алтайский край |
27886,8 |
146381,2 |
107,4 |
103,8 |
100,2 |
Забайкальский край |
12764,7 |
74794,9 |
100,8 |
98,6 |
98,5 |
Красноярский край |
41788,5 |
243411,0 |
101,7 |
97,5 |
98,6 |
Иркутская область |
25708,0 |
155113,2 |
97,9 |
100,0 |
101,3 |
Кемеровская область |
28865,6 |
165817,6 |
101,5 |
101,1 |
99,9 |
Новосибирская область |
37972,3 |
220008,5 |
101,8 |
104,8 |
100,3 |
Омская область |
26796,5 |
154881,3 |
99,3 |
109,3 |
110,3 |
Томская область |
11970,9 |
69770,6 |
100,8 |
95,9 |
98,4 |
В крупных торговых предприятиях за предыдущие три года отмечается снижение оборотных средств, по для сохранения ассортимента их пока достаточно. По продовольственной группе товаров отмечается некоторое падение покупательского спроса на импортные товары, а также сокращение спроса на ряд товаров промышленной группы.
Вследствие политических и экономических потрясений в 2015 году в России впервые за 15 лет произошло квартальное снижение реальных доходов населения. Кроме того, индекс потребительского доверия в первом квартале 2015 года опустился до 72 пунктов (за период с 2005 года). Сжатие потребительского спроса привело к тому, что оборот розничной торговли в России резко упал: по итогам октября - на 11,7% в годовом исчислении.
Из-за высокой арендной платы закрываются предприятия "шаговой (пешеходной) доступности", возрастает доля вакантных площадей в торговых центрах городов Республики Хакасия. Многие сетевые компании в 2014 - 2016 годах отказались от новых инвестиционных проектов, осуществляют закрытие нерентабельных магазинов.
Сложившаяся ситуация имеет и положительные моменты - освобождение потребительского рынка республики от слабых и неэффективных компаний, возможность повысить логистику предприятий, упорядочить внутренние финансы и подкорректировать ценовую политику.
Эффективность бизнеса торговой отрасли напрямую зависит от экономического положения населения Республики Хакасия. Часть жителей республики сокращает уровень потребления в силу снижения доходов, недоступности дешевых кредитов, а также роста цен на товары.
Доход среднестатистической семьи в целом по стране в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 5-7%. Имея в наличии меньше денежных средств, потребители вынуждены экономить. Почти половина россиян собирается перераспределить семейный бюджет в пользу только самого необходимого, чтобы противостоять кризисной ситуации в стране. Чаще всего россияне готовы экономить на таких статьях, как развлечения (37%), путешествия (32%) и деликатесы (30%). Во вторую группу риска в плане сокращения расходов попали одежда и обувь (21%), рестораны (21%), алкоголь и еда в целом (по 15%), а также гаджеты (15%). Переход россиян к режиму экономии уже повлек за собой снижение объемов производства. Так, по данным мониторинга Министерства экономического развития Российской Федерации за январь-октябрь 2015 года, объемы выпуска одежды в России уменьшились в годовом исчислении на 22,6%, обуви - на 16,3%. Продажи непродовольственных товаров, на которых теряющие свои доходы люди экономят в первую очередь, сократились сразу на 12,5%.
За период январь-ноябрь 2016 года денежные доходы населения Республики Хакасия сложились в сумме 121439,5 млн рублей и увеличились по сравнению с январем-ноябрем 2015 года на 1,5%, денежные расходы населения составили 128963,3 млн рублей и уменьшились по сравнению с январем-ноябрем 2015 года на 3,7%. Превышение денежных расходов населения над денежными доходами составило 7523,8 млн рублей.
В январе-ноябре 2016 года денежные доходы на душу населения составили 20567 рублей, денежные расходы населения - 21841,2 рубля, реальные денежные доходы в январе-ноябре 2016 года снизились по сравнению с январем-ноябрем 2015 года на 4,1%, реальные денежные расходы на 9%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-ноябре 2016 года снизились по сравнению с январем-ноябрем 2015 года на 4,9%.
Из всего объема денежных доходов население в январе-ноябре 2016 года потратило на покупку товаров и оплату услуг 86458,5 млн рублей, или 71,2%;
на оплату налогов и обязательных платежей - 15675,5 млн рублей (12,9%).
Увеличение денежных расходов республиканских семей и рост цен привели к значительным изменениям в потребительских предпочтениях. Новая модель поведения на торговом рынке характеризуется увеличением объема продаж на торговых предприятиях эконом-класса и его уменьшением в более дорогих сегментах торговли. Наблюдается явный процесс переориентации покупателей республики на дискаунтеры (тип магазина, торгующего в розницу по ценам, приближенным к оптовым);
снижается поток покупателей в супермаркетах;
сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения;
снижается спрос на товары длительного пользования. За предыдущий трехлетний период резко упали продажи в более дорогих магазинах городов республики, сократилась реализация промышленных товаров.
Уровень развития торговли неоднороден по регионам Российской Федерации. Это выражается как в уровне цен, обеспеченности населения площадью торговых объектов современных форматов, товарным ассортиментом, то есть показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе.
В Республике Хакасия торговля в большей степени развивается в городах, что объясняется более высокой, в сравнении с районными центрами муниципальных образований, привлекательностью отрасли ввиду более высокого спроса и платежеспособности населения.
Во исполнение пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 года N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754" в Республике Хакасия постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.06.2017 N 294 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности и населения площадью торговых объектов для Республики Хакасия" утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Хакасия, а именно:
а) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;
б) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения;
в) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов;
г) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках.
Указанные нормативы определяют нижние (минимальные) пороги обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Хакасия.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям. Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов входит в число индикаторов, отражающих качество жизни населения региона.
В настоящее время отдаленные и труднодоступные территории республики зачастую характеризуются дефицитом или даже полным отсутствием торговых площадей. В связи с этим указанные нормативы для муниципальных образований учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, муниципальных программах развития торговли, а также при разработке схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории муниципальных образований Республики Хакасия.
Обобщение анализа состояния и тенденций развития торговли в Республике Хакасия выявило проблему, на решение которой направлена региональная программа "Развитие торговли в Республике Хакасия (2018-2020 годы)" (далее - Программа), - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей Республики Хакасия на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Кроме того, указанная проблема обусловлена рядом составляющих ее основных проблем, присущих торговой отрасли Республики Хакасия и требующих системного решения программным методом в ближайшей и среднесрочной перспективе, а именно:
несовершенство правового регулирования в сфере торговли;
недостаточный уровень развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
недостаточная ценовая доступность товаров для населения Республики Хакасия;
недостаточный уровень обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
недостаточный уровень развития системы товаро обеспечения и логистики, развитие оптовой торговли;
низкая деловая активность хозяйствующих субъектов;
недостаточный уровень развития сельской торговли;
недостаточное информационное обеспечение торговли;
нерешенный вопрос занятости и кадрового обеспечения отрасли;
недостаточный уровень обеспечения условий для развития конкуренции;
недостаточный уровень принятия муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных проблем развития торговли программно-целевым методом определена гаки ми основными факторами как масштабность, сложность и многообразие проблем, присущих отрасли;
необходимость комплексной увязки мероприятий Программы;
консолидации усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и бизнеса.
2. Основные задачи и цель Программы
Торговля - комплексный и системообразующий сектор экономики республики, развитие которого обеспечивает баланс цели и задач Программы со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия, утвержденными постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605 "Об утверждении стратегических приоритетов социально- экономического развития Республики Хакасия до 2020 года".
Основными целями и задачами, определенными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия, являются повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия, увеличение его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепление позиций Республики Хакасия среди субъектов Российской Федерации. Социально-экономическое положение Республики Хакасия к 2020 году должно характеризоваться реальным улучшением параметров качества жизни населения Республики Хакасия. Стратегические задачи и цели планируется достигнуть в том числе и путем реализации мероприятий Программы.
Кроме того, основной целью Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 25.12.2014 N 2733, является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности. Иными словами - построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли, а именно:
потребителя (в пределах места жительства и работы имеет возможность приобретать товары, в том числе отечественного и местного производства, на свой вкус, но справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях, с возможностью выбора разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, то есть на конкурентных условиях);
производителя любого объема качественной и востребованной продукции (имеет возможность удобно, предсказуемо, выгодно и гарантированно сбывать свой товар);
субъекта торговли - предпринимателя (выполняет функцию по соединению интересов потребителей и производителей и транслирует производителю запросы и предпочтения потребителей, имеет возможность легально осуществлять торговую деятельность, комфортно открывать, вест и и расширять свой торговый бизнес).
Таким образом, цель и задачи Программы сформированы с учетом целей и задач, утвержденных в выше обозначенных нормативных правовых актах, определены исходя из необходимости сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов на решении основных проблем функционирования и развития торговли в Республике Хакасия и отличаются следующими свойствами: значимость для Республики Хакасия;
достижимость в пределах срока реализации Программы;
возможность проверки факта достижения запланированных результатов (конкретных значений качественных и количественных показателей, индикаторов).
Цель Программы - решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия.
Задачи Программы:
совершенствование правового регулирования в сфере торговли;
формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Республике Хакасия в целом;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия;
содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли.
Задача 1. Совершенствование правового регулирования в сфере торговли
В рамках первой задачи в целях совершенствования правового регулирования в сфере торговли и приведения нормативных правовых акт в Республики Хакасия в соответствие с федеральным законодательством необходимо:
своевременное приведение в соответствие с современными требованиями отдельных положений действующего законодательства, обновление республиканского законодательства с учетом принятых федеральных законов;
исключение двойственного толкования положений отдельных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность торговых организаций (любые положения нормативных правовых актов республики в случае допущения неоднозначности толкования должны быть расширены и дополнены соответствующими определениями и понятиями);
исключение избыточного регулирования, повышающего уровень отраслевых издержек, снижающего инвестиционную привлекательность отрасли, создающего почву для административных барьеров.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга нормативных правовых актов в сфере торговли, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере торговли (по мере необходимости).
Задача 2. Формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Республике Хакасия в целом
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Хакасия, является недостаточный уровень развития инфраструктуры розничной торговли, неприспособленность инфраструктуры для развития современных форматов торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. К проблемам в области инфраструктуры розничной торговли 01 носятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли;
недостаточный уровень развития кооперации;
наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.
Размещение сети торговых объектов на территории Республики Хакасия характеризуется неравномерностью как по городам, так и по муниципальным районам республики. Недостаток стационарной сети предприятий, предоставляющих товары повседневного спроса, особенно проявляется в отдаленных муниципальных образованиях Республики Хакасия, где население испытывает наибольшую потребность в развитии сети предприятий "шаговой (пешеходной) доступности".
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что позволит проводить работу по отслеживанию текущей ситуации с целью недопущения снижения показателя по информированию населения и всех заинтересованных лиц о фактической обеспеченности площадью торговых объектов в Республике Хакасия;
реализации мероприятия по развитию нестационарной и ярмарочной торговли (утверждение, своевременное внесение изменений (дополнений) в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований Республики Хакасия с учетом необходимости устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния на инфраструктуру соответствующего муниципального образования);
реализации мероприятия по предоставлению в аренду имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), что приведет к увеличению количества объектов стационарной торговли (вне рынка), а также других мероприятий.
Так, в целях увеличения сети торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), Правительством Республики Хакасия предоставлено в аренду имущество (помещения), относящееся к государственной собственности Республики Хакасия. По состоянию на 01.10.2017 заключено 43 договора аренды (общей площадью 1518,0 м2) с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по реализации продовольственных и непродовольственных групп товаров.
Далее, в рамках решения поставленной задачи посредством проведения еженедельного мониторинга цен на товары, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет достигнуто повышение экономической доступности товаров для населения, что обеспечит своевременное выявление необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости;
выявление причин указанного роста;
информирование населения о фактическом уровне цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия, а также принятие мер по стабилизации цен.
Сектор торговли Республики Хакасия со средними (умеренными) ценами и качеством товаров развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях Республики Хакасия, а также на жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.
Следствием высокой дифференциации доходов являются существенные различия в структуре и уровнях расходов и фактического потребления товаров и услуг населением по доходным группам. Это определяет высокую зависимость уровня потребления в малообеспеченных семьях от изменения цен на товары первой необходимости, включая основные продукты питания. Структура сферы торговли Республики Хакасия должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров.
В последние годы механизмы рыночного регулирования несколько приспособили торговлю Республики Хакасия к доходной структуре ее населения.
Показателем этого процесса является деятельность предприятий розничной торговли, торгующих широким ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных (предприятия сети "Красный Яр" (9 супермаркетов);
сеть магазинов "Светофор" (12 магазинов);
сеть магазинов "Командор" (21 супермаркет), "Аллея" (2 супермаркета);
ООО "ВСК-Импульс" и ООО "ВСК-Звезда" (11 супермаркетов);
ООО "Власта" (18 магазинов);
сети магазинов "Ролби" (5 магазинов), "Мир мяско" (8 магазинов);
сеть магазинов "Светофор" (12 магазинов);
сеть магазинов "Папа светофор" (14 магазинов) и 1 гипермаркет "Магнит" (г. Саяногорск), "Эльдорадо", "Эксперт", "DNS Технопоинт" (сеть дискаунтеров), "Связной" (магазины электроники), RBT.ru (магазины бытовой техники и электроники) и т.п.), ориентированных на население с доходами на среднем уровне и ниже по всей Республике Хакасия.
Тем не менее, механизмов рыночного регулирования пока недостаточно для решения проблемы ценовой доступности для всего населения Хакасии. Во-первых, торговых предприятий, реализующих продукцию по относительно низким ценам, в Республике Хакасия недостаточно. В розничной торговле в последние годы не происходит должного развития низкоценового сегмента. Во-вторых, население с доходами ниже прожиточного минимума нуждается в дополнительной поддержке, поскольку предлагаемый дискаунтерами уровень цен не обеспечивает ему потребление на уровне стандартов потребительской корзины.
Обеспечение ценовой доступности товаров для всех социальных групп населения является одной из главных социальных проблем развития торговли Республики Хакасия в ближайшей и среднесрочной перспективе.
В соответствии с действующим законодательством в сфере торговли хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Тем не менее, Правительством Республики Хакасия проводится еженедельный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия (перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения") с обязательным размещением информации о проведении указанного мониторинга на официальном портале органов государственной власти Республики Хакасия.
Кроме того, в целях своевременного реагирования на изменение цеп на социально значимые продовольственные товары во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Правительством Республики Хакасия в 2016 году осуществлялся ежеквартальный оперативный мониторинг розничных цен по информации, предоставляемой от муниципальных образований Республики Хакасия согласно формам отчета, утвержденным Минпромторгом России.
Минпромторг России письмом от 29.12.2016 N ЕВ-85627/08 проинформировало о прекращении предоставления отчетов о мониторинге розничных цен в ежеквартальном режиме (в адрес Минпромторга России от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 21.12.2016 N 3, под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича, Минпромторгу России поручено продолжить мониторинг ценовой ситуации с переходом на использование данных Росстата. Вместе с тем в случаях резкого ухудшения ценовой ситуации, субъектам Российской Федерации рекомендовано оперативно информировать об этом Минпромторг России. В связи с этим Правительством Республики Хакасия продолжается осуществление еженедельных выездных мониторингов предприятий торговли по перечню социально значимых товаров с еженедельным размещением результатов их проведения на официальном сайте Правительства Республики Хакасия.
Далее, в рамках поставленной задачи предполагается проведение ежегодного мониторинга качества потребительских товаров, реализуемых на территории Республики Хакасия, нарушений норм и правил торговли, опубликование результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с последующими изменениями) завершился переход от "качества", как основного объекта государственного нормирования и контроля, к "безопасности", в первую очередь потребительских товаров.
Развитие торговли не может осуществляться без конкуренции товаропроизводителей, без реализации конкурентоспособных товаров, без обеспечения их безопасности и качества для потребителей. Основная причина появления на потребительском рынке Республики Хакасия некачественных и опасных товаров - отсутствие у большинства товаропроизводителей реальной возможности выпускать конкурентоспособные по качеству товары (использование устаревших технологий, низкое качество комплектующих изделий, отсутствие постоянных поставщиков сырья и комплектующих), мотивации к повышению качества товаров (услуг). Кроме того, на многих предприятиях ослаблен производственный контроль качества и безопасности выпускаемой продукции, ощущается нехватка квалифицированных специалистов.
Продвижение многих товаров от производителя до потребителя осуществляется в несколько этапов путем их неоднократной перекупки, что осложняет определение степени ответственности изготовителя и продавца за качество и безопасность товара. Ослаблен контроль качества и безопасности товаров, осуществляемый в оптовой и розничной торговле.
Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованной торговли - на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основная масса подобной продукции. Существование "теневых" каналов товародвижения, тесно связанных с неорганизованной торговлей, выводит из системы контроля качества и безопасности значительные объемы потребительских товаров.
Обеспечение безопасности и качества товаров должно быть ориентировано на предотвращение производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции.
Выполнение мероприятия будет способствовать своевременному выявлению и предотвращению производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции, реализуемой на территории Республики Хакасия;
информированию и усилению внимания населения, производителей и потребителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества и безопасности товаров, активизации работы по ее решению.
Кроме того, в рамках поставленной задачи предусмотрены мероприятия по развитию системы товаро обеспечения и логистики, развитию оптовой торговли.
Во времена формирования рыночных отношений в нашей стране установилось и стало быстро разворачиваться новое научно-практическое направление - логистика. Логистика сочетает в себе совершенно новые, неизвестные и не применяемые ранее в Республике Хакасия принципы организации и управления предприятиями, в том числе транспортными компаниями, различными объединениями и фирмами, так или иначе связанными с продвижением товаров на рынок. Фактически управление предприятием от стадии его формирования и до конечной цели - предоставления товаров потребителю - поменялось. Новое понятие позволило оптимизировать все бизнес-процессы.
На данном этапе развития торговой отрасли Республики Хакасия необходимо совершенствование системы товаро обеспечения и логистики посредством организации и регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Наряду с проблемой недостаточного уровня развития инфраструктуры розничной торговли в Республике Хакасия существует проблема неразвитости инфраструктуры оптовой торговли. Основное беспокойство у торговых организаций вызывает низкая обеспеченность дорогами многих муниципальных образований Республики Хакасия и отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие населенные пункты, нарушает процесс товарообмена. Ситуация с развитием складских площадей складывается аналогично. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.
Также в целях совершенствования системы товаро обеспечения и логистики, развития оптовой торговли, организации и регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, управления товарными запасами, решения проблем дефицита торговых площадей, создания инфраструктуры товародвижения в рамках Программы предусматривается реализация мероприятия по стимулированию инвестиционных проектов, направленных на строительство (реконструкцию, модернизацию) на территории Республики Хакасия предприятий современных форматов торговли, связанных с реализацией, приемом и хранением сельскохозяйственной продукции и других групп товаров (в том числе организаций, оказывающих логистические услуги в сфере торговли).
Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24.12.2010 N 709 "О создании открытого акционерного общества "Дирекция республиканских рынков" с участием Республики Хакасия. На Дирекцию республиканских рынков возложено строительство сети сельскохозяйственных рынков на территории Республики Хакасия, первым этапом было запланировано возведение комплекса сельскохозяйственного рынка на территории города Абакана.
В настоящее время республиканский сельхозрынок успешно функционирует, его площадь составляет 3 512,3 м2, количество торговых мест, всего - 226, из них:
холодильных витрин и прилавков - 101;
открытых торговых прилавков (мясо, овощи-фрукты, специи) - 126;
павильонов в здании рынка - 19;
киосков - 8.
Второй этаж (площадью 370 м ) занимает промышленная группа товаров - это хозяйственные товары и одежда. Количество торговых мест на открытой территории - 180.
По состоянию на 01.10.2017 заключено 116 договоров о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке с товаропроизводителями, из которых:
18 договоров заключено с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство на территории Республики Хакасия;
28 договоров с главами крестьянских (фермерских) хозяйств, действующих на территории Республики Хакасия;
13 договоров с юридическими лицами - товаропроизводителями Республики Хакасия;
57 договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, действующими на основании дилерских договоров, заключенных с производителями Республики Хакасия;
8 продавцов мяса (КФХ, ЛПХ), получив все, предусмотренные действующим законодательством разрешительные документы, соблюдая все необходимые требования, осуществляют деятельность по производству и реализации фарша на рынке.
За указанный период было предоставлено 3240 льготных мест лицам, ведущим личные подсобные хозяйства, и ремесленникам.
На рынке осуществляют торговлю производители известных в Республике Хакасия и за ее пределами брендов таких товаров, как хлеб, овощи, полуфабрикаты, мясные деликатесы, местная рыба и другие.
На открытой торговой площадке сельскохозяйственного рынка проводятся "Ярмарки выходного дня" с организацией торговли автолавок, стационарных и нестационарных палаток с возможностью подключения холодильного оборудования. На ярмарках широко представлена продукция нового урожая - молодой картофель, томаты, мед и другие виды продукции по ценам сельхозтоваропроизводителей. Практика проведения таких ярмарок будет продолжена.
Администрация ОАО "Дирекция республиканских рынков" в целях снижения цен на социально значимые продовольственные товары организовала собственные отделы по реализации сельскохозяйственной продукции, поставляемой напрямую от фермеров: отдел по реализации мяса говядины, овощной отдел, отдел по реализации разливного молока. Цены на реализуемые продукты в этих отделах ниже на 15-20% от установившихся на республиканском рынке. Это позволило сдерживать цены других арендаторов республиканского рынка и, по оценке независимых средств массовой информации, вывело республиканский рынок среди аналогичных рынков города в категорию предприятий с самыми низкими ценами.
Таким образом, в целях обеспечения населения качественной сельскохозяйственной продукцией сельскохозяйственный рынок решает ряд задач по поддержке местных сельхозтоваропроизводителей, обеспечению конкуренции и снижению цен на товары сельскохозяйственного производства, установлению прямых хозяйственных связей "производитель - покупатель" (минуя посредников), созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджет Республики Хакасия.
Для решения поставленной задачи в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 N 781, предусмотрено предоставление субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным на приобретение технологического и холодильного оборудования для торговли, запасных частей к нему, бытовых приборов для торговли;
приобретение комплектного оборудования для возведения торговых площадок и сельскохозяйственных кооперативных рынков (в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации), а также на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции.
Также в целях повышения конкурентоспособности и обеспечения свободного выхода российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям на потребительский рынок республики, оказания содействия в наращивании производства российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям, в стабилизации процессов ценообразования на продукты питания, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от российских и местных производителей, развития фирменных торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий, уменьшения степени зависимости потребительского рынка республики от иностранных поставщиков предусматривается реализация мероприятия по развитию торговли товарами российских и местных производителей товаров, местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий (в том числе фирменной торговой сети сельскохозяйственных и промышленных предприятий).
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться в том числе и посредством предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление грантов, субсидий) (в рамках реализации подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия" государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017-2021 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 N 530).
В целях продвижения продукции местных товаропроизводителей необходимо создание благоприятных условий для развития и обеспечения свободного выхода на региональный и межрегиональный рынки.
Далее, в целях информационного обеспечения торговли, во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в республике продолжается работа по формированию торгового реестра Республики Хакасия. С органами местного самоуправления муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия подписаны соглашения по информационному взаимодействию в части предоставления сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров).
Формирование торгового реестра Республики Хакасия позволяет создать систему мониторинга отрасли, отслеживать ее динамику и проводить анализ.
В целях информационного обеспечения хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления Республики Хакасия и других заинтересованных лиц по вопросам организации и ведения торговли помимо ежеквартального опубликования обобщенных сведений из торгового реестра Республики Хакасия осуществляется и систематическое обновление информации о состоянии торговой отрасли республики.
Также в рамках решения поставленной задачи Программой предусмотрены мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения отрасли. Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами большую часть экономически активного населения, занятого в экономике Хакасии, с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по республике. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены, главным образом, быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям учебными заведениями Республики Хакасия.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии.
Основными инструментами снижения дефицита квалифицированного персонала для торговых предприятий Республики Хакасия являются планирование потребности сферы торговли Республики Хакасия в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе;
трудоустройство безработных граждан и незанятого населения на свободные рабочие места (вакантные должности) в сфере торговли;
профессиональное обучение учащихся, подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и работников торговых предприятий по профессиям (специальностям), востребованным в сфере торговли, на базе учебных заведений республики (училищ среднего профессионального образования, лицеев, техникумов), осуществляющих обучение основным торговым специальностям (контролер-кассир, продавец и т.д.), в целях обеспечения потребности работодателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли, в квалифицированной рабочей силе.
В рамках решения поставленной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по проведению комплексного исследования потребности в кадрах для торговой отрасли, наличия дефицита кадров в разрезе специальностей и направлений подготовки;
оказанию содействия работодателям, осуществляющим деятельность в сфере торговли, в подборе необходимых работников;
профессиональному обучению безработных граждан по профессиям (специальностям), востребованным в сфере торговли.
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться в том числе посредством реализации мероприятий по повышению уровня занятости экономически активного населения, созданию системы профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, формированию единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услугах, повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Хакасия (в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Республики Хакасия (2016-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 559).
Кроме того. Программой предусмотрены мероприятия по обеспечению необходимого уровня конкуренции, что является одним из ключевых факторов для развития торговли республики, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.
Для того, чтобы возможность появления новых конкурентов, новых поставщиков и покупателей из других регионов или из других стран была реальной, в Республике Хакасия должны быть созданы привлекательные условия для ведения бизнеса и для жизни населения. Необходимо предпринять меры, которые приведут к повышению привлекательности республики с тем, чтобы на ее территории появились новые хозяйствующие субъекты, что, в свою очередь, вызовет усиление конкуренции на региональном рынке и позволит сформировать развитую конкурентную среду.
Кроме того, в целях повышения конкурентоспособности и содействия продвижению продукции местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий на потребительский рынок, наращивания производства, стабилизации процессов ценообразования на продукты питания, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от производителя в Республике Хакасия необходимо развивать каналы прямой доставки сельхозпродукции потребителю посредством розничных рынков, ярмарок выходного дня, развозной торговли.
Для решения поставленной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по проведению ежегодного мониторинга выполнения антимонопольных требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и анализа их влияния на развитие конкуренции в сфере торговой деятельности республики.
Задача 3. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия
В рамках третьей задачи предполагается организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организующего характера, содействие выставочно-ярмарочной деятельности в целях развития каналов прямой доставки продукции потребителю, обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а также проведение семинаров-совещаний с участием сельхозтоваропроизводителей республики и местных представителей торговых сетей в целях организации их взаимодействия и разъяснения проблемных вопросов.
Также Программой предусмотрены мероприятия по развитию сельской торговли. В качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами малые предприятия объединяются в кооперативы - увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Потребительская кооперация Республики Хакасия - важная социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги. Компании, состоящие в кооперации, более конкурентоспособны и эффективны по сравнению с независимыми игроками.
Основной целью оказания поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, организациям потребительской кооперации, осуществляющим торгово-закупочную деятельность в сельской местности, является содействие в обеспечении доступа на новые рынки, расширении ассортимента, обеспечении доступа к новым технологиям, наращивании мощностей и снижении издержек.
В целях развития сельской торговли, оказания поддержки местным сельхозтоваропроизводителям по вопросам производства и реализации своей продукции и увеличения объема продукции местных сельхозтоваропроизводителей, реализуемой на "прилавках" республиканских магазинов, в Республике Хакасия сохранен и успешно работает Хакасский республиканский Союз потребительских обществ "Хакреспотребсоюз" (далее - Хакреспотребсоюз).
В зоне деятельности потребительской кооперации по Республике Хакасия насчитывается 37 сельских населенных пунктов с численностью проживающего населения 54898 человек: Аскизское - обслуживает семь населенных пунктов (10113 человек);
Алтайское - обслуживает восемь населенных пунктов (17792 человека);
Ширинский райпотребсоюз - обслуживает 14 населенных пунктов (18273 человека);
ПО "Общепит Хакреспотребсоюза" - обслуживает один населенный пункт (3097 человек);
Московское потребительское общество - обслуживает три населенных пункта (1427 человек);
Усть-Уйбатское потребительское общество - обслуживает три населенных пункта (2950 человек);
Абаканское потребительское общество обслуживает один населенный пункт (1250 человек).
Также один магазин находится в г. Абакане.
Кроме того, магазины потребительской кооперации находятся в восьми населенных пунктах, относящихся к малым и отдаленным селам. Также в рамках действия подпрограммы "Развитие потребительской кооперации в Республике Хакасия" осуществляется развозная торговля в 11 малых и отдаленных сел.
Для обеспечения хозяйственной деятельности и социальной миссии на селе задействованы по системе Хакреспотребсоюза 42 действующих магазина, 16 предприятий общественного питания, 6 цехов и линий в предприятиях общественного питания, семь производственных предприятий.
В совокупном объеме хозяйственной деятельности Хакреспотребсоюза доля розничной торговли составляет 69%, доля оборота общественного питания 14%, заготовительный оборот принятой от населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции - 9%, промышленное производство - 2,5%, оптовая торговля, в том числе поставки товаров социально-бюджетной сфере республики - 4%, оборот платных услуг, оказываемых населению, в том числе бытовых - 1,5%.
Из-за низкой покупательной способности сельского населения кооперативные магазины реализуют в основном продовольственную группу товаров, в которой почти 35% составляют товары первой необходимости: хлеб и хлебопродукты, растительное масло, соль, сахар, чай. Несмотря на то, что содержание магазинов в мелких и отдаленных населенных пунктах убыточно, товары в них реализуются по тем же цепам, что и в районных центрах. В результате уровень рентабельности кооперативной торговли в целом составляет порядка 1%. За счет собственных средств организации потребительской кооперации ежегодно провода ремонт, реконструкции зданий, приобретают оборудование и транспорт.
Важной отличительной особенностью магазинов потребкооперации является тот факт, что практически все магазины - это одновременно приемозаготовительные пункты сельхозпродукции от населения (овощей, плодов, ягод, изделий народных промыслов, а также лекарственно-технического сырья и дикорастущей продукции). Для выделения места исключительно для целей приемозаготовительной деятельности при магазинах недостаточно имеющихся площадей и дополнительного оборудования. Закупаемая продукция от местного населения используется собственными предприятиями в производстве общественного питания, реализуется в розницу и поставляется социальным и бюджетным учреждениям по более низкой цене (снижение транспортных затрат).
Приоритетными направлениями развития потребительской кооперации в Республике Хакасия являются: взаимодействие с органами местного самоуправления по разработке муниципальных программ, проектов по поддержке потребкооперации;
улучшение материальной базы в сфере розничной торговли, внедрение новых форм обслуживания с учетом интересов пайщиков;
наращивание объемов розничной торговли за счет выездной торговли в малонаселенных пунктах;
активизация закупок сельхозпродукции у населения, не только для дальнейшей перепродажи, но и для переработки в собственных целях;
обеспечение максимального освоения ресурсов сельхозпродукции в личных подворьях населения, крестьянских (фермерских) хозяйствах;
организация в районах приемозаготовительных пунктов.
Предприятия, входящие в состав Хакреспотребсоюза, являются постоянными участниками сельскохозяйственных ярмарок, проводимых в рамках республиканских праздников Тун Пайрам, Уртун Тойы, что расширяет доступ населения к местной, недорогой, качественной сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, в целях развития сельской торговли в части организации обеспечения жителей малых сел Республики Хакасия товарами первой необходимости по заранее сформированным заявкам, в республике разработан график заезда автолавок кооперативных организаций в малые населенные пункты Республики Хакасия.
Вместе с тем в республике существует проблема недостаточной привлекательности для бизнеса сельской торговли, особенно в малых и удаленных населенных пунктах. Население труднодоступных территорий республики не имеет доступа к торговым объектам вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой.
В рамках решения поставленной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, развитию торговли в малых и удаленных населенных пунктах.
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться в том числе и посредством реализации мероприятий государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы": предоставление государственной поддержки по направлению повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, в том числе сельскохозяйственных и потребительских кооперативов. В рамках реализации данного мероприятия Программой предусматривается: обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с порядком предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса в Республике Хакасия используются следующие механизмы по повышению эффективности сельскохозяйственной и потребительской кооперации, по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации (в том числе осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности): предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, в том числе по инвестиционным кредитам (займам), на строительство, реконструкцию и модернизацию мясохладобоен и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока;
предоставление субсидий на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования;
предоставление субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на оплату потребленной электроэнергии;
предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, закупающим и перерабатывающим молоко или закупающим и сдающим молоко предприятиям, перерабатывающим молоко.
Кроме того, в рамках реализации подпрограммы "Развитие потребительской кооперации в Республике Хакасия" государственной программы Республики Хакасия "Сохранение и развитие малых и отдаленных сел Республики Хакасия (2016-2018 ходы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 550 (далее - Подпрограмма), внесены изменения в Подпрограмму, а также в Порядок предоставления субсидий организациям потребительской кооперации. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 N 114-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на данное направление поддержки предусмотрено 4 500,0 тыс. руб. (в рамках Подпрограммы дополнительно будут предоставляться субсидии на строительство или реконструкцию перерабатывающих цехов, а также ремонт и монтаж специализированного оборудования).
В целях создания единой комплексной системы развития потребительской кооперации на территории Республики Хакасия Хакреспотребсоюзом разработана Концепция развития системы потребительской кооперации в Республике Хакасия на 2017 - 2021 годы (далее - Концепция). Для реализации запланированных мероприятий предполагается взаимное сотрудничество органов исполнительной власти Республики Хакасия и организаций потребительской кооперации.
Реализация запланированных мероприятий, указанных в Концепции, позволит организациям потребительской кооперации развиваться с учетом передовых технологий управления, производства, общественного питания, заготовительной деятельности, переводя свой потенциал на кластерную основу, где возможно будет получить экономический эффект в виде эффективного перераспределения производства, заготовительной и торговой деятельности, снижения транспортных издержек, получить существенную экономию от масштабности хозяйственной деятельности по каждой отрасли развития.
Задача 4. Содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли
В целях развития муниципальной торговли предусмотрена реализация мероприятий по проведению обучающих семинаров, конференций, круглых столов в целях информационно-методического обеспечения органов местного самоуправления республики по вопросам разработки и реализации муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных задач развития торговли программно-целевым методом определена такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем отрасли торговли Хакасии;
необходимость комплексной увязки мероприятий Программы, консолидации усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и бизнеса.
Программное решение указанных задач позволит достичь поставленные цели Программы: решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия, а также обеспечение качественно нового, более социально ориентированного облика торговли Республики Хакасия, поддержание высоких темпов развития отрасли, увеличение предложения товаров и услуг, создание новых рабочих мест, что обеспечит значительную часть поступлений налогов от торговой отрасли в бюджеты всех уровней. Это полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Хакасия.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Программы)
Посредством реализации программных мероприятий планируется увеличение темпов роста показателей социально-экономического развития Республики Хакасия:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью стационарных торговых объектов (в расчете на 1000 человек);
повышение доступности товаров для населения;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм, способов торговли и потребностей населения Республики Хакасия;
создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей товаров, а также обеспечение роста оборота розничной и оптовой торговли на территории Республики Хакасия:
продажи на одного жителя Республики Хакасия.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определены следующие основные индикаторы, характеризующие ожидаемые результаты реализации Программы:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
повышение доступности товаров для населения;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей товаров.
В связи с большим количеством мероприятий Программы перечень индикаторов дополнен следующими дополнительными показателями:
объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках;
оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка - оборот розничной торговли;
темп роста оборота розничной торговли;
оборот розничной торговли в расчете на душу населения;
оборот оптовой торговли;
темп роста оборота оптовой торговли;
доля налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части бюджета Республики Хакасия.
Дополнительные показатели количественно характеризуют ход реализации, решение основных задач и достижение цели Программы и определяются на основе данных государственного статистического наблюдения. Основные целевые индикаторы не входят в состав данных официальной статистики и имеют следующие алгоритмы их формирования.
Показатель "Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов" - недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью стационарных торговых объектов - 516,0 м2 на 1000 человек. Конечным результатом реализации мероприятия будет не только недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью стационарных торговых объектов, но и обеспечение информированности о реальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью стационарных торговых объектов, а также отслеживание текущей ситуации с целью предупреждения снижения показателя.
Алгоритм формирования показателя "Повышение доступности товаров для населения" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению двух его составляющих показателей: объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках и оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка.
Показатель "Формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов)" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению составляющих его дополнительных показателей: оборот розничной торговли;
оборот розничной торговли в расчете на душу населения;
оборот оптовой торговли.
Алгоритм формирования показателя "Создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей товаров" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению двух составляющих его дополнительных показателей: темп роста оборота розничной торговли;
темп роста оборота оптовой торговли.
Показатели (целевые индикаторы) Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении 1.
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий в рассматриваемый период заключается в достижении ожидаемых непосредственных результатов от реализации каждого конкретного мероприятия Программы.
4. Перечень программных мероприятий
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в разделе 2 Программы, реализуются в соответствии с перечнем программных мероприятий (приложение 2).
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Хакасия и средств внебюджетных источников не предусмотрено.
6. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: 2018 - 2020 годы.
7. Система управления и контроля за реализацией Программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы.
Внесение в Программу изменений, оказывающих влияние на ее параметры, осуществляется по инициативе ответственного исполнителя Правительством Республики Хакасия.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 01 марта года, следующего за отчетным, и направляется в Министерство финансов Республики Хакасия.
Публичность (открытость) информации о ходе реализации и оценке эффективности Программы обеспечивается размещением годовых отчетов на официальном сайте ответственного исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.